Комуз струнный музыкальный инструмент. Комуз струнный музыкальный инструмент.

Камус — это музыкальный инструмент, который еще не исследован учеными-авантюристами. Алтайцы верят, что еврейская арфа не только обладает целительным эффектом, но и положительно влияет на судьбу человека. Это происходит, когда он впервые берет в руки инструмент и начинает играть.

Код кыргызов

Битик: происхождение древней кыргызской (тюркской) письменности
Старый Восток и Новый Свет: тотемические, лингвистические параллели, аналогии
Нусусуп Минбаши: Мамлекеттик Ишмер Джана Тарыгый Инсан (1-Макала)
Нусуп Мингбаши: Мамлекеттик ишмер зана тарихый инсан (2 макала)
Нусун Минбаши: Мамлекеттик ишмер зана тарихый инсан (3 макала).

Комуз, вероятно, означает «музыкальный инструмент» или даже «музыка». Комуз может обозначать только в Кыргызстане щипковый инструмент со струнами («комуз чертим» — «я играл на комузе») и варган — ооз комуз/темир комуз («комуз кактым» — «я играл на варгане»). У казахов кобыз или кыл-кобыз (кобуз у узбеков и каракалпаков) похож на киргизский кяк — струнный инструмент. У карачаевцев и балкарцев также есть «каныр кобуз» — арфа с 6-12 струнами, также известная как чанги и широко распространенная на Кавказе.

qanyrqobuz

Вероятно, название «комуз» первоначально относилось к щипковому струнному инструменту, каким мы его знаем, а затем перешло в категорию «музыкальный инструмент» в целом. Каковы аргументы в пользу этого утверждения?

Кобуз упоминается в древнейшем турецком эпосе Деде-Коркут, в котором описываются события с 6 по 10 века. Комуз, очевидно, является ловчим инструментом, с помощью которого озаны (акыны): «С помелом в руке, от народа к народу, от излучины к излучине, идет певец; кто из мужчин храбр, кто негоден, знает певец. В день праздника певец будет играть и ударять по аккордам (для тебя); пусть Бог, мой хан, удалит беды, которые приходят (на земле и невольно)!» Другие инструменты имеют характерные слова: «ооз комуз — рот комуз» (варган), «кыл кобуз — аккорд комуз» (скрипка), «каныр комуз — арфа комуз» (арфа) 1.

Майше Ботой

Инструмент комуз известен каждому кыргызу и является одним из самых известных символов нашей культуры. Существует множество легенд о его происхождении, но две из них широко известны. Первая легенда рассказывает о Камбаре, охотнике и музыканте, который изобрел комуз. Его рассказывает Муратаалы Куренкеев (1860-1949) в записи музыковеда В. С. Виноградова:

«Жил-был отважный охотник из Кыргызстана. Его звали Камбар. Он не охотился в степи или с беркутом, а уходил в лес и в одиночку встречался со зверями и птицами. Однажды он вернулся домой с охоты. Его путь вел через густые заросли с высокими деревьями. Вдруг он услышал мелодичные звуки. Они пришли с высоты. Камбар смотрел, смотрел и ничего не мог разглядеть. Но он был настойчивым человеком, который любил все обдумывать, понимать и объяснять. И он решил: «Заберусь на дерево, откуда лучше видно, что так красиво бьется. Когда он добрался до вершины, то увидел веревку, протянутую от одного дерева к другому. Ветер шевелил ветки, ветки зацепились за веревку, и веревка билась. Но Камбар не удовлетворился этим: он начал исследовать струну. Оказалось, что это не нитки, а сушеные кишки. «Как оно сюда попало?» — подумал он и присмотрелся еще внимательнее. Я забрался на другое дерево и огляделся. И это был живот обезьяны. Обезьяна (иногда обезьяну заменяет белка), недовольно подпрыгнув, ударилась животом об острую ветку и распорола себе брюхо. Кишки разошлись от одного конца к другому, высохли и начали свисать. Ну, Камбар об этом, конечно, подумал. Он создал первый музыкальный инструмент и от радости исполнил первую кыргызскую песню. Позже этот инструмент стал называться комуз, а произведение, которое сочинил Камбар и переняли его дети, внуки и правнуки, до сих пор называется «Камбаркан».

Устройство инструмента

Этот представитель семейства хордофонов состоит из корпуса и грифа ромбовидной или грушевидной формы. Длина — 90 см, ширина в самом важном месте — 23 см. Более старые были меньше, чтобы их легче было использовать кочевым всадникам.

Музыкальный инструмент комуз

Кумуз имеет три струны — среднюю мелодическую струну и две бурдонные струны. Традиционно изготавливается из кишок или жил животных. Корпус вырезан из цельного куска дерева. Наилучший звук издает лопух. В массовом производстве используются и другие породы древесины: Можжевельник, тута и грецкий орех. По внешнему виду он напоминает лютню.

История и легенда

Исследователям удалось найти самое раннее описание комуза, датируемое 201 годом до нашей эры. Профессиональные музыканты начали активно использовать его примерно на рубеже IX-XX веков. В Кыргызстане хордофон играл в каждом доме, комуз сопровождал пение акынов и использовался на праздниках.

Красивая легенда рассказывает о происхождении инструмента. Давным-давно один юноша влюбился в прекрасную девушку и грустил на берегу реки. Он не знал, как сказать ей о своей любви. Вдруг мальчик услышал прекрасную мелодию. Это был ветер, играющий со струнами, зацепившимися за крону дерева. Странные нити были высушенными внутренностями мертвого животного. Он отломил кусок ствола и сделал из него инструмент. Он очаровал прекрасную девушку мелодией, признался ей в своих чувствах, и она влюбилась в него.

Игра на комузе

Виды

Во второй половине двадцатого века началось массовое производство комузов на фабриках, построенных по образцу государственных. Бас комуз в октавном строе ми мажор используется в оркестровом исполнении. Кыргызстанцы обычно играют на альтовом инструменте, который имеет небольшой диапазон от E, самой низкой, до A, самой высокой октавы. Комуз второй и комуз прима используются реже.

Музыканты играют сидя и держат хордофон под углом 30 градусов. Если потянуть за все пальцы правой руки, получится мягкий, нежный звук. Ритм создается за счет одновременных движений тела. Виртуозы используют различные техники: Барре, гармоника. Во время игры игрок может поворачивать комуз головой вниз и жонглировать, демонстрируя свое мастерство.

Кыргызский народ любит традиции национального музыкального инструмента. Она прекрасна при сольном исполнении и часто используется в народных ансамблях и оркестрах, отражая внутренний мир народа и духовную составляющую нации.

История музыкального инструмента

Сейчас трудно определить точный возраст комуза, но первое документальное упоминание о подобном инструменте относится ко II в. Таким образом, этот музыкальный инструмент кыргызского народа существует уже не менее 22 веков, и он по-прежнему популярен сегодня, как в профессиональной сфере, так и среди музыкантов в повседневной жизни.

Комуз является обязательным инструментом в национальных музыкальных ансамблях, занимающихся кыргызским народным творчеством. Комуз исполняется профессиональными комузчиками как сольный инструмент, а также играется подлинными музыкантами на различных общественных праздниках или семейных собраниях.

Даже сегодня комуцци изготавливаются вручную местными мастерами, и их трудно найти в магазинах. В некоторых регионах Кыргызстана внешний вид и размер инструментов может отличаться. А на юге страны комуз имеет другое название: Чертмек, который состоит из слов «лязг» и «хлопок». Свое название инструмент получил от определенных приемов игры правой рукой: интенсивные и разнообразные удары по струнам ладонью или пальцами правой руки, перемежающиеся с различными приемами глушения струн, напоминающими разбивание.

Как звучит?

Как уже упоминалось, у комуза всего три струны. В прошлом струны изготавливались из жил или кишок животных, гораздо позже их стали делать из шелковой нити. Сегодня струны в основном изготавливаются из толстой рыболовной лески.

Для одних преподавателей и музыкантов струны измеряются снизу вверх, для других — сверху вниз. Однако это не имеет значения, потому что в традиционных настройках крайние струны звучат либо одной и той же нотой, либо однообразными интервалами между ними. Вторая (средняя) струна при любом типе настройки струн имеет ноту «А» в самой низкой октаве. Бурдоны звучат на четверть или пятую часть ниже («E» или «D» нижней октавы).

Ноты записываются на октаву выше, чем реальное звучание инструмента в колонке скрипичного ключа.

Ниже представлены некоторые варианты типичной настройки Komuz:

Следует отметить, что первая из этих четырех настроек является наиболее популярной среди кыргызских исполнителей на комузе.

Фактическое звучание открытых струн в этом типе настройки следующее:

  • струна №1 – « ре » малой октавы (не нужно забывать, что нотная запись звуков комуза на октаву выше);
  • струна №2 – « ля » малой октавы;
  • струна №4 – « ми » малой октавы.

Полный диапазон инструмента в этой настройке составляет полторы октавы, от ноты «D» низкой октавы до ноты «A» первой октавы в реальном звучании. Этого вполне достаточно для создания основных аккордов во всех возможных тональностях.

Тембр Comus меняется в зависимости от масштаба и стиля игры, от мягких, нежных камерных звуков до мощных, полных гармонических структур. Постоянное присутствие ударного фона бурдона, на котором развивается мелодическая линия композиции, является неотъемлемой чертой музыки этого инструмента. Гармоническое воздействие этой музыки на чувства слушателя особенно ощутимо во время исполнения ансамбля «Комусик». Звучание одного инструмента недостаточно громкое — оно определенно предназначено для небольшой и тихой аудитории (например, дома в кругу семьи).

Техника игры

Традиционно на комусе играют сидя, но опытный музыкант может играть и стоя. Инструмент следует держать либо горизонтально к грифу, либо под углом до 30 градусов. Левая рука захватывает струны и играет пальцами отдельные ноты, а правая заставляет струны звучать, выщипывая их или ритмично ударяя по ним всей рукой или отдельными пальцами».

Существуют также приемы игры, известные по другим струнным инструментам.

Например, можно :

  • играть флажолетами, как на гитаре или мандолине, лишь касаясь при этом струн (а не зажимая их) в определённых местах грифа;
  • выполнять гитарный приём под названием «баррэ» для получения аккордов;
  • стучать пальцами по корпусу, имитируя перкуссию;
  • осуществлять следующие приёмы: пиццикато, бряцание по струнам, тремоло, вибрато и многое другое.

В качестве доказательства этих причин можно посмотреть видео, в котором виден профессионализм женщин-участниц ансамбля, овладевших виртуозной техникой игры на комузе, а также, кажется, умеющих жонглировать.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий