Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Церковь покрова в филях архитектор.

Среди сохранившихся оригинальных икон — икона церкви Покрова Богородицы, икона «Три зайца» и другие. Дубовый алтарь — один из старейших сохранившихся алтарей.

Церковь Покрова в Филях: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Церковь Месситии в Фили, культурно-исторический памятник конца XVII века. Неаполитанское великолепие, кружевная сказка и бриллиант в короне русской архитектуры. Вот уже три столетия этот уникальный московский храм наделяется такими описательными эпитетами.

Церковь Мессии называют архитектурным барометром эпохи Петра Великого, а ее строительство положило начало новой эре русской архитектуры. Церковь Покрова в Филях положила начало новому стилю — нарышкинскому барокко.

Нарышкинский стиль возник в русской архитектуре в конце XVII века и процветал в течение трех десятилетий — с середины 1680-х годов до указа Петра I в 1714 году о запрете каменного строительства.

Нарышкин в стиле барокко — это совершенно новый тип церковного здания для этого времени. Церкви приобрели новый динамичный характер. Основными чертами нарышкинского стиля, в отличие от старой русской архитектуры, являются появление новой объемно-пространственной композиции (в данном случае мы видим церковь с четырьмя лепестками в плане земли) и роскошная отделка белым камнем, которой не было в предыдущий период. Кроме того, здесь используется архитектурный прием колоколен, то есть колокольня располагается над церковным двором.

Церковь Покрова в Филях стала шедевром нарышкинского барокко. Церковь была построена Львом Кирилловичем Нарышкиным, дядей Петра Великого, поэтому стиль был назван в его честь.

Читайте также: Протоиерей Владимир Волгин — Как жить по Правде Божией.

Из истории

В 1520 году земли деревни Фили были переданы князю Федору Михайловичу Мстиславскому, который служил при правителе Василии III. Спустя столетие, в 1619 году, при князе Федоре Мстиславском здесь была построена первая Покровская церковь. Это была деревянная церковь, строительство которой финансировал царь Михаил Романов.

Освящение церкви Меджугорья не было случайным. Появление церкви Покрова в Филях было связано с одним из важнейших событий в истории Российского государства. В октябре 1618 года, в праздник Покрова Богородицы, русские войска изгнали польского князя Владислава и украинского казацкого гетмана Шагадачева от стен Белого города в Москве. Эти события положили конец смуте и разрушению Русского государства.

Праздник Покрова Богородицы отмечается в России с середины 21 века при князе Андрее Боголюбском, сыне основателя Москвы князя Долгорукого.

Строительство каменной церкви Среднего рабства в Филях связано с другим, уже трагическим историческим событием.

В 1682 году молодой царевич Петр едва не погиб во время Стрелецкого восстания, а два брата царицы Натальи Нарискиной (матери Петра), Иван и Афанасий, были зверски убиты. Братья Лев Кириллович и Мартемьян Кириллович Нарышкины были чудесным образом спасены чудом женщин.

По преданию, в тот трагический час Лев Кириллович молился перед семейной иконой Спасителя, которая была сделана не руками, и дал обет построить храм в его честь. Получив 11 июня 1689 года в дар имение Фили, он решил сдержать свое обещание и построить на месте деревянной церкви новую каменную церковь Покрова Богородицы, состоящую из двух церквей: нижней зимней церкви Покрова Богородицы и верхней летней церкви Нерукотворного Спаса. Таким образом, он сохранил имя и выполнил свой обет.

ПОКРОВА́ В ФИЛЯ́Х ЦЕ́РКОВЬ

Покровская церковь в Филях. 1690-91(?). Фото П.С. Павлинова

Церковь является одним из важнейших архитектурных памятников стиля нарышкинского барокко в Москве. Он расположен на открытой местности у правого берега Москвы-реки, в бывшей деревне Фили. Село Хвыли (с XVII века — Хвили — Фили) было родовой резиденцией Мстиславских (при Ф.И. Мстиславском в 1619 году была построена старая Покровская сельская церковь), в 1639 году оно стало поместьем, а в июне 1689 года было пожаловано Л.К. Мстиславскому. Нарышкин, который построил здесь новый усадебный дом с башней и часами, огромный парк и новую кирпичную церковь. Название села было изменено на село Покровское (в 1920-х годах оно вновь получило название Фили). По преданию, посвящение главного алтаря верхней церкви (до 1783 года это была домовая церковь) Спасу Нерукотворному связано с образом, перед которым молился Л. К. Нарышкин во время стрелецкого восстания (1682) и который исчез в 1940-х годах. Церковь посещали царь Петр I и императрица Екатерина II (1763). Церковь была восстановлена царем Петром Великим и Екатериной II в конце 18 века (1763 год). Собор был отреставрирован в конце 18 века под руководством М.Ф. Казакова. Он был реконструирован в конце 18 века М.Ф. Казаковым. В 1812 году наполеоновские войска разместили в конюшнях и зале для слуг (портновская мастерская). В 1868 году часть усадьбы была куплена Е. Нарышкиным (см. Нарышкины) у П. Г. Нарышкина. Селапутина и церковь со временем стала приходской. В 1931 году село вместе с церковью вошло в состав Москвы. В июле 1941 года церковь была закрыта, чтобы сделать ее более прозрачной, главы церкви с крестами и верхний восьмерик были разобраны, кладбище уничтожено. Церковь была отреставрирована в 1955-69 годах (архитекторы Е.В. Михайловский, И.В. Ильенко); иконы были открыты в 1970 году бригадой И.П. Ярославцева. П. Ярославцев). С 1971 года он является филиалом Музея древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева (открыт для посетителей в 1980 году). Службы в нижней церкви возобновились в 2000 году.

Крестообразная в плане, пятиэтажная главная церковь (вероятно, 1690-91 гг.) возвышается на высокой платформе (с горячей нижней церковью Девы Марии), окруженной открытой галереей портика с тремя широкими лестничными входами (нижняя 9-угольная часть с фризом была переделана в крестообразную часть с двумя выходами после 1812 года). Двухэтажный хор с 8-светными окнами окружен четырьмя полукружиями апсиды и крыльца и дополнен тремя восьмигранными окнами, сужающимися кверху. Нижний восьмиугольник — светлый (высокие окна пропускают много света внутрь), в среднем находится колокольня с узкими переходами, верхний венчает луковицеобразная столица. Такие же головки на восьмиугольных барабанах венчают арку и крыльцо. Углы четырехугольника и восьмиугольника, а также столбы галереи украшены белокаменными колоннами, поддерживающими сложные лепные карнизы, увенчанные фигурными аттиками: в четырехугольнике арка и апсиды в виде «петушиных гребней», в нижнем восьмиугольнике — резьбой в виде спиральных завитков. Парапет крыльца, лестницу и колокольню можно отличить от ворот. Форма парапетов различна и имеет вид «гребня».

Фото. 1693-94. Мастер К.И. Золотарев.

Внутри сохранился 9-этажный барочный иконостас с Распятием с Богоматерью и Иоанном Богословом, построенный, вероятно, в 1693-94 годах под руководством К.И. Золотарева мастерами Белорусской оружейной палаты. Распятие, вероятно, было изготовлено в 1693-94 годах К.И. Золотаревым и русскими мастерами Оружейной палаты. Богатая рельефная резьба иконостаса (позолоченная в середине 19 века) изобилует растительностью (картуши, гирлянды и т.д.). (картуши, гирлянды цветов и фруктов, «ушные раковины») и архитектурные (колонны, перила, оборки, флаконы, пальметты); влияние католической иконографии очевидно в резном изображении «Сердца Христа». Большинство икон и скульптур (некоторые подписаны) были выполнены в 1693-94 годах царскими мастерами Золотаревыми (резное Распятие, «Апостолы Петр и Павел», «Иоанн Предтеча и святой Алексий Богочеловек», «Царица Гордая» и другие). Праздничная серия, Теосис, Пророки, Предки, верхняя серия Страсти Господни), К. Уланов (икона Успения, рама незаконченного Спаса с 12 сценами на полях, изображающими историю незаконченной иконы) и, возможно, Б. Салтанов. На портале алтаря находится портрет архидиакона Стефана (вероятно, работы художника Салтанова), в котором некоторые исследователи видят сходство с молодым Петром I. В середине 18 века иконостас был расширен. В XVIII веке иконостас был расширен за счет добавления двух рядов Страстей (вероятно, по проекту агиографа П. Иванова). Сохранились также массивный резной двухэтажный клуатр катехизатора (царское место — коронованный) на западной стене церкви, стоящий на шарах с ногами ворчунов, клирос (кафедра для канторов) с резными корзинами для цветов и фруктов, навесные живописные ящики с иконой «Сошествие Святого Духа» и иконой «Святая Троица». Также были выставлены дубовые полы, большая люстра с длинной цепью в виде гирлянды цветов и фрагменты росписей 1694 года (первоначально был расписан только купол). Витражи из Нарвы были установлены в 1705 году (большая часть витражей была разграблена в 1812 году, остальные были переданы в Государственный исторический музей в 1909 году). Арки и росписи в пристройках и большая комната для паники были добавлены в 1850 году. В северной часовне выставлен дубовый алтарь из деревенской церкви 1619 года. В нижней церкви сохранился иконостас (1853), фрагменты фресок (1782, 1813, 1830, 1853, 1880) и иконы XVIII — начала XX века. Коллекция включает в себя иконы 17-19 веков. С 1988 года музей организует Филиоевские чтения.

Фили. Церковь Покрова Богородицы

Первоначально церковь принадлежала семье Милосавских, а с 1689 года — дяде Петра I, боярину Льву Кирилловичу Нарышкину. Во время его правления была построена церковь Покрова Богородицы (1690-1693), после чего усадьба стала называться Покровское. Соседнее Кунцево также принадлежало этому дворянину. Между усадьбами был разбит огромный пейзажный парк, простиравшийся на широкой территории вдоль излучины Москвы-реки — нынешний лесопарк Фили-Кунцево.

Бывшая усадьба Фили и Покровская церковь

До сих пор сохранившаяся церковь Мессии является шедевром барочной архитектуры Нарышкина. Здание имеет ступенчатую форму. Высокий центральный объем в форме подковы дополнен открытым коридором в аркадах, фланкированным арочной лестницей. Искусная отделка из белого камня (полуколонны, лепные карнизы, оконные боссы и фронтоны с остроконечными фронтонами), контраст между белокаменными деталями и ярко-красными стенами, а также светящаяся позолота придают зданию необычайно праздничный и торжественный вид. Согласно легенде, церковь была построена крепостным архитектором Яковом Бухвостовым. В оформлении интерьера принимали участие царские иконописцы Кирилл Уланов и Карп Золотарев. Восьмикратный позолоченный иконостас в верхней церкви поражает своей красотой и искусством.

Церковь Покрова в Филях. Общий вид

Церковь Покрова в Филях. Общий вид

Церковь Покрова в Филях. Придел

Фили. Церковь Покрова Богородицы, иконостас

Фили. Церковь Покрова Богородицы, подкупольное пространство

Фили. Церковь Покрова Богородицы, подкупольное пространство

Церковь Покрова в Филях, фрагмент росписи придела

Фили. Церковь Покрова Богородицы, подкупольное пространство

Фили. Церковь Покрова Богородицы, иконостас

Фили. Церковь Покрова Богородицы, алтарные врата

Фили. Церковь Покрова Богородицы, распятие

Фили. Церковь Покрова Богородицы, фрагмент иконостаса

Фили. Церковь Покрова Богородицы, ложа

Фили. Церковь Покрова Богородицы, фрагмент иконостаса

Архивные фото Покровской церкви в Филях

Усадьба Фили, церковь Покрова в Филях

Усадьба Фили, церковь Покрова в Филях

Усадьба Фили, церковь Покрова в Филях

Усадьба Фили, церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова в Филях фасад и разрез

Церковь Покрова в Филях интерьер

Церковь Покрова в Филях интерьер

Церковь Покрова в Филях арка подклета

Церковь Покрова в Филях глава

Церковь Покрова в Филях арки подклета

Церковь Покрова в Филях главка

Усадьба Фили, церковь Покрова в Филях

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий