Хуго ван дер Гус: жизнь и творчество художника. Гуго ван дер гус.

Алтарные образы Гуса часто вписаны в поэтический, тонко окрашенный пейзаж («Падение человека», ок. 1470 г., Кунсторический музей, Вена).

Хуго ван дер Гус

Хуго ван дер Гоес (ок. 1430/1440 — 1482) был одним из самых значительных и оригинальных фламандских живописцев конца XV века. Ван дер Гоес был выдающимся художником, писавшим картины и портреты. Благодаря своему монументальному стилю, использованию специфических цветов и индивидуальному способу изображения, он ввел важные инновации в живопись. С 1483 года его шедевр, триптих Портинари, сыграл роль в развитии реализма и использовании цвета в искусстве итальянского Возрождения во Флоренции. 1

Хуго ван дер Гоес родился, вероятно, около 1440 года в Генте или его окрестностях.1 О жизни художника до 1467 года, когда он стал учителем в гильдии живописцев, ничего достоверного не известно. Гент. Его вступление в гильдию поддержали Йоос ван Вассенхове, главный художник Гента с 1464 года, и Даниэль Рутарт.2 Возможно, что до поступления в Гент он получил и другое образование. Некоторые историки предполагают, что Дирик Баутс мог быть учителем ван дер Гуса, но независимых доказательств этому нет. 3

В 1468 году город Гент поручил художнику написать ряд работ в связи с выдачей городу крупной лицензии. В последующие годы ван дер Гоес получал все больше заказов от города на создание декораций для мероприятий, например, папских гербов. В 1468 году он был в Брюгге, чтобы сделать декорации для свадьбы Карла Смелого и Маргариты Йоркской. Хуго ван дер Гоес снова упоминается 18 октября 1468 года, когда он и другие члены гильдии художников Гента пригласили живописцев из близлежащего Турне на собрание гильдии в Генте, чтобы вместе отпраздновать день Святого Луки. Святой Лука был покровителем художников.

В 1469 году Хуго ван дер Гоес и Йоос ван Вассенхове гарантировали, что Александр Бенинг вступит в гильдию художников Гента в качестве учителя. Александр Бенинг женился на Екатерине ван дер Гоес, двоюродной сестре Хуго ван дер Гоеса, в 1480 году. Художник и его мастерская получили заказ от города Гента на работу над геральдическими украшениями для радостного въезда Карла Смелого в Гент в 1469 году и позднее в 1472 году.

Когда Йоос ван Вассенхове в 1470 году уехал из Гента в Италию, чтобы стать художником при дворе Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино, ван дер Гоес стал ведущим художником в Генте. В 1473 году ван дер Гоес получил заказ от бургундского двора на разработку герба для похорон Карла Доброго. Художник неоднократно избирался дьяконом гильдии живописцев и был ее деканом с 1474 по 1476 год.

В этот период Хуго ван дер Гоес написал картину «Поклонение волхвов» (также известную как алтарь Монфорте (Gemäldegalerie, Берлин)) и работал над алтарем Портинари (Уффици, Флоренция), который достиг своего назначения во Флоренции только в 1483 году, когда художник уже умер.

Ван дер Гесс пользовался большим успехом и получал важные заказы от бургундского двора, церковных учреждений, богатой фламандской буржуазии и объединений итальянских предпринимателей в Бургундских Нидерландах. 1 В 1477 году, когда он достиг пика своей карьеры, ван дер Гоес неожиданно решил закрыть свою мастерскую в Генте и стать братом-верзилой (т.е. братом-мирянином) в монашеской общине Руд Клостер (или Руклостер) близ Одергема (ныне в Брюсселе). 4 Руд Клустер принадлежал к монашескому крылу движения «Современное благочестие» и был членом Виндесхаймского конгресса. В монастыре он пользовался определенными привилегиями. Ему было разрешено продолжать работать над заказами на картины и пить вино. Согласно латинской хронике, написанной между 1509 и 1513 годами Гаспаром Офейсом, монахом из монастыря Руд, ван дер Гуса посещали выдающиеся люди, в том числе эрцгерцог Максимилиан. 4

Общий

Атрибуция его работ представляет сложность для искусствоведов. Многие работы, считавшиеся его рукой в начале и середине XX века, сегодня признаны копиями членами его мастерской или его последователями. В отсутствие документальных свидетельств атрибуция основывается на сравнении с алтарным образом Портинари 1470 года (Галерея Уффици, Флоренция), авторство которого четко указано ван дер Гоесом. 8

Оригиналы многих работ ван дер Гуса были утеряны. Эти работы сохранились только благодаря поздним копиям, сделанным с утраченных оригиналов. Большое количество копий свидетельствует о высоком уважении, которым пользовался художник, а также говорит о его значительном влиянии на раннее фламандское искусство. Гравюры Мартина Шонгауэра по произведениям ван дер Гуса распространили влияние художника за пределы Фландрии в Германию. Важный брюггский художник Герард Давид и его помощники в его мастерской явно черпали вдохновение у гентского художника. 1

Хьюго ван дер Гоес был важным художником запретных картин и портретов. Среди его наиболее значимых религиозных работ — триптих Портинари (Галерея Уффици, Флоренция), «Поклонение волхвов» (также называемый Алтарем Монфорте), «Поклонение пастухов» (оба — Гемальдегалери, Берлин), «Падение человека и искупление» (Музей искусства и истории) и «Смерть Богородицы» (Музей Грёнинг, Брюгге) 9.

В 1460-х годах ван дер Гоес получил заказ от первого настоятеля Эдварда Бонкиля на создание иконостаса для церкви Святой Троицы в Эдинбурге. Церковь была основана женой шотландской королевы Марией Гельдерс. 10 На четырех сохранившихся панелях иконографии изображены Яков III, король Шотландии, в окружении Святого Андрея и его сын, впоследствии Яков IV, и его жена Маргарет Датская. Даритель, Эдвард Бонкиль, также присутствует. 11

Триптих Портинари

Самая известная из сохранившихся работ Ван дер Ганса — триптих Портинари (Галерея Уффици, Флоренция). Триптих представляет собой статуэтку, заказанную Томмазо Портинари, директором филиала банка Медичи в Брюгге, для церкви Сан-Эгидио в больнице Санта-Мария-Нуова во Флоренции. 12

В 1483 году, очевидно, через несколько лет после завершения работы ван дер Гуса, алтарь Портинари прибыл в Пизу, откуда его отправили по каналу к воротам Сан-Фриано во Флоренции. Житие было вывешено в церкви госпиталя Санта-Мария-Нуова.

Грубые черты пастухов в композиции ван дер Гуса оставили глубокое впечатление на художников, работавших во Флоренции. Доменико Гирландайо, вероятно, был вдохновлен триптихом Портинари на Богоявление в капелле Сассети. 1 Большие голландские работы, показанные во Флоренции, были высоко оценены. В своем «Житии» 1550 года Джорджо Вазари назвал его «Уго д’Анверса» («Гуго из Антверпена»). Это единственная документация, приписываемая Хуго ван дер Гоесу. Все остальные работы приписываются ван дер Гусу на основании стилистического сравнения с алтарным образом. 12

После смерти Хуго ван дер Гоеса триптих ошибочно приписывали другим художникам, таким как Андреа дель Кастаньо и Доменико Венециано.5 Эти два художника создали фрески вокруг алтаря, но не участвовали в его проектировании. В 1824 году Карл Фридрих Шинкель назвал его работой Хуго ван дер Гуса. Лишь позднее эта теория получила всеобщее признание. 5

На центральной панели триптиха Портинари изображены центральные христианские мифы о рождении христианского Бога-Искупителя: рождение Иисуса, поклонение пастухов и благовестие пастухам (фон справа). Многочисленные интерпретации были предложены для иконографии иконостаса. В композиции подчеркивается почитание Евхаристии и Страстей Христовых. Евхаристия представлена ангелами в литургических одеждах и визуальной аналогией между зерном и телом Христа. Страсти представлены мрачными выражениями лиц фигур и цветочным натюрмортом на переднем плане, который включает такие цветы, как алые лилии, белые и фиолетовые ирисы и гвоздики. Один из сосудов, в котором хранятся цветы, является разновидностью альбарелло. Альбарелли использовались как медицинские сосуды для хранения лечебных мазей и сухих лекарств, намекая на образ больницы (например, больницы Санта Мария Нуова), где должен был располагаться алтарь. Некоторые цветочные натюрморты эпохи Возрождения также использовались в медицинских целях и, таким образом, также относились к больничной обстановке. Эти упоминания об исцеляющей силе также относятся к чудесному рождению Иисуса, которое, согласно христианской литературе, произошло без обычных родовых мук. Само рождение Иисуса также обладает целительной силой, поскольку освобождает человечество от так называемого первородного греха — христианского учения о греховном состоянии человечества в результате грехопадения.

На боковых панелях изображены мужчина (левое крыло) и женщина (правое крыло) — члены семьи Портинари, которые заказали и подарили алтарь. На правом крыле изображено Благовещение волхвов, на левом — путешествие Марии и Иосифа в Вифлеем.

Хуго ван дер Гус

Хуго ван дер Гоес 1 (ок. 1420-25, Гент — 1482, Одерхайм) — фламандский живописец, которого Альбрехт Дюрер, наряду с Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом, считал главными представителями ранней голландской живописи.

Он родился в Генте или Тер-Хусе в Зеландии. Точная дата его рождения неизвестна, но был найден указ от 1451 года, который позволил ему вернуться из изгнания. Должно быть, он совершил что-то плохое и был сослан на некоторое время. Он стал членом гильдии Святого Луки. В 1467 году он стал магистром гильдии, а в 1473-1476 годах был ее ректором в Генте. Он работал в Генте, а с 1475 года — в августинском монастыре Родендейл под Брюсселем. Там он принял монашеский постриг в 1478 году. Его последние годы были омрачены психическим заболеванием. Однако он продолжал работать и выполнял заказы на портреты. Максимилиан Габсбургский, который впоследствии стал императором Священной Римской империи, посетил его в монастыре.

Он продолжил художественную традицию голландской живописи первой половины XV века. Влияние Баутса чувствуется в его ранних работах.

Он участвовал в качестве декоратора в Брюгге на свадьбе Карла, герцога Бургундского, и Маргариты Йоркской в 1468 г., а затем в оформлении празднеств в Генте по случаю въезда Карла, герцога Бургундского, и новой графини Фландрии в 1472 г. Очевидно, что он играл ведущую роль в этих работах, поскольку, согласно сохранившимся документам, ему платили больше, чем другим художникам. К сожалению, картины, которые были частью декора, не сохранились. В творческой биографии много неясностей и пробелов, поскольку ни одна из картин не датирована и не подписана художником.

Самой известной его работой является большая иконография «Поклонение пастухов» или «Алтарь Портинари», заказанная около 1475 года Томмазо Портинари, представителем банка Медичи в Брюгге, которая оказала сильное влияние на флорентийских художников Доменико Гирландайо, Леонардо да Винчи и других.

Гуго ван дер Гус

Поклонение пастухов (Алтарь Портинари), Хуго ван дер Гус

Художник Хуго ван дер Гоес (ок. 1435 — 1482). Голландская школа. Поклонение пастухов. 1476-1477. Галерея Уффици. Флоренция

Творчество великого нидерландского живописца Гуго ван дер Гуса определило развитие и наиболее совершенные достижения художественной культуры Нидерландов второй половины XV века. Сведения о его жизни скудны.

В нескольких архивных документах упоминаются некоторые из его декоративных работ, которые были выполнены по случаю праздничных мероприятий в городе Генте.

В октябре 1475 года он удалился в монастырь, где провел последние годы своей жизни, и продолжал писать картины, пока не наступило тяжелое психическое расстройство.

Его самая известная и единственная по-настоящему подлинная работа — огромный триптих «Алтарь Портинари». Работа была заказана художнику Томмазо Портинари из банка Медичи в Брюгге для госпиталя церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. На боковых панелях изображены члены семьи Портинари и их святые покровители.

Центральная часть иконографии посвящена теме Рождества Христова, Поклонению Младенца. Цветочные вазы расположены в нижней части картины. Их тонкая поэтическая образность задает первый, но чрезвычайно важный тон для сложного музыкального решения всей композиции.

Цветы и букет служат световым барьером, отделяющим картину от зрителя и завершающим круг вокруг ребенка. Он лежит на каменных плитах, на почтительном расстоянии от фигур. Кажется, что пустое пространство заполнено эмоциями людей. Изображение Марии объединяет эти эмоции.

Она завораживает не только своей простотой и возвышенной духовностью, но и обнаженностью ее чувств, которые прямо говорят со зрителем, хотя внешне она кажется отстраненной.

Поклонение пастухов (Алтарь Портинари), Хуго ван дер Гус

Хуго ван дер Гоес (ок. 1435 — 1482) Культ пастухов. Подробности. Галерея Уффици, Флоренция

В композиции разворачивается целый спектр психологических состояний; Гус следует за Рогиром в его поисках, но достигает несравненно большей тонкости и дифференцированности в передаче психологической структуры личности. Возможно, впервые в голландском искусстве Мадонна пользуется такой популярностью.

Ее лицо не поражает красотой; вместо этого Хуз стремится выразить в своих уродливых чертах интенсивность и богатство психического опыта. Несмотря на ее высокий духовный уровень, ее образ напоминает образ простых пастухов, которые, согласно легенде, первыми узнали о рождении Христа и поклонились ему.

Группа пастухов — один из самых сильных элементов этой гениальной работы. Три фигуры связаны между собой силой и непосредственностью их личностей. Светлая, безмятежная радость преображает суровые черты морщинистого лица коленопреклоненного старика. Его манера поведения убедительна благодаря своей индивидуальной аутентичности.

Мощным средством метафорического эмоционального выражения в живописи Гуса стал жест рук. Если архитектурное обрамление центральной части композиции имеет целостный характер, то Гус, напротив, стремится к конкретности в деталях фона, в живописи местности простых домов. Картина написана в холодной, насыщенной цветовой гамме.

Читать

  • Всеобщая история искусств
  • От редакционной коллегии.
  • Введение
  • Искусство Италии
  • Введение
  • Искусство Проторенессанса и 14 века
  • Искусство 15 века
  • Архитектура
  • Изобразительное искусство
  • Искусство 16 века
  • Введение
  • Архитектура
  • Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения
  • Искусство маньеризма
  • Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей
  • Прикладное искусство
  • Искусство Нидерландов
  • Архитектура
  • Изобразительное искусство 15 века
  • Изобразительное искусство 16 века
  • Искусство Германии
  • Искусство 15 века
  • Искусство 16 века
  • Искусство Франции.
  • Искусство 15 века
  • Искусство 16 века
  • Искусство Испании
  • Искусство Португалии
  • Искусство Англии
  • Искусство Далмации
  • Искусство Венгрии
  • Искусство Польши
  • Библиография
  • Общие работы
  • Искусство Италии
  • Общие работы
  • Искусство проторенессанса и 14 века.
  • Искусство 15 века.
  • Искусство 16 века.
  • Искусство Срелней Италии.
  • Искусство маньеризма.
  • Искусство Северной Италии.
  • Искусство Нидерландов.
  • Искусство Германии
  • Искусство Франции.
  • Искусство Испании
  • Искусство Англии
  • Искусство Далмации.
  • Искусство Венгрии.
  • Искусство Чехословакии.
  • Искусство Польши.
  1. Всеобщая история искусств
  2. Том третий
  3. От редакционной коллегии.
  4. Третий том «Всеобщей истории искусств» целиком посвящен искусству эпохи Возрождения.
  5. Авторами глав третьего тома являются:

Введение — Y. Д. Колпинский.

Введение — E. И. Ротенберг.

Искусство раннего Возрождения и XIV века — Н. А. Белоусова.

Искусство архитектуры 15 века — В. Е. Быков. Изобразительное искусство — N. А. Белоусова.

Искусство 16 века введение — Е. И. Ротенберг. Архитектура — В. Ф. Маркузон. Изобразительное искусство в Центральной Италии в эпоху Высокого Возрождения — Е.И. Ротенберг.

Искусство маньеризма — И.А. Смирнова.

Изобразительное искусство Венеции и соседних регионов — Y. Д. Колпинский.

Прикладное искусство — Н. С. Степанян.

Архитектура — E. И. Ротенберг.

Изобразительное искусство — Р. Б. Климов.

Искусство в Германии — Н. М. Чегодаева.

Архитектура — A. И. Венедиктов.

Изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Испанское искусство — Т. П. Каптерева.

Искусство Португалии — Т. П. Каптерева.

Архитектура — A. И. Венедиктов.

Изобразительное искусство — М. А. Орлова.

Искусство Далмации — Л. С. Алешина.

Искусство Венгрии — А. Н. Тихомиров.

Чехословацкое искусство — Л. С. Алешина.

Польское искусство — М. Т. Кузьмина.

Читайте также.

Составителями отдельных частей тома были В. Ф. Маркусон (по архитектуре XV века в Италии), Е. И. Ротенберг (по изобразительному искусству XV века в Италии) и В. М. Полевой (по искусству Польши — раздел о Вите Ствоше).

В редактировании некоторых глав помогали А.Д. Чегодаев и Н.В. Яворская. Тексты отредактированы Л. С. Алешиной.

Стилистическая разработка

Ван дер Гоес считается одним из самых оригинальных и новаторских ранних голландских художников. Поскольку многие работы ван дер Геза не сохранились, а большинство сохранившихся работ невозможно точно датировать, трудно определить стилистическое развитие ван дер Геза. Алтарь Портинари — единственная его работа, которую можно с уверенностью приписать художнику.

Однако искусствоведы видят общее развитие, которое начинается со стиля, близкого к иллюзионизму ван Эйка. Этот ранний стиль характеризуется детальным описанием в жирных цветах и единой перспективой сходящейся точки, как это видно в алтарной композиции Монфорте и центральной картине Портинари. Возможно, Ван дер Гоес научился этому стилю у Петруса Кристуса или Дирика Баутса.

В более поздних работах иллюзионизм постепенно уходит в пользу большего акцента на искусственности созданного образа, оторванного от реальности. Этот эффект был достигнут благодаря использованию ограниченного количества цветов и выразительному искажению форм и пространства. 2 Примерами работ в этом позднем стиле являются «Смерть Девы» (Музей Грёнинг, Брюгге) и «Поклонение пастухов» (ок. 1480 г., Гемальдегалерия, Берлин). Другие характеристики, приписываемые этим поздним работам, — фрагментация пространства, отказ от элементов натюрморта, не имеющих прямого отношения к теме, а также чрезмерное возбуждение и преувеличенное выражение фигур. Ранние исследователи рассматривали такое развитие событий как свидетельство растущей психической нестабильности художника. Более поздние интерпретации придавали большое значение участию художника в движении «Современное благочестие» как важному влиянию. Эти интерпретации рассматривают поздние картины как попытки ван дер Гуса воплотить идеи этого движения в визуальной среде. В частности, считается, что акцент на медитации через движение сыграл ключевую роль в отказе художника от иллюзий. 15

Сдержанная цветовая гамма позднего «Культа пастуха», кажется, поддерживает интерпретацию стилистической эволюции в сторону от иллюзионизма. Недавняя реставрация «Поклонения» предоставила новые визуальные доказательства, которые противоречат более раннему прочтению и показывают, что картина была не немой, а живой и очень иллюзорной. 16

Не все ученые согласны с тем, что работы Ван дер Гуса претерпели стилистическое развитие. Некоторые утверждают, что его карьера, длившаяся всего 15 лет, была слишком короткой, чтобы признать его развитие. Другие ученые считают ван дер Гуса художником, способным создавать очень разные типы и стили работ в один и тот же период и даже в рамках одной композиции. Они утверждают, что ван дер Гус обладал гибкостью и свободой действий, чтобы использовать или отказаться от техник, когда они служили его целям. 2

Рисунки

Хуго ван дер Гоес оставил после себя большое количество рисунков. Эти рисунки или сами картины были использованы его последователями для создания большого количества копий композиций его руки, которые в настоящее время утрачены. 12 После смерти ван дер Гуса владельцем рисунков и проектов ван дер Гуса, вероятно, стал книжный иллюстратор Александр Бенинг, женатый на племяннице ван дер Гуса. Предполагается, что Симон Бенинг, сын Александра Бенинга, позже привез эти рисунки в Брюгге, так как композиции ван дер Гуса появляются в иллюстрированной книге часов Гент-Брюгге. 1

Работает

  1. ^ a b c d e f g Тилль-Хольгер Борхерт, Хьюго ван дер Гус из «Фламандских примитивов»
  2. ^ a b c d Кэтрин Рейнольдс. «Уходит, Хуго ван дер». Grove Art Online. Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Интернет. 19 мая 2016
  3. ^ J. Koldeweij, А. Hermesdorf, П. Huvenne, Де schilderkunst дер Lage Landen: De Middeleeuwen ан де zestiende eeuw, Amsterdam University Press, 2006, стр. 106-110 (на голландском)
  4. ^ a b c d Вольфганг Стехоу, Искусство Северного Возрождения, 1400–1600: Источники и документы, Northwestern University Press, 1966, стр. 15–18
  5. ^ a b c Костер, Маргарет (1999). «Алтарь Портинари» Хуго ван дер Гуса: северное изобретение и флорентийский прием. Колумбийский университет.
  6. ^ Колин Томпсон, Лорн Кэмпбелл, Хьюго ван дер Гус и группы Тринити в Эдинбурге, попечители национальных галерей Шотландии; Лондон: распространено А. Цвеммером, 1974, стр. 5
  7. ^ Susan Кослоу, «Влияние Хьюго ван дер Гуса это психическое заболевание и позднего средневековья религиозные воззрения на смерть Богородицы» в исцеление и истории, очерки Джорджа Розен,ред. Чарльз Э. Розенберг (Нью-Йорк: Академические публикации Нила Уотсона, 1979), стр. 27-50
  8. ^ Кэмпбелл, Лорн. Живопись Нидерландов пятнадцатого века. Лондон, Национальная галерея. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1998. ISBN 0-300-07701-7, стр. 240.
  9. ^ a b c Портрет мужчины в Метрополитен-музее
  10. ^ Флеминг, Александр и Мейсон, Роджер, ред., Шотландия и фламандский народ (Бирлинн: Эдинбург, 2019), стр. 93
  11. ↑ Джилл Харрисон, «Свежие перспективы на Хьюго ван дер Гуса» Портрет Маргарет Датской и алтарь Троицы », The Court Historian, 24: 2 (2019), стр. 120-138
  12. ^ a b c Лорн Кэмпбелл, Национальная галерея живописи Нидерландов пятнадцатого века, стр. 240
  13. ↑ Джулия И. Миллер, Чудесные роды и алтарь Портинари, Художественный бюллетень, Vol. 77, № 2 (июнь 1995 г.), College Art Association, стр. 249–261
  14. ^ a b c d Портрет мужчины на молитве со святым Иоанном Крестителем в Художественном музее Уолтерса
  15. ^ Бернхард Риддербос, Гуго ван дер Гуса «Смерть Богородицы» и современный Devotion: анализ творческого процесса, в: Oud Holland Vol. 120, No. 1/2 (2007), pp. 1–30, Издатель: Brill
  16. ^ Джессика Buskirk, «Гуго ван дер Гуса этого Поклонение пастухов: Между Аскетическим идеализм и городскими сети в Позднесредневековой Фландрии» JHNA 6: 1 (зима 2014), DOI: 10,5092 / jhna.2014.6.1.1
  17. ↑ Вернер Шаде, «Встреча Иакова и Рахили» Хуго ван дер Гуса: переоценка, в: Master Drawings Vol. 29, № 2 (лето, 1991), стр. 187–193.
Внешнее видео
Hugo van der Goes - The Adoration of the Kings (Monforte Altar) - Google Art Project.jpg
Ван дер Гус «Культ королей», «Смартистория в Академии Хана».
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий