Лесной рог в оркестре. Лесной рог в оркестре.

Конструкция кардинально изменилась в начале 19 века, когда был изобретен клапан. Вагнер был одним из первых композиторов, использовавших модернизированный инструмент в своих композициях. К концу века более совершенная валторна получила название хроматического рожка и полностью заменила натуральный рожок.

Удивительно, но ответ на этот вопрос не очень сложен, хотя существует много неясностей относительно судьбы инструмента. Но русскоговорящий может предложить гораздо больше, чем итальянец, немец или француз. Органисты, игравшие музыку Баха или Вивальди, Генделя или Глюка, Гайдна или Моцарта, без труда вспомнят, что их голоса обозначаются corno da caccia — охотничий рог, или corno — буквально рог, или похожие французские термины: cor — снова рог, или cor de chasse — охотничий рог. Но вряд ли музыканты сразу назовут эти партии «вальдхорн» — немецкое название инструмента, ставшее основой для русского названия «валторна».

Однако, перейдя в русский язык, слово «валторна» уже давно утратило свое первоначальное значение, обозначая любой вид валторны — кольцеобразного инструмента из латуни — старинного или современного. И в какой-то степени это действительно так. Но лишь отчасти, ибо поскольку у нас нет языковых средств для обозначения похожих, но по сути разных представителей семейства, мы либо слишком обобщаем, либо, наоборот, искусственно разделяем медные и кольцевидные рога и относим их к разным семействам. С одной стороны, это дает повод искать предков духовых инструментов чуть ли не в античности, а с другой — задаться вопросом, относятся ли медные улитки в «Corno da Caccia» Баха к трубам или к духовым инструментам (а если нет, то к каким?).

Если мы посмотрим на древнюю иконографию, то есть на изображения архаичных инструментов, то обнаружим на них различные рожки и трубы, которые едва ли похожи на валторну. И мы с полным правом будем называть их рогами, как это делает С. Вирдунг в самом раннем из известных трактатов «Musica getutcht» от 1511 года, в котором он выделяет охотничий рог (егерский рог) и сигнальный рог (аккерный рог). Хотя их считают предшественниками валторны, они не могут претендовать на это звание. А в 1713 году Ж. Маттезон в своей работе «Новооткрытые оркестры» использует слово валторна применительно к рожку или горну — разница в сути несущественна. Вот тут-то и начинается путаница, поскольку точный перевод требует использования слова «валторна», тогда как здесь речь идет о простой лесной охоте! — Рог.

Чрезвычайно добросовестный и скрупулезный французский ученый Марин Мерсенн в 1636 году опубликовал свой знаменитый трактат «Harmonie universelle», в котором он включает не только описание, но и подробный рисунок охотничьих рогов и труб, «используемых для охоты», называя их «cor» и «trompe». Далее следует рисунок Мерсенна, на котором ясно видно, что изображенные инструменты вряд ли можно назвать в честь нашей благородной героини. Однако их слегка усовершенствованные потомки, получившие широкое распространение через 30-40 лет, в русских произведениях называются валторнами — а как еще их называть, без пространных объяснений, понятных в любом случае только специалистам?

Но даже в начале семнадцатого века термины были непоследовательными, и в 1620 году Майкл Преториус в своем «Theatrum instrumentorum» описал тот же рог, что и Мерсенн, в форме полумесяца и назвал его Jägertrompete — труба охотника.

Рисунок Мерсенна: слева, справа, внизу — охотничьи рога (cors de chasse), в центре — тромп, слева внизу — почтовый рожок

Рисунок Мерсенна: слева, справа, снизу — охотничьи рога (cors de chasse), посередине — труба, слева внизу — почтовый рог

Но более поздние инструменты, уже гораздо более похожие на представленный здесь, также назывались охотничьими рогами — corno da caccia или cor de chas. Так в чем же разница?

Валторна — древний инструмент?

Кто изобрел медный рожок в форме кольца, который мы называем валторной? И на этот вопрос у нас нет однозначного ответа. Самое раннее из сохранившихся изображений — на картине «Купание Дианы» голландского художника начала XVII века Хенрика ван Балена (1574-1632). Изображения охотничьего рога в форме кольца, изготовленного между 1670 и 1682 годами, сохранились в комнате Дианы в Версальском дворце. От самих инструментов мало что осталось. Среди них есть один, изготовленный нюрнбергским мастером Иеронимом Старком в 1667 г., и другой — парижским мастером Кретьеном в 1680 г. Латунная трубка этих инструментов намотана в полтора витка, а мундштук приварен к трубке. Они маленькие: длина валторны составляет всего 227 сантиметров, а диаметр — 48 сантиметров (1,5 дюйма). Другой инструмент мастера Мишеля Коха, хранящийся в Музее музыки Лейпцигского университета, имеет более длинный корпус с катушкой в два с половиной оборота. Этот инструмент принято считать более поздней и, возможно, более сложной моделью, хотя дата его изготовления почти такая же: 1689 год.

И оказалось, что валторна — инструмент старый, но не настолько. Он является современником модернизированного гобоя Otter и всего на 40 лет старше кларнета. Есть ли у него предки в древнем мире? Прототипы таких инструментов существовали уже в Древнем Риме, но они ни в коем случае не имеют к ним прямого отношения. Наша героиня развивалась самостоятельно и по своим собственным законам. Точно так же, как ablux или tibia являются прототипами гобоя, но ни в коем случае не древними гобоями, как их, к сожалению, иногда называют.

В знаменитых ранних рожках (или валторнах?) мундштук крепко приварен к инструменту и поэтому использовался для охоты на лошадей, а не для благородной музыки. В одной руке они держали уздечку, в другой — охотничий рог и дули в рог так, чтобы их было слышно издалека. Некоторые писатели, включая Иоганна Себастьяна Баха, иногда используют название «corno parforce», что означает «рог для охоты parforza» — забытое ныне русское название охотничьих собак, и здесь вы можете найти охотничий рог для очень практичной цели. Временами это могло звучать красиво….. с сегодняшней точки зрения.

Но здесь мы имеем дело с другим, довольно запутанным обстоятельством.

Охотничья труба в виде валторны или валторна в роли трубы?

Как следует из рисунка Мерсенна, в это же время или даже немного раньше во Франции появился инструмент под названием trompe de chasse, подозрительно похожий на охотничий рог cor de chasse. Несколько десятилетий спустя, ближе к концу века, она должна была почти полностью походить на валторну. Здесь также неизбежна путаница, поскольку слово trompe никогда не находило точного эквивалента в русском языке. Заглянув в словарь, можно найти перевод: охотничий рог, горн, охотничья труба. Cor de chasse — это охотничий рог, и trompe de chasse — то же самое. Но также и труба.

Этимологический словарь объясняет, что слово trompe, которое происходит от немецкого trumpa, trumba, употреблялось уже в XII и XIII веках и первоначально было синонимом трубы, но затем стало «охотничьим инструментом в виде рога». И все же труба — это не валторна и тем более не труба.

Тромп-де-шассе, впервые изображенный Жаком дю Файлем в «Гончей» в 1561 году и названный тромп-де-шассе в трактате Мерсерна, представляет собой типичный охотничий инструмент, имеющий форму полумесяца, но изогнутый. Мы не знаем, когда она приобрела форму валторны, но косвенные свидетельства говорят о том, что тромп-де-шассе использовался в оркестре еще до появления валторны, поскольку он упоминается в нескольких партитурах XVII века, таких как «Принцесса Элиды» Ж. Б. Люлли (1664), «Триумф рока» Стефани (1695) и несколько симфоний Андре Даникайона Филидора Старшего, написанных, вероятно, в 1690-1720-х годах.

Однако сходство тромп де шас с самой валторной (кор де шас) чисто внешнее. Труба, даже самые ранние ее образцы, имела гораздо больший диаметр корпуса (инструмент носили через плечо), отверстие (диаметр) ее латунной трубы составляло полтора дюйма, а ее игровые возможности традиционно были довольно скромными. Но эта красавица была изысканной и элегантной!

Существует версия, согласно которой «охотничий свисток», который заводится за полтора оборота, был изобретен неким господином Рау в 1685 году. В основном создание этого благородного орудия охоты приписывают Марку-Антуану Дампьеру (26.12.1676 — 17.04.1756). Однако это совершенно невозможно. Карьера Дампьера расцвела во время правления Людовика XV, а Люлли, фаворит Людовика IV, использовал тромбон еще до рождения Дампьера. Или — и это еще одна загадка — Люлли и его современники использовали вовсе не благородный инструмент, а нечто более простое, скромное, не очень похожее на валторну. Кто знает?

Тем не менее, знаменитый Дампир заслуживает хотя бы небольшой части вашего внимания.

Лесной рог в оркестре

Валторна

Валторна (немецкий: waldhorn, итальянский: corno, английский. Corno, английская валторна, French cor) это духовой инструмент в басовом и теноровом регистре. Валторна используется в симфонических оркестрах и духовых оркестрах, а также в ансамблях и как сольный инструмент.

Происхождение

Валторна произошла от охотничьего рожка и вошла в оркестр в середине 17 века. До 1830-х годов, как и другие духовые инструменты, он не имел клапанов и был натуральным инструментом с ограниченным рефреном.

Сегодня валторна в основном используется в F (строй фа), в духовых оркестрах также в Eb (ми-бемоль).

Диапазон валторны простирается от H1 (октава Bb) до f2 (октава F) со всеми промежуточными нотами в хроматической шкале.

Ноты рожка пишутся на четверть выше фактической ноты в высоких тонах и на четверть ниже фактической ноты в низких тонах без ключевой подписи.

Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и мелодичный в фортепиано и светлый и яркий в среднем и верхнем форте.

Общая длина труб валторны составляет около 3,5 метров.

Играть гаммы можно только с мундштуком.

Техника игры на валторне

Валторна очень хороша для исполнения длинных нот (включая органную партию) и мелодий с длинным дыханием. Поток воздуха в приборе относительно невелик (за исключением крайних регистров).

Бауманн, Герман Брейн, Деннис Буяновский, Виталий Михайлович Буяновский, Михаил Николаевич Дамм, Петер Демин, Анатолий Сергеевич Лейтгеб, Йозеф Игнац Полех, Валерий Владимирович Тамм, Ян Усов, Антон Иванович

Рог в оркестре. Кроссворд 8 букв

Всловарике

Вы разгадываете кроссворд и не знаете, что такое рожок в оркестре? Здесь вы найдете подсказку и ответ на вопрос:

Первая буква «v», вторая буква «a», третья буква «l», четвертая буква «t», пятая буква «o», шестая буква «p», седьмая буква «n», восьмая буква «a». Всего существует восемь писем.

Ответ на вопрос «рог в оркестре» в сканворде

Если подсказка вам не помогла, вот правильный ответ: слово из восьми букв, обозначающее валторну.

  • Фанфара, скрученная в бараний рог
  • Медный духовой инструмент, для которого Моцарт написал четыре концерта
  • Какой инструмент исполняет тему волка в произведении С. С. Прокофьева «Петя и волк»
  • Потомок охотничьего рога
  • Медный духовой музыкальный инструмент
  • Инструмент, «лесной рог»
  • Спирально изогнутое музыкальная труба
  • Закрученная труба
  • Сестрица гобоя и саксофона
  • Название этого музыкального инструмента в переводе с немецкого означает лесной рог
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий