Архитекторы придерживались правил исконно русской формы ограждения, но приняли другие формы фасадного декора. Новые здания имели такие декоративные элементы, как фронтоны, рельефы, перила, раковины и колонны. Разнообразие этого декора стало отличительной чертой архитектуры Нарышкина.
Русское барокко: нарышкинское в архитектуре Москвы и России
Нарышкинское барокко (Москва) условно считается стилем в русской архитектуре XVII-XVIII веков. Условно, потому что исследователи еще не пришли к единому мнению, является ли это стилем или региональным движением. Однако большинство из них по-прежнему склонны считать, что рококо в архитектуре и барокко Нарышкина не могут и не должны иметь эквивалента в других архитектурных стилях. По мнению академика Д. С. Лихачева, нарышкинское барокко — «совершенно оригинальное, неповторимое национальное русское явление», «самое блестящее» в русской архитектуре XVII и XVIII веков.
- 1 История стиля – нарышкинское барокко
- 2 Архитектура Москвы и других городов
- 3 Черты стиля и памятники культуры
- 4 Особенности интерьера: основные признаки
- 5 Самые яркие деятели искусства
- 6 Рождение русского барокко в примерах и зданиях
- 7 Выводы
История стиля – нарышкинское барокко
Стиль барокко пережил свой расцвет в Европе в XVII веке и впервые появился в Италии в предыдущем столетии. Целью местных мастеров было возвысить свою культуру, привлекая экстравагантность архитектуры.
Барокко достигло России благодаря Петру I, который «открыл окно в Европу». Он пришел в Россию очень поздно, когда европейцы уже были воспалены духом неоклассицизма, классицизма и Российской империи, который можно было встретить повсюду. Однако искусство русского барокко сильно отличалось от западного и выработало свой собственный архитектурный стиль, к которому относится и нарышкинское барокко.
Своим названием стиль обязан боярскому роду Нарышкиных. Именно в их поместьях были построены образцы храмов, оформленных ими в этом стиле.
Лев Кириллович Нарышкин — дядя Петра I, дипломат, руководитель посольской канцелярии.
Архитектура Москвы и других городов
Он пользовался большим уважением и почетом и стал уполномоченным и инициатором многих церковных сооружений. Лучшая из этих конструкций:
- Храм Воскресения Христова в Филях;
- Храм Воскресения Христова в Кадашах;
- Храм Покрова в Новодевичьем монастыре;
- Церковь Бориса и Глеба в Зюзине;
- Церковь Троицы в Троице-Лыково;
- Церковь Спаса в Уборах;
- Церковь Иоанна воина на Якиманке в Москве;
- Строгановская церковь в Нижнем Новгороде;
- Успенская Церковь на Покрове и др.
Церковь Знамения Богородицы в Шереметевском подворье, построенная в собственном доме Нарышкина (1680-1690-е годы), считается нарышкинским шедевром русского барокко. Позже дом перешел в собственность графа Шереметьева, и название церкви сохранилось за ним.
Архитектура городов
Великолепием московского барокко можно прекрасно полюбоваться в Петергофе в Санкт-Петербурге. Дворец и парк являются центральным элементом всей архитектуры.
Большой дворец Петергофа, главное здание ансамбля, был построен в 1714-1725 годах и является памятником архитектуры нарышкинского барокко.
Лучшие здания уже построены:
- Церковь Бориса и Глеба.
- Успенская церковь на Покровке.
- Церковь Святой троицы.
- Храм покрова, многие другие памятники архитектуры.
Церковь Богоматери в усадьбе Нарышкиных можно с уверенностью назвать шедевром.
Позолоченные детали, контраст, яркость и насыщенность — вот основные черты, отличающие стиль Нарышкина. Многие здания отличаются манерностью и театральностью:
- необычные колонны, которые возведены для красоты, не несут никакой пользы зданию;
- непонятные фронтоны, пилястры;
- карнизы, кронштейны, многие другие детали декора.
Особенности стиля
Нарышкинское барокко интересно и разнообразно. Барокко Барокко — это интересно и любопытно, интересно и разнообразно.
Русские архитектурные шедевры в стиле барокко можно разделить на такие подтипы:
- Петровские. Образец – Летний дворец Петра Первого, Меншиковский дворец, Петропавловская крепость.
- Голицына. Отличаются пластичностью, сложностью, многообразием скульптур, орнаментов (Никольская церковь в селе Полтево).
- Нарышкинские.
- Елизаветы. Характеризуются размахом, роскошью. Яркие представители – Зимний дворец, Екатерининский дворец, Большой дворец в Петергофе.
Архитектура выглядит богато. Основными чертами стиля являются позолота, лепнина и зрелищность. Стиль Нарышкина ассоциируется с узорами, декоративными мотивами и ордерами. Это присуще ему:
- Сложные контрастные сочетания больших и маленьких форм.
- Отделка из красного, белого кирпича, позолота, рельефные детали, многообразие сочетаний фантазийных и реалистичных предметов.
- Многоярусность, симметрия деталей.
Русское барокко можно разделить на три основных типа.
См. | Описание |
Церковь | Плавные линии, яркие реалистичные орнаменты на стенах. Церкви выглядели богато украшенными, и на них можно было смотреть часами, изучая каждую мелочь. |
Замок | Это само по себе искусство. Она изящна, удивительно роскошна, по-королевски величественна. Много золота, декора, великолепные формы фасадов, колонны, статуи, различные арки, лестницы. |
Фермер | Русская душа всегда широка, а праздники и торжества всегда важны для русского народа. Жители деревни украшали свои избы и ставни красочной росписью, русскими орнаментами и делали резьбу по дереву. |
Оформление интерьера
Внутри здания имеют необычную овальную форму с нечеткими границами. Здесь много света и зеркальных поверхностей. Здесь много дверей и арочных проемов, графических элементов, интересных световых решений, лепнины и позолоты.
Наиболее важные традиции нарышкинского барокко в интерьере:
- Белые стены без нанесения живописных элементов.
- Высота, сложность конфигураций, что создает эффект многослойности здания.
- Использование для украшения интерьера резьбы из дерева. Это объемные скульптуры, элементы мебели.
- Отведение особого места иконостасу. Много золота, ступенчатые формы, каждая икона облачена в шикарную раму с необычной резьбой.
- Дубовые полы из натурального дерева.
- Много света, причудливые царские арки необычных форм, размеров.
Крутицкое подворье
Осип Дмитриевич Старцев (?-1714) — один из архитекторов Москвы конца XVII — начала XVIII веков.
Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984) — советский архитектор, реставратор древнерусской архитектуры.
Первоначально построенный как монастырь в 18 веке, комплекс позже стал резиденцией епископов. Архитектор О. Старчев построил его в 1700 г. Успенский собор (Малый Успенский собор), нижняя церковь Петра и Павла (1667-1689 гг.).
Митрополичьи палаты были построены в 1655-1670 годах и отремонтированы о. Барановским.
Крутицкий теремок и Воскресенский проезд (1693-1694) были построены при участии О. Старцева. Изразцы С. Иванова были использованы для украшения теремка и Святых ворот.
Московская церковь Покрова в Филях (1690-1694 гг.)
Он был разработан Л.К. Нарышкин, брат царицы Натальи Кирилловны. Архитектор неизвестен (есть информация, что автором является Я.А. Козлов). Здание украшено колоннами).
Здание украшено колоннами и капителями. Цветовая гамма типична для русских традиций: сочетание красного и белого в оформлении фасада.
Церковь Мессии в Филях. Москва. Церковь Пятидесятницы в Филях. 1690-1694 гг.
Храм Воскресения Христова в Кадашах. Москва.
Первое здание было возведено в 1657 году. В 1687 году купцы К. Добрынин и Л. Добрынин финансировали строительство пятиэтажной церкви. В 1685 году были построены ворота нижней церкви и пристроена шестиэтажная колокольня (высота 43 метра).
Подоконники, ворота, фронтоны и карнизы были украшены белокаменными узорами. Создателем церкви, скорее всего, был Сергей Турчанинов (? — начало 18 века), русский архитектор, завершивший строительство собора Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре. В 20 веке церковь была отреставрирована архитектором Г. Алферовой (1912-1984).
Церковь Воскресения Христова в Кадаси.
Архитектура барокко в Москве создавалась в основном русскими мастерами, которые определяли особенности зданий и их эстетику. Здания имели традиционный для старых русских церквей дизайн, сочетающий элементы европейской архитектуры, которые использовались в основном в декоре. Черты этого стиля можно найти и в архитектуре более позднего времени. Так, московское барокко соединилось с итальянским стилем и проявилось в церкви Святого Климента (1762-1769) (вероятно, архитектор П. Трезини или А. Евлашев).
Церковь Святого Климента. Москва. (вероятно, архитектор П. Трезини или А. Евлашев) (1762-1769).
Нарышкинское барокко — это типично русское явление, легко узнаваемое и являющееся достопримечательностью русского барокко.
Автор.
Выдающиеся архитекторы
Наиболее значительными архитекторами, работавшими в стиле нарышкинского барокко, были Яков Бухвостов и Петр Потапов.
Яков Бухвостов
Яков Бухвостов родился в середине XVII века в крепостной семье Михаила Татищева. Семья Татищевых была влиятельным боярским родом в Никольском. О юности Бухвостова известно немного, только то, что он получил свободу в 1690-х годах, когда его признали великим архитектором.
Наиболее ярким примером его работы в качестве архитектора является церковь Святого Спасителя в Убори.
Петр Потапов
Петр Потапов — гипотетический архитектор Успенской церкви в Покровке.
О его жизни и о том, был ли он реальным человеком, ничего не известно. Его имя известно только по надписи на Успенской церкви, которая гласит: «Лета 7204 (1699) октября 25 — дело рук человеческих, дело Петра Потапова» (по-русски: Лето 7204, 1699 октября 25 — дело рук человеческих, дело Петровки Потапова). Из этой надписи неясно, был ли он архитектором или каменщиком, но предполагается, что он был архитектором.
Примеры
(Русский: Церковь Покрова Богородицы в Филях)
(Русский: Церковь Спаса Нерукотворного в Уборе)
(Русский: Кафедральный собор Святой Троицы в Саратове)
(Русский: Церковь Знамения Богородицы в Шереметевском подворье)
(Русский: Церковь Святых Петра и Павла в Петровско-Разумовском)
(Русский: Церковь иконы Владимирской Богоматери во Владимирских воротах)
(Русский: Церковь Святой Троицы в Троицком-Лыково)
(Русский: Богоявленский собор (Теофания)
(Русский: Церковь Успения Девы Марии в Покровке)
Дополнительная литература
- Уильям Крафт Брамфилд. История русской архитектуры (Кембридж: Cambridge University Press, 1993) ISBN978-0-521-40333-7 (см. Седьмую главу: «Семнадцатый век: от орнаментализма к Новый век »)
В Wikimedia Commons есть материалы, связанные с архитектурой Нарышкинского барокко. |
- восьмиугольником на кубе
- сибирским барокко
- русской архитектурой