Пентатоника на гитаре для начинающих. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях. Пентатоника это в музыке.

Бесплатный урок игры на гитаре ВИДЕОНа сайте Pereborom.ru. 45 уроков, 3 вида ритма, 2 наклонения, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции на табла.

Основы теории музыки для полных нулей (Часть 2)

Мы продолжаем изучать великую и ужасную теорию музыки. Во второй части мы поговорим о музыкальных интервалах и понятии шкалы и гаммы.

Интервал — это расстояние между двумя последовательными или одновременными нотами. Тона, воспроизводимые последовательно, образуют мелодический интервал, тона, воспроизводимые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний тон называется основанием интервала, верхний тон — вершиной.

Интервал имеет качественную и количественную характеристику. Качественная характеристика — это количество тонов и полутонов, составляющих интервал. Количественной характеристикой является количество тонов, составляющих интервал. Мелодические интервалы делятся на восходящие (второй тон выше первого) и нисходящие (второй тон ниже первого).

Они делятся на простые интервалы (в пределах октавы) и сложные интервалы. Интервалы названы латинскими цифрами, которые указывают, какая ступень является вершиной интервала.

Простые интервалы

  • Прима
  • Секунда
  • Терция
  • Кварта
  • Квинта
  • Секста
  • Септима
  • Октава

Качественное значение, как уже упоминалось, указывает на количество тонов и полутонов в интервале. Поэтому добавьте слова, которые определяют отдельные шаги.

Имя Имя Количество тонов
Четкие высокие частоты ч.1 0
Маленькая секунда м.2 0,5
Длинная секунда б.2 1
Малая треть м.3 1,5
Высокая треть б.3 2
Чистый квартал ч.4 2,5
Увеличение квартала Вычтенная четвертая часть 3
Сокращение пятого Снижение квартал 5 3
Чистая квинта ч.5 3,5
Minor sexta м.6 4
Major sexta б.6 4,5
Минорная седьмая м.7 5
Мажорная седьмая б.7 5,5
Чистая октава ч.8 6

Составные интервалы

Интервал в составных интервалах больше октавы. Они могут быть не только простыми, но и маленькими, большими, увеличенными или уменьшенными.

Лад и тональность

Гармония — это система отношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Проще говоря, это последовательность звуков, структурированная по определенному закону. Наиболее популярными музыкальными ладами сегодня являются мажорный и минорный. Их также называют диатоническими клавишами.

Мажорная гамма — это гамма, в которой устойчивые ноты образуют мажорное или мажорное трезвучие. Проще говоря, это звучит радостно и празднично. Для создания мажорной гаммы можно использовать следующую формулу:

б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2.

Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Мажорная гамма на грифе

Минорный лад — это лад, устойчивые ноты которого образуют минорное или минорное трезвучие. Минорная гамма звучит печально и беспокойно. Минорная гармония основана на следующей формуле:

б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2

тон, полутон, тон, полутон, тон, тон, тон, тон, тон, тон

Минорная гамма на грифе

Тоны отмечены красными точками.

Помимо натурального минора, в музыке также очень распространены гармонический минор и, несколько реже, мелодический минор.

Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что имеет более высокую седьмую степень.

Гармонический минор на грифе

Мелодический минор отличается от натурального тем, что имеет более высокие шестую и седьмую степени, когда вы поднимаетесь вверх, и звучит как натуральный минор, когда вы опускаетесь вниз.

Мелодический минор на грифе

Синие точки обозначают повышенную седьмую степень, зеленые точки — повышенную шестую степень, а красные точки — тонику.

Диатоническая гамма состоит из 7 нот, называемых ступенями гаммы. Порядок, в котором фонемы расположены в порядке возрастания, называется шкалой. Шкала или ступени шкалы называются числовыми и словесными:

  • I ступень — тоника (Т);
  • II ступень — нисходящий вводный звук;
  • III ступень — медианта;
  • IV ступень — субдоминанта (S);
  • V ступень — доминанта (D);
  • VI ступень — субмедианта;
  • VII ступень — восходящий вводный звук.

Тоника, субтональ и доминанта (T, S, D) называются основными степенями гармонии. Первая, третья и пятая степени гармонии постоянны и образуют тональную триаду. Вторая, четвертая, шестая и седьмая степени гармонии неустойчивы. Неустойчивые степени стремятся к устойчивым степеням.

Высота тона, на которой расположена гармония, называется тональностью. Название тональности происходит от названия тона, который считается тоникой, и добавления слова, означающего гармонию. Например: до мажор, фа минор и т.д.

Пентатоника

Независимо от этого, я хотел бы сосредоточиться на пентатонической гамме. Когда я делал первые шаги в изучении гитары, я много слышал об этом аккорде. Многие советовали мне начать с пентатоники, потому что она так проста и популярна.

Пентатоника — это аккорд, состоящий из пяти нот в пределах октавы и не имеющий полутоновых интервалов.

Чтобы получить пентатоническую гамму от определенной ноты, достаточно взять мажорную или минорную гамму и опустить некоторые шаги:

  • для мажорного лада выкидываем IV и VII ступени. Например, До-мажорная пентатоника C D E G A;
  • для минорного лада выкидываем II и VI ступени. Например, Ля-минорная пентатоника A C D E G;

И формулы для их изготовления:

  • мажорная пентатоника: б.2, б.2, м.3, б.2;
  • минорная пентатоника: м.3, б2, б.2, м.3.

Блюзовая гамма

Если к минорной пентатонической гамме добавить еще одну ноту, которая находится на уменьшенной пятой от тоники, то получится блюзовая гамма, и эта дополнительная ступень называется блюзовой нотой.

Синие точки представляют голубой тон.

Я уже вкратце рассказал вам о стрижке. Я еще не говорил обо всех натуральных гаммах и о том, откуда берутся мажорные и минорные гаммы. Вот лишь основы, которые, на мой взгляд, должен знать гитарист. Подробную статью о натуральных ключах Frette можно найти здесь: Фретта — натуральная.

Пентатоника на гитаре — что это такое?

Пентатоника— Это особый вид гаммы, часто используемый в блюзе и кантри. Однако это классические нотные последовательности, из которых удалены две ступени. Отсюда и пошло название пентатоника, поскольку вместо семи ступеней, характерных для шкал, здесь только пять. Знание пентатонических ладов важно, если гитарист хочет научиться сочинять и импровизировать сольные партии. В этой статье мы подробно рассмотрим пентатоническую гитару и ее применение, а также познакомим с боксами на примерах.

Как и знание гамм, оно необходимо для сочинения грамотных и красивых соло. Знание коробок также позволит вам импровизировать в любом ключе. Все, что вам нужно сделать, это найти тонику, а затем создать правильную последовательность нот. Это особенно важно для гитаристов, которые хотят понять, как играть блюз, потому что большинство блюзов состоит из пентатонических мелодий.

Если вы знаете, как расположены ноты на ладах, вы также можете составлять аккорды. Если вы знаете, какие ноты находятся в определенном фрейме, легко добавить нужные ступени и сформировать любой вид полифонии, даже джазовые аккорды.

Немного истории

пентатоника 5 позиций

Неизвестно, какой народ первым разработал пятиступенный аккорд. Структуры, похожие на пентатонику или являющиеся ею на самом деле, встречаются в китайской и японской музыке, а также у народов Крайнего Севера России. Однако именно западные блюзовые музыканты популяризировали его. Позже она стала основой для всех производных блюза — от классического ритм-энд-блюза до хард-рока и металла. Пентатонику использовали такие известные гитаристы, как Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

пентатоника 5 позиций

Он используется и сегодня. Самый известный пример — современная волна хэви-метала и тяжелого рока, где музыканты берут приемы и гармонические ходы из классических песен, редактируют их и добавляют отчетливое современное звучание. Следы пентатоники можно найти и в поп-музыке, особенно в акустических песнях известных поп-исполнителей. Конечно, он также используется в современном металле — особенно в стилях doom и stoner, которые взяли многие свои элементы из музыки 1980-х годов.

Использование в разных стилях музыки

что такое пентатоника в музыке

Как уже упоминалось, пентатонические боксы используются повсеместно. Они позволяют придать песне характерное блюзовое звучание и при необходимости подчеркнуть настроение песни. Вы можете использовать его для создания сольных партий в обоих чрезвычайно тяжелых музыкальных жанрах — и это будет звучать очень интересно и необычно, потому что вы не часто слышите блюзовые гармоники в таких жанрах. И, конечно, его следует использовать в сольных блюзовых партиях, а также в олдскульном хард-роке.

Переходим к практике

Боксы пентатоники

Как упоминалось выше, существует 5 полей (аппликатур). Они подходят как для невысоких, так и для высоких людей. Единственное отличие — расположение ступеней. Например, 1 коробка минора — это 5 коробок мажора. Аппликатура и нумерация ящиков приведены ниже.

Минорные пентатоники

Для минорных клавиш ячейки нумеруются следующим образом:

Схема 5 боксов минорной пентатоники

Мажорные пентатоники

Для мажорных клавиш нумерация следующая:

Схема 5 боксов мажорной пентатоники

Нумерация ячеек в мажорных и минорных тональностях соответствует ступеням, из которых складываются аппликатуры. Вы можете убедиться в этом на следующем примере.

Давайте теперь перейдем от теории к практике.

Во-первых, вы должны запомнить положение каждой ячейки и положение тоники. Таким образом можно построить любой масштаб.

Например, давайте разделим клавиши ля минор (Am) и до мажор (C).

V позиция (от тоники минорного аккорда, I ступени)

Звонок осуществляется следующим образом.

Схематичное изображение ля-минора в 5 позиции

Круг другого цвета указывает, где находится тоник.

Первый звон исходит от тоники (нота «А»).

Пример этого звона используется для объяснения принципа пентатонической игры. Положите руку в V-образное положение. Сыграйте Ля на 6-м аккорде. Затем сыграйте C на том же аккорде. Нажмите на тот же аккорд мизинцем.

В качестве альтернативы вы также можете перебирать следующие 3 струны указательным и безымянным пальцами. Последние 4 ноты снова нажимаются указательным и мизинцем.

Обратите внимание!

Если вы хотите изменить позицию после игры бокса, зажмите последнюю ноту указательным пальцем.

VII позиция (от bIII ступени)

В этой позиции шкала начинается с третьей ступени (C).

Схематичное изображение ля-минора в 7 позиции

IX позиция (от IV ступени)

В системе CAGED этот звон соответствует форме аккорда Dm и образуется от четвертой степени (Re).

Схематичное изображение ля-минора в 9 позиции

XII позиция (от V ступени)

Звон в этой позиции строится от V смычка (E). Обратите внимание, что ту же пьесу можно играть в открытой позиции на первых 3 ладах. Найдите шаг I для открытого аккордового звона самостоятельно.

Схематичное изображение ля-минора в 12 позиции

II позиция (от VII ступени)

Ваша шкала основана на последней ступени (G).

Схематичное изображение ля-минора во 2 позиции

Как объединять боксы пентатоники

ВАЖНО!

В классическом пентатоническом ладу каждая струна играется дважды. При объединении коробок эта схема не сохраняется.

На практике гитаристы редко играют всю коробку. В художественных целях музыканты соединяют части из разных произведений. Это легко сделать, так как одна коробка плавно переходит в другую. Взгляните на следующий рисунок. Здесь показаны две аппликатуры ля минора. Графы обведены синим цветом, а общие примечания — красным.

Схема объединения боксов пентатоники

На приборной панели показан простой пример комбинации из трех ладов одной минорной гаммы. Переходы между ячейками осуществляются с помощью легато и глиссандо.

Схема переходов между боксами пентатоники

Как играть пентатонику. Упражнения

Базис

Первое упражнение заключается в игре пентатонических ладов для каждого ключа. Выполняйте это упражнение регулярно, пока не запомните все кольца. Всегда работайте над мажорными и минорными тонами одновременно.

На досках показаны все ячейки для подписи ключей ре минор и ре мажор.

Табулатура всех боксов в ре-мажореТабулатура всех боксов в ре-минор

Растяжка пальцев

Второе и третье упражнения направлены на тренировку и растяжку пальцев. В «реальной жизни» пентатоника почти никогда не играется целиком. Гитарист играет короткую фразу из одной коробки, комбинирует ее с фразой из другой, и так далее.

Это требует практики в разгибании пальцев и умения плавно перемещать руку по ладам.

Сыграйте следующую фразу, не меняя положения руки. Используйте легато.

Ключ — ля минор (Am).

Табулатура упражнения на растяжку пальцев

Смещение рук при игре

Играйте фразу равномерно, двигаясь вверх и вниз по ладам. Играйте вместе с метрономом. Используйте легато и глиссандо.

Ключ — ми минор (Em).

Табулатура упражнения

Позиционирование на грифе

В четвертом упражнении отрабатывайте положение левой руки. У вас есть гриф с 5 нотами. Первые 3 играются в 7-й позиции с легато. Используйте молоток. Затем переведите руку в позицию 12 и сыграйте оставшуюся часть счета. Добавьте вибрато в конце. Благодаря этому движение звучит еще более сочно.

Ключ — ми минор (Em).

Табулатура упражнения

Обыгрывание нот

Следующие 2 упражнения направлены на игру в пентатонических ключах. Ключ фразы — си-бемоль минор (Bm).

В упражнении 5 вы играете в одной позиции.

Табулатура упражнения

Обыгрывание со смещением

В упражнении 6 вы соединяете 2 коробки.

Попробуйте сделать свою собственную вариацию этого упражнения.

Табулатура упражнения

Три бокса, три октавы

Упражнение 7 является расширенной версией двух предыдущих. Во-первых, в нем используются 3 пентатонические коробки. Во-вторых, в некоторых частях этой музыкальной фразы приходится играть через струну.

Ключ — ля минор (Am).

Табулатура упражнения

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий