В 1961 году Муслим Магомаев сделал первые шаги в своей музыкальной карьере. Позже его талант выделился среди других участников Международного фестиваля в Хельсинки. После концерта в Кремлевском дворце он стал знаменитостью во всем Союзе.
Муслим Магомаев
Уникальный голос Муслима Магомаева — звонкий и чистый баритон — мгновенно узнаваем слушателями старшего и среднего поколений, родившихся и живших в СССР. Звезда оперы и эстрады и аристократ, он сумел превратить бриллиант своего таланта в настоящий драгоценный камень. Его слава на родине была сравнима с битломанией: его машину во время гастролей носили с собой фанаты, а женщины целовали ее и оставляли следы губной помады.
Муслим Магомаев родился в Баку 17 августа 1942 года. Его отец, Магомед Магомаев, погиб на фронте, не добившись победы через 15 дней. До войны он работал театральным художником.
Мать Муслима, Айшет Магомаева, была актрисой, использовавшей псевдоним Киншалова. В ее жилах текла турецкая, средиземноморская и русская кровь. Муслим считал себя азербайджанцем, а Россию — своей матерью. Его дедом был азербайджанский композитор Абдул-Муслим Магомаев, основоположник классической народной музыки.
После войны Муслим Магомаев с матерью уехал в Вышний Волочек, где актера постигла творческая судьба. Мальчик провел год в музыкальной школе, подружился с одноклассниками и заразил их идеей кукольного искусства. Кукол для спектаклей он делал сам. Но Айсет отправила сына в Баку, где, по ее мнению, музыкально одаренный мальчик получит лучшее образование.
Муслим Магомаев вырос в семье своего дяди Джамала Муслимовича. Его мать переехала из Вышнего Волочка в Мурманск, где работала в местном драматическом театре. Она вышла замуж во второй раз, и у Муслимомовича родились брат Юрий и сестра Татьяна.
В своем родном городе он с головой погрузился в музыку. Магомаев часами слушал «тропические» записи Энрико Карузо, Маттиа Баттистини и Титта Руффо.
По соседству с дядей жила семья известного азербайджанского певца Бюль-Бюля, и по утрам Муслим слушал, как поет звезда. Он подружился с сыном Бюль-Бюля — Поладом.
Успехи мальчика в музыкальной школе при Бакинской консерватории, куда его отправил дядя, были неполными; Муслим получал высшие оценки по фортепиано, сольфеджио и хоровому классу, но по физике, химии и математике «он провалился», — говорит Магомаев.
Виолончелист и педагог Владимир Аншелевич обнаружил одаренного ученика и взял его под свое крыло. Он показал молодому певцу, как нужно петь соло. Вскоре последовал опыт, который помог Муслиму Магомаеву спеть партию Фигаро в опере «Севильский цирюльник».
Певец оттачивал свое вокальное мастерство в Бакинской музыкальной школе. Им руководили Александр Милованов и концертмейстер Тамара Креттинген, которая занималась с учеником в свободное время. Магомаев получил диплом в 1959 году.
Оперный театр
Художник начал свою творческую биографию в родном городе, в культурном центре Бакинского Дома культуры моряков. Семья Магомаева боялась за его голос и запретила ему появляться в зале, но 15-летний мальчик тайно вышел на сцену перед своей семьей и получил свои первые аплодисменты. Ему удалось избежать юношеских изменений в голосе.
В 1961 году Муслим Магомаев профессионально дебютировал в ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. Через год он спел «Бухенвальдский кнехт», и его талант был отмечен на Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки. В том же году он добился международной известности, выступив на Азербайджанском фестивале искусств в Кремлевском дворце съездов.
В 1963 году состоялся первый сольный концерт певицы в Концертном зале имени Чайковского. В Баку Магомаев стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова. В 1964 году он в течение двух лет стажировался в миланском театре «Ла Скала».
В середине 1960-х годов Муслим Магомедович гастролировал по городам Советского Союза с музыкальными спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска». Талантливую певицу пригласили выступать на сцене Большого театра, но она не захотела оставаться в рамках оперы.
В середине 1960-х годов певица гастролировала в Париже. Бруно Кокатрикс, директор знаменитой «Олимпии», восхитился его талантом и предложил ему годовой контракт. Магомаеву пророчили мировую известность, и он принял предложение. Но Министерство культуры СССР решило: азербайджанская певица нужна для правительственных концертов.
Суд
В Париже он узнал, что на родине против него возбуждено уголовное дело. Чтобы поддержать ансамбль песни и пляски донских казаков, певец выступил на концерте в Ростове-на-Дону перед 45 тысячами зрителей в конце 1960 года. Вместо запланированного взноса Магомаев провел на сцене более двух часов. Ему выплатили зарплату в три раза больше, утверждая, что в этом нет нарушения закона и что ставка была утверждена Министерством культуры.
Обвинение было предъявлено певцу сотрудниками ОБХСС во время его концерта в «Олимпии». Не желая подвергать свою семью опасности, Муслим не поддался на уговоры эмигрантов и вернулся в СССР.
В конце концов, ему запретили выступать за пределами Азербайджана. Свободное время он использовал для того, чтобы окончить консерваторию в Баку и изучать пение. Конфуз закончился, когда председатель КГБ Юрий Андропов позвонил министру культуры Екатерине Фурцевой — Магомаев был приглашен на юбилейный концерт министерства.
Биография
Абдул-Муслим Магомет оглы Магомаев родился в Грозном 6 (18) сентября 1885 года. Его отец, Магомет Магомаев, был кузнецом и оружейником, который еще ребенком переехал в Грозный. Согласно легенде, бытующей в семье Магомаевых, молодого Магомета привез в Грозный имам Самил. По некоторым чеченским источникам, Магомет родился в Старых Атагах; по данным Муслима Магометовича Магомаева и другим источникам, его национальность и как он приехал в Грозный неизвестны.
Семья Магомаевых любила музыку. Его старший брат Магомет, любитель живописи и фотографии и хороший игрок на флейте и губной гармошке, был первым учителем музыки Абдул-Муслима. Он также научил Абдул-Муслима играть на последнем. Позже, когда он учился в Грозненской школе, он стал руководителем школьного оркестра и преподавал танцы. Руководство школы предложило отправить его в Санкт-Петербургское художественное училище для получения художественного образования, но финансовое положение семьи сделало это невозможным. Будущий композитор последовал примеру брата и посещал Грозненское городское училище, которое окончил в 1900 году.
Преподавательская карьера
В 1900 году Абдул-Муслим поступил студентом в Закавказскую учительскую семинарию в Гори. Там он подружился с Узеиром Гаджибековым, с которым у него было много общего — друзья даже родились в один день. Освоив игру на гобое, Магомаев стал солистом оркестра семинарии, в репертуаре которого были произведения русских и европейских композиторов. К 18 годам Магомаев был самым долгоиграющим музыкантом оркестра и часто выполнял обязанности помощника дирижера. Магомаев также пел в школьном хоре.
Абдул-Муслим заинтересовался кавказской народной музыкой в семинарии. Он так стремился собирать музыкальный фольклор, что его записи были представлены на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Там он написал свои первые музыкальные произведения — вальс «Мечта», мазурку «Семинар» и многие другие.
В школьные годы Муслим Магомаев и Узеир Гаджибеков навещали своего отца, Муслима Магомета Магомаева, который работал кузнецом в районе Ичери-Базар в Кахи в 1902 году (в память об этом событии на стене дома, где жил и работал отец Магомаева, есть мемориальная доска). Окончив школу в 1904 году, Абдул-Муслим получил скрипку и денежный приз за отличные успехи в учебе.
После окончания школы Магомаев был вынужден несколько лет работать учителем в государственной школе. Он был назначен народным учителем в селе Бековичи. Там он организовал школьный хор, выступления которого пользовались большой популярностью у местного населения. Магомаев переехал в Ленкорань в сентябре 1905 года, так как не мог найти работу в Грозном. Там он преподавал русский язык, историю и химию в местной школе, где также основал музыкальный кружок, который организовывал музыкальные вечера и театральные представления. По словам современников, деятельность Абдул-Муслима внесла значительный вклад в развитие культуры этого провинциального города, а выступления Ленкоранского театрального кружка упоминались в разделе «Мусульманская жизнь» бакинской газеты.
После завершения обязательного образования Магомаев в 1911 году сдал экстерном экзамены в учительском институте в Тбилиси и переехал в Баку, где устроился на работу в школу в городе Сабунчи. Здесь он не только преподавал в школе, но и открыл вечерние классы, где учил местных рабочих читать и писать. Он оставил эту должность в начале гражданской войны в 1918 году.
Музыкальная карьера
Преподавая в Баку, Абдул-Муслим Магомаев начал работать с местной мусульманской оперной группой под руководством Узеира Гаджибекова. В 1911 году, вскоре после переезда в Баку, он начал играть на скрипке в оркестре Азербайджанского музыкального театра, который был основан труппой. В том же году Гаджибеков отправился учиться в Москву, а в 1912 году — в Санкт-Петербург, и Магомаев позаботился о том, чтобы его друг получал материальную поддержку во время учебы. Магомаев взял на себя руководство театром вместе с Гусейнкули Сарабским и Мамед-Ханафи Терегуловым. Он был их дирижером с 1912 года.
В 1913 году Магомаев начал сочинять оперы «Любовь» и «Шах Исмаил». Работа над «Любовью» так и не была завершена, и сохранилась только одна ария, написанная для этого произведения. Работа над «Шахом Исмаилом» была завершена в 1916 году. В первой версии оперы было много разговорных эпизодов, а музыка была основана на принципах импровизации и мугама, тогда как во второй и третьей версиях диалоги были заменены речитативами, а импровизация уступила место хоровым песням и ариям. «Шах Исмаил» — одно из первых произведений, в котором идеи народной музыки были решены в контексте развитых форм оперы, и оно стало вехой в развитии музыкального искусства Азербайджана. Кроме того, в процессе переработки оперы Магомаев создал одни из первых нотных записей азербайджанской народной музыки. Премьера произведения должна была состояться в 1916 году, но незадолго до назначенной даты сгорело здание Тагиевского драматического театра, где должна была идти опера. Вторая премьерная попытка была назначена на 7 (20) марта 1919 года. Хусейн Араблинский, который участвовал в постановке в качестве режиссера, был убит за два дня до спектакля, но премьера состоялась и прошла успешно: оперную постановку назвали большим успехом. В 1938 году во время Азербайджанской декады искусств в Москве «Шах Исмаил» был поставлен в редакции Рейнхольда Глиэра.
В 1920 году заслуги Абдул-Муслима Магомаева в области народного образования были признаны — он был избран председателем Азербайджанской учительской ассоциации С.С.С.Д.. В 1921 году Магомаев был назначен заведующим отделом искусств Азербайджанской народно-просветительной палаты, а затем занимал должности художественного руководителя Азербайджанского драматического театра и главного музыканта Азербайджанского театра оперы и балета. В 1929 году Магомаев стал музыкальным руководителем Азербайджанского радиоцентра, эту должность он занимал до 1931 года.
В 1932 году он начал работу над оперой, основанной на эпической истории Короглу. Однако, узнав, что Магомаев пишет произведение на ту же тему, он отбросил черновики, полагая, что его друг напишет оперу гораздо лучше. Затем он начал писать оперу «Наргиз», повествующую о борьбе азербайджанских крестьян против советской власти в XX в. Произведение, премьера которого состоялась в Баку 24 декабря 1935 г., стало первой советской оперой в Азербайджане.
Композитор заболел туберкулезом в 1937 году. Согласно семейному преданию, причиной болезни стало переохлаждение, которое он перенес, спасая жену, упавшую в реку Кура. Его болезнь ухудшилась, и он отправился в Нальчик, где и умер 28 июня 1937 года. Он был похоронен на проспекте Почета в Баку.
Абдул-Муслим-бек Магомаев.
Абдул-Муслим (Муслим-бек) родился 5 сентября 1885 года в селе Старо-Атагин (уточняется) (подтверждается метрическим свидетельством 6), а не в Грозном, как указано в некоторых публикациях.
Художественные впечатления юного мусульманина формировались в благоприятной среде — прекрасной природе его родины и музыкальной атмосфере — духовном «микроклимате» его семьи, где мальчик впитал в себя неповторимое очарование народной музыки и поэзии своего детства.
Свое первое образование мусульманин получил в горной школе города Грозного. Именно тогда скрипка впервые запела в неуклюжих мальчишеских руках, и он с радостью принимал участие в студенческих концертах. Как лучшему ученику школы, Муслиму посчастливилось быть принятым в Горийскую учительскую школу после ее окончания в 1900 году, где были отделения для русских, грузин, армян и «татар». В «татарскую» секцию вошли представители тюркоязычных народов из Азербайджана, Дагестана и Северного Кавказа. Абдул-Муслим был переведен в старший подготовительный класс.
Семинария, основанная в 1876 году для подготовки этнических учителей, сыграла важную роль в развитии образования в Закавказье. Этнический состав студентов был очень разнообразным. Али Терегулов (татарского происхождения), старейший представитель азербайджанской культуры и впоследствии уважаемый в республике педагог, вспоминал годы, проведенные им в учительской семинарии в Гори вместе с Узеиром Гаджибековым и Муслимом Магомаевым: «Каждый год молодые люди разных национальностей со всех концов Кавказа, и особенно из Закавказья, приезжают в Гори, чтобы поступить в Закавказский педагогический колледж. .. Среди студентов — русские, азербайджанцы, армяне, грузины, абхазы, курды, представители многих этнических групп из Дагестана, казаки с Кубани и Терека, и даже ногайцы и татары с Волги. «7)
На семинаре в Гори впервые пересеклись жизненные и творческие пути двух талантливых молодых людей — Муслима Магомаева и Узеира Гаджибекова из Азербайджана, который также имеет корни в Дагестане. Муслим и Узеир сразу же приглянулись друг другу. Музыка, к которой они оба были более талантливы, чем другие семинаристы, еще больше сблизила их. Они посвящали этому увлечению все свое свободное время, и уроки музыки были важной частью их учебной программы. Узеир Гаджибеков позже вспоминал: «В семинарии часто проводились концерты симфонического и духового оркестров, созданных самими студентами. Конечно же, не было концерта без талантливого Муслима, который всей душой любил музыку. Уже в 18 лет Муслим Магомаев был ведущим музыкантом симфонического оркестра и часто подменял дирижера…»… 8)
Именно здесь, в Гори, зародилась дружба двух замечательных людей, которой они остались верны всю жизнь: Узеир Хаджибеков стал здесь другом своего соотечественника и земляка. Во время учебы оба были очень заинтересованы в коллекционировании и записи турецкой музыки и народных песен. Оба были известны тем, что записывали любимые мелодии народных песен во время отдыха на родине. А записи народных песен семинариста из Магомаева даже выставлялись на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и в Тбилиси в 1901 году. Вот что сам Магомаев позже писал по этому поводу: «Собирание и изучение турецких народных песен должно иметь особое значение….. Раскрытие турецкой гармонии почти полностью зависит от этой работы» 9).
Кумир молодежи Муслим Магомаев
Наш выдающийся современник Муслим Магомедович Магомаев-младший, «гнездо Магомаева», является правнуком Магомеда Магомаева и внуком Муслима Магомаева-старшего.
Муслим Магомаев родился в Баку 17 августа 1942 года. Его родителями были Магомет Магомаев, театральный художник, и Айсет Магомаева, актриса. Ребенок был назван в честь своего деда, великого азербайджанского композитора, который одним из первых соединил в своей музыке классические и народные традиции. Его отец погиб на фронте незадолго до победы. Дядя Джамал-Эддин Муслимович Магомаев, азербайджанский государственный деятель, который в 1960-х годах был послом Азербайджана в Москве, принимал самое непосредственное участие в воспитании и судьбе Муслима.
Так, Абдул-Муслим Магометович Магомаев, кумык из Старых Атагов (Чечня), связал свою судьбу с Азербайджаном еще в начале 20 века. Он был родственником татар, которые долгое время жили в Тбилиси. Здесь родились его дети, а также два сына и внуки, происходящие от них. Он жил и работал в Азербайджане.
Мусульманам было несложно стать «азербайджанцами», потому что кумыки, как и огузские азербайджанцы, сами являются тюрками, только не похожи на них и имеют свой диалект (язык) кыпчакского типа. Поэтому его, этнического кумика, считают азербайджанским композитором, классиком музыки. Будучи неутомимым учителем, он воспитал там целое поколение музыкантов. Именно здесь он стал известен и достиг всемирной славы.
Абдул-Муслим Магомаев написал получившие широкое признание оперы «Шах Исмаил» и «Наргиз», которые десятилетиями исполняются на лирической сцене. Он также написал симфонические произведения — «На полях Азербайджана» и «Танец освобожденной азербайджанской женщины». Творческое наследие Магомаева также свидетельствует о том, что мотивы родного города Кумыка всегда присутствовали в его душе. Так, его выдающиеся симфонические произведения — «Агачаульская (кумыкская) лезгинка», «Попурри на туземные мотивы» — были вдохновлены ими.
Примечания. 1) Митрофанов, А.П. Музыка и песни горцев Северного Кавказа. Материалы НИИ Края Северного Кавказа. Том 1, Ростовский государственный архив. Р.4387. Опт. 1. Д.30. Σελ.17. 2) Ошаев Х. Кто является автором «Молитвы Самиля» // Революция и горная компания, 1931. №10-11, с. 112-113 3) Гусейнов Г.-Р. А.-К. Молодые люди героических историй Чечни…. // КНКО: Вести.2001,№2-3, с.22 4) Митрофанов А.П. 5) Соколова А.Н. Танец Шамиля // Литературная Адыгея, 1998. N3 6) Касимова Н. Компаньоны. Баку. 1988, с.5 7) Терегулов А.Г. В Горийской учительской семинарии // «Изв. АН Азербайджанской ССР» N9, 1945, с.83 8) Отрывок из сборника «Слово об Узеире Гаджибекове». Автор: A. Иса-заде, Элмб 1985, с. 172. 9) Исмаилова Г. Муслим Магомаев. Баку. 1986, с. 40 10) М. Магомаев. Баку. Азернешр. 1940, P. 13 11) A. Дациева, «Кизляр-наме», Махачкала. 2004, стр. 205-207 12) Исмаилова Г. Муслим Магомаев. Баку, 1975 13) Цитируется в газете «Орга-Аргун». #5-6, 4 февраля 2002 г. 14) Магомаев М. Баку. Азернешр. 1940, с.3 15) Гаджибеков У. О музыкальном искусстве Азербайджана. Сборник статей. Азернешр. 1966, с. 72 16) Исмаилова, Г. Муслим Магомаев. Баку. 1975, с. 34
Магомет Магомаев — павший Герой и отец Муслима
Обычно биографы Муслима Магомаева не уделяют много внимания его отцу Магомету и больше фокусируются на его дяде Джамале.
Такое отношение возникло еще в советское время. И это понятно, ведь дядя вырастил и воспитал молодого мусульманина, дал ему старт в жизни и был главой партии и государства.
Более того, мусульманин никогда не видел своего отца, потому что тот ушел на фронт еще до его рождения.
Однако гены есть гены.
Большинство современников, знавших отца и сына Магомаевых, говорят о поразительном сходстве их характеров. Они также были очень похожи внешне.
Магомет Муслимович Магомаев
Магомет Магомаев родился в 1916 году, сын Абдул-Муслима Магомаева и Байдигуль Терегуловой, одной из основоположниц классической азербайджанской музыки.
Вместе со своим старшим братом Джамалаландином и родителями он жил в здании, где сейчас располагается Ассоциация художников Азербайджана:
Детство и юность
Маленький Мухаммед был вундеркиндом. Хотя он не изучал музыку специально, он начал играть на фортепиано и петь в раннем возрасте. Это произвело впечатление на его отца, и вскоре младший мальчик стал любимцем семьи.
Возможно, именно поэтому он вырос бескомпромиссным молодым человеком.
Так, Муслим Магомаев писал в своих воспоминаниях:
Мой отец был непростым человеком, он был противоречивым. Даже на фотографиях он менялся — от красавца до человека скромной внешности. Он был таким переменчивым. Но друзья запомнили его красивым. Он был очень расслаблен (в этом отношении я не похож на него: для меня каждый раз подготовка к туру — это проблема). Он был умным, живым человеком, любил танцевать и спорить о женщинах. Если где-то был шум, куча шума, он искал Мохаммеда там….. Страстный, упрямый, ссорящийся, но в душе поэт. Иногда легкомысленный, иногда непреклонный и твердый в своих принципах…..
Женитьба
Мухаммад стал востребованным театральным артистом; говорили, что у него есть талант. Он ставил спектакли не только в Баку, но и на всем Кавказе.
В одну из таких поездок, в Майкоп, он встретил прекрасную Айшет.
Дальнейшее развитие событий загадочно. Ни Муслим Магомаев, ни Айшет, прожившая долгую жизнь (она умерла в 2003 году), никогда не раскрывали историю их общей семейной жизни с Магометом. Даже год их встречи остается неизвестным.
Известно лишь, что Муслим родился, когда Айшету был всего 21 год, а его отец уже был на фронте.
Война
Семья Магомаевых принадлежала к верхним эшелонам власти. Мирджафар Багиров, глава республики в то время, отдавал предпочтение самому Абдул-Муслиму, а после его смерти (1937 год) — семье. Поэтому вопрос об отправке братьев на фронт не стоял.
Но Мохаммед отправился на призывной пункт в первый день войны.
От своего деда отец унаследовал мужественность, которая сопровождалась жизнерадостностью. Заветный порыв. Отвечает за свое слово. Амбициозный. Остается романтичным. Такой человек должен был бросить все и буквально бежать на фронт.
Никакие уговоры не помогли.
Даже могущественный Багиров называл Магомеда матерью:
— Куда он направлялся? — сказал товарищ Багиров. — Он заблудится! Он одержим тобой… Первая пуля будет его.
Во время всех этих проволочек Айшет забеременела. Но и это ничего не изменило.
Магомет Магомаев в годы Великой Отечественной войны
Хотя Магомет Магомаев был призван в июле 1941 года, на фронт он попал только в октябре 1942 года. И сразу на одно из самых сложных в то время направлений — Северо-Кавказский фронт.
Он быстро проявил себя и был переведен в 823-й артиллерийский полк.
В составе полка сержант Магомаев прошел долгий путь до Берлина. Участвовал в форсировании Днепра, воевал на 1-м фронте в Белоруссии.
Награжден четырьмя боевыми медалями (Красного Знамени, Отечественной войны (двух степеней), Красной Звезды).
В феврале 1945 года, уже будучи сержантом высокого ранга, Магомаев был награжден орденом Ленина и Звездой Героев. Его даже объявили перед конвоем (из воспоминаний товарищей). Однако награда не была утверждена в Москве и была заменена орденом Красного Знамени.
После войны бывший командир полка, в котором служил Магомаев, полковник в отставке, вспоминал этот эпизод. Георгий Гаврилович Похлебаев, вспоминал, что Ставка тогда вернула многие награды.
3 февраля 1945 года во время занятия плацдарма на левом берегу Одера в районе деревень Ной-Берлин и Ортвиг противник постоянно атаковал наши войска крупными подразделениями пехоты при поддержке танков и бронемашин, стремясь выбить советские войска с плацдарма. В боевых порядках пехоты сержант-майор Магомед Магомаев показал себя смелым и отважным бойцом, неоднократно вступая с немцами в ближний бой, лично уничтожив семь гитлерюгендов, уничтожив два огневых рубежа и взяв в плен трех солдат противника. 4 февраля 1945 года противник вновь предпринял шесть контратак на наши войска на плацдарме. Там было до двух батальонов пехоты, 15 танков и 10 бронемашин. Сержант-майор Магомаев, находившийся в боевом классе пехоты, из захваченного немецкого пулемета MG-38 сбил 15 немцев, остальные пали, и вражеская контратака была отбита. Наши подразделения удерживали плацдарм.
Из приказа №16/н от 10 февраля 1945 года по войскам 5-й ударной армии о награждении сержанта-майора Магомета Магомаева орденом «Красного Знамени».
Сержант-майор Магомаев не дожил до победы.
Он погиб 24 апреля 1945 года, спасая раненого товарища. За это он был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (приказ № 68/н от 22 мая 1945 года).
Из письма родственникам командира дивизии майора Сотникова:
… В тяжелых и трудных боях Магомед дошел с нами до Берлина, переправился через Шпрее и был тяжело ранен здесь в ожесточенном и неравном бою при отражении танковых атак, буквально в десяти метрах от меня. Это произошло на берегу Шпрее в пригороде Карлсхорста, в семистах метрах к югу от электростанции и эллинга на автостраде; потребовался человек с большим и добрым сердцем, чтобы перенести раненого в обе ноги товарища через ровную и многолюдную дорогу. Тем более, что раненому угрожала смерть в огне дров, подожженных снарядами. И Магомед, не обращая внимания на опасность, побежал к своему товарищу, поднял его, перенес через дорогу, вступил в рукопашный бой, убил двух немцев и ранил одного, снова поднял товарища и вместе с ним перебежал дорогу. Пуля из пулемета добила раненого, сломала обе ноги Магомеда, а пять пуль пробили его живот и легкие. Всего было семь ранений. Он был нездоров, но вел себя хорошо, шутил и смеялся.
Магомаев, Абдул-Муслим Магомет оглы
Выдающийся азербайджанский композитор и дирижер, заслуженный артист Азербайджанской ССД, один из основоположников азербайджанской классической музыки.
Абдул Муслим Магомет оглы Магомаев (Азербайджан). Abdul Mslm Mhmmd olu Maqomayev; 6 (18) сентября 1885, Грозный, Терская область, Российская империя — 28 июля 1937, Нальчик, СССР) — азербайджанский советский композитор и дирижер, один из основоположников азербайджанской классической музыки. Он является дедушкой певца Муслима Магомаева.
С детства интересуясь музыкой, он участвовал в музыкальной самодеятельности в школе и играл в оркестре Закавказского педагогического училища, где познакомился с Узеиром Гаджибековым, с которым поддерживал тесную дружбу на протяжении всей жизни. После окончания семинарии он работал сначала учителем на Северном Кавказе, а затем в Азербайджане, где поселился в Баку после сдачи экстерном экзаменов в Тбилисском учительском институте. Там он присоединился к местной оперной труппе под руководством Гаджибекова, сначала как музыкант, а затем как дирижер и театральный режиссер. Позже он занимал важные должности в Азербайджанском народном педагогическом штабе Н.С.С.Д..
Он написал две оперы — «Шах Исмаил» и «Наргиз», последняя из которых стала первой азербайджанской оперой на советскую тему. На творчество Магомаева оказывает влияние национальное искусство Азербайджана, которым он интересовался с юных лет. Он также написал около трехсот симфонических обработок азербайджанских народных танцев, песен и других мелодий.
Он умер 28 июля 1937 года в Нальчике от туберкулеза.
Биография
Абдул-Муслим Магомет оглы Магомаев родился в Грозном 6 (18) сентября 1885 года. Его отец, Магомет Магомаев, был кузнецом и переехал в Грозный, когда он был еще ребенком. Согласно легенде, распространенной в семье Магомаевых, молодой Магомет был привезен в Грозный имамом Самилом. Некоторые источники утверждают, что он родился в Старых Атагах, но большинство считает, что место рождения определить невозможно.
Семья Магомаевых любила музыку. Его старший брат Магомет, любитель живописи и фотографии и хороший игрок на флейте и губной гармошке, был первым учителем музыки Абдул-Муслима. Он также научил Абдул-Муслима играть на последнем. Позже, когда он учился в Грозненской школе, он стал руководителем школьного оркестра и преподавал танцы. Руководство школы предложило отправить его в Санкт-Петербургское художественное училище для получения художественного образования, но финансовое положение семьи сделало это невозможным. Будущий композитор последовал примеру брата и посещал Грозненское городское училище, которое окончил в 1900 году.
Преподавательская карьера
В 1900 году Абдул-Муслим поступил студентом в Закавказскую учительскую семинарию в Гори. Там он подружился с Узеиром Гаджибековым, с которым у него было много общего — друзья даже родились в один день. Освоив игру на гобое, Магомаев стал солистом оркестра семинарии, в репертуаре которого были произведения русских и европейских композиторов. К 18 годам Магомаев был самым долгоиграющим музыкантом оркестра и часто выполнял обязанности помощника дирижера. Магомаев также пел в школьном хоре.
Абдул-Муслим заинтересовался кавказской народной музыкой в семинарии. Он так стремился собирать музыкальный фольклор, что его записи были представлены на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Там он написал свои первые музыкальные произведения — вальс «Мечта», мазурку «Семинар» и многие другие. Абдул-Муслим окончил школу в 1904 году со скрипкой и денежной премией за выдающиеся успехи в учебе.
После окончания школы Магомаеву пришлось несколько лет работать учителем в государственной школе. Он был назначен в школу в деревне Бековичи. Там он организовал школьный хор, выступления которого пользовались большой популярностью у местного населения. Не найдя работы в Грозном, Магомаев в сентябре 1905 года переехал в Ленкорань. Там он преподавал русский язык, историю и химию в местной школе, где также основал музыкальный кружок, который организовывал музыкальные вечера и театральные представления. По словам современников, деятельность Абдул-Муслима внесла значительный вклад в развитие культуры этого провинциального города, а выступления Ленкоранского театрального кружка упоминались в разделе «Мусульманская жизнь» бакинской газеты.
Начало пути…
Первое выступление будущей звезды состоялось в Доме культуры моряков Баку. Однако известность наш герой получил только после выступления в Кремлевском Дворце съездов в 1962 г. С тех пор началась история его сольных выступлений.
Вскоре талантливого мальчика выбрали солистом азербайджанского театра! Но певица не отказалась от сцены.
Муслим Магомедович.
В 1964 году Муслим стажировался в знаменитом миланском Ла Скала, а затем гастролировал в городе любви, Париже, и давал замечательные концерты в «Олимпии»… Кстати, директор театра был восхищен талантом советского актера и даже предложил Магомаеву годовой контракт! Но… его перспективы стать международной звездой не разделяли в советском Министерстве культуры. По их мнению, мусульманин должен был выступать только у себя на родине.
Музыка
Свою творческую биографию художник начал на родине — в Бакинском Доме культуры моряков. Семья Магомаева опасалась за его голос и запретила мусульманину выступать в полном составе, но 15-летний подросток пробрался на сцену и получил свои первые аплодисменты. Ему удалось избежать юношеской мутации голоса.
Муслим Магомаев в молодости
Профессиональный дебют Муслима Магомаева состоялся в Бакинском окружном военном ансамбле песни и пляски в 1961 году. Через год он исполнил «Бухенвальдскую нору», а его талант был открыт на Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки. В том же году он добился международной известности, выступив на Азербайджанском фестивале искусств в Кремлевском дворце съездов.
В 1963 году состоялся первый сольный концерт певицы в Концертном зале имени Чайковского. В Баку Магомаев стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова. В 1964 году певец на два года перешел в миланский театр «Скала».
Муслим Магомаев на сцене.
В середине 1960-х годов Муслим Магомаев гастролировал по городам Советского Союза с музыкальными спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска». Талантливого певца пригласили выступать в Большом театре, но Магомаев не хотел ограничиваться только оперой.
В середине 1960-х годов певица гастролировала в Париже. Бруно Кокатрикс, директор знаменитой «Олимпии», восхитился его талантом и предложил ему годовой контракт. Певцу пророчили всемирную известность, и мусульманин Магомаев принял предложение. Но Министерство культуры СССР приняло решение: Азербайджанский певец был нужен для правительственных концертов.
В Париже он узнал, что на родине против него возбуждено уголовное дело. Чтобы помочь ансамблю песни и пляски «Донские казаки», певец выступал на стадионе на 45 000 мест в Ростове-на-Дону в конце 1960-х годов. Вместо запланированного выступления Магомаев провел на сцене более двух часов. Ему выплатили зарплату в трехкратном размере на том основании, что в этом не было нарушения закона и что Министерство культуры утвердило эту ставку. Обвинение было предъявлено певице сотрудниками ОБХСС во время концерта в «Олимпии». Не желая подвергать свою семью опасности, Муслим Магомаев отказался от просьб эмигрантов и вернулся в СССР.
В результате судебного разбирательства Муслиму Магомаеву было запрещено выступать за пределами Азербайджана. В свободное время он окончил Бакинскую консерваторию, где изучал пение. Позор закончился, когда председатель КГБ Юрий Андропов позвонил министру культуры Екатерине Фурцевой — Магомаев был приглашен на юбилейный концерт министерства.
В 1969 году Муслим Магомаев получил первую премию на Международном фестивале в Сопоте, а в Каннах на Международном фестивале звукозаписей и музыкальных изданий ему была вручена Золотая пластинка за миллионное распространение грампластинок. В возрасте 31 года певец был избран не только народным артистом Азербайджана, но и народным артистом СССР.
С 1975 года Муслим Магомаев в течение 14 лет возглавлял свой эстрадно-симфонический оркестр. С этим оркестром он гастролировал в СССР и других странах до 1989 года. Магомаев пропагандировал современный западный стиль, что не одобрялось советским партийным руководством. Певица впервые в Советском Союзе исполнила песню «Битлз» Yesterday.
Международный успех!
Помимо сцены, Муслим сделал себе имя и в кино! Он снялся в нескольких фильмах, в том числе «Поет Муслим Магомаев». Магомаев также писал музыку к фильмам и спектаклям, а позже опубликовал собственную книгу!
За это время художник получил свой первый «Золотой рекорд» в Каннах! В возрасте 31 года Муслим Магомаев был признан народным артистом Советского Союза и Азербайджанской ССР.
Муслим Магомаев
Личная жизнь: романы и семья Муслима Магомаева
Муслим Магомаев в молодости был любимцем женщин, да и сам он не был моногамен. Впервые он женился в возрасте 19 лет, тайно, на глазах у своей семьи. Со своей невестой Офелией он познакомился в музыкальной школе. Влюбленные некоторое время жили в Грозном на мизерную зарплату. У них родилась дочь Марина, а через год они расстались.
Офелия Магомаева и ее дочь Марина
Позже у певицы были отношения с музыкальным редактором Всесоюзного радио. Общая жена Муслима Магомаева, Мила Карева, прожила с ним шесть лет. К концу их отношений женщина родила сына, который, как она утверждала, был ребенком певца. Магомаев, однако, сомневался в его отцовстве, зная, что у его общей жены было много романов с другими мужчинами. Он помог Миле и ее ребенку эмигрировать в США.
Муслим Магомаев и Мила Карева (Фиготина)
Еще будучи в отношениях с Каревой в 1972 году, дирижер познакомился с оперной певицей Тамарой Синявской. Женщина была замужем, но страсть победила влюбленных художников. Когда Тома проходила стажировку в Италии в течение года, певица позвонила ей и прислала цветы. Свадьба Муслима Магомаева и Тамары Синявской состоялась в 1974 году в одном из столичных ресторанов. Они прожили в любви и согласии почти 34 года, но детей у них не было.
Муслим Магомаев с Тамарой Синявской
Помимо отношений на одну ночь, у него были отношения со многими советскими красавицами. Певицы Натаван Шейхова и Светлана Резанова, актрисы Наталья Кустинская и Наталья Фатеева входят в число жен Муслима Магомаева.
Дочь Марина вышла замуж за Александра Козловского. Пара подарила своему знаменитому деду внука по имени Аллен. Хотя семья постоянно жила в США, они часто посещали страну.
Муслим Магомаев с дочерью и внуком.
Рост, вес и фото Муслима Магомаева
Муслим всегда был привлекательным и обаятельным мужчиной. Он не занимался спортом, предпочитая вести разнузданный образ жизни — пить и курить. Но до самой смерти он оставался сильным и красивым, даже волосы почти не поседели.
Высота | 186 см |
Вес | 80 кг |
Цвет глаз | Коричневый |
Цвет волос | Черный |
Татуировка | Нет |
Пластическая хирургия | Нет |
Муслим Магомаев — фото
Интересные факты о жизни о после смерти
В честь Муслима Магомаева были названы мэрия Крокуса, корабль и конкурс оперных певцов, исполняющих эстрадные песни.
В 2017 году вышел документальный фильм о жизни певицы, а в 2020 году увидела свет серия биографий.
В 1997 году, когда он был еще жив, в его честь была названа небольшая планета в нашей звездной системе.
В конце 1960-х годов певца обвинили в растрате и запретили выступать за пределами родной страны.
В 2005 году Магомаев получил российское гражданство, но психически был предан Азербайджану.
До сих пор обсуждается, были ли у Муслима Магомаева внебрачные дети, но вдова покойного утверждает, что его единственной наследницей является дочь Марина от первого брака.
Милош Бикович, актер, сыгравший Муслима Магомаева в сериале «Магомаев», сербского происхождения и до своей роли не знал певца.
Скептики считают, что общественности еще предстоит узнать, чем был болен маэстро или погиб ли он в результате несчастного случая, поскольку гроб на похоронах был закрыт.