Микеланджело: жизнь и творчество художника. Микеланджело буонарроти годы жизни.

Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка между этими двумя замечательными людьми представляет не только большой биографический интерес, но и является прекрасным памятником исторического периода и редким примером живого обмена идеями, полного ума, тонкой наблюдательности и иронии. «9

Микеланджело

Микеланджело де Франческо де Нери дельи Миниатто дельи Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (с итальянского). Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni ); 6 марта 1475 — 18 февраля 1564) — великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт и мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе, к северу от Ареццо, в семье бедного флорентийского дворянина Лодовико Буонаротти, городского советника. В некоторых биографических книгах говорится, что предком Микеланджело был мессер Симоне из семьи графов Каносса. Говорят, что он приехал во Флоренцию в тринадцатом веке и даже правил городом в качестве подесты, но документы не подтверждают это происхождение. Они даже не подтверждают существование Подесты с таким именем, но отец Микеланджело, очевидно, верил в это, и даже позже, когда Микеланджело уже стал знаменитым, семья графа с готовностью признала родство с ним. Алессандро ди Каносса в письме от 1520 года назвал его уважаемым родственником, пригласил в свой дом и попросил считать его своим. Чарльз Клемент, автор нескольких книг о Микеланджело, уверен, что происхождение Буонаротти от графов Каносса, которое было общепризнанным во времена Микеланджело, сегодня кажется более чем сомнительным. По его мнению, семья Буонаротти обосновалась во Флоренции очень давно и в разное время занимала довольно важные посты на службе у правительства республики. Что касается его матери Франчески ди Нери ди Миньято дель Серра, которая рано вышла замуж и умерла в год шестилетия Микеланджело от истощения, вызванного частыми беременностями, то об этом никогда не упоминается в обширной переписке с отцом и братьями и сестрами.

Лодовико Буонарроти был небогат, и доходов от его небольшой собственности в деревне едва хватало, чтобы прокормить его многочисленных детей. Поэтому он был вынужден отдать Микеланджело своей кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни под названием Сеттиньяно. Там, у супругов Тополино, мальчик научился месить глину и работать резцом, прежде чем научился читать и писать. Как бы то ни было, сам Микеланджело позже сказал своему другу и биографу Джорджо Вазари:

«Если в моем таланте и есть что-то хорошее, так это то, что я родился в разреженном воздухе вашей страны Ареты, а зубило и молоток, которыми я делаю свои статуи, я получил из молока моей няни.

В 1488 году его отец Микеланджело принял склонности сына и отправил его в ученики к художнику Доменико Гирландайо. Он учился там в течение года. Год спустя Микеланджело поступил в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, которая находилась под покровительством Лоренцо Медичи, фактического правителя Флоренции.

Медичи признали талант Микеланджело и покровительствовали ему. Примерно с 1490 по 1492 год Микеланджело находился при дворе Медичи. Возможно, в это время были созданы «Дева на лестнице» и «Битва кентавров». После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело вернулся на родину.

В 1494-1495 годах Микеланджело жил в Болонье и создавал скульптуры для арки Святого Доминика. В 1495 году он вернулся во Флоренцию, где правил доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создал скульптуры «Святой Иоанн» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио купил мраморного «Купидона» Микеланджело и пригласил художника в Рим (куда Микеланджело прибыл 25 июня). Между 1496 и 1501 годами он написал «Вакха» и «Пьета в Риме».

Произведения

Гений Микеланджело повлиял не только на искусство эпохи Возрождения, но и на всю мировую культуру. Его творчество в основном связано с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. Судя по его таланту, он был в первую очередь скульптором. Это заметно в его картинах, которые необычайно насыщены скульптурными движениями, сложными позами и объемами, четко и мощно проработанными. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую Давида (1501-1504), ставшую образцом для изображения человеческого тела на многие века; в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498-1499), одно из первых пластических воплощений фигуры умершего человека. Однако свои самые амбициозные замыслы он реализовал в живописи, где он был настоящим новатором в области цвета и формы.

Папа Юлий II заказал ему роспись потолка Сикстинской капеллы (1508-1512), на котором изображена библейская история от сотворения мира до Потопа с более чем 300 фигурами. В 1534-1541 годах он также написал фреску «Страшный суд» для папы Павла III в Сикстинской капелле. Архитектурные произведения Микеланджело — вся площадь Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме — поражают своей красотой и величием.

Искусство достигло в нем такого совершенства, что в течение многих и многих лет нельзя было найти ни старого, ни молодого человека. Его воображение было настолько совершенным, а вещи, которые представлялись его воображению, были таковы, что ему было невозможно осуществить столь великие и ужасные замыслы своими руками, и он часто бросал свои творения, более того, он уничтожил многие из них; Так, известно, что незадолго до смерти он сжег огромное количество рисунков, набросков и карикатур, которые сделал сам, чтобы никто не видел, каких трудов ему стоило и как он старался раскрыть свой гений, чтобы он был не менее совершенным.

Известные работы

  • Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
  • Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
  • Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор св. Петра.
  • Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
  • Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия искусств.
  • Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
  • Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
  • Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508—1512. Ватикан.
    • Сотворение Адама

    В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело — эскиз детали купола базилики Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, образующих барабан купола базилики Святого Петра в Риме». Она считается последней работой знаменитого художника, выполненной незадолго до его смерти в 1564 году.1

    Это не первый случай, когда работы Микеланджело обнаруживаются в архивах и музеях. В 2002 году, например, еще один рисунок мастера был случайно найден в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке. Она находилась среди картин неизвестных авторов эпохи Возрождения. На листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — канделябр на семь свечей.

    Духовные искания и личная жизнь

    В 1536 году Виттория Колонна, маркиза Пескара, приехала в Рим, где 47-летняя вдовствующая поэтесса завоевала глубокую дружбу или, скорее, страстную любовь 61-летнего Микеланджело. Вскоре «первое, естественное, пламенное влечение художника было введено маркизой Пескара с мягким авторитетом в контекст сдержанной преданности, которая соответствовала только ее роли светской монахини, ее скорби по умершему от ран мужу и ее философии посмертного воссоединения с ним».3 Своей великой платонической любви он посвятил некоторые из своих самых страстных сонетов, создал для нее эскизы и провел много часов в ее обществе. Он написал для нее картину «Распятие», которая сохранилась в более поздних копиях. Идеи религиозного обновления (см. «Реформация в Италии»), будоражившие кружок Виттории, оказали глубокое влияние на взгляды Микеланджело в эти годы. Они отражены, например, во фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле 4.

    Виттория — единственная женщина, чье имя прочно ассоциируется с Микеланджело, которого большинство исследователей считают гомосексуалистом или, по крайней мере, бисексуалом5. По мнению исследователей, изучающих личную жизнь Микеланджело, его пылкая страсть к маркизе была бессознательным выбором, поскольку ее святой образ жизни не мог угрожать его гомосексуальным инстинктам, хотя друг и биограф Микеланджело Кондиви в общих чертах описал его монашескую чистоту6. «Он возвел ее на пьедестал, но его любовь к ней вряд ли можно назвать гетеросексуальной: Он называл ее «мужчиной в женщине» (un uoma in una donna). Его стихи к ней … иногда трудно отличить от сонетов к молодому Томмазо Кавальери, и известно, что сам Микеланджело иногда заменял приветствие «signore» на «signora», прежде чем сделать свои стихи доступными для публики. «7 (В будущем он снова подвергнется цензуре. (В будущем его стихи снова прошли цензуру его внука, прежде чем были опубликованы).

    Ее отъезд в Орвието и Витербо в 1541 году из-за восстания ее брата Асканио Колонна против Павла III не изменил ее отношений с художником, и они продолжали навещать друг друга и переписываться, как и прежде. В 1544 году он вернулся в Рим.

    И самый высокий гений не добавит ни одной мысли к тем, которые в изобилии запечатлел сам мрамор, — и только эта рука, повинуясь разуму, открывает нам.

    Ожидает ли меня радость или страх, мудрая и добрая женщина, я всем обязан тебе, и стыд мой тяжел, ибо ты не дала мне быть такой, какой должна быть.

    Не сила любви, не твоя красота, не твоя холодность, не твой гнев, не гнет презрения виноваты в моем несчастье.

    В твоем сердце — смерть и милосердие, а мой жалкий гений может только жалеть, ибо любовь — смерть.

    Друг и биограф художника Кондиви пишет 8 :

    Особенно велика была его любовь к маркграфине Пескары; он влюбился в ее божественный дух и получил от нее безумную взаимную любовь. По сей день он хранит многие из ее писем, наполненных самыми чистыми и сладкими чувствами. Он сам написал для нее много сонетов, талантливых и полных сладкой тоски. Она часто покидала Витербо и другие места, где останавливалась для удовольствия или на лето, и приезжала в Рим только для того, чтобы увидеть Микеланджело. А он, со своей стороны, любил ее так сильно, что, как он мне рассказывал, одна вещь угнетала его: когда он приходил навестить ее, которой уже не было в живых, он целовал только ее руку, а не лоб или лицо. Из-за этой смерти он долгое время оставался растерянным и несколько обеспокоенным.

    БИОГРАФИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО

    Микеланджело Буонаротти, один из самых известных скульпторов, художников, поэтов, рисовальщиков и архитекторов всех времен, родился 06.03.1475 в Капрезе, где посещал начальную школу и, окончив ее в 1488 году, изучал скульптуру под именем Бертольдо в мастерской величайшего живописца в истории, Доменико Гирландайо.

    Талант мальчика привлек внимание Лоренцо Медичи, который взял его в свой дом и поддерживал Микеланджело материально. Когда Лоренцо умер, Буонаротти отправился в Болонью, где создал мраморного ангела со свечой и статую для церкви Святого Петра. В 1494 году он снова вернулся во Флоренцию. Начался новый период в его творчестве, в котором он смело преувеличивал фигуры природы, чтобы выразить свои идеи и лучше представить персонажей.

    В 1503 году Микеланджело был приглашен в Рим Юлием II для изготовления надгробия, которое Юлий хотел воздвигнуть при своей жизни. Скульптор согласился и приехал. Через два года Буонарроти решил, что внимания Папы ему недостаточно, и в раздражении вернулся во Флоренцию.

    В 1508 году художник уже находился в Риме, когда Юлий II вновь вызвал его для продолжения начатой работы, а также для выполнения нового заказа — фрески на потолке Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Юлий II умер через несколько месяцев после завершения росписи Сикстинского потолка.

    sikt_kapella_full_1_b

    Падение Флоренции, грозившее Микеланджело смертью, сильно потрясло его, и его здоровье ухудшилось. И будучи таким антисоциальным и жестоким, он стал еще более мрачным и угрюмым, полностью погрузившись в свой идеологический мир, что неизбежно отразилось на характере его творчества.

    В 1532 году он получил приглашение от «нового» Папы Римского завершить оформление Сикстинской капеллы, изобразив «Страшный суд» на стене Святого престола и «Падение Люцифера» на противоположной стене. Только первая была выполнена Буонаротти в 1534-1541 годах без помощников.

    Последними работами Микеланджело были фрески в капелле Ватиканского дворца. Спустя некоторое время Буонаротти отошел от скульптуры, которой он предпочитал заниматься в преклонном возрасте.

    В последние годы жизни художник обратился к архитектуре. В 1546 году он был назначен архитектором базилики Святого Петра, поскольку Микеланджело обладал не только талантом, но и опытом в строительстве.

    Микеланджело Буонаротти умер в Риме 18 февраля 1564 года.

    ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО

    Работы Микеланджело относятся к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских работах, таких как рельефы «Мадонна на лестнице» и «Битва кентавров» (оба ок. 1490-1492), проявляются важнейшие черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматическая образность, уважение к человеческой красоте. Спасаясь от гражданских беспорядков при Савонароле, Микеланджело переехал из Флоренции в Венецию, а затем в Рим.

    Мадонна на лестнице Битва кентавров Вакх

    Во время пятилетнего пребывания в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры Вакх (1496-1497) и Пьета (1498-1501) в базилике Святого Петра. В 1500 году Микеланджело триумфально вернулся в этот город по приглашению жителей Флоренции.

    Michelangelo_Pieta

    Вскоре в его распоряжении оказалась глыба мрамора высотой четыре метра, от которой уже отказались два скульптора. Следующие три года он работал с полной самоотдачей, почти не выходя из своей студии. В 1504 году монументальная статуя обнаженного Давида была представлена публике.

    В 1505 году авторитарный папа Юлий II приказал Микеланджело вернуться в Рим и заказал для себя гробницу. Скульптор целый год работал над огромной бронзовой статуей, которая должна была увенчать монумент, но почти сразу после завершения работы увидел, как его творение расплавилось на каноны.

    После смерти Юлия II в 1513 году его наследники настояли на другом проекте погребальной скульптуры. Эта работа, включая многочисленные изменения, вызванные капризами его клиентов, заняла 40 лет жизни Микеланджело. В конце концов, он был вынужден отказаться от идеи воздвигнуть надгробие как часть внутреннего дизайна базилики Святого Петра.

    Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные как Рабы, навсегда остались впечатляющими частями незавершенного ансамбля.

    9

    По словам современников, Микеланджело был замкнутым и эгоцентричным человеком, склонным к внезапным вспышкам буйства. В личной жизни он жил почти аскетично, ложился спать поздно и просыпался рано. Говорят, что он часто спал, даже не снимая обуви.

    В 1547 году он был назначен главным архитектором реконструкции базилики Святого Петра и спроектировал огромный купол, который остается одним из величайших шедевров архитектуры.

    0_a6cde_d9494a61_orig

    Первые творения

    В 1988 году, когда ему было 13 лет, отец отправил его учиться у художника Гирландайо. В мастерской мальчика познакомили с основными техниками и материалами. В это время появились карандашные копии флорентийцев Масаччо и Джотто, уже демонстрирующие его видение скульптурных форм. В то же время он написал картину «Мученичество святого Антония», которая является копией гравюры М. Шонгауэра.

    В течение года он учился в мастерской Гирландайо, а затем поступил в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, находившегося под покровительством флорентийского государственного деятеля Лоренцо де Медичи, который сразу же распознал талант начинающего скульптора и взял его под свое крыло. Микеланджело находился при дворе Медичи с 1490 по 1492 год.

    При дворе он познакомился с философами Анджело Полициано, Марсилио Фичино и другими. Его друзьями были будущий Папа Лев X и будущий Папа Климент VII.

    Микеланджело

    Считается, что в эти годы он создал скульптуры «Битва кентавров» и «Богоматерь на ступенях», которые выставлены в музее Casa Buonarroti во Флоренции, а также скульптуру Бертольдо ди Джованни.

    Когда в 1492 году умер его покровитель Лоренцо де Медичи, Микеланджело был вынужден вернуться на родину.

    В 1493 году он изучал анатомию человека на трупах в церковной больнице, на что получил разрешение от настоятеля церкви Санта-Мария-дель-Санто-Спирито. В благодарность Микеланджело изготовил деревянную скульптуру Распятия высотой 142 см, которая до сих пор находится в боковой капелле церкви.

    Микеланджело

    Битва кентавров и Дева Мария на лестнице

    Жизнь в Болонье

    Микеланджело покинул Флоренцию в 1494 году. С 1494 по 1495 год скульптор жил в Болонье, где работал над скульптурой для святилища Святого Доминика. Он состоял из трех фигур:

    • «Ангел с канделябрами»;
    • «Святой Петроний»;
    • «Святой Прокл».

    Там, в Болонье, он увидел группу терракотовых скульптур под названием «Оплакивание Христа» мастера Никколо делл’Арки, которая произвела на него большое впечатление. Считается, что он был вдохновлен своим опытом в Болонье, когда он изобразил руки и лицо Иисуса в ватиканской Пьете.

    В Болонье Микеланджело осваивал сложные рельефы в базилике Сан-Петронио, где у него была возможность наблюдать за работой Якопо делла Кверча. Элементы этой работы были позже воспроизведены мастером на потолке Сикстинской капеллы.

    Кстати, Микеланджело — один из величайших творцов в истории человечества. Еще при жизни он стал великим учителем.

    Зрелые годы. Флорентийский и римский периоды

    В 1495 году Микеланджело снова приехал во Флоренцию. В то время правителем города был доминиканский проповедник Джироламо Савонарола. Мастер не получал от него никаких приказов. Он вернулся во дворец Медичи и создал статуи для наследника Лоренцо, Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи. За это время он создал две мраморные скульптуры — «Спящий Купидон» и «Иоанн Креститель», которые в настоящее время утрачены. «Спящего купидона» Лоренцо попросил состарить, чтобы он мог выдать его за древнюю находку и продать по более высокой цене.

    Микеланджело

    Спящий Купидон

    В 1496 году Микеланджело получил приглашение на работу в Рим от кардинала Рафаэля Риарио. Кардинал ранее приобрел мраморного «Купидона» работы Лоренцо, но обнаружил, что он был искусственно состарен. Однако он был очень доволен работой, поэтому претензий не было, и он даже нанял скульптора.

    Во время своего пребывания в Риме (1496-1501) Микеланджело создал «Римскую пиету» и «Вакха».

    В 1501 году Микеланджело вернулся во Флоренцию. Здесь он создавал заказные работы:

    • Скульптуры для алтаря Пикколомини.
    • Начало работы над скульптурой «Давид» (1501)..
    • «Двенадцать Апостолов» (1503).
    • Начало работы над скульптурой для флорентийского собора «Святой Матфей» (1503).
    • В период 1503-1505 гг. появляются такие произведения, как «Мадонна Дони», «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти», «Брюггерская Мадонна».
    • Окончание работы над скульптурой «Давид» (1504).
    • Получение заказа на создание скульптуры «Битва при Кашине».

    В 1505 году папа Юлий II поручил Микеланджело построить гробницу. Затем мастер отправился в Каррару для выбора мрамора и провел там восемь месяцев.

    В период между 1505 и 1545 годами работы над гробницей продолжались с регулярными интервалами. Для этого Микеланджело создал такие скульптуры, как Моисей, Связанный раб, Умирающий раб и Леа.

    В 1506 году скульптор вернулся во Флоренцию. В ноябре того же года он примирился с Юлием II в Болонье. Микеланджело было поручено создать бронзовую статую Юлия II. В 1507 году он работал над ним. Впоследствии скульптура была уничтожена.

    В мае 1508 года по просьбе Юлия II художник отправился в Рим, где расписал потолок Сикстинской капеллы. Он писал фрески до октября 1512 года.

    Микеланджело

    Потолок в Сикстинской капелле

    В 1513 году умер Юлий II. Джованни Медичи стал папой Львом X. Скульптор подписал новый контракт на работу над гробницей Юлия II.

    В 1514 году Микеланджело было поручено создать «Христа на кресте» для часовни папы Льва X в замке Энеглесбург.

    В июле 1514 года художник отправился во Флоренцию. Там он подписал третий контракт на скульптуру гробницы Юлия II и получил заказ на фасад церкви Сан-Лоренцо ин Медичи.

    Между 1516 и 1519 годами Микеланджело ездил в Пьетрасанту и Каррару, чтобы купить мрамор для фасада церкви Сан-Лоренцо.

    Библиотека Лауренциана

    Дальнейшая работа

    В 1494-1495 годах он работал в Болонье, где создал арку Святого Доминика. В 1495 году он вернулся во Флоренцию, где создал «Спящего Амура» и «Святого Иоанна». Первая была приобретена кардиналом Рафаэлем Риарио, который пригласил талантливого скульптора в Рим. Буонарроти работал там в течение 5 лет. За это время он создал «Римскую Пьету», «Вакха», «Ангела» и «Вакха». Над последней Микеланджело работал около двух лет, и хотя некоторые ученые считают скульптуру первым шедевром мастера, большинство отмечает огромное влияние античности, из-за которого работа кажется заимствованной и подставленной.

    Дальнейшая работа

    1. «Давид».
    2. Алтарь Пикколомини.
    3. «Мадонна Дони».
    4. «Мадонна Питти».
    5. «Брюггенская Мадонна», второе название «Мадонна с младенцем».
    6. «Мадонна Таддеи».

    Он также начал работу над статуей 12 апостолов, но она не была завершена. На самом деле скульптору удалось сделать лишь предварительную модель апостола Льва Матфея: были набросаны контуры тела и нижней части лица, вырезана правая рука и обозначена поза (апостол стоит левой ногой на камне и держит в левой руке книгу). Из-за незавершенности произведения в описаниях часто можно увидеть необычный эффект: как будто апостол хочет вырваться из плена камня. В 1505 году Микеланджело был вызван в Рим папой Юлием II. У последнего был заказ на гробницу, над которой он работал 40 лет (с перерывами). Первые 8 месяцев он провел в Карраре, где отбирал необходимый мрамор. Моисей, Лия, связанный раб и умирающий раб были созданы для гробницы. В апреле 1506 года Буонарроти вернулся во Флоренцию, где написал картину «Битва при Казине» для Апостольского дворца. Через шесть месяцев он отправился в Болонью, где примирился с Юлием II и отлил свою скульптуру (позже уничтоженную) в бронзе.

    Последние годы жизни

    В феврале 1508 года он вернулся во Флоренцию, а к маю приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы. Он оставался здесь до октября 1512 года, за это время художник расписал тысячи квадратных метров потолка и длинной стены. Это отрицательно сказалось на здоровье Буонарроти: Он часто работал один, не прерываясь на сон и еду, часто засыпал на строительных лесах и постоянно вдыхал частицы краски. После смерти Юлия II в 1513 году папой стал Джованни Медичи (после его воцарения — Лев X), с которым Микеланджело связывала детская дружба. Контракт на создание гробницы предыдущего папы был перезаключен, и в 1514 году скульптору поручили расписать Христа на кресте и капеллу Льва X (Кастель Сант-Анджело).

    Последние годы жизни

    В 1516-1519 годах мастер совершил несколько поездок в Каррару и Пьетразану, где он отбирал мрамор для фасада Сан-Лоренцо. Следующие 14 лет были посвящены комплексу капеллы Медичи (в руках архитектора и скульптора), а также проектированию и строительству Библиотеки Лауренцины. Помимо архитектуры, Микеланджело не забывал и о скульптуре. Но самые важные заказы Буонарроти вновь получил во второй половине своей жизни:

    Личная жизнь

    1. Он закончил 3 этаж фасада и карниз Палаццо Фарнезе для Папы Римского Павла III. Этот римский дворец в стиле Ренессанс был построен в городе Понте. Изначально над зданием работал архитектор Антонио да Сангалло Младший. После его смерти в 1546 году Микеланджело возглавил строительство и внес ряд изменений.
    2. Было спроектировано новое убранство Капитолия.
    3. В 1547 Буонарроти был назначен главным архитектором собора Святого Петра, что стало для него самым великим достижением в жизни. Над зданием поочередно трудились практически все крупные архитекторы Италии. В 1506 строительство было начато под руководством Донато Браманте, затем перешло к Рафаэлю Санти, после — к Бальдассере Перуцци и Антонио де Сангало Младшему. После их смерти строительство возглавил Микеланджело, заканчивали же работу Джакомо делла Порта и Джакомо Виньола.

    Папа Пий IV должен был похоронить Буонарроти в базилике Святого Петра в Риме и возвести там специальную гробницу. К этому времени тело уже было доставлено в базилику Санти Апостоли, откуда в марте его тайно перевезли во Флоренцию. 14 июля Микеланджело Буонарроти был похоронен в церкви Санта-Кроче рядом с могилой Макиавелли.

    Личная жизнь

    О личной жизни художника известно немного. Он не женился и не оставил детей; его наследство перешло к племянникам. Известно, что Микеланджело вел оживленную переписку со своим близким другом, поэтом Витторией Колонна, вдовой и влиятельным итальянским интеллектуалом того времени. В 1536 году, в возрасте 47 лет, она приехала в Рим; Микеланджело в то время был 61 год. Через 5 лет ей пришлось уехать, но переписка между ними не прекращалась. Буонарроти даже посвятил ей несколько сонетов. Сохранившиеся письма до сих пор считаются памятником исторической эпохи, а автор предстает в них как великий мыслитель.

    Микеланджело Буонарроти Пьетра

    Важно отметить, что отношения между друзьями были исключительно платоническими. Некоторые ученые считают, что Микеланджело был гомосексуалистом и ценил чистоту своей девушки, даже называя ее мужчиной в юбке.

    Особое место среди друзей и знакомых Микеланджело занимал римский дворянин Томмазо Кавальери. «Он любил молодого римского дворянина Томмазо Кавальери, который, несомненно, был страстно предан искусству», — писал Вазари. Микеланджело создал его портрет на картоне в натуральную величину — его единственный прижизненный портрет, поскольку он отказывался писать в натуральную величину, если только речь не шла о людях исключительной красоты».

    Микеланджело познакомился с Томазо Кавальере в августе 1532 года, когда тот приехал в Рим из Флоренции. Пик их дружбы пришелся на 1533-1535 годы, когда художник написал свои лучшие любовные сонеты и самокритичные письма, полные отчаяния. Он посылал своему молодому другу рисунки с древними мотивами: Стрелы лука, Ганимед, Тит, Вакханалия и Падение Фаэтона, смысл которых можно интерпретировать как неоплатонические аллегории «пылающей страсти», «разрушительной любви» и «жажды смерти».

    Мягкость и красота кавалера пленили сердце Микеланджело. Он посылал молодому человеку восторженные письма и посвящал ему любовные сонеты. Кавальере никогда не злоупотреблял страстью своего друга и принимал знаки его внимания с достоинством и уважением. Он оставался верен Микеланджело до конца его дней, помогая ему в делах и выступая душеприказчиком после его смерти. Кавалер очень заботился о сохранении своих документов, планов и эскизов по строительству столицы и следил за тем, чтобы работа, начатая по планам мастера, продолжалась. Не кто иной, как Аретино — итальянский писатель, сатирик, журналист и драматург эпохи позднего Возрождения — запятнал их дружбу гнусными подозрениями. Бенедетто Варчи, итальянский гуманист и писатель XVI века, познакомился с Кавальере во время посещения мастерской Микеланджело в Риме и был впечатлен им. Позже он писал: «Когда я встретил синьора Томмазо Кавальери, меня поразила не только его несравненная красота, но и мягкость манер, тонкий ум и редкое интеллектуальное благородство, человек, заслуживающий любви и только возрастающий в глазах при более близком знакомстве.

    Микеланджело. Дух победы. 1532—1534. По некоторым версиям в образе юноши изображён Томмазо Кавальери, а в образе побеждённого - Микеланджело

    В 1536 году Виттория Колонна, маркграфиня Пескары, приехала в Рим. Здесь 47-летний овдовевший поэт завоевал глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело. Виттория — единственная женщина, чье имя прочно связано с Микеланджело. Исследователь Нортон утверждает, что «его стихи к ней…. иногда трудно отличить от сонетов к молодому Томмазо Кавальери; кроме того, известно, что сам Микеланджело иногда заменял приветствие «господин» на «госпожа», прежде чем сделать свои стихи доступными для публики». Позднее его стихи были подвергнуты цензуре его внуком перед публикацией.

    Ее отъезд в Орвието и Витербо в 1541 году из-за восстания ее брата Асканио Колонна против Павла III не изменил ее отношений с художником, и они продолжали навещать друг друга и переписываться, как и прежде. В 1544 году он вернулся в Рим.

    Биографы знаменитого художника отмечали, что «переписка между этими двумя замечательными людьми не только представляет большой биографический интерес, но и является великолепным памятником исторического периода и редким примером живого обмена идеями, полного остроумия, тонких наблюдений и иронии».

    Работы художника

    Дельфийская сивилла

    Вдоль каждой стороны купола Сикстинской капеллы расположены огромные фигуры ветхозаветных пророков, чередующиеся с аналогичными по размеру фигурами провидцев. Дельфийская сивилла» была первой и самой успешной из этих работ. Ее поза с торжественно поднятой рукой напоминает фигуру Девы Марии из Тондо Дони. После недавней реставрации купола великолепие картины еще больше подчеркивается красками фресок, которым вернули первоначальную свежесть.

    Распятие святого Петра

    «Распятие святого Петра» было последней картиной Микеланджело. Петр был приговорен к смерти в Риме около 64 года нашей эры, когда правил император Нерон и жестоко преследовал христиан. Апостол попросил, чтобы его распяли вверх ногами, потому что считал себя недостойным страдать той же смертью, что и Христос. Эта ситуация осложнила жизнь многим художникам. Микеланджело же, напротив, решил эту проблему выдающимся образом, показав Петра до поднятия креста.

    Святое семейство

    «Тондо» — это термин, обозначающий картину или рельеф круглой формы. Она была названа в честь Аньоло Дони, богатого флорентийского ткача, который заказал картину для своей свадьбы. Оригинальная рама, вероятно, была разработана самим Микеланджело. Тондо Дони — единственная полностью сохранившаяся картина художника на дереве. Глядя на замысловатую композицию, большинство зрителей восхищаются необыкновенным мастерством Микеланджело как живописца. Некоторые критики находят работу слишком резкой в своих цветах.

    Страшный суд

    Эта огромная фреска (самая большая картина в мире в то время) была заказана Папой Павлом III. Она занимает всю восточную стену Сикстинской капеллы и содержит более 300 фигур, изображающих Судный день. Мертвых, восставших из могил, судит Христос, окруженный святыми, рядом с которым сидит его мать. Говорят, что Папа Павел III упал на колени, увидев эту фреску.

    Читайте о художнике

    Читайте о художнике Микеланджело Буонарроти - Стиль и техника»

    Фёдор Александрович Васильев — Стиль и техника

    После смерти Федора Васильева его учителя и соратники говорили, что он мог бы произвести революцию в русской живописи, если бы не умер слишком рано. Но даже за свою трагически короткую жизнь художник добился многого. Своим щедрым, непостижимым талантом он привлек внимание наставников и учеников. Его сравнивали с роскошным богачом, который расточает свое богатство щедро.

    Исаак Ильич Левитан — Стиль и техника

    Исаак Ильич особенно любил различные темы и мотивы, которые звучали в его творчестве как симфония, воспевающая красоту русской природы. Эта симфония положила начало новой пейзажной поэзии в русской живописи. Левитан — это новый взгляд на русскую природу, взгляд проникновенный и трепетный.

    Александр Андреевич Иванов — Стиль и техника

    Александр Андреевич Иванов, никогда не претендовавший на роль «технического» новатора, тем не менее, совершил настоящий прорыв в будущее — к открытиям импрессионистов и символистов, во многом предвосхитив развитие изобразительного искусства на полвека, в процессе подготовки к своей главной картине.

    Ян Вермер — Стиль и техника

    Личная и творческая судьба Вермеера остается загадкой. Сохранилось менее сорока его картин, но почти все они — за редчайшими исключениями — могут быть названы шедеврами мирового искусства.

    Личная жизнь

    Паоло Джовио, историк и гуманист, был первым биографом талантливого скульптора. В своей заметке Паоло Джовио прокомментировал личную жизнь гения: «Гений резко контрастировал с его характером, который был настолько грубым и неотесанным, что его личная жизнь превратилась в невероятное несчастье.

    Микеланджело вел жизнь художника, которая не оставляла ему времени на личную жизнь. Его жизнь была довольно аскетичной. Он часто ел только корки хлеба и ложился спать не раздеваясь, чтобы не тратить много времени на одевание.

    Хотя его отношения с женщинами были плохими, у гения была еще одна любовь, помимо творчества. Хотя чувства были только платоническими, дружба была глубокой и крепкой. Ее звали Виттория Колонна. Они познакомились в 1536 году, когда ей было 47, а ему 60.

    Портрет Виттории Колонны

    Эта женщина была знатного происхождения и носила титул принцессы Урбино. Виттория была замужем за военачальником, маркизом де Пескара. Когда он умер (1525 год), она не захотела снова выходить замуж и предпочла жить в уединении. Виттория хотела посвятить свою жизнь религии и поэзии.

    Они любили проводить время вместе в долгих беседах, а когда расставались, писали друг другу письма и стихи. Когда Виттория умерла в 1547 году, гений был безутешен. Это было трудно вынести. Он потерял интерес к жизни, и хозяин погрузился в депрессию.

    Последние годы жизни

    Последние годы жизни скульптор провел в Риме. Состояние здоровья не позволяло ему создавать скульптуры в больших масштабах, поэтому он решил посвятить себя архитектуре и живописи в небольших масштабах.

    В какой-то момент скульптор почувствовал приближение смерти и сжег эскизы, сделанные им для будущих проектов. Он больше не получал особого удовольствия ни от чего. Только переписка с племянником доставляла маэстро удовольствие.

    Его смерть была долгой и мучительной. Причиной считалась гипертрофия предстательной железы. Микеланджело умер 18 февраля 1564 года, рядом с ним были друзья, врачи и слуги.

    Статуя Давида

    Статуя Давида в центре площади Микеланджело, Флоренция

    Внешность

    Художник был убежден, что у него устрашающая внешность, и в результате сильно страдал. Итальянский самородок восхищался красотой и совершенством человеческого тела, но на себя в зеркале он смотрел с отвращением.

    Мужчина был среднего роста, довольно мускулистый и широкоплечий. На его круглой голове росли темные, слегка вьющиеся волосы. Его лицо отличалось угловатым морщинистым лбом, широким, несколько глубоким носом с небольшой горбинкой и светло-карими глазами, которые меняли оттенок в зависимости от освещения. Его губы были тонкими, но нижняя губа слегка выпячивалась. Его щеки были впалыми, а часть лица закрывали бакенбарды и слегка раздвоенная борода.

    Микеланджело

    Портрет Микеланджело Буонарроти

    Зазубренный нос стал результатом затянувшегося спора со скульптором Ториджани. Во время работы во флорентийском храме между мастерами вспыхнула ссора, в ходе которой Буонарроти получил сильный удар по лицу. Травма осталась до конца его жизни.

    Во время работы в Сикстинской капелле тело художника страдало от неудобной позы, в которой ему приходилось работать часами: его спина была дряблой, а живот выпирал.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий