Магические реалисты, с другой стороны, пытаются преодолеть этот ужас, создавая другой, чудесный мир, который тесно связан с реальным миром. Они попадают в двойной мир.
Что такое магический реализм?
Термин «магический реализм» появился задолго до двадцатого века, но использовался в основном в изобразительном искусстве. В литературе он утвердился только в первой половине прошлого века. В ней повседневное сочетается с невероятным, притча — с обыденным, волшебство — с абсурдом и искаженной реальностью. Авторы нашли уникальный способ рассказать обществу о человеческих страстях и слабостях и заставить поверить в то, что сверхъестественное тесно переплетено с контекстом нашей жизни.
В нашей статье рассматривается этот жанр и его принципы.
Невероятное в контексте реальности (и наоборот)
Надежда на сверхъестественное решение проблем была у человека с древности; вспомните ритуалы, церемонии, легенды о мифических существах и т.д. Корни магического реализма лежат именно в этой области — вера в немыслимое в рамках ужасающей реальности. Его главная особенность в том, что два мира, обычный и невероятный, объединены в одном пространстве. Магия здесь сопоставляется с повседневной жизнью, а повседневная жизнь полна мистических эпизодов.
«Магический реализм» означал способ повествования и представления, при котором материальный мир, субъективная реальность, сохранял свой конкретный, реальный облик, но в то же время приобретал потусторонний, трансцендентный смысл, выходящий за рамки повседневной, профанной, рационально постижимой системы измерений.
Литературовед Илья Фрадкин, 1980 год.
Появлением этой тенденции мы обязаны латиноамериканским писателям прошлого века. Впоследствии магический реализм закрепился в Центральной Европе, в основном благодаря популярности романов Габриэля Гарсиа Маркеса. Имена других «родителей» жанра могут быть не сразу очевидны. И все же именно они — Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортасар, Мигель Анхель Астуриас и другие — впервые позволили себе выйти за рамки, отказаться от логики и «нормальности».
Подумайте, как Маркес в своем романе «Сто лет одиночества» ассоциирует войну с эпидемиями бессонницы и забытья, а ужасы повседневной жизни — с алхимией и пророчествами. Все это происходит в вымышленном городе Макондо. Современный автор, Леони Росс, использует то же средство. Действие фильма «Один день в чистом небе» происходит на архипелаге Попишто, где живут трехногие люди, гадалки и тому подобное. Но опять же, их проблемы и несчастья так же обыденны, как и все наши.
-18% A Day of Clear Skies by Leonie Ross Hardcover 693 ₽ 845 ₽ -18% Добавить в корзину Добавить в корзину.
Классика американского магического реализма, в которой Тони Моррисон делает мистику нормой. В ее книге «Возлюбленная», посвященной истории бывшей рабыни, есть персонаж, который был убит много лет назад. И она изображена во всех неаппетитных физиологических подробностях, плотская, как живая.
От древних мифов до путешествий во времени
Многие любители магического реализма из Латинской Америки обращались в своих произведениях к древним мифам, высвечивая легенды и верования ацтеков, майя и других народов. Это понятно, ведь мифология — это та тонкая нить, которая связывает обычный мир с нереальным. Мы никогда не встретим мифических существ и не станем свидетелями магических ритуалов, но большинство из нас точно знают, как выглядят первые и как проводятся вторые. Моррисон использовал тот же трюк: Почти все ее романы, будь то «Возлюбленная» или «Боже, храни мое дитя», тесно связаны с древней африканской культурой, и невероятное воспринимается героями как должное.
Современный китайский автор Мо Янь, напротив, переносит читателя в мифологию Поднебесной. Хотя Нобелевский комитет назвал его «галлюцинаторным реалистом», не все литературные критики согласны с этим: его произведения имеют все признаки магического реализма. Старые славы в его книгах весьма кровавы и жестоки. В «Стране вина» жители провинции Джуго подозреваются в каннибализме, а «Сорок один хлопец» рассказывает об альтернативном мире, где люди без ума от мяса и готовы продать за него душу.
-18% Forty-one Clappers by Mo Yan Hardcover 800 ₽ 975 ₽ -18% Добавить в корзину Добавить в корзину.
Интересно также отметить, что у сторонников магического реализма очень специфическое отношение ко времени. Кажется, что они стирают границы времени: Персонажи легко перемещаются между веками, меняют эпохи и бросают вызов всем фантастическим и невообразимым законам физики. Например, героиня фильма «Боже, храни моего ребенка» внезапно становится моложе, потому что ее часы теперь идут назад. Век в романе Маркеса «Сто лет одиночества» длится не более минуты, но ночь может растянуться на несколько недель. В «Дне в чистом небе» понятие времени как такового не существует, потому что какая разница, какой на дворе год, если человеческие ошибки остаются такими же и через тысячу лет?
Чудо в магическом реализме: что это
Хотя термин «магический реализм» зародился в Европе, он прочно связан с латиноамериканской литературой.
Все началось с испанских колонизаторов. В 1492 году Колумб открыл Латинскую Америку. В то время еще существовали коренные индейцы со своими традициями, верованиями, историями и образом жизни. И мир, который видят европейцы, высадившись на чужом берегу, сильно отличается от того, к которому они привыкли. Завоеватели записывают и документируют то, что видят, и сравнивают это с жизнью на родине.
Из этих трудов видно, что для них это волшебное место и чудо, в то время как для индийцев оно остается реальностью.
Габриэль Гарсиа Маркес, икона магического реализма в мировой литературе, однажды сказал.
Меня всегда забавляет, что в моих работах больше всего хвалят фантазию, хотя на самом деле у меня нет ни одной строчки, которая не была бы основана на реальности. Проблема в том, что реальность на этом континенте выглядит как фантазия.
Оказывается, магический реализм (буквально, магия реальности) — основа жизни в Латинской Америке. Они видят мир многомерным, полным чудес и не считают его чем-то необычным. Европейцев настолько впечатлила жизнь в Латинской Америке, что они придумали собственное название для литературного движения, описывающего ее.
Магический реализм и фантастика: в чём разница
Фантастика и фэнтези — это разные жанры литературы. В них есть необычные персонажи и волшебный, нереальный мир, в котором они существуют. В магическом реализме главные герои — обычные люди, и мир вокруг них также очень реален. С ним переплетается только одно чудо, которое никто не воспринимает как нечто необычное.
-
Течение времени искажается. Таким образом, настоящее повторяет прошлое или меняется с ним местами; персонажи часто видят сны, которые заменяют реальность и вводят их в состояние транса. Время рассматривается как необходимость, поэтому его можно замедлять или ускорять, разделять или искажать.
- Темы одиночества, неприкаянности и переосмысления существующей реальности. Несмотря на обилие событий, герои магических реалистов обычно очень одиноки. Они пытаются понять, зачем живут, и бесконечно ищут своё место в этом многогранном мире.
Что почитать : произведения в духе магического реализма
Магический реализм является основополагающим методом для латиноамериканского романа. Однако существует множество отечественных и зарубежных авторов, чьи произведения также написаны в духе магического реализма.
Латиноамериканские авторы
G. Г. Маркес. «Сто лет одиночества», «Осень патриарха».
Х. Кортасар. «62. Моделирование», «Счастливчики».
Х. Борхес. «Книга фантастических существ», «Юг», «Книга песка», «Сон Кольриджа».
M. А. Астуриас, «Люди кукурузы».
А. Карпентьер. «Царство Земли».
Другие иностранные авторы
D. Диас. «Короткая вымышленная жизнь Оскара Во».
Г. Гессен. «Степной волк».
Т. Моррисон. «Самые голубые глаза», «Сула», «Песнь Соломона».
А. С. Рушди. «Дети полуночи», «Стыд».
Дж. Апдайк. «Бразилия».
Отечественные авторы
A. Платонов. «Чевенгур», «Котлован».
Н. Гоголь. «Портрет», «Невский проспект», «Нос».
М. Булгаков. «Жизнь месье де Мольера», «Театральный роман», «Месье и Маргарита».
М. Петросян. «Дом, где…»
Е. Некрасова. «Калечина-Малечина».
Y. Буйда. «Голубая кровь», «Синдбад-мореход».
Автор текста: Алина Сурнина
Расширение в Латинской Америке
Позже другие латиноамериканские писатели, такие как Хорхе Луис Борхес, Карлос Фуэнтес и Хулио Кортасар, также использовали элементы магии и фантазии в своих произведениях.
Затем, в 1970 году, английское издание «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса, если мы будем располагать информацией. Таким образом, движение стало международным явлением.
Более поздние писатели, такие как Исабель Альенде (Чили) и Лаура Эскивель (Мексика), стали частью дальнейшего развития этого стиля повествования. Своим вкладом они способствовали новому подходу к проблемам женщин и новому восприятию их реальности.
Магический реализм в остальном мире
Хотя латиноамериканские писатели оказали и продолжают оказывать значительное влияние на современную реалистическую магическую литературу, их стиль не ограничивается определенным временем или местом.
На самом деле, писатели всего мира приняли и адаптировали магический реализм, приспособив его к своей культуре и перспективам.
В американской и британской литературе, например, магический реализм является популярным жанром с 1960-х годов.
Он также стал важным направлением постмодернизма; Франц Кафка (автор «Метаморфоз») считается предшественником жанра, хотя термин «магический реализм» в то время не использовался.
Включение мифа
Авторы магического реализма часто вдохновлялись и заимствовали из всевозможных мифов. Это могут быть древние, современные, религиозные или другие мифы.
Магический реализм в основном используется в романах и рассказах. Причина этого в том, что данный тип прозаического повествования характеризуется гибкостью.
Таким образом, эссе можно обогатить хорошей долей волшебства, не теряя при этом чувства реальности.