Гобой деревянный духовой музыкальный инструмент. Гобой деревянный духовой музыкальный инструмент.

Гобой — французское слово, означающее «высокое дерево». Это название музыкального инструмента со сложной конструкцией и выразительным звуком, плавным, бархатистым, слегка шероховатым, богатым по тембру.

Гобой деревянный духовой музыкальный инструмент

Гобой — это деревянный духовой инструмент в гамме сопрано, представляющий собой конусообразную трубку с системой клапанов и двойным язычком. Инструмент имеет мелодичный, но слегка носовой голос и суровый тон в верхнем регистре.

Гобой

Этот инструмент, считающийся прямым предком современного гобоя, известен с древнейших времен и сохранился в своем первоначальном виде в различных культурах. Народные инструменты, такие как бомбарда, волынка, дудук, гайта, читирика, зурна и современные инструменты (музетта, гобой, гобой д’амур, кор англе, баритон-гобой, барочный гобой) образуют большую семью инструментов.

Современный облик гобоя возник в первой половине XVIII века. Век.

Гобой используется как сольный инструмент в камерной музыке и в симфоническом оркестре.

Основу репертуара гобоя составляют произведения эпохи барокко (Бах и его современники) и классицизма (Моцарт), реже исполняются произведения романтиков (Шуман) и современных композиторов.

Похожими на гобой инструментами являются зурна (распространена в Закавказье, Средней Азии, Турции и Македонии), армянский дудук, венгерские народные инструменты тороксип и тарогато, среднеазиатский сур-най, индийский шенай, японский хичирики и многие другие.

Устройство гобоя

Самые ранние гобои изготавливались из тростника или бамбука — для изготовления корпуса использовалась естественная полость внутри тростника. Хотя некоторые народные инструменты до сих пор изготавливаются таким образом, необходимость найти более прочный и устойчивый материал стала очевидной довольно быстро.

В поисках подходящего варианта музыканты опробовали различные породы дерева, которые обычно твердые и имеют регулярное расположение волокон: Самшит, бук, дикая вишня, палисандр и груша. Некоторые гобои эпохи барокко были сделаны из слоновой кости.

В 19 веке, когда появились новые клапаны, потребовались еще более прочные материалы. Эбеновое дерево оказалось подходящим выбором. Эбеновое дерево и сегодня остается самым важным материалом для изготовления гобоев, хотя иногда используется древесина экзотических деревьев, таких как кокос и «фиалка».

Эксперименты проводились с металлическим и плексигласовым гобоями. Одна из последних технологических новинок — инструменты Green Line от Buffet Crampon, которые изготавливаются из материала, состоящего на 95% из порошка черного дерева и на 5% из углеродного волокна. Обладая теми же акустическими свойствами, что и инструменты из черного дерева, кларнеты Green Line гораздо менее чувствительны к колебаниям температуры и влажности, что снижает риск повреждения инструмента, а также они легче и дешевле.

Ширина канала гобоя составляет 4 мм в месте вхождения язычка в корпус, 16 мм в конце нижнего колена (длина 480 мм) и затем расширяется до 38 мм у колокола (длина 110 мм).

В корпусе гобоя имеется 23 отверстия, которые закрываются клапанами. Основным материалом для изготовления клапанов является мельхиор. Каждый клапан подгоняется под форму инструмента, шлифуется, полируется и покрывается тонким слоем никеля или серебра. Механизм гобоя также состоит из многочисленных стержней, пружин, болтов и т.д. Эта сложная система позволяет играть ноты почти в трех октавах: от b (си-бемоль самой низкой октавы) до f3 (фа третьей октавы) и выше.

Трость гобоя

Трость — это звукоизвлекающий элемент гобоя, представляющий собой пару упругих, тонких пластин из глоссиума, которые прочно соединены между собой и вибрируют под действием поступающего воздуха. Качество язычка так же важно, как и характеристики самого инструмента.

В большинстве случаев трости изготавливаются самим гобоистом. Трость должна быть приспособлена к силе дыхания музыканта и положению его губ.

Тростник (Arundo donax) является наиболее подходящим материалом для тростника из-за его прямых волокон и большой гибкости. Изготовление тростника — сложный и трудоемкий процесс.

Сначала тростник распиливается по длине и разрезается на три части, края которых формируются в тупой клин. Затем эти крошечные кусочки, похожие на желобки, увлажняются, так как тростник необходимо поддерживать во влажном состоянии, чтобы предотвратить его растрескивание.

Затем деталь закрепляется на месте с помощью специального ручного станка, напоминающего маленький самолет, и шлифуется до определенной толщины с полой стороны. Полученная тонкая изогнутая пластина сгибается посередине в специальной металлической форме по форме будущей палки, а выступающие за границы формы части отрезаются. Затем пластина извлекается из формы, ее концы соединяются и прочно соединяются проволокой вокруг круглого основания (шпинделя или штифта), образуя небольшую трубку.

Разновидности гобоя

«Современное» семейство

  • мюзетт (гобой-пикколо) in Es или in F (звучит на малую терцию или чистую кварту выше обычного гобоя), с коническим раструбом;
  • собственно гобой, с коническим раструбом;
  • гобой д’амур in A (звучит на малую терцию ниже гобоя), меццо-сопранового регистра, с маленьким изогнутым эсом (особой трубкой, на которую насаживается трость) и грушевидным раструбом;
  • английский рожок (альтовый гобой) in F (звучит на чистую квинту ниже гобоя), с изогнутым эсом и грушевидным раструбом;
  • баритоновый гобой (звучит на октаву ниже гобоя), в английском языке называется «басовым гобоем»; S-образный эс, грушевидный раструб. Иногда заменяет гекельфон — инструмент того же регистра, но другой конструкции.

Барочное семейство

  • Барочный гобой
  • Барочный гобой д’амур
  • Гобой да качча (Охотничий гобой)

Венский гобой

Венский филармонический оркестр использует модель гобоя, разработанную Германом Цулегером в начале двадцатого века и практически не изменившуюся до сих пор. Кроме Венской филармонии, он почти нигде больше не используется. Гобой производится в небольших количествах компаниями Guntram Wolf и Yamaha.

Что это такое?

Гобой даже выделяется среди других деревянных духовых инструментов. Он относится к их тростниковой подгруппе. Сопрано сразу же привлекает внимание слушателя.

Гобои современного дизайна производятся с восемнадцатого века. Тембр мелодичный, но в то же время немного грубоватый. Труба больше похожа на конус.

Репертуар гобоя в основном состоит из музыки эпохи барокко и классицизма. Самые ранние известные образцы сделаны из тростника, в азиатских странах его заменил бамбук. Этот подход до сих пор практикуется некоторыми мастерами-любителями. В XIX веке изделия на основе черного дерева получили более широкое распространение — нет другого способа обеспечить долговечность, добавляя новые клапаны.

У гобоев разные обмотки. Поэтому, привыкнув к звучанию одного варианта инструмента, человек часто сталкивается с удивительным звучанием других типов. Наиболее важные компоненты:

  • корпус;
  • трость;
  • отверстия с клапанами;
  • болты;
  • рессоры и другие детали.

История

Гобой по праву можно считать как древним, так и современным инструментом. Музыканты Древнего Египта и Древней Греции играли на их ранних аналогах. Они использовались и в римские времена. Однако в то время было крайне сложно создать единое представление, и стандарт так и не был установлен. Нет даже никакой информации о конструкции тростника.

В раннем средневековье никто особо не интересовался музыкой. Однако в двенадцатом веке накапливаются изображения гобоя, что указывает на изменение инструмента. В Высоком Средневековье эти инструменты представляли собой целые ансамбли.

Несколько веков спустя гобой можно было услышать повсюду: при королевских дворах и на городских фестивалях.

Классическим периодом гобоя считается 1750-е годы — до конца Наполеоновских войн. Это значительно упростило звон и расширило спектр звучания. Несмотря на технические изменения, форма конструкции не изменилась. Настоящий прорыв произошел благодаря разработанной Теобальдом Бёмом конструкции кольца клапана, которое теперь могло закрывать множество отверстий. Даже музыканты с относительно короткими пальцами могли играть очень элегантно и эффективно.

Но это техническое решение было неприменимо в традиционной структуре гобоя. Его необходимо было усовершенствовать, и основной шаг был сделан семьей Требл. Правда, сами клапаны нуждались в доработке.

Современный гобой в основном используется как сольный инструмент.

Даже технологии 21 века не смогут создать нечто столь замечательное, и оно еще долгое время будет вне конкуренции.

Чем отличается от кларнета?

Прежде всего, следует отметить, что оба духовых инструмента сделаны из дерева. Между ними есть визуальное и музыкальное сходство, но есть и существенное различие. У гобоя двойная дудочка с отверстием в форме конуса. У кларнета только одна дудочка, а отверстие имеет форму цилиндра. Гобой содержит:

  • шарниры (расположенные сверху и снизу);
  • колокол;
  • трость.

Труба в конце намного больше, чем в начале. Такая конфигурация позволяет получить чистый и проникающий звук. Кларнет является портативным. Еще одно отличие заключается в том, что гобой используется в обычных оркестрах, в то время как в камерной музыке он используется для исполнения на ленте.

Кларнет чаще всего используется в военных оркестрах и в джазе.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий