Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К с петров водкин.

В 1987 году Кузьма Петров-Водкин переехал в Москву, где стал студентом Училища живописи, ваяния и зодчества. Он учился у Валентина Серова. В 1900 году он работал на керамической фабрике в подмосковном селе Всехсвятском. Он завершил свое обучение в 1905 году.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

Кузьма Петров-Водкин был художником, графическим дизайнером, писателем и преподавателем. В 1930 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Он должен был стать наследником семейного бизнеса — сапожником или железнодорожником, о чем он мечтал с детства. Но у судьбы были другие планы на него, природа наделила Кузьму Петрова-Водкина талантом художника, который сделал его знаменитым на весь мир. И он был не только художником, но и многогранной творческой личностью. Он интересовался живописью и графикой, монументальным и театрально-декоративным искусством. Когда врачи запретили ему работать с красками, он взялся за перо и написал несколько автобиографических романов.

Детство

Впоследствии знаменитый художник родился 5 ноября 1878 года в небольшом городке Хвалынске под Саратовом. Его отец работал сапожником, мать — служанкой, и таким образом будущее ребенка было предрешено. Он мог бы перенять дело отца, если бы с детства не научился восхищаться красотой родного края — зелеными садами, лесистыми холмами, берегами Волги. Мальчик рос в гармонии с природой, его любили и заботились о нем бабушки и родители.

Однажды он плавал в Волге, но не рассчитал свои силы и начал тонуть. И это только благодаря его соседу Илье Сахарову, который выжил и спас его, а также многих других смельчаков, которых чуть не унесла река. Илья спас многих, но сам утонул, и Кузьме удалось обработать это печальное событие в фильме «Утонул за други своя». Это была первая работа ставшего впоследствии знаменитым художника. На металлическом листе были нарисованы качающаяся на волнах лодка, утонувшие люди и их спасатель Захаров. Кузьма тайно поместил фотографию на надгробный крест Ильи, который был похоронен на старообрядческом кладбище.

Первое образование Кузьма получил в городской школе в четвертом классе. После окончания школы он отправился в Самару, чтобы попробовать свои силы в железнодорожном техникуме. Он даже не думал о том, чтобы заняться живописью. Только после того, как он провалил экзамены, он устроился на работу художником по вывескам. Так началась его профессиональная жизнь. В это же время он учился рисованию у художника Федора Бурова. Позже Кузьма сказал, что это образование не принесло ему абсолютно ничего, так как они никогда не пытались приблизиться к реальности.

Начало карьеры

Большие перемены в жизни молодого человека начались, когда его родной город посетил архитектор из Санкт-Петербурга Роберт Фридрих Мельцер. Он познакомился с работами талантливого художника и пообещал помочь ему начать обучение. В 1895 году Петров-Водкин с отличием сдал экзамены и стал студентом Центрального училища технического дизайна в Санкт-Петербурге, которое принадлежало барону Штиглицу. За обучение Кузьмы в школе платили богатые купцы Хвалынска. Первой работой начинающего живописца стала картина «Богородица с младенцем», украсившая алтарную часть церкви в Александровском парке в Санкт-Петербурге.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

Через два года Петров-Водкин продолжил обучение в Московском училище живописи, архитектуры и ваяния у Валентина Серова. В то время было модно углублять свои знания за границей, поэтому Кузьма вскоре отправился в Грецию, Италию и Францию. Он также посетил Северную Африку, ущелье Везувия, пустыню Сахару, где на него охотились бедуины. Постепенно его впечатления накапливались, а техника рисования совершенствовалась. В эти годы он создал свои картины «Африканский мальчик», «Семья кочевников» и «Кафе».

Кузьма Петров-Водкин с семьей

В эти годы Кузьма устраивал и свою личную жизнь. В 1906 году за границей он познакомился с Марией Йованович. В то время он жил в пансионе Фонтене-о-Роз на окраине Парижа и страстно влюбился в дочь хозяйки, Мари. Влюбленные поженились и уехали в Россию. Они больше никогда не расставались. Мари была очень предана своему мужу, и они поселились в Санкт-Петербурге, где художник провел остаток своей жизни. После его смерти именно Мари удалось сохранить все его творческое наследие и передать его в музеи.

Как сын волжского сапожника стал культовым художником русского авангарда: Кузьма Петров-Водкин

Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.

Кузьма Петров-Водкин — русский художник, в творчестве которого сочетались традиции мирового искусства и самобытный язык живописи, имевший к тому же глубоко национальный характер. Сын сапожника, он создал монументальное произведение и символ русского авангарда «Купание красного коня».

Биография и происхождение фамилии

Петров-Водкин родился в небольшом городке на берегу Волги. Своей необычной фамилией художник обязан своему деду. Его дед был сапожником в маленьком городке на Волге, и, как это часто бывает, он был большим любителем выпить (не зря в русском языке есть выражение «пьян как сапожник»). Петров пил так много, что люди стали называть его Водкиным. Петров-Водкин — двойная фамилия, или Петров-Водкин, как стала называться его фамилия. Свою юность мальчик провел в суровых условиях, в нищете и голоде. Но редкий талант помог ему преодолеть все трудности, а решимость стать художником привела его сначала на художественные курсы в Самаре, а затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился у знаменитого Валентина Серова.

История о том, как Петров-Водкин стал художником, не менее интересна, чем история его фамилии. Однажды молодой Кузьма решил искупаться в Волге, но когда он дошел до середины реки, то начал тонуть. К счастью, лодочник заметил его с берега и спас. Через неделю тот же лодочник утонул. Затем Петров-Водкин взял лист металла и нарисовал на нем лодку, людей и небо. Внизу он подписал: «Вечная память». Это было его первое произведение искусства, посвященное памяти лодочника, который спас молодого человека. Есть и другая версия: после окончания средней школы Петров-Водкин устроился на лето на небольшой судостроительный завод, чтобы учиться в железнодорожном техникуме в Самаре. Провалив экзамены, он решил записаться в «Художественные классы Федора Бурова» в 1896 году. Так началось его творчество.

Петров-Водкин с женой

Свой неповторимый стиль Петров-Водкин нашел поздно, когда у него возникла идея рисовать только тремя цветами: Красный, желтый и синий. Так появилась его знаменитая трехцветная палитра. В период с 1901 по 1907 год Петров-Водкин много путешествовал по Франции, Италии, Греции и Северной Африке. В то время его аллегорические композиции находились под влиянием европейского символизма, а оригинальность подавлялась эстетикой модерна.

Первая культовая работа

Его первой известной работой стал «Сон» (1910), который вызвал дискуссию среди современных русских художников. Главным защитником картины был Александр Бенуа, а главным критиком — Илья Репин. Таким образом, о Петрове-Водкине говорили два величайших русских художника того времени.

«Баня красного коня

Вскоре Петров-Водкин смог выработать свой собственный стиль, гармонично пронизанный светом. Его монументальные композиции напоминали ранние русские фрески, которые были для него источником вдохновения. Яркий, логически завершенный и сбалансированный. В 1912 году на выставке «Мир искусства» художник выставил свою картину «Купание красного коня», которая сразу же стала знаменитой. Одни современники считали полотно «гимном Аполлону», другие — предвестником будущей катастрофы и обновления мира. И последние были правы. Первая мировая война разразилась всего за два года, русская революция — за пять. Картина была завершена в 1912 году, а к 1917 году красный цвет уже был известен как цвет революции.

Личная жизнь

27-летний Петров-Водкин встретил в Париже женщину, с которой прожил всю оставшуюся жизнь. Мара — дочь владельца парижского пансиона — стала его верной женой Марией Федоровной. Пара поженилась в ратуше французской столицы, а через два года, в 1908 году, они уехали в Россию.

Кузьма Петров-Водкин и Мария Жозефина Йованович

В возрасте 37 лет его жена родила Кузьме Ивановичу дочь Елену. Художник с энтузиазмом откликнулся на это событие:

«Я был полумужчиной, не испытав этого! Теперь мне есть ради чего жить!

Смерть

В 1928 году врачи запретили Петрову-Водкину работать с красками, потому что испарения были вредны для его легких из-за туберкулеза.

Кузьма Иванович переехал из северной столицы в Детское Село, где его окружали известные писатели Алексей Толстой, Константин Федин и Вячеслав Сисков.

Могила Кузьмы Петрова-Водкина

Художник также взялся за перо и написал 20 рассказов, 12 пьес и три романа. Он представил два романа издателю, но Максим Горький «остановил» проект. Издательство закрыло двери для Кузьмы Ивановича после критики его трудов.

Важный представитель символизма и постимпрессионизма умер в середине февраля 1939 г. Судьба отметила ему 60 лет, а причиной смерти стал туберкулез.

Обучение

Однако его талант не остался незамеченным. Однажды в дом Казариных пришел архитектор Мельцер. Мать Кузьмы, работавшая в семье прислугой, однажды показала ему работу своего сына. Когда он увидел это, он был потрясен. Умный и образованный человек сразу понял, что мальчик — настоящий талант, и отвез его в Санкт-Петербург, где помог ему поступить в Школу технического дизайна имени Штиглица. Это было в 1895 г. Семья Казариных поддерживала Кузьму, оплачивала его учебу и давала средства на жизнь в Петербурге.

Однако молодому дарованию не понравился курс обучения, и через два года он перевелся в другое учебное заведение — Московское училище ваяния, зодчества и живописи. Кузьма Петров-Водкин учился там семь лет и окончил его в 1905 году. Валентин Серов стал его любимым и самым уважаемым учителем. До конца жизни Петров-Водкин вспоминал его с искренней теплотой и уважением.

Большая продолжительность учебы в биографии Кузьмы Петрова-Водкина в какой-то степени объясняется необходимостью зарабатывать на жизнь. Но это не главная причина. Самое главное, что помимо живописи он также любил литературу, которой посвящал много времени. Эта страсть была настолько велика, что ему пришлось выбирать между ней и живописью даже после окончания учебы.

На его позднее творчество повлияла встреча с известным художником Борисовым-Мусатовым. Художник посоветовал ему поехать в Европу, чтобы улучшить свои навыки. Петров-Водкин не пренебрег этим советом и отправился во Францию и Италию, где смог увидеть работы великих мастеров.

Учеба у Бурова

В школе рисунка и живописи Федора Бурова Петров-Водкин приобрел основные знания и навыки в изобразительном искусстве. Позже художник вспоминал: «Мы никогда не пытались приблизиться к природе. Поэтому мы не смогли извлечь реальную пользу из наших знаний». Его обучение в этой школе длилось менее двух лет, но он всегда будет помнить о нем, хотя, по его мнению, за это время он научился очень малому.

Сам Федор Буров много путешествовал по России и другим странам. Он предпочитал исторические сюжеты для своих картин. Кроме того, мастер иллюстрировал известные литературные произведения Тургенева, Толстого и других, писал их портреты. Буров принимал в свою школу мальчиков из простых семей, которые не могли позволить себе платить за обучение.

Заграничные учителя

Во время учебы неугомонному, жаждущему приключений человеку удалось вместе с другом отправиться за границу на велосипеде и добраться аж до Мюнхена. Там же ему удалось научиться живописи в одной из государственных школ.

Художник много путешествовал. Он давно хотел поехать в Европу, но не имел средств. Но такой человек, как Кузьма Петров-Водкин, просто не мог отказаться от своего желания. И он, конечно, нашел выход. Однажды он увидел в газете объявление, в котором спонсоры были готовы оплатить поездку по городам Европы для смельчаков, которые смогут проехать от Москвы до Парижа на современном двухколесном транспортном средстве — велосипеде.

Начинающий художник не мог упустить такую возможность. Вместе с другом он отправился в путь, но не доехал до Парижа. Когда они прибыли в Варшаву, супруги, измученные двухнедельным путешествием, решили отдохнуть. Оттуда он отправился в Мюнхен, куда его друзья добирались на велосипедах и поездах, нашел друзей, которые собрали деньги и позволили ему провести два месяца в школе живописи Антона Ашбе.

Возвращение на родину

В 1908 году Петров-Водкин вернулся в Россию. К этому времени у него появился свой собственный стиль и манера, очень своеобразные и казавшиеся совершенно уникальными. Его первая персональная выставка состоялась через год после его возвращения.

Автопортрет художника

Творчество

Работы великих европейских художников модернизма и символизма, которые Кузьма Сергеевич изучал с большим интересом, сильно повлияли на его раннее творчество. Среди русских мастеров изобразительного искусства он по праву считается одним из самых ярких представителей этого направления. Среди его картин — портреты, тематические картины и натюрморты.

Картина-мечта, которую художник создал в 1910 году, привлекла внимание не только простых зрителей, но и известных мастеров кисти. Обнаженный мужчина, спящий и наблюдающий за двумя молодыми, также обнаженными женщинами, изображен на фоне горного пейзажа. Что хотел сказать художник? Среди его коллег-художников разгорелся спор. Известный художник Илья Репин резко раскритиковал картину, назвав ее бездарной и непонятной. Он говорил, что сыну сапожника с душой раба, невежде и вообще неудачнику не место в искусстве. И для него будет лучше, если он займется профессией своего отца. Александр Бенуа, напротив, защитил свое творение и назвал его настоящим шедевром.

Но через несколько лет, увидев картину «Купание красного коня», Репин был по-настоящему потрясен и посмотрел на творчество молодого художника совершенно другими глазами, назвав его «талантом».

Петров-Водкин часто изображал обнаженные фигуры, как женщин, так и мужчин. Эротические темы присутствуют во многих его картинах.

Что касается жанра декоративной живописи, то в этом направлении он создал только одну работу — тарелку «Жар-птица», опубликованную в 1923 году.

Станковая и монументально-декоративная живопись

Среди монументально-декоративных работ Кузьмы Петрова-Водкина -:

  • роспись церкви Василия Златоверхого (Орвуч) в 1910 году на темы «Жертвоприношение Авеля» и «Каин убивает Авеля»;
  • эскиз на тему распятия для Крестовоздвиженской церкви в родном городе художника Хвалынске, но произведение не сохранилось до наших дней;
  • роспись Морского собора в Кронштадте на тему «Благовещение» – необычайно интересная работа, изображение Божьей Матери и ангела, величина изображения – почти 6 аршинов;
  • эскизы для Троицкого собора в г. Сумы (Харьковская губерния) для икон «Рождество», «Вход в Иерусалим», «Крещение», «Преображение», а также для витража «Троица»;
  • эскиз, заказанный Щусевым А. В. для росписи собора в г. Бари, однако работа не была закончена из-за начала войны;
  • работа над росписью панно для Театральной площади к первой годовщине Октябрьской революции на темы: «Жар-птица», «Степан Разин», «Микула Селянинович», «Василиса Прекрасная».

Драматургия и сценография

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был не только талантливым художником. Он также был очень успешен в литературе. Среди его письменных работ — путевые очерки «Путешествие в Африку». В них он описывает свой собственный опыт. В 1914 году вышла детская повесть «Приключения Андрюши и Кати в воздухе, на земле и под землей», которую он сам проиллюстрировал. «Самарканд. Из путевых очерков» — это сборник эссе. Такие работы, как «Пространство Евклида. Моя история» и «Хлыновск. Моя история» также написаны Петровым-Водкиным.

В 1929 году Кузьма решил всерьез заняться писательством. Он долгое время был болен туберкулезом. По этой причине врачи категорически запретили ему продолжать рисовать, так как испарения от красок усугубляли болезнь. Долгое время он игнорировал советы врачей и продолжал работать, в основном создавая натюрморты. Но по мере того, как болезнь усугублялась, а силы постепенно уменьшались, он был вынужден отказаться от кисти.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий