— Стоит отметить, что Республика решила сделать один день в году днем музыкального инструмента, и этим инструментом стала добра. Добра — символ музыкальной культуры от кочевников древности до наших дней, — начинает свой рассказ Юрий Петрович.
Домбра
Домбра (казахская домбыра) — музыкальный инструмент тюркских народов. У казахов он считается национальным инструментом.
- 1 Домбра в казахской культуре
- 2 История инструмента
- 3 Домбыра — инструмент кюя
- 4 Строение домбры
- 5 Легенды о происхождении домбры
- 6 Литература
- 7 Примечания
- 8 См. также
- 9 Ссылки
Домбра в казахской культуре
Домбра (казахская домбыра) является национальным двухструнным музыкальным инструментом Казахстана, а также считается национальным инструментом ногайцев. В казахской народной музыке он используется как аккомпанирующий, сольный или основной инструмент. Он также используется современными певцами.
Корпус имеет грушевидную форму, шейка длинная и разделена клавишами с ребристыми краями. Струны обычно настраиваются в квартете или квинтете.
Курмангазы — один из величайших домбражистов Казахстана, народный музыкант и композитор, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе домбражистской музыки: его композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.
Дубра есть не только у казахов. Этот инструмент имеет свои эквиваленты во многих странах. Домбра имеет сходный по форме музыкальный инструмент в русской культуре, думрак в таджикской культуре, думбира в узбекской культуре, думбра в сходной форме в узбекской культуре, комуз в кыргызской культуре, дутар, баш и думбира в туркменской культуре, думбира в башкирской культуре, думбира в ногайской культуре Приазовской степи и саз в турецкой культуре. Эти инструменты иногда различаются количеством струн (до 3 струн) и материалом струн (нейлон, металл).
История инструмента
В 1989 году в Казахстане, в Алматинской области, высоко в горах, на плато (жайлау) «Майтобе», профессором С. Акитаевым с помощью группы музыкантов. Акитаев с помощью этнографа Джагды Бабалыкулы обнаружил наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырех танцоров в различных позах. По мнению известного археолога К. Акишева, рисунок относится к эпохе неолита. Сейчас рисунок находится в Музее народных инструментов имени Ыкыласа Дукенулы в Алматы, Казахстан. Рисунок показывает, что инструмент, изображенный на скале древним художником, очень похож по форме на домбру. Это позволяет предположить, что оригинальной домбре более 4 000 лет и что это был один из первых инструментов с веслами, предшественник современных музыкальных инструментов такого рода.
Археологические исследования показали, что кочевые племена шаков использовали двухструнные музыкальные инструменты, похожие на казахскую домбру, которая, возможно, была прототипом более 2 000 лет назад1 .
При раскопках в древнем Хорезме также были найдены терракотовые фигурки музыкантов, играющих на плутониевых инструментах. Ученые отмечают, что двухструнные инструменты Хорезма, использовавшиеся по крайней мере 2 000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одними из распространенных инструментов первых кочевников, живших в Казахстане.
Письменные памятники Евразийского континента свидетельствуют о том, что добра и родственные ей инструменты были известны у других народов континента с древнейших времен. В памятниках различных периодов в евразийском регионе мы узнаем о наличии этого пернатого инструмента, особенно в памятниках из Саки и Хунани. Он также встречается среди кипчаков или куманов. Кипчаки — потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кухни) этого периода, такие как: Эртис толкындары (волны Иртыша), Мунды кыз (мунды кыз — грустная девушка), Тепен кок (тепен кок — рысь), Аксак кыз (аксак кыз — хромой гусь), Бозинген (бозинген — легкий верблюд), Желмая (zhelmaja — верблюд с шишкой), qulannyn tarpu’y (qulannyn tarpu’y — штамповка кулана), Kokeikesti (kokeikesti — глубокий опыт) и другие.
Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент был найден среди воинов кочевых тюрков, которых в России в то время называли татарами. Они пели и играли ее перед битвой, чтобы создать нужное настроение.
В 2012 году была создана электрическая дубрава. 2
Домбра струнные щипковые музыкальные инструменты
Добра — казахский двухструнный музыкальный инструмент, родственник русской домры и балалайки. Он также распространен в Узбекистане (думбира и думбрак) и Башкирии (думбира). Звук домбры мягкий и нежный. Звук производится путем потягивания, постукивания рукой или плектром.
Народные сказители, акыны, сопровождают свое пение игрой на домбре. Добра — любимый инструмент казахов. Они исполняют народные песни под звуки добры, и добра также используется как сольный и ансамблевый инструмент.
У добры грушевидное тело и очень длинная шея, разделенная ручками. Есть две струны. Обычно струны располагаются в кварту или квинту. Одним из основоположников казахской музыки добра является Курмангазы, чья композиция «Адай» до сих пор популярна в Казахстане и за его пределами.
В начале 50-х годов XX века археологи проводили раскопки в Центральной Азии, в местах, где когда-то располагалось древнее государство Хорезм. Среди других находок было несколько терракотовых статуэток. Статуэтки изображали музыкантов, держащих в руках инструменты. Ученые определили предков домбры в этих двухструнных щипковых инструментах, которые до сих пор широко используются в Кыргызстане и Казахстане.
Легенда о домбре
В давние времена на Алтае жили два брата — великаны. У младшего брата была домбра, и он любил играть на ней. Когда он играл на ней, он забывал обо всем на свете. Старший брат был высокомерным и тщеславным. Однажды он захотел стать знаменитым и решил построить мост через бурную и холодную реку. Он начал собирать камни и строить мост. А младший брат продолжал играть.
Так прошел еще один день, и еще, и еще. Младший брат не спешил помогать старшему, а просто играл на своем любимом инструменте. Старший брат рассердился, схватил добру младшего брата и со всей силы ударил ее о камень. Прекрасный инструмент сломался, мелодия угасла, но отпечатки его пальцев остались на камне. Прошло много лет. Люди нашли этот отпечаток, стали делать по нему новые домбры, и в деревнях, которые долгое время молчали, снова зазвучала музыка.
Домбра в последние годы
В 1934 году добра была реконструирована, и были сделаны новые инструментальные версии. В последние годы, благодаря усилиям казахских музыкантов, добра была значительно усовершенствована: ее звучание стало громче, расширился диапазон, были созданы домбры с высоким и низким регистрами.
Благодаря этим видео вы можете познакомиться с инструментом, сыграть на нем реалистично, услышать его звучание и почувствовать специфическую технику игры:
История происхождения
История добры уходит корнями в эпоху неолита. Ученые обнаружили древние наскальные рисунки того времени, на которых изображен очень похожий музыкальный инструмент. Поэтому можно предположить, что добра — самый древний из щипковых струнных инструментов. Его возраст насчитывает несколько тысячелетий.
Доказано, что двухструнные музыкальные инструменты были распространены среди саксонских кочевников около 2 000 лет назад. Похожие модели домбры были популярны в то же время среди кочевых племен на территории нынешнего Казахстана.
Постепенно инструмент распространился по всему Евразийскому континенту. Славянские народы упростили первоначальное название до домры. Домра отличается от своей «родственницы» в Казахстане небольшим размером (максимум 60 см), в остальном «сестры» очень похожи.
Двухструнная домбра особенно популярна среди кочевых тюркских народов. Кочевые татары играли ее перед битвой, чтобы поднять свой боевой дух.
Сегодня добра является почитаемым национальным инструментом в Казахстане. С 2018 года существует государственный праздник — День Домбры (первое воскресенье июля).
Интересный факт: русская балалайка является ближайшим родственником казахского вокального инструмента.
Легенды
Существует несколько легенд о происхождении домбры.
Появление инструмента
Существуют две старые легенды о происхождении домбры:
- Легенда о домбре и великанах. Два брата-великана жили высоко в горах. Несмотря на родство, были они совершенно разными: один – работящий и тщеславный, второй – беззаботный и веселый. Когда первый решил построить большой мост через реку, второй на помощь не спешил: сделал домбыру, играл на ней круглые сутки. Несколько дней прошло, а веселый великан так и не начал работать. Разозлился работящий брат, выхватил музыкальный инструмент и разбил о скалу. Домбыра сломалась, но ее отпечаток остался на камне. Много лет спустя благодаря этому отпечатку домбыра была восстановлена.
- Домбыра и хан. Во время охоты погиб сын великого хана. Подданные боялись сообщить печальную новость семье, опасаясь его гнева. Пришли люди за советом к мудрому мастеру. Тот решил сам явиться к хану. Перед визитом создал старик инструмент, назвал его домброй. Игра на музыкальном инструменте рассказала хану то, чего не отважился произнести язык. Печальная музыка яснее слов дала понять: случилось несчастье. Разгневавшись, хан плеснул расплавленным свинцом в направлении музыканта – так появилось отверстие на корпусе домбры.
Строение инструмента, его современный вид
Существует также легенда, объясняющая, почему у добры только 2 струны. Считается, что первоначальный инструмент имел пять струн. В середине не было отверстия.
Храбрый джигит влюбился в дочь хана. Отец невесты попросил жениха доказать свою любовь к девушке. Мальчик появился с джигитом в ханском шатре и стал играть задушевные мелодии. Начало было лирическим, но затем джигит запел песню о жадности и жестокости хана. Разъяренный правитель в отместку залил корпус инструмента раскаленным свинцом: три из пяти струн были разрушены, а в середине резонатора появилась дыра.
История объясняет, как появилась эта граница. Согласно ей, герой, вернувшись домой, заскучал и сделал добряка. Конский волос превратился в струны. Но прибор молчал. Ночью воина разбудили чарующие звуки: добра играла сама по себе. Оказалось, что язык — это порог, который появляется на стыке головы и шеи.
Виды
Классическая казахская домбра — это двухструнная модель с обычным корпусом и грифом. Однако для расширения звуковых возможностей были разработаны и другие вариации:
- трехструнные;
- двухсторонние;
- с широким корпусом;
- подгрифные;
- с полым грифом.
Обзор видов
Как и обещали, давайте теперь рассмотрим различные виды такого традиционного казахского музыкального инструмента, как добра. Их всего несколько: