Термин «рефлекс» используется в изобразительном и визуальном искусстве (живопись, рисунок и фотография). Это относится как к самой природе, так и к ее изображению.
Урок 5. Светотень продолжение. Как рисовать фрукты
В этом уроке мы снова рассмотрим штриховку, но теперь для объектов круглой формы, таких как сферы, конусы и цилиндры, а также тех, которые сочетают в себе несколько таких форм.
Давайте сначала вернемся к звуку. Разнообразие тоновых цветов в природе очень велико. Наш глаз не способен различить все тона, но с практикой художник может увидеть больше нюансов цвета. Однако художественные материалы не в состоянии справиться со всеми изменениями тона, которые мы наблюдаем. В рисунке мы имеем дело с более узким диапазоном тонов, упрощенным вариантом. Например, иногда мы не можем воспроизвести всю яркость светлых участков или черноту самых темных участков теней. Поэтому важно разработать тональный диапазон в рисунке. Например, если тень светлее, чем в природе, пропорционально сместите полумрак и свет на более светлые тона.
Тональная шкала
Давайте начнем с упражнения, чтобы научиться распознавать тональные градации и переносить их в рисунок. Это определит, насколько трехмерной будет наша работа. Например, если тени недостаточно темные, а свет недостаточно яркий, если области теней нарисованы без тональной градации (равномерно), картина будет выглядеть более плоской.
Давайте нарисуем тональную шкалу от белого до темно-серого.
Начнем с прямоугольника, состоящего из 7-8 сегментов.
Теперь начнем наполнять его тоном. Первый сегмент оставляем белым, последний будет самым насыщенным тоном. Слева направо постепенно увеличивайте тон (каждый последующий сегмент должен быть немного темнее предыдущего). Сначала заполните тоном внешние участки, а затем постепенно продвигайтесь к центру. Твердый карандаш (например, 2H или H) подходит для первых секций, HB — для средних секций и 2B и более мягкий — для последних секций. Отрегулируйте давление карандаша. Для светлых цветов используйте более светлый оттенок и наоборот. Трудно сразу угадать тон. Поэтому при появлении новых участков необходимо корректировать насыщенность тона затененных участков. Осветлить тон сложнее, поэтому важно не затенять сразу на полную силу, а затемнять тон постепенно (слоями) по мере появления новых сегментов и возможности их сравнения.
Старайтесь затенять сегменты равномерно, чтобы они были одного тона на всем протяжении. Периодически смотрите на весы с расстояния — это поможет вам увидеть разницу в тоне.
Это очень трудная, но ценная задача. Важно, чтобы вы не торопились. Вы также можете начать с более простой шкалы из 5-6 сегментов. А затем продолжайте до 8 и далее. Кстати, эту шкалу можно использовать для сравнения различных областей дизайна. Например, чтобы проверить, не слишком ли яркое отражение, сравните его с полутенью.
Светотень на предметах округлой формы
Как будет выглядеть светотень с похожими мотивами? Представьте, что у нас есть яблоко. Мы режем его, держа нож под углом — перпендикулярно лучам света. С правой стороны вы видите линии разреза. Они имеют округлые очертания из-за круглой, трехмерной формы яблока. Форма светотеневых элементов соответствует этим линиям разреза.
Вот как это выглядит в примере реальной объемной формы (светло-голубым цветом показаны невидимые части «линий разреза»). Здесь видно, что границы тени и отражения параллельны линиям сечения.
Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курсы «Инфоурок»).
В настоящее время 54 333 учебных заведения имеют право на накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
Курс повышения квалификации
Туризм и краеведение: актуальные вопросы методики и организации учебной деятельности в дополнительном образовании детей
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курсы «Инфоурок»).
В настоящее время 54 333 учебных заведения имеют право на накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
««Стань остроумнее» – 12 упражнений для разминки мозга.»
1 слайд Методическое пособие по предмету живопись в 4 классе Тема: «Мечты». (дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по декоративно-прикладному искусству).
2 Слайд Отраженный свет Отражения Подобно тому, как луна отражает свет солнца, любой освещенный объект становится источником света, на который падают соседние тени. Посмотрите внимательнее, что происходит с яйцами? Их помещают в помещении на черный бархат и освещают лучом дневного света. Что выглядит «неестественно» на этих двух фотографиях?
3 Слайд «Ненормальным» на этих двух фотографиях является цвет отраженного света. Мы заменили левый шар, цвет которого отражался в тени желтого шара. На самом деле, зеленый шар должен окрашивать тень в желто-зеленый цвет, а красный шар — в оранжевый. На рис. 3 показано, как луч солнечного света, исходящий от трех шаров, будет отражаться от лежащего рядом белого листа. Свет рассеивается вверх и немного вправо. По мере удаления от сферы он относительно быстро исчезает и смешивается с соседним цветом в прилегающей области.
Рефлекс в рисунке
Понятно, как отражение соседних объектов может быть отображено с помощью цветов. Но как добиться подобного эффекта в рисунке? В графике свечение, свет, тень и полумрак можно так же мастерски изобразить обычным карандашом. Это достигается за счет использования правильного оттенка. Но новички часто совершают ошибку, затеняя все светотеневые элементы и забывая об отражениях. Без отражений в рисунке невозможно воспроизвести точную форму объекта.
Чтобы изобразить эффект отражения, необходимо всегда изображать темнее света и полусвет, но светлее тени, чтобы обозначить область отраженного света от близлежащих объектов.
Рефлекс в живописи известных художников
Великий Леонардо да Винчи указал на явление отражения и его роль в достоверности изображения. Другие известные художники того времени, такие как Тициан, Веронезе, Веласкес, Рубенс, Рембрандт и Эжен Делакруа, также уделяли особое внимание отражению света в своих работах.
Художники XVII века особенно активно использовали тень. Аллегории были очень популярны в это время. Натюрморты были очень распространены, и их создатели использовали отражения и зеркальное отражение, чтобы подчеркнуть символизм изображенных предметов. Например, в работе «Ветчина и столовое серебро» Виллем Клаес Хед отражает блеск серебра на поверхности лимона и приглушенный тон скатерти на его чаше, заставляя зрителя интерпретировать символ фрукта — внешнюю красоту, скрывающую горечь.
В русской живописи явление отражения не столь очевидно, но оно органично создает необходимое впечатление. Например, снег. Она встречается в работах многих художников. Но как все изменилось! На картине Левитана «Март» темное покрывало снега, смешанное с отражением голубого неба, передает свежесть и ощущение ранней весны. И совсем другой снег в суриковской «Боярыне Морозовой». Она оцепенелая и мрачная, отражая пасмурное небо и общее настроение картины.
Практикуйтесь дома — ищите отражения в репродукциях картин известных художников. А еще лучше — присоединяйтесь к нам! Все тонкие аспекты художественного мастерства постигаются через опыт и под руководством талантливых преподавателей. Выберите наш класс! Мы научим вас всем премудростям изобразительного искусства.
Рефлекс в живописи это
Правильная процедура:
1. 1.
2. вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем, разместить материал и оплатить его публикацию.
3. подождать, пока статья будет проверена и открыта на сайте (не более 24 часов в будние дни).
4. Сохранить Свидетельство о публикации из личного кабинета.
Публикации по рубрикам:
Публикация материалов на сайте и в сборниках с присвоением номера ISBN:
Конспект курса живописи «Система видимости и распределение отражений в предмете и в изображении».
Автор: Суворова Татьяна Ивановна
МБУ ДО «Детская художественная школа», город Минск
Возраст студентов: 12 лет (второй год обучения).
Продолжительность курса: 3 часа (академический).
Цель: изучить систему возникновения и распределения рефлексов на объект.
Инструктор: Познакомить учащихся с понятием рефлексов.
Изучить систему рефлексов, их возникновение и распределение на объекте. Рассматривать методы рефлексии в своей работе. Закрепить технику работы с акварелью.
Развивающая поддержка: Способствуют развитию воображения и мышления, познавательного интереса, способности к анализу и чувства цвета.
Воспитание: Формирование личностных качеств: Внимание, любознательность, усидчивость, формирование эстетического вкуса.
Тип класса: комбинированный.
Форма проведения занятия: практическая работа всем классом с индивидуальными консультациями учителя.
— Организационная часть — 5 минут,
— 1-й этап творческой работы: вводная лекция, изложение нового материала и связь нового материала с ранее изученными темами и понятиями — 15 минут,
— Первоначальное закрепление новых знаний и применение их на практике студентами. Рисование натюрморта карандашом — 20 минут,
— Подготовка рабочей зоны к следующей части практической работы: наливание воды, открытие акварели, подготовка палитры, (короткий перерыв) — 5 минут,
— 2 этап творческой работы: слайд-шоу с репродукциями картин, демонстрирующих особенности передачи размышлений во время повествования и обсуждения — 10 минут,
— Углубление новых знаний на практике, продолжение работы над натюрмортом (передача размышлений в натюрморте) — 40 минут,
— Подведение итогов урока (10 минут).
— Устные методы (рассказ, обсуждение, объяснение).
— Метод работы учеников: рисование с натуры.
— Практический метод работы.
— Слайды с репродукциями работ художников: М. Моне «Женщина с зонтиком», К. Коровин «У окна», В. Серов «Девочка с персиками», В. Серов «Девочка, благословленная солнцем», «Портрет М. Симонович»,
— работы студентов из учебного фонда.
Оборудование для преподавателя: компьютер, ЖК-экран, доска, доска, ручки.
Материалы для учащихся: акварельная бумага формата A3, карандаш, ластик, акварельные краски, беличьи кисти (6, 8), емкость для воды.
Физическая инсценировка: кувшин, яблоко и занавес.
Курс урока:
1. организационная часть. Приветствие. Проверка наличия необходимых материалов и оборудования и готовности детей к уроку.
2. вводная беседа, знакомящая с новым материалом и связывающая новый материал с ранее пройденными темами и понятиями.
Учитель. Сегодня мы познакомимся с понятием «рефлекс». «Рефлекс» в переводе с латинского (reflex) означает «отражать».
Давайте посмотрим на наш кувшин для натюрморта. Естественный цвет объекта иногда меняется на свет, иногда на тень, образуя четыре основные градации: естественный цвет объекта, освещенная часть (свет), затененная часть (тень) и рефлекс.
Светотень в рисунке и живописи
Давайте мыслить глобально: как свет и тень в целом влияют на наше существование в пространстве? Ведь свет и тень существуют не только в натюрмортах. С помощью этих двух необычных явлений мы можем видеть мир контрастным и объемным, понимать формы и размеры предметов, различать глубину приближения, полутона. Наша цель — познакомиться со светотенью в изобразительном искусстве и понять, как работают правила ее распределения в объектах.
Откуда берётся реализм?
Когда мы видим неудачный рисунок, наши внутренние органы чувств отказываются верить в реальность присутствующего объекта. Перед нашими глазами лежит лишь серый лист бумаги, исписанный карандашом. Но как только мы видим мастерский тональный рисунок простого яблока, нам невольно хочется дотянуться до него и взять с плоской поверхности. Художник, способный стимулировать восприятие зрителя, хорошо разбирается в светотеневой живописи. Чтобы понять основной закон распределения света и тени на объектах, мы должны начать с основ.
Что такое свет?
Этот термин имеет множество значений. Но нас интересует именно свет на объектах. Самая яркая область — это часть, расположенная ближе всего к источнику света. Если немного повернуть объект в другую сторону, яркость уменьшится. Здесь мы уже говорим о скользящем свете. Конечно, интенсивность освещения объекта также зависит от различных других условий, физических свойств и явлений.
Женские портреты испанского художника Juan Gonzalez Alacreu.
Что такое блик?
Самая яркая точка на освещенной стороне объекта. Это чистый свет, который обычно остается нетронутым, то есть на рисунке остается лист бумаги, тогда как в живописи он обозначается чистой известью. Но может быть и так, что отражение вообще отсутствует из-за разного освещения или характера объекта съемки. Или он может иметь разную насыщенность из-за разнообразия мира мотива.
Тогда возникает вопрос: если яркие части можно оставить нетронутыми, следует ли затенять блики на объектах съемки? Для многих начинающих яркая часть темы является почти табу! Однако здесь есть большое недоразумение. Поместите белый лист бумаги перед освещенной стороной объекта и сравните — насколько ярче, светлее лист? Таким образом, мы можем легко придать тон карандашом даже на более светлой стороне.
Картина маслом испанского художника Juan Gonzalez Alacreu (слева). Фердинанд дю Пюигадо «Китайские тени, кролик».
Что такое полутон?
Полутона (полутоны) — это растягивание тонов от света к тени. Чем больше полутонов вы видите, тем более реалистичной и яркой будет ваша работа. Полутона распределяются в боковых лучах света. Особенно мягкие и утонченные в круглых формах.
Что такое тень?
Поверхность, наиболее затемненная источником света. Речь идет о его тени — самой темной стороне объекта. А еще есть тень, которая падает на плоскость стола. На самом деле это искаженный силуэт объекта. Чаще всего это тень, которая падает, и вы стараетесь сделать ее темнее, чем ваша собственная тень. Это неправда. Тень самого объекта всегда темнее, но наш глаз часто не хочет этого признавать. Почему? Это имеет отношение к рефлексам.
Как рисовать светотень в живописи?
Если тональный рисунок слишком четкий, как правила света и тени работают в сочетании с цветом? Законы света и тени не меняются. Но в живописи мы должны думать о взаимоотношениях между тоном и цветом, которые также имеют свои особенности. Например, светлая и теневая стороны объекта отличаются друг от друга не только тональной градацией, но и цветовым тоном — теплым или холодным. Если свет от объекта теплый, его тень будет холодной, и наоборот.
В природе не существует чистых, локальных цветов. На любой цветной объект влияет множество факторов: общее освещение, игра отражений, изменение цвета перспективы и т.д. При рисовании на предметах действуют те же законы света и тени. Но когда вы рисуете, думайте о вариациях и взаимодействии цветов.
* Картины известных художников находятся в свободном доступе в интернете и используются на сайте в образовательных целях.
Рефлекс в живописи
В изобразительном искусстве существует множество техник, которые буквально оживляют картины. Одним из основных элементов являются отражения. Ни одно произведение искусства не может обойтись без них.
Латинское слово reflexus означает отражение. В живописи это означает отражение света в тенях близлежащих объектов. Это может быть отражение шторы, стены, стола или любого другого предмета, находящегося рядом с холстом.
Давайте посмотрим на натюрморт с яблоком, чтобы понять, как это выглядит. Вы можете видеть, что это рисунок, но он реалистичен. Почему? Потому что художник смог воспроизвести не только форму и цвет предмета, но и его объем. Так яблоко выглядит настоящим. И художник достигает этого с помощью света и тени. Обычно он состоит из последовательности: свечение, свет, полусвет, тень, отражение и случайная тень.
Обратите внимание на схематический рисунок. Все заштрихованные области отмечены стрелками. Эта градация светлого и темного, распределение цветов и штриховка помогают художнику сделать изображаемый объект трехмерным.
Из всех компонентов света и тени отражение является самым сложным для понимания новичками. Но именно отражения оживляют картину! Неправильное использование отражений может исказить форму объектов, даже если другие элементы света и тени используются правильно.
Как рисовать рефлекс
Как правило, когда отраженный свет попадает в тень объекта, он изменяет свой локальный цвет и передает тень. Вы можете проверить это самостоятельно. Возьмите несколько листов цветной бумаги и подойдите к зеркалу. Теперь держите лист бумаги, например, красный, а затем зеленый, в тени вашего лица. В своем отражении вы увидите, как лицо появляется в череде красных и зеленых цветов.
Еще один важный момент: если объекты имеют теплые тона, то и отражение следует рисовать в теплых тонах. Если объекты имеют холодные тона, отраженный свет на вашем объекте также будет холодным. Это схема.
Рефлекс в рисунке
Понятно, как отражение соседних объектов может быть отображено с помощью цветов. Но как добиться подобного эффекта в рисунке? В графике свечение, свет, тень и полумрак можно так же мастерски изобразить обычным карандашом. Это достигается за счет использования правильного оттенка. Но новички часто совершают ошибку, затеняя все светотеневые элементы и забывая об отражениях. Без отражений в рисунке невозможно воспроизвести точную форму объекта.
Чтобы изобразить эффект отражения, необходимо всегда изображать темнее света и полусвет, но светлее тени, чтобы обозначить область отраженного света от близлежащих объектов.