Коллекция картин музея также очень впечатляет. На выставке представлены работы самых известных художников Перми, а также картины всемирно известных мастеров. В музее также имеется впечатляющая коллекция картин, созданных мастерами строгановской школы.
Пермская государственная художественная галерея
Пермь, Комсомольский проспект, 4 Тел. (342) 212-95-24, 212-23-95, сайт http://permartmuseum.ru вторник-суббота 12:00-21:00, пятница-выходные.
Галерея начиналась как художественный музей, открытый в Перми в 1922 году. Самая важная часть коллекции музея была собрана его основателями Александром Сыропятовым и Николаем Серебренниковым, которые исследовали историю культуры Пермского края. В 1920-х годах были организованы исследовательские экспедиции, в результате которых были собраны пермские деревянные скульптуры (так называемые «пермские боги»), золотые лики и декоративные вышивки, предметы культа и строгановские иконы. Вы можете увидеть оригиналы работ известных художников. Музей располагается в здании Спасо-Преображенского собора.
Пермский краеведческий музей «Дом Мешкова»
Пермь, Монастырская улица, 11. тел (342) 257-18-06, 257-12-63, 257-18-09. http://museum.perm.ru Tue-Fri, Fri-Sun 10:00-19:00, Thu 12:00-21:00, Fri free.
Музей расположен в стенах одного из самых красивых домов Перми — виллы предпринимателя Н.В. Мешкова. Здесь рассказывается об истории Пермского края с древнейших времен до конца XX века. Представлены выставки «Культура древнего Прикамья», «Культура горы и завода», «Городская культура», «Культура жителей села Кама», «Революционная культура», «Культура советского общества», «Культура постсоветского общества». Среди уникальных экспонатов — предметы пермского звериного стиля, посох пермского Стефана, действующая модель паровоза 1833 года и др.
Музей Пермских древностей
Ул. Сибирская, 15, Пермь Тел.
В 2011 году был открыт филиал Пермского краевого музея местных традиций, где можно совершить путешествие в прошлое Земли и увидеть следы животных и растений, которые когда-то жили на земле, а также скелеты мамонтов и хищников. Музей в основном ориентирован на детей, но представляет интерес и для взрослых.
Русская живопись XVIII – XIX веков из собрания художественной галереи в г. Пермь
Посещение Пермской галереи начинается с выставки русской живописи XVIII и XIX в. Начиная с портретов неизвестных художников начала XVIII в., мы постепенно будем знакомиться с искусством Российской империи. Мы постепенно познакомимся с историей развития всего русского искусства на протяжении двух веков. От портретов сановников и вельмож мы переходим к академизму XIX века, где представлены картины Брюллова, Верещагина и Бруни. Картины Саврасова, Куинджи, Левитана, Крамского, Репина и Серова — безусловно, самые интересные произведения в Пермской галерее, которые представляют собой вершину развития русской живописи второй половины XIX — начала XX века.
Зарубежное искусство
Зарубежное искусство из коллекции Пермской галереи представлено картинами итальянских, французских и голландских художников, которые являются типичными образцами западноевропейской живописи XVII-XIX веков. Несмотря на то, что в коллекции нет работ известных художников, любители живописи увидят произведения высокого качества. Коллекция зарубежного искусства в Пермской галерее была собрана в конце 1920-х годов из собраний московских музеев и реквизиций из частных коллекций.
Строгановская икона
Коллекция картин — уникальное собрание Пермской галереи с примерами строгановской школы иконописи. Коллекция галереи включает картины, собранные и систематизированные Н. Н. Серебряникова и систематизированы. Известный искусствовед собирал снимки по всему Прикамью: в Ильинском, Верхнекамье (Чердынский и Соликамский районы), в Коми-Пермяцком автономном округе, в бывших шахтерских районах. Коллекция икон открыла миру поистине уникальную и неповторимую школу иконописи, неизвестную широкой публике.
Об иконах Строгановых в Пермской галерее читайте здесь.
Экспонаты и картины Пермской галереи
В настоящее время в Пермской галерее хранится более 50 тысяч экспонатов. Самыми важными экспонатами считаются коллекция деревянных скульптур из церквей Пермского края, русское искусство 18-20 веков и различные предметы искусства из усадьбы Строгановых (от жития до золотого шитья). После открытия галереи в Перми она по советской традиции была заполнена экспонатами из главных сокровищниц России — Эрмитажа и Русского музея. Часть коллекции декоративного искусства Пермской художественной галереи можно увидеть на сайте в разделе «Коллекция».
Постоянные выставки расположены на трех этажах галереи (частично на первых двух этажах и полностью на третьем этаже). Всего в галерее проходит 4 тематические выставки:
- Пермская деревянная скульптура (другое название — «Пермские боги»). Это самая впечатляющая и уникальная коллекция галереи, насчитывающая более 500 экспонатов. Если другие экспозиции являются стандартными для художественных музеев, то подобной коллекции нет ни в одном музее мира. Экспозиция размещается на третьем, самом камерном, этаже в подкупольном пространстве собора. Поднимаясь наверх, кажется, что ты попал в какой-то языческий храм. Здесь представлено удивительное переосмысление своей веры коми-пермяками. В виде деревянных идолов (как когда-то изображались их древние боги) выполнены скульптуры на христианскую тематику: деревянный кровоточащий Иисус, ангелы, архангелы и другие святые, а также резные царские врата. Скульптуры датируются XVII–XIX веками. Все они — оригиналы из храмов на территории Пермского края. В послереволюционные годы, когда храмы стали уничтожаться, Н. Н. Серебренников занялся вывозом скульптур. В настоящее время коллекция известна на весь мир, она экспонировалась в Ватикане, Осаке, Париже и других городах мира.
- Русское искусство. Экспозиция занимает несколько залов. Она начинается с XVIII века, который представлен портретными работами русских мастеров: Аргунова, Рокотова и других. В этом же зале экспонируются архитектурные пейзажи новой столицы — Санкт-Петербурга. Далее представлено искусство XIX–XX веков — от академических художников до авангардистов. В коллекции музея есть немало громких имен: маринист Иван Айвазовский, пейзажи Шишкина, Левитана, Саврасова, авангардные работы Гончаровой, Родченко, Петрова-Водкина и Фалька.
- Древнерусская живопись. Коллекция включает произведения искусства XV–XVIII веков. Среди них: иконы из храмов Средней Руси, Урала и Русского Севера; иконы, сделанные мастерами из Москвы по заказу Строгановых. Наиболее ценный экспонат художественной галереи Перми — икона «Богоматерь Владимирская с лицевым сказанием о чудесах», написанная в 1580 году. Наиболее ранний экспонат — икона «Благовещение», ее создание датируется второй половиной XV века. Коллекция икон размещена в алтарной части галереи, от остального пространства ее отделяет иконостас. Это подлинная часть церкви, сохранившаяся с начала XIX века.
Режим работы
Пермская галерея открыта со вторника по воскресенье. Понедельник — ваш выходной. Точные часы работы Пермской галереи зависят от дня недели:
- Вторник, среда, пятница и суббота : с 10:00 до 19:00.
- Четверг : 12:00 до 21:00.
- Воскресенье : 11:00 до 19:00.
Касса закрывается за полчаса до окончания мероприятия. Часы работы Пермской галереи в предпраздничные и праздничные дни смотрите на официальном сайте.
Цены на билеты
Билеты в Пермскую галерею можно приобрести только на месте в кассе. В качестве средств оплаты принимаются наличные и банковские карты.
Как и большинство государственных музеев Прикамья, Пермская галерея открыта бесплатно для детей, студентов и пенсионеров в третью среду каждого месяца. Дети до 14 лет и некоторые другие категории граждан, имеющие право на скидку, могут посещать музей бесплатно. Полный каталог доступен на официальном сайте Пермской художественной галереи.
Вы также можете бесплатно посетить выставки Пермской галереи в дни работы.
Пермская художественная галерея в разное время года
Независимо от времени года, галерея удивит и порадует вас. Музей регулярно обновляет свои экспозиции — ежегодно здесь проходит более 20 временных выставок. Когда вы вернетесь в Пермь через месяц или два, вы обязательно увидите что-то новое.
Где сделать красивые фото
В зале с деревянной скульптурой и плакатом Pyskor каждый уголок будет иметь успех. Запечатлейте фигуры в фантазийных позах, запечатлейте их мимику и положение в пространстве.
Обязательно сфотографируйте само здание собора — хорошие снимки можно сделать с берега Камы или с речного трамвайчика, который регулярно курсирует по великой реке в сезон судоходства.
Расписание работы и билеты
Галерея открыта для посетителей со вторника по воскресенье. Часы работы:
- среда, пятница и суббота – с 10.00 до 19.00;
- вторник и четверг – 12.00 до 21.00;
- воскресенье – 11.00 до 19.00.
Для взрослых посещение музея стоит 150 рублей, для пенсионеров и студентов — 80 рублей. Вход для детей бесплатный.
История
Музей науки и промышленности был открыт в Перми в 1890 году, и вскоре в нем появился раздел изобразительного искусства. В 1922 году в здании был открыт Художественный музей.
В 1920-х годах коллекция пополнилась экспонатами, конфискованными во время национализации, и предметами, собранными во время многочисленных экспедиций. В 1929 году здесь была открыта специальная выставка, посвященная современному искусству. В 1936 году музей получил свое нынешнее название.
Экспозиция
Выставка занимает площадь 1680 квадратных метров и разместилась на трех этажах здания. Коллекция включает произведения русского и западноевропейского искусства различных направлений и школ. На выставке представлены произведения живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. В галерее представлена прекрасная коллекция произведений искусства Греции, Китая, Индии и Тибета.
Наибольшую ценность представляет коллекция деревянных скульптур, насчитывающая около 500 экспонатов. Скульптуры Перми известны во всем мире и выставлялись в Европе, Японии и США. В музее собрана богатая коллекция русской живописи с работами Искина, Айвазовского, Левитана и многих современных мастеров.
Здесь находится очень интересная коллекция старой русской живописи, включая картины 15-18 веков. Коллекция западноевропейского искусства в музее не очень обширна, но есть несколько очень интересных работ.
Пермская художественная галерея
Местность вокруг этого места называлась холм Слудка, и там находился монастырь, главными зданиями которого были собор и дом епископа.
Здания монастыря занимали целый квартал. Они также включали здания вдоль улицы Окулова, на Комсомольском проспекте. Сейчас там строятся современные здания.
Дом на углу Монастырской и Газеты Звезда. Это также сохранилось до наших дней. Напротив находится консистория. Напротив собора находится богословская школа.
В конце 18 века Пермь стала губернским городом, и сюда был переведен монастырь. Он был основан Строгановыми в деревне Пыскор.
Монастырь считался самым богатым на Урале. Но здания, в которых она размещалась, были очень ветхими. Поэтому его несколько раз переносили в другие места.
Переезд монастыря
В последний раз монастырь был переведен в губернский город Пермь. Сооружения были демонтированы и перевезены по реке Кама в наш город. Место было выбрано на холме Случка.
Рядом находилось Сенькино поле, еловый лес. Его вырубили, оставив несколько плантаций возле Камы, Медведки. Первый дом был построен в 1798 году.
Здесь также была построена церковь во имя святого Стефана Пермского. Архитектор проекта ошибочно сориентировал алтарь на север. Через несколько лет она была перенесена на восток.
Стиль архиерейского дома — русский классицизм. Она несколько раз перестраивалась. Он выглядел как загородный дом — толстые кирпичные стены толщиной более метра.
Двери, чугунные полы. На окнах установлены металлические решетки. С 1930-х годов в нем размещается краеведческий музей. Сам собор был основан в конце 18 века. В 1810 году за собором было начато строительство специального каменного здания для певчих — монахов.
В 1819 году была построена летняя церковь, в которой был установлен иконостас Святого Стефана. В 1818 году была построена огромная колокольня. Его высота составляла более 60 метров. В 1820 году была построена теплая церковь.
Строительство было завершено только в 1832 году. В 1850 году он был перестроен по планам другого архитектора. Он был соединен с колокольней, собором и домом епископа.
Галерея
В 1892 году к собору были добавлены боковые пристройки с часовнями. Домовая крестовая церковь была отремонтирована, алтарь был опущен с верхнего на нижний этаж, пол между этажами был снят.
В 1931 году здание собора было передано галерее. Он и сегодня там находится. Он был восстановлен, все средства связи присутствуют.
В прошлом году собор был покрыт зеленой сеткой. Недавно он был представлен жителям в пересмотренном виде. Несмотря на изменения, реконструкция остается одним из самых красивых зданий в городе.
Изображения святых
Иконы Николая Можайского (всего их девять) столь же разнообразны. Типы скульптур различны: от небольших барельефов до крупных фигур в человеческий рост. Метафорические характеристики различны: мягкий человеческий «утешитель» и грозный мудрый «защитник» от врагов. Скульптуры из сел Крохово, Сретенское и Дубровское относятся к первому типу. Последняя скульптура особенно жизнерадостна и артистична. Сохранилась расписная шибота с украшенной крышкой, но без дверок. Расписная одежда хорошо сохранилась, она чрезвычайно изысканна и драгоценна: светло-коричневая пробка покрыта «жемчугом» и «цветочными» растительными мотивами на серебре: сочетание сине-зеленого и оранжево-красного цветов производит торжественный эффект.
Эти изображения киота обрамляет большая, в человеческий рост, скульптура Николая Чудотворца из Чердыни. Это другая иконография, другой масштаб, но образы довольно похожи, в них много индивидуальных и чисто земных черт святого. Его крупное лицо с узкими глазами, глубокие морщины, седая курчавая борода — все эти черты легко и навсегда запомнились, как и его широкая фигура с покатыми плечами и большими руками, поднятыми в благословении.
Роспись одежды, в которой преобладают оттенки зеленого и красного, с тонкой имитацией бисера, камней и вышивки на атласной поверхности платка, имеет художественный и светлый эффект. Особо духовные черты отличают второй тип скульптуры Николая Можайского из села Поча. Особенно выразительно лицо с высоким морщинистым лбом, крылатыми бровями и проницательным взглядом глаз с большим ртом.
Фигура святого также одухотворена, сохраняя при этом «древнерусскую» прямолинейность и симметрию. Узкие плечи и руки, которые не расправлены, как в предыдущих скульптурах, а вытянуты вперед, подчеркивают ощущение хрупкости и бессмертия. Жесткость колонны фигуры кажется результатом не физической силы, а огромного духовного превосходства. Меч и храм («замок Можайск») в тонких руках святого кажутся несколько абсурдными. Этот образ носит чисто «дидактический» характер и напоминает нам о силе духовных упражнений. Окраска такого же типа, холодная, темная, с совершенно «иконическими» пробелами.
Иконы
Плоские орнаменты, плотно заполняющие поверхность, изготавливаются методом слепой резьбы. Слюдяные подушечки пронизывают фон и усиливают сияние вермильона. Создается строгая, но изящная структура. Резьба иконы с изображением Голгофского креста на орнаменте и надписью на гвоздях (происходящей из села Верх-Боровое) немного более строгая и сухая. Картина помещена в раму с богатым покрытием. Картина и ее рама сделаны из разных материалов и различаются по стилю. Можно предположить, что рама была вырезана позже, изменив функцию резного изображения, которое трансформировалось в палеоминеральдитическое надгробное изображение.
Розовый фон картины не противоречит этому первоначальному назначению, поскольку надгробные росписи всегда были ярко раскрашены. Следующий период в развитии декоративной скульптуры демонстрируют иконостас из Пыскорского монастыря и «Царские врата» из Перми. Обе работы были выполнены примерно в середине XVIII века. Скульптуры здесь более насыщенные и яркие, а орнаменты более крупные и редкие. Тщательно вырезанные «Царские ворота» являются типичным произведением стиля зрелого барокко, который был широко распространен в русской резьбе по дереву в XVIII веке.
Фигуры святых словно растворяются в спиралях витиеватого декора — ворота теряют свою строгую конструктивную структуру и превращаются в узорчатое кружево. Декоративный эффект усиливается благодаря позолоченному листу, который превращается в сплошную декоративную стену с графическими вставками. Цветочный орнамент состоит из двух слоев: один вырезан на левкасе, другой «наложен» на уровне алтаря и покрыт позолотой.
Резьба
Декоративная скульптура играет главную роль в барочном иконостасе и подчиняется живописи и скульптуре. С другой стороны, эти искусства активно развивались и изменялись, приобретая черты светской культуры. Почти все памятники барокко в Пермской коллекции когда-то были связаны с иконостасом.
Неоконченный «Апостольский орден» с девятью сохранившимися фигурами, три из которых не расписаны, предназначался для иконостаса Петропавловского собора в Перми. Рельефы вырезаны резчиками, но в такой же богатой и полной манере, которая заставляет забыть о неполном объеме фигур. Психологические особенности в изображении Петра и Павла раскрыты с остротой, а индивидуальность других фигур подчеркнута.
Центральные изображения степени показывают стилус профессионального гравера, парящего в облаках, в блеске «славы», с доминантами в его прекрасных руках. Лицо Саваофа излучает мир и силу. Он очаровывает классичностью черт, округлостью форм и нежностью исполнения. «Саваоф» Домнина напоминает пластиковый антиквариат. И не столько в тонкости черт и совершенстве скульптуры, сколько в благородной свободе и истинном духе жизни, который связывает эту скульптуру с бессмертными образами древних богов. Скульптор также создал парные статуи двух коленопреклоненных ангелов и славную голову херувима с чисто земным, чувственным выражением лица.
Большинство крестов с Богоматерью и Иоанном Евангелистом выполнены в стиле барокко. Основные черты стиля барокко — подвижность форм, изысканность и утонченность фактуры — в целом переданы хорошо, хотя и с некоторым акцентом. Близость к европейской традиции неравномерна: в одних работах больше заимствований, в других — самоучек. Если группы из сел Усть-Боровое и Нижнечусовск довольно строго придерживаются европейских правил барокко, то кресты с товарищами из Пашии, Язьвы и Соликамска отклоняются от этого в сторону более наивных форм и реалистичных выражений.
Только острая наблюдательность художника может создать образы язвенского происхождения, индивидуальные, искренние, с теплой лирической интонацией. А высокий реализм произведений, происходящих из Соликамска, безусловно, связан только с реальными впечатлениями пермского резчика по дереву, создавшего одно из самых замечательных произведений местной скульптуры. Мягкие движения и легкие повороты соединяют группу в скульптурное единство. Красота композиции подчеркивается крупными сочными формами и красочной росписью. Синтез скульптуры и живописи, к которому стремились пермские учителя, здесь особенно органичен.
Судя по стилю и датам строительства храмов, из которых они происходят, большинство из них было построено во второй половине XVIII в. Земные муки Христа изображены в этих скульптурах с максимально возможной ясностью, но по-разному.
Индивидуальность выражения усиливается индивидуальностью черт лица — в лицах узнаются этнические особенности народов, проживающих в Прикамье: высокие скулы коми-пермяка, изогнутые «восточные» брови, лохматая русская борода. Масштаб этих скульптур, которые обычно вырезаются в человеческий рост, сильная выразительность образов, оригинальность лиц — характерные черты местных воплощений темы, которые являются едва ли не самыми распространенными в деревянной скульптуре.