Модест Мусоргский. Биография м п мусоргского.

В 1879 году его друзья организовали для Модеста тур по городам Российской империи и создали фонд для его поддержки. Это позволило мужчине продолжать свою творческую деятельность еще два года.

Модест Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский был великим русским композитором, чьи произведения были вдохновлены историческими и народными традициями. Намеренно игнорируя устоявшиеся правила западной музыки, этот композитор-новатор создал произведения с уникальным национальным колоритом, воспевающие силу и особый характер русского народа. Опера «Борис Годунов» стала образцом вокально-симфонического фундаментализма и повлияла на творчество многих композиторов конца XIX — начала XX века.

Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево в Псковской губернии, в 400 км от Санкт-Петербурга. Его родители, богатые землевладельцы, происходили от знаменитых смоленских князей — потомков великой династии Рюрика.

Модест Мусоргский

Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владевшего огромным имением в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он оставил службу в Петербургском Сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного офицера из соседней деревни Наумово.

Поскольку его родители не испытывали недостатка в средствах, Модест провел свое детство в атмосфере постоянного праздника. Окруженный няней, мальчик с ранних лет развивал вкус к русским песням и сказкам, проникался духом народных традиций и обычаев, а мать прививала сыну вкус к классической музыке и обучала его основам игры на фортепиано. К 7 годам будущий композитор уже мог играть сложные фортепианные пьесы на слух и дополнял их собственными импровизациями.

Модест Мусоргский и его брат Евгений

В возрасте 10 лет Мусоргского отдали в немецкую школу в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил заниматься музыкой под руководством пианиста и педагога Антона Августавовича Герке и в 1852 году создал свое первое самостоятельное фортепианное произведение. Его родители были в восторге от творческих успехов сына, но всерьез не задумывались об артистической карьере. Его военные потомки чтили семейные традиции и позаботились о том, чтобы Модест вскоре учился в школе гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.

Молодой человек смирился со строгим режимом школы, но не перестал заниматься музыкой. Благодаря врожденному таланту и приобретенным навыкам Мусоргский стал сердцем и душой отряда и регулярно выступал на праздниках и торжествах, организованных в школе. Именно тогда Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью суматошной студенческой жизни того времени.

Модест Мусоргский в молодости

В 1856 году будущий композитор окончил Гвардейскую школу и был определен в Преображенский полк в Санкт-Петербурге. Он поселился в столице и познакомился с военной и художественной элитой России.

Вскоре молодой офицер регулярно посещал вечеринки в доме композитора Александра Дургомысского и подружился с такими известными деятелями русской культуры, как Владимир Стасов, Александр Бородин, Цезарь Кюи и Милли Балакирев. Последний взял на себя «воспитание» и музыкальное обучение Мусоргского, который решил оставить военную службу, чтобы полностью посвятить себя музыке.

Музыка

Творческая биография Мусоргского началась с оркестровых обработок симфонических произведений для совершенствования навыков сочинения и аранжировки музыки. По мере развития творчества начинающий композитор понял, что малые жанры не соответствуют размаху его души и воображения, поэтому после написания фортепианной сонаты, двух оркестровых эрхо и произведения под названием «Марш Самиля» Модест Петрович начал задумываться об опере.

Композитор Модест Мусоргский

В течение трех лет Мусоргский написал произведение по мотивам «Эдипа-тирана» Софокла, затем переключился на сюжет «Салабо» Флобера, а через некоторое время приступил к адаптации «Ночи перед Иваном Купалой» Николая Гоголя. Написав несколько отрывков, автор потерял интерес к пьесам и не завершил ни одну из них.

В начале 1860-х годов Модест Петрович начал экспериментировать с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, в том числе самые известные: «Песня старика», «Царь Саул» и «Калистрат». Эти произведения положили начало народной традиции в творчестве композитора и отличались острыми социальными темами и изысканной музыкальной драматургией.

Кружок «Могучая кучка»

Музыканты стремились приблизить произведение к реальности и искали нетрадиционные формы. Одним из результатов этих поисков стало игривое произведение Мусоргского «Свадьба», которое композитор назвал «разговорной оперой» и которое стало тренировочной площадкой для великого русского таланта перед созданием его всемирно известного монументального шедевра «Борис Годунов».

Работа над пушкинской темой началась в 1868 году и продвигалась так быстро, что композитор создал клавир и завершил основную партитуру в течение следующего года. Интересно, что Модест Петрович много времени уделял обдумыванию идей будущих произведений и почти никогда не использовал черновые наброски при сочинении музыки.

Портрет Модеста Мусоргского

После успеха и незаслуженной критики Мусоргский взялся за новый творческий замысел и обратился к теме кровавых стрелецких бунтов. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы композитору. Он был постоянно занят другими проектами, писал песни и романсы, которые в итоге собрал в вокальный сборник «Детская», а также фортепианные пьесы, ставшие известными под названием «Картинки с выставки».

В середине 1870-х годов, отложив этюдник к «Хованщине», Модест сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам отрывки из другой оперы «Сорочинская ярмарка».

Михаил Глинка и его сестра Людмила Шестакова

Хотя Модест Петрович часто бывал в обществе, он не был счастлив в личной жизни, у него не было ни жены, ни детей. Единственной женщиной, к которой композитор испытывал нежные чувства, была Людмила Ивановна Сестакова, сестра Михаила Глинки, которая ответила Мусоргскому материнской привязанностью. Об этих отношениях свидетельствуют письма, сохранившиеся в архивах композитора.

Смерть

В начале 1870-х годов здоровье Мусоргского оставляло желать лучшего. Его буйная молодость, с ее чрезмерными вечеринками и каруселями, привела к приступам безумия в возрасте сорока лет, вызванным злоупотреблением алкоголем.

Памятник на могиле Модеста Мусоргского

Опасаясь за свой рассудок, Модест Петрович нанял своего личного врача Джорджа Каррика, нынешнего президента Санкт-Петербургской медицинской ассоциации, и с его помощью попытался избавиться от пагубной привычки.

Кризис наступил, когда Мусоргский был уволен со службы. Доведенный до нищеты, композитор четыре раза заболевал белой горячкой и в конце концов оказался в больнице. Его друзья, в том числе художник Илья Репин, написавший его портрет на смертном одре, оплачивали его лечение, но это лишь на время отсрочило неизбежное.

Портрет Модеста Мусоргского. Художник Илья Репин

16 марта 1881 года Модест Петрович вновь впал в безумие, и очередной приступ металического психоза привел к смерти великого русского композитора. Через несколько дней Мусоргский был похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невском монастыре, а в 1972 году в доме его матери был открыт музей, посвященный жизни и творчеству писателя Бориса Годунова.

Ранние годы

Биография Мусоргского увлекательна, и его жизнь характеризовалась не только творчеством: он был знаком со многими выдающимися личностями своего времени.

Мусоргский происходил из старинной аристократической семьи. Он родился 9 (21) марта 1839 года в деревне Карево Псковской губернии.

Первые 10 лет своей жизни он провел на домашнем обучении и учился играть на фортепиано.

Затем он был направлен в немецкую школу в Санкт-Петербурге, откуда его перевели в школу для гвардейцев. Именно в этой школе он заинтересовался церковной музыкой.

С 1852 года Мусоргский начал сочинять, и его сочинения исполнялись в Санкт-Петербурге и Москве.

В 1856 году был переведен в Преображенский гвардейский полк (во время службы познакомился с А. С. Даргомыжским). В 1858 году он был переведен в Министерство государственных имуществ.

Музыкальная карьера

В краткой биографии Модеста Петровича Мусоргского, написанной для детей, говорится, что в 1859 году Модест Петрович познакомился с Балакиревым, который настоял на том, чтобы он углубил свои музыкальные познания.

В 1861 году он начал работу над такими операми, как «Эдип» (по Софоклу), «Саламбо» (по Флоберу) и «Женитьба» (по Николаю Гоголю), которую так и не завершил.

В 1870 году композитор начал работу над своим самым важным и знаменитым произведением — оперой «Борис Годунов» (по трагедии А.С. Пушкина). В 1871 году он представил свою работу музыкальным критикам, которые предложили композитору доработать ее и придать опере «женственный оттенок». Она была поставлена только в 1874 году в Мариинском театре.

В 1872 году началась работа сразу над двумя произведениями: драматической оперой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» (по мотивам повести Н.В. Гоголя).

Обе работы так и не были завершены дирижером.

Мусоргский написал много коротких музыкальных композиций по романам и пьесам Н. Некрасова, Н. Островского и текстам Т. Шевченко. Некоторые из них были написаны под влиянием русских художников (например, В. Верещагин).

Последние годы жизни

В последние годы жизни Мусоргский страдал от провала «Могучей девы», непонимания и критики со стороны музыкальных чиновников и коллег (Куй, Балакирев, Римский-Корсаков). В связи с этим у него развилась тяжелая депрессия, и он пристрастился к алкоголю. Он стал писать музыку медленнее и уволился с работы, потеряв свой небольшой, но стабильный доход. В последние годы жизни его поддерживали только друзья.

Последнее публичное выступление состоялось 4 февраля 1881 года на вечере, посвященном Ф. М. Достоевскому. 13 февраля он умер в Николаевской больнице в Санкт-Петербурге от приступа белой горячки.

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище в комплексе Александро-Невского монастыря. Однако до наших дней сохранилось только надгробие, так как после масштабной реконструкции старого некрополя (в 1930-х годах) его могила была утрачена (закатана в асфальт). Сегодня на месте могилы находится автобусная остановка.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий