Что такое ювелирная эмаль. Эмаль это в древней руси.

Содержание

Первое упоминание о русской эмали относится к 1175 году в Ипатьевской летописи. Изначально эмаль использовалась для украшения церковных предметов и икон, но с развитием русского ювелирного искусства эта техника приобрела непередаваемый колорит.

Что такое ювелирная эмаль

Что такое ювелирная эмаль

С древних времен эмали использовались ювелирами в декоративных целях и для защиты металлов от внешних воздействий.

Первые записи об использовании эмали в России относятся к X. века, когда он еще носил интересное название «Финифт». Эмаль использовалась для внутренней отделки церквей, для украшения чаш и бокалов и была не менее ценной, чем драгоценные камни.

Ростовская финифть

Ростовские нефтеперерабатывающие заводы

Современные мастера не теряют интереса к этому искусству. Эмаль можно использовать для создания оригинальных украшений и других изделий различных цветов. Со временем он не теряет яркости цвета и своих защитных свойств.

Разнообразие ювелирных изделий с эмалью

Украшения с эмалью особенно изысканны и красивы. Сегодня серебряные и золотые кольца и серьги с эмалью, будь то классические, инновационные или современные, находятся на пике своей популярности. С помощью этой оригинальной техники ремесленники могут создавать прекрасные произведения искусства на браслетах и подвесках.

Ювелиры воплощают в жизнь творческие идеи и опыт, сочетая новые техники обработки металла для создания красочных украшений. Цвет этих изделий может варьироваться. Эмаль не только дополняет ювелирные изделия, но и защищает их от коррозии и механических повреждений. Со временем эти украшения не теряют своего блеска и яркости, они не боятся влаги, перепадов температур и света.

Самое главное преимущество украшений с эмалью — это их оригинальность и подчеркивание индивидуальности владельца.

Что такое эмалирование

Производство ювелирных изделий с этим видом эмали широко распространено. Однако ювелирные изделия полностью изготавливаются вручную. В оригинальном дизайне каждая деталь отличается друг от друга, поэтому они никогда не выглядят одинаково.

Нанесение на металлическую поверхность слоя стекла, которое легко плавится, специалисты называют эмалированием. Состав и нанесение глазури могут быть различными. Существуют различные методы определения вещества.

Состав эмали

Основой любой эмали является стеклообразный, легкоплавкий порошок кремнезема и глинозема. Разнообразие цветов и свойств покрытий обусловлено присутствием оксидов других металлов, называемых плавлеными. Оксиды калия, натрия и свинца делают эмаль легковоспламеняемой, но снижают ее устойчивость к агрессивным средам. Алюминий и магний, напротив, повышают температуру плавления эмали и делают ее более прочной.

Цвет покрытия определяется оксидами металлов, таких как кобальт (синий и черный), кадмий (красный), медь (зеленый), олово (белый) и железо (коричневый).

Техника эмалирования в древней Руси

Русские мастера делали все «на ощупь», и только несколько составов эмали были широко известны в нашей стране. Кухни и камины отапливались дровами или углем. Добиться равномерно высокого нагрева было непросто. Результатом был перегрев и горение легкоплавких композиций, а недогрев требовал повторного замораживания.

Слово «эмаль» стало использоваться в России только с конца 19 века. Он пришел из Франции и заменил греческий термин эмаль (яркий или блестящий камень), использовавшийся в X-XII вв. Иностранные эмали стали дешевле в XVII в. и успешно конкурировали с местными эмалями ручной работы. Лиможский промысел стал образцом для растущего производства эмалей в Вологде, а затем в Ростове Великом (под Ярославлем). Цены на зарубежные эмали упали, поскольку материалы стали дешевле, а с другой стороны, производство эмалей было передано крупным компаниям, работающим на научно-технической основе.

Традиционные эмалевые техники

Серьги в технике русской финифти

Финифть (роспись металлическими красками по грунтованным медным пластинам, изобретенная французским ювелиром Ж. Тутеном в XVII веке) наконец-то стала живым и успешным русским искусством. Миниатюрные портреты и предметы, ювелирные украшения и предметы религиозного культа — настоящие шедевры нашего времени. Немногие помнят, что вначале основным мотивом были трава и цветы.

Браслет в технике минакари - фото с сайта jevel.ru

Перегородчатая эмаль с использованием техники минакари очень популярна на Востоке. Но эмаль в минакари — не единственный участник. Помимо эмали, украшения обычно украшались камнями и жемчугом — настоящая роскошь Востока! Качество украшений зависело от «химии» граверов, резчиков, эмальеров и шлифовщиков.

Горячая эмаль — это элегантное и стильное украшение. Если вы будете соблюдать простые правила ухода, то будете наслаждаться своими украшениями долгие годы.

Рязанский клад 12 века

Изображения на изделиях XII века из знаменитого Риазанского клада, найденного в 1822 году, были выполнены в этой технике. Фермер вспахивал свое поле и вдруг увидел на земле полуразвалившийся кожаный мешок. Когда он открыл его, то обнаружил огромную золотую драгоценность, украшенную драгоценными камнями. Они были погребены, когда к Рязани подошли страшные полчища Батыя. Но владельцы так и не собрали сокровища. Драгоценности пролежали в земле почти 600 лет.

Среди сокровищ — подвески — драгоценные камни, которые женщины в Древней Руси вставляли в прически. Они удивительно роскошно украшены и необычайно велики: каждый экземпляр имеет диаметр 12 см и весит 400 граммов. Колья были полыми внутри и наполнены ароматическими веществами.

В коллизиях Рязанского клада мы видим полурельефы молодых князей Бориса и Глеба, живших в IX веке и убитых своим старшим братом в результате измены княжескому престолу. Трагическая судьба молодых князей была высоко оценена населением.

Колт из Рязанского клада.12й векОжерелье из Рязанского клада.12й век

Техника перегородчатой эмали

Изображения выполнены в технике перегородчатой эмали, которая требует от ювелира большого мастерства. Сначала на металле гравировался узор, по контуру приваривались тонкие золотые пластины, а образовавшиеся ячейки заполнялись слегка увлажненным эмалевым порошком. Затем изделие несколько раз обжигалось и тщательно полировалось, пока пропитанная поверхность не становилась неотличимой от сухой.

Изображения на старинной эмали являются миниатюрами. При этом на них изображались даже такие детали, как зрачок глаза, мельчайший орнамент и складки халата. Фигуры принцев на жеребятах не очень большие, но их можно рассмотреть в деталях. Борис и Глеб одеты по-княжески: красные туники (длинные, связанные рубахи), поверх которых они носят темно-синие плащи, застегивающиеся пряжкой на правом плече. На голове у них были конические княжеские шапки с белым околышем.

Во время монголо-татарского ига секрет изготовления перегородчатых эмалей был забыт. Тем не менее, мастера-ювелиры продолжали использовать эмаль. В 14-15 веках его часто использовали в качестве фона для резных или литых изображений.

Райское Древо и птицы.Перегородчатая эмаль.

Искусство эмали в 16 веке

В XVI веке, при Иване IV Грозном и Борисе Годунове, искусные ювелиры из разных уголков России создавали в кремлевских мастерских предметы для украшения придворной жизни.

Евангелие Ивана Грозного 1571 г.

В 1571 году Иван Грозный готовился к свадьбе с Марфой Собакиной. Он приказал кремлевским ювелирам изготовить Евангелие и подарил его Благовещенскому собору. Обложка книги украшена рельефными медальонами и крупными драгоценными камнями, а изящный сетчатый узор из тонкой золотой проволоки отлит в эмали. Сложная цветовая палитра представляет собой сочетание мягких и ярких цветов: Белый, зеленый и чрезвычайно богатая палитра голубых оттенков василькового, бирюзового и сиреневого. Золотые капли зеленого цвета, вкрапленные в эмаль, застывают в декоре, словно мерцающие брызги воды.

Евангелие Ивана Грозного.1571 г

Искусство эмали в 17 веке

В 17 веке Россия заложила основы новой светской цивилизации. Источником вдохновения художника стал окружающий мир, природа.

Чаша 1653 г.

Шедевром мастеров этой эпохи является чаша из Золотого зала Московского Кремля 1653 года, напоминающая фантастический, полураскрытый цветок, лепестки которого несут букет трав, выполненный в технике эмали. Чаша несколько раз переходила из рук в руки. Надпись черной эмалью на верхнем ободке — короне — указывает на то, что она была сделана по просьбе патриарха Никона, главы Русской церкви. Он преподнес его в подарок царю Алексею Михайловичу. Позже князь Василий Васильевич Голицын был удостоен награды за важные дипломатические заслуги. Когда Голицын, сторонник царевны Софьи, сестры Петра Великого, пал духом, потир был возвращен в царскую казну.

При более внимательном рассмотрении этого изделия раскрываются некоторые секреты ремесла древнерусских мастеров. Золотой фон чаши находится под прозрачным тонким слоем эмали, которую ювелир покрыл насечками и мелкими точками. Это создает красивую игру света на поверхности. А непрозрачная, или, как ее еще называют, полая, эмаль ставится, вместо толстого слоя, и орнамент получается изогнутым, рельефным.

Чаша.1653 г

Роспись по финифти. Мастера Сольвычегодска

В 17 веке русские ювелиры научились рисовать по эмали. Они использовали горячие эмалевые краски, разбавленные эфирными маслами или скипидаром.

Особенно искусны в этой технике были мастера северного города Сольвычегодска, который тогда назывался Усольск. Они украшали миски, чашки, бокалы и сундуки яркими цветами на белоснежном фоне. Популярными украшениями были пышные гирлянды, сплетенные из тюльпанов, ирисов, маков, маргариток и нарциссов. Были также тематические картинки — обычно иллюстрации к библейским историям. В усольских чашах часто встречаются сказочные персонажи: русалки, птицы сирин. А иногда картины представляют собой наивные зарисовки окружающего мира. Здесь есть забавные изображения животных, которых не увидишь в обычном фильме, например, жирафов и страусов. Художник, очевидно, позаимствовал их из книжных иллюстраций и западноевропейских гравюр, сделанных в России XVII века.

Сольвычегодские эмали.Чаша1690 г

Техника изготовления предметов с перегородчатой эмалью

Последовательность этапов производства высококачественных перегородчатых эмалей подробно описана Теофилом. Он отметил, что начинать нужно с подготовки лучшей золотой пластины. Это искусство известно с древних времен, где мастера, известные как ювелиры или брадобреи, славились своим мастерством. Задача ювелира заключалась в выравнивании золота или серебра с помощью молотка. Полученный лист разрезается на несколько частей, которые кладутся на пергамент. По стопке листьев снова ударяли молотком, пока не образовалась тонкая золотая пластина. После этой операции размер пластины увеличился вдвое по сравнению с первоначальным размером.

Следующим шагом было придание формы пластине с помощью шаблона и штампа. Пластине можно было придать форму винта, например, подвески для женского головного убора. Теофилус описал свою работу с шаблоном и штампом следующим образом: Он помещал шаблон с очертаниями нужной формы на штамп и делал оттиск углубления на золотой пластине, которое служило оболочкой для эмали. Дальнейшие действия были следующими: «Вы вырезаете его по форме, которую хотите заполнить эмалью, аккуратно кладете на место и, закрепив мучным клеем, ставите на угли. Когда вы заполнили кусок, укрепите его с особой осторожностью, чтобы вся тонкая работа не расплавилась». Теофил посоветовал проверить, можно ли одновременно плавить эмали разных цветов, чтобы избежать смешивания цветов.

При раскопках памятников Древней Руси были найдены в Киеве в 1907 году (археолог В. В. Хвойка), тогда как штампы к пластине выпуклой формы были найдены во многих местах в разные годы (Г. Ф. Корзухина, Б. А. Рыбаков, Т. И. Макарова).

Особенность русского эмальерного дела: сочетание византийских и русских традиций

Древнерусские мастера успешно использовали традиции византийских ювелиров, где узоры для изображений совершенствовались веками. Совершенство было достигнуто, например, в передаче движений человека через ткани на одежду. В русских эмалевых украшениях византийское наследие прослеживается в использовании восьми техник нанесения перегородок на предметы. Преобладали перегородки в виде углов и клеток; также использовались овалы, арки, прямые и ломаные линии, спирали и различные декоративные элементы. Предполагается, что перегородкам придавали нужную форму по специальному эскизу, например, из игольчатого воска, перед тем как поместить их на поднос. Ограниченное количество способов крепления перегородок к изделиям доказывает, что российское производство было стандартизировано.

Важной частью работы полировщика было заполнение чаши готовой эмалью, проверенной на цвет и качество. Готовую эмаль можно было купить у других мастеров — именно этим занимались эмальеры в России с 11 века: Они покупали эмаль у греческих мастеров, которые делали красочные мозаики для украшения храмов.

Русские мастера-эмальеры, совершенствовавшие свое производство и искусство, создавали настоящие шедевры. К сожалению, их имена неизвестны, но археологи и эксперты по декоративно-прикладному искусству отмечают ярко выраженную индивидуальность каждого изделия. Определенный набор техник, приемов и цветовых сочетаний был секретом мастера, который передавался его детям или подмастерьям. Вероятно, существовали целые школы мастеров перегородчатой эмали, которые имели свою собственную технику, набор инструментов и узоры для украшения.

Интересно, что не было найдено ни одной работы, выполненной с использованием примитивных технологий и простых приемов — даже ранние произведения выделяются своим совершенством. Более того, судя по изображенным на них языческим мотивам, хорошо сохранившиеся столбы из Сирина, которые археологи считают самыми древними, являются самыми совершенными из всех. Однако в этот ранний период были и неудачные попытки мастеров. Один из таких примеров можно увидеть в Музее исторических сокровищ в Киеве: Это кольт, в котором мастер сделал очень плоский эмалевый поднос и не прикрепил перегородку, из-за чего эмаль начала отваливаться.

Киевская школа изготовления украшений с перегородчатой эмалью и формирование единой традиции

По данным Т.И. Макаровой, киевские мастера начали изготавливать украшения с перегородчатой эмалью в первой половине XI века. Они использовали технику византийских мастеров для изготовления рядов одинаковых орнаментов с изображениями шприцев и птиц и орнаментов в виде рядов. Есть также единичные примеры ювелирных изделий с византийскими мотивами павлинов — один из таких мотивов изображен на кольте, который отличается высоким качеством изготовления.

Ученые предполагают, что первые перегородчатые мастерские включали русских и греческих мастеров, подобно греко-русским стекольным или мозаичным мастерским. Первые мастерские производили высококачественные, но стилистически однообразные ожерелья и стразы: Дизайн предметов, детали и окраска эмали были повторены. Как правило, использовались четыре основных цвета: Белый, синий, красный, светло-зеленый — это еще раз подтверждает мнение о том, что эмаль была приобретена в определенном месте, возможно, в греческих стекольных мастерских в Киеве.

Семинары были очень разнородными. Некоторые из них производили ювелирные изделия стандартного качества и отдельные шедевры; другие специализировались на украшениях того же стиля, но более низкого качества; третьи работали с более дешевым материалом, а именно с медью. Последнее говорит о том, что эмальеры появились среди городских ремесленников.

Традиции первой школы эмальеров второй половины XI века получили развитие в последующие два столетия. Археологи обнаружили клады второй половины XII и XIII веков, но найденные предметы с перегородчатой эмалью повторяли традиции первых эмальеров. Тематика икон изменилась: Изображения святых заменили сирийцы и птицы на жеребятах. Б.А. Рыбаков объясняет смену тем борьбой с язычеством. Изменились и орнаменты — они стали более сложными, а их окраска — разнообразной. Эти изменения можно увидеть в цветочных украшениях диадемы второй половины XII века. Век с изображением Успения Александра Македонского. Дизайн ведьмы и ветвей гораздо сложнее; композиции расположены в зеркальном отображении, напоминая изображения на птицах.

В течение века менялся и ассортимент ювелирных изделий, он становился богаче и разнообразнее. К женским украшениям добавились украшения для различных церемоний — слитки, короны с диадемами. Украшение церквей стало более замысловатым; границы Евангелий с эмалированными перегородчатыми мечами стали более нарядными. Примером может служить Полоцкий литавренный крест, на котором изображение святых Стефана и Пантелеймона было искусно украшено перегородчатой эмалью. Этот крест знаменит тем, что сохранил надпись мастера — Лазарь Богша, имя заказчика — княгиня Евфросиния Полоцкая и дату изготовления — 1161 год.

Этот стиль Б.А. Рыбаков назвал «изысканностью» — это стиль с красочным декором, выраженным лаконично и безупречно. Стиль перегородчатой эмали воспроизводили художники, работавшие с мозаикой и миниатюрами, размещая на золотом фоне красочные орнаменты, платья и нежные лица.

Во второй половине XII и XIII веков узоры некоторых киевских групповых цирюльников, сохранивших традиции ранних эмалей, утратили сложность исполнения и красочную палитру.

Виды эмалей

Различные типы покрытий различают по различным характеристикам, одной из которых является цвет. Различают, какой пигмент и в какой концентрации добавляется в стеклянный порошок:

  • эмаль жёлтого оттенка;
  • красного;
  • коричневого;
  • синего;
  • зелёного;
  • чёрного.

img

Важно! Конечный цвет продукта в точности зависит от концентрации пигмента и его состава. С помощью современных пигментов можно добиться более яркой и насыщенной палитры.

Их различают по оптическим свойствам:

  • полупрозрачную;
  • прозрачную;
  • непрозрачную.

В зависимости от температуры обработки:

  1. Горячая перегородчатая эмаль, которая запекается в муфельной печи при температуре в 800 °С. Этот метод предпочитают профессиональные ювелиры – настоящие асы своего дела.
  2. Холодная эмаль, затвердевающая при более низких температурах. Это двухкомпонентный полимерный состав, которым, по сути, раскрашивают изделие. Для отвердения покрытия применяют не высокую температуру, а облучение ультрафиолетом.

Виды перегородчатых эмалей

Особенности состава эмалей

Используя данные спектрального анализа, исследователи обнаружили, что качественный состав, используемый при изготовлении эмалей в 16-19 веках, менялся.

В ходе этих исследований были обнаружены следы танина, ванадия, таллия, молибдена, молибдена, серебра, золота, сурьмы, марганца, циркония, магния, меди и др.

Весьма вероятно, что эти вещества попали в состав покрытия в результате загрязнения реагентов: Только небольшая часть этих компонентов была введена для достижения определенного эффекта.

Современные технологии позволяют более точно предсказать эффект от введения того или иного пигмента. Современный уровень техники позволяет работать с концентрацией в сотни миллилитров, что открывает невероятный диапазон оттенков.

Большинство эмалей до XIX века были результатом экспериментов. Сейчас ведутся экспериментальные работы по получению новых оттенков.

Например, 12 новых оттенков были разработаны и изготовлены сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института ювелирной промышленности.

Составы эмалей

Современные украшения из перегородчатой эмали

Перегородчатая эмаль — это всегда драгоценность. Вы не сможете купить действительно уникальное изделие ни в одном ювелирном магазине. Изделия, выпускаемые ювелирными фабриками, вероятно, являются имитацией перегородчатой эмали.

С экономической точки зрения это оправданный шаг, так как невозможно произвести два одинаковых изделия, используя эту уникальную технику. Производство оснований с литыми ячейками позволяет выпускать многочисленные серии ювелирных изделий.

Показаны наиболее важные характеристики подлинной перегородчатой эмали:

  1. Цена. Уникальные вещи никогда не были дешёвыми.
  2. Однозначно определяемая по всей длине проволока, образующая перегородку. Если она не видна невооружённым глазом, то при 10-кратном увеличении её точно можно рассмотреть.
  3. Тонкий рисунок, возможно с небольшими огрехами, связанными с ручной техникой выполнения.

Тенденция к возрождению такого удивительного вида прикладного искусства обнадеживает. Синтез современных технологий и древнего мастерства позволяет создавать изделия невероятной красоты.

Не каждый может позволить себе купить перегородчатые украшения, но просто любоваться такими уникальными изделиями — настоящее удовольствие.

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег участвовали в курсах «Инфорурок»).

В настоящее время 54 334 учебных заведения имеют право на накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.

Курсы повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания МХК в условиях реализации ФГОС

К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег участвовали в курсах «Инфорурок»).

В настоящее время 54 334 учебных заведения имеют право на накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.

«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Ежик в тумане»

Искусство русской эмали

Эмаль — это особый сплав стекла, обычно в виде порошка, в который затем добав.

2 Прозрачность Эмаль — это специальный стеклянный сплав, обычно в виде порошка, в который добавляются различные оксиды металлов для придания изделию определенного цвета. После обжига этот сплав превращается в твердую, блестящую массу с прочными, яркими цветами. Чтобы избежать деформации плиты и ее эмали в процессе обжига и обеспечить равномерный нагрев, вся поверхность плиты покрывается «антиэмалью», если плита подлежит окраске.

Искусство художественного эмалирования имеет более чем двухтысячлетню историю.

3 Прозрачность Искусство художественного эмалирования насчитывает более двух тысяч лет. В Древней Руси художественная эмаль называлась смальтой, происходящей от греческого слова фингит, означающего яркий, блестящий камень. Эта традиция была перенята Россией у Византии. («Иисус Христос», эмалевая миниатюра).

Изготовление произведений, украшенных эмалью, было сосредоточено в крупных го.

4 слайд Производство эмалей было сосредоточено в крупных городах, таких как: Киев, Чернигов, Чернигов, Галич, Владимир, Рязань и Новгород. («Распятие» Россия, 18 век).

Политические и экономические реформы Петра I привели к переориентации во всех.

5 слайд Политические и экономические реформы Петра I привели к переориентации во всех областях науки и искусства, в результате чего эмалевая живопись стала популярной в начале XVIII в. (изображение Спаса на троне).

Финифтяная миниатюра становится самостоятельным видом искусства, развивая и с.

6 слайд Эмалевая живопись в миниатюре стала самостоятельным видом искусства, развивая и совершенствуя художественные средства выражения мастеров миниатюры.

Разновидности эмалейМиниатюра на эмали (финифть) — техника художественного эм.

7 слайдов Виды эмали Эмалевая миниатюра — это художественная техника эмалирования, в которой используется техника кистевой росписи. Сначала изображение наносится на белый эмалевый фон медной пластины. После грунтовки пластина высушивается, обжигается в муфельной печи при температуре 800 градусов и расписывается заново. Эмальер повторяет этот процесс несколько раз, чтобы добиться максимальной яркости цвета и детализации картины.

Финифть, «Букет цветов»

Историография вопроса

Говоря об истории изучения художественной эмали, нельзя обойти вниманием изучение декоративного искусства в целом. Памятники прикладного искусства, являющиеся источником для изучения художественных образов средневековой цивилизации, привлекают внимание исследователей с конца XIX века. В то время уже существовали коллекции металлического искусства в Эрмитаже, в Московском государственном историческом музее, в частных коллекциях в Киеве, собранных Б.И. Чаненко, в Церковно-археологическом музее и в Киевском художественно-промышленном музее. Большое значение для изучения памятников христианского искусства имели коллекции В. Тарновского, К. Болсуновского, Б. Жука и других, музейные собрания Киевского университета, Киевского высшего женского училища и тому подобное.

Одна из первых работ, посвященных прикладному искусству России, принадлежит И. Забелину, который представляет анализ украшений из оружейной палаты. На высоком уровне исследований следует выделить работы Н.П. Кондакова, который предлагает атрибуцию и датировку памятников и пытается объяснить некоторые особенности развития искусства. Заслугой исследователя является комплексный метод подхода к материалу, анализ различных категорий товаров по типам, а также более глубокая близость — стиль. Большое образование Н.П. Кондакова позволило ему сделать выводы, опередившие свое время. Например, он приписал местным изделиям развеску речушек Черной Могилы и доказал древнерусское происхождение «изысканных изделий» — перегородчатой эмали по золоту.

Фундаментальный труд Б.А. Рыбакова «Ремесла Древней Руси», а также работы по прикладному искусству славян и Руси с IX по XIII века показывают весь спектр изучения городских и сельских ремесел, технологии изготовления украшений из металла, стекла, кости, керамики, каменных форм и т.д. Б.А. Рыбаков выявил центры производства некоторых категорий ювелирных изделий, например, браслетов с пластинами.

В своих работах с 1960-х по 1980-е годы Б.А. Рыбаков уделял большое внимание семиотике образов, включая темы и мотивы на браслетах, воротниках, костяных предметах, диадемах, серпантинах и других объектах. Согласно его выводам, расцвет искусства пришелся на середину XIX века и продолжался до монголо-татарского нашествия. В своих работах 1940-х и 1950-х годов Б.А. Рыбаков больше внимания уделял приемам художественной обработки вещей курганных комплексов, кладам, количественному и качественному составу промыслов в городах России. Особое внимание уделяется ювелирным техникам, таким как литье в глиняные и каменные формы.

С конца 1960-х и начала 1970-х годов фактологическая база для изучения ремесел значительно расширилась. Новые свидетельства развития ювелирного дела, стекла, резьбы по дереву и остеоскульптуры собраны воедино в работах о древнем Киеве. Находки форм для литья на Подоле занимают важное место в истории становления русского искусства. Они были изготовлены Пирофиллитом Овручем во второй половине X века. Это подтверждает арабская надпись на лицевой стороне одной из форм: «Благословение. «. Его использовали для изготовления мужских ремней и жгутов.

Работы южнорусских мастеров распространились на северо-западные и северо-восточные регионы России. Эти находки были изучены сотрудниками Московского государственного исторического музея, и значительная часть их работы посвящена отдельным категориям украшений: крестам с пластичной эмалью киевского производства, височным кольцам, крестовидным подвескам и типологической классификации украшений сельского населения.

Перегородчатая эмаль в европейском искусстве

Появление эмали и ее применение в ювелирном искусстве имеет свою историю, насчитывающую более трех тысяч лет. Технологически эмаль представляет собой стеклообразный смешанный кристалл кремнезема, глинозема и других оксидов. При эмалировке порошкообразная эмаль смачивается водой и наносится специальным шпателем или кистью на изделие, в углубления или карликовые шкурки, а затем медленно высушивается.

Обжиг происходит в печи или в специальной печи при температуре от 650°C до 820°C, в зависимости от состава и предназначения эмали.

Художественные эмали делятся на глухие или непрозрачные, опаловые и прозрачные.

Эта техника используется для различения ограненных эмалей, перегородчатых эмалей и цельных эмалей. Долгое время в качестве основы для эмалей использовались высококачественное золото, серебро, медь и их сплавы.

Золото как символ небесного мира и Божьего благословения стало культурным и мистическим кодом византийской эпохи. Византийская золотая техника перегородчатой эмали была разработана начиная с пятого века. Процесс заключается в нанесении контура изображения на металлическую пластину вручную или с помощью штампа размером до 1,5 мм. Из тонкого листа золота или серебра нарежьте узкие полоски, из которых согните и склейте декоративные перегородки. После нанесения и отжига эмали отшлифуйте всю поверхность и снова обожгите. Рисунок эмали становится гладким с четкими контурами перегородок.

Крест в технике эмали из Большого Константинопольского дворца (Стамбул, Стамбул). В центре изображена Дева Мария, по бокам бюсты Василия Великого и Григория Чудотворца. Византия в X. Век.

С принятием христианства искусство перегородчатой эмали стало популярным в Киван-Руж.

Особым вариантом перегородчатой эмали стала филигранная эмаль, в которой перегородки выполнены из витой (скрученной) золотой или серебряной проволоки. Эмали с фигурными перегородками после обжига слегка оседают и образуют полый мениск.

В Средние века города Лимож, Кельн и Маастрихт стали важными центрами художественной эмали в Европе, где изготавливались предметы для церковного обихода. Каждая эпоха, каждый стиль имели свои отличия, свои творческие достижения и свои новые изобретения. Техника нанесения эмали на основу и состав эмалевых сплавов, используемых при ее изготовлении, были секретом каждого мастера-ювелира. Рецепты состава цветных эмалей держались в строжайшем секрете. Если мастер не обучал своих учеников и не создавал круг последователей, это часто приводило к тому, что произведения художника, которым он посвятил свою жизнь, забывались вместе с душой их создателя.

Эмалевая бляшка от переносного алтаря. Сцены из жизни Христа. Германия. Приблизительно. 1160-1180.

На первый взгляд, процесс изготовления византийской перегородчатой эмали известен полностью, существует множество литературных источников и справочных материалов, но ни в одной литературе нет описания конкретного технологического момента, без которого невозможен конечный результат творчества.

Византийские ремесленники с высоким профессионализмом выполняли миниатюрные эмалевые работы — иконы, декоративные вазы, чаши и ювелирные изделия. Чтобы сделать икону высотой 2-3 см, например, требуется невероятное умение и мастерство. В таких миниатюрах детали проработаны очень тонко, некоторые из них имеют размер всего 1 мм или меньше. Они сделаны из чистого золота и очень мягкие, поэтому придать им определенную форму крайне сложно. Например, при изготовлении таких деталей, как человеческая голова, нам нужны мембраны толщиной 0,01 мм.

Перегородчатая эмаль в Древней Руси

Как уже упоминалось, перегородчатая техника впервые появилась в Византии в 6 веке. Одно из высших достижений ювелирного дела того времени, оно быстро распространилось по всей Древней Руси и завоевало небывалую популярность.

Древнерусские штампы очень редко встречаются в археологических раскопках и поэтому чрезвычайно важны для изучения ювелирного искусства России. Сегодня нам известны бронзовые матрицы из Галиции, а также матрицы из раскопок Викентия Хвойки у Десятой церкви в Киеве, с Райковецкой горы и из исследований древнего Изяславля.

Эмали, использовавшиеся в работах мастеров Киевской Руси, изготавливались из местных материалов. Во время раскопок в Киеве, возле Десятинной церкви, были найдены остатки трех ювелирных мастерских, в которых были обнаружены не только предметы из перегородчатой эмали, но и ее остатки в тиглях и емкостях, в которых она плавилась. Русская эмаль отличалась по составу от византийской: Она была менее прочной и более устойчивой к внешним воздействиям.

В своем монографическом исследовании палеорусских кладов Г.Ф. Корзухина утверждает, что в домонгольский период существовали две группы украшений княжеской и боярской верхушки. К первым относились гривы, браслеты, кольца для висков, сделанные из проволоки и из серебра или золота. Это были традиционные украшения, к которым в конце X — начале XI века добавились носки, манжеты, серьги и подушечки.

Во времена Ярослава Мудрого эти группы орнаментов существовали рядом, а во второй половине XI века сложилась стилистически устойчивая, однородная ювелирная работа, богато украшенная эмалевыми клиньями, драгоценными камнями, жемчугом и мечами, которая почти не изменилась ко времени татаро-монгольского нашествия. Появились и новые виды украшений: броши, подвески, цепочки из листового металла на петлях, подушечки и другие. Постепенно менялась и технология производства — от перегородчатой эмали на золоте мастера перешли к серебряным украшениям, украшавшим ожерелье.

Дальнейшие исследования эмали несколько изменили представление о развитии этого вида искусства: Эмальерное искусство вышло за пределы Киевской земли в XII веке. Отдельные школы возникли в Рязани, Владимире, Новгороде и, возможно, в Галиче.

Греко-русский состав первых киевских мозаичных мастерских подтверждается не только стилистическим анализом мозаик Киевской Софии, но и специфическим химическим составом стекла. Начало производства стекла связано с греческими мастерами. Вероятно, первая эмаль для киевских мозаик и эмалей была изготовлена теми же мастерами во времена Ярослава Мудрого. Условия для возникновения общей художественной школы эмали могли быть созданы только в княжеском доме. Поэтому справедливо будет упомянуть о родовом характере мастерских, их принадлежности к князьям или монастырям.

Всемогущий Спаситель. Фреска из Мудрости Киевской. 1037 — 1050.

Наиболее характерным изделием древнерусских эмалей является колты — типичная деталь на голове. Диски колтов имели диаметр 4-6 мм и были изготовлены из золота, серебра или позолоченной меди и украшены эмалью.

На кладах колуны встречаются парами, иногда с жемчужным декором, а на лицевой стороне встречаются изображения птиц, шприцов, грифонов, ростков, святых, а на обороте — треугольники, розетки, рога и другие цветочные и геометрические мотивы.

Древнерусский женский головной убор с халатами и рушниками

История

Вопреки распространенному мнению, истоки таких необычных и в то же время безумно красивых украшений находятся отнюдь не в Индии и Египте. Многочисленные исторические источники свидетельствуют о том, что уже в микенском царстве Кипра его активно использовали для украшения различных предметов быта и утвари.

Позже их опыт переняли ювелиры Древнего Египта и Древней Греции, Персии, Византии, Рима и Индии. Наши «соседи по региону» почти последними научились использовать эмаль в качестве украшений. Несмотря на такую странную задержку в освоении столь необычного способа изготовления украшений, «эмальеры» из Сербии, Киевской Руси, Грузии и Армении быстро догнали мастерство древних исследователей.

финить

В результате получилась довольно богатая и долгая история русского «деликатеса». Так раньше в России называли эмаль. Финифть используется и сегодня, но с довольно узкой специализацией — в технике лаковой эмали.

Первоначально эмаль использовалась для украшения церковной утвари и церковной одежды. Эмаль из Ростова Великого популярна и сегодня (женские украшения, предметы интерьера, расписная церковная утварь и иконы, эксклюзивные изделия), а город по праву считается родиной этого вида ювелирных изделий.

В древнерусском языке «финифть» означает «доделывать», в греческом — чумейтон, от чумеу, «мешать», «доделывать».

Это связано с особенностями цветовой палитры эмали — различные оттенки достигаются путем добавления в состав различных добавок.

Украшения с финитью

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий