Клавесин струнный музыкальный инструмент. Клавесин струнный музыкальный инструмент.

Несмотря на гомофонную гармоническую фактуру и почти полное отсутствие cemba los в аккомпанементе, мы можем различить определенные стилистические особенности французских композиторов XVIII века.

Клавесин

Про Пианино

КЛАВЕСИН Французский clavecin, от позднелатинского clavicymbalum, от латинского clavis — ключ (отсюда ключ) и cymbalum — цимбалы — клавишный инструмент. Он известен с 16 века (строительство началось в 14 веке), первые сведения о клавесине относятся к 1511 году; самый старый из сохранившихся инструментов итальянского производства датируется 1521 годом.

Клавесин развился из псалтири (путем преобразования и установки клавишного механизма).

Первоначально клавесин имел прямоугольную форму и по внешнему виду напоминал «свободный» клавикорд. В отличие от последнего, он имел струны разной длины (каждая клавиша имела свою струну, настроенную на определенный тон) и более сложный механизм клавиатуры. Струны клавесина заставляли вибрировать, приводя их в движение с помощью птичьего крыла, прикрепленного к толкателю. При нажатии клавиши ползунок на заднем конце поднимался, и пружина зацепляла струну (позже вместо птичьей пружины стали использовать кожаный ползунок).

Clavecin

Устройство и звук

Устройство верхней части толкателя: 1 — струна, 2 — вал спускового механизма, 3 — лангет (от фр. languette), 4 — плектр (язычок), 5 — демпфер.

О клавесине

Звук клавесина яркий, но глубокий (расщепленный), что означает, что его нельзя изменить динамически (он громче, но менее выразителен, чем у клавикорда). Звук меняется по силе и тембру независимо от того, как ударяют по клавишам. Для улучшения качества звука клавесин имел двойные, тройные или даже четверные струны (для каждой ноты), настроенные в унисонах, октавах и иногда в других интервалах.

Эволюция

С начала 17 века вместо струн флейты стали использовать металлические струны, которые становились все длиннее и длиннее. Инструменту была придана треугольная форма рояля, струны располагались продольно (параллельно клавишам).

Декор клавесина

Чтобы внести разнообразие в звучание клавесина, в XVII и XVIII веках были созданы инструменты с 2 (иногда 3) мануалами, расположенными в ряд один над другим (верхний мануал обычно был на октаву выше), и со стоп-переключателями для расширения высоких частот, удвоения басов в октавах и изменения тембра (лютневые стопы, фаготные стопы и т.д.) и т.д.).

Стопы приводились в действие рычагами по бокам клавиатуры, кнопками под клавиатурой или педалями. Некоторые клавесины для большего разнообразия тембров имели третью клавиатуру с характерным тембром, часто напоминающим лютню (так называемая лютневая клавиатура).

Происхождение

Самое раннее упоминание об инструменте, похожем на клавесин, содержится в источнике 1397 года из Падуи (Италия), а самая ранняя известная иллюстрация находится на алтаре в Миндене (1425 год). В качестве сольного инструмента клавесин использовался до конца XVIII века. В течение короткого времени он использовался в качестве цифрового баса для сопровождения речитативов в операх. К 1810 году он практически перестал использоваться. На рубеже 19 и 20 веков началось возрождение клавесинной культуры.

С 15 века не сохранилось ни одного клавесина. На снимках видно, что это были короткие инструменты с массивным телом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром производства была Венеция.

Они имели одну 8-футовую остановку (реже — две 8-футовые и 4-футовые остановки) и отличались элегантностью. Корпус обычно изготавливался из кипариса. Отклик на этих клавесинах был более резким, а звук — более меланхоличным, чем на более поздних фламандских инструментах.

Самым важным центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года активно работала семья Рукерс. Их клавесины имели более длинные струны и более тяжелые корпуса, чем итальянские инструменты. С 1590-х годов в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами. Французские, английские и немецкие клавесины XVII века сочетают в себе черты фламандских и голландских моделей.

Сохранилось несколько французских двухмануальных клавесинов с корпусами из орехового дерева. С 1690-х годов клавесины того же типа, что и Рукеры, производились во Франции. Среди французских клавесиностроителей выделяется династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.

Наиболее значимыми английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели корпус из дубового шпона и сильный звук с богатым тембром. В конце XVIII века столицей клавесинного производства был Гамбург, где изготавливались инструменты с 2′ и 16′ упорами и 3 мануалами. Необычная модель длинного клавесина была разработана Я.Д. Дулкеном, ведущим голландским клавесиностроителем XVIII века.

Во второй половине восемнадцатого века клавесин был заменен фортепиано. Около 1809 года компания Киркмана изготовила свой последний клавесин. Возрождение инструмента было инициировано А. Долмечем. Свой первый клавесин он построил в Лондоне в 1896 году и вскоре открыл мастерские в Бостоне, Париже и Хайсмеере.

Производством клавесинов также занимались парижские фирмы Плейель и Эрар. Компания Pleyel начала производство модели клавесина с металлической рамой, поддерживающей толстые и тугие струны; Ванда Ландовска обучила целое поколение клавесинистов на инструментах этого типа. Бостонские производители клавесинов Фрэнк Хаббард и Уильям Дауд были первыми, кто стал копировать ранних клавесиностроителей.

Устройство

Клавесин имеет форму вытянутого треугольника. Струны расположены горизонтально и параллельно клавишам.

В конце каждой клавиши находится нажим (или нажатие). В верхней части задвижки находится язычок, к которому прикреплен пружинный язычок (многие современные инструменты сделаны из пластика), а над язычком находится демпфер из войлока или мягкой кожи. Когда клавиша нажата, плунжер поднимается, и плектр защищает струну. Когда клавиша отпускается, механизм освобождения позволяет язычку вернуться в свое положение под струной без необходимости снова натягивать струну. Вибрация струны гасится демпфером.

Для изменения силы и тембра звучания струнного демпфера используются ручные и ножные переключатели. Невозможно равномерно повышать и понижать громкость клавесина. В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы (некоторые хроматические ноты отсутствовали в нижней октаве), был увеличен до 4 октав (C — c»`) в XVI веке, и до 4 октав в XVIII веке.

Типичный немецкий или голландский клавесин XVIII века имеет два мануала, два набора 8′ аккордов и один набор 4′ аккордов (звучащих на октаву выше), которые могут использоваться отдельно или вместе, а также механизм для объединения мануалов. Ножные и коленные переключатели для стоп появились в конце 1750-х годов. Большинство инструментов имеют так называемый лютневый регистр с характерным носовым тембром (для достижения этого струны слегка демпфируются специальным механизмом с кожаными или фетровыми кнопками).

Композиторы, сочинявшие клавесинную музыку

Франсуа Куперен Гранд Луи Куперен Луи Маршан Жан-Филипп Рамо Иоганн Себастьян Бах Иоганн Себастьян Бах Иоганн Пахельбель Дитрих Букстехуде Джироламо Фрескобальди Иоганн Якоб Фробергер Георг Фридрих Хендель Уильям Берд Генри Перселл Иоганн Адам Рейнеке Доминико Скарлатти Алессандро Скарлатти Маттиас Векман Доминико Циполи

С помощью этих видео вы можете познакомиться с инструментом, посмотреть, как на нем играют, услышать звук и ощутить особенности техники игры:

Рассвет и закат инструмента

Впервые клавесин был упомянут в 1397 году. Впервые клавесин был описан в 1397 году нашей эры. В эпоху раннего Возрождения его описал Джованни Боккаччо в «Декамероне». Примечательно, что самое раннее изображение клавесина датируется 1425 годом. Он изображен на алтаре в Миндене, Германия. Клавесины сохранились с XVI века, большинство из них были изготовлены в Венеции, Италия.

В Северной Европе производство клавесинов было начато в 1579 году фламандскими мастерами из семьи Рюккер. В это время была изменена конструкция инструмента, корпус стал тяжелее, а струны были удлинены, что придало инструменту глубокий тембр.

Французская династия Бланше, позднее Таскин, сыграла важную роль в совершенствовании инструмента. Среди английских мастеров восемнадцатого века выделяются семьи Шудей и Киркман. Их клавесины имели дубовый корпус и славились своим богатым звучанием.

К сожалению, в конце восемнадцатого века клавесин был полностью вытеснен фортепиано. Последняя модель была изготовлена компанией Kirkman в 1809 году. Только в 1896 году английский мастер Арнольд Дольмеш возобновил производство инструмента. Позже французские клавесиностроители Плейель и Эра взяли на себя инициативу и создали клавесин с использованием самых передовых технологий того времени. Конструкция состояла из стальной рамы, способной выдержать натяжение толстых струн.

Основные факты

Клавесин — это клавишный инструмент, на котором играют лопатками. Своим происхождением она во многом обязана греческой псалтири — псалтериуму, звук которого получался с помощью клавишного механизма с использованием гусиного пера. Человек, игравший на клавесине, назывался клавиром и мог играть как на органе, так и на клавире. Долгое время клавесин был аристократическим инструментом, поскольку изготавливался только из ценных пород дерева. Часто клавиши были украшены чешуей, черепаховым панцирем и драгоценными камнями.

Устройство клавесина

Клавесин напоминает вытянутый треугольник. Горизонтально расположенные струны параллельны клавишному механизму. Каждая клавиша имеет точку давления. На конце ползунка находится шейка, к которой прикреплена вороная пружина, натягивающая струну при нажатии на клавишу. Для гашения колебаний струн на язычок надевается кожаный или войлочный демпфер.

Клавесин использует переключатели для изменения громкости и тембра. В частности, на этом инструменте нельзя играть нежное крещендо и деминуэт. В 15 веке диапазон инструмента составлял 3 октавы, при этом некоторые хроматические ноты отсутствовали в нижнем диапазоне. В 16 веке диапазон инструмента был расширен до 4 октав, а в 18 веке инструмент имел 5 октав. Типичный орган XVIII века имел 2 мануала, 2 набора 8` и 1 — 4` аккордов, которые звучали на октаву выше. Их можно использовать по отдельности и вместе, чтобы составить тембр по желанию. Также существовал так называемый «лютневый регистр» или носовой тембр. Чтобы добиться этого, нужно было слегка приглушить струны фетровыми или кожаными штрихами.

Наиболее яркими клавесинистами являются Ж. Шамбоньер, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперен, Л.К. Дакен и многие другие.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий