На дороге из Равенны в Римини, примерно в шести километрах к югу от центра города, выделяется огромная круглая колокольня Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Эта базилика была построена в середине VI века недалеко от древнеримского порта Классис, а между 673 и 679 годами она была богато украшена мозаиками, которые дополнили предыдущие мотивы.
Мавзолей Галлы Плацидии — Mausoleum of Galla Placidia
Мавзолей Галлы Плацидии, построенный между 425-450 годами, имеет форму креста. часовня или ораторий, первоначально примыкавшая к притвору церкви Святого Креста (Санта Кроче) в Равенне. 1 6 Вероятно, он был посвящен святому Лаврентию. 1
Элия Галла Плацидия, вероятная покровительница здания, была дочерью Феодосия I и Галлы. Воспитанная Сереной, женой Стилихона, она в юности стала нобилиссимой и оставила дворец в Константинополе своему отцу. 6 Она получила прекрасное светское и религиозное образование, как явствует из ее писем. 6 После переезда на Запад она вышла замуж за Атаульфа, короля вестготов, в Испании в 414 году, но он вскоре умер, и в 417 году она вышла замуж за своего патриция Констанция (позже Констанция III). Их детьми были Юста Грата Онория и Валентиниан III. 6 Констанций III был сделан соправителем Запада в 421 году Гонорием, который не имел преемника, и Галла Плацидия стала Августой; Констанций умер в том же году, а Галла Плацидия бежала в Константинополь. 6 Когда в 423 году умер Гонорий, на Западе Августа сменил primicerius notariorum Иоанн; после этого Феодосий II, Август на Востоке, поставил сына Галлы Плацидии Валентиниана императором на Западе, назначив его вместо себя цезарем.6
Здание датируется 425 годом; в том году шестилетний Валентиниан III сменил Августа, а за Галлой Плацидией вновь закрепился титул Августа — он правил в качестве регента ее сына в течение двенадцати лет. Ее политическое влияние ослабевало по мере взросления сына и усиления власти патриция Флавия Аэция в 430-х годах, но оставалось сильным до самой ее смерти в 450 году. Она была активным покровителем религиозных учреждений и построила церкви в Равенне, Риме и Иерусалиме. 6 Она участвовала в реконструкции церкви Святого Павла за стенами (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура), о чем свидетельствует надпись на ней. 7
Базилика в Равенне, посвященная Святому Иоанну Евангелисту (San Giovanni Evangelista), также была построена Галлой Плацидией после 425 года; она посвящена спасению Августы и спасению ее детей от страшной бури во время морского путешествия и украшена портретами ее и других членов династии Феодосиев. 1 Базилика не пережила Вторую мировую войну. 1 Согласно средневековой Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis, состояние зданий было зафиксировано в надписи на арке этой базилики в знак благодарности за то, что Галла Плацидия выжила в море. 1 В Liber Pontificalis также говорится, что она была похоронена в монастыре Святого Назария в Равенне. 1 Это заявление, вероятно, первоначально сделанное в Риме, вероятно, является источником заблуждения, что Галла Плацидия была похоронена в Равенне, а не в Риме, что привело к утверждению Равенната, что она была похоронена в часовне, известной сегодня как ее «мавзолей».. . 3
Здание было молитвенной церковью Святого Креста, и сегодня в нем хранятся три саркофага. Саркофаг справа приписывается либо сыну Галлы, императору Валентиниану III, либо ее брату, императору Гонорию. Та, что слева, приписывается ее мужу, императору Константину III. Считается, что в большем саркофаге находились останки Галлы Плацидии (умерла в 450 году), дочери римского императора Феодосия I. Ее забальзамированное тело было найдено с правой стороны саркофага. Считается, что ее забальзамированное тело было помещено туда в сидячем положении и облачено в императорскую мантию. Однако в 1577 году содержимое саркофага было случайно сожжено.
Архитектура и декор
Внешнее видео | |
---|---|
Мавзолей Галлы Плацидии, Смартистория 8 |
Мавзолей имеет крестообразный план с центральным висячим куполом и бочкообразными куполами над четырьмя трансептами. Снаружи купол закрыт квадратной башней, возвышающейся над остроконечными боковыми крыльями. Кирпичная поверхность имеет узкие растворные швы и украшена глухими галереями. Свет проникает сквозь алебастровые ставни.
Живописные изображения в украшениях изображают победу вечной жизни над смертью.
Интерьер мавзолея покрыт богатой мозаикой. Внутри находятся два знаменитых мозаичных панно, а остальная часть интерьера заполнена мозаиками с христианскими и апокалиптическими символами.
Стеклянная мозаика покрывает внутренние стены купола, синаз и купол; отделка отличается высоким качеством. 1 Над входными воротами находится мозаика, изображающая Христа как доброго пастыря посреди своего стада. 1 Цилиндры куполов четырех рукавов крестообразной часовни покрыты цветочной мозаикой, состоящей из аканта и виноградных усиков. 1 В сенаже западного рукава на мозаике изображен олень, приближающийся к источнику, возможно, это намек на Псалом 42, начало которого гласит: «Как олень стремится к потокам воды, так душа моя стремится к Тебе, Боже мой». 1 В центральной стене южного трансепта находится мозаика, изображающая святого человека с крестом, сопровождаемого сеткой пламени, и открытый шкаф, содержащий четыре канонических Евангелия с именами четырех евангелистов на латыни. 1 Неопознанные фигуры мучеников в белых одеждах украшают листы восточного и западного крестов. 7 Интерьер центрального купола оформлен в виде звездного неба, с регулярной мозаикой из золотых звезд на темно-синем фоне, золотым полумесяцем на вершине купола и четырьмя евангельскими символами (или «живыми существами» из Откровения 4:7) в углах медальона. 1 Четыре лунные арки под куполом украшены мозаиками между арками, простирающимися от четырех центральных колонн подвесных арок выше, каждая из которых изображает апостолов с поднятыми правыми руками, предположительно направленными в сторону святого человека на мозаике южного трансепта. 1
Небо со звездами или облаками часто изображалось в качестве украшения на куполах, арках и потолках церквей. Базилика Санта Пуденциана в Риме, построенная в конце IV века, является примером до базилики Галла Плацидия, в то время как более поздние здания в Равенне повторяли этот мотив, включая капеллу Святого Андрея (c apella Sant’Andrea) в архиепископском дворце и базилику Святого Аполлинария в Классе 6 9 года.
Мозаика северного входа — Добрый пастырь
Фигура доброго пастыря и пасторальные сцены были знакомы христианской мысли; изображения юноши, несущего на плечах овцу, были известны в древности с VI века до н.э. и стали популярны с конца III века н.э.10 Пастырь должен был представлять Христа, как в Иоанна 10:11-17 и Луки 15:4-7. Здесь бородатый пастух одет в царскую одежду, пурпурную и золотую, и несет крестообразный посох вместо обычного пастушьего костыля. 11
Люнет с изображением Христа как доброго пастыря над северным входом является представителем христианского искусства позднего античного периода; мозаика представляет собой переходный период между натуралистическими изображениями классической истории искусства и стилизованными изображениями средневековья. Фигуры по-прежнему имеют объем, но штриховка, например, в складках туники, менее изысканна, чем раньше, и фигуры не очень приземлены. Он держит императорский посох, прикрепленный к христианскому кресту, символизирующему связь между земным и небесным царствами.
Утренний выход византийской царицы к могилам своих предков (В. С. Смирнов, 1880-е гг.). Действие происходит в мавзолее Галлы Плацидии.
Долгое время мавзолей служил в качестве оратория в несохранившейся базилике дворца Санта-Кроче. Вероятно, это была часовня, посвященная великомученику Лаврентию, которого очень почитала семья Галла Плацидия и чье изображение было помещено на самом видном месте — в алтаре напротив входа 3 .
Здание не было местом погребения Галлы Плацидии, несмотря на мозаики, связанные с культом мертвых — она умерла в Риме 27 ноября 450 года 4 и, вероятно, была похоронена в семейной усыпальнице императора Феодосия Сан-Петронила рядом с базиликой Святого Петра 5. Ни один древний историк не упоминает о погребении императрицы в Равенне, а Андрео Аньелло умалчивает об этом в своей хронике «Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis». Саркофаги мавзолея, приписываемые, по мнению некоторых ученых, Галле Плацидии и ее ближайшим родственникам, изначально там не находились 6 и впервые были упомянуты в XIV веке епископом Ринальдо да Конкореджо 3. После XIV века многие источники уже с уверенностью называют это здание мавзолеем Галлы Плацидии. Возможные причины этого включают как определенное внешнее сходство мозаик мавзолея с мозаиками римской церкви Санта Констанца (место погребения одной из дочерей Константина Великого), так и необычную форму захоронения тела в одном из саркофагов (тело сидело на кипарисовом троне) 3 .
Архитектурные особенности
Здание было построено с использованием техники ломбардской кладки. Внешне он напоминает крепостное сооружение, подчеркнутое толстыми стенами и узкими окнами. Пропорции здания несколько искажены, так как культурный слой на протяжении веков был поднят на 1,5 м.7 Мавзолей имеет план латинского креста (продольная ось 12,75 м, поперечная ось 10,25 м)3. Мавзолей представляет собой большое, узкое, крестообразное здание с продольной осью 12,75 м и продольной осью 10,25 м. Мавзолей имеет кубическую форму в плане. Крест возвышается над башней кубической формы, на которой изнутри нарисован купол, который не виден снаружи.
Продольная ось здания проходит не в направлении запад-восток, как обычно для христианских церквей, а в направлении север-юг. Исследователи объясняют эту особенность тем, что во время строительства мавзолей был установлен в притворе церкви Санта-Кроче. Вынужденная архитектурная ошибка была дважды исправлена мозаичистами путем ориентации мозаик внутри мавзолея на восток8 .
Внешний аскетичный облик мавзолея украшают лишь неглубокие вертикальные выступы — лопатки, соединенные неглубокими арками («глухой портик»). Последние оживляют вид трех сторон мавзолея своим ритмичным чередованием. Четвертый (северный) главный фасад украшен фризом из двух пантер и усиков7 .
Четырнадцать окон мавзолея выполнены в виде обращенных внутрь окон. В 1908 году окна были покрыты алебастровыми плитами, подаренными итальянским королем Виктором Эммануилом III3 .
Особенности интерьера
Ветви «креста» (который внутри воспринимается как равносторонний) покрыты цилиндрическими куполами, а центральное пространство венчает тяжелый купол с «парусами» без барабана. Все поверхности купола, арок и менгира покрыты мозаикой. Реставрационные работы, проведенные на рубеже 19 и 20 веков, усилили нежное и сдержанное настроение мозаик. Теперь свет, проникающий в мавзолей через маленькие, узкие окна, имеет золотистый оттенок, потому что падает сквозь алебастровые плитки, которыми были заделаны окна в 1908 году. Впечатление золотого света еще более усиливается благодаря желтоватым мраморным плитам, которыми в конце XIX века была облицована нижняя часть стен.
Какие тайны скрывает Мавзолей Галлы Плацидии, построенный 1500 лет назад и вызывающий восхищение и сегодня
Получайте одну из наших самых читаемых статей в свой почтовый ящик каждый день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Мавзолей Галлы Плацидии был построен в 425 году нашей эры. Позже он был включен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО, а композитор Коул Портер был настолько вдохновлен им, что написал свою знаменитую музыку сразу после посещения мавзолея. Чем восхищаются миллионы людей и для кого на самом деле предназначался этот мавзолей?
Мавзолей Галлы Плацидии, крестово-купольное здание рядом с великолепной базиликой Сан-Витале в Равенне, был построен в 425 году нашей эры, в последние годы существования Западной Римской империи. Мавзолей особенно знаменит своими мозаиками (звездное небо, «обнимающее» купол, и усики, изображающие Евхаристию). Каждый угол содержит изображение с символами четырех евангелистов.
Галла Плацидия
«Благороднейшая девочка» — так ее прозвали в детстве — Галла Плацидия родилась в Константинополе между 388 и 392 годами. Она была одной из самых одаренных женщин своего времени, дочерью римского императора Феодосия Великого, последнего императора Западной и Восточной Римской империи, и сводной сестрой императоров Аркадия и Гонория. Большую часть своей жизни она провела как влиятельный политический деятель. Позже Галла стала регентшей Западной Римской империи для своего несовершеннолетнего сына, который стал императором Валентинианом III. Будучи регентом, Гала Плацидия участвовала во многих крупных строительных проектах в Риме, Иерусалиме и Равенне. Галла Плацидия умерла в Риме в 450 году и, вероятно, была похоронена в мавзолее.
История мавзолея Галлы Плацидии
Мавзолей Галлы Плацидии датируется 425 годом нашей эры и является одним из старейших зданий в Равенне. В течение многих лет считалось, что это семейный мавзолей. Также считается, что первоначально здание было связано с притвором близлежащей церкви Санта Кроче (Церковь Святого Креста), которая, как известно, была построена Галлой Плацидией. Саркофаги мавзолея, приписываемые Галле и ее ближайшим родственникам, по мнению некоторых ученых, не были первоначально размещены там, но впервые были упомянуты в XIV веке епископом Ринальдо да Конкореджо. После XIV века многие источники уже с уверенностью упоминают это здание как мавзолей Галлы Плацидии. Предполагается, что самый большой из саркофагов принадлежал Галле, а два других — сыну Галлы, императору Валентиниану III, и ее мужу, императору Констанцию III.
Опять же, существует большая неопределенность в отношении точности этих событий. Здание мавзолея выполнено в традициях западно-римской архитектуры. Он выполнен в форме греческого креста и имеет размеры 40 x 30 футов. Внутренние стены покрыты желтыми мраморными плитами, помещение скудно освещено 14 маленькими окнами. Мозаика становится еще ярче и красивее благодаря золотому свету, проникающему через алебастровые окна. Крест на куполе обращен на восток.