6. красочная архитектура. Оштукатуренные кирпичные стены пришлось покрасить. Предпочтение отдавалось красному, зеленому и синему цветам, а белые архитектурные детали, пилястры и лопатки четко выделялись на жирном фоне стен.
Архитектура Санкт-Петербурга
Архитектура всегда была неразрывно связана с историческим периодом, отражая настроения общества, политическую идеологию или концептуальное выражение происходящих процессов. Будучи столицей страны, Санкт-Петербург надолго стал местом архитектурных экспериментов, сохранив яркий отпечаток каждой эпохи, отраженный в том или ином архитектурном стиле.
- Барокко
- Петровское барокко
- Елизаветинское барокко
- Классицизм
- Русский ампир
- Эклектика
- Необарокко
- Неовизантийский стиль
- Неорусский стиль
- Неоготика
- Промышленная архитектура
- Модерн
- Конструктивизм
- Сталинский неоклассицизм
- Советский модернизм
- Современная архитектура
Барокко
Одним из первых архитектурных стилей в Санкт-Петербурге было барокко, которое было очень популярно в Европе во время основания города в 1703 году. Первые здания в центре города были построены в этом стиле, от собора Петра и Павла на Заячьем острове до Университетского пирса.
Петр I был вдохновлен архитектурой барокко во время своих путешествий по Европе, поэтому в Санкт-Петербург были приглашены в основном европейские мастера — Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблонд.
Дворцы, особняки, загородные дома, соборы и церкви были построены в стиле барокко. Самые известные примеры — Зимний дворец, Строгановский дворец, Смольный, Петропавловский и Сампсоневский соборы.
Для барокко характерны великолепные орнаменты, элегантные линии, ориентация на Ренессанс и сочетание больших и малых форм. В Санкт-Петербурге оно менялось с течением времени, так что сегодня различают петровское барокко и елизаветинское барокко.
Петровское барокко
При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, что явно отличало его от типичного стиля Западной Европы. Питер принимал активное участие в проектировании основных зданий, поэтому его личные предпочтения нашли в них заметное выражение: Стремится к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом, барочная утонченность, столь необычная для России на первый взгляд, была сглажена относительно минималистской адаптацией при Петре. Эти формальные особенности сохранились и при Анне Иоанновне.
Типичными примерами являются залы Кики, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.
Елизаветинское барокко
Елизаветинское барокко также называют «растреллиевским» — по имени главного архитектора этого короткого, но блестящего периода. Он характеризуется большой пышностью, богатой изысканной орнаментацией как на фасаде, так и в интерьере, часто переходящей в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены достопримечательности Санкт-Петербурга, оказавшие значительное влияние на облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский дворец и Большой Петергофский дворец.
Классицизм
Классицизм развивался одновременно с барокко со второй половины XVIII века и впоследствии на несколько десятилетий вытеснил все другие архитектурные стили. Большинство известных достопримечательностей города относятся к классицизму.
Расцвет классицизма пришелся на время правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения. Внимание архитекторов было сосредоточено на антикварных заказных работах, скульптурах и композициях. Античные скульптуры на фасадах домов, которые сегодня встречаются часто, в то время были новинкой для Санкт-Петербурга и России и выглядели очень необычно.
Классицизм делился на ранний, строгий и поздний классицизм, из которого постепенно выделился русский ампир. Эпоха каждого императора от Екатерины Великой до Александра Македонского отражена в воплощении произведений классицизма.
В раннем классицизме строились только дворцы, загородные дома и административные здания. Позже произошла первая демократизация общества и, соответственно, архитектуры: и королевские, и аристократические поместья и особняки строились в одном стиле, что было бы немыслимо в эпоху барокко. Барочное великолепие казалось неуместным и преувеличенным.
Характерным, помимо обращения к античности, является единообразие и завершенность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). В нем есть спокойная элегантность и утверждение императорской власти без лишней страсти. Этот период часто называют золотым веком архитектуры.
Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных домов, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.
Русский ампир
Продолжая развитие классицизма, он отражал развитие национального самосознания и утверждение Российской империи на международной арене. В монументальных произведениях архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — флот) и имперскую мощь (Триумфальная арка).
Не отступая от традиций классицизма, широкое распространение получили украшения с военной тематикой, усилилось влияние античности (скульптуры, колонны и пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греками и римлянами и ссылки на события в Римской империи и Древней Греции (Александрстеле).
Империя уже не имела значения, как и изменения в обществе: это была нестабильность, ускоренная демократизация после отмены крепостного права и отсутствие абсолютного контроля над всеми архитектурными произведениями.
Наиболее важными примерами являются Арка Главного штаба, которая закрывает всю Дворцовую площадь, Адмиралтейская арка, Триумфальная арка Нарвы и Москвы.
Многие элементы стиля русского ампира были позже возвращены, но в схожих обстоятельствах — в 1930-х и 1950-х годах: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументальности.
Петровское борокко
Заголовок | Конструкции и архитектура |
См. | реферат |
Язык | Русский |
Дата добавления | 08.01.2015 |
Размер | 23,7 K |
Студенты, аспиранты и молодые ученые, которые используют базу знаний для своей учебы и работы, будут очень благодарны.
Имеется в наличии.http://allbest.ru
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Студент I курса
Колтаков Вадим Олегович
Сотрудник по защите данных Кулик С.В.
Введение
Данная тема рассматривается в связи с ее актуальностью: Наш город называют «второй Венецией», и в данной диссертации в одной из глав кратко рассматривается, почему было дано такое название. Каждый житель Санкт-Петербурга должен знать, какие достопримечательности его окружают, стиль и особенности архитектуры, а также историю возникновения «первого петербургского стиля».
На рубеже 17 и 18 веков Средневековье закончилось, и в России началась новая эпоха. Если в западноевропейских странах этот исторический переход занял столетия, то в России он произошел за очень короткое время — в течение жизни одного поколения.
Появление этого стиля связано с желанием Петра утвердить европейский характер архитектуры в России и оторваться от доминировавших до того времени византийских традиций. По приглашению Петра I в Санкт-Петербург стали приезжать известные архитекторы из Европы, чтобы превратить новую столицу в радикально новый город по сравнению с другими российскими городами.
1.
«Барокко характерно для европейской культуры семнадцатого и восемнадцатого веков, центром которой была Италия. Барокко возникло в итальянских городах Риме, Мантуе, Венеции и Флоренции в XVI-XVII веках. Началом триумфального шествия «западной цивилизации» считается эпоха барокко. Барокко контрастировало с классицизмом и рационализмом».
«Для эпохи барокко характерны контрастность, интенсивность, динамизм образов, утонченность, стремление к величию и великолепию, смешение реальности и иллюзии. Согласно Паскалю, человек стал воспринимать себя как «нечто среднее между всем и ничем», как «того, кто воспринимает только видимость явлений, но не способен постичь ни их начало, ни их конец».
Специфика барокко — Архитектура барокко характеризуется пространственной экспансивностью, потоком изогнутых форм, слиянием объемов в динамичную массу, богатым скульптурным декором и связью с окружающим пространством. Стремление выразить овладение человеком природой и стихиями, неисчерпаемость его творческих возможностей, выражается в контрастном сочетании геометрического дизайна регулярных садов и парков, окружающих дворец, с большой протяженностью скульптурных фасадов и внушительными ограждениями парадных залов. В интерьерах — обилие проемов, зеркал, настенных покрытий и графических панелей. Все это создает иллюзию неограниченного пространства.
2. «Питерское барокко
Питерское барокко — это стиль, введенный Петром Великим и использовавшийся при оформлении зданий в Санкт-Петербурге. Он был ограничен условными рамками 1697-1730 годов (архитектурный стиль был основан на образцах шведской, немецкой и голландской городской архитектуры).
Подобные документы
История его развития, особенности возникновения и характерные черты барокко, его роль в мировой архитектуре. Описание храмовой архитектуры в стиле барокко. Особенности русского барокко, сущность и значение пятиглавых храмов в его архитектуре.
Строительство Санкт-Петербурга в первой половине XVIII века. Д. Трезини — создатель «барокко Петра Великого»; слияние национальной традиции с зарубежной в творчестве Леблона, Фонтана, Маттарни, Микетти.
Особенности романтических зданий — церквей и замков. Готический стиль в архитектуре храмов, соборов, церквей и монастырей. Характеристики эпохи Возрождения: симметрия, пропорции, геометрия и расположение частей. Основные черты архитектуры барокко и рококо.
Классицизм и барокко: два стиля одного периода. Логический дизайн и геометрическая форма в архитектуре классицизма. Принцип симметрично-осевых строительных систем. Особенности переходного периода между стилями. Искусство целого в виллах парка.
Понятие и общая характеристика барокко как архитектурного стиля, его особенности и характерные черты. Архитектурные ансамбли Рима, анализ творчества Лоренцо Бернини. Архитектура Петрограда и его окрестностей. Проявления классицизма в архитектуре Западной Европы.
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к началу текста
- вернуться к подобным работам
Суть петербургского барокко отличается от иностранного в основном своей простотой и практичностью. Важной и характерной особенностью зданий времен Петра являются красно-белые фасады и плоские украшения.
В целом, петербургское барокко отличается не только от западноевропейского. В России этот стиль тоже имеет свои особенности. Например, в отличие от московского барокко, или, как его еще называют, «нарышкинского», петербургский стиль особенный и неповторимый.
В архитектуре северного барокко можно наблюдать отказ от всего византийского в пользу симметрии и равновесия. Для зданий характерны акцент на центр, мансардные крыши, полихромия, сдержанность в декоре и украшение окон круглыми арочными проемами.
Характер Петровского барокко
Для архитектурного стиля Санкт-Петербурга характерно использование тосканских элементов. Правда, его толкование было несколько иным. Колонны были заменены на исконно русские «совки», а окна снабжены лепными панелями с усилениями. На углах большинства зданий был сделан рустик — горизонтальный или вертикальный шов в камне.
Архитекторы добавили многочисленные элементы в виде завитков и рам к и без того торжественному виду. Также была предпринята попытка добиться более солидного, смелого вида линий крыш. Обязательным было использование полукруглых фронтонов над выступающими частями. Верхняя часть зданий была дополнительно усложнена статуями.
Барочная архитектура Питера
Санкт-Петербург — один из самых красивых городов мира, где сосредоточено большинство архитектурных памятников России. Туристы со всего мира стремятся посетить его, чтобы своими глазами увидеть творения гениальных архитекторов и понять личные взгляды первого русского царя на архитектуру.
Кафедральный собор Петра и Павла
Одним из первых зданий, построенных в западноевропейском стиле, был собор Петра и Павла. При длине 122,5 метра это третье по высоте здание в городе. Интересно, однако, что это православное здание было построено не так, как строятся русские православные церкви. В отличие от крестообразного купола, собор святых Петра и Павла представляет собой прямоугольное зальное здание с сорокаметровой колокольней на вершине.
Здание Двенадцати колледжей
Еще одна работа иностранного архитектора Доменико Трезини — Дом двенадцати коллегий. Архитектор выполнил все пожелания Петра и воплотил их в двенадцати одинаковых трехэтажных строениях. В то же время каждая секция имеет свою собственную крышу. Величественный вид здания подчеркивается красно-белым фасадом и непрерывной чередой фронтонов.
Летний дворец
Летний дворец Петра I имеет такой же красно-белый экстерьер. Император поручил Трезини выполнить работу, но на этот раз все было по-другому. Архитектор должен был увековечить победу России в Северной войне. Теперь мы можем увидеть рельефы с мифологическими сюжетами. С точки зрения строительства это было простое здание, предназначенное в основном для отдыха императорской семьи.
Парк Барокко
Элементы барокко использовались не только в великолепных зданиях Санкт-Петербурга. На улицах города появились парки и сады с новой концепцией дизайна. Все они тоже обращены на запад и, вероятно, были созданы в результате визита Петра в Версаль.
Летний сад является тому примером. Как и в Версале, на аллеях сада стоят статуи и бюсты.
Стиль барокко Петра Великого по праву выделяется как самостоятельное направление. Да, архитекторы Санкт-Петербурга во многом заимствовали западноевропейскую модель, но оригинальность возведенных в итоге зданий позволяет судить о его полной уникальности.
Видные представители
Барочные архитекторы Петра Великого
Еще до строительства северной столицы Петр I предпринял усилия по привлечению в Россию иностранных архитекторов. Среди них выделяется Доменико Трезини. В его портфолио — некоторые из самых впечатляющих достопримечательностей Санкт-Петербурга, включая Петропавловский собор. Здание не имеет сопоставимых сооружений за рубежом, что еще раз подтверждает уникальность барокко в Санкт-Петербурге.
Помимо Трезини, в его строительстве принимали участие следующие архитекторы.
Микетти, Маттарнови, Шлютер и Дж. М. Фонтана.
Все они внесли свой вклад в стилистический облик столицы и переняли тенденции той школы, которую представляли.
Местные архитекторы успешно перенимали опыт своих западноевропейских коллег. Одним из таких архитекторов был наш соотечественник Михаил Земцов.
Архитектура зданий при Петре I
Как уже упоминалось, в ходе строительства северной столицы возник новый архитектурный стиль, получивший название «барокко Святого Петра» (некоторые ученые называют этот стиль «пилотным барокко» и сравнивают его с европейским «барокко Бернини», который также сочетает в себе черты классицизма, чистого барокко и готики).
Он пришел на смену барокко Нарышкина, и его основными чертами были.
- выверенная симметрия;
- простота и четкость линий объемных зданий;
- пластичность и торжественность деталей;
- акцент на высоте в наиболее значимых зданиях;
- сложность окон;
- двухцветная окраска в штукатурке (красно-белая, реже – сине-белая)
- практичность архитектурных решений.
Петр Алексеевич полностью отказался от византийской традиции в архитектуре, на которой были построены все русские города, включая Москву. Он отдавал предпочтение голландской простоте и немецкой объективности.
Взгляды Петра Великого разделяли и приглашенные им архитекторы. Работа над зданиями Санкт-Петербурга велась приглашенными им архитекторами.
- итальянцы – Д. Трезини, Н. Микетти, Д. М. Фонтан;
- немцы – Г. И. Маттарнови, Т. Швертфегер, А. Шлютер, К. Конрад, И. Ф. Браунштейн, И. Г. Шедель;
- голландцы – С. ван Звитен;
- французы – Ж. Леблон;
- швейцарцы — Н. Ф. Гербель.
Благодаря этому многонациональному составу архитекторов, Петр Великий перенял некоторые черты итальянского барокко и французского классицизма.
Вместе они построили не только вышеупомянутые здания, но и:
- Кронштадт;
- Ораниенбаумский дворец А. Д. Меньшикова;
- Галерную гавань;
- Партикулярную верфь;
- Гостиный двор;
- Конюшенный двор.
Интересно. Идеи Петра Великого воплощали в жизнь не только иностранцы. В строительстве также принимали активное участие такие русские архитекторы, как Иван Коробов, Михаил Земцов, Иван Зарудный и Петр Еропкин. И. Коробов построил здание Центрального Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, И. Царудный — церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь Архангела Гавриила на Чиштинских прудах и выполнил работы по созданию иконостаса Петропавловского собора, а Михаил Земцов был создателем Аничкова дворца.
В целом, городское планирование сформировалось в период правления Петра Великого:
- регулярной застройкой (прямые улицы, пересекающиеся под прямым углом; фасады, вынесенные по линиям улиц; запрет на строительство в глубине дворов);
- практичной застройкой (прежде всего строились военные, государственные, производственные здания);
- ориентиром на высоту (наиболее важные здания венчали шпили).
Проект был централизован и контролировался государством. Санкт-Петербург, например, контролировался специальной строительной комиссией. То же самое касалось и новых городов, таких как Азов и Таганрог.
Петербургское барокко в других городах Империи
Хотя основная строительная деятельность при Петре I проходила в Санкт-Петербурге и его окрестностях, новые и красивые здания возводились и в других городах.
В Москве были построены здания:
- дворец Ф. Я. Лефорта на Яузе;
- Старый Монетный двор;
- церковь Успения на Покровке;
- церковь Знамения в Дубровицах;
- храм апостолов Петра и Павла в Басманной слободе.
В некоторых из недавно присоединенных городов также были возведены здания в стиле петринского барокко. В Таллинне, например, дворец Кадриорг или Екатериненталь (в переводе с немецкого «Катариненталь») был построен для жены царя Екатерины Алексеевны.
Интересно. Во время правления Петра I были построены не только административные здания, дворцы и церкви. Триумфальные арки появились в России. Первый — в 1699 году, сразу после завоевания Азова, второй — в 1703 году, после завоевания Ингрии.
Указ Петра I о запрете каменного строительства
20 октября 1714 года Петр I издал указ, запрещающий строительство каменных домов во всех городах империи, кроме Санкт-Петербурга. Это не было сделано по прихоти: строительство новой столицы началось еще 11 лет назад, и в центре были возведены только каменные здания. Царь хотел привлечь каменщиков со всей России для работы в новой столице, но его мечта о «городе из камня», который должен был соперничать с красотой европейских столиц, так и не была осуществлена. До самой смерти царя Санкт-Петербург напоминал огромную строительную площадку. Закон действовал до 1744 года.
Интересно. Запрет Петра на каменное строительство часто нарушался. Умные люди маскировали свои каменные дома, «раскрашивая их под кирпичи». Если подлог был обнаружен, наказание может быть очень суровым, вплоть до смертной казни.
Историография:
- Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках, СПб.: 1994 год.
- Власов В. Г. Архитектура «петровского барокко». Эпоха. Стиль. Мастера, М.: 1996 год.
- Власов В. Г. «Петровское барокко», М.: 2007 год.
Кикины палаты
Раздел: Архитектура Санкт-Петербурга.
Кикины палаты, пример барочной архитектуры Петра Великого, построены в 1714-1720 гг. архитектором А. Шлютером (вероятно) и другими; реконструированы в 1952-1953 гг. архитектором И. Н. Бенуа.
После ареста и казни «адмиралтейского советника» А. В. Б. Кикина, который помог Алексею Царевичу бежать за границу, здание опального чиновника, в котором размещались коллекции Художественной камеры (первого музея в России), было конфисковано. Туда же была перевезена личная библиотека Петра I, которая впоследствии легла в основу книжного собрания Академии наук. Коллекции оставались в комнатах Кикино до 1727 года. Позже, когда коллекции значительно выросли, Кунсткамеру перевели в новое здание на Васильевском острове.
Дворец А. Меншикова
Раздел: Архитектура Санкт-Петербурга.
Дворец А.Д. Меншикова, приближенного Петра I, на Васильевском острове — одно из первых каменных жилых зданий в Петербурге. Здание, относительно хорошо сохранившееся до наших дней, является ценным памятником городской архитектуры петровских времен. Строительство дворца началось в 1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана и было продолжено архитектором Г. Шеделем. Первоначально дворец состоял из главного здания на набережной и крыльев, разделяющих небольшой двор, окруженный открытым портиком на севере, западе и востоке. На обширной территории рядом с дворцом был разбит регулярный сад со скульптурами, фонтанами, пещерами и вольерами; вдоль Невы был построен дебаркадер, где небольшие лодки могли причаливать недалеко от входа во дворец.
Строгановское барокко
Строгановское барокко — один из стилей русской церковной архитектуры конца XVII — начала XVIII веков, характеризующийся пятиглавым силуэтом и многочисленными лепными украшениями, сочетающий давние традиции русского зодчества с европейским барокко. При Григории Андреевиче Строганове (1656-1715) на строгановских землях началась бурная строительная деятельность. На его средства были построены церкви в Сольвычегодске, в Устюжне Шелезопольской, в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде, в имении Гордеевка под Нижним Новгородом и в Нижнем Новгороде в Посаде. После смерти Строганова церковь Камы в Ужовском была завершена в 1724 году. Архитектор, создавший эти церкви, неизвестен. Искусствоведы предполагают, что проекты зданий с элементами европейского барокко были выполнены рабским художником С. Нарыковым, который учился за границей. Однако это лишь одна из версий об авторстве проектов храмов.
Степан Дементьевич Нарыков был художником. Среди его работ — иконостас с иконами во Введенском соборе в Сольвычегодске.
Особенно интересным примером строгановского барокко является церковь с пятью куполами (каждая глава представляет собой позолоченный крест) — Собор Девы Марии. На колокольне собора находятся колокола, а на вершине башни — флюгер. Церковь имеет конструкцию без колонн (всю нагрузку несут несущие стены). Фасады украшены каменными скульптурами.
Собор Девы Марии. Строгановское барокко. 1701 г. (после позднего пожара восстановлен по заказу жены Строганова).
В 18 веке обе столицы Российского государства начали обрастать дворцами и церквями. В парках были построены богато украшенные дворцы в стиле «русского барокко». Русское барокко делилось на различные течения и стили, в зависимости от мастеров, которые приезжали в Россию из разных частей Европы и привносили в архитектуру особенности своей страны, часто сочетая их с местными архитектурными традициями.
Автор текста: М. Костин