Псевдорусский стиль поддерживал император Николай I — этот архитектурный стиль прекрасно иллюстрировал популярную в 1840-х годах идею преемственности между Византией и Россией: «Москва — третий Рим», пришедший на смену «второму Риму» — Константинополю.
— Подписка по e-mail
Создано: 10.05.2009 Просмотров: 18081 Комментариев: 16697 Опубликовано: 51596
С праздником святых Петра и Павла
Русский византийский стиль и неорусский стиль. Как эти два стиля называют только «искусствоведы» и «историки» темного советского архитектурного периода 🙁 «псевдовизантийский» «псевдорусский» «псевдовизантийский» Набрав название в поисковике, я с удивлением увидел, что ничего не изменилось и сайт перепечатывает статьи из старых учебников. Очень забавно узнать, что не существует храма Христа Спасителя. Анализируя все эти статьи, я пришел к выводу, что этническая составляющая этого стиля очень мешала в Советском Союзе, поэтому его любили называть китчем. Темные люди. Но идеология в стороне, правда заключается в следующем. Архитектор В.П. Стасов построил церковь Святого Александра Невского в Потсдаме в 1826 году. Согласно указу императора Николая I, она должна была быть выполнена в национальном стиле.
Император сам изучал архитектуру и принимал активное участие в создании нового стиля. Позже приглашенный им архитектор К.А. Тон разработал несколько характерных проектов православных церквей в русско-византийском стиле в 1830-х годах. Проекты напоминают церковь Стасова по композиции и деталям, что позволяет предположить, что Стасов, вероятно, сыграл важную роль в появлении русского византийского стиля в архитектуре середины девятнадцатого века. Суть русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных икон и форм русской культовой архитектуры седьмого века в сочетании с элементами византийского зодчества. Хорошее сочетание, не так ли? Это был совершенно новый стиль, который архитекторы изобрели в своих мастерских 🙂 Вероятно, нечто подобное произошло во Франции, когда стиль был изобретен Наполеоном III — смесь ампира, рококо и барокко с колониальными элементами.
Неорусский стиль отличается от русского византийского стиля тем, что он использовался в основном в светских зданиях, но также включал в себя декорирование русской архитектуры VII века.
Церковь Успения Богородицы, Санкт-Петербург (1895-1900).
Церковь Святой Софии в Харбине
Церковь святого великомученика Пантелеймона была построена в начале 20 века (архитектор Е. Ермаков).
Храм Христа Спасителя
Национальное направление: поиски самобытности и «русско-византийский стиль»
В противовес «вестернизации» неоготики и экзотическому «ориентализму» в русской архитектуре в период кризиса классицизма начал формироваться другой очень сильный стиль, также связанный с обращением к античности, но ориентированный на использование не западных, а русских архитектурных прототипов.
Развитие русской художественной культуры в 20-30 десятилетиях XIX века сопровождалось большим вниманием к проблеме национальной идентичности, повышенным интересом к историческому прошлому России и стремлением понять особенности древней архитектуры. А. А. Мартынов, один из первых исследователей московской архитектуры в России, произнес в 1838 году на торжественном акте архитектурного факультета Московского дворца «Речь об архитектуре в России до XVIII века»: «Не интересно ли и не поучительно ли в одно и то же время знать, как возникла архитектура в нашем отечестве? Каков был его ход, его развитие, его деятельность и его успех? Мы видим красивые здания, восхищаемся их красотой, величием и вкусом….. «53
Поиск источников вдохновения в серой зоне и растущий интерес к национальной истории привели также к первым научным исследованиям памятников древнерусской архитектуры.
В 1824 году начались археологические исследования фундамента Десятой церкви в Киеве — древнейшего каменного здания в России, возведенного в конце X века, но разрушенного татаро-монгольскими захватчиками в 1240 году. Вскоре возникла идея восстановить храм. С этой целью в 1826 году в Киев был направлен петроградский архитектор Н. Е. Ефимов, которому было поручено «тщательно изучить архитектуру старых частей Софийского собора и других подобных церквей в Киеве», чтобы восстановить церковь Титанта «в том виде, в каком она могла выглядеть во время ее первоначального строительства». Кроме того, по возвращении из Киева Ефимову было поручено посетить Москву, чтобы «осмотреть… тамошние древние храмы, дабы глубже понять характер древнерусского зодчества, которое у нас изучено очень мало».
Однако предложенный Н.Е. Ефимовым план восстановления десятинной церкви не был одобрен Николаем I. Разработка нового проекта была поручена архитектору Стасову. Стасов, уважаемый архитектор-классицист, решил обновить церковь «в ее первоначальном виде» и отверг классицизм. Он создал своеобразную стилизацию в духе древнерусской архитектуры, основанную на системе крестовых куполов, принесенных в Россию из Византии. Декор фасада представлял собой довольно произвольную вариацию на темы русских средневековых каменных церквей: История архитектуры тогда только зарождалась, и поэтому он и его современники не имели точного представления о характере и стилистических особенностях архитектуры Киевской Руси. Новая церковь, построенная по проекту В.П. Стасова в 1828-1842 годах55, стала предтечей нового национального направления, названного современниками «русским византийским стилем».
Этот стиль оказал большое влияние на русскую сакральную архитектуру, начиная с 1830-х годов. Его лидером был архитектор Константин Андреевич Тон (1794-1881)56 .
Будучи выпускником Академии художеств, К. Тон отдал дань позднему классицизму в своих первых работах, созданных в первой половине 1830-х годов — «Сфинксы на набережной» и «Новые интерьеры Академии художеств», — но он также сделал первые шаги в новом направлении. Позже, как и большинство его современников, он решительно отвернулся от классицизма и лишь изредка использовал некоторые его приемы. Если для предшественника Тона, архитектора Стасова, обращение к мотивам древнерусской архитектуры было эпизодическим и оставалось на уровне индивидуального творческого эксперимента, то для Тона оно стало одной из главных задач всей его долгой и плодотворной творческой карьеры.
Читайте также
7 Чапаев и кислота (Культурный квест) Настоящее искусство рождается от избытка — когда человек способен спокойно заниматься своим делом, забыв обо всем на свете, и совершенствовать каждый его аспект. БГ в интервью журналу Esquire Искрометное движение, связанное с
Стиль изображения Стилизация и упрощение форм, классические правила Самые важные приемы иллюстратора — стилизация и упрощение. При изображении объектов существует множество вариаций, от реалистичных до схематичных. Он пытается уменьшить контуры людей,
I — Византийский пейзаж
I — Монументальная архитектура византийского ландшафта Яркие примеры монументального характера часто производят большее впечатление, чем детальные исследования и веские доказательства. Арка Константина Великого является одним из таких «монументальных» примеров
Художественные поиски Дюрера Альбрехт Дюрер, «Венедикт_Клаузен», «Аварель», выполненная по пути в Италию. Дюрер знал это и мучился от того, что он думает и чувствует не так, как итальянцы, которых он посетил в 1506 году (а может быть, и раньше, в 1493 году). К концу своей жизни
Русско византийский стиль в архитектуре
Портал для творческих людей OksanaS200974@mail.ru 8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50
- Основы композиции
- Основы рисунка
- Основы живописи
- Цветоведение
- ДПИ
- Орнамент
- Искусствоведение
- История искусств
- История костюма
- Великие художники
- Советы мастеров
- Мастер-классы
- Статьи об искусстве
- Физиогномика
- Худ.материалы
- Словарь художника
- Уроки PHOTOSHOP
- Весёлая переменка
Omsk life
«РУССКО-БЫЗАНТИНСКОЕ» Оно возникло в первой половине века как реакция на национально-романтическое движение, охватившее Европу после поражения Наполеона в 1815 году. Во многих странах в это время в искусстве возрождались национальные традиции.
В России «византийские корни» были признаны подлинно национальными корнями, где наиболее сильно ощущалось отличие от европеизированных форм искусства петровского периода Реформации и европейского классицизма.
«Византийский русский стиль, как воплощение первой фазы национально-романтического движения в России, следует отличать от более поздних форм «русского стиля» середины и второй половины XIX века, а также от неорусского стиля конца XIX — начала XX века. Иногда этот стиль называют «византийско-русским» или «неовизантийским», но во всех случаях эти определения следует брать в кавычки, поскольку они являются стилистическими терминами.
Начало национально-романтического движения в русской архитектуре связано с историей проектирования Храма-памятника Христа Спасителя в соответствии с клятвой, данной императором Александром I в 1812 году после вторжения Наполеона в Россию. Архитекторы Г. Кваренги, А. А. Михайлов II, А. И. Мельников и В. И. Беретти принял участие в конкурсе и представил работы в классическом стиле. A. Н. Воронихин предложил спроектировать церковь «в византийском стиле». В семи вариантах (1813-1814) Воронихин развил идею сочетания византийской формы крестообразного купола с русским пятиугольником. Однако большой купол в барабане архитектора становится параболическим — «готическим» (этим термином тогда обозначали всю древнюю средневековую архитектуру), а четыре малых купола превращаются в вальмовые колокольни по углам здания. В результате византийская форма сочетается с западноевропейской художественной традицией и правилами классицизма с «национальной темой». Смерть Воронихина в 1814 году не позволила ему завершить проект. В конце концов, проект А. Л. Витберга был принят, но не реализован. Архитектор был отправлен в Вятку в 1835 году, где его обвинили в бесхозяйственности и нецелевом расходовании средств. В память о визите царя Александра I в Вятку в 1824 году Витберг спроектировал великолепный собор во имя Святого Александра Невского (храм был построен в 1839-1864 годах, но снесен в 1935 году). Архитектор назвал стиль собора «египетско-византийско-готическим». На его внешний вид повлияли архитектурные формы византийского и итальянского Возрождения, вставленные в классицистическую схему. Удлинение оконных проемов и треугольные проемы вызывали ассоциации с готикой. В 1829 году, при новом царе Николае I, в Москве вновь был проведен конкурс на храм Христа Спасителя. В 1831 году император одобрил проект Константина Антоновича Тона (1794-1881) в стиле «русской византии», поэтому, вероятно, было решено строить церковь не на Воробьевых горах, как предлагалось ранее, а в центре Москвы, недалеко от Кремля.
Прототипом великолепного Храма Христа Спасителя и самым старым образцом «русского византийского» стиля является церковь Святой Екатерины, построенная Тоном в Санкт-Петербурге в 1831-1837 годах у Калинкина моста на месте старой церкви Петра Великого. В нем был иконостас и роспись в «византийском стиле» (1857-1858 гг.). Церковь была снесена в 1929 году. Обе церкви были снесены при советской власти, первая — в 1933 году, вторая — в 1939 году.
Новые времена
Великолепный Храм Христа Спасителя в Москве был образцом для подражания в течение многих десятилетий. Образцы русского византийского стиля один за другим появлялись по всей стране, знаменуя своим великолепием новую эпоху в истории российской провинции.
Во второй половине девятнадцатого века серьезные изменения начали происходить даже в самых отдаленных уголках России. Реформы, проведенные при Александре II, укрепили независимость губерний и обеспечили их экономическое процветание. Плоды этой политики сразу же ощущались в провинциальных и региональных городах: расцвет местного предпринимательства оказал значительное влияние на развитие культуры, образования и архитектуры.
Мода на национальные традиции оказалась живучей и в начале 20 века была интегрирована в так называемый псевдорусский стиль, который предполагал свободную романтическую интерпретацию исторических фактов. Этот подход пользовался большой популярностью в период русского модерна и был особенно востребован в интерьерах. Что касается внешнего облика зданий, то здесь было несколько вариантов. Одним из них было подражание средневековой архитектуре русского северо-запада, где архитекторов в основном привлекали лаконизм и формальная простота.
Интерьер
Византийские интерьеры характеризуются чрезвычайным великолепием, элегантностью и роскошью. Византийцы переняли красочный дизайн и изысканные формы у своих восточных соседей.
В то же время в византийских интерьерах использовалась простая, ничем не украшенная мебель, представлявшая собой упрощенную версию римской домашней утвари. Византийское искусство было основано на христианстве, поэтому в его украшениях часто встречаются религиозные орнаменты и мотивы, такие как голуби, монограмма Христа, рыбы и ягнята. Нередко встречаются растительные мотивы, такие как лавровые листья, оливковые ветви, вьющиеся веточки и мотивы лент.
Цвета
Для византийских интерьеров характерно стремление к роскоши и богатству, что также проявляется в используемых цветовых сочетаниях. Используемые оттенки часто бывают смелыми и яркими. Палитра довольно разнообразна, но преобладают красный, фиолетовый, белый и оттенки синего и коричневого. Независимо от цвета, все предметы были богато украшены драгоценными камнями, золотом, серебром или слоновой костью. Позже это великолепие и утонченность были переняты в стиле барокко.
Материалы
В качестве строительных материалов византийцы использовали камень и кирпичи, которые скреплялись специальным цементным раствором. Великолепное византийское внутреннее убранство требовало использования самых дорогих и необычных материалов — золота, слоновой кости, редких пород дерева, полудрагоценных камней, мрамора, гранита и других природных камней, дорогих восточных тканей с золотыми нитями и эмали — разновидности цветного стекла.
Полы и стены
Стены в Византии могли быть покрыты деревом, мраморными плитами или штукатуркой. Для украшения использовалась декоративная резьба, рельефные рисунки или роспись. Традиционно клевер использовался как декоративное растение в живописи.
Иногда стены украшались шелком и другими дорогими тканями. Пол был вымощен камнями или разноцветной мозаикой с мраморными вставками.
Окна
Окна в византийских интерьерах часто были довольно массивными и по форме напоминали вытянутые копья. Оконные проемы традиционно были покрыты византийским шелком, который был очень высокого качества и богато украшен.
Декор и аксессуары
Характерной чертой этого стиля является красочное и живое оформление. Характерной особенностью византийского стиля является украшение ниш, окон и дверей ажурными декоративными элементами. Все пространство в византийских интерьерах заполнено всевозможными декоративными элементами — цветущими растениями, вазами из слоновой кости или полудрагоценных камней, серебряной или бронзовой посудой. Еще одним неотъемлемым элементом стиля являются мозаики и эмали из цветного стекла. Первоначально цветное стекло использовалось исключительно для изготовления витражей, но позже из него также стали делать цветные вазы, бусы и посуду.
Собор Святой Марии в романско-византийском стиле
Дизайн мансардных спален: конструктивные особенности и предпочтительная отделка.
Обои Kastorama: что это такое и какими преимуществами они обладают, читайте здесь.
Дизайн ванны с окном: https://trendsdesign.ru/home/vannaya-komnata/oformlenie-vannoj-komnaty.html
Византийское искусство оказало значительное влияние на средневековое искусство во многих странах. Его влияние также прослеживается во многих более поздних стилях, таких как готический и романтический. Византийское искусство очень показное, красочное и богатое. В этом стиле органично сочетались христианские, античные и восточные элементы.
Мы также рекомендуем обратить внимание на стиль бидермейер.
Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)
Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция
Монастырь X века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельф) и один из лучших образцов византийской архитектуры так называемого второго золотого века или средневизантийского периода. Это примерно соответствует времени правления Македонской династии, которая продолжалась с середины IX до начала XI века.
Монастырь, с 1990 года включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, известен во всей империи своими великолепными украшениями, включая великолепные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, наряду с квадратным крестообразным планом пола церкви, типичны для переживших иконоборчество средневизантийского периода.
Здания монастыря включают церковь Девы Марии, церковь Святого Луки (кафоликон), крипту, трапезную, башню, дымовую трубу (храм для отопления монастыря) и хозяйственные постройки.
Дафнийский монастырь (Афины, Греция)
Монастырь Дафни, один из шедевров византийской архитектуры, также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Центральная церковь — еще один типичный пример «крестового дизайна».
Нынешний монастырь и церковь были построены в 11 веке на месте более древнего монастыря, который был заброшен в 7 и 8 веках из-за славянского нашествия. Последний, в свою очередь, был построен на месте древнегреческого храма, посвященного богу Аполлону из Дафны (греч. «лавр»), который был заброшен в конце IV века.
Главная крестообразная церковь монастыря является одним из наиболее хорошо сохранившихся примеров архитектуры македонской и средневизантийской эпохи. Большой купол поддерживают 8 колонн, а по углам здания расположены часовни. Вычурная каменная кладка оконных проемов привлекает внимание. Впечатляющие мозаики на золотом фоне указывают на новый иконографический стиль.
Кельи монахов расположены во внутреннем дворе монастыря. Комнаты окружены внушительной стеной с башнями и двумя воротами.
Крепость Ангелокастро (замок Ангела), Греция
Замок Ангелокастро расположен на 305-метровом холме на острове Корфу, Греция, и был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он играл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турков-османов.
Неовизантийская архитектура имела мало приверженцев после готического возрождения в 19 веке, которое привело к появлению таких шедевров, как Вестминстерский собор в Лондоне и Бристоле примерно с 1850 по 1880 год.
Смежный стиль, известный как бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий. В нем сочетаются элементы византийского стиля и мавританской архитектуры.
Русско-византийский стиль в архитектуре
Она получила широкое развитие в России во время правления Александра II (1818-1881) Григорием Гагариным и его последователями. Они разработали
- Владимирский собор в Киеве,
- Никольский военно-морской собор в Кронштадте,
- Александро-Невский собор в Софии,
- церковь Святого Марка в Белграде и
- Новоафонский монастырь в Новом Афоне близ Сухуми.
- Крупнейшим нео-византийским проектом 20-го века был Храм Святого Саввы в Белграде.
Поствизантийская архитектура в православных странах
В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Беларуси, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах византийская архитектура сохранилась даже после падения империи. С 16 по 18 век здесь возникли местные поствизантийские архитектурные школы.
В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы. В средневековой Сербии: Рашская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.
Византийская архитектура также достигла замечательных результатов в строительстве мостов, дорог, акведуков, водохранилищ и крытых многоэтажных подземных резервуаров для водоснабжения и других целей.
Прочитайте, как византийский стиль изменил архитектуру Древней Руси.
Подробнее о новаторских идеях архитекторов собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбул) читайте на канале Zen Architecture.
Чтобы не потеряться, найдите статью в стоге сена ваших социальных сетей
Оружейная палата
Новое здание оружейной палаты было частью проекта Большого дворца Кремля. При его строительстве Константин Тон использовал тот же метод, что и при строительстве основного здания — варьировал размеры оконных проемов, что создавало впечатление, что музей имеет больше этажей, чем на самом деле. В оружейной палате также имеется ряд сводчатых потолков, поддерживаемых изящными колоннами, создающими иллюзию просторных интерьеров.
Измайловский парк
Константин Тон построил на территории усадьбы Измайлово военный работный дом — в честь 25-летия победы над Наполеоном. К обветшавшему Покровскому собору, восстановленному по историческим образцам, архитектор добавил три каменных здания и украсил их одинаковыми элементами, чтобы создать единый образ. В то же время Тон разместил служебные здания в заднем дворе — это позволило сохранить формальный вид оригинального технического сооружения.
Ленинградский вокзал
Ленинградский (тогда Санкт-Петербургский) железнодорожный вокзал был открыт в 1851 году, ознаменовав открытие железнодорожной линии между Москвой и тогдашней столицей. Глиняное здание оказалось более классическим, чем самые известные постройки архитектора, но обладало величием и прямолинейностью византийского стиля. За свою историю вокзал трижды менял название (вскоре он стал называться Николаевским, при советской власти — Октябрьским, а перед войной — Ленинградским), но сохранил свой исторический облик: строгий классический фасад с колоннами и башней с мотивами в центре.
Фото на обложке: Wikimedia/Creative Commons
Авторское право на изображение: Wikimedia; Авторское право на изображение: Wikimedia (авторское право © © Библиотека Викимедиа).
Узнавайте первыми о самых интересных событиях в городе.