По случаю дня рождения Карла Росси (18 декабря, 29 декабря 1775 года) АиФ.ru вспоминает историю жизни архитектора, чьи работы стали символом нашей страны и определили путь русской архитектуры.
Презентация по МХК «К.Росси -архитектор»
Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился в Венеции 29 декабря 1775 года, сын итальянского дворянина Джованни Росси и знаменитой петербургской балерины Гертруды Росси.
С 1787 года он жил со своей матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, знаменитым артистом балета Шарлем Ле Пиком, в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим.
В 1795 году он поступил на службу в Адмиралтейский архитектурный колледж в качестве дизайнера. С 1796 года он был помощником Бренны при строительстве Михайловского дворца. В 1801 году он стал помощником архитектора 10-го класса.
В 1802 году Росси был направлен в Академию во Флоренции на два года для продолжения архитектурного образования. По возвращении в Санкт-Петербург (1804 год) Росси представил план перепланировки Адмиралтейской набережной, но проект был признан легкомысленным, и он устроился художником на фарфоровый завод.
Только в 1806 году Карло Росси удалось получить звание архитектора.
В 1808 г. Росси был назначен в Кремлевскую миссию, которая отвечала за строительство и реконструкцию правительственных зданий в Москве. Архитектор возвел в столице множество зданий, в том числе деревянный театр, но все его постройки были уничтожены во время пожара в Москве в 1812 году.
Он также занимался строительством в Твери (в частности, построил Путевой дворец).
В 1815 году Росси вернулся в Санкт-Петербург. Росси вернулся в Санкт-Петербург. Его первым крупным проектом в столице стала реконструкция Михайловского дворца (1819-1825), затем последовала реконструкция Дворцовой площади и Штаба (1819-1829).
В 1824-1832 годах Росси руководил строительством всего дворца Александра Александровича. Росси руководил строительством комплекса Александринского театра и, почти одновременно, зданий Сената и Национального собрания.
— ЗНАЧИМЫЕ ЗДАНИЯ
— Михайловский дворец
— Здание Генерального штаба
— Александринский театр
Здания Сената и Синода.
Работы архитектора характеризуются комплексным градостроительным подходом, знанием искусства композиции и вниманием к деталям. Работы Росси в значительной степени определили архитектурный облик центра Санкт-Петербурга.
Основным направлением работы Росси было создание городских ансамблей. Благодаря ему Санкт-Петербург во многом обрел новое лицо, став центром огромной империи, гордившейся своими победами над Наполеоном. Его проекты представляли собой гармоничное сочетание архитектурных форм, аллегорических скульптур и инновационных строительных технологий (например, металлических крыш).
После того как работа над Александринским театром была почти завершена, Росси был вынужден попросить об отставке, сославшись на плохое здоровье. 25 октября 1832 года его просьба была удовлетворена.
Среди поздних работ Росси хорошо известна колокольня Георгиевского монастыря в Новгороде (1838-1841).
Архитектор умер в Санкт-Петербурге 6 (18) апреля 1849 года и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Он был похоронен в 1940 году на Лазаревском кладбище комплекса Александро-Невского монастыря,
Одна из главных улиц Санкт-Петербурга сегодня носит имя архитектора Росси.
Работы Карла Росси изменили облик Санкт-Петербурга и придали ему величие имперской столицы. Никогда ранее архитектору не удавалось спроектировать городской квартал таким образом, и он первым придал городу масштабное видение, став пионером городской архитектуры.
Он также первым ввел металлические крыши.
Пожарная безопасность
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курсы «Инфоурок»).
В настоящее время 54 333 учебных заведения имеют право на накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфоурок.
Курс переподготовки
Безопасность технологических процессов и производств
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курсы «Инфоурок»).
В настоящее время 54 333 учебных заведения имеют право на накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфоурок.
Курс переподготовки
Юность
Свои школьные годы Росси провел в школе Петри. Он учился архитектурному искусству у знаменитого архитектора Винченцо Бренна. Затем он стал его помощником и начал работать дизайнером в Адмиралтействе. В частности, Карло разработал проект Михайловского замка в Санкт-Петербурге. В 1802 году Росси отправился в Италию и поступил во Флорентийскую академию. Через три года он вернулся в Россию.
С 1806 по 1808 год он работал в мастерских Императорской фарфоровой мануфактуры, создавая росписи ваз и столовых приборов в стиле своего мастера Бренны. Свою первую работу по специальности он получил, когда был откомандирован в Московскую экспедицию по строительству Кремля. Именно в это время Росси создавал свои собственные работы. Одна из церквей комплекса Вознесенского монастыря Московского Кремля была построена по его проектам.
Впоследствии работа над Тверью была продолжена. С 1809 по 1815 год Карл руководил реконструкцией Путевого дворца, принадлежавшего великой княгине Екатерине Павловне. Затем он вернулся в Санкт-Петербург. Здесь к нему пришел первый большой успех — творческий союз с архитекторами Стасовым и Муиди. Вместе с ними Росси стал членом комитета по планированию.
В дальнейшем Карл осуществил множество проектов по благоустройству Санкт-Петербурга. Он принимал участие в реконструкции Аничкова дворца и проектировал архитектурный ансамбль площадей Ломоносова и Островского.
Благодаря таланту архитектора в городе было построено множество административных зданий, которые сегодня являются визитной карточкой города. До 1832 года у архитектора почти не было заказов — он был постоянно занят своей работой. Но, не найдя понимания в императорском дворце, он постепенно утратил свою былую репутацию.
Немилость и забвение
После завершения строительства Александринского театра Росси отошел от более крупных проектов. Его независимый характер не устраивал императорский двор, который был столь же самоуверен.
В возрасте 55 лет Росси официально ушел в отставку, сославшись на состояние здоровья. Когда в 1837 году Зимний дворец пострадал от пожара, архитектора пригласили осмотреть здание и одновременно попросили представить свои планы. Наблюдая за ходом реставрационных работ, Росси указал на ошибки, допущенные строителями, и сказал, что крыша в одной из комнат скоро рухнет. Это считалось самонадеянным. Архитектора попросили удалиться. Он ушел, и вскоре произошел крах, предсказанный опытным архитектором. Император попросил Россию еще раз посоветоваться с ним, но страна не чувствовала себя в состоянии ответить.
Семья Карло Росси переехала в Ревель (Таллин). Он остался в Санкт-Петербурге, где у него не было ни дома, ни достойной жизни. Он жил в съемных квартирах и пытался время от времени навещать свою семью. В возрасте 71 года он потерял старшего сына — тот умер от чахотки — и жену. Остальным девяти детям и внукам он помогал, как мог. Но каждый раз он был вынужден подавать унизительную заявку в Министерство финансов на финансирование. Он не мог жить на мизерную пенсию, которую он вообще не заработал. В конце жизни Росси даже продавал билеты в свою ложу в Александринском театре, чтобы заработать хоть немного денег.
Архитектора вспомнили только в 1849 году. Началась большая реконструкция Александринского театра. Росси надеялся заработать на комиссионных, но вместо этого заболел холерой, свирепствовавшей в Санкт-Петербурге.
Архитектурное наследие
Карло Росси оставил после себя ряд замечательных архитектурных произведений. Его художественный стиль находился под влиянием Бренны, но постепенно приобрел свои собственные черты. Знаменитый стиль Российской империи теперь известен во всем мире благодаря Росси.
Одним из первых его успешных проектов в Санкт-Петербурге стало строительство дворца на Елагином острове для вдовствующего царя. Он не был грандиозным и больше напоминал традиционные итальянские виллы классического палладианского периода. Однако позже Росси смог продемонстрировать и другие аспекты своего таланта.
Интересно, что первоначальный проект Елагина дворца на одноименном острове приписывается другому великому итальянцу, Кваренги, но установить его фактическое авторство не удалось. Вилла была куплена императором Александром I для своей матери. По его поручению коллективным решением был выбран русский архитектор для проектирования ряда зданий, включая павильоны, конюшни и здание кухни.
Путь у успеху
После убийства Павла I в правительственных кругах произошли изменения, которые коснулись и ведущих архитекторов. Бренна был отстранен от всех проектов, а вскоре после этого был уволен и Росси. Однако через неделю он был восстановлен в должности. По одной из версий, Александр I оценил талант молодого архитектора, и это взяло верх над его ненавистью к последователям отца. По другой версии, императору срочно понадобились опытные архитекторы для проведения коронационных торжеств.
Первым проектом, изменившим судьбу архитектора, стала работа над Аничковым дворцом, который Александр I подарил своему брату Николаю в качестве свадебного подарка. Росси принимал участие в оформлении интерьеров, которые были полностью основаны на его проектах. В 17 комнатах были покрашены потолки и кухни. Стены были украшены атласом и мрамором. Они впервые показали особое качество таланта Росси: он не мог мыслить отдельными категориями, а разрабатывал концепции: все комнаты имели общую идею, были связаны и в то же время отличались друг от друга.
Первый сити-менеджер
Следующим крупным проектом Росси стал дворец на Елагином острове, который был перестроен для царицы Марии Федоровны по приказу Александра I. Архитектор не только построил дворец, но и сам дворец. Архитектор не только построил само здание дворца, но и разбил сад с прудами, а в северной части дворца были разбиты кухня, конюшни, оранжерея и огороды. Таким образом, Росси реализовал концепцию комплексного развития территории: Здания были интегрированы в окружающую среду и сливались друг с другом и с природой.
В последующие годы архитектор работал над реконструкцией Марсова поля, Михайловской и Манежной площадей, а также над многочисленными зданиями в Санкт-Петербурге. В то время Росси был городским администратором Санкт-Петербурга, определяя концепцию градостроительства, застраивая целые районы и меняя облик северной столицы. Среди наиболее значимых работ архитектора — здание Главного штаба на Дворцовой площади — одна из достопримечательностей Санкт-Петербурга, а также здания Национального собрания и Сената.
Первые работы
В 1806 году он был вынужден работать художником на фабрике фарфора и стекла. Через два года Росси получил звание архитектора и отправился в Москву, чтобы поступить на службу в Кремлевскую строительную миссию, которая отвечала за строительство зданий в Кремле и их реконструкцию. Организация также выполняла строительные работы в городе и его окрестностях. По проектам Росси было построено несколько зданий, самым известным из которых был деревянный театр. Здание сгорело во время пожара в 1812 году. Затем архитектор отправился в Тверь, где руководил строительством Путиловского дворца.
После возвращения в Санкт-Петербург из Европы Карл продолжил свою работу. Он участвовал в реконструкции Аничкова дворца и Павловских павильонов. Важным шагом в его карьере стало назначение в Комитет по гражданскому строительству и гидротехнике.
К 1818 году Росси поднялся до должности придворного архитектора. Ему было поручено строительство новой императорской резиденции. В то время территория вокруг столицы была мало застроена, включая Елагин остров. Местом для нового дворца архитектор выбрал Елагин остров. Дизайн понравился вдове царя Марии Федоровне. Удивительно, но смета Карла была точной до последней копейки и не превысила ее. Помимо основного здания, выполненного в стиле классицизма, архитектор также построил флигель, оранжерею и конюшни. Рядом был разбит парк с эстрадой, где по выходным играл оркестр.
Михайловский дворец
В 1819 году царствующий царь Александр I поручил архитектору построить новый дворец. Царь выделил на строительство 9 миллионов рублей. Из окон резиденции должен был открываться вид на набережную, поэтому от Невы была проложена новая улица. Это был важный проект для архитектора, которому была предоставлена возможность самому спроектировать городское пространство. В центре города была создана новая улица — Инженерная. Михайловский дворец и Михайловский дворец разделяла Садовая улица. Проект был завершен через 6 лет, но сразу после открытия Росси пришлось планировать прощальный вечер для императора после восстания декабристов.
Архитектурный ансамбль Дворцовой площади внес значительный вклад в архитектурный облик города. В центре композиции остался Зимний дворец, напротив — арка Главного штаба. По замыслу архитектора оно должно было ознаменовать победу в Отечественной войне 1812 г. Общая длина здания Главного штаба составляет 580 м, его внутреннее убранство уникально.
В 1829 году архитектор начал строительство здания Сената, а через год рядом с ним было возведено здание Синода. Триумфальная арка была главным элементом композиции. После смерти Александра I проект был приостановлен, и только новый император Николай I смог возобновить его. Арка была торжественно открыта в 1828 году.
Александринский театр
Театр на Александринской площади считается одной из самых удачных работ Росси. Квартал от Фонтанки до Невского проспекта изменил свой облик и стал единым целым. Рядом с ярким и элегантным, хотя и довольно внушительным зданием театра были построены публичная библиотека и улица Театральная. Спустя годы она была переименована в улицу Архитектора России.
Во время пребывания на Елагином острове 43-летний архитектор не только добился успеха в работе, но и пережил перемены в личной жизни. В это время он встретил молодую женщину, Софию Андерсон, которая вскоре стала его женой. Поскольку у супругов не было детей, Чарльз написал письмо императору с просьбой усыновить малышей. Александр I удовлетворил просьбу, и вскоре четверо детей получили фамилию Росси.
К отставке архитектора вынудил конфликт с императором Николаем I. Последним его проектом была колокольня Георгиевского монастыря в Новгороде. Карло Росси дожил до глубокой старости, не получив никаких титулов и наград. Но и сегодня его творения заставляют сердце биться быстрее от возвышенности и красоты.
- Карл Логан: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Скорцени Отто: биография, карьера, личная жизнь
- Карл Франк: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Карл Маркович: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Кто стал главным архитектором Москвы
- Императорский фарфор — белое золото России
- Как создавались парадные интерьеры Зимнего дворца
- Кто архитектор Смольного собора в Санкт-Петербурге и в каком году его построили
- Как строили московский Кремль
- Все о восстании декабристов
- Как строили крепость Свияжск
- Достопримечательности России: Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге
- Как быть главным архитектором проекта
- Карл Черни: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Карл Мэлоун: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Матиас Руст: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Кто такие декабристы
- Архитектор Гауди: биография и работы
- Шота Руставели: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Александр Людвиг: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Иоанн Павел I: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Мария Ростовская: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Александр Писарев: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- 5 выдающихся архитекторов XX века
Каким будет начало Великого поста 2018 в России?
Православная церковь выделяет определенные периоды времени для духовного осмысления жизни человека. Эти времена в Церкви.