Казаков Матвей Фёдорович. Казаков архитектор его работы.

6 слайд Пилястра (также пилястровые планки, итальянское pilastro от латинского pila «колонна», «столб») — это вертикальный выступ стены, обычно с базой и капителью и, таким образом, обычно представляющий собой колонну.

Матвей Фёдорович Казаков

Матвей Казаков — русский архитектор, составивший планы реконструкции зданий Москвы во время правления Екатерины II. Известный представитель русской псевдоготики и приверженец классицизма.

Русский архитектор Матвей Казаков вошел в историю как основатель русского классицизма. Благодаря его работе Москва, которую жители Санкт-Петербурга называли «великой деревней», превратилась в красивый город с множеством современных зданий. Удивительно, но автор самых знаковых произведений Москвы не имел высшего архитектурного образования, а преуспел на этом поприще благодаря своему упорству и природному таланту.

Ранние годы

Талантливый архитектор родился в бедной московской семье 9 октября 1738 года. В детстве он посещал церковь Космодемитов, где изучал общие науки вместе с другими детьми из скромных семей.

В юности Матвей увлекся архитектурой. Он часами наблюдал за работой строителей, которые возводили здания неподалеку от его дома. Он лазил по строительным лесам, делал наброски домов и мечтал однажды создать свои собственные архитектурные шедевры.

Когда Казаков-старший умер, мать юноши решила отправить его в специализированное учебное заведение для будущих архитекторов. После обращения женщины в Сенат было принято положительное решение, и в 1751 году Матвей был принят в архитектурную школу князя Ухтомского.

Матвей Фёдорович Казаков

Работы знаменитых итальянцев Андреа Палладио, Марка Витрувия и Жака да Виньолы легли в основу педагогической методологии. Помимо трактатов европейских архитекторов, студенты также изучали работы старых русских мастеров. Постепенно студент выработал свой собственный стиль, сочетая зарубежную классику с лучшими традициями отечественных художников.

Студент не ограничивался теорией, а пытался применить свои знания на практике. Он самостоятельно посещал здания для проведения измерений. В конце концов, Матвей стал заниматься восстановлением обветшавших зданий, в том числе и части Кремля.

В какой-то момент талантливый юноша попал в поле зрения Дмитрия Ухтомского, представителя елизаветинского барокко, который вскоре пригласил его стать своим младшим ассистентом. В те годы князь активно участвовал в строительных работах по обновлению архитектуры Москвы. Самыми известными его проектами были Кремлевский Арсенал, Центральная аптека и Дворец у Красных ворот. Дмитрий Васильевич также участвовал в реконструкции зданий Московского университета, которые ранее использовались в качестве правительственных зданий. Незаменимым помощником князя в этих усилиях был скромный молодой человек по имени Матвей Казаков.

Начало карьеры

Когда Ухтомский вышел на пенсию, его место занял Петр Никитин, который был его первым помощником. Место Никитина в свою очередь досталось Казакову. Матвей и его коллеги приняли участие в восстановлении Твери, которая была почти полностью уничтожена пожаром в 1763 году. Архитекторы осуществили грандиозный проект по строительству продуктовых магазинов, квартир, административных зданий и общественных пространств. Команде также было поручено восстановить главное здание города — Путевой дворец императрицы.

После восстановления Твери Матвей Федорович стал одним из ведущих архитекторов страны. Помимо государственных заказов, архитектор также получал большое количество частных заказов. Первым крупным проектом мастера стала церковь в подмосковном селе Рай-Семеновское. За этим последовало еще одно великолепное здание: по заказу Ивана Бецкого архитектор спроектировал фасад и всю инфраструктуру московского детского дома.

Матвей Фёдорович Казаков

Как бы ни был прискорбен тверской пожар, он послужил толчком к началу городских реформ в России. Пожары в городах обычно возникали из-за очень плотной застройки и извилистых улиц. По этой причине на государственном уровне было принято решение о начале масштабной реконструкции Москвы и других городов.

В конце 1760-х годов архитектор начал сотрудничать с «Миссией для строения Кремлевского дворца», которая выполняла государственные заказы. Партнером Казакова был архитектор Василий Баженов, который взялся за строительство главного здания на Красной площади в Москве. Для Казакова работа со знаменитым архитектором стала лучшей архитектурной школой в его жизни. Даже став независимым, он продолжал работать с Баженовым.

Матвей Фёдорович Казаков

В 1776 году он начал строительство Петровского путевого дворца по заказу царицы Екатерины II. Это здание было предназначено для отдыха царской четы после долгого путешествия из Санкт-Петербурга в Москву. Архитектурный ансамбль выполнен в стиле классицизма и состоит из главного здания с флигелями и различными хозяйственными постройками. Интересным решением архитектора стало сочетание рыцарской террасы с готическими окнами и другими элементами различных архитектурных стилей.

После завершения этого проекта Казаков получил множество государственных и частных заказов. Одним из самых значительных проектов в его биографии стало строительство здания Сената в стиле русского классицизма. С одобрения москвичей это здание идеально вписалось в существующий кремлевский ансамбль. Основное внимание было уделено круглому залу и впечатляющему куполу, поддерживаемому коринфскими колоннами. Стены зала были украшены рельефами известных российских деятелей, в том числе портретами Екатерины Великой. Великолепие убранства дворца настолько поразило посетителей, что его стали называть русским Пантеоном. Работа мастера была высоко оценена, и императрица осталась довольна.

Матвей Фёдорович Казаков

Вскоре Матвей Васильевич начал работать в Московском университете. Строительство началось в 1782 году и заняло около десяти лет. По замыслу дизайнера, здание университета должно быть простым, простым и величественным. Мастер отказался от причудливых декоративных элементов и большого количества рельефов и скульптур. В результате получилось здание, напоминающее огромный классический особняк и гармонично вписавшееся в архитектуру Москвы. Вместе с университетом Казаков перестроил бывший дом князей Долгоруких под резиденцию московского дворянского собрания.

Матвей Казаков родился в Москве в 1738 году в семье мелкого чиновника. С 1751 по 1760 год он учился в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1768 года он работал под руководством В. И. Баженова в строительной комиссии Кремля и участвовал, в частности, в проектировании Большого Кремлевского дворца с 1768 по 1773 год и в проектировании парадных павильонов на Ходынском поле в 1775 году.

В 1775 году Казаков был утвержден в звании архитектора.

В наследство Казакову достались многочисленные графические работы — архитектурные рисунки, гравюры и эскизы, в том числе «Довольные строения на Ходинковом поле в Москве» (тушь, перо, 1774-1775, Генима), «Постройка Петровского дворца» (тушь, перо, 1778, Генима).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав архитектурную школу при строительной миссии Кремля; среди его учеников были такие архитекторы, как И.В. Еготов, А.Н. Бокарев, О.И. Бове, И.Г. Таманский, а также его сыновья — М.М. Казаков и Р.Р. Казаков. В 1805 году школа была преобразована в архитектурную школу.

Во время Отечественной войны 1812 года родственники привезли Матвея Федоровича из Москвы в Рязань. Там архитектор узнал о пожаре в Москве — это известие ускорило смерть мастера. Казаков умер 26 октября (7 ноября) 1812 года в Рязани и был похоронен на (ныне исчезнувшем) кладбище Троицкого монастыря Рязани 1.

В 1939 году его имя получила бывшая Гороховская улица в Москве. Его именем также была названа бывшая Дворянская улица в Коломне.

Работы

  • Здание Сената в московском Кремле (1776—1787);
  • Здания университета на Моховой (1786—1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди);
  • Благородное собрание (1775);
  • Церковь Филиппа Митрополита (1777—1788, Москва);
  • Дом Козицких в Москве (1780—1788)
  • Церковь Вознесения (1790—1793, Москва);
  • Церковь Косьмы и Дамиана (1791—1803, Москва);
  • мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784—1802); 2
  • Голицынская больница (1796—1801);
  • Павловская больница (1802—1807);
  • дом-усадьба Демидова (1779—1791);
  • дом-усадьба Губина (1790-е);
  • дом-усадьба Барышникова (1797—1802);
  • генеральный план Коломны 1778 года;
  • Вознесенская церковь Коломны;
  • Церковь Спаса в селе Рай-Семеновское, достраивал в 1774—1783
  • Тихвинская церковь и дом архиерея Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря;
  • Петровский путевой (подъездной) дворец (1776—1780);
  • здание мэрии Москвы (1782).

Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову (на переднем плане) в Чарычине, автор Леонид Баранов.

  • М. К. (Матвей Матвеевич Казаков). О Матвее Федоровиче Казакове, «Русский вестник», 1816, No 11;
  • Бондаренко И. Е., Архитектор Матвей Федорович Казаков (1738—1813), М., 1938;
  • Ильин М. А., Фасадический план Москвы М. Ф. Казакова, в сборнике Архитектурное наследство, в. 9, М. — Л., 1959;
  • Белецкая Е. А., Архитектурные альбомы М. Ф. Казакова, М., 1956;
  • Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А., Казаков, М., 1957.

Тень Баженова

В 1768 году Казаков вместе с Василием Баженовым спроектировал дворец Большого Кремля. Оба архитектора были одного возраста — 30 лет — но имели совершенно разную подготовку. Баженов получил формальное европейское образование, а Казаков освоил искусство ремонта кремлевских реликвий и никогда не уезжал далеко от Москвы. Его грандиозный утопический проект продвигался медленно, пока не потерпел крах в 1774 году. К этому времени Казаков работал по частным заказам; после пожара 1773 года, уничтожившего процветающую Тверскую улицу, архитекторы были очень востребованы.

Казаков вышел из тени Баженова, получив свой первый личный царский заказ на проектирование временного дворца на Пречистенке для Екатерины II. Эта работа принесла ему лицензию архитектора короны (1775) и постоянный поток частных заказов. В 1775 году Казаков и Баженов снова работали над временными царскими шатрами для празднования мира с Турцией. Эти готические проекты вдохновили Екатерину II поручить архитекторам два независимых готических заказа — царский дворец Баженову и Петровский дворец Казакову. 1 2

Зрелые работы

Многочисленные частные дома, построенные Казаковым, характеризовали город до 1812 г. Это были очень простые неоклассические здания, состоящие из симметричного прямоугольного ядра с портиком и очень скромной внешней отделкой. 3 «Казаковская Москва» исчезла в пожаре 1812 года; немногие оставшиеся дома были позже перестроены, переделаны или снесены.

Наследие Казакова сохранилось в общественных зданиях, 4 дворцах и церквях. Масштабные проекты Казакова, в отличие от проектов Баженова и частных домов, которые он проектировал сам, почти всегда сосредоточены на фирменных знаках Казакова.

Строительство Петровского дворца было начато в 1776 году и официально завершено 3 ноября 1780 года (хотя работы продолжались еще три года). 5 Этот дворец должен был стать последней остановкой на ночь в путешествии царя из Санкт-Петербурга в Москву. Екатерина посетила его один раз, в 1785 году; Павел I отказался; Наполеон остался в нем и смотрел, как он пылает, но сжег его, когда уезжал. 6 Дворец был восстановлен в 1830-х годах, а затем с незначительными изменениями в 1874 году.

Замок из красного кирпича с белыми деталями первоначально имел две королевские комнаты на первом этаже и многочисленные служебные помещения на цокольном этаже. Все собираются в центральной ротонде. Термин «готика» здесь не совсем точен, так как казаки многое позаимствовали из нарышкинского барокко и более ранних русских тем, например, огромные колонны в форме бутылки у главного входа. 7

Здание оставалось царским трактиром до 1918 года, но в нем также размещались различные нецарские резиденции; Лермонтов жил во дворце на квартире своих друзей. С 1920 года во дворце размещалась Военно-воздушная академия имени Жуковского, которая покинула это место в 1990-х годах. Сегодня дворец закрыт и ожидает масштабной реконструкции или реставрации. Мэрия планирует превратить его либо в уникальный роскошный отель, либо в еще один. президента, что может уничтожить то, что осталось от военных. Эти планы еще не утверждены.

Кремлевский Сенат начал работы в 1776 году на большом треугольном участке земли в северном углу Кремля, спроектированном Казаковым в 1775 году, по проекту Карла Бланка. В 1779 году Бланк был понижен в должности, и инициативу взял на себя Казаков. Он представлял себе правящий Сенат как храм закона. В центре треугольного сооружения находится ротонда, диаметр которой составляет 24,6 метра. Первоначально на куполе стояла статуя Святого Георгия, а позже — статуя Правосудия, которая была разрушена французскими войсками в 1812 году. Позже с купола взвился государственный флаг, когда на него смотрели с Красной площади, и купол стал символом советской пропаганды. 8

В 1990-х годах Сенат был преобразован в резиденцию администрации президента России. Случайная переделка разрушила интерьеры «Кажакова». Реставратор Алексей Комеч сообщает с места событий: «Разрушенные стены, сломанные трубы и груды 200-летнего кирпича напоминают мне прогулку по руинам Берлина в 1946 году». 9

Смерть и наследие

В 1806 году больной Казаков окончательно отошел от практики. После Бородинского сражения дети Казакова бежали в Рязань. Город сгорел в сентябре 1812 года. Его родственники пытались оградить его от известий о пожаре в Москве, но в конце концов новости дошли до него. Казак умер в Рязани 26 октября 1812 года (по старому стилю) и был похоронен в Троицком монастыре в Рязани. 13

У Казакова было три сына, все они получили образование архитекторов. Павел и Василий умерли молодыми; Матвей пережил отца и умер в возрасте 39 лет. 14

Наиболее успешными учениками и помощниками Казакова были Иосиф Бове, Иван Еготов (1756-1814), Федор Соколов (1752-1824) и Алексей Бакарев (1762-1817).

Сенатский дворец

Строительство здания Сената в Московском Кремле началось в 1776 году по приказу царицы Екатерины Великой.

Дворец представлял собой треугольник с небольшим внутренним двором, разделенным на три части. Вдоль внутреннего двора были построены коридоры, соединяющие все части здания. Углы здания были срезаны и украшены витиеватыми балконами. Дворец состоит из трех этажей, стоящих на высоком широком цоколе. Первый этаж облицован рустованным камнем, а второй и третий этажи разделены пилястрами. Арка, открывающая вход во внутренний двор, поддерживается мощными колоннами, украшенными четырехколонным мраморным портиком.

здание сената в московском кремле

В вершине равнобедренного треугольника находится Екатерининский зал с огромным куполом. Его диаметр составляет 24 метра. По легенде, чтобы доказать прочность такого большого круглого купола, архитектору Казакову пришлось забраться на самый верх и танцевать более тридцати минут. Внутри зал украшен гипсовыми и рельефными портретами великих русских князей и правителей, а также скульптурными панно с аллегорическими сюжетами из жизни царицы Екатерины. Высота зала до вершины купола составляет около 30 метров. Купол был украшен цинковой скульптурой Святого Георгия, которая была разрушена наполеоновскими войсками.

Строительство дворца велось до 1787 года. Первоначально здание должно было стать резиденцией Сената — высшего органа власти Российской империи. Во время правления Ленина она использовалась как его рабочий кабинет. Сегодня дворец является профессиональной резиденцией Владимира Путина.

Читайте также: Рогожское кладбище. Рогожское старообрядческое кладбище

Строительство Пречистенского дворца

Он был начат в 1774 году по случаю визита Екатерины II в Москву для празднования победы над Турцией. Императрица не хотела селиться в Кремле, так как считала его непригодным для жилья. Когда осенью князь Голицын получил известие о том, что Екатерина со своей свитой посетит Москву, он поднял шум. Архитектору Матвею Казакову было поручено перепроектировать дом для любимой гостьи.

Дом Голицыных на углу Волхонки был использован в качестве основы для квартир Екатерины, к ним присоединились дома Лопухиных и князей Долгоруких. Объединить три здания в одно было непростой задачей. К сожалению, гениальный план не удался — царица была недовольна строительством. Ей совсем не нравились холодные, узкие комнаты, запах конюшен и длинные коридоры. Екатерина прожила во дворце около пяти месяцев.

В 1860 году здесь разместился музей Голицыных, а позже был открыт Московский музей народной культуры. Пречистенский дворец теперь находится по адресу: улица Знаменского, 1/14.

Продолжение следует…

По просьбе «Ленты.ру» пресс-служба Москомнаследия прокомментировала нынешнее состояние памятника. «Для реставрации здания будущего музея в распоряжении Москомнаследия имеется проект постановления правительства Москвы «Об использовании объекта культурного наследия по адресу: Златоустинский переулок, дом 9-11/1, строение 1 (М. Златоустинский, дом 3, строение 1)», который предусматривает проведение реставрационных работ на данном объекте и, в частности, инженерное обследование состояния конструкций, по результатам которого должен быть выполнен полный комплекс ремонтно-реставрационных работ с разработкой проекта реставрации за счет средств городского бюджета и реестра. Данный проект постановления, подготовленный Комитетом по культурному наследию города Москвы, в настоящее время находится в процессе согласования. История с Домом Казакова продолжает затягиваться, а само здание приходит в упадок, и в ближайшем будущем придется провести по крайней мере некоторые работы по сносу.

Это старое здание Московского государственного университета. Он был заказан царицей Екатериной Великой. Он был спроектирован архитектором Казаковым в 1782 году и строился до 1793 года.

матвей федорович казаков

Архитектура здания прекрасно вписывается в образ Москвы XVIII в. Матвей Федорович добился одновременно величия и простоты, воссоздав проект в классическом стиле. Были возведены колонны с аркадами, созданы огромные залы с высокими куполами, использовалась рустированная обшивка.

К сожалению, здание не сохранило свой первоначальный вид. За почти 250 лет своего существования здание несколько раз перестраивалось. Сегодня он также используется для студентов.

Смерть и наследство

В 1806 году больной Казаков окончательно отошел от практики. После Бородинского сражения дети Казакова бежали в Рязань. Город сгорел в сентябре 1812 года. Его родственники пытались оградить его от известий о пожаре в Москве, но в конце концов новости дошли до него. Казаков умер в Рязани 26 октября 1812 года (по старому стилю) и был похоронен в Свято-Троицком монастыре в Рязани.

У Казакова было три сына, все архитекторы. Павел и Василий умерли молодыми; Матвей пережил отца и умер в возрасте 39 лет.

Наиболее успешными учениками и помощниками Казакова были Иосиф Бове, Иван Еготов (1756-1814), Федор Соколов (1752-1824) и Алексей Бакарев (1762-1817).

Хронологический список примечательных построек Москвы

  • 1773 — Дом Голицына, Тверская улица, разрушен 1812 год
  • 1773 — Прозоровский Дом, улица, разрушен 1935 г. (оспаривается, также приписывается Баженову)
  • 1776 — Дом Голицына, улица Большая Лубянка, разрушен 1928
  • 1777 — Церковь митрополита Филиппа, улица Гиляровского
  • 1780 — Гагарина Дом, Армянский переулок
  • 1780 — Прозоровский Дом, Тверская улица, разрушенный 1930-е годы
  • 1782 — Румянцев Дом по улице Маросейка (оспаривается, также приписывается Баженову) Сегодня здесь находится посольство Беларуси
  • 1775-1782 гг. — Петровский дворец (или Замок)
  • 1785 г. — Калинин и Дом Петрова, улица Ильинка
  • 1785 — Дом Хрящева, улица Ильинка, разрушенный 1930-е годы
  • 1785 — Дом Кирьякова, улица Петровка (оспаривается, приписывается младшим архитекторам Казакова)
  • 1779 -1788 — Сенат от Московского Кремля
  • 1788 — Церковь Воскресения Христова, Горохово Поле
  • 1784-1790-е — Дворянское собрание, ныне Дом Союзов, улица Охотный Ряд
  • 1790-е — Московский университет, Моховая Улица. Разрушен пожаром 1812 г., перестроен в 1819 г. Доменико Гильярди
  • 1790-е годы — Дом Хлебникова, Новая Басманная улица
  • 1790-е годы — Дом Барышникова, улица Мясницкая
  • 1790-е годы — собственный дом и школа Г. Москва, Златоустинский переулок
  • 1791 — Демидов дом, Гороховский переулок
  • 1791 — Ермоловский дом, Тверская улица, снесен 1936
  • 1792 — Козицкий дом Ул. Петровка, перестроен в 1901 г. под Елисеевский продовольственный магазин
  • 1792 — Дом Губина, ул. Тверская
  • 1786-1796 — Царицынский дворец и парк (авторский проект Баженова, ул. перепланировка и достройка Казаковым)
  • 1797 — Дом Мусина-Пушкина, Тверская улица, разрушен 1886
  • 1796-1801 — Голицынская (Первая городская) больница, Калужская улица
  • 1801 — Церковь Иоанна Крестителя, разрушенная
  • 1791-1803 гг. — Церковь Святых Космы и Дамиана, ул. Маросейка
  • 1802-1811 гг. — Павловская (Павловская) больница, ул. Павловская
  • Востришев М.И.; Шокарев, С. У. (2011). Вся Москва от А до Я Энциклопедия «Москва от А до Я». Г. Москва. п. 652. ISBN978-5-4320-0001-9.

↑ Последние годы

Между 1800 и 1804 годами Казаков создал генеральный план Москвы и план ее «фасада», то есть «вид с высоты птичьего полета», и в то же время работал над серией архитектурных альбомов важнейших зданий Москвы. Несколько сохранившихся альбомов Казакова дают представление о развитии типов дач и домов в Москве. Казаков основал собственную архитектурную школу, в которой прошли обучение многие выдающиеся русские архитекторы. Когда в 1812 году французская армия начала приближаться к Москве, семья Казакова переехала в Рязань. Здесь великий архитектор узнал страшную новость: Москва была сожжена дотла. Все, что он с любовью создал за свою жизнь, превратилось в прах. Он не смог справиться с потрясением, и 7 ноября 1812 года великий строитель Москвы покинул этот мир.

Это старое здание Московского государственного университета. Он был заказан царицей Екатериной Великой. Он был спроектирован архитектором Казаковым в 1782 году и строился до 1793 года.

матвей федорович казаков

Архитектура здания прекрасно вписывается в образ Москвы XVIII в. Матвей Федорович добился одновременно величия и простоты, воссоздав проект в классическом стиле. Были возведены колонны с аркадами, созданы огромные залы с высокими куполами, использовалась рустированная обшивка.

К сожалению, здание не сохранило свой первоначальный вид. За почти 250 лет своего существования здание несколько раз перестраивалось. Сегодня он также используется для студентов.

Первые опыты

Весной 1763 года страшный пожар уничтожил город Тверь. Петр Романович Никитин, ученик Ухтомского, взялся за восстановление города. Матвей Казаков, архитектор, которого Никитин взял в свою команду, работал над одним из самых важных объектов — домом для старосты тверской церкви. Сама Екатерина II высоко отзывалась о городе, отремонтированном по новым планам, называя Тверь вторым по красоте городом (после Санкт-Петербурга) в России.

Дом иерарха, превращенный во дворец, где остановилась Екатерина после посещения новопостроенного города, сделал имя архитектора знаменитым, и архитектор Казаков стал получать частные заказы от самых богатых и знатных людей России. Например, он построил для П.Ф. Нащокина великолепную усадьбу Рай-Семеновское на реке Наре под Серпуховом.

Благородное собрание

Он был построен в 1787 году по приказу князя Долгорукого в центре Москвы.

Двухэтажное здание, украшенное портиком, колонны которого опираются на базу и соединены изящной аркой. Главной достопримечательностью работы является портик. К сожалению, здание Дворянского собрания постигла та же участь, что и многие другие здания в столице в 1812 году: оно также сгорело. Недостатка в реставрациях не было. Последняя произошла в начале 20 века: над ним был надстроен третий этаж, но Большой зал остался нетронутым. Таким образом, здание сохранилось до наших дней.

работы архитектора казакова

Архитектор Казаков уделил самое большое внимание интерьеру: большие хрустальные люстры, монументальные колонны вдоль побеленных стен. Первоначально стены и потолок были украшены картинами известных художников, но после пожара они не были восстановлены.

Дворянское собрание служило не только местом встречи герцогов и придворных. Здесь также устраивались танцы, которые в свое время привлекали Пушкина, Лермонтова и Юсупова.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий