Контрабас струнные смычковые музыкальные инструменты. Контрабас струнные смычковые музыкальные инструменты.

Век: Контрабас становится незаменимой частью оркестра. Другим событием этого периода является появление музыкантов, играющих соло на контрабасе (Драгонетти, Боттезини).

Контрабас струнные смычковые музыкальные инструменты

Контрабас является самым большим струнным инструментом и сочетает в себе характеристики семейств скрипки и альта.

Современный контрабас имеет четыре струны, хотя контрабасы XVII и XVIII веков могли иметь и три струны.

Контрабас обладает глубоким, хриплым и несколько приглушенным тембром, который редко используется в качестве сольного инструмента. Основная область его применения — симфонический оркестр, где контрабас берет на себя более важную роль баса в общем звучании. Контрабас иногда используется в камерных ансамблях, джазе и других музыкальных жанрах. Контрабас заменяет бас в цикобилли.

Контрабас

Техника игры и ударные те же, что и на скрипке, но из-за размера и менее благоприятного смычка (веса) техника игры на контрабасе гораздо более ограничена.

Практический диапазон контрабаса относительно невелик из-за некоторых неудобств: от E1 (E третьей октавы) до E1 (E первой октавы). Более высокие ноты также используются в сольных виртуозных композициях. Ноты обозначаются в басовом регистре или, реже, в скрипичном регистре на одну октаву выше фактического звучания.

На контрабасе играют стоя или сидя на высоком табурете, держа инструмент перед собой.

Варианты строя контрабаса

Инструментальная шкала контрабаса — струны настроены по четвертям (в отличие от других струнных инструментов): E1, A1, D, G (E, A — контроктава, D, G — высокая октава).

На некоторых моделях контрабасов, используемых в основном симфоническими оркестрами, пятый аккорд находится на C1.

Существует также так называемый строй солиста, когда струны настраиваются на один тон выше и используется специальный аккорд «солиста», который придает инструменту гораздо более чистый и красивый тембр.

Известные контрабасисты

  • Азархин Родион Михайлович
  • Боттезини Джованни
  • Волков Владимир Александрович
  • Драгонетти Доменико
  • Карр Гари
  • Кусевицкий Сергей Александрович
  • Мингус Чарльз
  • Шпергер Иоганнес
  • Штолль Клаус
  • Штрайхер Людвиг

Благодаря этим видеороликам вы можете ознакомиться с инструментом, понаблюдать за реальной игрой, услышать звук и почувствовать специфическую технику:

Краткая история происхождения

Считается, что первоначально существовал контрабас виола (с 5 струнами и шкалой, начинающейся с гаммы D, гармонизирующей с фритами на грифе), этот инструмент упоминается самое раннее в середине XVI века. Через сто лет произошло усовершенствование, на основе этого альта был создан новый инструмент: нижняя пятая струна отсутствовала, не было и грифа, только его поверхность. Более того, конструктор М. Тодини опустил восьмую струнную систему. Интересно, что она совпадает с басовой системой, поэтому басисты могут легко взять в руки контрабас и сразу же играть на нем. Отсутствие лада, однако, усложняет задачу, но это дело привычки и приобретенных навыков. Техника игры довольно похожа.

Фото

До середины XVIII века контрабас использовался редко, но затем он стал полноправным членом оркестра и утвердился в нем по сей день. И бас-альт был заменен. Существовала также трехструнная модификация, настроенная на пятиструнную вместо четырехструнной, но со временем четырехструнная версия вытеснила свой аналог с музыкальной сцены. Интересно, что когда контрабас играет соло, тональность инструмента повышается на один тон, чтобы все струны были натянуты. Виллем создал аналог — октобас, но он не получил широкого распространения. Иногда современные модели строятся как пятиструнные для достижения более высокого звучания. Пятая струна настроена на октаву C.

Из чего состоит контрабас?

Он изготовлен в основном из дерева, а также из металлических и пластиковых элементов. Можно выделить два основных элемента: корпус и шею. Первая состоит из двух ребер, верхнего и нижнего, а также грифа и грифа, который поддерживает струны на необходимой высоте. В верхней части грифа расположены ручки настройки, с помощью которых можно регулировать натяжение струн, но не натяжение грифа. Часто встречаются и другие вспомогательные элементы, такие как пэд для рук, сустейн и т.д. Струны обычно металлические, толстые басовые струны; часто они имеют специальную обмотку для характерного звучания. На них играют пальцами или смычком: французским, длинным и тонким, или коротким, тяжелым — немецким. Немногие знают, что они могут различаться по размеру: самые крупные достигают почти двух метров, а самые маленькие меньше виолончели.

Как играют на контрабасе?

банджо

Исполнитель может сидеть на высоком табурете или стоять прямо, в зависимости от места исполнения и типа мелодии, а также техники музыканта. Прибор можно отрегулировать по высоте; для этого имеется корректирующий гвоздь. Техника пиццикато считается лучшей на контрабасе. Существует широкий спектр применения, но чаще всего басовый альт используется в симфонических концертах, однако он также часто применяется в ансамблях камерной музыки. Контрабас также используется в джазе, поскольку он берет на себя роль ритм-секции и играется «слэпом» (похлопывание пальцами).

История происхождения

Впервые «гигант» со струнами был упомянут в письменных источниках в 1566 году. Однако в то время этот инструмент внешне напоминал альт с контрабасом. В середине 17 века появился прототип современного контрабаса — его сконструировал итальянец Микеле Тодини. Он удалил аппликатуру из более раннего альта и сделал четыре струны вместо шести. Это развитие не стояло на месте: На протяжении веков контрабас менял свою форму, структуру и количество струн (от 3 до 5).

В 1699 году инструмент впервые прозвучал в оркестре в опере Джузеппе Альдровандини «Цезарь Александрийский». Однако контрабас не сразу нашел свое место: в течение нескольких десятилетий он не был частью оркестра, поскольку за звучание баса отвечали виолончели и виолончели.

В 1850-х годах контрабас снова стал использоваться в оркестрах, заменив альт. В то же время стали популярны виртуозные сольные выступления. Итальянский музыкант Доменико Драгонетти был первым, кто получил международное признание. Позже список блестящих контрабасистов пополнили Джованни Боттезини и Франц Зимандль (19 век), Сергей Кусевицкий, Рэй Браун, Адольф Мишке (20 век) и многие другие.

В 1920-х годах миру был представлен первый электрический контрабас. По мере развития технологий инструмент становился все более плоским, легким и простым в использовании. Его появление расширило жанровые возможности инструмента.

Устройство контрабаса

Размеры контрабаса варьируются от стандартных 180 см до более компактных вариантов. Средний вес составляет 10-15 кг. Такой большой инструмент следует перевозить только в футляре.

Кейс имеет следующие характеристики:

  • средняя длина – 110-120 см;
  • состоит из двух дек, соединённых по бокам обечайкой;
  • характерная форма – верхний и более крупный нижний овал с талией между ними, однако иногда встречаются формы груши, гитары и другие;
  • резонаторные отверстия в виде завитков.

Шея инструмента соединена с корпусом. Корпус инструмента крепится к корпусу; корпус инструмента крепится к корпусу; внизу имеется гнездо для струн, а в середине — основание для струн. Гриф занимает не менее 1/3 общей длины и заканчивается грифом с колками.

Одной из самых важных частей контрабаса являются струны: Оркестровая версия оснащена 4 струнами (редко 3 или 5), обычно изготовленными из металла (сталь, кетгут) или пластика. Главное, чтобы каждый из них был покрыт медью или серебром. На таких толстых струнах очень трудно играть без дополнительных приспособлений, поэтому к контрабасу прилагается смычок. Существует два типа: французский (более длинный и легкий) и немецкий (более тяжелый и короткий).

Чтобы облегчить игру, контрабас оснащен шипом, который крепится к днищу. Это позволяет музыканту отрегулировать высоту инструмента под свой рост.

Звучание контрабаса

Диапазон контрабаса не очень широк и охватывает всего четыре октавы. Его звук описывается как мощный и плотный, но в то же время он мягкий, глубокий и бархатистый. Благодаря своему особому тембру инструмент часто используется в качестве гармонической основы оркестра в сочетании с фаготом и тубой.

Контрабас имеет два типа шкал:

  • оркестровый: настраивается по квартам в отличие от других смычковых инструментов (E1, A1, D, G);
  • сольный (в сравнении с классическим вариантом настройка на тон выше).

Ноты для инструмента пишутся басом, тенором и иногда скрипкой на октаву выше, чем реальное звучание. Если модель инструмента пятиструнная, последняя струна настраивается на C1, также известную как верхняя октава.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий