После угасания династии Каролингов оттоновские императоры отвечали за художественное развитие романского периода, который сопровождался римскими, византийскими, каролингскими и германскими влияниями.
Романский стиль. Европейское средневековье
После падения Древнего Рима европейской цивилизации потребовалось несколько столетий, чтобы преодолеть упадок, последовавший за крушением античного мира. Довольно условный и неточный термин «романский» (от латинского Roma или французского Romanesque) появился в первой половине 19 века, когда историки и искусствоведы заметили, что раннесредневековое искусство по своему внешнему виду напоминает романское.
Романский стиль сочетает в себе различные элементы позднеантичного и меровингского искусства (названного в честь франкской династии Меровингов), а также византийского и ближневосточного искусства.
Этот стиль наиболее ярко выражен в архитектуре. Здания этого стиля характеризуются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием круглых арок и куполов, а также многослойными скульптурными композициями. Романский стиль оказал влияние и на все другие виды искусства: монументальную живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Изделия этого периода характеризуются массивностью, простотой строгих форм и интенсивной полихромией.
Романский стиль возник в период феодальной раздробленности, в результате чего функциональное назначение романской архитектуры было оборонительным. Эта функциональная особенность стиля определяла архитектуру как светских, так и сакральных зданий и соответствовала образу жизни западноевропейских людей того времени. Важная роль монастырей как паломнических и культурных центров способствовала развитию романского стиля.
Романская церковь — важнейшие элементы архитектурных форм
В феодальном замке, который был основным типом светской архитектуры в романский период, доминирующее положение занимал башенный дом прямоугольной или многоугольной формы — своего рода крепость внутри крепости. На первом этаже замка располагались служебные помещения, на втором — покои прислуги, на третьем — квартиры владельцев замка, на четвертом — квартиры стражников и слуг. Внизу находились подземелье и погреб, а на крыше — обсерватория.
Замок был построен для обеспечения его функциональности и в меньшей степени для достижения эстетических целей. Замки обычно строились в труднодоступных местах в оборонительных целях. Замок был окружен высокими каменными стенами с башнями, рвом, наполненным водой, и мостом.
Постепенно эта замковая архитектура повлияла на богатые дома города, которые строились по тем же принципам; некоторые из них позже были перенесены в монастырское и городское строительство: крепостные стены, сторожевые башни, городские (монастырские) ворота. Средневековый город, вернее его центр, пересекали две улицы. На их пересечении находилась рыночная или соборная площадь, сердце общественной жизни горожан. Остальная часть территории была застроена стихийно, но здание имело в основном центральный характер, приспособленный к городским стенам. В XI. и XII. Век — типичный средневековый город, застроенный узкими высокими домами, которые стоят отдельно друг от друга. Окруженный соседними зданиями, с маленькими железными дверями и окнами, защищенными прочными ставнями, дом включал в себя квартиры и хозяйственные постройки. Вдоль извилистых, узких улиц тянулись канавы. Скученность зданий и отсутствие санитарных и канализационных систем часто приводили к страшным эпидемиям.
Примеры основных типов капителей, колонн и опор
Мебель романского стиля
Мебель романского периода в точности соответствовала менталитету и уровню жизни средневекового человека и удовлетворяла только его основные потребности. Об искусстве мебели можно говорить, и даже с большой долей условности, начиная с девятого века.
Стул романского периода
Резной дубовый шкаф, Нижняя Саксония
Кафедра в базилике Святого Петра в Риме, Италия
Дубовый обеденный стол
Внутреннее убранство дома было простым: пол обычно делали из глины. Только во дворце богатого принца или короля пол был вымощен каменными плитами. Пол часто был вымощен камнями, и только очень богатые люди могли позволить себе украсить его красочными орнаментами вместо мощения. Из-за грязи, каменного пола и каменных стен в комнатах домов и замков было постоянно сыро и холодно, поэтому пол покрывали слоем соломы. В богатых домах пол покрывали соломенными коврами, а в дни праздников распахивали свежие цветы и травы. В светской литературе позднего Средневековья в описаниях домов королей и знатных лордов часто упоминается, что пол банкетного зала усыпан цветами. Эстетический фактор, однако, играл подчиненную роль.
В домах знати каменные стены обычно покрывались коврами с Востока. Наличие ковра само по себе было доказательством знатности и богатства его владельца. Когда возникло искусство изготовления тканых ковров (пергол), ими покрывали стены для сохранения тепла.
Главным помещением усадьбы был главный зал, который служил гостиной и столовой, с камином посередине. Дым из камина выходил через отверстие в потолке комнаты. Позднее, в XII и XIII веках, очаг был перенесен к стене, а еще позже камин был помещен в нишу с капотом, который выпускал дым в открытую трубу. Слуги засыпали разожженные угли пеплом, чтобы дольше сохранить жар. Общежития часто были общими, поэтому кровати в них были очень широкими, и хозяева часто спали вместе с гостями, чтобы согреть друг друга. В богатых домах люди стали обустраивать отдельные спальни, которыми пользовались только хозяева дома и самые важные гости.
Спальни правителя и его жены обычно находились в маленьких и узких смежных комнатах, где кровати стояли на высоких деревянных платформах со ступеньками и пологом, который поднимался на ночь для защиты от холода и сквозняков.
Поскольку в раннем Средневековье технология изготовления стекол еще не была известна, окна изначально не были застеклены, а были окружены каменными решетками. Они были построены высоко над полом и были очень узкими, так что в комнатах царил полумрак. Широко использовались винтовые лестницы, что было очень практично, например, для подъема на этажи башни донжона. Деревянные балки крыши оставались открытыми изнутри. Только позже они научились делать потолки из досок.
Характеристика стиля
Отличительный стиль романской живописи начал формироваться после эпохи Возрождения Каролингов и Гогенштауфенов. Для него характерно использование фресок, темперы и восковой живописи. Следует отметить, что выбор красок и пигментов у средневекового мастера был ограничен.
Волхвы из Псалтыри святого Альбануса.
В Италии
Эпоха романского искусства длилась в Италии несколько дольше, чем в других странах. Быстрое развитие этого направления обусловлено прямым контактом с Востоком. Продолжительность объясняется тем, что романское искусство было ограничено старыми и известными мастерами, такими как Дуччо ди Буонинсенья, Чимабуэ и Джотто ди Бондоне, которые продолжили свои работы с наступлением готического периода.
Настенные росписи в часовне Сан-Сильвестро
Во Франции
Французская живопись в Средние века испытала менее сильное влияние Византии, чем, например, итальянская и испанская. Как правило, художники в этой стране следовали традициям Каролингского Возрождения.
Фрески в Сен-Савине.
Скульптура и живопись
Романский стиль — это прежде всего архитектурный стиль, но это не значит, что ни одна скульптура или картина не была создана в этом стиле. Однако эти работы, как правило, были простыми и «подчиненными» архитектуре, поэтому романская живопись в основном состояла из фресок (настенных росписей) и скульптур — в основном рельефов — покрывающих капители колонн, арок или столбов. В то же время изображения человеческих тел не всегда были аналогичными.
Сюжетами для фресок и рельефов были темы из Библии и жизни святых. Кроме того, цветочные и геометрические мотивы, изображения животных (реальных или воображаемых) и различные гирлянды использовались в живописи и скульптуре для создания декоративных элементов.
Библия для бедных
Произведения романской скульптуры не только служили для украшения храмов, но и играли гораздо более важную роль. Их задачей было показать людям, как они должны жить в соответствии с Евангелием.
Рельефы изображали сцены из Библии и показывали, что получают праведники после смерти и какие муки ожидают грешников после смерти. Именно поэтому такие моральные рельефы или фрески также назывались Библиями для бедных.
Аббатство Клюни
В 11 веке французское аббатство Клюни было духовным центром западного христианства. Большой собор аббатства считается одним из самых важных зданий романского периода. Аббатство Клюни было основано в 910 году, а в XI-XII веках была построена огромная базилика, которая была самой большой христианской церковью до строительства базилики Святого Петра в Риме (XVI-XBII века). Длина базилики составляла 187 метров, а высота нефа — 30 метров.
К сожалению, эта поистине великая романская церковь не сохранилась в своем первозданном виде до наших дней. Во время Французской революции аббатство было закрыто, и памятник средневековой архитектуры постепенно начал приходить в упадок. В 1823 году церковь и здания аббатства были окончательно разрушены. Сохранилась только часть здания на южной стороне крестообразного нефа, башня и фрагменты зданий аббатства, включая зернохранилище, где сохранилась капитель (верхняя часть) одной из высоких колонн базилики.
Скульптура
В начале XII века широкое распространение получила монументальная скульптура, особенно рельефы. Языческий византийский стиль был заменен церковными композициями, содержащими сцены из Евангелий.
Романские соборы были украшены монументальными декоративными композициями в виде рельефов с красочными человеческими фигурами. В целом, скульптуры служили для создания законченного образа экстерьера соборов и в качестве памятников.
Места расположения рельефов не были зафиксированы: Они могли находиться на западных фасадах, возле ворот, в капителях или архивах. Угловые фигуры были гораздо меньше скульптур в центре барабана (внутренняя часть круглой арки над воротами). Во фризах они приобрели приземистую форму, а в контрфорсах — более вытянутую.
Основной задачей романских живописцев было создание образа мироздания, поэтому они не пытались воспроизвести сюжеты реального мира.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство этого периода было тесно связано с романской архитектурой. По этой причине в оформлении соборов преобладали фрески. Красочные фрески покрывали ярким ковром стены нефов, поверхности сводов, арок и нартексов.
В 11-12 веках первые витражи были использованы в окнах часовен и святилищ. На красочных витражах изображены сцены из Библии.
Интерьер
Внутреннее убранство соборов было приспособлено к социальным и культурным потребностям. В каждом из соборов было по три нефа, которые разграничивали пространство для прихожан из разных социальных классов.
Византийские аркады были использованы в романской архитектуре. Внутренние колонны были цилиндрическими, как они позже использовались в готической архитектуре. Капители были кубической формы и пересекались сферой. Однако со временем они были упрощены и в конце концов приобрели обычную форму. Скульптурные рельефы покрывали поверхности мантии и стен.
Пробковая подложка под линолеум — что это такое и когда она используется.
Что было характерно для викторианской эпохи и каковы ее особенности, читайте здесь.
Необычный дизайн кухни: https://trendsdesign.ru/home/kitchen/kak-dostich-neobychnogo-dizajna-kuxni.html
В начале 10 века использовалась техника витража, которая была довольно примитивной по своему составу. Позже можно было встретить настоящие картины из цветного стекла разных цветов. В этот период также появились лампы и вазы из стекла.
Романская церковь
Франция уже давно играет ведущую роль в культурной жизни Европы. Здесь сосредоточено наибольшее количество памятников романской архитектуры. Одна из самых важных романских церквей находится в Бургундии. Аббатство Клюни, самая большая церковь в Европе того времени (127 метров в длину и 40 метров в ширину), было построено в 11 веке. Монастырь Клюни в то время называли «вторым Римом». Бургундские архитекторы разработали конструктивные новшества, которые позволили уменьшить объем стен, увеличить вместимость соборов и добиться большой высоты куполов. Архитектура центральной Франции характеризуется силой, простотой и монументальностью.
В массивных церквях с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо. Искусство Прованса (южная Франция) испытало сильное влияние римской и византийской архитектуры. Древние орнаменты, колонны с античными капителями — характерные черты провансальских церквей. В Нормандии была основана специальная архитектурная школа. Большие башни по бокам фасадов и в центре здания характерны для церквей Нормандии. В XI-XII веках в Германии началось строительство больших соборов в городах вдоль Рейна — в Вормсе, Шпейере и Майнце. Соборы характеризуются величием и монолитностью, целостностью и согласованностью архитектурных сооружений.
Вормсский собор (1181 — 1234 гг.) был похож на неприступную крепость. Стены здания толстые и гладкие, окна маленькие и узкие и напоминают ставни. Строгость собора подчеркивают величественные и большие башни.
Немецкие архитекторы редко использовали скульптурные украшения. Отдельные скульптуры фигур из библейских историй и мифологических животных украшали подоконники и галереи зданий, не сливаясь с архитектурой.
В романский период в Германии возникло множество местных архитектурных школ, среди которых наиболее важными были рейнская, саксонская и вестфальская. На Апеннинском полуострове существовало несколько центров романского искусства. Самые известные архитектурные памятники находятся в Ломбардии, Милане и Венеции.
Культурные традиции в Италии варьируются от региона к региону. Античная архитектура преобладала в Риме и центральной Италии, а византийская — в южной Италии. Среди наиболее значимых памятников романского искусства — Пизанский комплекс, включающий собор, баптистерий и колокольню. Строительство собора было начато в 11 веке гениальным архитектором Бускето и продолжено в 12 веке архитектором Ринальдо.
Фасад собора имеет пять ярусов, самый нижний из которых состоит из семи арочных ниш. Арки поддерживаются пилястрами и колоннами с коринфскими капителями. Арочные ниши украшены круглыми окнами с цветными инкрустациями. Падающая башня была построена как колокольня собора. По мнению исследователей, причиной наклона башни является неравномерное оседание аллювия.
Высота башни составляет около 56 метров, наибольшее отклонение от вертикали — 4,54 метра, а среднее опускание основания — 2,25 метра. Наклон башни из года в год увеличивается в среднем на один миллиметр. Строительство башни началось в 1173 году. Первым архитектором был Герардо ди Герардо. Через пять лет им пришлось прекратить строительство третьего этажа из-за проседания грунта. В период с 1275 по 1284 год ди Симони построил еще три этажа, пока падение не заставило его прекратить работы. После очередного перерыва продолжительностью около 70 лет, между 1350 и 1356 годами, Томмазо Пизано завершил строительство башни и возвел колокольню с семью колоколами.
Заключение
Саксонская школа церквей с двумя симметричными хорами на В. и З. возникла в романской архитектуре Германии, иногда с 2 трансептами без фронтона (Михаэльскирхе в Хильдесхайме, после 1001-33 гг.), а в более поздние времена — в церковной архитектуре городов Прине, где в 11-13 вв. были построены большие соборы в Шпейере, Майнце и Вормсе. Широко была распространена так называемая система соединенных крыш, когда каждому нефу соответствовали 2 нефа. Идеи имперского величия, характерные для немецкого романтизма, нашли сильное выражение в строительстве императорских дворцов (Пфальц). В «османский период» романского периода (вторая половина X — первая половина XI века) в Германии процветала миниатюрная книжная живопись — наиболее важными центрами были аббатство Райхенау и Трир, — а также искусство литья (бронзовые двери в соборе Хильдесхайма). В зрелый период немецкого романтизма все большее значение приобретала каменная и гипсовая скульптура.
В Италии элементы романского стиля уже предшествовали ему в ломбардской школе, где так называемый первый романский стиль возник уже в 9-10 веке (регулярная кладка стен и колонн, каменные потолки, тектоническое оформление наружных поверхностей без четкой взаимосвязи между элементами объема и пространственной композиции). Итальянский романский стиль характеризуется преимущественно городским характером архитектуры, постоянным античным и (на юге Италии и Сицилии) арабским влиянием. Более близким к немецкому и французскому романским стилям является тосканский соборный комплекс в Пизе, где развивался стиль с инкрустацией.
В Испании в романский период, а также в результате Реконкисты, крепости и городские укрепления (как в Авиле) строились в больших масштабах, чем где-либо в Европе. Испанская церковная архитектура часто заимствовала французские «паломнические» модели, но в целом отличалась от них сравнительно простым композиционным решением. Испанская романская скульптура в некоторых случаях предшествовала сложной образности готики. В Испании (особенно в Каталонии) также сохранилось множество романских фресок, которые отличаются пышностью дизайна и чрезвычайной интенсивностью цвета.
Романский стиль также развивался в Англии (после нормандского завоевания в 1066 году). В архитектуре традиции местного деревянного зодчества сочетались с влиянием нормандской школы, а в живописи ведущую роль играла миниатюрная живопись с ее богатым цветочным декором, в Скандинавии (в то время как церкви в крупных городах здесь в основном следуют немецким образцам, приходские и деревенские церкви демонстрируют явную местную независимость), Польше, Чехословакии и Венгрии.
За пределами Европы замки, построенные крестоносцами в 12-м и 13-м веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье), были самыми важными примерами романского стиля.
Список литературы
1.Белова О.Ю. О.О.В. О.В. История искусств. М., 1997.
2.Дмитриева Н. Краткая история искусств. Москва.
3. история искусств. Минск: Литература, 1997.
4.Major History of Art. Москва: Искусство, 1991.
5.Русская ст. Москва: Просвещение, 1977.
6.Кочановский В.В. История западноевропейской культуры. М., 1998.
7. Чернокосов А.И. История мировой цивилизации. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
8. Мартынов Ф.В. Мировая художественная культура. М. 2000.
- Элементы внутреннего и внешнего оформления книги
- Скульптура малых форм эпохи неолита и палеолита
- Виды компьютерных преступлений (Компьютерные преступления)
- Правовые акты управления понятие, виды, юридическое значение
- Исполнительная власть и государственное управление (Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления)
- Источники административного права (Понятие и виды источников административного права)
- Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания (Статус религиозных объединений)
- Сравнительно-правовой анализ Конституции Российской Федерации и Конституции США.
- Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания
- Организационно-правовые формы предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса
- Значение Петра I в развитии русского искусства
- Стиль рококо в искусстве и архитектуре Франции. Творчество Антуана Ватто, Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара
При копировании материалов с сайта evkova.org устанавливается активная ссылка на сайт www.evkova.org.
Сайт создан группой педагогов на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи.
Сайт создан, поддерживается и управляется командой педагогов.
Telegram и логотип Telegram являются торговыми марками Telegram Corporation FZ-LLC.
Сайт носит информационный характер и не является публичной офертой по смыслу статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Анна Евкова не предлагает никаких услуг.
Влияние других культур
Романское искусство находилось под влиянием римской и византийской культуры, что проявилось в зданиях с толстыми стенами, круглыми арками и мощными колоннами. Особое влияние на живопись оказало византийское искусство.
В оформлении романских церквей был использован латинский крест. Здание состояло из центрального нефа и двух боковых нефов, расположенных поровну с каждой стороны. Хор заканчивался полукругом, который образовывал апсиду — часть главы, где находится алтарь.
Боковые нефы были расширены назад вокруг хора, создавая амбулаторию, которая обеспечивала пространство для боковых нефов. Над трансептом возвышается восьмиугольный купол.
Важной особенностью романской архитектуры было включение башен в тело церкви, которые служили опорой для куполов и декоративным элементом.
Состав
Что касается дизайна церквей, то использовался цилиндрический или полукруглый купол. Церкви поддерживались не только колоннами, но и столбами; эти столбы были непрерывными и образовывали так называемую «арку Фашона».
Большинство колонн представляли собой цилиндрические валы, которые обычно были толще, чем классические колонны.
Колонны отличались друг от друга, потому что не было правил, дополняющих стиль; в противном случае, в каждой стране развивалась своя тенденция. Самым распространенным был кубический капитал, в котором вал был цилиндрическим, а клювы квадратными.
Монастыри
Монастыри обычно являются наиболее характерным элементом романской архитектуры. Он состоит из центрального открытого пространства в виде внутреннего двора-атриума, окруженного крытой пешеходной дорожкой. В Испании и сегодня сохранилось множество романских монастырей.