Цимбале — древний инструмент, имеющий множество аналогов по всему миру. Это символ и национальный инструмент белорусского народа.
Какие бывают музыкальные инструменты? (фото, названия)
Музыкальные инструменты предназначены для воспроизведения различных звуков. Если музыкант играет на них хорошо, звуки можно назвать музыкой, а если нет — какофонией. Существует так много инструментов, что научиться играть на одном из них — все равно что играть в увлекательную игру, лучше, чем Нэнси Дрю! В современной музыкальной практике инструменты делятся на различные категории и семейства в зависимости от источника звука, материала, из которого они сделаны, способа игры и других характеристик.
Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны)
Духовые инструменты (воздушные рожки): группа музыкальных инструментов, источником звука которых является вибрация столба воздуха в трубке (свисток). Их можно классифицировать по многочисленным признакам (материал, конструкция, стиль игры и т.д.). В симфоническом оркестре группа духовых инструментов делится на деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, рожок, тромбон и туба).
1. флейта — это деревянный музыкальный инструмент. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) был изобретен в 1832 году немецким мастером Т. Бемом и выпускается в нескольких разновидностях: малая (или пикколо), альтовая и басовая.
2. гобой — деревянный духовой инструмент с язычками. Он известен с 17 века. Его разновидности: малый гобой, гобой д’аморе, кор-англе, геккельфон.
3. кларнет — это язычковый деревянный духовой инструмент. Он был спроектирован в начале 18 века. В современной практике используются сопрано-кларнет, пикколо-кларнет, альт (так называемый бассет-хорн) и фагот.
4. фагот — деревянный духовой инструмент (в основном для оркестра). Он появился в 1. 16 в. Разновидностью фагота является контрабас.
5. труба — духовой музыкальный инструмент с латунным мундштуком, известный с древних времен. Современный тип трубы появился в середине 19 века. 19 в.
6. Валторна — духовой инструмент. Он возник в конце 17 века в результате разработки охотничьего рога. Современный рожок с клапаном был разработан в первой четверти 19 века.
7. тромбон — духовой инструмент (в основном для оркестра), в котором высота тона регулируется специальным устройством — качелями (так называемый слайд-тромбон или кувшинный тромбон). Существуют также тромбоны с клапанами.
Туба — самый маленький духовой инструмент. Он был разработан в Германии в 1835 году.
Металлофоны
Колокола — это тип музыкального инструмента, основным элементом которого является ключевая пластина, по которой ударяют молотком.
1. музыкальные инструменты, звучащие сами по себе (колокольчики, гонги, вибрафоны и т.д.), источником звука которых является их упругий металлический корпус. Звук производится с помощью молоточков, палочек и специальных ударных инструментов (дудочек).
Инструмент, похожий на ксилофон, в котором пластины металлофона сделаны из металла.
Разновидности цимбал
Сегодня тарелки используются на практике двумя способами:
1. профессионально-академический.
Соответственно, существует два типа цимбал: народные и концертно-академические. В своей статье «О взаимозависимости развития музыкальных инструментов и исполнительского стиля» Р.В. Подойницына сравнивает форму, размеры и конструктивные детали народного цимбала и изысканного прима-цимбала.
Оба инструмента имеют форму правильной равносторонней трапеции. Размеры корпуса традиционных тарелок различны: нижнее дно 705-1 150 мм, верхнее 510-940 мм, бока 255-400 мм, высота 33-95 мм, ширина 235-380 мм. Профессиональные бассейны имеют разные размеры: Дно — 1 000 мм, верх — 600 мм, бока — 535 мм, высота — 65 мм, ширина — 490 мм.
Народные тарелки имеют три, обычно две основы: басовую основу с правой стороны и настроечную основу с левой стороны, разделяющую струны на четверки и пятерки. На голосовой базе с правой стороны расположены «голоса средних голосов», а с левой — «голоса высоких голосов». В результате получается трехчастный хор. Вверху, между основными стойками, находится меньшая стойка для серии аккордов. Профессиональные муты имеют шесть подставок: две основные и четыре дополнительные нижние и три верхние, которые делят аккорды на пятерки, четверки и секунды.
Инструменты различаются количеством рядов струн, количеством струн в ряду, их длиной и сечением. Народные клавесины обычно имеют 12-17 рядов с 3-8 струнами в каждом ряду, чаще 4-5; длина струн составляет 630-825 мм для низких нот и 260-315 мм для высоких. Народные музыканты использовали струны разного сечения — 0,1-1,0 мм. Сегодня народные музыканты играют на этом инструменте со струнами одинакового сечения. В отличие от народных инструментов, академическая чимба имеет 29 рядов струн. Каждый ряд имеет две струны в нижних девяти рядах и по три в каждом из оставшихся рядов. Длина тоновых струн колеблется от 680 до 700 мм. В профессиональных инструментах используются пятисоставные струны (от 0,4 до 0,7 мм и витые), что повлияло на тембр менее равномерно во всех регистрах.
Шкала народных инструментов обычно охватывает 2-2,5 октавы (C-mi2) и основана на диатонической шкале с окраской отдельных нот. Шкала академического инструмента отличается: она хроматическая и расширенная (G-C3).
Фольклорные исполнители часто держат инструмент в руках, в то время как в профессиональной практике тарелки располагаются перед музыкантом. Звук производится как в народной, так и в профессиональной практике палочками — молоточками, которые в народной практике называют «крючками».
В обеих традициях музыканты держат молоточки между средним и указательным пальцами, а остальные пальцы сжимают в кулаки. Народные молотки имеют индивидуальные размеры и варьируются по длине от 140 до 240 мм. Палочки профессиональных тарелочников фиксируются в правой и левой руке, чего не скажешь о народных музыкантах, их длина составляет от 125 до 135 мм, а вес — 8-9 граммов.
Народные музыканты не ставят доски на «крючки» и не играют на металле с деревом. Под влиянием профессиональной музыки, которая требует динамического и тонального разнообразия, академические производители тарелок стали покрывать молоточки замшевой кожей и использовать немного перкуссии. Покрытие — это вопрос первостепенной важности. Твердые покрытия создают резкий, неприятный звук. Очень тихий, приглушенный, незаметный звук.
Реконструкция цимбал
Впервые в 1920-х годах сибилянты народной традиции были реконструированы Д. Захаром и К. Сушкевичем в соответствии с правилами концертного исполнения.
Усовершенствование цимбал было произведено в соответствии со следующими моментами:
1. изменение и усовершенствование внутренней конструкции инструмента путем применения акустических данных; 2. расширение общего диапазона инструмента до трех октав; 3. введение полной хроматической шкалы во всем диапазоне инструмента и расположение ее нот в поступательном, метафорическом движении; 4. изменение формы и конструкции молоточков для удара по струнам; 5. создание целого семейства сибилянтов: Требл, альт-тенор, бас и двойной бас.
Реконструкция внутренней структуры и внешней формы инструмента была направлена на достижение хорошей тональной насыщенности, громких и мягких тонов. Дизайн был основан на вибрации струн и качестве используемых материалов. Рейки были приклеены к динамику, количество струн для комплекта струн было уменьшено с 7-5 до 3, и было увеличено использование струн разного диаметра.
Благодаря расширению диапазона инструмента и введению хроматической гаммы, возможности исполнения сибилянтов были расширены. Расположение нот в прогрессивном порядке облегчало технику игры на инструменте.
Изменяя длину молоточков, можно было смягчать струны, что приводило к более выразительной игре. На основе модифицированного инструмента было создано семейство цимбал, которое легло в основу государственного народного оркестра Джиновича, носящего сегодня его имя.
Новый тип цимбалового инструмента утвердился на концертной сцене и в педагогической практике, став основой для игровой и педагогической виртуозности национальных цимбалистов, а также для творчества композиторов, создавших интересный современный оригинальный репертуар.
В середине 1960-х годов производственные возможности инструмента стали переставать отвечать художественным и исполнительским требованиям. Репертуар волынки был расширен классическими произведениями мировой музыкальной литературы, что потребовало расширения волынки, и в этом отношении я. Жинович и экспериментатор В. Крайко провели частичную реконструкцию. Улучшение характеристик инструмента проявилось в расширении его диапазона за счет добавления двух пэдов — для хора в низкой октаве и дополнительных звуков в третьей октаве.
Однако способ держать цимбалы на одном колене во время игры, который сохранялся до середины 1960-х годов, был ограничивающим фактором для игры на цимбалах в целом, поскольку он ограничивал двигательную активность и не позволял игроку полностью раскрыть свой технический потенциал. Увеличение веса клавесина, усложнение художественных задач, изменение количества исполнителей в связи с увеличением клавесинистов-женщин привели к естественной необходимости поставить инструмент на подставку для ног в виде пуфика. Это освобождало тело музыканта и позволяло одинаково использовать все регистры инструмента, что способствовало развитию техники игры.
Эксперименты проводились, варьируя количество ножек и способ их соединения. Это позволило получить следующие результаты. Оригинальный инструмент был установлен на хлипком алюминиевом основании, которое было утоплено в нижней части деки. Однако гибкий и открытый алюминий не выдержал веса инструмента.
Создание различных типов менестрельных инструментов, расширение их общего масштаба, введение полной хроматической гаммы и радикальная переделка молоточков позволили обогатить и расширить технику звукоизвлечения для этих инструментов. В прошлом популярная культура игры на цимбалах ограничивалась техникой «ударов» по струнам деревянными палочками. После реконструкции инструмента к этой базовой технике были добавлены тремоло, пиццикато, глиссандо и различные украшения, такие как трели, форшлаги, морден, группетто и арпеджиато.
В настоящее время народные музыканты продолжают использовать ритм в качестве основного средства передачи информации, как в медленном, так и в быстром ритме. «Перкуссия» достигается путем приложения единой силы к струнам. Связь звуков с мелодией достигается за счет отказа от использования приглушения. Обертоны, возникающие после удара палочки, накладываются на предшествующие, более слабые, но все же звучащие струны. Создается постоянно вибрирующий, жужжащий фон, который позволяет звукам объединиться в единую мелодию.
Современный репертуар профессиональных цимбалистов означает, что им пришлось ввести много новых приемов, не характерных для народных традиций, таких как флюглеты, сурдана, игра деревянными молоточками, арпеджио, глиссандо с ключом на струне (так называемая «техника гавайской гитары»). Учитывайте все эти приемы игры при игре на цимбалах.
Простой удар молоточком» делится на два основных типа: взвешенный (всей рукой) и ручной (кистью) удар. Один из них тесно связан с другим и иногда играет доминирующую роль. Отверстия располагаются на расстоянии 3-5 см от подушечек. Техника «ритм» направлена на извлечение как отдельных звуков, так и аккордов, которые могут быть осложнены ритмическими, тональными и динамическими моментами. Эта техника в основном используется для быстрых движений. В более медленном темпе удары молоточком возможны, когда музыка имеет торжественный и величественный характер. Покрытие молотков кожей или замшей смягчает звук.
В то же время сохраняется народная техника игры на чистых деревянных молоточках. Для этого молотки нужно повернуть на пальцах так, чтобы они ударяли по завиткам, а не по подкладке. Эта техника называется «collegno» — перевернутые молотки (деревянные). Он редко используется в качестве хроматического эффекта, когда требуется особый момент в музыке.
В современной музыке «удар по краю деки деревянной стороной молотка» используется как техника окрашивания, которая имеет эффект имитации каштановой или фарфоровой банки.
В то же время кимбалист использует технику «тремоло» — быстрое и многократное повторение одной или двух нот с чередованием ударов молоточком. Он используется для достижения непрерывного звучания аккорда или для удлинения длинных длительностей. Поскольку возможности «ритма» ограничены и лучше всего подходят для сферы фрагментарной артикуляции, потребовалась новая техника для достижения связного, мягкого звучания с помощью штриха «легато». Это породило тремоло (от итальянского tremolo, что означает «трепетать»), которое почти никогда не использовалось в популярной оркестровой практике, поскольку «тремоло» было достаточно для народных песен и танцев.
Техника «тремоло» позволяет профессиональным игрокам добиться настоящего звучания кантилены. Тремоло являются самыми сложными и требуют очень тщательной работы для освоения. Тремоло основано на частой смене щеток и использовании подпрыгивающих палочек. Удары должны быть частыми и достаточно ровными, чтобы создавалось впечатление постоянной непрерывности звука.
Строение цимбал
Тарелки состоят из трапециевидной рамы с динамиком и струнами. У концертных тарелок нижняя сторона имеет длину 1 метр, а верхняя — 60 см. Части инструмента:
- корпус;
- дека с резонатором;
- струны;
- штеги;
- вербили (колковый механизм).
Корпус в основном изготовлен из древесины клена. Дека изготовлена из ели — этот материал обеспечивает наилучший резонанс. Бруски в резонаторе делят струны на четверти, четверти, трети и секунды. Это позволяет исполнять аккорд в трех регистрах.
Струны держатся вместе с помощью штифта, который регулирует их натяжение. Они расположены группами по три и звучат в унисон. Концертные тарелки имеют 29 рядов стальных струн. Струны басовых тарелок сделаны из меди.
Для игры им нужны деревянные палочки — молоточки. Если звук должен быть более мягким, их покрывают замшей, струной или тканью. На традиционных цимбалах играют необрезанными палочками.
Звучание инструмента
Звучание цимбал легкое и мелодичное, тембр мягкий и веселый.
Диапазон варьируется от двух с половиной до четырех октав, в зависимости от сорта.
Литавры могут издавать ноты, похожие на звучание колоколов, или мелодии, похожие на звучание фортепиано.
Ноты для инструмента записываются на скрипичных и басовых клавишах.
На цимбалах играют в оркестрах, они незаменимы в народных ансамблях и часто используются для сольных партий и выступлений. Музыкальные стили включают классическую и современную музыку, а также джазовые мелодии. Помимо аранжировок произведений великих композиторов, создаются и оригинальные композиции для литавр.
Виды цимбал
Тарелки различаются по количеству струн, их длине, сечению и количеству рядов. Существует два типа инструментов: народные инструменты с двумя октавами и концертные инструменты с хроматической гаммой и широким диапазоном звуков.
Венгерский цимбал (академик) выглядит как тяжелый деревянный ящик со съемными ножками. Конструкция включает в себя педаль демпфера для демпфирования струн, т.е. быстрого прекращения вибраций. Этот тип цимбал был разработан в начале двадцатого века.
На прима можно играть в диапазоне от низкого G до третьей октавы Bb. Кроме того, существуют и другие академические варианты: Пикколо, виола, бас и контрабас.
Народные тарелки различаются по размеру. Низ может быть 75-115 см, а верх 51-94 см. Инструмент крепится к плечу или шее игрока с помощью специального ремешка, а при игре кладется на колени. Существуют различные типы традиционных тарелок:
- Фольклорные – небольшой компактный инструмент с диатоническим строем в 2-2,5 октавы. Струны не глушатся. У каждой из рук при игре своя функция: правая играет мелодию, левая – аккорды. Молоточки деревянные ничем не обернутые. Белорусские изготавливают только из вишнёвого дерева.
- Сантур – восточный народный инструмент из древесины ореха. Распространен в Грузии, Иране, Армении, Азербайджане. Имеет 96 струн. Отличается тем, что колки расположены не сверху на деке, а по бокам. Палочки делают из бамбука.
- Аппалачские – музыкальный инструмент индейцев Северной Америки. Отличается формой: цимбалы овальные или в виде восьмерки. В конструкции предусмотрены гриф и лады. Длина не более метра. Струн мало, всего 3-5 штук. Используют этот инструмент в основном для аккомпанемента.
Звучание
Народные инструменты и профессиональные инструменты звучат по-разному, но получаются одинаково — с помощью деревянных молотков. В разговорном языке их называют крючками. Все типы музыкантов держат свои крючки одинаково: между двумя пальцами и остальными пальцами руки. Поскольку палочки народных музыкантов не имеют покрытия, звук получается за счет соприкосновения металла и дерева.
В классических концертах исполнение более сложное, поэтому крючки обшиваются замшей. Также используется небольшое количество шерсти. Свист — самый важный фактор в извлечении звука из музыкального инструмента. Например, жесткая накладка дает твердый звук, а слишком мягкая накладка — нечеткий, размытый и тусклый звук.
Качественный инструмент способен издавать богатый звук. Он может издавать звуки, похожие на звуки фортепиано или колокола. В звуковом отношении это очень приятный инструмент, не теряющий полноты и богатства звучания, обладающий отличной устойчивостью.
В следующем видеоролике вы можете познакомиться с уникальным звучанием цибалома.
Виды
Существует два типа инструментов: народные и концертные (академические). Этот диапазон является самым важным. Однако народные версии имеют существенные различия, так как в каждой стране были свои правила и стандарты строительства. Оркестровая и народная модели также отличаются друг от друга. Народные версии имеют 2 или 3 реквизита, например, бас и вокал. Подставки делят струны на квинты, квартеты, составляющие звук в трехрядном варианте.
Профессиональные инструменты имеют 6 пэдов, 2 из которых являются основными, а остальные вспомогательными (нижний и верхний), которые также делятся на интервалы, но на пятые, четвертые и секунды. Типы различаются не только количеством струн, но и их длиной и сечением. Диапазон народного инструмента ограничен двумя октавами или чуть больше. Академический инструмент предлагает больше возможностей и большее разнообразие звуков.
Различают следующие подтипы цимбалом:
- венгерские (самые габаритные);
- сантур (востребованы в странах Востока);
- аппалачские (имеющие популярность на американском континенте, узкие, в овально-эллиптической форме).
Техника игры
В прошлом игра на цимбалах ограничивалась простейшими звукосочетаниями и элементарными мелодиями, но сегодня они обладают огромными тональными возможностями. Существуют различные техники и способы игры.
«Удар»
В народной музыке основной техникой по-прежнему является удар в ускоренном или замедленном ритме. Это самый простой метод, который осуществляется простым постукиванием по струне. При ударе по струнам образуются обертоны, которые накладываются друг на друга, вибрируют и формируют звук в мелодию. Эффект может быть утяжелен или подчеркнут в зависимости от степени воздействия. Эти типы тесно переплетаются и используются вместе, один доминирует над другим.
Ритм может быть извлечен как отдельный звук или как аккорд, осложненный ритмом, тембром и динамикой. В основном, ритмы в этом исполнении быстрые. Медленные мелодии используются для создания формальных и больших мелодий. Эту технику можно использовать как с крючками с покрытием, так и без покрытия, просто повернув молоток другой стороной. Звук, напоминающий каштан, можно также создать ударами молотка, направляя молоток на край деки.
«Тремоло»
Другая популярная техника — повторять звук, нанося поочередные удары по крючку. Его назначение — производить непрерывный звук. Эта техника позволяет получить более мягкий звук с эффектом тремоло. Используется в академической практике. Овладеть этой техникой можно только в том случае, если вы профессионально занимались музыкой. Движения тремоло обычно похожи на движения кисти, очень быстрые и мягкие. Техника используется в различных интервалах, она может выполняться как в короткой, так и в длинной версии.
«Щипковая игра»
Техника пиццикато-стаккато выполняется двумя способами: пальцами и ногтями. Во втором варианте вы можете натянуть одну струну и получить тон средней интенсивности. Вы также можете натянуть несколько струн, чтобы получить глубокий, яркий звук. Существуют также подкатегории для техники пэда: твердый обозначает плотный звук, мягкий — мягкий. Эта техника очень выразительна и активно используется. Несколько звуков можно продемонстрировать обеими руками.
Современные виртуозы высочайшего уровня способны исполнять трели и тремоло.
«Флажолет»
Относительно новая техника игры на цимбалах, при которой звук извлекается легким касанием струны пальцем и одновременным ударом по ней другой рукой. Можно создавать различные варианты звучания, наиболее впечатляющими из которых являются октавные и двухоктавные звуки. Эта техника подходит для игры в умеренном темпе, так как в ней есть определенные ограничения.
Техники игры
При игре музыкант может использовать всю руку или одну руку. Также можно использовать технику тремоло. Тремоло — это быстрое повторение одной ноты.
Современные игроки используют расширенную технику игры. Палочка ударяет не только по струнам, но и по краю корпуса. Получаемый звук похож на звук кастаньет. Также используются флажолеты, глиссандо, вибрато и рожок.
Цимбалы в странах мира
Музыкальный смычок — похожий инструмент по своей конструкции и использованию. Широко используется в Африке и Южной Америке. Внешне он напоминает охотничий лук с тетивой, закрепленной между двумя наконечниками. Он также может напоминать изогнутую палку. Материал — дерево. Длина — 0,5-3 м. В качестве звукового ящика используется металлическая чаша, высушенная тыква или рот музыканта. Каждая струна отвечает за одну ноту. Это позволяет играть аккорды с помощью музыкального смычка. В Новой Зеландии существует разновидность музыкального смычка под названием ку.
Индийский вариант называется сантура. В качестве струн для сантуры используется трава мунджа, а палочки изготавливаются из бамбука. Он используется в народной музыке.
В 1922 году Леонид Гайдамак выступал с концертами с цимбалами в Украине. Интересно отметить, что в спектаклях задействованы два небольших инструмента. Меньшие версии были разработаны для более удобной транспортировки.
С 1952 года уроки игры на цимбалах даются в Кишиневской консерватории.
Известные цимбалисты
Аладар Рац — венгерский музыкант. Один из самых значительных музыкантов-цимбалистов в истории. В 1948 году он был удостоен премии Кошута и получил звание «Заслуженный художник Венгрии».
Музыкант происходил из цыганской семьи. Согласно традиции, ему предложили освоить музыкальный инструмент в возрасте трех лет. Рач решил научиться играть на цимбалах.
Своими достижениями Аладар Рац сделал цибало популярным в первой половине 20-го века. Постепенно к инструменту стали относиться серьезно и использовать его в концертах.
Австро-венгерский композитор Эркель Ференц ввел этот инструмент в оперный оркестр в 19 веке. Среди работ Ференца — «Бан-Бан», «Мария Батори» и «Шарольта».
В СССР был свой виртуоз цимбал — Иосиф Жинович. Среди его наград — премия Всесоюзного конкурса артистов, звание народного артиста СССР, заслуженного артиста БССР, несколько орденов «Знак Почета» и орден Трудового Красного Знамени.
Известные сочинения для цимбал Жиновича: «Белорусская сюита», «Белорусская тоска и хороводы», «Белорусская песня и танец». Жинович также написал несколько учебных пособий для игры на цимбалах. Например, в 1940-х годах было опубликовано пособие «Школа для белорусских тимпани».