Фовизм стал ответом на импрессионизм, рационализм и схоластику, которые ему предшествовали. Его предельная простота, «открытость», демонстративно уродливые приемы — грубые мазки, контуры, фактура — сближали фовизм с примитивизмом.
Фовизм в живописи это
Портал для творческих людей [email protected] 8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50
- Основы композиции
- Основы рисунка
- Основы живописи
- Цветоведение
- ДПИ
- Орнамент
- Искусствоведение
- История искусств
- История костюма
- Великие художники
- Советы мастеров
- Мастер-классы
- Статьи об искусстве
- Физиогномика
- Худ.материалы
- Словарь художника
- Уроки PHOTOSHOP
- Весёлая переменка
Omsk life
Фовизм (от французского Les Fauves — «дикий, хищный») — движение во французской постимпрессионистской живописи и музыке конца XIX — начала XX века.
В 1905 году картины французских художников М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А. С. Мангена, А. Марке и Ж. Руо были выставлены в одном из залов парижского Осеннего салона. О. Фриз. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой грубостью форм. В той же комнате стояла статуя Донателло, итальянского скульптора эпохи Возрождения. Критик Л. Воксель при виде необычной, шокирующе грубой картины воскликнул: «Донателло посреди животного мира! На следующий день название нового движения появилось в газетах.
Это название прилипло к группе художников, чьи картины были выставлены на парижском Салоне д’Автомн в 1905 году. Они давали зрителю ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих художников «дикими животными». Его современники реагировали на буйство красок и «дикую» выразительность цветов. Таким образом, случайное наблюдение стало названием целого движения. Сами художники никогда не признавали этот эпитет.
Анри Матисс и Андре Дерен могут считаться ведущими представителями этого направления. Среди других представителей этого направления были Альбер Марке, Шарль Камуэн, Луи Валтат, Анри Эвенепоэль, Морис Марино, Жан Пюи, Морис де Вламинк, Анри Мангуин, Рауль Дюфи, Отон Фризен, Жорж Руо, Кис ван Донген, Алиса Байи, Жорж Брак и другие.
Группа выступала вместе около двух лет. Работа фовистов основывалась не на теоретической программе (именно поэтому они не были художественным движением), а на интуитивных ожиданиях. Только позже некоторые из художников попытались оправдать свою «визуальную агрессию», за что получили прозвище «дикари». Фовизм был для нас, — говорит Дерен, — испытанием огнем. Краски стали пороховыми патронами. Они взорвались на свету. Фобисты усилили выразительную силу цветового пятна за счет одновременного контраста взаимодополняющих цветов. Мои доминирующие цвета должны были быть поддержаны контрастами, — объяснял Матисс, — и я сделал их такими же сильными, как и доминирующие цвета. Это привело меня к работе с цветными картинами — это было начало фовизма.
Фовизм характеризуется динамичностью кисти, спонтанностью и стремлением к эмоциональной силе. Сила художественного выражения создавалась яркими цветами, ясностью и резкостью, контрастными цветами, яркими, светлыми локальными цветами, контрастными, контрастными слоями цвета. Четкость ритма завершает картину. Для фовизма характерно сильное обобщение пространства, объема и всей картины, сведение формы к простым контурам, отказ от моделирования света и тени и линейной перспективы.
Фовизм
Понятие
В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень современному, но недолговечному художественному движению, начатому французскими художниками на рубеже 19 и 20 веков. Известные прежде всего смелым использованием цвета, фовисты получили свое название на Парижском осеннем салоне 1905 г. Влиятельный историк искусства Луи Воксель почувствовал нападки на работы этого нового направления и назвал художников «дикими зверями» (фовистами), и название прижилось. Любопытно, что на той же выставке Кандинский и Явленский, которые не были фовистами, а также Матисс и его французские коллеги подверглись аналогичной критике.
Фовизм был частью постимпрессионистского движения, которое стремилось выйти за рамки простого подражания природе. Использование неестественной цветовой палитры имеет много общего с экспрессионизмом. Тесная связь между этими движениями прослеживается в работе немецкого Нового движения дикой природы. Заслуживает внимания влияние Поля Гогена на оба стиля.
День божественности. Гоген.
Известные фовисты
Ключевыми фигурами фовизма были художники Анри Матисс и Андре Дерен, их близкий друг Дерен Вламинк, голландец Донген, колорист Рауль Дюфи, будущий кубист Жорж Брак, неоимпрессионист Уолт, Шарль Камуфляж, Жан Пуйи и некоторые другие мастера.
Радость жизни. Матисс.
Характеристика
У авангардного движения не было манифестов, согласованных эстетических правил, идеалов или планов. Группу друзей с аналогичным отношением к живописи возглавил Матисс-старший, который стал руководящей фигурой предприятия. Конечно, художники работали не в вакууме: влияние Поля Синьяка и Жоржа Серра чувствуется в ранних работах фовистов, но это направление знаменует собой начало бесконтрольного и смелого использования цвета с большими и смелыми мазками. Говоря о неортодоксальном использовании цвета, не следует забывать, что неестественная цветовая палитра использовалась и в работах импрессионистов, например, Моне.
Светящийся пейзаж. Морер.
Модный стиль
Когда новый стиль дебютировал в 1905 году, он вызвал шок и замешательство среди художественных критиков и журналистов, но коллекционеры и многие зрители были в восторге. Фовизм становился все более популярным и привлекал новых покупателей, в том числе русских коллекционеров Ивана Морозова и Сергея Щукина. Именно поэтому большую коллекцию работ в этом стиле можно увидеть в галерее Эрмитажа. Фовизм напоминает нам о том, что Париж был и остается одним из важнейших центров мирового искусства — но лишь на короткое время: новизна работ иссякает, и на смену этой тенденции приходит уже упомянутый экспрессионизм. К 1907 году, через два года после его дебюта, многие фовисты уже использовали другие стили.
Пейзаж в Шату, Андре Дерен.
Наследие фовизма
Фовизм, который частично сменился кубизмом, а частично экспрессионизмом, оставался самым радикальным течением в искусстве на протяжении многих лет. Он просуществовал относительно недолго, но повлиял на восприятие определенных ценностей и роль цвета в изобразительном искусстве.
Основные художники и произведения фовизма
Фовизм не был сплоченным и организованным художественным движением, но он объединил художников, которые имели общие черты в картинах того периода.
Среди имен, повлиявших на это движение, были Ван Гог (1853-1890) и Поль Гоген (1848-1903).
Сильные мазки кистью, яркие и эмоциональные цвета или даже примитивная композиция природы — оба внесли свой вклад в этот аспект искусства.
Однако самыми важными художниками фовизма были:
Ресторан Мориса де Вламинка (1905).
Мавр Вламмин (1907), Рауль Дюфи
Ознакомьтесь также с подборкой вопросов, которые мы подготовили для проверки ваших знаний: Упражнения по европейскому духу первопроходчества.
Если вы хотите узнать больше о других аспектах искусства, читайте дальше:
Европейский авангард — все имеет значение
Что в итоге с фовизмом?
Фовизм как художественное явление можно считать почти исключительно французским. Непродолжительное существование стиля можно объяснить его местным характером: Он не успел распространиться в других странах (большинство искусствоведов склонны отделять фовизм от экспрессионизма). Дело в том, что его последователи, революционные по своей природе, продолжали эксперименты, и фовизм утратил свою революционную новизну.
Но от него в разные стороны исходили лучи, как от светящегося источника света. Поэтому, несмотря на свой локальный характер и узкие временные рамки, это художественное движение имело глобальное значение для развития живописи.
Вас интересует творчество художников начала ХХ века? На сайте VeryImportantLot вы можете не только познакомиться со знаковыми работами мастеров этой эпохи, но и приобрести их для своей личной коллекции. Изучите наши онлайн-аукционы, выберите понравившиеся работы и сделайте на них ставку.
Известные художники-фовисты и их картины
Анри Матисс
Его полное имя — Анри Эмиль Бенуа Матисс. Художник родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като, Франция.
Матисс изучал право и после окончания учебы вернулся в родной город, где работал клерком.
Через год он перенес аппендицит. Чтобы занять Анри, его мать принесла в больницу художественные принадлежности. Матиссу нравилась живопись, и после выздоровления он учился на художника.
Через 6 лет художник поступил в Школу изящных искусств и начал заниматься с Гюставом Моро, у которого он брал уроки в течение 2 лет в качестве приглашенного ученика.
Там же Матисс познакомился с другими художниками-единомышленниками — Жоржем Руо, Шарлем Камуэном, Анри Эвенепоэлем.
В начале своей карьеры Матисс копировал старые работы. На него также повлияли неоимпрессионисты, ориенталисты и работы Поля Гогена.
В период с 1905 по 1907 год Матисс был ключевой фигурой в движении фовистов и одним из его основателей. Позже в его творчестве появляется влияние кубизма, а в 1920-е годы красочные картины Матисса характеризуются мягкими линиями. Еще через десятилетие его работы будут сочетать фовизм (его декоративный характер) и точную композицию с тонкими цветами.
Его основными мотивами были танцы, мотивы на коврах и тканях, вазы, фрукты и статуэтки.
Художник прожил до 84 лет. За год до своей смерти, в 1953 году, Матисс расписал витраж в Доминиканской часовне близ Ниццы.
Андре Дерен
Художник родился 10 июня 1880 года в пригороде Парижа. Он также был художником-графиком, скульптором и керамистом, работал над театральными декорациями.
После школы он хотел изучать инженерное дело, но вместо того, чтобы ходить на занятия, он посетил Лувр. Там он познакомился с Анри Матиссом и Альбером Марке, с которым также посещал частную художественную школу.
В 1905-1906 годах он отправился в Великобританию и написал свои знаменитые пейзажи в стиле фовизма, отражающие дух природы и времени.
Затем последовало его знакомство с Пабло Пикассо и влияние кубизма на его творчество. Со временем его картины стали более мрачными и печальными, в них было много провинциальной повседневности.
Продукты распада
Хотя фовизм оказал впечатляющее влияние на развитие художественного авангарда и современной живописи в целом, он просуществовал недолго. Стиль, возникший на основе противоречия нормам и традициям, в конечном итоге стал мейнстримом. К 1907 году десятки французских художников называли себя фовистами, что в итоге свело на нет провокационный, революционный характер работ.
Более того, амбициозные новички начали бросать вызов фовистам своими собственными работами. Художники начали понимать, что на смену им приходит поколение художников, еще более свободных и открытых для всего нового, которым плевать на любые авторитеты. В случае Матисса, например, это привело к ожесточенному соперничеству с Пабло Пикассо, в ходе которого оба художника были вынуждены постоянно меняться и развиваться. В результате Матисс упростил свои работы, не потеряв при этом их выразительности.
Поворотным моментом для многих фовистов стала смерть Поля Сезанна и его ретроспективная выставка в 1907 году, которая вызвала новый интерес к его организованному и структурированному стилю. Жорж Брак, например, вскоре начал отдавать предпочтение более спокойной и ограниченной цветовой палитре и уделять больше внимания тонким градациям цвета. Затем он, естественно, обратился к кубизму. Комментируя свой уход от фовизма, Брак однажды сказал: «Невозможно вечно оставаться в состоянии исступления».
Начиная с 1908 года, фовисты постепенно развивались в разных направлениях. Брак нашел нового союзника в лице Пикассо, Дерен ненадолго обратился к кубизму, а цветовая палитра и темы де Вламинка стали более меланхоличными. В конце концов, другие фовисты — Марке, Дюфи, Руо — начали работать в других стилях.
Благодаря своей вере в эмоциональную силу цвета, фовисты в некотором смысле создали новую форму эмоций и восприятия в современном искусстве. Тот факт, что они никогда не были замкнутым кругом с фиксированными правилами, манифестами и эстетическими кодами, парадоксальным образом усилил влияние фовизма на весь европейский авангард.
Термин «авангард» используется историками современного искусства для обозначения общего направления новых движений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и XX веков. Термин «модернизм» проводит очень тонкую грань. Читать далее Малевич никого не пускал в свою студию, когда «изобретал» супрематизм. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Живя в Киеве, после переезда во Францию она преподавала в школе Фернана Леже и создавала «модную» одежду. После долгого периода забвения ее картины сегодня оцениваются «в миллионы». Наша небольшая экскурсия по маршрутам Киева от «амазонки русского авангарда». Читать далее
ФОВИЗМ. ПОИСКИ ЭКСПРЕССИИ
Первым «измом» 20-го века был фобизм. Его подготовка заняла много времени, он был быстро завершен после представления на Осеннем салоне в Париже в 1905 году и «провалился в пустоту» в 1908 году. После того как все инициаторы начали работать самостоятельно, они встречались недолго, но вскоре расстались и пошли каждый своей дорогой. Тот факт, что их стиль живописи рубежа веков не удивил друг друга, свидетельствует о том, что реформы, на которые решились художники, были подготовлены и ожидаемы. Более того, фовизм быстро распространился во многих странах за пределами Франции, особенно в Германии, России и скандинавских странах. Фовизм был движением, которое определило переход от подготовки авангарда к самому авангарду.
Как и многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», означающее «дикие», появилось случайно. В газете «Жиль Блас» от 17 октября 1905 года Луи Воксель опубликовал свои впечатления от одной из комнат Большого дворца, в которой находились картины Анри Матисса, Андре Дерена, Мориса де Вламинка, Отона Фриза, Анри Мангена, Жана Пюи и Луи Вольта, а также сундук неоклассического скульптора Альбера Марке. В этом случае Вокселлес сказал, что он «Донателло среди диких зверей» и противопоставил стиль мастера итальянского Возрождения новой, красочной живописи. 4 ноября Illustracion опубликовал репродукции некоторых работ фовистов с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жоффруа и Тьебо-Сиссона. Они писали о школе «хроматографов» и вспоминали картины Ж. Руо, висевшие в соседней комнате, а также картины П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. Реакция критиков была неоднозначной. Они понимали важность того, что видели, но не могли оценить это по достоинству. Матисс, вслед за Вокселем, называл Салон «залом дикой природы». Основное ядро фовистов не сразу приняло новое название, и не стоит забывать, что между ними было мало реального родства, что становится особенно ясно, когда мы сравниваем работы Матисса и Руо, Марке и Дерена, Дюфи и Вламинка. Группа росла. К основной группе присоединились голландский художник Кис ван Донген, французы Р. Дюфи, Ш. Комуан, М. Марино, А. Марке и Ж. Брак. Конечно, не все таланты были одинаково хороши; Манген, Пюи, Вольта, Комуэн и Марино были менее перспективны. Другие мастера, в частности Матисс, стали ведущими художниками раннего авангарда и были примером для многих своей смелостью, решительностью и энергией. Вламинк прямо сказал: «Что такое фовизм? Это я, мой стиль определенной эпохи, мой революционный и свободный стиль, мой отказ от академизма, мой синий, мой красный, мой желтый, без соответствия». То же самое можно сказать и о других. Но в период фовизма художники были очень скупы в выражениях, а отдельные мнения относились к более поздним годам. У них не было программы, и они не были целостной школой.
Все они выставлялись до 1905 года. Все они выставлялись до 1905 года, особенно в галерее Берты Вейль, галереях Друэ и Волларда и «Независимых».
В 1905 году Матиссу и Вольте было по 36 лет, Мангуену — 31, Марке — 30, Пюи и Вламинк — 29, Дюфи и ван Донген — 28, Фрис и Комуэн — 26, Дерен — 25, Брак — 23. Матисс был не только самым старшим, но и обладал неоспоримым авторитетом и считался «самым современным художником». При встрече художники отметили сходство своих эстетических взглядов и близость творческих устремлений.
В 1892 году Матисс и Марке встретились в Школе прикладных искусств, а затем перешли в студию Гюстава Моро. Моро считал, что «природа сама по себе не очень важна». Он позволял своим ученикам свободно развиваться и особенно поощрял колористов; он сам использовал яркие цвета, свободные текстуры и неожиданные цветовые сочетания в своих эскизах. Руо, Манген, Пюи, Комоэн, Вламинк и Дерен работали в этой студии до самой смерти мастера в 1898 году, в основном в городке Шату недалеко от столицы, создав своего рода «мифическую школу Шату». Вламинк говорил: «Моя случайная встреча с Дереном стала рождением фовизма». Дерен и Вламинк, родившийся в замке, случайно встретились в 1900 году и разделили художественные симпатии, особенно к картинам Винсента Ван Гога. Так возник «первый разговор о фовизме». Многие из команды Шато и Моро некоторое время работали в студии Э. Каррьера, где и познакомились. Позже Матисс говорил, что картины Вламиника и Дерена «не удивили его», и он считал, что с 1908 года работает по-новому. Художники Гавра, Дюфи, Фризи и Брак, учились в мастерской академика Бонна в 1902 году, откуда они вскоре вышли как опытные художники. Будущие фовисты работали в основном в небольших группах, часто в парах. Матисс и Марке в Париже, Матисс и Дерен в Коллиуре, Марке и Дюфи в Гавре, Вламинк и ван Донген на Монмартре, Фрисс и Брак в Антверпене.
Читайте также
7 Чапаев и кислота (Cultural Inquiry) Настоящее искусство приходит в изобилии — когда вам комфортно, вы не обращаете внимания на все на свете и можете заниматься своей работой и совершенствовать каждый ее аспект. БГ в интервью журналу Esquire Искровое движение, которое началось с
Художественные искания Дюрера Альбрехт Дюрер Альбрехт Дюрер, Венедир_Клаузен, Аварель, казнен на пути в Италию. Дюрер осознавал этот факт и мучился от того, что он думает и чувствует не так, как итальянцы, которых он посетил в 1506 году (а возможно, и раньше, в 1493 году). К концу своей жизни
Фовизм и экспрессионизм
Фовизм и экспрессионизм Экспрессионизм. Сборник статей. Москва, 1968.Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве, М., 1978.Muller J. V. Expressionisme. Париж, 1972.Мюллер Ж. В. Словарь экспрессионизма. Лондон, 1973.Девнир Б. Фовизм и экспрессионизм. Лондон, 1975.Diehl G. The Fauvies. Нью-Йорк, 1975.Милье К. Фовизм. Лондон, 1977.Giry U. Фовизм. Невшатель, 1981.Веренскильд М. Концепция экспрессионизма.
Национальное направление: Поиск самобытности и «русско-византийский стиль» как противовес «вестернизации» неоготики и экзотическому «ориентализму» в русской архитектуре во время кризиса классицизма должен был сформировать еще одно очень сильное стилистическое направление,