Что поражает и настораживает, так это расслабленное поведение общины: люди сидят или даже лежат на полу, читают, фотографируют, разговаривают. На стенах есть полки с книгами; очевидно, их можно брать и читать.
Мечеть Омейядов в Дамаске
Джамия аль-Умайя, также известная как Великая мечеть или мечеть Омейядов, расположена в центре Старого города, где когда-то стоял древнеримский храм Зевса Дамасского (здесь также находился арамейский храм). Красоту и величие этого древнего храма сегодня можно увидеть в тех немногих деталях, которые пережили время и человека — например, в шестиколонной триумфальной арке высотой 16 метров. Архитектурный ансамбль храма Зевса, вероятно, был завершен в III веке, но частично разрушен в следующем столетии, во время правления императора Феодосия (379-395). На руинах южной стены византийцы построили собор во имя Иоанна Крестителя. Считается, что в нем находится голова Иоанна Крестителя, предтечи Христа, который был убит царем Иродом.
На смену византийцам пришли арабы. В 705 году халиф Валид бин Абд аль-Малик из династии Омейядов захотел украсить свою столицу Дамаск памятником, который бы соответствовал великолепию правящей династии. Он превзойдет все другие монументальные здания в арабском мире. Мечеть Омейядов стала бастионом и святилищем ислама, первым культовым сооружением, архитектурная форма которого отражала религиозные убеждения мусульман.
Было решено построить новую мечеть на месте византийского храма. Он был снесен, а его материалы были использованы для строительства мечети. Лучшие художники, архитекторы и мастера-каменщики были приглашены из всех культурных центров мира того времени — Афин, Рима, Константинополя и стран арабского Востока.
В течение десяти лет более двенадцати тысяч рабочих были заняты на строительстве мечети. Для украшения интерьера широко использовались перламутр, жемчуг и золото. Мечеть Омейядов, украшенная мозаикой на золотом фоне и инкрустированными мраморными скульптурами, все еще впечатляет своим великолепием и пышностью тринадцать веков спустя, после десятков войн, пожаров, грабежей и долгих лет разрухи. Можно только представить, как это выглядело в первые годы! В то время мозаика покрывала даже стены внутреннего двора мечети.
Крепкие стены отделяют мечеть от шумного города. Во двор ведут четверо ворот. Ворота покрыты керамической плиткой и мозаикой периода Омейядов. Двор вымощен квадратными каменными плитами, имеет прямоугольную форму, 125 метров в длину и 50 метров в ширину. Арочная галерея окружает двор с трех сторон, а на четвертой стороне находится молитвенная комната. В одном из углов находится восьмиугольный каменный павильон с куполом, который поддерживают восемь высоких колонн с величественными капителями. Это «Куббат эль-Хазне», сокровищница халифов. Согласно легенде, здесь хранилась сокровищница Омейядов. Все восемь сторон сокровищницы покрыты растительным орнаментом.
В противоположном конце двора находится каменная беседка с солнечными часами. Свод также опирается на восемь колонн, все они не идентичны, но, должно быть, происходят из разных зданий того периода. В центре двора находится традиционный колодец и умывальник, как это принято.
На южной стороне двора находится здание молитвенного зала. Когда-то открытый портик, окна и арки теперь закрыты деревянными стенами и витражами.
Молитвенная комната огромна. Его длина составляет 136 метров, а ширина — 37 метров. Купола простираются вверх. Изящные крутые арки поддерживаются сорока мощными коринфскими колоннами. В арках также имеются колонны, которые поддерживают вес свинцовой крыши. В центре зала четыре массивные колонны поддерживают огромный купол. На южной стороне находятся четыре михраба, направленные в сторону Мекки. Большой михраб, расположенный ближе к кафедре, очаровывает своим изысканным декором из перламутра и цветного мрамора.
Читайте также
«Голубая мечеть» в Стамбуле (мечеть Ахмедие) В течение многих лет после завоевания Стамбула турками Святая София была самым важным мусульманским храмом в Османской империи, который был превращен в мечеть. Только в начале 17 века султан Ахмед I приказал переделать церковь в мечеть.
Халифат Омейядов (661-750 гг.) Омейяды энергично взялись за укрепление своей власти и создание основ сильной политической структуры, которая могла бы эффективно управлять огромным государством, состоящим из очень разных частей. Урегулирование их претензий на власть
УСТАНОВЛЕНИЕ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ
Основатель династии халифов Омейядов Муавия ибн Аби Суфьян (661-680), как и Мухаммад, происходил из племени Курайш, но не был хашимитом; вместо этого он происходил из рода Ульшия. Семья Омейядов принадлежала к древней знати Мекки и играла видную роль в
Возникновение халифата Омейядов восстановило единство государства, и Абд аль-Малик провел радикальные реформы, которые дали халифату собственную систему налогообложения и управления. Вся бюрократия в офисах была переведена на арабский язык.
История
На месте, где сегодня стоит мечеть, в арамейские времена находился храм Хадад. О присутствии арамеев свидетельствует находка базальтовой колонны, изображающей Сфинкса, раскопанной в северо-восточном углу мечети. Позже, в римские времена, здесь находился храм Зевса, а в византийские времена — христианская церковь, посвященная Иоанну Крестителю.
Первоначальное арабское завоевание Дамаска в 636 году не оказало никакого влияния на церковь, поскольку она пользовалась уважением как у мусульман, так и у христианских верующих. Таким образом, церковь и ее службы остались нетронутыми, хотя мусульмане построили кирпичную пристройку к южной стене церкви.
В течение 70 лет мусульмане делили Святое место с христианами, пока омейядский халиф Аль-Валид I, также известный как Мастер-строитель, не начал строительство мечети Аль-Кабир, Великой мечети, главной мечети халифата. Церковь была куплена христианами до начала строительства и впоследствии была разрушена.
Проект аль-Валида I заключался в создании самого важного мусульманского места поклонения, которое выделялось бы на фоне христианских зданий своей архитектурной и декоративной красотой. «Он увидел, — писал историк Иерусалима аль-Мукаддаси в 985 году, объясняя и одобряя действия аль-Валида, — что Сирия — это земля, давно занятая христианами, и он заметил там прекрасные церкви, столь же чарующе красивые и столь же знаменитые своим великолепием, как аль-Кумама (арабское название церкви Гроба Господня в Иерусалиме)….. Поэтому он попытался построить мечеть для мусульман, которая не позволяла бы им смотреть на эти церкви, и которая была бы единственной — и чудом света! «.
Для реализации своих планов халиф нанял лучших специалистов, использовал самые ценные материалы и не скупился на расходы.
Рассказывают, — говорит аль-Мукаддаси, — что аль-Валид собрал мастеров из Персии, Индии, Магриба и Рума для строительства мечети в Дамаске, работал над ней семь лет и загрузил 18 кораблей золотом и серебром с Кипра, не считая драгоценных камней, сосудов и мозаик, предложенных царем Рума (византийским императором) и мусульманскими правителями.
Затратив огромные средства и усилия в течение 10 лет, с 706 по 715 год, была построена существующая мечеть. Легенда гласит, что аль-Валид сам инициировал разрушение церкви, воткнув в нее золотой шип. С этого момента Дамаск стал самым важным местом на Ближнем Востоке, а затем и столицей государства Омейядов.
Здание оказалось очень красивым, величественным и уместным. Его создатели не уничтожили более раннее здание, как ошибочно утверждают некоторые авторы, а активно использовали многие его части, детали и материалы, методы проектирования и строительства, строительные и декоративные приемы. Архитектура мечети Омейядов в Дамаске является старейшим и наиболее примечательным примером органичного превращения ранневизантийского храма в исламское молитвенное здание. Это прекрасное здание, сохранившее стилистические черты византийской сирийской архитектуры, обладает характеристиками, которые заложили основу для самой исламской религиозной архитектуры. В Дамаске концепция мечети с колоннами впервые приобрела классические формы монументального здания.
Архитектура
Этот мусульманский молельный дом, 157,5 метров в длину и 100 метров в ширину, был построен в прямоугольнике древних каменных стен, протянувшихся с запада на восток. На остатках квадратных угловых башен, которые служили прочными и надежными фундаментами, были построены четыре минарета, вероятно, для замены христианских колоколен. Ни один из этих ранних исламских минаретов не сохранился. Сегодня сохранилась только старая башня в юго-западном углу; трехэтажный минарет над ней, богато украшенный аль-Гарбийя (Западный), был построен в 1488 году мамлюкским султаном Кайтбеем. Квадратный юго-восточный минарет, названный в честь пророка Исы (мир ему), датируется 1340 годом.
Третий минарет, вероятно, построенный в середине северной стены, датируется концом XII века и был добавлен во время правления мамлюкских или османских султанов.
Пространство внутри старых стен было расчищено под просторный двор — сахн, необходимое условие для мечети-собора. Северная, западная и восточная стороны двора были украшены деревянными балочными галереями в двухэтажных аркадах. Колонны, арки и стены галерей были покрыты мраморной облицовкой, каменными скульптурами и великолепными мозаиками из цветных стеклянных блоков. Пол двора был вымощен белыми мраморными плитами.
На южной стороне Шаха находился огромный молитвенный зал, Харам, почти 136 метров в длину и более 37 метров в ширину, который открывался во двор через портик. После пожара 1893 года в сводчатых нефах были установлены деревянные двери и окна с цветными стеклами. Высокий и светлый молитвенный зал внутри разделен на три продольных прохода, параллельных стене киблы, двумя рядами мраморных колонн, поддерживающих два уровня арок, как и галереи внутреннего двора. Мавзолей имеет крышу из окрашенных деревянных балок и двускатную крышу, которая повторяется в Большой мечети Кордовы и мечети аль-Карауин в Фесе.
Широко разнесенные галереи создали удобные перекрестные переходы из внутреннего двора к стене Киблы. Центральный трансепт, покрытый двускатной крышей, более чем на 10 метров выше боковых нефов и значительно шире других боковых нефов. Фасад внутреннего двора трансепта с его богато украшенными арками и окнами увенчан простым треугольным фронтоном, который венчает красивый вход в зал с триумфальной аркой; его «охраняют» высокие опорные колонны и контрфорсы, украшенные мрамором и скульптурой.
Трансепт формировал главную сакральную ось мечети, как бы пересекая двор со стороны северного минарета. На южном конце оси трансепта в стену киблы был встроен Большой михраб, который существует и сегодня, но был переделан. Знаменитый михраб сподвижников Пророка (мир им), который не имел ниши до тех пор, пока его не построил халиф Аль-Валид I, был построен гораздо раньше на восточной половине южной стены мечети.
Именно сюда приходили молиться первые мусульмане Дамаска, и считается, что основатель династии Омейядов, халиф Муавия, имел первую в исламе максуру («ограду»).
Мощи Иоанна Крестителя (Яхья)
История мощей Иоанна Крестителя не до конца понятна. По словам архимандрита Александра Елисова (представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока), спор вызывает только одна часть головы Крестителя. Существуют еще три фрагмента головы святого: один хранится на горе Афон, другой — в Амьене, Франция, а третий — в церкви папы Сильвестра в Риме.
Мечеть Омейядов открыта для туристов всех религий за небольшую плату. Только женщинам выдаются черные плащи, закрывающие лицо, а при входе в мечеть принято снимать обувь.
Паломники ведут себя безудержно — они не только молятся, но и читают, сидят, лежат, некоторые даже спят. Дети катаются на своих лицах по полированному мраморному двору мечети. Каждый день, кроме пятницы, люди всех вероисповеданий имеют свободный доступ в мечеть, и здесь нет никакого недоброжелательного отношения к посетителям. Как и в любой другой мечети, при входе необходимо снять обувь, которую можно надеть у портье или оставить у входа за небольшую плату. Многие носят носки: Мраморные плиты внутреннего двора сильно нагреваются в жару, и по ним можно ходить только босиком.
Мечеть Омейядов
Мечеть Омейядов, также известная как Великая мечеть Дамаска (арабский: جامع بني أمية الكبير, перевод Ğām’ Banī ‘Umayyah al-Kabīr), является одной из крупнейших и старейших мечетей в мире. Он расположен в одном из самых святых районов старого города Дамаска и имеет большую архитектурную ценность.
Внутри мечети находится сокровищница, в которой, как говорят, хранится голова Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого как пророк и христианами, и мусульманами. Возможно, голова была найдена во время раскопок при строительстве мечети. В мечети также находится гробница Салах ад-Дина, которая расположена в небольшом саду рядом с северной стеной мечети.
На месте, где сегодня стоит мечеть, в арамейские времена находился храм Хадад. О присутствии арамеев свидетельствует находка базальтовой колонны, изображающей Сфинкса, раскопанной в северо-восточном углу мечети. Позже, в римские времена, здесь находился храм Зевса, а в византийские времена — христианская церковь, посвященная Иоанну Крестителю.
Первое завоевание Дамаска арабами в 636 году не оказало никакого влияния на церковь как на здание, уважаемое как мусульманами, так и христианскими прихожанами. Таким образом, церковь и ее службы остались нетронутыми, хотя мусульмане построили кирпичную пристройку к южной стене церкви. Однако при Омейядском халифе Аль-Валиде I церковь была куплена христианами перед тем, как ее разрушили. Между 706 и 715 годами на этом месте была построена нынешняя мечеть. Согласно легенде, аль-Валид сам инициировал разрушение церкви, воткнув в нее золотой шип. С этого момента Дамаск стал важнейшим пунктом на Ближнем Востоке, а затем и столицей государства Омейядов.
Архитектура
Мечеть отделена от шумного города крепкими стенами. Большой двор вымощен черно-белыми полированными плитами, а слева от входа стоит внушительная деревянная телега с большими колесами. Одни говорят, что это сваебойное устройство, оставленное Тамерланом после нападения на Дамаск, другие считают, что это римская колесница. Пол молитвенного зала покрыт множеством ковров — их более пяти тысяч.
В молитвенном зале гробница Иоанна Крестителя была вырезана царем Иродом. Гробница выполнена из белого мрамора и украшена нишами из зеленого рельефного стекла. Через отверстие в гробнице можно отправить пророку Яхье (так мусульмане называют Иоанна Крестителя) памятную записку или фотографию или пожертвовать деньги. Один из трех минаретов мечети Омайидов (тот, что на юго-восточной стороне) носит имя Исы ибн Марьям. Согласно пророчеству, Иисус Христос спустится с небес на землю в этом минарете накануне Страшного суда. Руки Спасителя, облаченные в белые одежды, будут покоиться на крыльях двух ангелов, а Его волосы будут казаться влажными, хотя их не касалась вода. Поэтому каждый день имам мечети устилает пол под минаретом новым ковром, чтобы на него ступила нога Спасителя.
Интересные факты
- Один из трех минаретов мечети назван в честь Иисуса. Мусульмане почитают Иисуса как пророка, но не принимают что Он Сын Божий. Согласно пророчеству, Иса (так мусульмане называют Иисуса) спустится по этому минарету на землю перед Страшным судом. Иисуса ждут, и имам каждый день меняет ковер перед минаретом, на этот ковер должна ступить Его нога.
- В центре молельного зала находится могила еще одного известного христианам пророка – Иоанна Крестителя. Вернее здесь захоронена голова Крестителя. Нашли ее, когда строили эту мечеть на месте христианского храма. Мусульмане так же, как христиане, почитают Иоанна Крестителя, называя его Яхья. С этой реликвией дело неясное по сей день: голов пророка и их фрагментов несколько. Они находятся и во Франции, и в Италии, и в Нагорном Карабахе, и в Греции на Афоне. Исследователи насчитывают целых двенадцать.
- Мечеть Омейядов в Дамаске – место погребения праха Салах ад-Дина, известного талантливого полководца и мусульманского лидера XII века.
Мечеть Омейядов — Umayyad Mosque
Мечеть Омейядов (араб. الجامع الأموي ), также известная как Великая мечеть Дамаска (араб. جامع بني أمية الكبير ,Джами Бани Умайя аль-Кабир ), расположенная в Старом городе Дамаска, является одной из крупнейших и старейших мечетей в мире. Мечеть также значима для ислама из-за своих исторических и эсхатологических ссылок и событий, связанных с ней.После мусульманского завоевания Дамаска в 634 году мечеть была построена на месте христианской базилики, посвященной Иоанну Крестителю, которому христиане и мусульмане присвоили титул пророка. Согласно легенде шестого века, в здании хранится голова Иоанна Крестителя. 1 Две святыни почитают Хусейна ибн Али (араб. مقام الحسين ), мученичество которого часто сравнивают с мученичеством Иоанна Крестителя. 2 и Иисус Христос, 3 присутствуют в помещениях здания. 4 Мусульмане также считают мечеть местом, куда вернется Иисус в конце дней. Мавзолей с гробницей Саладина расположен в небольшом саду рядом с северной стеной мечети.
Он был известен как место поклонения еще со времен железного века. Дамаск был столицей арамейского государства, и на месте сегодняшней мечети Омейядов был построен большой храм для поклонения Хададу-Рамману, богу молнии и дождя. Камень из арамейского храма датируется временем царя Азраила и сейчас выставлен в Национальном музее в Дамаске. 5
- 1 История
- 1.1 Доисламский период
- 1.2 Создание и строительство
- 1.3 Эпоха Аббасидов и Фатимидов
- 1.4 Эпоха Сельджуков и Айюбидов
- 1.5 Мамлюкское правило
- 1.6 Османская эпоха
- 1.7 Современная эра
- 2.1 Двор и святилище
- 2.2 Купола
- 2.3 Минареты
- 2.3.1 Минарет невесты
- 2.3.2 Минарет Исы
- 2.3.3 Минарет Кайтбая
Доисламский период
Храм Хадада Раммана продолжал играть центральную роль в городе, и когда Римская империя завоевала Дамаск в 64 году до н.э., они приравняли Хадада к своему богу молнии Зевсу. 6 Таким образом, они приняли участие в плане перестройки и расширения храма под руководством архитектора из Дамаска. Аполлодор, который разработал и осуществил новый план. 7
Этот новый храм Юпитера в Дамаске стал центром имперского поклонения Юпитеру и был ответом на Второй храм в Иерусалиме. 8 Храм Юпитера был еще более расширен в ранний римский период существования города, в основном по инициативе первосвященников, которые собирали пожертвования с богатых граждан Дамаска. 9 Восточные ворота двора были расширены при Септимии Севере (р. 193-211 гг. н.э.). 10 В четвертом веке нашей эры храм был особенно известен своими размерами и красотой. Он был отделен от города двумя рядами стен. Первая, более широкая стена охватывала большую территорию, включая рыночную площадь, а вторая стена окружала собственно святилище Зевса. Это был самый большой храм в римской Сирии. 11
В конце четвертого века, в 391 году, христианский император Феодосий I (379-395) превратил храм Юпитера в собор, но он не сразу был посвящен Иоанну Крестителю, а позже, в шестом веке. Легенда гласит, что здесь была похоронена голова Святого Иоанна. 1 Он служил резиденцией епископа Дамаска, который был вторым после самого патриарха в Антиохийском патриархате. 12
Дамаск был захвачен в 634 году арабскими войсками мусульман под предводительством Халида ибн аль-Валида. В 661 году исламский халифат перешел под власть династии Омейядов, которая выбрала Дамаск в качестве административной столицы мусульманского мира. В 706 году шестой омейядский халиф аль-Валид I (ок. 705-715 гг.) приказал построить мечеть на месте византийского собора.13 До этого собор использовался местными христианами, но в юго-восточной части здания был построен молитвенный зал («мусалла») для мусульман. Аль-Валид, который лично руководил проектом, владел большей частью собора, включая мусаллу, которая была снесена. Строительство мечети полностью изменило план здания. Если в церкви (и в храмах до нее) основное здание находилось в центре прямоугольной ограды, то в мечети молитвенный зал расположен у южной стены. Архитектор переделал колонны и галереи церкви, удалив их и переставив в новой структуре. Новый молитвенный дом должен был служить большой мечетью для сбора жителей Дамаска и данью уважения городу. В ответ на протест христиан против этой меры аль-Валид приказал вернуть в качестве компенсации все остальные конфискованные церкви в городе. Мечеть была построена в 715 году, вскоре после смерти аль-Валида, его преемником Сулейманом ибн Абд аль-Маликом (715-717).
Создание и строительство
Двор мечети Омейядов ночью, вид на северо-запад с минаретом Невесты справа.
Архитектура
Двор и святилище
Каменный рельеф с арабесками из пропеллеров, пальметт и полупальметт в мечети Омейядов
Мечеть Омаджаде имеет прямоугольную планировку и размеры 97 м на 156 м. Большой внутренний двор занимает северную часть комплекса мечети, а харам («святилище») — южную. Внутренний двор окружен четырьмя внешними стенами. Уровень каменной мостовой со временем стал неровным из-за различных ремонтов на протяжении всей истории мечети, но недавние работы во внутреннем дворе вернули его к стабильному уровню периода Омейядов. Галереи («ривак») окружают внутренний двор и поддерживаются поочередно каменными колоннами и столбами. Между каждыми двумя колоннами находится столб. Поскольку северная часть двора была разрушена во время землетрясения 1759 года, галерея не выровнена; когда северная стена была восстановлена, опорные столбы отсутствовали. 67
Три арки образуют внутреннюю часть святилища. Они идут параллельно направлению молитвы в сторону Мекки в современной Саудовской Аравии. Арки опираются на два ряда камней. Коринфские колонны. Каждая галерея состоит из двух уровней. Первый уровень состоит из больших круглых арок, а второй уровень — из двойных арок. Такой же узор повторяется на галереях во внутреннем дворе. Три внутренние аркады пересекаются в центре святилища, причем большая и более высокая аркада перпендикулярна кибле («направлению молитвы») и обращена к михрабу (нише в стене, обращенной к кибле) и минбару («кафедре»).67 Центральный трансепт делит арки на две половины, каждая из которых состоит из одиннадцати арок. Вся святыня размером 136 на 37 метров занимает южную половину комплекса мечети. 68
Четыре михраба обрамляют заднюю стену святилища, особенно выделяется Большой михраб, расположенный примерно в середине стены. Михраб сподвижников Пророка (названный в честь сахаба) находится в восточной половине. Согласно древнему мусульманскому инженеру Мусе ибн Шакиру, последний михраб был построен во время первоначального строительства мечети и был третьим специальным михрабом в истории ислама.68
В комплексе мечети Омейядов есть три знаменитых купола. 69 Самый большой купол мечети известен как Купол Орла (Куббат ан-Ниср) и расположен в центре молитвенного зала. 70 Первоначальный деревянный купол был заменен каменным после пожара в 1893 году. Он был так назван, потому что считается, что он похож на орла: сам купол — это голова орла, а восточная и западная стороны молитвенного зала — его крылья. 71 С высоты 36 метров купол опирается на восьмиугольный контрфорс с двумя круглыми арочными окнами на каждой стороне. Он опирается на центральный внутренний портик и имеет проемы по всему периметру. 67
Купола
Комплекс мечетей Омейядов состоит из трех минаретов. Минарет Иисуса (Мадханат Иса) находится в юго-восточном углу, второй в юго-западном углу — минарет Кайтбая (Мадханат аль-Гарбийя), а третий, минарет Невесты (Мадханат аль-Арус), находится на северной стене.
Минареты
Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик один раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Как выглядит искусство халифата Омейядов: Мечети, купола и дворцы в пустыне
После смерти Али, четвертого халифа халифата Рашидун, в 661 году Муавия, правитель Сирии, основал халифат Омейядов, который расширил свою территорию на восток и запад, захватив земли от Испании до части Индийского субконтинента. Они стабилизировали и сконцентрировали свою империю, установили более или менее светский образ жизни и развили уникальную исламскую художественную традицию, создав множество великолепных храмов, мечей и дворцов.
Внутренние разногласия и гражданские войны ослабили контроль Омейядов над огромным халифатом. В 750 году они были свергнуты соперничающей арабской фракцией, которая основала халифат Аббасидов. Аббасиды не проявили милосердия к своим предшественникам, убивая оставшихся в живых членов и разрушая гробницы уже умерших. Абд ар-Рахман I, единственный оставшийся в живых, бежал в Андалусию в Испании, где в 756 году основал Кордовский эмират.
Купол Скалы и Аль-Акса
Согласно традиции, Иерусалим — это место, где пророк Мухаммед вознесся на небо на своем крылатом коне аль-Борак (Бурак) и встретился с Аллахом во время своего путешествия. Место его вознесения находилось на Храмовой горе или Харам аш-Шариф, где располагались руины Второго храма и где позже был построен Купол Скалы, считающийся третьей по значимости святыней ислама. Он был построен первым халифом Абд аль-Маликом в 691 году. В основе планировки Купола Скалы лежит центральный купол, опирающийся на круглый барабан, поддерживаемый аркадой.
В отделке здания использовались различные виды материалов, включая мозаику, мрамор, металлические конструкции и цветное стекло. Мозаики являются особенно важными примерами сочетания сасанидских и византийских мотивов, которые были характерны для раннего исламского искусства. Другой важной особенностью мозаик является надпись, которая датирует здание 691 годом.
Другое здание в Харам аш-Шарифе, Аль-Акса, является главной мечетью Иерусалима. Во времена Умара на этом месте была наспех построена мечеть, которая затем была заменена во время правления халифа Аль-Валида. Хотя мечеть аль-Валида была разрушена землетрясением и позже восстановлена Аббасидами, она напоминала планировку византийских церквей, таких как церковь Рождества Девы Марии в Вифлееме.
Великая мечеть Дамаска
Панорамный вид на Великую мечеть Дамаска. \ Фото: google.com.
Во время правления Муавии столицей халифата Омейядов был город Дамаск, который был завоеван арабами-мусульманами в 636 году. После завоевания арабы сделали его одним из своих первых крупных городов с растущим мусульманским населением. Халиф аль-Валид построил мечеть в центре столицы в начале восьмого века и уважал права христианских жителей города, которые молились в том же здании. Великая мечеть Дамаска была построена на слоях храмов, возведенных более ранними религиями, включая римский храм и христианскую церковь Святого Иоанна Крестителя.
Это место было засвидетельствовано как место поклонения с железного века. Дамаск был столицей арамейского государства, и на месте нынешней мечети Омейядов был построен большой храм для поклонения Хадад-Рамману, богу молнии и дождя. Сохранившийся камень из арамейского храма, относящийся ко времени царя Азраила, сейчас выставлен в Национальном музее в Дамаске.
- 1 История
- 1.1 Доисламский период
- 1.2 Основание и строительство
- 1.3 Эпоха Аббасидов и Фатимидов
- 1.4 Эпоха Сельджуков и Айюбидов
- 1.5 Правление Мамлюков
- 1.6 Османская эпоха
- 1.7 Современная эпоха
- 2.1 Внутренний двор и святилище
- 2.2 Купола
- 2.3 Минареты
- 2.3.1 Минарет невесты
- 2.3.2 Минарет Исы
- 2.3.3 Минарет Кайтбая
Доисламский период
. Храм Хадада Раммана продолжал играть центральную роль в городе, и когда Римская империя завоевала Дамаск в 64 году до н.э., она приравняла Хадада к своему собственному богу молний Юпитеру. Поэтому они приняли участие в плане перестройки и расширения храма под руководством Аполлодора, архитектора из Дамаска, который разработал и осуществил новый план.
Этот новый храм Юпитера в Дамаске стал центром имперского поклонения Юпитеру и был ответом на Второй храм в Иерусалиме. Храм Юпитера был расширен во время раннего римского правления над городом, в основном по инициативе первосвященников, которые собирали пожертвования с богатых граждан Дамаска. Восточные ворота двора были расширены во время правления Септимия Севера (р. 193-211 гг. н.э.). В четвертом веке нашей эры храм был особенно известен своими размерами и красотой. Он был отделен от города двумя рядами стен. Первая, более широкая стена охватывала большую территорию, включая рыночную площадь, а вторая стена окружала собственно святилище Зевса. Это был самый большой храм в римской Сирии.
В конце четвертого века, в 391 году, христианский император Феодосий I (379-395) превратил храм Юпитера в собор, но он не сразу был посвящен Иоанну Крестителю, а позже, в шестом веке. Легенда гласит, что здесь была похоронена голова Святого Иоанна. Он служил резиденцией епископа Дамаска, который был вторым после самого патриарха в Антиохийском патриархате.
Дамаск был завоеван в 634 году арабскими войсками мусульман под предводительством Халида ибн аль-Валида. В 661 году исламский халифат перешел под власть династии Омейядов, которые сделали Дамаск административной столицей мусульманского мира. Шестой халиф Омейядов, аль-Валид I (р. 705-715), приказал построить мечеть на месте византийского собора в 706 году. Собор продолжал использоваться местными христианами, но в юго-восточной части здания был построен молитвенный зал (мусалла) для мусульман. Аль-Валид, который лично контролировал проект, приказал снести большую часть собора, включая мусаллу. Строительство мечети полностью изменило план здания. Если церковь (и предшествующие ей храмы) имела главное здание в центре прямоугольного комплекса, то в мечети молитвенный зал находится на южной стене. Архитектор перепроектировал колонны и галереи церкви, демонтировав их и перекомпоновав в новую структуру. Новый молитвенный дом должен был служить большой общинной мечетью для жителей Дамаска и данью уважения городу. В ответ на протест христиан против этой меры аль-Валид приказал вернуть христианам в качестве компенсации все остальные конфискованные церкви. Мечеть была построена в 715 году, вскоре после смерти аль-Валида, его преемником Сулейманом ибн Абд аль-Маликом (р. 715-717).
Основание и строительство
Каменный рельеф с арабесками из пропеллеров, пальметт и полупальметт в мечети Омейядов
Архитектура
Внутренний двор и святилище
Мечеть Омейядов имеет прямоугольную планировку и размеры 97 м на 156 м. Большой внутренний двор занимает северную часть комплекса мечети, харам («святилище») — южную. Внутренний двор окружен четырьмя внешними стенами. Уровень каменной мостовой со временем стал неровным из-за различных ремонтов на протяжении всей истории мечети, но недавние работы во внутреннем дворе вернули его к стабильному уровню периода Омейядов. Галереи (ривак) окружают внутренний двор и поддерживаются поочередно каменными колоннами и столбами. Между двумя колоннами находится столб. Поскольку северная часть двора была разрушена землетрясением 1759 года, портик не является подлинным; когда северная стена была восстановлена, не было столбов для его поддержки.
Три арки образуют внутреннюю часть святилища. Они идут параллельно направлению молитвы, которая направлена в сторону Мекки в современной Саудовской Аравии. Арки поддерживаются двумя рядами коринфских каменных колонн. Каждая галерея состоит из двух уровней. Первый уровень состоит из больших круглых арок, а второй уровень — из двойных арок. Аркады во внутреннем дворе следуют той же схеме. Три внутренние аркады пересекаются в центре святилища, причем более высокая аркада перпендикулярна стене киблы («направление молитвы») и обращена к михрабу (нише в стене, обращенной к кибле) и минбару («кафедре»). Центральный трансепт разделяет аркады на две половины, каждая из которых состоит из одиннадцати арок. Вся святыня размером 136 на 37 метров занимает южную половину комплекса мечети.
Четыре михраба обрамляют заднюю стену святилища, особенно выделяется Большой михраб, расположенный примерно в середине стены. Михраб сподвижников Пророка (названный в честь сахаба) находится в восточной половине. По словам древнего мусульманского инженера Мусы ибн Шакира, последний михраб был построен во время первоначального строительства мечети и был третьим михрабом из ниш в истории ислама.
Внутри комплекса мечетей Омейядов находятся три знаменитых купола. Самый большой купол мечети известен как Купол Орла (Куббат ан-Ниср) и расположен в центре молитвенного зала. Первоначальный деревянный купол был заменен на каменный после пожара в 1893 году. Он был так назван, потому что считается, что он похож на орла: сам купол — это голова орла, а восточная и западная стороны молитвенного зала — его крылья. С высоты 36 метров купол опирается на восьмиугольное основание с двумя круглыми арочными окнами по обе стороны. Он опирается на центральный внутренний портик и имеет проемы по всему периметру.
Купола
Комплекс мечетей Омейядов состоит из трех минаретов. Минарет Иисуса (Мадханат Иса) в юго-восточном углу, второй в юго-западном углу — Минарет Кайтбая (Мадханат аль-Гарбия) и третий — Минарет Невесты (Мадханат аль-Арус) на северной стене.
Минареты
Минарет Невесты (Мадханат аль-Арус) был построен первым и расположен у северной стены мечети. Точный год постройки минарета неизвестен. Нижняя часть минарета, вероятно, относится к аббасидскому периоду IX века. Хотя он, вероятно, был построен Омейядами, нет никаких указаний на то, что минарет на северной стене был частью первоначального проекта халифа аль-Валида. Географ аль-Мукаддаси посетил минарет в 985 году, когда Дамаск находился под контролем Аббасидов, и описал его как «недавно построенный». Верхняя часть была построена в 1174 году. Этот минарет используется муэдзином для призыва к молитве (азан), к нему ведет винтовая лестница со 160 каменными ступенями.
Минарет Невесты
Мечеть Омейядов значима как для мусульман-шиитов, так и для мусульман-суннитов, поскольку именно сюда направлялись жены и дети семьи Мухаммеда, отправленные сюда из Ирака после битвы при Карбале. Здесь же они были заключены в тюрьму на 60 дней.
Религиозное значение
В мечети важны следующие сооружения:
Считается, что в храме хранится голова пророка Яхьи (Иоанна Крестителя).
- Входные ворота (известные как «Баб ас-Саат ») — дверь отмечает место, где узников Кербелы заставили стоять в течение 72 часов, прежде чем ввести внутрь. В это время Язид I украсил город и свой дворец к их прибытию.
Южное крыло (голова пророка Мухаммеда):
Левый: Место, где выставлена голова Хусейна. Справа: Зари э-Рас аль-Хусейн, где была похоронена голова Хусайна.
- Храм Иоанна Крестителя (арабский : Яхья) — Согласно Ас-Суюти, Ибрагим заявил, что с момента сотворения мира Небеса и Земля плакали только для двух человек: Яхья и Хусейн ибн Али, внук Мухаммеда
- Белая кафедра — Отмечает место, где Али ибн Хусейн Зайн аль-Абидин обратился к суду Язида после того, как его привезли из Кербелы
- Поднятый пол (перед кафедрой) — отмечает место, где всех женщин и детей (дом Мухаммада ) заставили стоять в присутствие Язида
- Деревянный балкон (прямо напротив фальшпола) — отмечает место, где Язид сидел во дворе.
- молитвенный коврик и Михраб, заключенные в стеклянную кабину — отмечает место, где Али ибн Хусейн Зайн аль-Абидин обычно молился, будучи заключенным в замке после битвы при Кербеле
- Металлическое прямоугольное углубление в стене — отмечает место, где Язид хранил голову Хусейна ибн Али для демонстрации
- A Зарих — отмечает место, где все остальные головы павших в Кербеле хранились в мечети.