Любопытным примером неорусского стиля (с чертами модерна) является церковь Сотир а в Клясме, построенная по случаю 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылева в 1913-1916 годах по проекту С. И. Вашкова (1879-1914), ученика Васнецова. Вашков (1879-1914), ученик Васнецова.
Неорусский стиль в архитектуре Петербурга
Архитектура Санкт-Петербурга всегда вдохновлялась европейскими и античными традициями. Именно поэтому неорусский стиль был таким необычным — он был вдохновлен образцами древнерусской архитектуры, которая в целом отражала тенденцию к возрождению национальных идей и обращению к собственной культуре. Некоторые из самых впечатляющих церквей и жилых зданий города были построены в этом стиле.
Спас-на-Крови
Прекрасным примером псевдорусского стиля в Санкт-Петербурге является собор Воскресения Христова или Спас-на-Крови. Одним из требований к проекту собора было соблюдение традиций русского зодчества. На отмеченный наградами дизайн Парланда особое влияние оказала архитектура Ярославля XVI века и, конечно же, московский собор Василия Блаженного на Красной площади. Известно, что перед началом работы над проектом архитектор изучил методы, использованные в архитектуре храмов Золотого кольца.
И хотя храм был построен с использованием самых современных для того времени технологий, его реализация заняла более двадцати лет. Завершение строительства было отложено из-за внутренней отделки, т.е. создания уникального интерьера, полностью покрытого мозаикой. Мозаика включает в себя картины по эскизам лучших российских художников, картины с библейскими и историческими сюжетами, подержанную плитку, полудрагоценные камни и эмаль.
Фасад богато украшен разноцветной эмалью, мозаичными панно, арочными панелями и узорчатыми куполами. Вы можете провести много времени, изучая декоративные детали и находя исторические и культурные ссылки в его внешнем виде — при этом собор остается уникальным и непохожим на все остальные церкви.
Набережная канала Грибоедова, 2Б
Дом Никонова
Основными чертами неорусского стиля являются красочный декор и кирпичная кладка. Красочные изразцы расписаны традиционными русскими мотивами, цветами и сказочными персонажами. Передняя часть фасада богато украшена арочными лестницами, керамическими инкрустациями и замысловатыми колоннами. Стены двора украшены кирпичами и орнаментами. В передней части здания сохранились витражи.
Из-за красочного убранства здание также называют русским сказочным домом, а из-за двускатной крыши оно похоже на терем.
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Главную особенность псевдорусского стиля, сочетание кирпича и мозаики, можно увидеть в передней части церкви. Традиционные позолоченные купола, мозаичные панели и впечатляющие инкрустации из плитки украшают собор. Пятиглавая церковь является дворцом Киево-Печерской лавры. В советское время здание использовалось как склад, а позже как каток, где тренировались известные фигуристы. В 1991 году он был возвращен Русской православной церкви.
Лейтенанта Шмидта 27
Доходный дом Басина
Дом Лекани особенно похож на русский терем, и чтобы подчеркнуть это сходство, в его оформлении использовались изображения сказочных существ. Фасад богато украшен основными приемами стиля: колоннами, арками и многочисленными орнаментами с русскими мотивами.
Дом заметно выделяется из общего архитектурного ансамбля площади Островского, где все здания были построены в стиле классицизма, включая Александринский театр.
Карта
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Для получения первых обновлений всегда следите за нами на Instagram.
Архитектурные стили Санкт-Петербурга Обзор развития архитектурных направлений и основных особенностей…
Архитектура модерна Истоки, типы и характеристики стиля в Европе и России….
Неоготика Санкт-Петербурга Лучшие примеры псевдоготики из разных исторических периодов…
-
Путеводители:
- По Петербургу
- Карелии
- Мурманску
- Петрозаводску
- Волгограду
- Архангельску
- Сочи
- . и многим другим
-
Маршруты:
- Как лучше поехать в Териберку
- По Золотому кольцу
-
Полезные ссылки:
- Необычные экскурсии
- Поиск жилья
- Поиск дешёвых билетов
Пожалуйста, не используйте фотографии или другую информацию без ссылки на сайт.
Если у вас возникли вопросы, пожалуйста, напишите нам.
Не используйте фотографии или другой контент без ссылки на сайт.
Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете написать мне.
Зарождение неорусского стиля
Неоромантизм является предшественником модерна, как утверждают многие. Он появился в начале 20 века и заменил (или продолжил) псевдоромантический стиль. В это время продолжались поиски русского национального стиля в архитектуре. И вроде бы псевдорусский стиль способствовал формированию собственной уникальности, но развитие продолжалось.
В середине XIX века, когда псевдорусский стиль только начинал развиваться, чиновники обследовали церкви, собирали народные сосуды, изделия из стекла и керамики, разрабатывали инкрустации рукописей и резьбу по дереву. Такие действия предоставили уникальный материал для внимательного и тщательного изучения русского стиля.
Русский стиль, ступая по пути эклектики, отличался определенными чертами, характерными для движения в целом. Среди них — предпочтение богатого и классического декора, воспроизводящего мотивы русской архитектуры XVI и XVII веков. Кроме того, были разработаны приемы оформления пространства, основанные на принципе свободного проектирования. Аналогичный принцип можно найти в «палатных» и «хоромных» конструкциях древнерусских мастеров.
Уже на рубеже 19 и 20 веков можно было наблюдать довольно серьезные изменения в развитии национального романтического направления, которое в какой-то мере соответствовало переходу от эклектики к модерну в архитектуре. Суть этих изменений заключалась в отказе от культа деталей и принятии общей трактовки форм в архитектуре, которая должна была стать главным источником ее художественного выражения. Это изменило круг исторических моделей, принятых в архитектуре. Предпочтение декоративных приемов старой русской архитектурной школы сменилось, таким образом, более глубоким интересом к архитектуре Владимиро-Суздальской земли, старого Пскова и Новгорода, севера Руси.
Сторонники национального романтизма создали для себя новые эстетические стандарты. В результате их внимание обратилось к византийскому царству, сказочной духовности. Для архитекторов преломление происходило как бы через особое построение формы в целом, что привело к созданию визуальных образов, напоминающих архитектуру прежних времен, иногда даже очень далеких от нее.
Соответствующие этим изменениям приемы развития в архитектуре были неотделимы от работ Васнецова, Поленова, Билибина и других.
Под влиянием работ художников было предпринято стремление усилить чувственный принцип в архитектуре.
Этот новый тип национального стиля был назван неорусским.
Неорусский стиль возник в Абрамцевском кружке художников, в который входили известные художники того времени. Их деятельность была тесно связана с театром, поэтому неудивительно, что большинство их членов работали над оформлением сцены. Для постановки «Белоснежки» Островского, например, Васнецов сделал эскизы палат, которые впоследствии станут отражением неорусского интерьера. Отправной точкой стала модель дворца Алексея Романова на окраине Москвы, сохранившаяся со времен Екатерины.
Камеры поддерживались большими колоннами, которые напоминали колонны древних скандинавских храмов. Синие ткани были обильно украшены изображениями животных, неба и растений. Деревянные перила, рамы окон и зеркала были украшены скульптурами.
Интерьер в неорусском стиле
В интерьерах, основанных на неорусском стиле, воображению архитекторов и других мастеров был дан простор, чтобы они могли привнести свое собственное представление о древнерусском искусстве.
Для родоначальника модерна характерны мозаичные элементы, покатые крыши, террасовидная отделка и скульптуры различных сказочных героев.
Люстры не использовались до 18 века. Поэтому для освещения не существует базовых объектов, которые могли бы служить примерами. Самым важным элементом для освещения комнаты является рисунок свечи. В этих случаях обычно использовался метод забивания. Другой вариант — нарядный канделябр, напоминающий русскую народную птицу. Для украшения канделябров использовались медные пластины.
По мнению властей того времени, красота традиционных русских церквей характеризуется не только их архитектурными пропорциями, но и уникальным разнообразием.
Еще одной важной деталью того времени была резная ограда. В то время она использовалась как декоративный элемент фасада, но также и как элемент внутреннего убранства, обрамляя зеркало или окно. Она имела боковые колонны и продолжение ворот.
Старая русская мебель была скелетной и структурной. Он был размещен вдоль стен, оставляя большую часть комнаты свободной. Русская мебель отличалась своей практичностью. В неорусском стиле были объединены небольшой столик, диван и кресло. Однако, как правило, вместо дивана использовались массивные скамейки.
Стулья того времени отличались простой формой, определенной скульптурностью и массивностью. Столы были прочными и большими.
Для украшения также использовалась узорчатая орнаментальная фурнитура, напоминающая резное дерево. Для изготовления наверший и других аксессуаров использовались различные металлы, сплавы железа и меди.
В неорусской мебели особое значение придавалось лавкам, так как они были одними из самых важных предметов в традиционной избе. При всей своей простоте и непритязательности, художники Абрамцевского художественного кружка создавали скамейки, не уступающие по изяществу и мастерству барочным креслам.
В неорусском декоре комод был обязательным элементом, часто использовались резные и расписные предметы. В прежние времена сундуки и ящики для надежности обвязывали железными полосами. Однако в 20 веке эти предметы утратили свою функциональность. Однако железные полосы продолжали использовать, так как они помогали придать груди более старый вид.
Неорусский стиль характеризуется массивными шкафами. Традиционные шкафы времен Петра Великого были очень популярны. Обычно они украшались резьбой.
Модерн в неорусском стиле
Модерн стал важной вехой в развитии архитектуры 20-го века. Современная архитектура обратилась к поиску новых форм после долгого господства эклектики. Для него характерно слияние всех форм изобразительного искусства для создания единого целого, законченной эстетической среды, в которой все, от общего контура здания до узоров решеток и мебели, должно соответствовать единому стилю. Модернизм в архитектуре проявляется в особой плавности форм, любви к орнаментам и пастельной сдержанности цветов.
Неорусский стиль является первым и самым ранним проявлением модерна. Во многих странах модерн возник в ходе возвращения к средневековым традициям. Элементы модерна появились еще в 19 веке в псевдорусском стиле, когда русская архитектура сочеталась с элементами византийской культуры.
Особенности стиля
Русско-византийский стиль
Одним из первых направлений, появившихся в рамках псевдорусского стиля, был «русский византийский стиль» церковной архитектуры, возникший в 1830-х годах. Первым примером зданий в этом стиле является православная церковь Александра Невского в Потсдаме, спроектированная Василием Стасовым. Его освящение состоялось в сентябре 1829 года.
Развитие этого стиля поощрялось широкой государственной поддержкой, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею преемственности между Византией и Россией. Для русской византийской архитектуры характерно заимствование определенных композиционных приемов и мотивов из византийской архитектуры, которые особенно ярко проявились в «типовых проектах» церквей Константина Тона, начиная с 1840-х годов. Тон спроектировал, в частности, Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату в Москве, а также соборы в Свяборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.
Подражание древнерусскому зодчеству
Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны здания с произвольной трактовкой мотивов древнерусской архитектуры. Один из первых русских архитекторов, обратившихся к историческим слоям, М.Д. Быковский, сказал:
«Нам нужно не подражать формам древних, а их примеру: иметь собственную национальную архитектуру».
Многие здания Алексея Горностаева и Николая Никитина (деревянная «Погодинская изба» на Девичьем поле в Москве) были построены в этих рамках.
- Примеры
- Усадьба Локалова в селе Великом Ярославской области — пример состояния ценного памятника псевдорусского стиля в провинции.
- Дом Игумнова (1888—1895) в Москве — один из ярких образцов стиля
- Измайловский кремль Москвы (2001) — пример псевдорусского стиля в XXI веке (неоисторизм)
- Дом Второва в Иркутске (1897) архитектора Шрётера В.А.
Развитие
В конце XIX века
В начале 1870-х годов популярные идеи в художественных кругах привели к повышенному интересу к народной культуре, сельскому деревянному зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII вв. Среди наиболее заметных зданий псевдорусского стиля 1870-х годов — «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамодова (1872) в Москве, построенная Виктором Гартманом. Эта тенденция, активно продвигаемая известным искусствоведом Владимиром Стасовым, распространилась сначала на архитектуру деревянных выставочных стендов и небольших городских домов, а затем и на монументальное каменное зодчество. В начале 1880-х годов «ропетовщину» сменило новое формальное направление псевдорусского стиля, который почти дословно копировал декоративные мотивы русской архитектуры XVII века. В рамках этого развития здания, которые обычно строились из кирпича или белого камня, были богато украшены в соответствии с традициями русской народной архитектуры. Для этой архитектуры характерны колонны «poussant», низкие своды, узкие окна, террасные крыши, фрески с цветочным орнаментом, использование разноцветной плитки и массивные молотки. В рамках этой политики были построены Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, 1890-1893, архитектор Александр Померанцев), Исторический музей (1875-1881, архитектор Владимир Шервуд), закрывший всю Красную площадь Москвы, и Саввинский двор архитектора Ивана Кузнецова. Избушка на курьих ножках в Абрамцевском парке была построена в 1883 году по проекту художника Василия Васнецова. 1899-1900: дом И.Е. Цветкова на Пречистенской набережной (стр.29), Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке и собственный дом художника в Троицком переулке, 3, Москва.
В начале XX века
Фасад, спроектированный F. O. Фасад Ярославского вокзала в Москве, выполненный Шехтелем, представляет собой сочетание псевдорусской архитектуры и приемов модерна. Сказочный дом архитектора А. А. Бернардацци в Санкт-Петербурге был разрушен во время Второй мировой войны.
В начале 20 века получил развитие «неорусский стиль» (среди историков архитектуры нет единого мнения о том, следует ли считать эту ветвь псевдорусского стиля самостоятельной). В поисках монументальной простоты архитекторы брали пример с древних памятников Новгорода и Пскова, а также с архитектурных традиций русского севера. Постройки этого направления иногда несут на себе печать стилизации в смысле северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» применялся в основном к церковным зданиям Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина и Германа Гримма, хотя некоторые жилые дома также были построены в этом стиле (типичный пример — дом Купермана архитектора А. Личневского на Плуталовой улице). Михаил Артынов, работавший в основном в Киеве, использовал неорусский стиль в оформлении своих зданий (например, Лукьяновский народный дом, 1900-1902, Киев; жилой дом Снежко и Хлебниковой, 1899-1901, Киев).
Фасад здания Музея русской старины в Смоленске был спроектирован С. В. Малютиным в 1903 году. Малютин часто украшал интерьеры резной мебелью и картинами (Дом Перцовой в Москве). По-другому, Сергей Малютин основал церковь Святого Духа в Талашкино. Он использовал некоторые элементы строительной техники XI-XIII веков и конструкцию крестово-купольной церкви, закругленной луковицей главы над ступенчатым холмом с изящными арками карниза. Фасад церкви был богато украшен.
Псевдорусский стиль
Псевдорусский стиль — архитектурное направление, развивавшееся в конце XIX — начале XX в. Основные черты стиля характеризуются элементами древнерусской архитектуры, а также византийскими мотивами. Этот стиль был широко распространен по всей Российской империи. Необычные формы, а также высокая узнаваемость делают этот уникальный стиль популярным и в наше время.
История появления псевдорусского стиля
Русская архитектура — одно из древнейших искусств в мире. Неповторимый архитектурный стиль, легко узнаваемый среди десятков других стилей, уходит своими корнями глубоко в древность, к истокам русской истории. Отсутствие структурного постоянства было одной из главных причин интереса к этой культуре во времена Российской империи. Поскольку деревянные здания редко живут более двухсот лет, русские архитекторы того времени решили частично возродить древнюю культуру русского зодчества.
Как уже упоминалось, псевдорусский стиль был основан на элементах старых деревянных зданий. Со временем элементы менялись и становились более функциональными. Помимо многовековой русской архитектуры, новое направление объединило множество различных элементов византийской культуры. Это позволило создать гармоничный стиль, в котором эти тенденции прекрасно дополняли друг друга.
Типичный псевдорусский дом — это дом с традиционными русскими окнами, крышей и декоративными элементами. В таком доме важным считался только внешний дизайн, а внутренний дизайн оставался таким же, как и в большинстве домов. Распространенным явлением было оформление уже построенного дома в псевдорусском стиле. Это было достигнуто путем украшения экстерьера резными крышами, скатными кровлями и другими традиционными русскими элементами.
Главным вдохновением для строительства зданий в этом стиле послужили различные памятники древнерусской архитектуры в Пскове, Новгороде и других древнерусских городах. Некоторые здания, сохранившиеся с XII по XIII век, послужили основой для домов в Москве и Санкт-Петербурге. Это решение помогло создать здание, максимально приближенное к старым правилам русской архитектуры.
- Многие эксперты и историки сходятся на мысли о том, что такой подъем интереса к древнерусскому зодчеству исходит прежде всего от народа. В России тех лет не всегда хорошо приживался экзотичный западноевропейский архитектурный стиль. Людям часто нужен был простой, привычный взгляду стиль, которым и стал псевдорусский. Народ самостоятельно стал декорировать дома с применением традиционных орнаментов, дизайнерских элементов и прочего. Такая массовая заинтересованность в традиционной архитектуре породило огромное количество государственных построек. Среди таких примеров можно отметить ГУМ в Москве. Его внешний фасад является типичным для псевдорусской архитектуры тех лет. Традиционный стиль, переплетающийся с современными и византийскими мотивами, в последствии стал визитной карточкой Москвы. Другие примеры такого же стиля можно найти почти в каждом российском крупном городе.
Услуги дизайнеров
В последние годы интерес к традиционной русской архитектуре получил новое дыхание. Люди интересуются историей и культурой своей страны. Это вызвало интерес к псевдорусскому стилю. Многие люди хотели приобщиться к великой культуре и привнести ее частичку в свой дом. Однако многие люди не знают, что псевдорусский стиль — это законченный, утонченный архитектурный стиль. Реализация такого здания требует тщательной разработки концепции. Профессиональный дизайнер поможет справиться с трудной задачей воссоздания классической русской архитектуры. Он учтет все пожелания и создаст подробный, сложный план развития такой структуры. Это устранит многие проблемы, поможет сэкономить время и деньги, а также даст уверенность в качестве и долговечности конструкции.
Цвет
Фасады и интерьеры часто окрашены. Приветствуются яркие цвета — красный, синий, желтый. Недостатком, однако, является то, что краска со временем выцветает и ее необходимо постоянно обновлять. Фасад может быть частично окрашен или украшен цветной инкрустацией.
В интерьерах потолок обычно украшен росписью, стены могут быть инкрустированы отдельно.
Резьба
Важнейшим декоративным элементом неорусских интерьеров является искусная резьба по дереву. Используется для отделки дверных и оконных проемов, лестниц и мебели. Часто их также расписывают, что придает интерьеру сказочный колорит.
В качестве мотивов для скульптуры используются цветочные элементы, эпические герои и стилистические элементы известного неорусского художника Ивана Билибина и других представителей этого стиля (Васнецов, Поленов и Врубель).
Печь
Кухни с разноцветной плиткой — главная особенность современных неорусских интерьеров. Они служат в основном в качестве эффектного декоративного элемента. Такая кухня станет фокусной точкой гостиной или формальной столовой и не только украсит спальню, но и согреет ее.
Стилизованные плитки можно заказать у современных керамистов или купить на блошиных рынках, хотя такие находки очень редки.
Между модерном и неорусским стилем
Автор книги — Александр Чепель, краевед, доктор исторических наук, член Совета ВООПИиК. Помимо биографии, издание содержит описание модерна, ретроспективы и советского наследия архитектора, а также каталог всех зданий и проектов, включая нереализованные. Особую ценность для широкой публики представляет презентация проектных материалов и документов, хранящихся в архивах и музеях Санкт-Петербурга, Вологды и Пскова. В книгу также включены современные фотографии и кадры, снятые с квадрокоптера. Авторы — Иван Смелов, Виктор Савик и Сергей Веснин.
К 1906 году интерес зодчих и их заказчиков уверенно сместился от нарядных цветастых «старых ярославских храмов» XVII столетия к культовой архитектуре более древних эпох. «На смену увлечению декоративными приёмами, выработанными московской и ярославской школами, постепенно пришёл более глубокий интерес к архитектуре Владимиро-Суздальской земли, древних Новгорода и Пскова, к памятникам деревянного зодчества Севера, обстоятельно изученным исследователями».Д. А. Крыжановскому первому удалось осуществить в Петербурге строительство храма в «неорусском стиле», ставшего подлинным шедевром столичной архитектуры начала XX столетия. Эта честь по праву принадлежит Знаменской церкви старообрядцев Поморского согласия на Тверской улице. 17 апреля 1905 года вышел указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», ставший отправной точкой к выходу старообрядцев «из подполья» и началу строительства ими в Петербурге собственного храма.Д.А. Крыжановский не сразу нашёл осуществлённый в натуре архитектурный образ здания. Первоначальный вариант 1906 года демонстрирует сложное ступенчато-пирамидальное построение храма. «Необычные, сильно вытянутые щипцы, прорезанные стрельчатыми проёмами, обступали глухой восьмерик многолепесткового очертания. Поднимавшиеся уступами объёмы оканчивались низким барабаном с частыми окнами и пологим шлемовидным куполом. Венчание храма выглядело мелким, как бы сплющенным, будто воспринималось в сильном перспективном сокращении». Очевидно, что архитектор фантазировал, а фантазия, стремление к созданию сказочных образов при проектировании здания «неорусского стиля» – закономерное явление. Практически все мастера, работавшие в стилистике неорусского направления в архитектуре, стремились воплотить в камне образы допетровского, подлинно русского зодчества. Теоретический фундамент для этих поисков подвёл архитектор А. В. Щусев, который призывал проектировать без «рабского» следования прототипам, «сочинять храм». Приступая к работе над проектом старообрядческой Знаменской церкви, Д.А. Крыжановский следовал этой методе, шаг за шагом оттачивая приёмы, отказываясь от противоречивых, недостаточно выверенных решений, добиваясь в архитектурном облике своего храма искомого идеала.Перед началом работы над проектом Знаменской старообрядческой церкви Д. А. Крыжановский, очевидно, имел перед глазами работы архитектора В.А. Покровского, связанные главным образом с культовыми постройками. В.А. Покровский – бесспорный лидер «неорусского стиля», и именно ему «по праву принадлежит ведущее место в выработке приёмов, которыми охотно пользовались вслед за ним многие сторонники нового национального направления в отечественной архитектуре». В.А. Покровский ещё в 1902 году выработал пропущенную сквозь горнило модерна идею экспрессивного, пластически выразительного крестообразного в плане церковного здания с асимметрично поставленной звонницей. От этого объёмно-планировочного решения, а также от других новаторских приёмов В. А. Покровского и отталкивался Д.А. Крыжановский, разрабатывая собственную версию православного храма эпохи петербургского Серебряного века. Сложный поиск идеального решения храма был связан с тем, что проект делался для старообрядцев, сохранявших на протяжении столетий верность древнейшей православной традиции, существовавшей на Руси задолго до Раскола Русской церкви. С середины XVII века лишённые возможности строить свои храмы, теперь старообрядцы стремились получить действительно идеальное церковное здание. Оно должно было продолжить традицию храмового строительства, ориентироваться на белоснежные церкви Северной Руси, где после Раскола обосновались многие старообрядцы.Продолжая работу над проектом старообрядческой Знаменской церкви, Д.А. Крыжановский отошёл от одноглавого завершения храма и стал экспериментировать с пятью церковными главками. Теперь вместо беспокойных, наползающих друг на друга объёмов сердцевиной здания стал монументальный четверик. Из четверика вырастал весомый центральный, прорезанный щелевидными окнами барабан с луковичным венчанием, а малые глухие главки были посажены на массивные трёхлопастные объёмы, обступающие храм с четырёх сторон.