В 1879 году его друзья организовали для Модеста тур по городам Российской империи и создали фонд для его поддержки. Это позволило мужчине продолжать свою творческую деятельность еще два года.
Модест Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский был великим русским композитором, чьи произведения были вдохновлены историческими и народными традициями. Намеренно игнорируя устоявшиеся правила западной музыки, этот композитор-новатор создал произведения с уникальным национальным колоритом, воспевающие силу и особый характер русского народа. Опера «Борис Годунов» стала образцом вокально-симфонического фундаментализма и повлияла на творчество многих композиторов конца XIX — начала XX века.
Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево в Псковской губернии, в 400 км от Санкт-Петербурга. Его родители, богатые землевладельцы, происходили от знаменитых смоленских князей — потомков великой династии Рюрика.
Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владевшего огромным имением в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он оставил службу в Петербургском Сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного офицера из соседней деревни Наумово.
Поскольку его родители не испытывали недостатка в средствах, Модест провел свое детство в атмосфере постоянного праздника. Окруженный няней, мальчик с ранних лет развивал вкус к русским песням и сказкам, проникался духом народных традиций и обычаев, а мать прививала сыну вкус к классической музыке и обучала его основам игры на фортепиано. К 7 годам будущий композитор уже мог играть сложные фортепианные пьесы на слух и дополнял их собственными импровизациями.
В возрасте 10 лет Мусоргского отдали в немецкую школу в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил заниматься музыкой под руководством пианиста и педагога Антона Августавовича Герке и в 1852 году создал свое первое самостоятельное фортепианное произведение. Его родители были в восторге от творческих успехов сына, но всерьез не задумывались об артистической карьере. Его военные потомки чтили семейные традиции и позаботились о том, чтобы Модест вскоре учился в школе гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.
Молодой человек смирился со строгим режимом школы, но не перестал заниматься музыкой. Благодаря врожденному таланту и приобретенным навыкам Мусоргский стал сердцем и душой отряда и регулярно выступал на праздниках и торжествах, организованных в школе. Именно тогда Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью суматошной студенческой жизни того времени.
В 1856 году будущий композитор окончил Гвардейскую школу и был определен в Преображенский полк в Санкт-Петербурге. Он поселился в столице и познакомился с военной и художественной элитой России.
Вскоре молодой офицер регулярно посещал вечеринки в доме композитора Александра Дургомысского и подружился с такими известными деятелями русской культуры, как Владимир Стасов, Александр Бородин, Цезарь Кюи и Милли Балакирев. Последний взял на себя «воспитание» и музыкальное обучение Мусоргского, который решил оставить военную службу, чтобы полностью посвятить себя музыке.
Музыка
Творческая биография Мусоргского началась с оркестровых обработок симфонических произведений для совершенствования навыков сочинения и аранжировки музыки. По мере развития творчества начинающий композитор понял, что малые жанры не соответствуют размаху его души и воображения, поэтому после написания фортепианной сонаты, двух оркестровых эрхо и произведения под названием «Марш Самиля» Модест Петрович начал задумываться об опере.
В течение трех лет Мусоргский написал произведение по мотивам «Эдипа-тирана» Софокла, затем переключился на сюжет «Салабо» Флобера, а через некоторое время приступил к адаптации «Ночи перед Иваном Купалой» Николая Гоголя. Написав несколько отрывков, автор потерял интерес к пьесам и не завершил ни одну из них.
В начале 1860-х годов Модест Петрович начал экспериментировать с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, в том числе самые известные: «Песня старика», «Царь Саул» и «Калистрат». Эти произведения положили начало народной традиции в творчестве композитора и отличались острыми социальными темами и изысканной музыкальной драматургией.
Музыканты стремились приблизить произведение к реальности и искали нетрадиционные формы. Одним из результатов этих поисков стало игривое произведение Мусоргского «Свадьба», которое композитор назвал «разговорной оперой» и которое стало тренировочной площадкой для великого русского таланта перед созданием его всемирно известного монументального шедевра «Борис Годунов».
Работа над пушкинской темой началась в 1868 году и продвигалась так быстро, что композитор создал клавир и завершил основную партитуру в течение следующего года. Интересно, что Модест Петрович много времени уделял обдумыванию идей будущих произведений и почти никогда не использовал черновые наброски при сочинении музыки.
После успеха и незаслуженной критики Мусоргский взялся за новый творческий замысел и обратился к теме кровавых стрелецких бунтов. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы композитору. Он был постоянно занят другими проектами, писал песни и романсы, которые в итоге собрал в вокальный сборник «Детская», а также фортепианные пьесы, ставшие известными под названием «Картинки с выставки».
В середине 1870-х годов, отложив этюдник к «Хованщине», Модест сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам отрывки из другой оперы «Сорочинская ярмарка».
Хотя Модест Петрович часто бывал в обществе, он не был счастлив в личной жизни, у него не было ни жены, ни детей. Единственной женщиной, к которой композитор испытывал нежные чувства, была Людмила Ивановна Сестакова, сестра Михаила Глинки, которая ответила Мусоргскому материнской привязанностью. Об этих отношениях свидетельствуют письма, сохранившиеся в архивах композитора.
Смерть
В начале 1870-х годов здоровье Мусоргского оставляло желать лучшего. Его буйная молодость, с ее чрезмерными вечеринками и каруселями, привела к приступам безумия в возрасте сорока лет, вызванным злоупотреблением алкоголем.
Опасаясь за свой рассудок, Модест Петрович нанял своего личного врача Джорджа Каррика, нынешнего президента Санкт-Петербургской медицинской ассоциации, и с его помощью попытался избавиться от пагубной привычки.
Кризис наступил, когда Мусоргский был уволен со службы. Доведенный до нищеты, композитор четыре раза заболевал белой горячкой и в конце концов оказался в больнице. Его друзья, в том числе художник Илья Репин, написавший его портрет на смертном одре, оплачивали его лечение, но это лишь на время отсрочило неизбежное.
16 марта 1881 года Модест Петрович вновь впал в безумие, и очередной приступ металического психоза привел к смерти великого русского композитора. Через несколько дней Мусоргский был похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невском монастыре, а в 1972 году в доме его матери был открыт музей, посвященный жизни и творчеству писателя Бориса Годунова.
Ранние годы
Биография Мусоргского увлекательна, и его жизнь характеризовалась не только творчеством: он был знаком со многими выдающимися личностями своего времени.
Мусоргский происходил из старинной аристократической семьи. Он родился 9 (21) марта 1839 года в деревне Карево Псковской губернии.
Первые 10 лет своей жизни он провел на домашнем обучении и учился играть на фортепиано.
Затем он был направлен в немецкую школу в Санкт-Петербурге, откуда его перевели в школу для гвардейцев. Именно в этой школе он заинтересовался церковной музыкой.
С 1852 года Мусоргский начал сочинять, и его сочинения исполнялись в Санкт-Петербурге и Москве.
В 1856 году был переведен в Преображенский гвардейский полк (во время службы познакомился с А. С. Даргомыжским). В 1858 году он был переведен в Министерство государственных имуществ.
Музыкальная карьера
В краткой биографии Модеста Петровича Мусоргского, написанной для детей, говорится, что в 1859 году Модест Петрович познакомился с Балакиревым, который настоял на том, чтобы он углубил свои музыкальные познания.
В 1861 году он начал работу над такими операми, как «Эдип» (по Софоклу), «Саламбо» (по Флоберу) и «Женитьба» (по Николаю Гоголю), которую так и не завершил.
В 1870 году композитор начал работу над своим самым важным и знаменитым произведением — оперой «Борис Годунов» (по трагедии А.С. Пушкина). В 1871 году он представил свою работу музыкальным критикам, которые предложили композитору доработать ее и придать опере «женственный оттенок». Она была поставлена только в 1874 году в Мариинском театре.
В 1872 году началась работа сразу над двумя произведениями: драматической оперой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» (по мотивам повести Н.В. Гоголя).
Обе работы так и не были завершены дирижером.
Мусоргский написал много коротких музыкальных композиций по романам и пьесам Н. Некрасова, Н. Островского и текстам Т. Шевченко. Некоторые из них были написаны под влиянием русских художников (например, В. Верещагин).
Последние годы жизни
В последние годы жизни Мусоргский страдал от провала «Могучей девы», непонимания и критики со стороны музыкальных чиновников и коллег (Куй, Балакирев, Римский-Корсаков). В связи с этим у него развилась тяжелая депрессия, и он пристрастился к алкоголю. Он стал писать музыку медленнее и уволился с работы, потеряв свой небольшой, но стабильный доход. В последние годы жизни его поддерживали только друзья.
Последнее публичное выступление состоялось 4 февраля 1881 года на вечере, посвященном Ф. М. Достоевскому. 13 февраля он умер в Николаевской больнице в Санкт-Петербурге от приступа белой горячки.
Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище в комплексе Александро-Невского монастыря. Однако до наших дней сохранилось только надгробие, так как после масштабной реконструкции старого некрополя (в 1930-х годах) его могила была утрачена (закатана в асфальт). Сегодня на месте могилы находится автобусная остановка.