Оп-арт (1960-е годы). Оп арт в искусстве.

Термин Op Art означает «визуальное искусство» или оптическое искусство и фокусируется на создании визуальных иллюзий. Это направление геометрической абстракции, этап абстрактного искусства, начавшийся в середине 20-го века.

Оп-арт (1960-е годы)

Осенью 1964 года журнал Time опубликовал статью о новом стиле искусства, основанном на визуальных эффектах, назвав это явление «оп-арт». Иногда его также называли «ретинальным искусством», имея в виду оптические иллюзии, которые создавали эти работы. Геометрические художественные композиции, казалось, двигались перед глазами зрителя.

Статья в журнале Time сообщала: «Игра с несовершенствами, недостатками человеческого зрения — вот суть нового течения «визуального искусства». Подобно поп-арту, который восстал против абстрактного экспрессионизма, оп-арт создает завораживающие, соблазнительные изображения, основанные на визуальных эффектах, которые содержат все ингредиенты офтальмологического кошмара.»

«Всякая форма основана на цвете, и всякий цвет является свойством формы» Виктор Вазарели

Процесс восприятия

Вдохновленные опытом супрематизма и конструктивизма, художники оп-арта использовали геометрические формы и линии для создания визуальных эффектов. Иногда это были только два цвета, черный и белый, или блоки цвета; часто это были просто повторяющиеся элементы, расположенные на холсте с соблюдением законов перспективы и визуального восприятия — тонкие, почти мимолетные, или яркие, привлекающие внимание. Некоторые из этих абстрактных картин, кажется, движутся, когда вы пристально смотрите на них.

Большинство произведений оп-арта основаны на теории цвета, физическом и эмоциональном восприятии. Наиболее важными представителями этого стиля являются Бриджет Райли (р. 1931), которая много лет работала в черно-белой гамме и добивалась визуального эффекта движения и неустойчивости в своих геометрических композициях; Виктор Вазарели (1906-1997), который создавал мозаики с трехмерным эффектом; Рафаэль Сото (1923-2005), чьи трехмерные картины слегка вибрируют или даже двигаются и сбивают зрителя с толку. Работы Сото находятся на пересечении кинетического искусства и оп-арта.

Бриджет Райли

«Природа для меня — это не пейзаж, а динамика визуальных сил. Эти силы можно сдержать, если рассматривать цвет и форму как неотъемлемые и освободить их от любого описания или функции» Бриджит Райли

Кинетическое искусство

Кинетический» означает «движение». Кинетические произведения искусства действительно находятся в движении, в отличие от картин в стиле оп-арт, где движение является лишь иллюзией. Кинетические шедевры обычно представляют собой трехмерные конструкции, состоящие из различных частей, которые приводятся в движение внутренним или внешним механизмом. В 1950-х и 1960-х годах, по мере развития изобразительного искусства, некоторые художники начали создавать движущиеся скульптуры. Александр Колдер (1898-1976), Джордж Рикки (1907-2002) и Жан Тингели (1925-1991) независимо друг от друга создавали скульптуры, которые вращались на ветру или произвольно опрокидывались и даже рушились.

Пионерами кинетических форм были Дюшан, Гамбо и некоторые конструктивисты, но по-настоящему популярным это направление стало только в 1960-х годах. Некоторые из кинетических художников, например, Сото, также активно занимались изобразительным искусством, и многие кинетические работы состоят из простых геометрических форм.

Жан Тэнгли

Истоки и история оп-арта

Одним из важнейших предшественников оп-арта является немецкая школа архитектуры и прикладного искусства «Баухаус». Основанная в 1919 году Вальтером Гропиусом, она включала в себя дисциплину, сосредоточенную на изучении основных геометрических форм — куба, треугольника и прямоугольника. Часть идей заключалась в том, чтобы понять природу искусства в век технологий.

В период нацизма Баухаус закрыл свои двери в 1933 году, но многие его последователи оказали большое влияние на распространение его стиля в новых областях Европы и США.

Другие важные ссылки включают развитие кинетического искусства, которое стало популярным в первые десятилетия 20-го века и основано на создании или иллюзии движения. Первоначально кинетическое искусство создавалось только в виде скульптур, но в 1950-х и 1960-х годах встал вопрос о том, как его можно перенести на плоскую поверхность.

Это путешествие от трехмерного к двухмерному миру стало возможным благодаря использованию узоров и линий, используя преимущества ошибочной или вводящей в заблуждение природы человеческого глаза. Первоначально оптические иллюзии движения реализовывались через контраст между черным и белым.

Позже мастерство цвета в оп-арте позволило еще лучше понять теории, связанные с изучением цвета. Таким образом, можно было наблюдать, как цвет может визуально меняться в зависимости от его соседства с другими.

Например, желтая фигура на белом фоне будет выглядеть иначе, если фон будет черным. В первом случае желтая форма будет светлее, во втором — темнее.

Виктор Вазарели, Бриджет Райли и Ричард Анушкевич — одни из самых значимых молодых художников оп-арта второй половины 20-го века.

характеристики

-Оп-Арт фокусируется на создании изображений, которые позволяют визуально взаимодействовать.

-Это перцептивный опыт, т.е. он о том, как работает человеческое зрение.

-Эффекты, создаваемые узорами, линиями, формами и цветами.

— Первоначально работы были выполнены только в белом и черном цветах.

-В искусстве контрастные цвета обычно используются для создания различных впечатлений.

-В работах можно почувствовать иллюзию движения, живости, исчезающих форм, различной интенсивности цвета, глубины, яркости и многого другого.

Поп-арт исследует связь между сетчаткой глаза и мозговыми процессами. Определенные узоры могут вызвать путаницу между двумя частями тела, что приводит к кажущемуся визуальному эффекту.

-Поп-арт — это форма абстрактного искусства. Она не является репрезентативной, поскольку не сосредоточена на изображении форм, которые можно увидеть в реальности.

Методы

В картинах без цвета оп-арт использует белый, черный и оттенки серого и эксплуатирует отношения между фигурой и фоном. Цель состоит в том, чтобы эти отношения находились в напряжении или в противоречивом контрасте.

Сопоставление — это размещение фигур или форм рядом друг с другом без их перекрытия, т.е. без того, чтобы одна находилась поверх другой.

Оп-арт создается с помощью линий и узоров, которые множатся на холсте и сочетают в себе белый, черный и серый цвета. Таким образом, зритель будет воспринимать динамику с иллюзиями движения, яркости, глубины и многого другого.

7 головокружительных арт-иллюзий, в реальность которых сложно не поверить

Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик один раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

Неортодоксальное движение Op Art уходит своими корнями в эпоху Возрождения, когда открытие линейной перспективы привело художников к большей глубине и реалистичности, чем когда-либо прежде. Однако в период маньеризма визуальные эффекты стали более изощренными, поскольку художники начали использовать их для драматического и эмоционального воздействия на зрителя, создавая головокружительные иллюзии, которые могли буквально свести с ума.

Христос Святого Иоанна Креста, Сальвадор Дали. \ Фото: wikipedia.org.

Христос Святого Иоанна Креста, Сальвадор Дали. \ Фото: wikipedia.org.

В начале 20 века Сальвадор Дали исследовал сверхъестественный, фрейдистский язык, в котором обычные предметы искажались или помещались в странный свет, чтобы бросить вызов нашему восприятию реальности. В своих поздних картинах он вернулся к драматической перспективе и преувеличению периода маньеризма, с призрачными сценами, рассматриваемыми под странными, тревожными углами, как в его работе 1951 года «Христос Святого Иоанна Креста».

Комната гигантов, фреска Джулио Романо, 1532-34 гг. \ Фото: google.com.

Зал Гигантов, фреска Джулио Романо, 1532-34 гг.\ Фото: google.com.

В 1960-х и 1970-х годах движение оп-арт превратилось в полноценное художественное явление. Художники этого направления исследовали чистое, точное и математическое расположение цветов, узоров и света в двух и трех измерениях. Британская художница Бриджет Райли играла с головокружительными зазубренными, круговыми или волнистыми линиями, создавая странные оптические иллюзии, которые могли заворожить и свести с ума. Британский художник Питер Седжли пошел еще дальше, демонстрируя свои картины концентрических кругов в темной комнате с подсветкой меняющихся цветов, чтобы запутать зрителя. Оп-арт исчез со сцены в 1980-х и 1990-х годах, но недавно интерес к нему возродился.

1 Эдгар Мюллер

Трещина, Эдгар Мюллер. \ Фото: pl.pinterest.com.

Работа «Crack» (2008) немецкого уличного художника Эдгара Мюллера с первой секунды поражает зрителя своей невероятной реалистичностью. В течение недели он проводил по двенадцать часов в день, создавая свой шедевр на плоском куске тротуара. Художник использовал эффект эпохи Возрождения и маньеризма для создания иллюзии глубокого пространства на плоской поверхности при взгляде под определенным углом. Когда он закончил, он попросил посетителей фестиваля позировать так, как будто они балансируют на краю огромной замерзшей расщелины, глядя вниз, в небытие, чтобы запечатлеть этот момент на память.

Невероятно реалистичный оп-арт от Эдгара Мюллера. \ Фото: yandex.ua.

Невероятно реалистичный оп-арт Эдгара Мюллера. \ Фото: yandex.ua.

2.

Abyssal. \ Фото: facebook.com.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий