Обозначения естественного и искусственного полета в музыкальной литературе не приводятся к одному знаменателю, что, естественно, расстраивает начинающих гитаристов. Вот несколько примеров:
Флажолет (приём игры в музыке)
Флюгельгорн (флейта старого образца) — это метод игры на музыкальном инструменте, который заключается в вытягивании верхних нот он. Флажолет — это также извлечение обертона. На струнных инструментах он осуществляется путем частичного прижатия струны в точке, где ее длина делится на 2 (повышение высоты тона струны на октаву), на 4 (2 октавы) и так далее.
Название техники связано с тем, что она извлекается с помощью слегка приглушенного звука, напоминающего тембр флейты.
Различают естественные и искусственные гармоники. При натуральных гармониках звучащая часть струны ограничена сверху верхним грифом, т.е. используется вся длина открытой струны.
В случае искусственного манипулирования гармониками, струна зажимается на любом ладу, правая рука защищает струну и в то же время один из пальцев той же руки касается струны (при игре на щипковом инструменте, таком как гитара).
На струнных инструментах фальшфейер извлекается следующим образом: Указательный палец левой руки удерживает струну в нужном положении, а мизинец левой руки касается струны в точке узла вибрации (где обертон имеет ширину, равную нулю). На контрабасе искусственная флейта вытягивается следующим образом при игре соло грифа: Струна прижимается со стороны большого пальца в правильном положении, пока играется 1-й, 2-й, 3-й или 4-й лад. На концертной гитаре фальшивая флейта получается следующим образом: Струна зажимается при определенной настройке, а правая рука находится над вибрирующим узлом. Один палец правой руки снимает ноту, а другой касается узла.
К сожалению, в вашем браузере отключен JavaScript или недоступен необходимый плеер. Вы можете загрузить клип или загрузить плеер для воспроизведения клипа в вашем браузере.
К сожалению, в вашем браузере отключен JavaScript или недоступен необходимый плеер. Вы можете загрузить клип или загрузить плеер для воспроизведения клипа в вашем браузере.
Что такое флажолет?
Чтобы полностью понять концепцию гармоники, следует сначала объяснить, что такое гармония. Некоторые теории музыки, вы можете пропустить эту часть, если она вам не нравится, но я советую вам прочитать ее в любом случае; это значительно облегчит понимание остального материала.
Флажолет = звуковые волны:
Как вы знаете, звук состоит из звуковых волн. (Это имеет смысл, не так ли?) Гитара звучит, потому что струны вибрируют и производят волны, т.е. звук. Но гитарная струна (как и любая другая струна) не производит только одну волну. Звуковая волна состоит из нескольких волн с разными частотами; наложение этих волн с разными частотами друг на друга создает звук, который мы слышим. Это означает, что когда вы ударяете по струне, вы слышите один звук, но на самом деле вы слышите много звуков одновременно. Я попытаюсь объяснить это с помощью рисунка. На рисунке вы можете видеть, как вибрирует шестая струна. На рисунке показаны различные вибрации, и я объясню, что это значит.
На первом рисунке показано колебание струны между верхним и нижним порожками. Максимальная амплитуда находится в середине (это означает, что движение струны вверх и вниз наиболее сильно в середине). Вы также можете видеть, что струна на брусьях совсем не вибрирует, потому что они естественным образом удерживают ее вместе! На рисунке в середине показана вибрация той же струны, но на другом ладу. На этот раз максимальная амплитуда находится не в середине, а в двух точках струны. А в середине струны вообще нет вибрации! В дальнейшем мы будем называть эти точки «узлами». Они очень важны, поэтому помните о них! Узел — это точка, в которой нет колебаний струны. По обе стороны от узла струна вибрирует, поэтому мы слышим звук. На следующем рисунке изображена та же струна, но вибрирующая по-другому. На этот раз у нас два узла, и частота колебаний струны также различна. У нас есть одна струна, вибрирующая на трех разных частотах! И есть еще много частот, которые не показаны на рисунке! Вы можете спросить: что это значит? Я сейчас объясню! Как я уже говорил, звук, издаваемый гитарой, состоит из множества тонов, которые можно услышать одновременно, потому что струна вибрирует на разных частотах. Сумма этих частот и есть звук, который вы слышите. Все эти частоты называются обертонами. Чтобы избежать терминологической путаницы, давайте договоримся называть и технику игры на обертоне, и сам обертоновый звук флейтой. На первом рисунке выше показана основная форма гармоники. На концах струны есть два узла. Струна вибрирует между ними. Основной лад — самый важный, потому что он дает точную ноту аккорда соответствующей гитарной струны (в нашем примере — E). Мы слышим его только потому, что главный лад сильнее, чем первый, второй и последующие лады. Основной лад — это фактически основание ноты, которую мы слышим: Он определяет угол наклона. Мы называем это доминантой. На втором рисунке изображен первый флажолет: на этот раз в середине струны есть узел, который делит ее на две равные части; струна вибрирует на более высокой частоте, чем основная нота. Поэтому струна издает более высокий тон (на октаву), который мы не слышим, так как он подавляется доминантой флажолета. На рисунке ниже изображен второй флажолет: здесь также частота вибрации струны выше, поэтому и звук выше. Есть и другие флажолеты: третий и четвертый, каждый с более высокой частотой вибрато, что придает основному тону некоторую более высокую высоту. Именно поэтому гитарная струна звучит иначе, чем струна фортепиано или арфы. Каждая струна имеет свой процент добавления тона: одна и та же нота, сыгранная на разных инструментах, будет звучать по-разному. (Это называется «тембр» инструмента).
Натуральный флажолет
Вы уже знаете, что такое натуральный флюгельгорн. Это извлечение обертона на открытой струне, как в приведенных мною примерах. Мы извлекаем его, слегка ударяя по струне в соответствующей точке, что гасит определенные вибрации и оставляет звук флажолета. Где находятся эти узлы на каждой струне? Ниже приведена иллюстрация наиболее часто используемых природных флайолетов:
На верхней иллюстрации показан доминирующий звук, который нас в данный момент не интересует. На следующем рисунке показан первый лад, узел которого находится на 12-м ладу. Это означает, что вы слегка ударяете по струне на 12-м ладу, чтобы вытянуть первый лад. Вы услышите ноту на октаву выше, чем высота тона. Чтобы вытянуть второй лад, коснитесь струны на 7-м или 19-м ладу: вы услышите ноту на октаву выше, плюс пятая. (Неважно, если вы не знаете, что это значит, просто запомните, что нота становится выше с каждым последующим флажолетом). Есть два места, где можно вытянуть 3-й лад: 5-й и 24-й лады. У 3-го лада есть еще один узел на 12-м ладу, но когда вы ударяете по струне на 12-м ладу, вы не заглушаете первый лад, поэтому 3-й лад не слышен. Существуют и другие флейты, отличные от той, что изображена на рисунке, но они не распространены, поскольку намного слабее. Их трудно сделать слышимыми, так как звук слабый. Однако на электрогитаре вы можете усилить звук этих полетных вставок с помощью усилителя и эффекта искажения. С помощью этого метода вы можете создавать флажолеты на 4-м ладу, чуть ниже 3-го лада, посередине между 2-м и 3-м ладами и многое другое! Попробуйте извлечь больше гармоник, усилив их с помощью искажений.
Искусственные флажолеты
- Мы больше не знаем расположение этих узлов, поэтому не знаем где касаться струны для извлечения обертона.
- Даже если бы знали, как касаться струны, если левая рука занята прижатием струны на определенном ладу?
Для каждой из этих проблем есть свое решение. Сначала я объясняю две техники касания струны правой рукой для игры на гармониках. Это решает проблему номер два. Затем я дам очень простой ответ на первую проблему.
Техника правой руки: щипок
Допустим, вы ударяете по третьей струне на пятом ладу. Я выберу любую струну, потому что гармоники можно играть в любой позиции! Допустим, вы знаете, где находится узел первой гармоники (он должен быть на полпути между пятым и самым низким ладом). Вот что нужно сделать, чтобы играть во флажолет, шаг за шагом:
- Расположите медиатор прямо над узлом. Ваш медиатор, зажатый между указательным и большим пальцами, должен выступать от пальцев только на несколько миллиметров
- Выполните удар медиатором вниз
Продолжая движение медиатором, слегка коснитесь струны (в нужном месте!) большим пальцем. Это самая сложная часть данной техники: Ударьте по струне, а затем, сразу после выщипывания, коснитесь струны большим пальцем, чтобы приглушить фундаментальный звук.
ПРИМЕЧАНИЕ: Опять же, прикосновение должно быть легким и коротким, не держите большой палец на струне, иначе вы задушите ее полностью.
Эта техника называется «щипком», потому что струна как будто зажата между карандашом и большим пальцем. На обучение требуется время, поэтому практикуйтесь и не сдавайтесь! Вам будет легче, если вы будете держать карандаш так, чтобы небольшая его часть находилась между пальцами. Таким образом, ваш палец находится ближе к струне, и вы можете легче ударять карандашом и пальцем одним движением.
Сначала отрабатывайте это движение медленно: сначала ударьте по струне, чтобы услышать основную ноту, а затем медленно постучите по ней большим пальцем в нужном месте. Когда у вас получится, попробуйте делать это быстрее, но следите за тем, чтобы ваш палец наносил удар сразу после удара по ладу. Если вы сделаете все правильно, вы вообще не услышите фундаментального звука! Остается только высокий, скрипучий звук лада. Именно поэтому искусственные лады называют «щипковыми» или «скрипучими».
Билли Гиббонс из ZZ Top очень часто использует в своей игре такие летающие инкрустации:
Другая техника правой руки: тэппинговый флажолет
Другая, менее распространенная (но тоже классная!) техника игры правой рукой на искусственных флейтах — это теппинг. Я использую тот же пример: Мы прижимаем 3-ю струну на 5-м ладу и хотим играть на искусственной флейте. Чтобы сыграть первые гармоники, мы будем использовать технику теппинга вместо техники щипка:
- Ударьте струну (это просто, да?). Вы слышите основной тон, который мы приглушим в следующем пункте.
- Передвиньте правую руку на позицию 12 ладов выше от лада, на котором у вас прижата струна. В нашем случае, у нас прижата струна на пятом ладу, поэтому двигаем правую руку на 17 лад. Это узел первого флажолета.
- Очень быстро стукните по струне в узловой точке, но не прижмите ее к грифу, необходимо быстрое легкое движение для приглушения основного обертона. Прозвучит первый флажолет. Вуаля, вы только что сыграли флажолет тэппингом!