а его проза и поэзия «распространились» на Нарнию Льюиса и Средиземье Толкиена. Англичанин, удивительный мастер и «парадоксальный друг», снова в центре внимания.
Отличие дизайна от искусства
История и теория дизайна начинается с определения: дизайн — это художественная и производственная деятельность человека. Дизайн не следует путать с искусством в чистом виде, когда человек создает различные объекты, потому что в основе дизайна лежат функциональные, рациональные принципы, связанные с организацией жизни и деятельности человека.
Например, целью дизайна интерьера является создание комфортного и эргономичного дома, чтобы жизнь в нем была максимально приятной и безопасной.
Дизайн — это создание объектов, предметов или целых ансамблей с целью их последующего включения в промышленное производство в достаточном масштабе. Дизайн и дизайн интерьера связаны с концепцией массового производства, и когда мы слышим словосочетание «дизайнерский объект», мы подразумеваем эксклюзивность. Эксклюзивность заключается в том, что нечто подобное выпускается ограниченным тиражом.
Дизайн. Определение
Дизайн — это процесс и результат художественного и технического создания промышленных изделий. Дизайн предусматривает создание объекта или группы объектов, которые полностью удовлетворяют полезные и эстетические потребности человека.
Теория дизайна информирует нас о существовании следующих дисциплин:
- Промышленный дизайн
- Дизайн среды
- Дизайн процессов
- Графический дизайн
- Визуальная идентификация
- Ландшафтный дизайн
- Архитектурный дизайн
- 3d дизайн
История дизайна
Дизайн появился с возникновением промышленности. Пока не было развитой промышленности, нельзя было говорить о дизайне как таковом. Во втором тысячелетии до нашей эры также были созданы великолепные интерьеры. Но имели ли они отношение к дизайну как прекрасные объекты искусства и архитектуры?
Уже в неолите — новом каменном веке — люди изготавливали предметы быта в соответствии со своими потребностями и возможностями: кувшины, текстиль, мебель и т.д. Эти предметы могут быть как простыми, так и произведениями искусства. Эти предметы были изготовлены мастером или ремесленником.
Неолитическая керамика
Лезвия молотков с пазами. Калмыкия.
Бронзовые инструменты эпохи неолита
Новое начало
Однако к концу 19 века созрело новое видение. Промышленную архитектуру многие считали уродливой и бесчеловечной, а ранние формы были скорее предлогом, чем реальным ответом на потребности людей в жилье. Почему бы не посмотреть, как работали простые деревенские фермеры прошлого?
Из поколения в поколение они передавали свои навыки и осваивали как инструменты, так и материалы. Материалы поставлялись из региона, и они строили простые дома с незатейливыми деревянными полами и побеленными стенами. И эти дома были идеальными для своих владельцев, а в некоторых случаях они были еще и красивыми, потому что строитель умело вписал их в окружающую среду.
Уильям Моррис
Человеком, который одержал победу над такими зданиями, был талантливый дизайнер, художник, писатель, педагог и промышленник Уильям Моррис. Он не был архитектором, хотя провел несколько месяцев в офисе великого готического архитектора Дж. Э. Стрита и имел хорошее представление о мире архитектуры. Моррис нашел в этом свое призвание: он производил и проектировал все виды предметов — от текстиля до мебели — и понимал, как работают ремесленники и что они могут делать.
Моррис продвигал идею «Искусства и ремесел» через книги и лекции, а также через продукцию своей компании — прекрасно оформленные комоды, обои и цветочные ткани, некоторые из которых производятся и сегодня. Другие пионеры, такие как архитекторы Филип Уэбб, друг Морриса, и плодовитый Р. Норман Шоу, передавали идеалы своего стиля, обучая молодых людей, особенно Шоу — у него была большая архитектурная практика, и он познакомил многих молодых архитекторов с красотой искусства и ремесел. Движение набирало обороты.
Профессия или ремесло?
Дискуссионные группы, общества и гильдии, созданные для изучения взаимосвязи между искусством, ремеслами и архитектурой. Во всех этих спорах было что-то провокационное: в то время многие архитекторы считали, что их работа — это профессия, что архитекторов можно приравнять к врачам или юристам. Были и революционеры, которые настаивали на том, что архитектура — это вообще не профессия, а ремесло, как плотничество или керамика.
Но, по крайней мере, в последние два десятилетия XIX века революционеры подтвердили, что их заявления были правдивыми. Благодаря ремесленному мастерству, традиционным материалам и моррисовским принципам было возведено множество впечатляющих жилых зданий. Архитектура стала более укорененной в окружающей среде, менее хаотичной, более формальной — в отличие от привычных архитектурных форм предыдущих десятилетий. И хотя само движение в значительной степени восстало против стиля как такового, оно сформировало стиль как таковой.
Примерами этого стиля в отечественной архитектуре являются работы М. Х. Бейли Скотта и С. Ф. Э. Войси. Экстерьер: длинные, низкие, асимметричные здания, округлые линии крыш, большие эркеры. Интерьер: голые деревянные полы, открытые стены, пространство перед камином, изящные украшения ручной работы, такие как деревянные дверные замки и обшивка стен. Асимметрия возникла из желания позволить наилучшему и наиболее удобному расположению определить форму всего здания, а поверхности ручной работы — из уважения к материалам.
«Не держите в доме ничего, что вам не нужно или чьей красоты вы не видите» Уильям Моррис (1834-1896), английский дизайнер, художник и писатель.
В реальности, конечно, такой дизайн был уделом богатых — людей, которые могли позволить себе купить изделия ручной работы у Морриса и заплатить за строительство уникального дома. Однако стиль сохранился и в конечном итоге повлиял на дизайн многих небольших домов, когда появились лиственные пригороды, такие как Бедфорд-парк в Лондоне.
Уильям Морис как идейный вдохновитель движения «Искусств и ремёсел» и творец
Творческое развитие Морриса как художника-архитектора началось с его ученичества у Джорджа Эдмунда Стрита, который в то время был очень важным именем в этой области. Однако живопись поглотила художника и вскоре стала самым важным проявлением его творческого потенциала. Уильям Моррис увлекся искусством благодаря знакомству с работами прерафаэлитов. Его восхищение этим движением, отвергавшим условности и академизм английской поэзии и живописи, привело к формированию у Уильяма Морриса собственного взгляда на эстетику и художественное творчество.
Уильям Моррис начинает свою попытку возродить гармонию природы, человека и искусства на основе философских трактатов Джона Рёскина. Утверждение искусствоведа о том, что предметы, окружающие общество, являются показателем его морального состояния, заставило Морриса заняться поколением, которое было «искалечено» в этом отношении промышленной революцией. Лекарством, по его мнению, могло быть только декоративно-прикладное искусство, которое наполняло домашнюю обстановку красивыми предметами ручной работы. Таким образом, картины художника были перенесены с холста в интерьеры: на керамику, ткани, дерево, металл и другие материалы.
Керамические плитки, расписанные по эскизам Уильяма Морриса, 1875 год.
Уильям Моррис возвел объединенный образ технолога, дизайнера и художника, который на самом деле был самим собой, в возвышенный статус творца. Уильям Моррис стал первым в Англии дизайнером в современном понимании этого слова. Мастер создавал принты, черпал вдохновение в природе, переносил орнамент на обои, гобелены, мебель, керамическую плитку, витражи и даже книги, и объединял все это для создания целостных интерьеров. Для создания своих работ Уильям Моррис тесно сотрудничал с Филипом Спикманом Уэббом, Данте Габриэлем Россетти, Элизабет Элеонорой Сиддал, Эдвардом Берн-Джонсом и другими художниками и архитекторами того времени.
Салон Уильяма Морриса, дом Томаса Карлайла, Лондон
Уильям Моррис основал компанию Morris, Marshall, Faulkner & Co в 1861 году для производства мебели и украшений. На протяжении почти столетия компания сохраняла свои позиции ведущего европейского мастера в области декоративно-прикладного искусства. Ручная работа, натуральные материалы и натуральный состав — вот три столпа, на которых строится производственный процесс компании. Кроме того, он служит школой для художников и ремесленников. Это способствует распространению идей движения «Искусства и ремесла» и созданию новых художественных ассоциаций под руководством почитателей Морриса в других странах.
Влияние движения «Искусств и ремёсел» на искусство керамики
В это время керамика в Европе переживала упадок. Фарфор занял пьедестал и почти полностью поглотил старую технологию изготовления изделий из глины. Декоративные керамические облицовки канули в Лету, а уникальные предметы быта ручной работы были заменены обезличенным штампованным фарфором и фаянсом. В некотором смысле, изделия приобретают красочный декор, отказываясь от своей ранее высоко ценимой белизны и хрупкости. Теряется глубокая связь и гармония между материалом и формой, веществом и художественным образом.
Уильям Моррис и движение «Искусство и ремесла» возрождают ценность керамики ручной работы. Природный материал отвечает всем требованиям творческого направления и в своем наиболее художественном исполнении получает вторую жизнь в английских домах. В интерьерах художника и дизайнера изразцы появляются в каминах и украшениях, в керамических орнаментах и посуде, расписанных вручную. Большинство декоративной керамики для работ Уильяма Морриса было изготовлено Уильямом Френдом де Морганом.
Керамические украшения и вазы в интерьере Уильяма Морриса
Несомненно, предметы ручной работы стоили дорого, поэтому эта роскошь была доступна не всем. Поэтому идея создания эстетически приятной среды для всех противоречила социалистическим взглядам самого Уильяма Морриса. Тем не менее, движение «Искусство и ремесла» развилось из небольшого сообщества художников и распространилось не только в Англии, но и почти по всей Европе и США.
Движение искусств и ремесел прежде всего донесло до мира теорию о том, что существует тесная связь между эстетическими стандартами и моральным состоянием общества. Сегодня предметы декоративно-прикладного искусства занимают важное место в дизайне интерьера и высоко ценятся за свою индивидуальность и неповторимость. Движение искусств и ремесел послужило мощным толчком для возникновения модерна и послужило основой для разработки принципов дизайна. Это движение также способствовало возрождению национальных стилей, повысило престиж и подтвердило высокую ценность ремесленного мастерства.
Движение искусств и ремёсел
Движение «Искусство и ремесло» — английское художественное движение викторианской эпохи (конец XIX века), члены которого занимались вопросами искусства и ремесла и стремились объединить искусство и ремесло. Возглавляемое поэтом, художником и мыслителем Уильямом Моррисом, движение опиралось на программу прерафаэлитизма с его идеализацией подлинного труда средневековых ремесленников, который контрастировал с безжизненным, обезличенным машинным производством капиталистического века. Движение искусств и ремесел стало одной из отправных точек для возникновения модерна и современного дизайна. Российскими аналогами этого движения были художественные объединения Абрамцево и Талашкино.
Движение «Искусство и ремесла» стало реакцией на промышленную революцию, когда в повседневной жизни европейцев стали преобладать обезличенные, штампованные предметы — «товары народного потребления». Моррис и другие прерафаэлиты, идеализировавшие Средневековье, разделяли веру мыслителя Джона Раскина в превосходство товаров ручной работы над промышленными изделиями. Массовое производство, по их мнению, вело к деградации как производителя, так и потребителя товаров. Сторонники движения «Искусство и ремесла» продолжили средневековую ремесленную традицию и основали гильдии и общества, каждое из которых имело свой стиль, специализацию и лидеров. Там они обсуждали свои идеи и обменивались опытом. Сам Моррис придерживался идеалов социализма и верил, что искусство и дизайн могут изменить общество и улучшить качество жизни его создателей и потребителей. Первоначально предпочтение отдавалось внешней простоте, лаконичности форм, цветочным и животным мотивам. Позже в декоративно-прикладном искусстве появились более абстрактные мотивы, часто использовались фигуры из мифологии.
История
Движение «Искусство и ремесла» возникло в 19 веке как сопротивление индустриализации. Внимательные эстеты заметили, что массовое производство привело к ухудшению внешнего вида и качества товаров. Целью движения, зародившегося в Великобритании, была популяризация традиционных ремесел. Ядро движения составили художники, архитекторы, писатели, дизайнеры и ремесленники, которых объединяла вера в превосходство предметов ручной работы над фабричными изделиями. Фабричное производство, по их мнению, приводило к деградации как производителя, так и покупателя продукта. Для произведений движения «Искусство и ремесла» характерны внешняя простота, лаконичность форм и стремление создателей гармонично сочетать форму, функцию и декор. В своей простейшей форме декор повторял элементы конструкции — например, мебель украшалась узорами из деревянных шпунтов и гвоздей.
Движение «Искусство и ремесла» не игнорировало печать. Иллюстрация представляет собой страницу из «Трактата» Дж. Раскина, отформатированного издательством Kelmscott Press как позднесредневековая книга.
Одним из первых, кто связал падение эстетических стандартов с моральным состоянием нации, был архитектор и художник-декоратор Огастес Пьюджин. Как и многие другие викторианские архитекторы, он был последователем неоготики, которая для него символизировала подлинные христианские ценности Средневековья. Он прославился проектированием нового здания Парламента (1835-1837 гг.), а созданные им предметы и архитектура вдохновили многих художников, включая Уильяма Берджесса, Джона Рёскина и Уильяма Морриса.
Развитие движения «Искусство и ремесла» в Великобритании проходило в два этапа. На первом этапе, когда движение возглавил Моррис, его последователи черпали вдохновение в цветочных и животных мотивах — это особенно заметно в дизайне обоев Морриса. На втором этапе такие художники, как Артур МакМердо из гильдии Century, приняли абстрактный подход. В некоторых из них в дизайн были включены элементы движения, в других — экзотические мифологические мотивы. Керамика Уильяма де Моргана, фарфор Уолтера Крейна и изделия из металла с цветной эмалью архитектора и дизайнера Чарльза Эшби были в традициях второго этапа.
Крестовый поход за воплощение идеалов Пьюджина начал Моррис, который в 1861 году основал компанию Morris, Marshall, Faulkner & Co (позже переименованную в Morris & Co), производившую текстиль, мебель и витражи. Моррис и его коллеги считали, что индустриализация и механизация были ответственны за большинство проблем английского общества того времени.
Будучи ярыми социалистами, они были убеждены, что возвращение к традициям ремесел повысит уровень жизни бедных слоев населения викторианской Англии и тем самым улучшит мир. По иронии судьбы, многие изделия ручной работы Morris & Co были настолько дорогими, что их могли позволить себе только богатые промышленники, которых так презирали члены движения «Искусство и ремесла».
Новые стили в континентальной Европе
Движение «Искусства и ремесла» и параллельное движение ремесленников, развивавшееся в Америке, не достигли Европы и Скандинавских стран в той степени, в которой они существовали здесь. Конец 19 века характеризуется очень сложным разнообразием стилей. Арт-нуво, возникший в Бельгии и Франции, стал предвестником нового вида дизайна.
Германия.
В Германии, несмотря на отсутствие прямых параллелей с английским викторианским стилем, английское движение «Искусство и ремесла» продвигало реформу дизайна, вдохновленную Германом Мутезиусом (1861-1927), которая потерпела неудачу. Как архитектор, работавший на прусское правительство, в 1896 году он был направлен в Лондон для изучения британской архитектуры. Мутезиус написал множество журнальных статей и книг об английском движении «Искусство и ремесла» и других движениях, оказавших на него влияние. По возвращении в Германию он опубликовал книгу «Английский дом» в трех томах (1904-1905), в которой были представлены работы Шоу, Бейли Скотта, Войси и других важных фигур британской архитектуры и дизайна. Будучи государственным чиновником, Мутезиус способствовал развитию немецкого дизайна и был одним из основателей Немецкого Веркбунда, созданного в 1907 году. Веркбунд оказал большое влияние на развитие новых стилей в Германии и стал связующим звеном между английской архитектурой и дизайном XIX века и новыми европейскими стилями XX века.
Нидерланды: Berlage
Альтернативой викторианскому излишеству в Нидерландах являются работы Хендрика Петруса Берлаге (1856-1934), архитектора, наиболее известного своим массивным зданием Амстердамской фондовой биржи (1898-1903). Здание построено из кирпича. Симметрию фасада нарушает великолепная башня. Арочные проемы и простые кирпичные стены напоминают более поздние работы Ричардсона — без попыток воссоздать исторические личности, декор очень сдержан. Внутри находится большой зал с балконами на втором этаже с кирпичными галереями. Железные балки на болтах поддерживают стеклянный потолок, через который в помещение проникает дневной свет. Более поздние работы Берлаге были посвящены городскому дизайну Амстердама, но это здание создало ему репутацию одного из важнейших представителей прогрессивной творческой элиты, чьи усилия по упорядочению стиля в конечном итоге привели к модернизму.
Если бы история дизайна развивалась по четкому логическому сценарию, движение «Искусство и ремесла» и континентальный модерн, которые развивались параллельно, должны были бы объединиться в стиль двадцатого века. Однако возникла новая волна интереса к историзму. Потребовался еще один раунд реформ, чтобы эклектика уступила место модернизму.
Промышленность — враг красоты и романтики
Историцизм, опирающийся на традиции прежних времен, вошел в систему ценностей Морриса в юности благодаря трудам художественного критика Джона Раскина и взглядам «Братства прерафаэлитов». Это объединение художников, созданное в Лондоне в 1848 году, отстаивало средневековую эстетику, романтизм и его визуальные концепции. Сам Моррис после знакомства с Рёскином не только углубился в поэтические занятия (современники знали его как поэта, заметьте!), но и занялся кистью под руководством своего друга, художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти. Богатые детали, насыщенные цвета и сложные композиции прерафаэлитов были с энтузиазмом встречены Моррисом и его близкими друзьями.
Уильям Белл Скотт, Джон Рёскин и Данте Габриэль Россетти. 29 июня 1863 г. Фото: W & D Downey
Наибольшее впечатление на Уильяма произвели идеи Рёскина об отказе от промышленного производства ремесленных изделий в пользу мастерства, превращении ремесленников в художников и создании доступных по цене изделий ручной работы. «Помимо желания создавать красивые вещи, главной страстью моей жизни была и остается ненависть к современной культуре», — говорит будущий дизайнер.
Непосредственно живописью Уильям Моррис занимался недолго. Вершиной его творчества — и единственной сохранившейся картиной на мольберте — стала работа «Белль Изольда» (1858), для которой Моррис позировал как Джейн Берден. Через год Джейн Моррис вышла замуж, и, размышляя о новом доме в гармонии, Уильям купил землю в деревне Аптон под Лондоном (сейчас это район британской столицы). Вместе со своим другом и наставником, архитектором Филипом Уэббом, Моррис спроектировал и построил Red House.
Семьи Моррис и Берн-Джонс включают Эдварда Берн-Джонса (отца художника), Маргарет Берн-Джонс, Эдварда Колли Берн-Джонса, Филипа Берн-Джонса, Джорджиану Берн-Джонс, Мэри (Мэй) Моррис, Уильяма Морриса, Джейн Моррис (Берден) и Дженни Моррис (фотограф Фредерик Холлиер).
— Интеллигентный человек, полный восхищения священным, прекрасным и оригинальным, на что у него всегда оригинальный глаз. Если бы не его странности и истерики, которые разрушают обаяние, которое он излучает, он был бы идеальным героем в моих глазах…..
Эдвард Колли Берн-Джонс о своем друге Уильяме Моррисе (начало 1850-х годов)
Красный дом: первый успешный дизайнерский проект
Красный дом» стал первым архитектурным проектом Уэбба, а для Морриса это была возможность реализовать многие идеи, накопившиеся за годы работы. Это был большой художественный эксперимент не только для Уильяма, но и для его близких друзей-художников, разделявших его взгляды. Как только строительные работы были завершены, в Ред Хаус приехал оксфордский друг Морриса, художник Эдвард Берн-Джонс с женой Джорджианой, а также его учитель и соратник, художник Данте Габриэль Россетти, со своей женой-художницей Лиззи Сиддал. Все они принимали участие в оформлении дома, расписывая мебель, стены и потолки фресками, а Моррис создавал свои первые эскизы обоев, тканей и гобеленов. В Красном доме царила необыкновенная атмосфера единства, творчества и веселья.
Эркер на втором этаже Красного дома: вид снаружи и изнутри
«Моррис, Маршалл, Фолкнер & Co»
Моррис был очарован Красным домом, его готической архитектурой, прекрасными интерьерами и фресками, вдохновленными артурианской легендой и произведениями Джеффри Чосера. Успешный — и дорогостоящий — эксперимент привел к созданию компании Моррисом и его партнерами в апреле 1861 года.
Как позже вспоминал Россетти, «однажды вечером мы собрались вместе и говорили о том, как художники разрабатывали всевозможные украшения и мебель, и кто-то в шутку предложил внести пять фунтов и основать собственную компанию. Так, за дружеской выпивкой родилась компания «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Компания стремилась воплотить идеи Раскина и реформировать отношение британских потребителей к производству, обеспечивая британцев декоративными изделиями ручной работы для среднего класса.