Дорический ордер. Дорический ордер в архитектуре.

Дворец Бельведер на лужайке Петергофского парка (1853 — 1856 гг.) Главный вход напоминает восточный портик афинского Эретихиона. Архитрав поддерживают гранитные кариатиды, созданные Теребеневым. На первом этаже установлены ионические колонны. Архитектор А. Штакеншнейдер, скульптор Александр Иванович Теребенев. 1852-1856.

Дорический ордер

Дорический ордер — один из ордеров классической архитектуры. Греческий и римский дорический ордер. Римский дорический ордер был создан на побережье Эгейского и Эгейского морей.

Побережье Эгейского моря, как с европейской, так и с азиатской стороны, считается местом его создания в 6 веке до нашей эры. Он встречается в ранних постройках Древней Греции и в дорических колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — в древности он считался «мужским» занятием.

Классическая дорическая колонна не имела базы, была сильно утолщена, украшена рифлением и завершалась капителью. В отличие от других орденов, флейты располагались бок о бок без промежуточной линии. Дорический стиль имеет плоское рифление с острыми краями. Обычное количество флейт в классических зданиях — от 16 до 20. Капитель — это верхняя часть колонны, которая несет нагрузку от элементов, расположенных над ней. Она отделена от тела колонны горизонтальными участками нижней шейки или горла; этих участков от 1 до 4. Она состоит из эхина, круглой подушки с изогнутым профилем и квадратного абакса. Ниже эхинума колонна окружена небольшим желобком в эллинистическом ордере и изогнутым профилем полосы в римском дорическом ордере. Только римские дорические колонны имеют цоколь, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на базу колонны.

Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римского дорического ордера он разделен на два выступа — фасции. Архитрав отделен от фриза небольшой панелью, называемой тенет, на поверхности которой попеременно изображены триглифы и метопы. Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами и на нижней стороне медальонов находятся золотые каплевидные элементы.

Пропорции

Согласно Витрувию, высота дорической колонны составляет 14 единиц (нижние радиусы колонны), тогда как по Виньоле и более поздним авторам — 16 единиц (это больше соответствует древнеримскому стандарту). Высота основания и капители (до пояса) составляет 1 единицу каждая. Высота наличника составляет 1 единицу, высота фриза — 1,5 единицы. Авторы не согласны с высотой карниза, она может составлять 1,5 единицы или меньше. Ширина триглифов составляет 1 единицу, метопов — 1,5 единицы.

Закономерности построения

Единицей измерения, используемой для элементов ряда, является единица, равная половине диаметра колонны. Секция дорического ордера снова разделена на 12 частей.

Карниз сочлененного тригуса

Orders.webp

Фрагменты Высота См.
Полка 1 стол 34 стола
Gooseneck 3 офиса 34-31 офис
Полка 0,5 офиса 31 офис
Папоротник 1 стол 30.75 — 30.25 офисы
Удаленный 3,5 лота 30 лотов
Папоротник 1 лот 29.5-28.75 лотов
Модульный 3 офиса 28.5 Абс.
Капли Модулон 0,5 офиса 26-14 пар.
Четвертая ось 2 участка 13,5 участков
Полка 0,5 офиса 11,5 часть
Триглифные капители или плоский пояс 2 участка 11 офисов

Архитрав

Фрагменты Высота См.
Полка 2 участка 12 шкафов
Узкая полка 0,5 офиса 11,5 столов
Капли 1.5 Участки 11-11,5 Шкафы
Зона 8 офисов 10 пространство

Глава зазубренный класс

Фрагменты Высота См.
Полка 0,5 офиса 15.5 Номинальная стоимость
Каблук 1 стол 15.5-14.5 Офисы
Abacus 2,5 офиса 14 офисов
Четвертая ось 2,5 офиса 13.75-11.5 участков
Верхняя полка 0,5 офиса 11,5 часть
Средняя полка 0,5 офиса 11 офисов
Нижняя полка 0,5 офиса 10.25 par.
Шея 4 офиса 10 пространство

Ядро колонны

Фрагменты Высота См.
Цилиндр 1 стол 12 шкафов
Полка 0,5 офиса 11.25 10 офисов
Рафи 1.5 Офис 11.25 10 офисов
Ядро колонны 13 модулей, 7 столов 12 шкафов
Рафи 2 участка 12-13.5 офисов

Основание колонны

Фрагменты Высота См.
Полка 1 стол 13,5 участков
Цилиндр 1 стол 14.5 офисов
Ось 4 офиса 17 офисов
Плинтус 6 участков 17 офисов

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Библиографический архив: Класс в архитектуре Древней Греции: общая характеристика, основные памятники — Текст : онлайн // Artoved.ru — интернет-ресурс по искусству и культуре : сайт — 2016 — URL: https://iskusstvoed.ru/2016/04/15/order-v-arhitekture-drevnej-grecii-ob/ (дата обращения: 24.11.2022)

  • Home
  • История искусствИскусство античности
  • Ордер в архитектуре древней Греции: общая характеристика, основные памятники

Ордер в архитектуре древней Греции: общая характеристика, основные памятники

7 лет назад Enottt Комментарии к записи Порядок в архитектуре Древней Греции: общие черты, важнейшие памятники отключены

Архитектурный ордер (лат. ordo — система, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и следующий определенному архитектурному стилю. Она включает систему пропорций, предписывает состав и форму элементов и их взаимное расположение.

Архитектурный ордер является воплощением балочно-ригельной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Стилистическое единство с использованием колонн существовало в древнеегипетской и крито-микенской архитектуре, но только в Древней Греции возникла строгая система, получившая название «ордер». Само слово происходит от латинского «ordo» — система, порядок, впервые было использовано теоретиком архитектуры во второй половине I века до нашей эры. Витрувий, автор трактата «Десять книг об архитектуре».

Существует пять классических ордеров, впервые признанных итальянским архитектором Джакомо да Виньола: Дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и сложный — в Древнем Риме. Коринфская форма мало использовалась в Древней Греции и получила широкое распространение в Древнем Риме.

Другие правила в архитектуре, такие как гигантский ордер (несколько этажей колонн) или перекрестный ордер (колонны перед фасадом поддерживают только часть антаблемента, но не всю нагрузку), также называются ордерами.

История

Дорический ордер впервые появился в 6 веке до н.э. Затем распространились другие — ионический, коринфский, в Древней Греции и Риме их использование было повсеместным. В Средние века классическая архитектура была на время забыта.

Лаконичный, смелый и сильный дорический ордер и более тонкий, изящный ионический (который в свою очередь имел два варианта — малоазийский и аттический) в первые известные науке встречаются полностью каменные здания (1-я половина VI века до н.э.). Третий — коринфский — класс, отличающийся от ионического только резным «растительным» капиталом, появился гораздо позже (2-я половина 5-го века до н.э.).

Большинство терминов, связанных с системой порядка, восходят к традициям древнегреческой и древнеримской архитектуры и сохранились в памятниках античной литературы, особенно в трактате Витрувия.

Анализ археологических данных показывает, что со времени основания батавов свайная конструкция играла заметную роль среди строительных элементов из дерева, кирпича или глины, развивавшихся на протяжении многих веков в древнегреческом строительстве. В жилищном строительстве, например, как свидетельствует гомеровский эпос, он, несомненно, использовался во времена упадка родового строя не только в хоромах (т.е. парадных комнатах царского дворца), но и как основной элемент усадьбы или двора в обычном жилом доме. Эта практика продолжала развиваться, о чем свидетельствуют недавние раскопки* и вазовая живопись (начиная с 6 века до н.э.), в которой интерьер жилища представлен путем введения балочных элементов.

Характеристики

Древнегреческие архитектурные ордера: дорический (слева) и ионический

Типы греческих ордеров

Дорический ордер

Дорический ордер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорические ордера. Последние могут быть римскими с мутациями и римскими с батальонами.

Греко-дорический ордер. Парфенон.

Побережье Эгейского моря, как с европейской, так и с азиатской стороны, считается местом его создания в 6 веке до нашей эры. Он встречается в ранних постройках Древней Греции и в дорических колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — в древности он считался «мужским» занятием.

Дорический ордер в своей наиболее четкой и лаконичной форме раскрыл тектоническую основу греческой архитектуры и в то же время превратил ее в гибкую систему архитектурных средств выражения. Для греческой дорической архитектуры характерны возвышенность, суровая простота, монументальная торжественность, мощь и большая сдержанность в использовании декора.

Классическая дорическая колонна не имела базы, была очень сильно сужена, украшена рифлением и завершалась капителью. В отличие от других орденов, флейты располагались бок о бок без промежуточной линии. Дорический стиль имеет плоские флейты с острыми краями. Обычное количество флейт в классических зданиях — от 16 до 20. Капитель — это верхняя часть колонны, которая несет нагрузку от элементов, расположенных над ней. Он состоит из эхина, круглой площадки с изогнутым профилем и квадратного абакуса. В эллиптическом классе эхин отделен от ствола колонны горизонтальными бороздками, число которых варьирует от 1 до 5. Верхняя часть туловища (шея или трахея) снова отделена от нижней части колонны: в эллинистическом ордере — небольшим желобком (нижняя шея), а в римском дорическом ордере — изогнутым профилем ремня. В римском варианте ордена трахиум обычно не имеет вермилиевидной формы и может нести дополнительные украшения, а эхиум часто украшен ионой.

Только колонны римского дорического ордера имеют базу, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на столб.

Дорический ордер (храм Афины Афайи на о. Эгина, около 490 г. до н. э.) А. Стереобат: а — стилобат (верхняя ступень стереобата или лишь верхняя поверхность этой ступени); б — ствол колонны с каннелюрами; в — шейка капители или гипотрахелион; г — врез гипотрахелиона; д — ремешки; е — эхин; ж — абака; з — архитрав; и — тения; к — полочка или регула; л — капли, или гутты; м — фриз; н — метопы; о — триглифы; р — карниз, или гейсон; с — мутулы с каплями под ними; т — выносная плита; у — сима или водосточный желоб, образуемый крайним рядом кровельной черепицы над наклонными карнизами фронтона и (не всегда) вдоль боковых сторон сооружения с отверстиями для выпуска дождевой воды в форме львиных голов; ф — лобовая черепица или антефикс; ц — калиптер (черепица, перекрывающая шов); х — солен (плоская черепица)

Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римского дорического ордера он разделен на два выступа — фасции. Архитрав отделен от фриза небольшой панелью, называемой тенет, на поверхности которой попеременно изображены триглифы и метопы. Карниз поддерживается мутулами, реже — дентикулами. Под триглифами и на нижней стороне медальонов находятся золотые каплевидные элементы.

Ионический ордер

Ионический ордер был популярен в Аттике, на островах архипелага и в малоазийских колониях. Ионическая колонна не только выполняла свою основную функцию — поддерживала крышу, но и стала декоративным объектом. В отличие от дорической колонны, она имеет базу, а ее ствол более богато украшен.

Структура ионических капителей и базы колонны в плане.

На рисунке: A — абак, B — паз или выемка в ерше, C — четверть вала, O — цилиндр (костяшка) под четвертью вала, E — голень, F — толщина столба, G — прямая линия, называемая катетом. (На плане капитального ремонта соответствующие разделы обозначены теми же буквами). S — это глаз размеров спирали. Основное деление (по Витрувию, римскому архитектору и инженеру 2-й половины 1-го века до н.э.). K — толщина колонны, L — бассейн, M — ось, N — верх колонны, O — цилиндр, P — низ колонны, E — база, P — подоконник.

Ионические храмы

Седьмым чудом света было святилище Артемиды в Эфесе, построенное критянином Эрсифроном и его сыном Метагеном. Известен храм Геры в Самосеке, построенный Роиксом и Феодором для тирана Поликрата. Среди небольших построек был мраморный храм на острове Сифнос (525 г. до н.э.). К ионическому ордеру относится храм Дидимиона в Милете, колонны которого с ионическими капителями украшены спиральными завитками и каменными украшениями из пальмовых листьев. В городах Малой Азии, где строил архитектор Питфей, знаменитый храм Афины в Приене был построен по заказу Александра Македонского в 334 году до нашей эры.

Храм Афины в Приене. Архитектор Пифиас. 334 V. ЦПЧ.

Коринфский ордер

Согласно легенде, Коринфский орден обязан своим появлением в конце 5 века до н.э. скульптору Каллимаху из Коринфа. Скульптор увидел на кладбище плетеную корзину, покрытую листьями аканта, которая стала моделью для греческих коринфских капителей. Однако есть предположение, что прототипом коринфского ордера был египетский капитальный камень (ссылка на статью о египетских стелах), украшенный листьями лотоса. Коринфский ордер был самым величественным по сравнению с дорическим и ионическим. Этот ордер считался вариантом ионического ордера. Предполагалось, что они различаются только высотой столицы и декором. Высота коринфских капителей равна толщине колонны у основания и еще 1/6 толщины у абакуса, как указано в описании ионических колонн. Высота капителей разделена на равные части между рядами декора: первый и второй ряды листьев, ниже абакуса ряд завитков (в этом месте ствол стал толще). Архитрав, фриз и карниз составляют 1/5 высоты колонны и разделены, как в ионической колонне. Проекция карниза на коринфскую колонну соответствует ее высоте.

Гравюра на меди с изображением коринфской столицы. Первая половина XIX века в Европе.

Коринфские полуколонны были возведены скульптором Скопасом в IV веке до н.э. в святилище Афины Али в Тегее, а в 395 году до н.э. в круглых сооружениях — толах — в Дельфах и Эпидавре, где они располагались внутри здания. Коринфские колонны украшают памятник Лисикрату в Афинах (335-334 гг. до н.э.) 7-9 Фото: Памятник Лисикрату в Афинах. Фото. В архитектуре греческого стиля часто смешиваются элементы декора обоих ордеров. В храме Фалии, построенном Иктиносом, часть конструкции была выдержана в ионическом ордере, но центральная колонна в задней части интерьера имела коринфскую капитель.

Дорический орден — Doric order

Орден древнегреческой и римской архитектурыДорический орден Парфенон. Триглифами отмечены «a», метопы «b», guttae «c».Два древних архаических греческих храма дорического ордера в Пестуме (Италия) с гораздо более широкими капителями, чем позжеВход в Bibliothèque Mazarine (Париж), с четырьмя дорическими колоннами на этой фотографии

Дорический ордер был одним из трех ордеров древнегреческой и позднее римской архитектуры; двумя другими каноническими ордерами были ионический и коринфский. Дорическую форму легче всего узнать по простым круглым заглавным буквам на вершине колонн. Он возник в западной дорической области Греции и является самым старым и, по сути, самым простым из ордеров, хотя в нем все еще присутствуют замысловатые детали в трегне над трегном.

Греческая дорическая колонна была рифленой или гладкой, не имела базы и стояла прямо на столбе или платформе, на которой располагался храм или другое здание. Капитель имела простую круглую форму с некоторыми лепными украшениями под квадратной подушкой, которая в ранних версиях была очень широкой, но позже стала более узкой. Над простым архитравом сложность проявляется во фризе, где две изначально уникальные особенности дорической конструкции, триглиф и фриз, являются священными реминисценциями балок и контрфорсов деревянных зданий, предшествовавших каменным дорическим храмам. В камне они носят чисто декоративный характер. Относительно редкий дорический стиль римского периода и эпохи Возрождения сохранил их, часто вводя тонкие слои лепнины или другого декора и часто используя простые колонны. Чаще всего они использовали версии тосканского ордера, разработанного по националистическим причинам итальянскими писателями эпохи Возрождения, который по сути является упрощенным дорическим ордером с колоннами без пазов и более простым антаблементом без пазов. триглифы или шкурки. Дорический ордер широко использовался в архитектуре греческого Возрождения, начиная с XVIII века; часто использовались более ранние греческие варианты с более широкими колоннами и без пьедесталов.

Древний архитектор и историк архитектуры Витрувий ассоциировал дорический стиль с мужскими пропорциями (ионический символ представляет женское начало). Кроме того, обычно это самый дешевый из используемых заказов. Когда три ордера пересекаются, дорический ордер обычно располагается внизу, ионический и затем коринфский — вверху, а дорический ордер как «самый сильный» часто используется на первом этаже. Ниже — еще один заказ на верхнем уровне.

Греческий

Храм на Делосе, Делос, рисунок пером и тушью 19 века.

В первоначальном греческом варианте дорические колонны стояли прямо на плоском покрытии (пирсах) храма без базы. Высота колонн в четыре-восемь раз превышала их диаметр, что делало их самыми квадратными из всех классических ордеров; их вертикальные стволы имели 20 параллельных вогнутых желобков; они были увенчаны гладкой капителью, простирающейся от колонны до квадратного выреза на стыке с горизонтальной балкой (архитравом), к которой они вели. Парфенон имеет колонны дорической формы. Он был наиболее популярен в материковой Греции в архаический период (750-480 гг. до н.э.), а также был найден в Великой Греции (южная Италия), как и три храма в Пестуме. Он выполнен в архаическом дорическом стиле, в котором капители значительно удалены от колонны по сравнению с более поздними классическими формами, которые можно увидеть в Парфеноне.

Для греческой и римской версий дорического стиля характерно чередование триглифов и метопов. Триглифы имеют декоративный паз с двумя вертикальными канавками («триглифы») и являются оригинальными деревянными торцевыми балками, поддерживаемыми простым архитравом, который занимает нижнюю половину антаблемента. Под каждым столбом находятся похожие на столбы «олени» или «борозды» (буквально: капли), которые выглядят так, как будто они были вбиты снизу для стабилизации (трапеции) структуры столбов и балок. Они также служили для «организации» отвода дождевой воды сверху. Промежутки между триглифами — это «метопы». Их можно оставить гладкими или вырезать рельефно.

Расстановка триглифов

Размещение триглифов вызвало проблемы, на решение которых потребовалось некоторое время. Триглиф располагается по центру над каждой колонной и еще один (или иногда два) между колоннами, хотя греки считали, что угловой триглиф должен образовывать угол треугольника, что приводило к негармоничному несовпадению с опорной колонной.

Архитектура следовала правилам гармонии. Поскольку первоначальный дизайн, вероятно, был создан на основе деревянных храмов, а триглифы на самом деле представляли собой головки деревянных балок, каждая колонна должна была иметь балку, проходящую через центр колонны. Триглифы были расположены нормально; последний триглиф находился в середине последней колонки (рис. справа: I. ). Это считалось идеальным решением, которое должно быть достигнуто.

Переход на каменные ясени вместо деревянных балок потребовал, чтобы эпистиль полностью опирался на последнюю колонну. В первых храмах последний триглиф был перемещен (рисунок справа: II. ), завершая ряд, но создавая пробел, который нарушал обычный порядок. Хуже того, последний триглиф не находился в середине соответствующего столбца. Такая «архаичность» не считалась гармоничным дизайном. Возникшая проблема называется конфликтом дорических углов. Другой подход заключался в применении триглифа с большим углом (III. ), но это не совсем удовлетворительно.

Поскольку метопы достаточно гибкие в своих пропорциях, модульное пространство между колоннами («мезоколон») может быть изменено архитектором. Часто последние две колонны устанавливались немного ближе друг к другу (угловое уменьшение), чтобы визуально усилить углы. Это называется «классическим» решением углового столкновения (IV. ). Триглифы по-прежнему могли быть расположены гармонично, когда угол заканчивался триглифом, хотя последний триглиф и колонна часто не были центрированы. Римская эстетика не требовала, чтобы триглиф образовывал угол, и дополнила его полукруглым метопом, чтобы триглифы можно было центрировать над колоннами (иллюстрация справа, V. ).

Примеры

Руины храма Посейдона из Суниона (Греция), 444–440 гг. До н.э. древнегреческий, архаический

  • Храм Артемиды, Корфу, самый ранний из известных каменных дорических храмов
  • Храм Геры, Олимпия
  • Дельфы, храм Аполлона
  • Три храма в Пестуме, Италия
  • Valle dei Templi, Агридженто, Храм Юноны, Агридженто и другие
  • Храм Афайи

Древнегреческий, классический

  • Храм Зевса, Олимпия
  • Храм Гефеста
  • Басса, Храм Аполлона
  • Парфенон, Афины
  • Сунион, Храм Посейдона

Ренессанс и барокко

  • Темпьетто Донато Браманте, во дворе дома Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим
  • Дворец Карла V, Гранада, 1527 г., круговая аркада во внутреннем дворе, под Ио ник на верхнем этаже
  • Базилика Палладиана, в Виченца, Андреа Палладио, 1546 г., аркада под Ионическим выше
  • Собор Вальядолида, Хуан де Эррера, начало 1589

Неоклассическое и греческое возрождение

  • Бранденбургские ворота, Берлин, 1788
  • Гранж, Нортингтон, 1804
  • Колонна лорда Хилла, Шрусбери, Англия, 1814 г., высота 133 футов 6 дюймов (40,69 м)
  • Neue Wache, Берлин, 1816 г.
  • Королевская средняя школа, Эдинбург, окончил 1829 г.
  • Валгалла, Регенсбург, Бавария, 1842
  • Пропилеи, Мюнхен, 1854

США

  • Второй банк Соединенных Штатов, Филадельфия, 1824 г.
  • Военно-морской медицинский центр Портсмута, 1827 г., фронтальный фасад храма с десятью колоннами
  • Мемориал Победы Перри и Международного мира в Пут-ин-Бей, Огайо, является самой высокой и самой массивной дорической колонной в мире на высоте 352 фута (107 м).
  • Гробница Хардинга в Марион, штат Огайо, представляет собой круглый греческий храм с дорическими колоннами.
  • Маркированная дорическая колонна
  • Саммерсон, Джон, Классический язык архитектуры, издание 1980 года, Темза и Гудзон Серия «Мир искусства», ISBN0500201773
  • Джеймс Стивенс Кёрл, Классическая архитектура : Введение в словарь и основы, с избранным глоссарием терминов
  • Жорж Громорт, Элементы классической архитектуры
  • Александр Цонис, Классическая архитектура: Поэтика порядка (Александр Веб-сайт Tzonis )
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий