Хроматическая гамма — Chromatic scale. Что такое хроматическая гамма.

Шкалы являются фундаментальным элементом теории музыки. Изучение любого музыкального инструмента, будь то арфа, скрипка, гитара или фортепиано, неизбежно предполагает изучение гамм.

Хроматика

Последовательность из 12 полутонов без тонального центра называется хроматической гаммой. Термин chromatica означает цвет, который можно понимать как палитру художника.

Хроматическая гамма имеет множество различных вариаций и встречается во многих различных музыкальных системах.

Эволюция хроматики идет от диатонической к семитоновой системе (система из 12 равных полутонов). Между этими двумя крайними системами существует 6 цветовых вариаций (классификация В.М.Барского).

Модуляционная хроматика

Он появляется в тех местах, где тональность постепенно меняется. Активная модуляция в мелодии фактически создает хроматическую гамму, но если проанализировать функции ступеней, то становится ясно, что это смесь двух диатоник (модуляция от си до диез, например, состоит из 12 нот, но ухо воспринимает это движение только в пределах тональности). Поэтому модуляционный хроматизм считается наименьшим проявлением хроматизма.

Его формальным проявлением являются прогибы. Субсистемный хроматизм похож на модуляционный хроматизм и также характеризуется появлением нового аккорда в другой тональной области. Очень часто подсистемный хроматизм дополняется гармоническими вариациями (например, I-I7 или V-IVm).

Вводотоновая (вводная) хроматика

В отличие от двух предыдущих типов хроматизма, которые основаны на смешении диатоники, в этом типе начинает проявляться чисто хроматический принцип. Каждый диатонический тон дополняет вводные тона.

В вводной тональной системе каждый хроматический тон считается неустойчивым и должен быть разрешен в ступени полутона. Это взаимодействие диатоники и хроматики усиливает роль определенных тонов. Фактически, вводная тональность является основой тональной системы, поскольку, например, минорная тональность всегда имеет вводный тон на первой ступени (гармонический минор), что нарушает диатоническую природу системы.

Круг из пентад, нарисованный внутри цветового круга в виде двенадцатиконечной звезды.

Не существует фиксированной гармонической нотации для хроматической гаммы, которая используется всегда. Однако ее обозначение часто зависит от мажорных или минорных альтераций, а также от того, является ли она восходящей или нисходящей. Как правило, цветовая шкала обозначается запятыми по возрастанию и курсивом по убыванию. Он также обозначен так, чтобы шкала не использовалась более двух раз подряд (например, G ♭ — G ♮ — G♯).

Аналогично, некоторые ноты хроматической гаммы имеют гармонические эквиваленты в сольфеджио. Восходящая шкала — это До, До, Ре, Ми, Фа, Фи, Со, Си, Ля, Ли, Ти, а нисходящая — Ти, Те/Та, Ля, Ле/Ло, Со, Се, Фа, Ми, Ме/Ма, Ре, Ра, До, но как только нота получает 0, хроматическая шкала может быть однозначно идентифицирована числами 0-11 mod 12 из-за равенства октав. Таким образом, две совершенные пятые равны 0-7-2. Тональные аккорды, серии, используемые в двенадцатитоновой технике, часто рассматриваются таким образом, потому что так легко сравнивать обратные интервалы и формы (обратная эквивалентность).

Питч-рациональные настройки

Пифагорейский

Наиболее распространенной концепцией цветовой шкалы до XIII века была пифагорейская цветовая шкала («Игра»), в которой двенадцать полутонов имеют два немного разных размера из-за разной техники настройки. Поэтому весы не являются идеально симметричными. Многие другие системы настройки, разработанные в последующие века, имеют подобную асимметрию.

В пифагорейском резонансе (т.е. Только 3-премиальное интонирование ) хроматическая гамма настроена следующим образом, в точных пентадах от G ♭ до A♯, с центром на D (выделено жирным шрифтом) (G ♭ -D ♭ -A ♭ -E ♭ -B ♭ -FDG- D-AEBF♯-C♯-G♯-D♯-A♯) с диезами над их гармоническими плоскостями (центы округлены до одного десятичного знака):

C D ♭ C♯ D E ♭ D♯ E F G ♭ F♯ G A ♭ G♯ A B ♭ A♯ B C
Шаг. Фактор 1 ⁄243 ⁄2048 ​⁄8 ⁄27 ⁄16384 ⁄64 ​⁄3 ⁄729 ⁄512 ​⁄2 ⁄81 ⁄4096 ⁄16 ​⁄9 ⁄32768 ⁄128 2
Центы 0 90,2 113,7 203,9 294,1 317,6 407,8 498 588,3 611,7 702 792,2 815,6 905.9 996.1 1019.6 1109.8 1200

где ⁄ 243 — диатонический синус (пифагорейский голод ), а ⁄ 2048 — хроматический синус (пифагорейский крест ).

Хроматическая гамма в пифагорейской настройке может быть преобразована в настройку 17-EDO (P5 = 10 ступеней = 705,88 центов).

Просто интонация

В чистой 5-пятой интонации интенсивная хроматическая шкала Птолемея выглядит следующим образом, со ступенями над их гармоническими делениями и новыми нотами между E — F и B — C (значения центов округлены до одного десятичного знака):

C C♯ D♭ D D♯ E♭ E E♯ / F ♭ F F♯ G♭ G G♯ A♭ A A♯ B♭ B B♯ / C ♭ C
Коэффициент наклона 1 ⁄24 ⁄15 ​⁄8 ⁄64 ​⁄5 ​⁄4 ⁄25 ​⁄3 ⁄18 ⁄25 ​⁄2 ⁄16 ​⁄5 ​⁄3 ⁄72 ​⁄5 ​⁄8 ⁄25 2
Центы 0 70,7 111,7 203,9 274,6 315,6 386,3 427,4 498 568,7 631,3 702 772,6 813,7 884,4 955 1017,6 1088,3 1129,3 1200

Дроби ⁄ 8 и ⁄ 9, ⁄ 5 и ⁄ 27, ⁄ 4 и ⁄ 64, ⁄ 3 и ⁄ 20 и многие другие пары взаимозаменяемы по мере смягчения ⁄ 80 (синтетическая запятая ).

Резонанс можно легко аппроксимировать резонансом 19-EDO (P5 = 11 ступеней = 694,74 цента).

Незападные культуры

Древнекитайская шкала цветов называется Shí-èr-lǜ. Однако не следует полагать, что эта шкала когда-либо функционировала как шкала, и неправильно говорить о «китайской шкале цветов», как это делают некоторые западные авторы. Серия из двенадцати тонов, так называемые двенадцать lui, была просто серией фундаментальных тонов, из которых можно было построить шкалы». Однако, с точки зрения тональной музыки, хроматическая шкала не является самостоятельной шкалой, а «производна» от диатонической, что делает западную хроматическую шкалу серией фундаментальных тонов, из которых также могут быть построены шкалы.

  • Атональность
  • Двенадцатитоновая техника
  • Музыка 20 века # Классика
  • «Всю ночь» (песня Коула Портера)
  • «Хиказ Хюмаюн Саз Семайси »- турецкая песня, подчеркивающая отличия от шкалы из двенадцати полутонов

Обучение гитаре с нуля: Хроматическая гамма

Хроматическая гамма

В этой статье мы поговорим об одной из самых полезных гамм для обучения гитариста — хроматической гамме.

О том, почему важно изучать гаммы, мы писали в статье — Обучение игре на гитаре с нуля: Пентатоническая шкала

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма — это гамма, в которой ноты повторяются через полутон.

Апликатура хроматической гаммы

Аппликатура этой гаммы показана на рисунке выше, цифры обычно обозначают номера пальцев.

Хроматическая гамма является прекрасной основой для создания упражнений, в которых нужно просто играть восходящие и нисходящие отрывки гаммы, тем самым развивая беглость и аппликатурные навыки.

Постарайтесь сыграть это упражнение, максимально концентрируясь на чувстве осязания, запоминая порядок нот и добиваясь точного соответствия положения пальцев аппликатуре.

Упражнение на основе хроматической гаммы

Хроматическая гамма (сокращенно хроматическая) также отлично подходит для отработки мелодических пассажей.

Упражнение на основе хроматической гаммы

Аппликатурные формы хроматической гаммы

Наиболее распространены три формы хроматических аккордов. То есть, с расположением трех нот в аккорде:

Апликатура хроматики с тремя нотами на струне

Четыре ноты на одной струне:

Апликатура хроматики с четеремя нотами на струне

И пять нот в аккорде:

Апликатура хроматики с пятью нотами на струне

Все они могут быть использованы в качестве упражнений, как по отдельности, так и в комбинации.

Упражнения и Licks на основе хроматической гаммы

Но теперь давайте перейдем к самому главному — обучению, и начнем с простых упражнений.

Пример 1

Это упражнение полезно не только для укрепления левой руки, но и для развития переменного касания и умения щипать, поскольку на каждой струне ровно четыре ноты и, следовательно, требуется два касания вверх и вниз по струне.

Обратите особое внимание на аппликатуры, которые необходимо использовать для перебора струн; их номера указаны под табулатурой.

the first face of the chromatic scale

Сначала играйте это упражнение с чередованием ударов и строго по метроному; для начала достаточно 60 ударов в минуту, затем вы можете увеличить время, с нотами в начале каждого нового бара.

Пример 2

Это горизонтальное упражнение, но его также можно использовать как упражнение на ликбез.

the second face of the chromatic scale

Особое внимание следует уделить мизинцу, так как существует не так много упражнений для развития этого пальца, на него уходит много времени. Это окупится в будущем, а не только при выполнении упражнений с цветом.

Пример 3

Еще одно простое упражнение на знание горизонтали грифа:

Licks хроматическая гамма

Стоит помнить, что все три упражнения играются от ноты F, но могут свободно переноситься вниз и вверх по ладам.

Заключение

Хроматика — это не только отличная гамма для развития беглости левой руки и хорошего чередования ударов, но и хорошая основа для импровизации, но об этом подробнее в следующей статье.

Позиции гамм на гитаре сколько и какие бывают

Есть 5 ключевых позиций для игры. Есть маленькие и большие. Для начала вам нужно выучить 5 ладов в до мажоре, а для остальных клавиш вы можете меняться вниз.

Существуют общие для всех ключей принципы, характерные для каждого ключа.

Для мажорной гаммы схема выглядит следующим образом:

тон — тон — тон — тон — тон — тон — тон — полутон — тон — тон — полутон.

Схема минорной гаммы выглядит следующим образом:

Тон — Тон — Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон — Тон — Тон — Тон — Тон — Тон — Тон.

Хроматическая гамма имеет следующую структуру:

  • Мажорная – все ноты повышаются на пол тона, кроме 6-й ступени – идет понижение седьмой;
  • Минорная – вторая ступень понижается на пол тона.

Хроматическая минорная гамма, где между последними нотами находится полутон, и хроматическая мажорная гамма, где между пятой и шестой нотами находится полутон, называются обертонами.

Разновидности гамм

Основные типы, используемые при игре на музыкальном инструменте, особенно на гитаре:

  • Мажорные;
  • Минорные;
  • Диезные;
  • Бемольные;
  • Хроматические;
  • Гармонические;
  • Блюзовые;
  • Диатонические.

Однако существуют и нестандартные типы, которые можно играть на гитаре.

К ним относятся:

  • Арабская;
  • Пентатоника;
  • Целотонная.

Мажорная гамма на гитаре

Этот тип подходит для тех, кто только начинает учиться играть на гитаре. На нем можно играть из любой позиции. Вы должны выбрать любой лад ниже 12-го лада на шестой струне в E или A. Если вы начнете с низких струн, у вас будет больше пространства и возможностей для исполнения припева. Затем, следуя схеме построения любой мажорной гаммы, начните играть последовательность нот вверх.

Существует множество способов сыграть одну и ту же гамму. Сначала стоит прослушать его на аккорде, но этот метод используется редко. Тогда стоит комбинировать струны и пробовать разные позиции. Этот метод сокращает количество движений руки и помогает отработать механику перемещения пальцев со струны на струну.

Гамма до мажор

Вы можете начать с игры гамм с предложенной аппликатурой, постепенно запоминая и отрабатывая их до автоматизма, увеличивая темп и расставляя ноты.

Вы должны всегда играть одну и ту же гамму вверх, повышая ноты, а обратный ряд поможет вам улучшить память и увеличить диапазон движения.

Минорная гамма на гитаре

В целом, по структуре этот тип очень похож на мажорную гамму, но есть небольшие различия в форме. Соответственно, необходимо построить минорную гамму соответствующего ключа, выучить аппликатуру и отрабатывать тот же принцип, что и для минорной гаммы, но учитывать и запоминать существенные различия в строении и звучании.

Гамма ля минор

Хроматическая гамма

Для этой вариации существует специфическая форма строя и аппликатуры, упомянутая выше.

Основная цель — выучить аппликатуру и развить ловкость рук. Она также служит основой для многих упражнений.

Гамма имеет 3 распространенные формы аппликатуры:

  • Расположение трех нот на струне;
  • Расположение четырех нот на струне;
  • Расположение пяти нот на струне.

Их можно использовать по отдельности или комбинировать в игре.

Цветовые аккорды отлично подходят для развития механики движений и работы с сеткой.

Хроматическая гамма

Пентатоническая гамма

Само название говорит о том, что шкала состоит всего из 5 нот. Поэтому для того, чтобы построить такие весы, нужно следовать принципу:

  • Для минорной убрать из гаммы вторую и шестую ступень;
  • Для мажорной – четвертую и седьмую.

Основное назначение пентатоники — аккомпанировать музыкантам, сочинять произведения и создавать импровизации.

Для игры на пентатонике используются боксы. Существует 5 основных блоков, которые различаются для основных и второстепенных предметов.

Аппликатуры гамм на гитаре

Примеры популярных гамм на гитаре

Наиболее популярными для гитары являются до мажор и ля минор. Они просты в игре и служат основой для начинающих игроков.

Их можно играть на одной струне, опускаясь на лад, или на нескольких струнах, создавая плавный переход.

Другие гаммы, которые обычно играют на гитаре: до-мажор, ми-мажор, фа-мажор, соль-мажор, соль-минор, ре-минор, ми-минор и си-минор.

Гамма до — мажор

Она является диатонической. Тональность соответствует своему названию.

Прежде всего, попробуйте сделать это самостоятельно, следуя схеме: тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.

Как только вы поймете принцип, вы сможете ознакомиться с часто используемыми вкладками.

В гаммах существует понятие удерживаемых ступеней, то есть нот, которые при одновременном исполнении образуют тональный звук. В данной форме это ступени 1, 3 и 5. Они одинаковы для каждой клавиши этой шкалы.

Чтобы сыграть до-мажор, используется 5 позиций:

  1. Опора на 7 лад с последовательной игрой нот.
  2. Играется на 3 лада ниже, схема похода на 1 тип.
  3. Основа — первый лад. Это простейшая схема.
  4. Первые ноты данной схемы – последние в предыдущей.
  5. Начало в четвертом ладу, а окончание – возврат к первому боксу.

Гамма до мажор

Гамма ля минор

Это параллельный ключ к до мажору. Они содержат одни и те же ноты в каждой из этих шкал.

Ля — минор строится по образцу всех минорных гамм: тоника — тон — тон — тон — полутон — тон — полутон — тон — тон — тон — тон — тон — тон.

  1. Начало – седьмой лад, окончание — десятый
  2. Первая нота – 10-й лад.
  3. Начинается с нулевого лада;
  4. От третьего – до пятого лада.
  5. С пятого по седьмой лады.

Гамма ля минор

Также можно создать гармонический ля-минор: седьмая степень повышается до соль-диез или ля-бемоль.

Разновидности гамм

Разновидности гамм

Существует два типа шкал — мажорная и минорная. Их двадцать четыре — по числу всех существующих клавиш, но есть одна особенность, которая облегчит вам обучение. Факт, что гамму в мажорной тональности можно найти и в параллельной минорной тональности, и наоборот. Поэтому все, что вам нужно сделать, это запомнить, какие клавиши являются параллельными, и выучить двенадцать гамм.

Сами эти ячейки могут быть диезными и широкими — если в них есть ноты с этими символами. Кроме того, существует особый поджанр — хроматическая гамма, в которой каждая нота в пределах гаммы повышается на полутон, за исключением одной ноты.

Теория построения

Теория построения гамм

Мажорная гамма основана на следующем принципе:

Нота — нота — нота — нота — нота — полутон — нота — нота — нота — полутон. Это самый распространенный формат, с которого начинают все музыканты.

Минорная гамма строится следующим образом:

тон — тон — полутон — полутон — тон — тон — тон — полутон — тон — тон — тон — тон — тон — тон.

Хроматическая гамма, с другой стороны, следует этому образцу и повышает все ноты на полутон, за исключением шестой степени, которая заменяется седьмой, если она мажорная, или за исключением первой степени, которая заменяется второй, если она минорная. Следует помнить, что мы добавляем дополнительный полутон к каждой ноте и не превращаем ее в двойку или си.

Аналогично с минором, если вы добавите полутон между двумя последними нотами, то получите гармоническую гамму. То же самое верно и для мажора, если добавить полутон между пятой и шестой нотой. Это придает звучанию восточный оттенок.

Аппликатура гамм на гитаре

На гитаре вы можете играть гамму на одной струне или на всем ладу. В первом случае вы просто переходите от первого или нулевого лада к двенадцатому ладу, если это мажор или минор, или от любого другого лада, пока не достигнете полной октавы.

Аппликатура гамм на гитаре

Однако гораздо проще и полезнее играть гаммы в так называемых боксах. Тогда вы будете знать, какой аккорд находится на какой ноте, и сможете в дальнейшем легче импровизировать и самостоятельно создавать новые гаммы.

Минорные гаммы

Если создать шкалу на основе формулы (TONE-TONE-TONE-TONE-TONE-TONE), то получится натуральная форма. Весы в физической форме не воспроизводятся.

Минорная гамма обычно использует гармоническую и мелодическую форму.

Гармонический минор

В гармонической минорной гамме 7-я степень увеличивается по мере продвижения вверх и вниз. Минорная гамма в гармонической форме выглядит следующим образом:

Gamma lya minor

Мелодический минор

В мелодической минорной гамме при шаге вверх поднимаются VI и VII ступени; при шаге вниз эти последовательности отменяются. Мелодическая форма ля-минорной гаммы выглядит следующим образом:

lya minor melodicheskij

Когда мы говорим о том, сколько случайностей в той или иной тональности, мы всегда имеем в виду НАТУРАЛЬНЫЙ тип мажора или минора.

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма — это восходящий или нисходящий мелодический ход в полутонах. Хроматическая гамма строится от одной ноты. Вот как будет выглядеть хроматическая гамма от ноты C:

Hromaticheskaya gamma

Может показаться, что хроматическая гамма не очень музыкальна. Но я постараюсь изменить ваше мнение. Прослушайте начало си-минорного этюда Шопена из соч. 25.

Арпеджио

Арпеджио — это техника, при которой ноты аккорда должны быть сыграны мелодически, а не гармонически. То есть не одновременно, а один за другим.

Существует множество видов арпеджио, но наиболее популярными являются короткое, длинное и ломаное. Давайте посмотрим на них.

Короткие арпеджио

Korotkie arpedzhio

Длинные арпеджио

dlinnye arpedzhio

Длинные арпеджио можно играть как в четыре октавы, так и в две октавы.

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/12/Длинные-арпеджио-4-октавы.mp3

Самым популярным произведением для этого вида техники является Этюд до мажор Шопена. Невероятно красивый этюд.

lomannye arpedzhio

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий