Цитра струнные щипковые музыкальные инструменты. Цитра струнные щипковые музыкальные инструменты.

Санджо, стиль, исполняемый в Тхэгёме, был включен в список «важного нематериального культурного наследия Кореи». Таков вердикт Управления культурных ценностей Южной Кореи.

Цитра струнные щипковые музыкальные инструменты

Цитра

Цитра — это струнный музыкальный инструмент, широко распространенный в Австрии и Германии в XVIII веке.

Цитра

Он имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, на который нанизано от 30 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Некоторые струны (обычно 4-5), расположенные ближе к игроку, натянуты поперек грифа с помощью металлических ручек и щипаются щипковым инструментом, который находится на большом пальце правой руки и используется для воспроизведения мелодии. Остальные струны используются для сопровождения аккордов и играются остальными пальцами.

Когда цитра используется в оркестровых произведениях, она обычно играет как сольный инструмент.

Происхождение

В Западной Европе цитра известна с конца XVIII в., а в Россию попала во второй половине XIX в. Подобные инструменты древнего происхождения можно встретить во многих странах. Например, цитры были широко распространены в Китае и на Ближнем Востоке.

Существуют различные типы цитр: дисковая цитра, басовая цитра и концертная цитра, и это лишь некоторые из них.

Группа варьируется от G до D в четвертой октаве.

Описание

Цитра относится к группе струнных инструментов, называемых хордофонами. В эту категорию входят все инструменты, источником звука которых является вибрирующая струна. С другой стороны, цитра возглавляет группу, называемую «тип цитры», в которую входят не только инструменты с цитрами, но и инструменты со струнными клавишами, как эти:

  1. клавесин;
  2. спинет, имеющий щипковое звукоизвлечение;
  3. фортепиано;
  4. клавикорды с ударным звукоизвлечением.

Все цитры и подобные им инструменты (цитроподобные инструменты: гусли, канун, китайский цинь, японский кото и т.д.) обязательно имеют резонансное отверстие в корпусе для усиления звука, а также струны, нанизанные в разном количестве на верхнюю деку. На цитре может быть до 45 струн, наиболее распространенной моделью является инструмент с 35 или 36 струнами.

Струны концертной модели расположены в соответствии со следующей иллюстрацией:

  • мелодические струны над грифом – 4-6 шт.;
  • аккомпанирующие струны над декой – 12 шт.;
  • басовые над декой – 12 шт.;
  • контрабасовые над декой – 5-6 шт.

Разновидности цитры включают дисковую цитру, басовую цитру и концертную модель. Общий диапазон инструмента составляет почти 6 октав (от ноты G четвертой октавы до ноты D четвертой октавы).

Устройство инструмента

Как упоминалось ранее, корпус цитры может иметь различную форму, но все варианты обычно асимметричны (неправильной формы). Примерами форм тела являются трапециевидная форма, форма крыла и форма груши. Корпус цитры, как правило, плоский, за исключением басовых моделей, которые требуют мощного звука. Имеется нижний и верхний динамик, соединенные кромкой, которая определяет толщину корпуса. Материал корпуса — дерево, например, липа, клен, ольха и другие породы с хорошими акустическими свойствами.

В верхней деке просверливается резонансное отверстие, их также может быть два. Металлические струны расположены над верхней палубой. Для мелодических струн гриф с ручками иногда делают на стороне правой руки (под пальцами правой руки), но чаще на стороне, обращенной к музыканту.

Струны на грифе настраиваются с помощью колка, а струны хора (те, что над грифом) настраиваются с помощью специального ключа.

Когда вы слышите по радио композицию, исполняемую на цитре (не видя, что играют), вы можете представить себе как минимум два музыкальных инструмента, например, акустическую гитару с металлическими струнами и нечто, напоминающее арфу или гусли. В действительности эти волшебные звуки издает один музыкант (цитра), чьим инструментом является цитра.

Тембр каждой модели этого инструмента зависит от размера корпуса, качества дерева и струн. Некоторые знатоки звуковых параметров отмечают определенную монотонность (однообразие) в тембрах цитры. Но звуки аккордов, взятые из статичных аккордов припева, завораживают слушателя, настолько они богаты и тонки.

Наиболее распространенные конструкции для современных инструментов:

  1. полный венецианский для моделей с числом струн до 38;
  2. раздельный: мюнхенский для аккомпанемента и венецианский для ладовых струн (грифовых).

Наиболее распространенные тональности и настройки для цитры: до 4 авариаций в ключе (B или D).

Кроме того, есть модели, на которых можно играть с помощью смычка. Это так называемые — гнутые цитры.

Как играть?

На цитре играют, положив инструмент либо на стол перед собой, либо на колени. Игра осуществляется путем натяжения струн пальцами обеих рук. Большой палец правой руки играет мелодию на грифе, используя надетый на него плектр (кольцо с гвоздем). Другие два или три пальца правой руки играют аккомпанемент к мелодии на других аккордах припева.

Пальцы левой руки заняты перебиранием струн на грифе, как при игре на гитаре. Они также могут аккомпанировать, когда им не нужно перебирать пальцами струны на грифе (например, для длинных нот в мелодии, исполняемой на открытых струнах, или для отдыха в мелодической линии композиции).

Профессиональные гитаристы часто манипулируют мелодическим голосом почти исключительно пальцами правой руки и переносят аккомпанирующую игру полностью на левую руку, но новички не способны на такую технику. Вам предстоит многому научиться и много часов практиковаться.

Для начинающих существуют простые версии инструмента, которые имеют меньшее количество струн как над колонкой, так и на деке. Например, упрощенные модели Зальцбурга.

На стандартной цитре гриф состоит из пяти или шести мелодических струн, в то время как на легкой модели их всего четыре. Количество сопровождающих струн также вдвое меньше — их 12 или меньше.

Самый простой способ научиться и играть на цитре — это клавиатурная модель, которая вошла в моду. Клавиши на нем заменяют мелодическую часть инструмента. В этом случае мелодия легко исполняется одной рукой, нажимая пальцами на клавиши, как на фортепиано, а другая рука играет гармонический аккомпанемент на аккордах, которые остаются неизменными.

Следует отметить, что ноты для описываемого инструмента написаны одновременно в двух ключах:

  1. скрипичном для мелодического голоса (ключ «соль»);
  2. басовом для аккомпанемента (ключ «фа»).

То есть точно так же, как и для фортепиано. Высота звучания нот соответствует написанию, за исключением басового органа (поскольку он пишется на четверть интервала выше фактического звучания).

Для цитралистов-самоучек существуют курсы и школы самообучения, но, к сожалению, только от зарубежных (в основном немецких) издательств. Есть ли что-то подобное в русском языке, неизвестно. Вот примеры руководств, доступных в Интернете (их можно купить на сайте amazon.de):

Происхождение инструмента

Немецкое название «цитра» происходит от латинского слова «cythara». Латинское слово — это название группы средневековых струнных инструментов. В немецких книгах XVI-XVII века встречается также вариант «циттерн», образованный от «китара» — древнегреческого хордофона.

Самый древний из известных инструментов семейства цитр — китайский цицинь. В гробнице принца И, построенной в 433 году до н.э., был найден хордофон без струн.

Подобные хордофоны были найдены по всей Азии. Примеры: японский кото, ближневосточный канун, индонезийский гамелан.

Европейцы начали разрабатывать свои собственные версии азиатских изобретений, и в итоге появилась цитра. В Баварии и Австрии восемнадцатого века он стал популярным народным инструментом.

Венский цитральщик Иоганн Петцмайер считается виртуозным музыкантом. Историки ставят в заслугу Петцмайеру популяризацию немецкого струнного инструмента для домашнего использования.

В 1838 году Николаус Вигель из Мюнхена предложил дальнейшее развитие конструкции. Идея заключалась в установке фиксированных мостов, дополнительных струн и хроматических резинок. Эта идея не была поддержана до 1862 года. Затем немецкий скрипичный мастер Макс Амбергер создал инструмент по проекту Вигеля. Так хордофон приобрел свою нынешнюю форму.

Игра на цитре

Виды цитр

Концертная цитра имеет 29-38 струн. Наиболее распространенное число — 34-35. Порядок их расположения следующий: 4 мелодических над взмахами, 12 аккомпанементов без таста, 12 басов без таста, 5-6 контрабасов.

Альпийская цитра оснащена 42 струнами. Разница заключается в более широком корпусе, который несет на себе удлиненный контрабас, и в механизме настройки. Альпийская версия звучит в таком же масштабе, как и концертная. Более поздние варианты 19 и 20 веков назывались «Zither-Arp». Причиной этого является дополнительная стойка, которая делает инструмент похожим на арфу. В этой версии дополнительные контрабасы расположены параллельно остальным.

Измененная конструкция альпийской версии предназначена для нового способа игры. На струнах играют открыто, как на арфе.

Современные производители также выпускают упрощенные версии. Причина этого в том, что любителям трудно играть полные модели. Эти версии оснащены клавишами и механизмами для автоматического натяжения струн.

Существует 2 популярные шкалы для современных цитр: мюнхенская и венецианская. Некоторые музыканты используют венецианскую шкалу для струн с кистями и мюнхенскую шкалу для струн без кистей. Полная венецианская шкала используется на инструментах с 38 или меньшим количеством струн.

Музыка под током

Харрисон был виртуозом игры на электрогитаре. Этот инструмент не имеет корпуса с полым резонатором. Вибрации металлических струн преобразуются в электрический ток, который, в свою очередь, преобразуется в звуковые волны, воспринимаемые ухом. Игрок может изменять тембр своего инструмента с помощью специальных устройств.

Существует еще один тип электрогитар, который пользуется большой популярностью. Его можно услышать только на низких частотах. Это бас-гитара. Он имеет четыре толстые струны. Функция инструмента в ансамбле — поддерживать сильный бас.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий