Исторический жанр в мировой живописи. Исторический жанр в живописи.

Военно-исторические темы также встречаются в ранних русских миниатюрах в Кенигсбергской (15 век), Никоновской (16 век) и Кунгурской (17 век) летописях.

Исторический жанр

Исторический жанр — это область мирового искусства, изображающая реальную жизнь и исторические события от прошлого до настоящего. В то же время изображаемые действия общества или конкретного человека должны иметь важное значение для большинства людей.

История человечества была бы неизвестна нашим современникам без произведений искусства, которые многое говорят о ней. Мифология, религия и реальные события переплетаются и дают нам картину мира. Иногда реальные, иногда воображаемые. Различные эпизоды из жизни древних людей и современников создателей произведения, иногда рассказывающие реальную правду, а иногда идеализирующие события или, наоборот, обостряющие и драматизирующие их.

Это направление считается самым сложным и относится к «высокой» категории, в отличие от натюрморта и пейзажа. Картины — это исторические образы, которые рассказывают людям правду о прошлом и настоящем, поэтому с ними невозможно ошибиться. В то же время следует помнить, что многие картины были написаны по заказу известных людей и часто «приукрашивались» и выдавались за желаемое.

Дж. Л. Дэвид. Смерть Сократа.

Особенности исторического жанра

Исторический жанр в искусстве существует как самостоятельно, так и в сочетании с другими. Смешанные жанры:

  1. историко-бытовой жанр;
  2. историко-мифологический;
  3. портретно-исторический;
  4. исторический пейзаж;
  5. батальное искусство.

Исторический жанр в живописи также включает свои разновидности, в том числе и религиозную тематику. Библейские события Ветхого и Нового Заветов также изображают многие важные эпизоды человеческой истории, поэтому довольно сложно провести четкую разделительную линию между этими видами искусства.

История также переплетается с аллегорией. Древнеримские и древнегреческие божества часто отождествляются с правителями и знаменитыми людьми.

Тициан. Вакх и Ариадна.

Среди работ, имеющих историческую направленность, выделяются следующие:

  • картины, росписи, фрески, рельефы;
  • скульптуру (монументальную, станковую);
  • литературные произведения (стихи, поэмы, романы, рассказы и пр.);
  • книжные миниатюры.

История развития

Изображение исторических событий началось еще в древности. На наскальных рисунках люди рисовали не только сцены повседневной жизни (например, охоту, приготовление пищи), но и важнейшие природные события, такие как извержения вулканов, землетрясения, первые войны за территории. Часто реальные события переплетались с мифологическими, воображаемыми или другими событиями, которые люди не могли объяснить. Например, есть изображения богов и колдунов, но вполне возможно, что это были живые люди, которых просто боготворили.

Уже в древние времена люди начали различать мифологию и историю. И они понимали, что необходимо донести до предков настоящую правду о настоящем. Впервые реальность событий была представлена отдельно от символизма.

В Средние века концепция изображения событий находилась под сильным влиянием религиозной ориентации. Эпизоды из Библии, некоторые войны, изображались как реальные, и было довольно трудно отличить, что реально, а что вымысел. Уже тогда историческую живопись называли самым благородным видом искусства, потому что изображать правду гораздо сложнее, чем вымысел. Кроме того, работы художников были призваны укрепить мораль и этику общества и заставить людей поверить в Бога, государство и общественных деятелей.

Диптих Уолта. Король Ричард II со святыми Эдмундом Мучеником, Эдвардом Исповедником и Иоанном Крестителем перед Девой Марией.

Исторический жанр в изобразительном искусстве начал формироваться как самостоятельный жанр в эпоху Возрождения. Оживленная торговля и путешествия привели к появлению молодых, образованных людей, которые знали много языков, могли общаться и создавать новые вещи. Основной идеей этого периода было показать красоту человека и его внутренний мир. Кроме того, художники эпохи Возрождения пытались передать магические знаки зрителю языком живописи. Они критиковали власти и чиновников и говорили о несчастье или щедрости определенных людей. Таким образом, историзм смешивался с аллегорией и символизмом.

Влияние романтизма сыграло важную роль в развитии жанра. Она провозгласила реализм и историзм как важнейшие принципы дизайна при изображении человека. В то же время художники писали картины не только о важных персонах, но и обращали внимание на простых людей. Главным стало описание события, повлиявшего на них и последующие поколения.

В 17 веке исторический жанр вышел на первый план. Классицизм включал в себя истории о реальных героях, изображенных в монументальных картинах и произведениях. И здесь в дело вступает история. Ведь реальные, немифологические образы и события вызывают больше эмоций из-за своей значимости.

Э. Делакруа. Резня на острове Хиос.

XVIII. Век стал поворотным для всей мировой живописи. Реализм стал академическим и обязательным для всех художников. Большое значение приобрели не только сами события, но и их переплетение с другими жанрами — натюрмортом, пейзажем, портретом и т.д. — стала очень важной. К фигурам добавляются религиозные и научные символы, современные черты лица и одежда.

Жан-Луи Давид. Смерть Марата.

Русские художники также писали картины с исторической справкой. Девятнадцатый и начало двадцатого века. Это был расцвет русской школы. Основные идеи — сила народа и его единство — постепенно переросли в революционные темы. Использовались не только современные темы, но художники также обращались к темам из прошлого, особенно к великим войнам и достижениям.

Исторический жанр в мировой живописи

Современная концепция исторической живописи — это изображение важных событий в развитии общества, как в прошлом, так и в современной художнику действительности. Произведения этого жанра представляют зрителю крупные исторические события и более мелкие, частные эпизоды, действия выдающихся личностей, а также обычаи, традиции и повседневную жизнь людей, живших в далеком прошлом.

К историческому жанру также относятся произведения о мифических и эпических сюжетах, с помощью которых автор создает героико-эпические образы. Особым видом исторической живописи является искусство сражения. Термин «сражение» происходит от французского (bataille — сражение, бой). Батальные картины изображают военные и исторические события не только из прошлого, но и из настоящего.

«Битва Александра Македонского». Мозаика. Фрагмент, ок. 100 г. до н.э., Музей Каподимонте, Неаполь.

Исторический жанр всегда существовал в искусстве, но люди придавали слову «история» несколько иное значение, чем сегодня.

Когда-то давно легенды и мифы воспринимались людьми как нечто правдивое, что когда-то произошло на земле. Поэтому считалось, что мифологические сцены на древних вазах и фресках представляют далекое прошлое. Только со временем историки Древней Греции, а затем и Древнего Рима начали осознавать прошлое как последовательность реальных событий и происшествий. С этого момента художники стали отделять реальные исторические элементы от мифологических при создании своих произведений. Например, в III веке до н.э. греческий художник Филоксен написал картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Эта композиция не дошла до нашего времени, но современные ценители искусства имеют представление о ней по копии римской мозаики, найденной в одном из домов Помпеи, разрушенных извержением Везувия.

Пьеро делла Франческа. «Победа Константина над Максенцием». Фрагмент, 1452-1466 гг.

Не только в Древней Греции и Древнем Риме, но и в Месопотамии и Древнем Египте художники начали создавать произведения, посвященные важным историческим событиям. В искусстве закрепился круг сюжетов, используемых мастерами исторического жанра: военные сражения и триумф победителей над врагом. В Древнем Риме, например, существовала церемония торжественного въезда в город генерала, победившего вражескую армию. Во главе своих легионов они обычно несли щиты с живописными изображениями героических деяний полководца и его армии. Эти уникальные исторические картины не сохранились, но из описаний современников мы знаем, что они служили для фиксации событий и эпизодов войны.

В Средние века исторический жанр почти полностью исчез из живописи из-за религиозных табу. Согласно христианской вере, единственной историей человечества была священная история, запечатленная в Библии. Таким образом, место исторического жанра в искусстве занял религиозно-мифологический жанр. Конечно, исторические события также изображались на картинах некоторых художников, но они носили скорее зависимый характер и часто служили лишь фоном для библейских сцен.

В эпоху Возрождения общество начало отделяться от жесткого влияния христианской церкви. Многочисленные научные открытия способствовали возникновению совершенно нового понимания истории, которое не зависело от религиозных догм. Исторический жанр утвердил свое место в искусстве.

Читайте также

1 МИРОВОЙ ПОЖАР РАЗДУЕМ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ Владимир Галактионович Короленко В письме <В. Г. Короленко>Эта история о ребенке, пятилетней девочке, которая рассказала всем правду в своих собственных глазах. Мужчине, которому эта девушка не особенно нравилась, она говорила: «Ты забавный». Читать далее

Урок 1: Телевизионные сериалы как сложные вещи К телевизионным сериалам многие относятся с пренебрежением. Драма банальна, диалог примитивен, костюмы паршивые, декорации дешевые, актеры не тянут, съемки паршивые, монтаж глупый. 99%.

Вместо введения. Исторический перекресток

Вместо вступления. В древние времена западные, снежные районы Австрии населяли родственные этрускам племена раэтов. С приходом римлян они перестали существовать как нация, но их имя перешло к Раэтии, одной из самых древних наций в мире.

O TISCH Глава IΣTOSELIDEA О том, что такое рисунок, как создаются произведения искусства и какими знаками они обозначаются, а также о сочинении историйТолько рисунок является отцом трех наших искусств: архитектуры, скульптуры и живописи; он берет свое начало в интеллекте и черпает из общего

Ренессанс

В своем трактате «О живописи» мастер итальянского Возрождения Альберти говорит об исторической живописи как об изображении святых, библейских фигур, мифологических героев и исторических личностей, которые передают позитивные идеи и моральные наставления. Вдохновляющие и поучительные произведения эпохи Возрождения традиционно были направлены на повышение общего культурного уровня общества и идеально подходили для украшения помещений, церквей, ратуш и дворцов.

Среди величайших художников раннего Возрождения были Мозаччо и Боттичелли, чьи знаменитые работы (фрески в капелле Бранкаччи, «Весенняя живопись») были основаны на мифологических сюжетах.

Затем Леонардо да Винчи создал фреску «Тайная вечеря», которая стала одним из самых известных произведений в истории христианского искусства.

Тайная вечеря. Леонардо.

Тайная вечеря, Леонардо.

Серия вдохновляющих исторических работ Микеланджело, Рафаэля, Босха, Дюрера и других мастеров эпохи Возрождения.

17-й век

Среди художников барокко, занимавшихся исторической живописью, Питер Пауль Рубенс, Караваджо, Веласкес и Рембрандт создали множество религиозных, мифологических и исторических произведений.

Сдача Бреды. Диего Веласкес.

Традиция» Бренды Веласкес.

18-й век

Этот период знаменует собой поворотный пункт в развитии исторической живописи. Из-за противоречивых стандартов художественных академий жанр попал в немилость. Среди известных мастеров исторической живописи восемнадцатого века были художники-неоклассики Жак-Луи Давид и Анжелика Кофман.

Смерть Марата. Жак-Луи Давид.

Историческая живопись

Происходящий от итальянского слова «istoria» («описательный»), термин «историческая живопись» относится к любой картине с героическим, религиозным или историческим содержанием. Сюжеты картин основаны на реальных событиях, мифологии и библейских текстах.

историческая живопись

Первоначально в изобразительном искусстве преобладали религиозные темы — в эпоху Возрождения евангельские и библейские сюжеты были самыми популярными в изобразительном искусстве. Картины Сурикова, Репина, Жерико, Рембрандта и других художников изображали события, важные для развития человечества, культуры и общественного сознания.

Основные сюжеты

Исторический жанр представлен пятью категориями предметов:

Религиозные

историческая живопись

Все картины с религиозной тематикой, независимо от принадлежности к определенной религии (христианской, исламской, индуистской, буддийской, иудейской или племенной). Христианская тематика охватывает период от начала нашей эры до настоящего времени, различая искусство Реформации и Контрреформации и другие поджанры.

Мифологические

Картины, изображающие мифическую историю и легенды. Популярные темы: греческие божества, мифы о сотворении мира, римская мифология и пантеон богов.

Аллегорические

историческая живопись

Картины со скрытым смыслом. Один предмет или фигура на холсте символизирует другой.

Литературные

Более узкая категория, состоящая из повествовательных картин с сюжетами из литературы (не мифологии). Популярные литературные произведения: пьесы Уильяма Шекспира, стихи Лонгфелло, проза Льюиса Кэрролла.

Исторические

историческая живопись

Картины, изображающие реальные исторические события с высокой степенью точности и достоверности. Особое внимание уделяется деталям. Впечатляющим представителем этого направления является русский художник Василий Суриков.

История развития

В своем трактате «О живописи» итальянский художник эпохи Возрождения Альберти определяет исторический жанр, изображая святых и других библейских деятелей, чтобы показать моральную борьбу и исторические события, связанные с развитием религии.

Эпоха Возрождения

В традициях Ренессанса историческая живопись направлена на повышение морального уровня общества и идеально подходит для украшения общественных мест, церквей, ратуш или дворцов.

Почти все художественные события итальянского искусства пре-ренессанса и Ренессанса можно интерпретировать как предпосылки для развития «исторической живописи»:

историческая живопись

  • Фрески Джотто на библейские темы;
  • Работы Мазаччо с религиозными и мифологическими сюжетами;
  • Леонардо да Винчи и его «Тайная вечеря»;
  • Микеланджело и фреска в Сикстинской капелле.

В эпоху Возрождения появились основные характеристики «исторической живописи»: большое внимание к деталям, монументальность, масштабность, использование религиозных тем в качестве основного сюжета в работах художников.

Ренессанс

Исторический жанр эпохи Возрождения представлен такими произведениями:

christ-healing-the-blind-man-1560

  • Андрей Рублев, икона Святая Троица;
  • Ян ван Эйк, Гентский алтарь;
  • Мазаччо, «Изгнание из Эдемского сада»;
  • Антонелло да Мессина «Христос в терновом венце»;
  • Андреа Мантенья «Оплакивание мертвого Христа»;
  • Альбрехт Дюрер «Четыре Апостола»;
  • Тициан «Венера и Адонис», «Похищение Европы», «Успение Пресвятой Богородицы»;
  • Рафаэль «Сикстинская Мадонна»;
  • Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром»;
  • Джорджо Вазари «Свадьба Эстер и Ахашвероша»;
  • Тинторетто «Распятие», «Тайная вечеря»;
  • Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня»;
  • Эль Греко «Совлечение одежд с Христа».

Среди художников барокко Питер Пауль Рубенс ярко представляет исторический жанр. Основные темы — мифологические. Итальянский художник Караваджо известен своими реалистичными религиозными картинами. Веласкес и Рембрандт писали религиозные и мифологические сюжеты.

Барокко

В эпоху барокко исторический жанр представлен произведениями:

историческая живопись

  • Караваджо «Призвание апостола Матфея», «Мученичество святого Матфея», «Распятие Святого Петра», «Смерть Богородицы», «Погребение Христа»;
  • Питер Пауль Рубенс «Самсон и Далила», «Снятие с креста»;
  • Адам Эльсхаймер «Бегство в Египет»;
  • Жорж де Ла Тур «Кающаяся Магдалина»;
  • Никола Пуссен «Великая Вакханалия с женщиной, играющей на лютне», «Похищение сабинянок»;
  • Пьетро да Кортона «Аллегория Божественного провидения»;
  • Франциско де Сурбаран «Христос на кресте»;
  • Веласкес «Христос на кресте», «Сдача Бреды»;
  • Рембрандт ван Рейн «Иаков благословляет детей Иосифа», «Возвращение блудного сына»;
  • Шарль Лебрен «Въезд Александра в Вавилон».

6

Какому историческому событию посвящена эта картина? Каковы были последствия события, изображенного на картине? Как зовут автора этой картины?

На картине изображены Иван Грозный и его сын Иван. В порыве гнева Иван Грозный ударил своего старшего сына Ивана ножом в висок. Это наиболее распространенная версия смерти царевича Ивана. Смерть царевича Ивана привела к прекращению династии Рюриковичей. Династический кризис стал одной из причин начала беспорядков. Автор фотографии — И. Репин.

8

Как называется эта картина? Какому событию в истории России посвящена эта картина? Что вы знаете о судьбе главного героя картины? Назовите автора картины.

Название: «Боярыня Морозова». Сюжет картины связан с церковной реформой патриарха Николая и последующим церковным расколом. Боярыня Феодосия Морозова была лишена имущества и отправлена в ссылку из-за исповедания «старой веры». Она умерла от голода в монастырской темнице. Икона была написана В. Суриковым.

9

Кто изображен на иконе? С каким историческим событием связан герой картины? В каком веке произошло это событие? Кто правил в то время? Какая судьба постигла героя картины? Имя автора.

На фотографии изображен Степан Разин. Он возглавил восстание против царя. Восстание произошло в 17 веке. Россией правил царь Алексей Михайлович. Восстание было подавлено, а Степан Разин казнен. Автор — В. Суриков.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий