Фиораванти, Аристотель. Аристотель фиораванти что построил.

Иоанн III обратился за помощью к целителям, которые сказали ему, что есть только один способ избавиться от духа. Темница хозяина должна быть открыта, кол вбит в его сердце, а тело сожжено.

Фиораванти, Аристотель

Ридольфо Аристотель Фиораванти (Фиораванти, итал. Ridolfo Aristotele Fioravanti, ок. 1415, Болонья — не ранее 1486, Московское княжество) — итальянский архитектор, инженер. С 1475 года в России. Он построил Успенский собор в Московском Кремле (1475-1479), участвовал в походах на Новгород (1477-1478), Казань (1482) и Тверь (1485) в качестве начальника артиллерии и военного инженера.

Он был родом из итальянского города Болонья и происходил из семьи потомственных архитекторов, упоминаемых в летописях города с середины XIV века. Отцу Аристотеля, Рудольфо Фиораванти, приписывают такие важные проекты, как реконструкция Палаццо Комунале (Дворца муниципалитетов) после пожара и укрепление башни Аринго над Палаццо дель Подеста (Болонской ратушей).

Сам Аристотель Фиораванти впервые упоминается в хрониках Болоньи в 1436 году, когда он вместе с основателем Гаспаром Нади отлил и поднял колокол для городской башни Аринго. Другой колокол, датируемый 1453 годом, был отлит теми же мастерами и поднят с помощью специального подъемного устройства, разработанного Фиораванти, который был не только архитектором, но и инженером.

Работа в Италии

Дамба Виаренна в Милане, спроектированная Фиораванти. 1439.

Карьера Аристотеля началась блестяще. С 1447 года он продолжил дело своего отца и сотрудничал со своим дядей-архитектором над рядом сложных инженерных проектов. Под его руководством в 1455 году была перенесена колокольня церкви Святого Марка в Болонье. За это городской совет присвоил ему звание лорда мастеров его родного города и назначил пожизненным поставщиком. Фиораванти также оснастил колокольню в Сенто и башню церкви Святого Ангела в Венеции. Последний продержался всего два дня из-за слабой почвы, а затем рухнул, убив несколько человек. Из-за этой трагедии Аристотель немедленно покинул Венецию и больше не возвращался.

В 1458 году он восстановил древний мост в Павии, а в 1459-1460 годах построил канал в Парме. С 1458 года он находился на службе у миланского герцога Франческо Сфорца и вернулся в Болонью только в 1464 году. В это время Аристотель был особенно востребован как инженер, поскольку города Северной Италии, в том числе Милан, важный военный и политический центр, нуждались в этих навыках. В Милане он работал с известным архитектором Антонио Авереллино, известным как Филарете, создателем бронзовых дверей базилики Святого Петра в Риме. В своем трактате по архитектуре Филарете часто хвалил Фиораванти.

Сразу после возвращения в родной город в 1465 году Фиораванти был приглашен ко двору венгерского короля Матьяша Корвина, но городская масонская ложа не разрешила ему отправиться в Венгрию до 1467 года. При дворе венгерского короля Аристотель в основном строил мосты через Дунай.

«Работа Аристотеля в Италии — это работа не архитектора (возможно, за некоторыми исключениями), а инженера, причем отличного инженера, который применил ряд смелых технических решений, намного опередивших практику того времени. Как известного инженера, его приглашали во многие города для решения самых сложных проблем — в Венецию, Флоренцию, Мантую, Рим и Неаполь» (С. С. Подъяпольский 1).

Работа в России

Письмо Фиораванти миланскому герцогу Галеаццо Мария Сфорца от 22 февраля 1476 года, написанное в Москве.

Примечания

  1. ↑ Подъяпольский С. С. К вопросу о своеобразии архитектуры московского Успенского собора. // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. — М., 1985. — С. 48.
  2. ↑ см. «Белый камень»
  3. ↑ Заграевский С. В. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода. — М., 2008. — С. 29.
  4. ↑ Кавельмахер В. В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского кремля. // Архитектурное наследство. № 38. — М., 1995. — С. 221.
Фиораванти, Аристотель в Wikimedia Commons ?
  • Кавельмахер В. В. К вопросу о первоначальном облике Успенского собора Московского кремля. // Архитектурное наследство. № 38. — М., 1995.
  • Снегирёв, В. Л. Аристотель Фьораванти и перестройка Московского Кремля. — М., 1935.
  • Подъяпольский С. С. К вопросу о своеобразии архитектуры московского Успенского собора. // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. — М., 1985.
  • Земцов С. М., Глазычев В. Л. Аристотель Фьораванти. — М., 1985. — 184 с., илл. — (Мастера архитектуры).
  • М.Андреева, Л.Антонова, О.Дмитриева. Рассказы о трех искусствах. Л., 1966
  • И. И. Лажечников. Басурман. — М., 1989

Аристотель Фиораванти. Успенский собор. Проклятие зодчего

Аристотель Фиораванти. Успенский собор. Проклятие зодчего

Аристотель Фиораванти (родился в 1415 г. — умер ок. 1485 г.) был одним из величайших итальянских инженеров и архитекторов XV в. В 1475-1479 гг. он руководил строительством Успенского собора и участвовал в его проектировании. Он родился в Болонье в потомственной семье архитекторов. В качестве начальника артиллерии и военного инженера он участвовал в походах на Новгород, Казань и Тверь.

Возведение нового Успенского собора

Предыстория

1472 — По приказу московского великого князя Ивана III. Васильевича, началось строительство нового Успенского собора на месте разрушенной кремлевской церкви, построенной при Иване Калите в 1326-1327 годах. Однако каменные стены, построенные русскими мастерами, продолжали разрушаться, как бумажная башня, и когда казалось, что строительство закончено, собор полностью рухнул.

Учителя только жаловались и пытались оправдаться, что им мешает проклятие, которое весит на стройке — Боровицкий холм. Раньше холм называли «Ведьминым холмом», и казалось, что злая сила противится строительству православного храма. Но жена князя, София Палеолог, заверила его, что дело не в проклятиях и что следует пригласить настоящих мастеров из-за границы.

Князь послушал свою жену и приказал найти для него хорошего иностранного архитектора.

Российскому послу в Италии Семену Толбузину удалось уговорить архитектора Аристотеля Фиораванти отправиться в далекую, холодную Москву. Архитектор прославился у себя на родине благодаря своему необычному способу выпрямления наклонившихся башен и перемещения целых зданий с одного места на другое. Например, в 1455 году он перенес башню церкви Святого Марка в Болонье со всеми колоколами, за что городской совет присвоил ему титул мастера ложи болонских каменщиков и пожизненное жалование.

Фиораванти-1

Однако эти действия лишь способствовали укреплению репутации архитектора как фокусника и дознавателя. Неудивительно, что инквизиция собрала на него материал, чтобы обвинить его в колдовстве. Во-первых, его неожиданно арестовали и обвинили в продаже фальшивых монет, за что он был лишен всех привилегий. Обвинение оказалось ложным, но все эти проблемы заставили Аристотеля Фиораванти быстро согласиться на предложение российского посла.

Основание в костях

60-летний архитектор хорошо знал, что устойчивость здания зависит от качества его фундамента. Поэтому он приказал снести остатки стены и, обследовав место, вырыл глубокие траншеи у основания будущего собора и вбил туда дубовые сваи. Во время раскопок рабочие нашли множество костей и несколько языческих каменных фигур. Это подтвердило слухи о том, что Ведьмина гора была языческим святилищем с человеческими жертвоприношениями и кладбищем ведьм.

Когда Иоанн увидел большого каменного идола, которого нашли строители, он приказал разрубить его на мелкие куски и утопить в Москве-реке. Кости и идолы в земле могли служить каналами для нечистых сил, кто знает. Но как только он был удален, он потерял свою силу.

Иван III и Софья Палеолог

Освящение храма

Аристотель Фиораванти не спешил начинать строительство собора Успения Богородицы. Архитектор умел учитывать обычаи и традиции русского народа и не переносил привычные формы западной архитектуры. Поэтому, заложив первый камень, он некоторое время путешествовал по стране, знакомясь со старинной русской архитектурой.

Собор Фиораванти был не только красивым, но и солидным. 12 августа 1479 года собор был торжественно освящен митрополитом Геронтием.

Годы труда: Аристотель Фиораванти – итальянский инженер

В 1453 году многообещающий архитектор вернулся в Болонью, чтобы выполнить важный проект для тамошней церкви: Он отвечал за подъем колокола на башню. Во время этой работы инженер всерьез задумался об усовершенствовании инженерных технологий. Это стало причиной ранней славы Фиораванти как инженера.

Читайте также: Как Московский парк представляет себя к 850-летию после реконструкции

В 1455 году Аристотель явил миру чудо инженерной мысли: ему удалось передвинуть колокольню церкви Санта-Мария-Маджоре на 13 метров. Для этого он использовал механизм собственного изобретения и выполнил задачу, которая и сегодня не является простой.

Башня была окружена специальной деревянной клеткой, которая предотвращала ее опрокидывание. Инженер применил уникальный для того времени принцип распределения тягового усилия на несколько ворот.

Слава Фиораванти распространилась по всей Италии, и теперь инженеру поручали самые сложные заказы, которые приносили ему не только славу, но и хорошие деньги. Например, ему удалось примирить наклонившуюся башню Сенто и колокольню Венеции. Однако колокольня рухнула через 2 дня после манипуляций, и это навсегда научило Фиораванти очень тщательно исследовать землю перед началом работ.

С 1456 года Фиораванти активно участвовал в архитектурных заказах. Он занимался реконструкцией старинных зданий в Болонье, ремонтировал ров и выполнял ряд работ для городского сообщества. Его работа не осталась незамеченной, и его репутация росла. В 1458 году его призвали в Милан ко двору герцога, где Аристотель проработал около шести лет.

Позже архитектор вернулся в Болонью и выполнял многочисленные заказы, включая мосты, башни и дворцы, которые он строил и реставрировал. С 1464 года он был городским инженером Болоньи, эту должность он занимал до самой смерти, хотя город посылал его в Италию, Венгрию и Россию для реализации различных проектов.

Аристотель Фиораванти построил несколько необычных для своего времени сооружений. Он помогал строить акведук в городе Ченто и реконструировал Палаццо дель Подеста, но слава мастера в это время была больше связана с инженерными проектами, а его известность в мире архитектуры была еще впереди.

Трудные времена Аристотеля Фиораванти

На протяжении всей своей жизни Аристотель Фиораванти подвергался интригам завистливых и враждебно настроенных людей. По этой причине ему приходилось неоднократно менять место жительства и работы. Заметным ударом судьбы стало обвинение архитектора в чеканке фальшивых денег, которое произошло в 1473 году. Чудесным образом он избежал наказания, но потерял всякую надежду на трудоустройство в Риме. Аристотель Фиораванти вернулся в Болонью, где ему были рады, но он не получил своих прежних крупных заказов, и его судьба стала несколько шаткой.

Главный храм расположен напротив западных ворот. Серия из 69 икон была создана в 1653 году разными художниками из Костромы и Ярославля всего за 10 месяцев. Он разделен на 5 рядов. Верхний родовой ряд содержит не только полнофигурное изображение предков со свитками, но и изображение Святой Троицы. Пророческая серия состоит из 17 изображений. Памятная серия наполнена изображениями, изображающими важные события Нового Завета. Серия «Деисус» включает апостолов, изображение святых, молящихся о Втором пришествии, и образ всемогущего Спасителя. В нижнем ряду изображены «Спаситель в золотой мантии» и «Спаситель с сияющим оком».

Самые старые иконы находятся на южной стене, включая митрополита Петра и его житие. Считается, что она была написана Дионисием, последователем Андрея Рублева. В иконостасе на северной стене находятся иконы, созданные служителями Соловецкого монастыря. Они были представлены в 1923 году. Самые известные иконы — «Достойно есть» и «Богоматерь Боголюбовская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких».

Русская улыбка удачи

В России в это время царь Иван III затеял грандиозное строительство: В Кремле должен был быть построен большой собор, символизирующий силу и мощь царского правления. Но случилась беда: Стены рухнули, и в Италию был отправлен посол с заданием найти достойного архитектора.

Семен Толбузин познакомился с Аристотелем Фиораванти и смог убедить его отправиться в далекую, неизвестную страну. Так в 1475 году начался золотой период в жизни архитектора.

Прибыв в Москву, архитектор, следуя своим собственным правилам, тщательно изучил местность и материалы, использованные его предшественниками. Таким образом, он пришел к выводу, что необходимо решить две проблемы. Первая заключалась в организации производства нужных прочных кирпичей. Вторая — создать очень глубокий и прочный фундамент, так как почва Боровицкого холма неоднократно подвергалась эрозии и не могла выдержать вес большого сооружения.

А затем начались невиданные в России работы: были вырыты глубокие траншеи и установлены длинные деревянные сваи, что не допускалось в русской архитектуре. Инженер также открыл кирпичный завод, который впоследствии долгие годы снабжал столицу высококачественным строительным материалом.

По следам итальянцев: храм, который построил Аристотель – ФОТО

По следам итальянцев: храм, который построил Аристотель – ФОТО

30 апреля 1472 года в Московском Кремле вновь был построен Успенский собор. Все здания, возведенные до этого времени архитекторами, которые строили свои дома, простояли в этом месте недолго. Только итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти удалось построить церковь, которая сохранилась до наших дней и классифицирована ЮНЕСКО как исторический и архитектурный памятник мирового значения.

Ужас и смятение охватили людей в мае 1474 года, когда земля начала уходить из-под ног. Москва пострадала от «труса», как тогда называли землетрясение. Те, кому удалось вырваться из своих домов, увидели страшное зрелище Кремля. Успенский собор, видимый со всех сторон, на строительство которого ушло три года, начал медленно разрушаться, и через несколько минут от великолепного сооружения ничего не осталось.

Собор, уже доведённый за три года строительства до сводов, начал медленно разрушаться, и уже через несколько минут от грандиозного сооружения ничего не осталось

Псковские мастера Кривцов и Мишкин, начавшие строительство, явно не ожидали такого результата для своей духовной хитрости, так как помнили истории о разрушенных храмах на этом же месте. Казалось, что сама земля не позволит больше строить, поэтому для строительства Фиораванти освободилось место в Московском Кремле.

Место для храма

Он никогда не был пустым. Московский князь Даниил одним из первых оценил достоинства этого места, где с XII века стояла небольшая деревянная церковь. В конце XIX века князь приказал снести маленькую церковь и построить на ее месте первый в городе каменный храм — церковь Успения Девы Марии. Но и эту церковь постигла участь деревянной церкви: простояв всего 25 лет, она была снесена, чтобы построить более величественное сооружение.

Вторую попытку построить монументальный храм предпринял Иван Калита, которому удалось убедить митрополита Петра остаться в Москве, сначала временно, а затем и навсегда.

Митрополит Петр не вернулся во Владимир, где у него были натянутые отношения с местным князем. Поэтому в Москве была создана епархия, глава которой Петр потребовал от князя построить собор, отражающий новый московский режим. Калита был вынужден пожертвовать деньги на восстановление Успенской церкви в 1326 году, но эта церковь через некоторое время начала разрушаться на его глазах. Чтобы она не рухнула совсем, стены церкви, рушившиеся на его глазах, поддерживались толстыми балками.

Строение простояло 150 лет, угрожая в любой момент обрушиться, пока великий князь и царь всея Руси Иван III в 1472 году не решил его перестроить, придав ему статус главного собора единого центрального государства. Строительством храма занимались упомянутые выше мастера Мишкин и Кривцов, которые взяли за образец великолепный Успенский собор во Владимире. Решив сделать собор больше и величественнее, они в точности скопировали форму Владимирского собора и поставили на алтаре строящегося собора временную деревянную церковь Успения Богородицы, в которой Иван III в ноябре 1473 года женился на византийской царевне Софье Палеологине.

Строительство было почти завершено, когда недостроенная церковь превратилась в груду обломков в результате землетрясения. На место происшествия прибыла государственная, простите, княжеская комиссия, состоящая из псковских мастеров, которая определила, что причиной разрушений является человеческий фактор.

Прибывшая на место правительственная, прошу прощения, княжеская комиссия, состоящая из псковских мастеров, констатировала, что причиной разрушения стал человеческий фактор

В результате использования «неперевязанной» кладки и «рыхлой» влажной извести. Нет сведений о том, что случилось с Мишкиным и Кривцовым, но полный отказ других псковских зодчих от восстановления собора был явным свидетельством того, что гнев князя был велик.

Тогда Иван III прислушался к совету своей жены Софьи Палайолог, которая посоветовала пригласить архитекторов из Италии.

Чиновник Семен Толбузин был отправлен в Италию на поиски архитектора с крупной суммой в 700 рублей из государственной казны. Чиновнику пришлось найти специалиста, готового работать в Москве за 10 рублей в месяц. Это была большая сумма: например, в то время вся деревня Степаньковское Коломенского района со всеми ее жителями была продана всего за 22 рубля. Толбушину пришлось нелегко: теплолюбивые итальянцы боялись ехать в далекую, дремучую и холодную страну. Тем не менее, настойчивый чиновник добился своего, тем более что действовал он по рекомендации великой княгини Софии Палайологу. Так, в 1475 году, в возрасте 60 лет, Аристотель Фиораванти прибыл в Москву и начал строительство Успенского собора по образцу аналогичного храма во Владимире.

Выдающийся знаток всех профессий

Аристотель Фиораванти был человеком многих талантов, жил в Болонье, был членом местной ложи каменщиков и мастером-инженером. В круг его интересов входили археология, литейное дело, строительство мостов, военная инженерия и, конечно же, архитектура. Аристотель был потомственным архитектором, который начал свое обучение в качестве подмастерья у своего отца. Аристотель стал учителем и переехал в Рим, где активно занялся строительством и вошел в археологию.

Фиораванти не забывал свой родной город — он построил множество колоколен в Болонье, которые снабдил колоколами собственного литья. В 1455 году Фиораванти прославился на всю Италию, когда с помощью разработанной им машины сдвинул колокольню церкви Санта-Мария-Маджоре на три с половиной метра, не повредив ее.

Именно он разработал модель центрального дворца Болоньи, который был построен по его проекту другими мастерами, так как Фиораванти в то время уже находился в России. Его репутация росла, особенно когда он построил обнесенную стеной больницу в Милане, изящные каналы в Парме и Кремоне и мост через Дунай для короля Венгрии Матьяша I Корвина. Конечно, были и неудачи. В Венеции, например, он за очень короткое время возвел «упавшую» башню церкви Сан-Анджело, которая затем не простояла и двух дней и рухнула из-за слабого грунта. После этого Фиораванти был вынужден уехать, но этот негативный опыт не прошел для него даром, и с тех пор он всегда уделял особое внимание тщательному исследованию почвы перед началом строительства.

Однако слава Фиораванти не ограничивалась этими достижениями. В июне 1473 года он был арестован в Риме по обвинению в подделке денег.

Строительство собора

При строительстве собора Аристотель Фиораванти, который уже был опытным инженером, применил множество новшеств, которые удивили и поразили рабочих и всех москвичей. Для возведения стен использовалась смешанная техника: блоки из белого камня смешивались с тяжелой кирпичной кладкой. Таким образом, колонны, купола храма и его 5 барабанов были построены, уменьшив нагрузку верхней части на стены.

Архитектор составил четкий план здания, нарисованный на бумаге, и произвел точные расчеты всех конструкций. Для подъема тяжелых блоков на высокие стены храма был сооружен шкив из колес и блоков. С помощью канатов и машины блоки и кирпичи довольно быстро поднимались и укладывались на стены рабочими.

В 1479 году в течение 4 лет было завершено строительство Успенского собора. Здание было высоким, его венчали пять куполов со шлемовидными куполами. Интерьер храма поддерживался четырьмя массивными колоннами и представлял собой огромное пространство.

аристотель фиораванти биография

Это здание сочетает в себе стилистические черты различных национальных архитектурных стилей. В нем использованы некоторые изображения итальянских городов и архитектурные элементы русских деревянных и каменных церквей, которые Аристотель Фиораванти посетил во время своего путешествия по русским городам и весям. Успенский собор Московского Кремля — важнейшее здание русской архитектуры, в котором соединились в единое целое черты церковного зодчества Новгорода, Владимира, Москвы, Италии и деревянной застройки русского севера.

Читайте также: 16 самых необычных фактов о московском метро: секретное убежище, лаборатория и легенда о Кольцевой линии

Белые стены церкви просты, в стиле новгородских построек, украшены лишь полосой изящных колонн и арок (работы владимирских зодчих), связанных между собой в центре. Чисто итальянский, широкий и высокий террасный комплекс доминирует над площадью и приглашает вас посетить храм.

Трудные времена Аристотеля Фиораванти

На протяжении всей своей жизни Аристотель Фиораванти подвергался интригам завистливых и враждебно настроенных людей. По этой причине ему приходилось неоднократно менять место жительства и работы. Заметным ударом судьбы стало обвинение архитектора в чеканке фальшивых денег, которое произошло в 1473 году. Чудесным образом он избежал наказания, но потерял всякую надежду на трудоустройство в Риме. Аристотель Фиораванти вернулся в Болонью, где ему были рады, но он не получил своих прежних крупных заказов, и его судьба стала несколько шаткой.

Новизна архитектуры Успенского собора вдохновила русских зодчих на строительство православных соборов в аналогичном стиле, вобравшем в себя национальные русские традиции (мотивы деревянного зодчества русского севера). Талантливые московские зодчие под руководством итальянских мастеров и с помощью новых технических средств того времени продолжали создавать архитектурные памятники с высокими художественными стандартами.

Первый пример — церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в подмосковном селе Джаков, построенная в 1529 году по образцу деревянных церквей. Основная часть церкви представляла собой восьмигранную башню с полукруглыми выступами для алтаря в восточной части. По бокам располагались четыре башни меньшего размера, соединенные галереями с выходами и оконными проемами.

Эта идея была усовершенствована русским зодчим, построившим (в соответствии с архитектурными принципами Аристотеля Фиораванти) церковь Вознесения в селе Коломенском (1532). Это сооружение имеет форму креста с равными частями, главное здание состоит из башни с 20 стенами, увенчанной восьмиугольными арками, к которой примыкают меньшие восьмиугольные башни. Все здание венчает павильон с башенкой на вершине, завершающейся куполом и крестом. Русские деревянные церкви послужили образцом для всех архитектурных деталей и особенностей.

с каким сооружением связано имя аристотеля фиораванти

Дьяковская и Коломенская церкви стали основой для появления в русской архитектуре стиля маркиз, который также был использован при строительстве собора Василия Блаженного в Москве русскими зодчими Бармой и Постником во второй половине XVI века.

Русская улыбка удачи

В России в это время царь Иван III затеял грандиозное строительство: В Кремле должен был быть построен большой собор, символизирующий силу и мощь царского правления. Но случилась беда: Стены рухнули, и в Италию был отправлен посол с заданием найти достойного архитектора.

Семен Толбузин познакомился с Аристотелем Фиораванти и смог убедить его отправиться в далекую, неизвестную страну. Так в 1475 году начался золотой период в жизни архитектора.

Прибыв в Москву, архитектор, следуя своим собственным правилам, тщательно изучил местность и материалы, использованные его предшественниками. Таким образом, он пришел к выводу, что необходимо решить две проблемы. Первая заключалась в организации производства нужных прочных кирпичей. Вторая — создать очень глубокий и прочный фундамент, так как почва Боровицкого холма неоднократно подвергалась эрозии и не могла выдержать вес большого сооружения.

А затем начались невиданные в России работы: были вырыты глубокие траншеи и установлены длинные деревянные сваи, что не допускалось в русской архитектуре. Инженер также открыл кирпичный завод, который впоследствии долгие годы снабжал столицу высококачественным строительным материалом.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий