Египтяне верили, что душа выходит изо рта. Но она возвращается через глаза. И она может вернуться к мумии в любой момент. Так что еще до прихода римлян у хищников была маска с большими глазами.
Тайна фаюмского портрета. презентация по мхк по теме
На вводных курсах по русской литературе, а также на курсах МИД для старшеклассников вы можете использовать этот материал, чтобы углубить понимание студентами истоков искусства. Взаимообогащение культур разных народов и их взаимопроникновение — интересная тема. В презентации прослеживается связь между внешним видом палеорусских икон и фаянсовым портретом, тайна которого восходит к римскому портрету.
Работы были выполнены учащимися 11 класса под моим руководством в качестве наглядного и учебного материала для уроков литературы и искусства.
МОУ Гимназия №1 МО Ахтубинский район Тайна портрета Фаюма» Учащиеся 11 класса Б: Грудцына Д., Мастеркова А., Учитель: Юрченко Т.Н. Учебный год 2009-2010
Словарь: Навязчивое рисование восковыми красками и горячими инструментами. Фаюмские портреты — это погребальные портреты, выполненные в стиле энкаустики в римском Египте в I-III веках нашей эры. Они были названы в честь места первого крупного открытия в оазисе Фаюм в 1887 году британской экспедицией под руководством Флиндерса Торри. Портрет является частью местной погребальной традиции с греко-римским влиянием и заменяет традиционную посмертную маску мумии. Портрет находится в коллекции многочисленных музеев мира, включая Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Иконопись: вид религиозной живописи, основанный на мольберте. Основная функция иконографии — создание священных образов, воплощающих сверхъестественное представление о Боге.
Тема нашей работы малоизвестна широкой публике, поэтому мы подходим к ней с некоторой осторожностью. Однако чем больше мы узнавали о портрете Фиюма, тем интереснее становилось наше исследование. Древнеегипетское искусство открыло нам свои тайны.
Актуальность. Гипотеза: Мы считаем, что священные палео-египетские изображения имеют древние корни, и их происхождение напрямую связано с портретом Фаюма.
Доказательства: 1) Соответствует ли техника древней иконографии технике фаюмских портретов? 2) Схожа ли техника живописи ранних икон и фаянсовых портретов? 3) Существует ли общее направление назначения икон и фаюмских портретов?
Древние египтяне закрывали лицо связанной мумии маской. Целью древних египтян было создание физического двойника умершего, которого узнали бы боги. На этой фреске мы видим, как верховное божество Анубис уносит душу умершего в царство мертвых.
После завоевания Египта греками, а затем римлянами, завоеватели решили перенять это искусство. Только вместо масок художники рисовали портреты умерших.
Портрет мертвого человека из Фаюма является исключительным, потому что он показывает слияние двух культур: древнеегипетской и греческой. На фаянсовом портрете изображен египетский бог Анубис, забирающий душу греческого мальчика.
Сходство с портретом должно было быть как можно более точным, чтобы душа, покинувшая тело, могла вернуться и найти человека, которому она когда-то принадлежала. Эти портреты наклеивались на лицо мумии так, что сквозь окружающие ее бинты была видна только голова изображенного человека. На портретах изображен реалистичный портрет головы.
Согласно римскому обычаю, портреты хранились в рамке в доме того, кто их заказал, но после смерти портретируемого их помещали на лицо мумии и перевязывали бинтами, которые часто вырезали с большой точностью и «подгоняли» под нужный размер. Перед нами портрет молодого римлянина в золотой короне. Края портрета обрезаны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фаюмские портреты обычно писались на панелях, но иногда археологам попадались портреты, написанные на холсте, а затем наклеенные на деревянную панель. Ранние русские иконы также писались на панелях. Перед нами одна из старых икон — «Богоматерь с младенцем Иисусом». Она хранится в Музее западного и восточного искусства в Киеве. Итак, давайте сравним технику ранних картин с техникой фаюмских портретов.
Первые портреты были выполнены в технике фигуративной живописи в 1-2 веке нашей эры. Краска, представляющая собой смесь пигментов и пчелиного воска, нагревалась и наносилась на картину. В результате получилась реалистичная картина, сохранившаяся на протяжении веков. Здесь изображен портрет молодой женщины. Этой картине 2000 лет, и ее прекрасный вид никогда не померкнет. Цвета свечи придают ей теплоту и живость.
Другая общая особенность заключается в том, что фаянсовый портрет был написан восковыми красками (энкаустикой) на золотом грунте. Первые картины унаследовали эту технику от фаянсового портрета. Отсюда яркость красок и невероятная теплота древних византийских икон, привезенных в Россию из Константинополя русским ученым Порфирием Успенским в конце XIX века и написанных в VI веке нашей эры. Перед нами одна из первых икон святого Иоанна Крестителя, выполненная в технике живописной живописи.
Как можно передать бесплотное, божественное, материальными средствами? Христианские художники считали, что лучше всего этого можно достичь, покрыв фон иконы золотом. Золото не только символизировало божественный свет, но и создавало мистическую среду, которая мерцала, что-то трепетное, мимолетное, колеблющееся между этим миром и тем. Золотые нимбы над головами святых подчеркивали духовную красоту. Как мы помним, золото также использовалось ремесленниками Фаюма.
Теперь давайте рассмотрим, схожи ли живописные техники ранних картин и портретов Фаюма. Композиция фаюмских портретов была торакальной, иногда полудлинной. На ранних картинах также обычно изображался один святой (редко два). Изображение также было снабжено грудной клеткой или поясом. На ранней византийской иконе Сергия и Вакха изображены два святых. Они держат кресты, символы своего мученичества, неподвижно и торжественно перед зрителем. На шее они носят железные кольца, которые, согласно легенде, были надеты на них, когда их привезли в Рим в женской одежде для покаяния по приказу императора Максимилиана. Здесь прослеживается древняя иконописная традиция. Богатство светотени и насыщенность цветовых нюансов картины делают ее похожей на портрет из фаюма.
Учителя Фаюма использовали различные цвета. Художники, создавшие первые изображения, придали цвету символическое значение. Красные полосы на одеяниях символизируют божественный огонь, цвет крови Христа и мучеников, а также цвет царской власти. Белый цвет — это цвет Бога, поскольку он напоминает свет. Белый свет объединяет все цвета радуги, так же как Бог охватывает весь мир. Как мы видим, колорит картины имеет символическое значение, которого не было в портрете Файюма. «Сергий и Вакх».
Большие глаза с выражением отрешенности характеризуют аскетизм изображений святых. Пронзительные глаза на портретах Фаэриума также поражают воображение.
Имеют ли ранние иконы и фаюмские портреты общую цель? Портрет фаэриума трагичен и призван сохранить черты любимого человека, ушедшего в вечность. Напротив, образ говорит о жизни, о ее победе над смертью. Фаянсовый портрет был написан с высокой точностью и служил своего рода входным билетом в царство Анубиса. Картина, с другой стороны, написана с точки зрения вечности. Лицо на картине — это лицо, обращенное к Богу. Суть картины — пасхальная радость, а не трагедия.
Немного истории. Корни фаюмского портрета
Как же возникло это явление?
На самом деле древние греки занимались живописью. Но почти ни одно из их произведений не сохранилось. Остальные картины можно пересчитать по пальцам одной руки.
Один из них хранится в гробнице в Казанлыке. По-видимому, уже в IV веке до нашей эры греки умели создавать трехмерное изображение с помощью теней и тонких цветовых переходов.
Посмотрите, насколько реалистичны лошади. А как детально прорисован рисунок человека, с четким разделением на светлые и темные участки.
Римляне, конечно же, переняли этот образ у греков. Только взгляните на эту фреску, изображающую художника, создающего картину. На холсте!
Рим завоевал Египет незадолго до рождения Христа. Римская аристократия поселилась на их территории. А вместе с ним и множество традиций. Римская одежда, римские прически… и живопись.
Но римляне без колебаний перенимали египетские традиции. Он нашел его подходящим, например, для похоронных обрядов завоеванной страны.
Здесь было невероятное переплетение традиций. Погребальный ритуал в форме мумификации. Но вместо египетской маски теперь делали портреты. Так началась история портрета Фаюма.
Впервые эти портреты были найдены в Фаюме, провинции Египта. Отсюда и название. Но они были найдены не только там.
В Пушкинском музее хранится плащаница, на которой отчетливо видно смешение египетских и греко-римских традиций.
Два бога изображены в египетском стиле, плоском и условном. Но человек, отправляющийся в царство мертвых, не только одет в римском стиле, но и нарисован совсем по-другому. Объемные и реалистичные.
Почему фаюмские портреты так нас поражают
В портретах Фаюма мы видим не вымышленных людей. Но реальные люди, жившие 2000 лет назад.
В Египте было найдено около 900 таких портретов. И все они уникальны, потому что каждый из них — это портрет конкретного человека.
Эти работы привлекательны еще по нескольким причинам.
Повышенная пастозность
Эти портреты очень реалистичны. Особенно ранние портреты, датируемые 1 или 2 веком нашей эры. В то время их в основном рисовали воском.
Поверхность была выполнена в технике импасто, а мазки кисти были четкими. Однако это происходило за счет изменчивости картины.
В некоторых работах это особенно бросается в глаза, как, например, в портрете женщины в синем плаще.
Европейские художники будут использовать эту среду гипертрофированного пастиша 15-20 веков спустя.Рембрандт,Ван Гог. Они поняли, что плотная текстура дает жизнь и эмоции. Интересно, видели ли они портреты Фоюма?
Асимметричные черты лица
Во многих портретах Фойума есть еще одна интересная деталь. Это асимметрия лиц. На самом деле это довольно распространенное явление, например, когда один глаз немного больше другого.
Обратите внимание, что у этого человека в Бруклинском музее совсем другие носовые перья. Глаза также немного отличаются.
Художник тщательно перенес эти черты человека на картину. Он сделал это намеренно, поскольку понял, что такая асимметрия делает лицо более ярким и трехмерным.
Портреты НЕ для живых
Портреты Фаюма также имеют важную особенность. Они были изготовлены для ритуала погребения. Это означало, что портрет можно было поместить в саркофаг вокруг головы.
Это означает, что ни художник, ни меценат не думали о том, какое впечатление произведет портрет на потомков. Его должны были видеть только боги. Это было как паспорт в другой мир.
Золотой венок и золотой фон молодого человека изПушкинский музейне для того, чтобы произвести впечатление на других.
И это очень важное отличие от привычной нам живописи. Вот почему нас так впечатляют ее глаза. Они знают, что их ждет неизбежный конец. Но они верят в вечную жизнь на другой стороне.
Они не боятся смерти. Они открыты миру. Но предварительно они немного грустят.
Мы воспринимаем портреты нашего времени совершенно по-другому. В конце концов, они не созданы для богов. Но для живых людей, для потомков.
Поэтому клиенту было важно показать свой социальный статус. И вообще, показать себя во всей красе. И художник готов воспроизвести соответствующие характеристики. Даже те, которые могут быть не свойственны реальному человеку.
Поэтому портрет Фаюма нам ближе, чем портрет аристократа.Аньоло Бронзино.. Или королевская фигура из великойВан Дейк..
Все ли фаюмские портреты – шедевры ?
Самые важные шедевры римского Египта датируются I и II вв. Портрет Алины считается одним из самых значительных.
Ее портрет в саркофаге с мумией был найден в общей гробнице. На момент смерти ей было 35 лет. Две ее дочери также были похоронены вместе с ней. Видимо, их унесла в могилу обычная болезнь.
Такие подробности известны только потому, что мумии Алины и ее дочерей были найдены учеными. Большинство фаянсовых портретов были приобретены археологами у грабителей могил. Грабители могил случайно сняли с саркофагов таблички, на которых были указаны имена, род занятий и возраст усопших.
Однако помимо ее истории, особенно интересен портрет Алины. Если бы вы ничего не знали о ней, вы бы подумали, что она была написана в 19 веке. Вот насколько это реалистично.
Портрет дворянки, напротив, удивительно выразителен. Это сочетание цветов, которому позавидовали бы импрессионисты.Этому позавидовали бы импрессионисты..
Посмотрите, как ее глаза и губы отражают цвет ее туники. И как со вкусом подобраны драгоценности, несмотря на их обилие.
Среди портретов Фаюма есть и очень скромные работы. Очевидно, что уровень артистов был разным.
Ниже представлены два портрета, выполненные в той же технике и примерно в то же время. Та, что слева, была написана более посредственным художником, чем вторая.
Союз культур
Египет был завоеван Грецией в четвертом веке до нашей эры и Римом в первом веке до нашей эры. Переплетение культуры завоевателей с древнеегипетскими традициями создало новое и захватывающее течение. Греческое влияние прослеживается в умении художников передавать объемы с помощью света и тени, использовать перспективу и цвет. Одна из важнейших техник фаянсового портрета, живопись с изображениями, также зародилась в Греции. Древнеримская портретная живопись придавала изображениям большую индивидуальность. Кисти стали более свободными, а художники уделяли больше внимания чертам лица.
Согласно древнеегипетской традиции, эти портреты были частью поклонения мертвым. Здесь столкновение различных культур породило два направления живописи: эллинистическое и египетское. Римляне, перенявшие местные обычаи, сохранили обычай украшать атриумы портретами и мумиями после смерти. Портреты римской знати были выполнены искусными художниками и отличались высоким качеством.
Второе движение было менее озабочено искусством и делало портреты в местном египетском стиле исключительно для погребальных целей. Постепенно египетское движение возобладало над эллинистическим. Эта особенность раскрывает один из секретов фаянсовых портретов…..
Молодость портретируемых
На большинстве портретов изображены молодые мужчины и дети. Первоначально это объяснялось короткой продолжительностью жизни. В то же время предполагалось, что портреты хранятся от 15 до 25 лет. Современные исследователи подтвердили эту гипотезу с помощью компьютерной томографии и пришли к выводу, что портреты по греческому обычаю украшали гостевые комнаты домов до того, как они стали ритуальной особенностью. Это означает, что возраст на портрете и возраст умершего отличаются, но не всегда. Некоторые портреты были нарисованы на повязках мумий после смерти.
Портрет — это реалистический жанр, изображающий существующего человека или группу людей. Портрет — это французское слово, означающее «подобие», которое происходит от старофранцузского portraire, что означает «изображать что-то по линиям». Другой аспект названия портрет происходит от устаревшего слова parsun — от латинского persona, «человек, личность». Читать далее
…а также другие особенности:
Реальные люди. Как древние фотографии, портреты Фаюма показывают реальных людей, живших много веков назад. Поэтому каждый портрет — это история, уникальный внутренний мир и характер человека.
Асимметричные лица. Обычное явление в жизни, но древние художники пытались таким образом изобразить перспективу изображения.
Большие глаза. Людей с большими глазами рисовали, начиная со II века нашей эры. И здесь, вероятно, сказалось влияние египетской культуры. Древние египтяне верили, что душа покидает тело через рот и возвращается через глаза. По этой причине в гробнице (на стене или на саркофаге) делались изображения умершего — своего рода «паспорт» — с открытыми, подчеркнутыми глазами. Оклеветать «врата души» было страшной местью.
Портрет — это реалистический жанр, изображающий существующего человека или группу людей. Портрет — это французское слово, означающее «подобие», которое происходит от старофранцузского portraire, что означает «изображать что-то по линиям». Другой аспект названия портрет происходит от устаревшего слова parsun — от латинского persona, «человек, личность». Читать далее
Портреты для богов. В древнеегипетской традиции портреты, а до этого маски, изготавливались исключительно для погребальных ритуалов. Мастера не пытались выразить себя и произвести впечатление на своих потомков. Портреты не должны были видеть живые люди, а только боги. В этом заключается главное отличие портретов от обычной живописи.
Отстраненный взгляд. Люди на портретах редко изображаются в полный рост — часто их головы повернуты на три четверти. Их взгляд не направлен на зрителя, а проходит сквозь него в бесконечность.
История открытия фаюмских портретов
Обнаружение фаюмских портретов в 19 веке вызвало сенсацию. До этого времени памятники с изобразительной техникой были практически неизвестны. В трудах древних писателей есть отдельные упоминания о ритуальных портретах, но о них знало лишь очень ограниченное число ученых. Открытие было сделано в 1887 году жителями оазиса Фаюм во время исследования полупустых гробниц. Когда портреты появились на рынке древностей в Каире, многие коллекционеры решили, что это подделки, настолько хорошо сохранились цвета.
Австриец Теодор Граф купил первую попавшуюся группу портретов. Коллекционер обладал обширными знаниями в области древнеегипетского искусства и сразу же осознал огромное значение находки. После прибытия в Вену он передал рисунки доктору Георгу Морицу Эберсу, одному из ведущих немецких египтологов. Он опубликовал статью о портретах в 1888 году, когда прошли первые выставки в Берлине, Штутгарте и Мюнхене. В последующие годы выставка объехала все европейские страны и побывала в США.
Тем временем раскопки в Египте продолжались. В период с 1887 по 1910 год англичанин Флиндерс Петри обнаружил около 150 работ разных периодов. Британская археологическая экспедиция работала в основном в оазисе Эль-Фаюм, но картины также были найдены в Мемфисе, Ахмиме, Фивах и других египетских городах. На сегодняшний день найдено около 900 работ, которые находятся в музеях и частных коллекциях.
Погребальные портреты
Не следует путать термины «гробница» и «маска смерти». Смертная маска — это слепок лица умершего, который остается в мире живых как напоминание об умершем. Надгробие — это произведение искусства и мастерства. Такие портреты иногда изготавливались из драгоценных металлов или камней, но чаще всего из дерева, гипса или глины. В некоторых культурах портреты помещали на лицо умершего перед погребением. Портрет умершего, в отличие от посмертной маски, не был необходим, поскольку его создатели могли не обладать даром точного изображения черт лица. Фаюмские портреты были созданы в римском Египте в первом и третьем веках. В то время Египет был провинцией Римской империи, территория которой в основном совпадала с территорией современного Египта (за исключением Синайского полуострова). Египет пал перед Римом в 30 году до н.э. после смерти царицы Клеопатры и Марка Антония. Портреты Фаюма находятся в коллекциях многочисленных музеев мира: Британского музея, Лувра, Метрополитен-музея в Нью-Йорке. В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве хранятся 23 фаюмских портрета с изображением похорон. Они были обнаружены в Египте в 70-х годах 19 века. В 1909 году в Музей изобразительных искусств поступила уникальная коллекция подлинных произведений древнеегипетского искусства, принадлежавшая известному русскому египтологу В.С. Голенищеву.
Блок: 3/5 | Количество символов: 1420 Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/shedevry-drevnego-i-srednevekovogo-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury/603-fayumskie-portrety
Особенность фаюмских портретов
Особенностью портретов является то, что они были созданы с использованием техники энкаустической живописи. Энкаустическая живопись — это техника живописи, в которой связующим веществом для красок является воск. Картина выполнена плавлеными красками. Разновидностью энкаустической живописи является темперный воск, который характеризуется яркостью и насыщенными цветами. Многие раннехристианские иконы были написаны в этой технике. Эта техника берет свое начало в Древней Греции. Наиболее известными живописными примерами являются фаянсовые портреты и икона Христа Пантократора (VI век), найденные в монастыре Синая.
Портрет Иисуса Христа из монастыря Святой Екатерины (Синай) Техника живописной живописи состоит в том, что кусочки воска расплавляют на огне, смешивают с краской на металлической палитре и наносят на основу, обычно из дерева различных пород, с помощью кисти и нагретого металлического стержня. Однако некоторые портреты пишутся на грунтованном холсте. Техника живописи характеризуется живостью и живостью образов, а также долговечностью. Однако следует отметить, что сухой климат Египта также способствовал хорошей сохранности этих произведений.
Портрет мальчика по имени Евтихий (Музей Метрополитен), автор Кит Шенгили-Робертс, из Википедии Еще одна важная особенность фаянсовых портретов — использование тончайшего сусального золота. Некоторые портреты полностью позолочены, на других изображены только короны и головные уборы, иногда акцент делается на украшениях и деталях одежды.
Портрет девушки (середина третьего века). Лувр На гробницах умершие обычно изображаются с прическами, соответствующими моде того времени.
Блок: 4/5 | Количество символов: 1663 Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/shedevry-drevnego-i-srednevekovogo-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury/603-fayumskie-portrety
Культурно-исторический контекст
Большая часть населения Фаюма состояла из греков. Они пришли сюда после завоевания Египта Александром Македонским. В результате естественной ассимиляции они переняли многие обычаи египтян, как и римляне, которые пришли сюда после смерти Клеопатры и присоединения Египта к Риму в 30 году до н.э.
Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне — египтяне были в основном торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатая и аристократическая часть жителей была иностранцами, некоторые из них были римскими чиновниками, а другие — потомками греков Птолемеев. Об этом свидетельствуют сохранившиеся гробницы и мумии, покрытые позолоченными масками, на которых начертаны в основном греческие и римские имена, такие как Артемидор, Деметрий, Тит и др.
Блок: 4/12 | Количество символов: 837 Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%8E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B
Открытие
В 1880-х годах расхитители гробниц возле оазиса Эль-Файюм обнаружили необычные портреты на деревянных досках, которые удивительно достоверно изображали черты лица умерших. Они были наклеены на ткань, покрывавшую мумию, вместо лица, а под бинтами находилась табличка с именем, возрастом и профессией человека. Воры сорвали портреты, тарелки выбросили, и почти все они погибли.
Оживленный венский антиквар Теодор Граф купил несколько панелей у египетских торговцев и выставил их в Берлине, Мюнхене, Париже, Брюсселе, Лондоне и Нью-Йорке в 1887 году. Так миру были представлены портреты, известные как фаюмские. Позднее подобные картины были найдены и в других частях Египта, но первое название стало собирательным, и все портреты продолжают называться в честь отдаленного оазиса на краю Ливийской пустыни.
Несколько портретов из коллекции Теодора Графа хранятся в Венском музее истории искусств (Kunsthistorisches Museum). Вот один из них, на котором изображен темноволосый мужчина с вьющимися волосами и пронизывающим взглядом:
Мужской портрет. Фаюм, Египет, 161-192 гг. н.э. Кунсторический музей, Вена.
Также в 1887 году экспедиция английского археолога Флиндерса Питри действовала в Хаваре, в южной части Фаюмского оазиса. Ему удалось найти еще 80 портретов, некоторые из которых можно смело назвать шедеврами мирового искусства, настолько они выразительны:
Женщина в красной тунике. Хавара, Египет, 110-130 гг. н.э. Национальный музей Шотландии, Эдинбург
Фаянсовые портреты, найденные в конце XIX века, были не первыми египетскими погребальными изображениями, ставшими известными в Европе. В 1615 году итальянский путешественник Пьетро делла Валле привез из Египта три мумии, на двух из которых были портреты. Затем в 1820-х годах через Генри Солта, британского консула в Каире, в Европу попало еще несколько портретов, один из которых был приобретен Лувром:
Женский портрет. Фивы, Египет, 2-я половина II века н.э. Лувр, Париж
Этот портрет находился в зале египетских древностей Лувра с 1826 года; все посетители видели его, но мало кто обращал на него внимание. Потребовался перелом в изобразительном искусстве в последней трети XIX века, появление новых направлений в живописи, особенно импрессионизма, чтобы сознание современников приняло портреты Файюма не как диковинку, а как явление мировой культуры.
Важным моментом в этом процессе стало обнаружение Рихардом фон Кауфманом так называемой Гробницы Алине. Это произошло в 1892 году в Гаваре. В небольшой гробнице археолог обнаружил восемь мумий, три из которых — женщина и двое детей — имели портреты. Греческая надпись показала, что женщину звали Алина и что она умерла в возрасте 35 лет. Портрет удивительно реалистичен, а техника настолько хороша, что можно отнести его к XIX веку, не зная даты его создания.
Откуда мы?
Известно около тысячи портретов из Фаюма, треть из которых была найдена в районе Эль-Фаюма, а остальные — в других частях Египта. Все они датируются 1-3 веком нашей эры. Как возникли эти необычные образы? Почему в Египте? Почему именно в первые годы после Рождества Христова? Короткий ответ, в нескольких словах, заключается в том, что это было совпадение. Три культурных источника объединились, чтобы сформировать новое течение.
1. Греческие корни
В четвертом веке до нашей эры Египет был завоеван Александром Македонским. После его смерти царем Египта стал ближайший друг Александра, Птолемей, потомки которого правили страной более трех веков. При Птолемеях Египет вернул себе утраченную власть, правящий класс стал в основном греческим, а эллинизм распространился по всей стране. Именно в это время греческая живопись достигла своего пика: люди научились передавать свет и тень, использовать линейные и воздушные перспективы и разработали теорию цвета. Поэтому можно с уверенностью сказать, что изобразительная традиция фаюмских портретов имеет греческие корни.
К сожалению, эллинистическая живопись не сохранилась. Все знают о греческой скульптуре, но не сохранилось ни одной картины или портрета греческих художников. Все, что мы знаем об этом искусстве, — это описания историков и римские копии отдельных работ. Одним из самых известных греческих живописцев был современник Александра Македонского, Апеллес, который первым начал писать портреты и единственный, кому царь доверил писать себя. Сохранилась римская фреска, которая считается копией работы Аппелеса, изображающая вдову Фрину в образе Афродиты:
Афродита Анадиотена, I век н.э. Дом Венеры, Помпеи
О другом знаменитом греческом портрете мы можем судить только по римской копии, «сохранившейся» в Помпеях в пепле Везувия во время извержения 79 года нашей эры. Считается, что эта мозаика, изображающая битву Александра Македонского с персидским царем Дарием, является копией картины греческого мастера Филоксеноса, жившего в четвертом веке до нашей эры (хотя можно предположить, что ее создателем был Аппелес).
Александр Македонский. Фрагмент мозаики из Помпеи, I век н.э. Национальный археологический музей, Неаполь
Самой важной техникой, которая пришла в Египет из Греции и использовалась для создания фаянсовых портретов, была живописная восковая живопись, то есть живопись окрашенным воском. Работа велась расплавленными восковыми красками с использованием не только кистей, но и ножей для палитры и даже резцов. Вносить исправления было практически невозможно — в картине все должно быть сделано правильно с первого раза. В основном рисует на дереве, реже на ткани. Считается, что фигуративная живопись была изобретена в Древней Греции и оттуда распространилась по всему античному миру, но самыми ранними сохранившимися образцами были портреты из Фаюма.
2. Римское влияние
Греческая портретная живопись всегда была условной и идеализированной. В классической Греции индивидуальность никогда не подчеркивалась в изображении реальных людей; напротив, это запрещалось, чтобы предотвратить развитие тщеславия среди граждан. Герои прославляли не себя, а свои города-государства; знаменитые спортсмены изображались в виде идеальных статуй. Реалистическое направление развилось только в эллинистический период после походов Александра. Но и тогда основой портрета было не лицо, а вся фигура, «человек вообще», который изображался как цельная фигура.
Кто мы?
Удивительно, но портреты Фаюма, похоже, не связаны с какой-либо определенной группой населения. Этническое, социальное и даже религиозное происхождение фигур очень разнообразно: здесь есть египетские жрецы, евреи и христиане (несмотря на протесты, египетские христиане бальзамировали своих умерших), высокопоставленные римские чиновники и освобожденные рабы, атлеты и военные герои, эфиопы и сомалийцы. Однако было бы ошибкой верить в своеобразное «обращение» этих людей в египетскую религию. Скорее, можно говорить о принятии определенных идей, заимствованных из египетских похоронных обрядов, и следовании традициям страны, в которой они живут.
Портрет женщины с надписью «европеец». Антинополис, Египет, II век н.э. Лувр, Париж
Вполне возможно, что эта женщина была довольно состоятельной римлянкой. Она одета в пурпурную тунику и желтый плащ, украшенный круглой брошью с большим изумрудом. Ее уши украшают серьги, каждая из которых состоит из темного камня между двумя крупными жемчужинами. Под золотым листом, который был надет ей на шею, лабораторный анализ обнаружил нитку жемчуга. Блеск золота, напоминающий солнечный свет, сделал этот металл символом бессмертия для египтян. Поэтому сусальное золото или инкрустация часто использовались для погребальных портретов, покрывая фон вокруг головы, рамку вокруг портрета или, как здесь, часть одеяния. Портреты Фаюма были написаны, когда натурщики были еще относительно молоды, можно сказать, что они находились в расцвете сил. Портрет много лет находился в доме владельца. Археолог Питри нашел в домах портретные рамы и портреты с вешалками. После смерти человека изображение прикреплялось к бинтам мумии, и часто золотой венок — типичная погребальная принадлежность греков — прикреплялся через трафарет.
Портрет молодого человека. Египет, первая половина II века н.э. Государственный музей изобразительных искусств им.
Детские картины кажутся исключением из правила написания портретов после жизни. Многие из них были написаны после смерти ребенка.
Портрет мальчика. Антинополис, Египет, конец II — начало III века н.э. Лувр, Париж
Некоторые из портретов Файомов довольно хорошо датированы. Помимо научных методов, определению причесок способствовало и время их исполнения. Мода играла важную роль в римском обществе. Правление каждого императора характеризовалось своим собственным стилем. Мужчины подстраивали свои прически под императора, а императрица или другая представительница императорского дома создавала специальные прически, которые копировали женщины. Образцы новых причесок были привезены в Египет в виде моделей голов.
Например, мужской портрет в Музее истории искусств в Вене датируется периодом правления Марка Аврелия. Сравните его с бюстом императора:
А вот портрет молодой женщины, чья скромная прическа вполне типична для правления императора Адриана (117-138 гг. н.э.):