Особенности нарышкинского барокко в архитектуре — оформление интерьера. Нарышкинское барокко в архитектуре.

Архитекторы придерживались правил исконно русской формы ограждения, но приняли другие формы фасадного декора. Новые здания имели такие декоративные элементы, как фронтоны, рельефы, перила, раковины и колонны. Разнообразие этого декора стало отличительной чертой архитектуры Нарышкина.

Русское барокко: нарышкинское в архитектуре Москвы и России

Нарышкинское барокко (Москва) условно считается стилем в русской архитектуре XVII-XVIII веков. Условно, потому что исследователи еще не пришли к единому мнению, является ли это стилем или региональным движением. Однако большинство из них по-прежнему склонны считать, что рококо в архитектуре и барокко Нарышкина не могут и не должны иметь эквивалента в других архитектурных стилях. По мнению академика Д. С. Лихачева, нарышкинское барокко — «совершенно оригинальное, неповторимое национальное русское явление», «самое блестящее» в русской архитектуре XVII и XVIII веков.

  • 1 История стиля – нарышкинское барокко
  • 2 Архитектура Москвы и других городов
  • 3 Черты стиля и памятники культуры
  • 4 Особенности интерьера: основные признаки
  • 5 Самые яркие деятели искусства
  • 6 Рождение русского барокко в примерах и зданиях
  • 7 Выводы

История стиля – нарышкинское барокко

Стиль барокко пережил свой расцвет в Европе в XVII веке и впервые появился в Италии в предыдущем столетии. Целью местных мастеров было возвысить свою культуру, привлекая экстравагантность архитектуры.

Барокко достигло России благодаря Петру I, который «открыл окно в Европу». Он пришел в Россию очень поздно, когда европейцы уже были воспалены духом неоклассицизма, классицизма и Российской империи, который можно было встретить повсюду. Однако искусство русского барокко сильно отличалось от западного и выработало свой собственный архитектурный стиль, к которому относится и нарышкинское барокко.

Церковь Спаса в Уборах

Своим названием стиль обязан боярскому роду Нарышкиных. Именно в их поместьях были построены образцы храмов, оформленных ими в этом стиле.

Лев Кириллович Нарышкин — дядя Петра I, дипломат, руководитель посольской канцелярии.

Архитектура Москвы и других городов

Он пользовался большим уважением и почетом и стал уполномоченным и инициатором многих церковных сооружений. Лучшая из этих конструкций:

  • Храм Воскресения Христова в Филях;
  • Храм Воскресения Христова в Кадашах;
  • Храм Покрова в Новодевичьем монастыре;
  • Церковь Бориса и Глеба в Зюзине;
  • Церковь Троицы в Троице-Лыково;
  • Церковь Спаса в Уборах;
  • Церковь Иоанна воина на Якиманке в Москве;
  • Строгановская церковь в Нижнем Новгороде;
  • Успенская Церковь на Покрове и др.

Церковь Знамения Богородицы в Шереметевском подворье, построенная в собственном доме Нарышкина (1680-1690-е годы), считается нарышкинским шедевром русского барокко. Позже дом перешел в собственность графа Шереметьева, и название церкви сохранилось за ним.

Храм Покрова в Новодевичьем монастыре

Архитектура городов

Великолепием московского барокко можно прекрасно полюбоваться в Петергофе в Санкт-Петербурге. Дворец и парк являются центральным элементом всей архитектуры.

Большой дворец Петергофа, главное здание ансамбля, был построен в 1714-1725 годах и является памятником архитектуры нарышкинского барокко.

Нарышкинское (московское) барокко

Лучшие здания уже построены:

  1. Церковь Бориса и Глеба.
  2. Успенская церковь на Покровке.
  3. Церковь Святой троицы.
  4. Храм покрова, многие другие памятники архитектуры.

Церковь Богоматери в усадьбе Нарышкиных можно с уверенностью назвать шедевром.

Позолоченные детали, контраст, яркость и насыщенность — вот основные черты, отличающие стиль Нарышкина. Многие здания отличаются манерностью и театральностью:

  • необычные колонны, которые возведены для красоты, не несут никакой пользы зданию;
  • непонятные фронтоны, пилястры;
  • карнизы, кронштейны, многие другие детали декора.

Особенности стиля

Нарышкинское барокко интересно и разнообразно. Барокко Барокко — это интересно и любопытно, интересно и разнообразно.

Русские архитектурные шедевры в стиле барокко можно разделить на такие подтипы:

  1. Петровские. Образец – Летний дворец Петра Первого, Меншиковский дворец, Петропавловская крепость.
  2. Голицына. Отличаются пластичностью, сложностью, многообразием скульптур, орнаментов (Никольская церковь в селе Полтево).
  3. Нарышкинские.
  4. Елизаветы. Характеризуются размахом, роскошью. Яркие представители – Зимний дворец, Екатерининский дворец, Большой дворец в Петергофе.

Архитектура выглядит богато. Основными чертами стиля являются позолота, лепнина и зрелищность. Стиль Нарышкина ассоциируется с узорами, декоративными мотивами и ордерами. Это присуще ему:

  1. Сложные контрастные сочетания больших и маленьких форм.
  2. Отделка из красного, белого кирпича, позолота, рельефные детали, многообразие сочетаний фантазийных и реалистичных предметов.
  3. Многоярусность, симметрия деталей.

Когда появилось нарышкинское барокко

Русское барокко можно разделить на три основных типа.

См. Описание
Церковь Плавные линии, яркие реалистичные орнаменты на стенах. Церкви выглядели богато украшенными, и на них можно было смотреть часами, изучая каждую мелочь.
Замок Это само по себе искусство. Она изящна, удивительно роскошна, по-королевски величественна. Много золота, декора, великолепные формы фасадов, колонны, статуи, различные арки, лестницы.
Фермер Русская душа всегда широка, а праздники и торжества всегда важны для русского народа. Жители деревни украшали свои избы и ставни красочной росписью, русскими орнаментами и делали резьбу по дереву.

Оформление интерьера

Внутри здания имеют необычную овальную форму с нечеткими границами. Здесь много света и зеркальных поверхностей. Здесь много дверей и арочных проемов, графических элементов, интересных световых решений, лепнины и позолоты.

Наиболее важные традиции нарышкинского барокко в интерьере:

  1. Белые стены без нанесения живописных элементов.
  2. Высота, сложность конфигураций, что создает эффект многослойности здания.
  3. Использование для украшения интерьера резьбы из дерева. Это объемные скульптуры, элементы мебели.
  4. Отведение особого места иконостасу. Много золота, ступенчатые формы, каждая икона облачена в шикарную раму с необычной резьбой.
  5. Дубовые полы из натурального дерева.
  6. Много света, причудливые царские арки необычных форм, размеров.

Характерные черты московского барокко

Крутицкое подворье

Осип Дмитриевич Старцев (?-1714) — один из архитекторов Москвы конца XVII — начала XVIII веков.

Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984) — советский архитектор, реставратор древнерусской архитектуры.

Первоначально построенный как монастырь в 18 веке, комплекс позже стал резиденцией епископов. Архитектор О. Старчев построил его в 1700 г. Успенский собор (Малый Успенский собор), нижняя церковь Петра и Павла (1667-1689 гг.).

Митрополичьи палаты были построены в 1655-1670 годах и отремонтированы о. Барановским.

Крутицкий теремок и Воскресенский проезд (1693-1694) были построены при участии О. Старцева. Изразцы С. Иванова были использованы для украшения теремка и Святых ворот.

Московская церковь Покрова в Филях (1690-1694 гг.)

Он был разработан Л.К. Нарышкин, брат царицы Натальи Кирилловны. Архитектор неизвестен (есть информация, что автором является Я.А. Козлов). Здание украшено колоннами).

Здание украшено колоннами и капителями. Цветовая гамма типична для русских традиций: сочетание красного и белого в оформлении фасада.

Церковь Мессии в Филях. Москва. Церковь Пятидесятницы в Филях. 1690-1694 гг.

Храм Воскресения Христова в Кадашах. Москва.

Первое здание было возведено в 1657 году. В 1687 году купцы К. Добрынин и Л. Добрынин финансировали строительство пятиэтажной церкви. В 1685 году были построены ворота нижней церкви и пристроена шестиэтажная колокольня (высота 43 метра).

Подоконники, ворота, фронтоны и карнизы были украшены белокаменными узорами. Создателем церкви, скорее всего, был Сергей Турчанинов (? — начало 18 века), русский архитектор, завершивший строительство собора Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре. В 20 веке церковь была отреставрирована архитектором Г. Алферовой (1912-1984).

Церковь Воскресения Христова в Кадаси.

Архитектура барокко в Москве создавалась в основном русскими мастерами, которые определяли особенности зданий и их эстетику. Здания имели традиционный для старых русских церквей дизайн, сочетающий элементы европейской архитектуры, которые использовались в основном в декоре. Черты этого стиля можно найти и в архитектуре более позднего времени. Так, московское барокко соединилось с итальянским стилем и проявилось в церкви Святого Климента (1762-1769) (вероятно, архитектор П. Трезини или А. Евлашев).

Церковь Святого Климента. Москва. (вероятно, архитектор П. Трезини или А. Евлашев) (1762-1769).

Нарышкинское барокко — это типично русское явление, легко узнаваемое и являющееся достопримечательностью русского барокко.

Автор.

Выдающиеся архитекторы

Наиболее значительными архитекторами, работавшими в стиле нарышкинского барокко, были Яков Бухвостов и Петр Потапов.

Яков Бухвостов

Яков Бухвостов родился в середине XVII века в крепостной семье Михаила Татищева. Семья Татищевых была влиятельным боярским родом в Никольском. О юности Бухвостова известно немного, только то, что он получил свободу в 1690-х годах, когда его признали великим архитектором.

Наиболее ярким примером его работы в качестве архитектора является церковь Святого Спасителя в Убори.

Петр Потапов

Петр Потапов — гипотетический архитектор Успенской церкви в Покровке.

О его жизни и о том, был ли он реальным человеком, ничего не известно. Его имя известно только по надписи на Успенской церкви, которая гласит: «Лета 7204 (1699) октября 25 — дело рук человеческих, дело Петра Потапова» (по-русски: Лето 7204, 1699 октября 25 — дело рук человеческих, дело Петровки Потапова). Из этой надписи неясно, был ли он архитектором или каменщиком, но предполагается, что он был архитектором.

Примеры

(Русский: Церковь Покрова Богородицы в Филях)

(Русский: Церковь Спаса Нерукотворного в Уборе)

(Русский: Кафедральный собор Святой Троицы в Саратове)

(Русский: Церковь Знамения Богородицы в Шереметевском подворье)

(Русский: Церковь Святых Петра и Павла в Петровско-Разумовском)

(Русский: Церковь иконы Владимирской Богоматери во Владимирских воротах)

(Русский: Церковь Святой Троицы в Троицком-Лыково)

(Русский: Богоявленский собор (Теофания)

(Русский: Церковь Успения Девы Марии в Покровке)

Дополнительная литература

  • Уильям Крафт Брамфилд. История русской архитектуры (Кембридж: Cambridge University Press, 1993) ISBN978-0-521-40333-7 (см. Седьмую главу: «Семнадцатый век: от орнаментализма к Новый век »)
В Wikimedia Commons есть материалы, связанные с архитектурой Нарышкинского барокко.
  • восьмиугольником на кубе
  • сибирским барокко
  • русской архитектурой
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий