Эпоха (стиль) Барокко — как это было и как отразилось в искусстве. Какая страна считается родиной стиля барокко.

Для «начинающих» художников была разработана специальная программа. Принципы Болонской школы стали образцом для всех будущих европейских академий.

Барокко: буйство красок и пылкость чувств

Барокко зародилось в эпоху Возрождения в Италии, откуда оно постепенно распространилось по всей Европе и доминировало в европейском искусстве с конца XVI до середины XVIII века. Его отличительные черты — размер и масштаб, богатая детализация и изысканность.

Две наиболее популярные версии происхождения слова «барокко» происходят от итальянского bagosso («странный, причудливый») и португальского perolabarroca («жемчужина неправильной формы»). Этот стиль, в котором все утрировано и преувеличено, проявляется в живописи, музыке, архитектуре и моде. Каковы были причины его появления?

В конце шестнадцатого века положение церкви в Европе было серьезно подорвано открытиями Николая Коперника и борьбой Мартина Лютера против церковных злоупотреблений. Люди стали уделять больше внимания земным удовольствиям. Новые дворцы аристократов были построены с большой помпой и пышностью. В то же время новые церкви отличались пышностью и гигантскими размерами — духовенство хотело вернуть церкви былую мощь…

«Барокко — это трагический, массивный, мистический стиль. Это происходит спонтанно. Она требует глубины и проницательности». С. Моэм

Затем Италия была почти полностью захвачена испанцами. Тем не менее, эта страна, которая всегда славилась своим искусством, не была готова отказаться от звания «культурного центра Европы». Отсутствие независимости итальянцы компенсировали роскошью — еще одна причина помпезного великолепия барокко.

В разных странах Европы существовали свои собственные версии барокко. Более скромное «северное» барокко было характерно для Германии, Голландии и Великобритании. Южное» барокко — итальянское, испанское и французское — отличалось невероятной пышностью.

В России барокко обычно делят на петровское (относительно строгое) и елизаветинское — блестящее и амбициозное.

Характерные черты барокко:

  • Динамичность образов
  • Преувеличенная эмоциональность
  • Смешение реального и иллюзорного

Особенности барокко

Динамичные композиции барокко бросают вызов четким правилам классицизма и рационализма. Характерные черты этого стиля: преувеличенные пропорции, изогнутые линии, обилие декоративных деталей, драматизм и грандиозность.

Бернини «Экстаз святой Терезы»

В это время особенно ярко проявился синтез искусств — слияние их различных видов: архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства — в единое целое.

Человек эпохи барокко. Знаменитые итальянцы

Костюмы европейских аристократов того времени были сложными и необычными: многоярусные парики, корсеты и кружева. И мужчины, и женщины носили высокие каблуки и пользовались большим количеством косметики. Все естественное преследовалось среди знати, потому что приравнивалось к варварству, дикости и невежеству.

Все это нашло отражение в живописи: картины барокко, даже те, которые отличаются тщательной реалистичностью, сложны по своей композиции и характеризуются обилием фигур и напряженной тематикой.

В Европе выдающимися мастерами барокко были итальянец Караваджо, испанцы Веласкес и Эль Греко, «великий пламень» Рубенс и голландец Рембрандт.

Художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) любил рисовать простых людей из толпы: мальчишек, уличных торговцев, музыкантов, но также ревностно воплощал и религиозные сюжеты. Фигуры на его картинах обычно выхвачены ярким лучом света из окружающей их темноты, что придает его полотнам таинственный и загадочный воздух.

Караваджо был известен не только своими картинами, но и буйным нравом, разгульным образом жизни и пристрастием к выпивке. На пике своей славы он был обвинен в убийстве, подвергнут остракизму, бежал из Рима и умер в изгнании.

Караваджо «Положение во гроб» (1604)

Восстановление Гроба Господня (1604) Караваджо Сначала духовенство отвергло картину, поскольку она не соответствовала церковным предписаниям.

_

Однажды Караваджо принес в свою мастерскую труп, чтобы он мог достоверно изобразить сцену воскрешения Лазаря.

Барокко — это.

Слово барокко происходит из итальянского языка, где barocco означает «странный, своеобразный».

В свою очередь, это слово появилось в итальянском языке благодаря португальским морякам, которые называли жемчуг с неровностями или неправильной формы perola barroca. После жемчуга их стали называть чем-то грубым, ущербным, неправильным.

Жемчуг

Стиль барокко появился в эпоху позднего Возрождения (когда это было?) в конце 16 века, но термин для его обозначения появился позже, не ранее 18 века.

Барокко — это упадок цивилизации, барокко — это грубость, диссонанс. Таким образом, декадентская эпоха Возрождения была дискредитирована в XVIII веке последователями классицизма, которые считали отклонение от собственных правил дурным вкусом.

К концу девятнадцатого века взгляды на культуру барокко изменились. В 1888 году швейцарский историк искусства Генрих Вёльфлин в своей работе «Ренессанс и барокко» выделил барокко как самостоятельный стиль в изобразительном искусстве и отличил его от Ренессанса и классицизма (что это такое?).

И он рассматривал барокко не только как движение, пришедшее на смену Ренессансу, но и как принципиально иное мировоззрение.

«Из-за утонченного наслаждения жизнью и эмоционального состояния люди перестали воспринимать посредственное и невыразительное».H. Вёльфлин, «Ренессанс и барокко».

Генрих

*Генрих Вёльфлин (1864-1945)

Эпоха Барокко

«Связь со временем была нарушена. Ибо я рожден, чтобы связать его!».Уильям Шекспир, Гамлет, 1600-1601.

Барокко — это эпоха, пришедшая на смену Ренессансу.

Менялись перспективы, менялось восприятие людьми своего места в мире. Идеалы гуманизма (что это такое?) с его антропоцентрическим взглядом, в котором человек находился в центре мироздания, были заменены пониманием всего трагического конфликта человеческой личности с ее страстями, недостатками, вечной борьбой с собой и окружающим миром.

Время наступления барокко неоднородно — в разных регионах Ренессанс развивался и умирал по своим законам, так что барочное мировоззрение постепенно вытесняло его: где-то раньше, а где-то, например, в России и Восточной Европе, позже.

Ренессанс начался в Италии, там же зародилось барокко. Расцвет эпохи был связан с кризисом (каким?) предыдущих идей Ренессанса; слишком многое изменилось в мире, чтобы культура не отреагировала каким-то образом на эти изменения.

Люди 17 века были поражены шокирующими открытиями: Галилей доказал, что Земля вращается вокруг Солнца, Антони ван Левенгук изучал микроорганизмы под микроскопом, Джордано Бруно предположил, что Вселенная бесконечна, а крупные географические открытия сдвинули привычные горизонты — все это полностью изменило наше представление об устройстве мира.

Стихи английского поэта того времени Джона Донна (1572-1631) с поразительной тонкостью передают мироощущение человека эпохи барокко:

«Так много нового за двадцать лет И в сфере звезд, и в форме планет, Вселенная распадается на атомы, Все связи разорваны, все вдребезги. Основы пошатнулись, и теперь все вращается вокруг нас».(1610 г.)

Телескоп

* Телескоп Галилео Галилея

Человек вдруг становится ничтожным перед лицом огромной вселенной, теряет опору и осознает свою слабость.

Период барокко характеризуется тремя основными мировоззрениями, которые определяют стиль барокко:

  1. « Трагический гуманизм » — человек живет в постоянном конфликте с собой и с окружающим миром. Отсюда присущие стилю барокко драматизм, эмоциональность, хаос и стремление к иррациональному.
  2. Мир построен на антиномиях — неразрешимых противоречиях: человек и природа, идеальное и реальное, разум и эмоции, жизнь и смерть. Отсюда тяга барокко к контрастам, гротеску (это как?), дисгармонии, иносказаниям и аллегориям (это как?).
  3. Красота выше природы, цель искусства — облагораживать действительность. Отсюда нарочитое великолепие, избыток декора, нарядность.

Для стиля барокко характерны контрасты, напряженные события и страсти, напряженные конфликты и сложный символизм. Барокко — это возвышенность, симбиоз реальности и иллюзии, театральность жестов и эмоций.

«Мир барокко — это мир, в котором нет мира».Иван Бунин

Барокко сосуществовало с классицизмом и было, по сути, его противоположностью.

В Италии в развитии барокко можно выделить три периода:

  1. Раннее барокко, появившееся как реакция на маньеризм (конец XVI – начало XVII века);
  2. Зрелое барокко (1630–1660-е годы);
  3. Позднее барокко (конец XVII – начало XVIII века).

Стиль Барокко в архитектуре

Барокко зародилось прежде всего в архитектуре.

Католическая церковь, ослабленная Реформацией (когда это было?), должна была восстановить свою силу и власть. Великолепные, впечатляющие архитектурные ансамбли и внутреннее убранство соборов способствовали созданию образа могущественной церкви.

С другой стороны, светские власти также нуждались в утверждении своей власти, поэтому и абсолютные монархии (как?), и демократии (какая форма правления?) использовали стиль барокко в городском планировании.

Основные черты архитектуры барокко:

    Создание криволинейных пространств, выпуклых изогнутых фасадов, пространственных иллюзий, обилие эркеров, башенок, балконов, ниш.

Базилика

Екатерининский дворец

Фонтан

Барокко в архитектуре разных стран находилось под влиянием самобытных национальных факторов, поэтому можно выделить итальянское, французское, испанское, немецкое и русское барокко.

  1. Итальянцы — флагманы стиля.
  2. Французы осторожно соединяли строгость классицизма и буйство барокко, давая волю последнему преимущественно в оформлении интерьеров.
  3. Испанское барокко шагнуло за пределы Европы в Латинскую Америку, а фамилия братьев-архитекторов Чурригера стала названием особого направления в барочном стиле — чурригереско — перенасыщенного множеством деталей.

Собор

Наиболее известными архитекторами, работавшими в стиле барокко, являются Лоренцо Бернини, Франческо Боромини, Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, братья Чурригера, Филиппо Ювара, Михаил Земчов, Бартоломео Франческо Растрелли.

Барочная живопись: игра света и тени

Мастера барокко Караваджо, Тьеполо, братья Караччи и Питер Пауль Рубенс искали красоту в своем воображении. Достаточно вспомнить их религиозные темы, их жизнеутверждающие портреты и аллегории.

В восемнадцатом веке формальный портрет был призван подчеркнуть благородство и величие покровителя, поэтому он как никогда был полон роскоши, пышности и пышности, а главный герой часто представал в полный рост, как монумент.

Следует отметить, что живопись барокко была вершиной реализма в европейском искусстве. Художники смогли создать реалистичный портрет и стали изображать людей более эмоционально, живо и динамично.

Караваджо. Давид с головой Голиафа, около 1610 года.

Самым известным художником эпохи барокко, несомненно, является Микеланджело Меризи да Караваджо. Это был «единственный настоящий природный копиист», который изобрел самый важный стиль — яркое освещение сцен из темноты, знаменитое tenebroso. Позже эта техника, ставшая общей чертой живописи барокко, широко использовалась его преемниками. В музыке стиль барокко проявился в творчестве таких виртуозов, как Антонио Вивальди, Георг Фридерик Гендель, Доменико Скарлатти и, конечно же, Иоганн Себастьян Бах.

Мода барокко

Стиль барокко не игнорировал направление моды. Особое внимание было уделено ткани. Помимо гобеленов, в оформлении интерьеров широко использовались бархат и парча, а также новая тенденция того времени — атласная ткань с тонким рисунком из цветочных мотивов.

Мода в Европе во второй половине XVII века диктовалась французским двором короля-солнца Людовика XIV. Это был расцвет абсолютной монархии во Франции, которая стала культурным центром всей Европы.

Золото считалось любимым металлом барокко. Во Франции XVII века люди были уверены, что нельзя иметь слишком много золота. Они использовали золотые рамы для картин и зеркал, золотые люстры и вышивку золотой нитью.

Никола де Ларжильер. Портрет Людовика XIV с семьей.

Женские костюмы эпохи барокко были сложными и продуманными. Менялся и женский идеал красоты. Представительница прекрасного пола должна была быть высокой, с подтянутыми плечами и тонкой талией, неестественно бледной и всегда с модной прической и в корсете. Мужчины также преобразились. Храбрые и осторожные рыцари, которые прекрасно танцевали, брили усы и бороды, благоухали и носили напудренные парики, которые стоили целое состояние.

Одним словом, настроение барокко можно суммировать в двух словах: никакой телесности.

  • Генрих Вельфлин. Ренессанс и барокко, 2004.
  • О.Ю. Жуковец. Барокко как тип культуры и мышления: стилевые особенности // Logos et Praxis, 2008. № 2.
  • А. Степанов. Чем нам интересно барокко? // Логос, 2018. № 4.
  • Фото главной: ru.wikipedia.org
  • Фото лида: blog.we-are.com

Роль церкви. Контрреформация

Историк классического искусства Джулио Карло Арган (Италия) описал итальянское барокко как «культурную революцию прославления идеологии католицизма». В ответ на протестантскую Реформацию католики начали церковно-политическое движение — Контрреформацию.

Главной задачей Реформации было обновление Римско-католической церкви и восстановление ее авторитета.

Только искусство, которое поражает, привлекает и заинтересовывает, может визуально представлять силу и власть. Простые протестантские церкви контрастировали с католическими, украшенными богатыми золотыми украшениями, орнаментами и великолепными лестницами. Базилика Санкти Петри в Ватикане является примером нового стиля. Образцом для итальянских церквей в стиле барокко является Кьеза дель Сакро-Номе ди Джезу, спроектированная Джакомо да Виньола.

История развития стиля

Мастера барокко оторвались от художественных традиций Ренессанса. Развитие искусства происходило в два периода:

  1. Раннее барокко. Временные рамки: конец XVI − начало XVII века.
  2. Зрелое барокко: 30-е годы XVII − начало XVIII века.

Раннее барокко развивалось непоследовательно и зависело от местных условий. Характеристики стиля развивались в архитектуре и живописи. Колыбель Возрождения, Флоренция, осталась равнодушной к особенностям нового искусства. Рим не жалеет средств на обновление своего города.

Венеция, Турин и Генуя придали архитектуре изысканность и праздничность. Наиболее известными представителями раннего барокко являются Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola, 1507-1573), Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta, 1533-1622), Доменико Фонтана (Domenico Fontana, 1543-1607), Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio, 1571-1610).

Период барокко начинается после 1630 года, когда скульптура становится доминирующим видом искусства. Этот период характеризуется усилением архитектурного великолепия. Появляются новые формы: скульптурные фонтаны, пещеры, балюстрады. Знаковая архитектура позднего барокко была представлена такими опытными мастерами, как Джованни Лоренцо Бернини (1598-1688), Гуарино Гуарини (1624-1683) и Карло Райнальди (1611-1681).

Особенности стиля

Появление нового художественного стиля нельзя объяснить только влиянием католической церкви. Культурная эпоха была связана с крушением идеалов гуманизма, новым пониманием природы человека, изменением «мировоззрения» (рубеж XVI-XVII веков). Искусство барокко унаследовало пышность и тщательность от Ренессанса, глубокую сентиментальность и динамизм от маньеризма. Характерные черты стиля в архитектуре:

  • монументальность;
  • пространственный размах;
  • сложный криволинейный план;
  • использование светотени, колоннад, куполов;
  • массивные парадные лестницы;
  • подчёркнутое величие церкви;
  • великолепие.

Итальянская барочная скульптура

После слияния архитектуры и скульптуры появились новые архитектурные элементы: статуя атланта (Теламон), колонна в виде женской фигуры (Кариатида), пластический декор маскарона, обелиск. Самым известным скульптором этого периода является Джованни Лоренцо Бернини. Его лучшая работа — скульптурная группа Estasi di santa Teresa d’Avila («Экстаз святой Терезы д’Авила»). Характерные черты стиля:

  • театральность;
  • изображение группы человеческих фигур в энергичном движении;
  • использование белого мрамора;
  • возможность осматривать статуи с нескольких углов обзора;
  • слияние скульптуры с живописью и архитектурой;
  • изобилие скульптурных фигур на фасадах, в парковых зонах дворцов.

Живопись

Итальянская живопись в семнадцатом веке начинает терять свое исключительное положение в Европе. Художественное творчество в архитектуре остается в авангарде эпохи. Искусствоведы делят живопись барокко на три типа: церковную, придворную и городскую. Новые жанры использовали не только мифологические и религиозные темы. Внимание художников обратилось к реальной жизни. Характерные черты живописи барокко:

  • динамизм композиций;
  • незаурядность сюжетов;
  • драматический конфликт;
  • использование аллегории;
  • контраст цвета, тени, масштабов;
  • парадные портреты, создающие иллюзию эмоционального контакта;
  • пышность форм.

Барокко в архитектуре России

В Российской империи архитектурный стиль барокко достиг наибольшей популярности в середине 18 века. Раннее русское барокко прекрасно представлено в церкви Богородицы в Дубровичах, построенной князем Голицыным.

Церковь Пика. Дубровицы. Источник.

Во время правления Елизаветы (1740-1750-е годы) стиль достиг своего пика. Это эпоха великих мастеров.

Архитектурный театр: что нужно знать о стиле барокко

Барокко возникло в Италии в конце XVI в. и существовало в некоторых регионах, таких как Германия и колониальная Южная Америка, до XVIII в. В этот период католическая церковь начала открыто и эмоционально обращаться к верующим через искусство и архитектуру. Одним из самых важных и масштабных способов влияния на общество было строительство великолепных церквей и соборов.

Фото:Giovanni Battista Gaulli/wikipedia.org

Экстравагантный стиль католического барокко резко контрастировал с простотой и скромностью протестантских церквей. Он быстро распространился из центральной Италии во Францию, Пиренейский полуостров и Австрию.

Стиль барокко характеризуется прежде всего роскошью: богатые орнаменты, позолота, развернутые колонны, обилие скульптуры и декоративных мотивов. Вскоре стиль переместился от церковного строительства к светской жизни. Сегодня он признан одним из самых важных архитектурных стилей в Европе.

Фото:Антон Алегавіч Макоўскі/wikipedia.org

Елизавета Лихачева, искусствовед и директор Музея архитектуры имени Щусева, прокомментировала:

«Барокко» разделен на национальные разделы — русский, немецкий, английский, французский, итальянский, испанский и австрийский. В каждой стране барокко принимает свой облик, но есть одна общая черта — это всегда богатая архитектура, как правило, со сложными конструкциями. И с очень разными подходами. Мы никогда не спутаем итальянское барокко с английским, а испанское с немецким. Также наблюдается обилие архитектурного декора, полихромии. Обычно барокко отличается красочностью, но если посмотреть на ранние образцы, то внешний вид здания может быть монохромным. Это театральная архитектура: она тщательно выстраивает систему восприятия сооружения зрителями. Весь декор — а он очень, очень красочный и золотой, когда он используется — создан для того, чтобы произвести впечатление.

Особенности барокко в архитектуре

Сложные формы, противоречивое освещение, яркие цвета и обманчиво аляповатые расписные потолки — трудно не заметить одно здание в стиле барокко среди других. При проектировании зданий в этом стиле архитекторы уделяли большое внимание свету и выбирали поверхности в соответствии с отражением света. С помощью этих приемов мастера подчеркивали контрастность и драматизм, создавали игру света и тени в пространстве.

Фото:shutterstock

Двумя самыми популярными типами зданий в эпоху расцвета барокко были церкви и дворцы. Это были соборы и монастыри, а также особняки и королевские резиденции. Более того, в эпоху барокко целые города должны были строиться по определенным планам, с садами и парками вокруг важных зданий.

Наиболее важными формами архитектуры эпохи Возрождения были квадрат, круг и греческий крест. Барокко, с другой стороны, основывалось на эллипсах, овалах или других сложных геометрических формах.

Фото:shutterstock

Еще одной особенностью стиля являются изогнутые стены. Они не только гармонировали с общей концепцией здания, но и привносили иллюзию движения в архитектуру, которая считается статичным искусством.

Основные черты барокко:

  1. Сложные декоративные приемы. Замысловатые украшения, повторяющиеся мотивы в интерьере и экстерьере зданий;
  2. Позолоченные скульптуры. Они использовались как внутри сооружений, так и снаружи. Статуи были сделаны из гипса или мрамора и отличались высокой контрастностью цветов и фактур;
  3. Много деталей и элементов. Изогнутые стены, расписные и сводчатые потолки, колонны, скульптуры, арки, ниши. Многие из этих элементов создают ощущение движения, динамизма;
  4. Незавершенность. Неполные, фрагментированные элементы декора;
  5. Двухскатная мансардная крыша. Этот кровельный элемент является ключевой особенностью архитектуры французского барокко и встречается во многих замках, загородных особняках;
  6. Освещение. Использование игры света и тени внутри здания;
  7. Цвет. Сочные краски, ярко расписанные потолки, иллюзорные эффекты (тромплей: изображение-иллюзия, которое выполнено настолько реалистично, что его можно принять за действительность), масштабные фрески;
  8. Эклектика. Игнорирование границы между различными формами искусства и смешение архитектуры, живописи, скульптуры.

Примеры барокко в архитектуре

Наиболее важными представителями барокко в Италии были Джованни Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Франческо Борромини и Гуарино Гуарини. В Центральной Европе этот стиль был особенно заметен в работах Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, а в Великобритании — в работах Кристофера Рена.

Этот стиль также широко распространен в Австрии. В XVII и XVIII веках империя Габсбургов находилась на пике своего политического могущества, а Австрия была одной из самых влиятельных стран во всей Европе. С властью пришло богатство, и именно в этот период были возведены здания с пышным барочным декором.

Примерами архитектуры барокко в Вене являются Карлскирхе, дворец Шёнбрунн и дворец Бельведер. Наиболее впечатляющим примером является Карлскирхе: церковь была спроектирована австрийским архитектором Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом. Он наиболее известен своим эллиптическим куполом и двумя изогнутыми колоннами по бокам. На них изображены сцены из жизни Карла Борромео, которому она посвящена.

Церковь Святого Карла в Вене

Карлскирхе в Вене (Фото: Bwag/wikipedia.org)

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела можно считать примером испанского барокко. На протяжении веков он несколько раз перестраивался и реставрировался. Фасад является символом города и поэтому изображен на реверсе многих испанских монет евро.

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела (Фото: stephenD/wikipedia.org)

Английские архитекторы начали перенимать стиль барокко в 17 веке. Однако сильный пожар 1666 года лишил Лондон многих памятников архитектуры и дал архитекторам, в частности сэру Кристоферу Рену, возможность применить эстетику барокко при восстановлении города.

Собор Святого Павла

В результате здания в этом стиле можно встретить по всему Лондону и особенно в лондонском Сити. Самый известный из них — собор Святого Павла.

Европейское барокко

Европейское барокко как стиль развивалось под влиянием идеологии Контрреформации, которая началась в середине XVI в. Это был переломный век, поскольку многие медиевисты считают, что это был конец Средневековья и начало Нового времени. Эпоха великих географических открытий заканчивается в пятнадцатом веке, а в шестнадцатом веке восприятие реальности и мира сильно меняется. Все эти сложные процессы могут быть отражены только в архитектуре.

Елизавета Лихачева:

«Европейское барокко очень разнообразно. Стиль возник в Риме уже во второй половине 17 века, распространился сначала на север Италии, а затем в начале 18 века переместился на юг. Там он приобрел квазиразмер, ибо в памятниках южного барокко (не только итальянского, но и, например, южного испанского) нет свободного места. Например, фасад собора Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела идеально подходит для того, чтобы понять, как люди с юга, с не очень развитой визуальной культурой, представляют себе барокко. По сути, это полное отсутствие стены, так как все пространство занимает неподвижная декорация. Но чем дальше на север, тем сложнее становятся и украшения, и декоративная система.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий