Бытовая живопись. Бытовой жанр в изобразительном искусстве.

Жанр русского критического реализма характеризовался глубоким и точным проникновением в психологический мир героев, развернутым повествованием и подробным драматическим развитием сюжета.

Бытовой жанр

Жанр занимал важное место в искусстве. Благодаря этому жанру мы узнаем о жизни человечества в разные эпохи. Это описание нравов и обычаев современного художника, его частной и общественной жизни. Жанр повседневности — это часть искусства, особенно визуального, которая изображает события и действия обычной, повседневной жизни.

Изображение бытового жанра почти на 100% связано с живописью. Поэтому жанровая живопись и бытовая живопись — это равнозначные понятия. Однако жанровые сцены можно встретить и в других жанрах изобразительного искусства — как в графике, так и в скульптуре.

Истоки развития жанра

Бытовой жанр берет свое начало в глубокой древности. Когда люди поняли, что можно рисовать на других предметах, они сначала изображали то, что было вокруг них. Речь идет не столько о природе и животных, сколько о самих людях и их поступках. Изображения охоты, рыбалки, собирательства, разведения костров и племенных собраний были первыми, что изобразили пещерные люди.

Древние восточные, греческие и римские художники в основном изображали сцены из жизни богатых и знаменитых людей. И не только во фресках и настенных росписях. Посуда, вазы, скульптуры, мозаика — сцены жанра можно найти и в предметах быта. Но, изображая фараона, невозможно не изобразить рядом с ним его слуг. Эти картины еще не имели самостоятельной ценности, они не считались предметами искусства. Вместо этого они имели религиозную, мифологическую и бытовую направленность.

Классическими композициями бытового жанра этого периода являются рисунки на египетских гробницах, изображающие жизнь и погребение фараона, и древнегреческие вазы.

Жертвоприношение вином

Предлагается с вином. 480 V. ЦПЧ.

От эпохи Возрождения до эпохи расцвета

Постепенно рисунок становится частью истории, которую художники пытаются передать будущим поколениям. Они описывают реальные события из жизни обычных людей, а также знаменитостей, целых городов и стран.

Мастера эпохи Возрождения начали писать изображения бытового жанра. Жанровые сцены постепенно отделялись от религиозной живописи. В Италии Джотто, Лоренцетти, позднее Джорджоне и Бассано, в Нидерландах П. Брейгель и Ян ван Эйк. Все они часто объединяли повседневную жизнь с известными событиями своего времени в картинах, рассказывающих о мирной работе и жизни их современников.

Охотники на снегу

П. Брейгель Старший. Охотники на снегу.

Развитие жанра в XVI веке также можно увидеть во французских миниатюрах братьев Лимбургов и немецких гравюрах Шонгауэра.

Возникновение

Появление жанра приходится на современную эпоху, когда реалистическая живопись и демократический взгляд на общество стали очень популярны. В 17-19 веках художники начали делать жизнь простых людей центральной темой своих картин. В результате усиления социального противостояния в обществе и повышения интереса к повседневной жизни развивался жанр повседневности.

бытовая живопись

Бытовая живопись впервые упоминается в античности — в Древнем Египте, Риме, Греции и Месопотамии. В древности живопись в обычном понимании не была популярна. До наших дней сохранилось лишь несколько рисунков на стенах древних зданий. Репрезентативными примерами считаются рисунки на посуде.

Вазовая живопись — один из жанров древнегреческого искусства, предметом которого являются бытовые и религиозные сцены.

Направления на Востоке

Первые репрезентативные работы, найденные исследователями, датируются 4 веком нашей эры — это дидактические наброски, характерные для философии древнего Китая. Жанровая живопись была разработана в Китае во времена династии Тан. Жанр отражает особенности императорского двора и сцены из жизни простых людей. Китайское искусство оказало влияние на живопись в Корее и Японии.

бытовая живопись

Миниатюры с характерными сюжетами существуют в арабских странах, но мусульманский запрет на фигуративные изображения повлиял на развитие этого направления.

Культура индийской и персидской древности богата картинами с характерными сюжетами: «Акбар верхом на слоне», «Женщина с попугаем».

Европейское Средневековье и эпоха Ренессанса

supper-pic20a

В европейских странах бытовой жанр был очень популярен и был представлен миниатюрами и картинами известных мастеров. Ренессанс был временем триумфа. Италия, где работал Джотто, лидировала в развитии изобразительного искусства. Художники из Северной Европы — Питер Брейгель Старший, Ян ван Эйк, Буттс — не отставали.

Во Франции и Италии тема национальной трудовой жизни распространилась в миниатюрах и фресках в 15 веке. В Италии жанр повседневности недолго отделялся от религиозного жанра — разграничение произошло в XVI в. Наиболее ярко это проявилось в работах Джорджоне и Карраччи.

Нидерланды сыграли особую роль в развитии этого жанра. Причины популярности направления:

  1. Распространение протестантизма, что повлекло отказ от картин на религиозную тематику;
  2. Слабые позиции католической церкви;
  3. Разрыв связи с Ватиканом;
  4. Падение популярности религиозной живописи, в результате отсутствия заказчиков, перемен в политическом и культурном развитии страны.

Хотя в Нидерландах не было грандиозной архитектуры или древних руин, как в Италии, Франции или Испании, художники находили себя в жанрах живописи. Художники, специализирующиеся на иллюстрациях:

бытовая живопись

  • Сцен в рыбацких деревушках, кабаках и ресторанах;
  • Сцен на фоне морского или зимнего пейзажа;
  • Аккуратных улочек и горожан.

Работы были созданы в различных стилях профессиональными и полупрофессиональными художниками. До наших дней сохранилось несколько картин признанных мастеров живописи: «Ферма животных зимой» Рубенса и «Старуха, готовящая яйца» Веласкеса. Даже работы Веласкеса и Рубенса не смогли изменить пренебрежительного отношения к тематическим сюжетам во многих странах Западной Европы. Постепенно внимание художников переключилось с сельских сцен на сюжеты аристократической жизни, и картины стали аристократическими.

Предыстория

Развитый быт, каким мы его знаем сегодня, появился только в XVII веке, но накопление бытовых мотивов и появление отдельных произведений с бытовой тематикой происходило давно, с древности.

Среди фресок Геркуланума и Помпеи есть картины, изображающие сцены в доме, в семье, на форуме, с уличными музыкантами или эпизоды театральных представлений. Плиний Старший упоминает подобные картины в своей «Естественной истории» и использует для них греческий термин parerga (parergon), который означает второстепенные работы, дополнения, украшения к основной панели. Главными картинами» в греко-римской античности были, конечно же, те, которые изображали мифологические действия о богах и героях, сцены из героических эпосов о Троянской войне, из «Одиссеи» или «Энеиды». С самого начала бытовым историям отводилась подчиненная роль в иерархии жанров.

Прохожий и гадалка. Дом Диоскуров. 50–79 гг. н.э. Помпеи

Прохожий и гадалка. Дом Диоскора. 50-79 гг. н.э. Помпеи

Сам Плиний упоминает целую школу «рупографов» (буквально: «художников по грязи»), которые изображали «мастерские сапожников и цирюльников». Даже это простое наблюдение позволяет предположить, что темы похожи на театральные — в комедиях или в интермедиях античной трагедии. В то же время сохранившиеся фрески и упоминания о художниках этого жанра, а также отдельные картины Плиния (например, «Огнедышащий мальчик» и «Женщина, прядущая шерсть» Антифила Александрийского), вазы и статуэтки Танагры указывают на довольно широкое использование бытовых мотивов в античном искусстве.

Итальянская живопись эпохи Возрождения, вдохновленная высокими героическими идеалами или поэзией, говорящей на языке мифологических образов, была чужда сценам приземленной природы. Отечественные картины назывались в Италии panni di Fiandra (фламандские полотна); теоретики искусства называли их «вульгарными, непристойными», поскольку они часто были полны эротических аллюзий. Джованни Паоло Ломаццо называл картины с бытовыми сценами «комическими (смешными) композициями» («composizioni ridicole»).

Некоторые примеры такого типа очарования можно найти в Северной Италии: работы венецианца Франческо Бассано и ломбардца Винченцо Кампи демонстрируют несомненное родство (и возможное влияние) с работами Арцена и Бейкелара. Однако вкладом Италии стало создание пасторального жанра в живописи. Такие заметные произведения, как «Крестьянский концерт» Джорджоне (1508-1509) или «Пастух и нимфа» Тициана (1575-1576), в которых тонко сочетаются реальные и мифологические фигуры, близки по своей живописной поэтической структуре к пасторальной поэзии — античной и ренессансной. Не случайно «Пасторальный концерт» должен был интерпретироваться через текст знаменитого пасторального романа Саннадзаро «Аркадия» (1504), который ввел моду на пастораль в Италии и других странах.

Тем не менее, итальянскому художнику предстояло сделать следующий — и решающий — шаг, который приблизил его к жанру повседневной жизни. Работы Караваджо 1590-х годов, изображающие молодых людей с музыкальными инструментами или фруктами (Мальчик с корзиной фруктов, Концерт, Лютня), демонстрируют интерес художника к изображению природы в манере натюрморта, что было обусловлено его обучением у мастеров Северной Италии. Есть также поэтическое настроение, которое приближает эти композиции к венецианской идиллии. Однако «Провидец и обманщик» отражает другую реальность, которая исходит из авантюрных богемных кварталов Рима, где Караваджо провел свои ранние римские годы.

Микеланджело Меризи да Караваджо. Самозванцы. Ок. 1596 г. Музей искусств Кимбел, Форт-Уэрт, Техас.

После этого художник больше не обращался к жанровым сюжетам, а работал над церковными заказами. Отказавшись от традиции идеализированного изображения религиозных фигур, он взял свои модели с улиц и написал их с честным натурализмом, подчеркивая грубую прозу повседневной жизни обычных людей, тем самым по-новому интерпретируя традиционную религиозную живопись. Таким образом, религиозные работы Караваджо также проложили путь к искусству новой реальности. В то же время художник предпочитал драматические, жестокие мотивы, которые соответствовали его революционному, взрывному темпераменту. Вместе с предпочитаемым Караваджо темным, «подземным» освещением, при котором одни фигуры погружены в глубокую тень, а другие ярко освещены, они создают атмосферу сильного эмоционального напряжения.

Хотя его произведения часто отвергались консервативными представителями церкви, каждая новая работа Караваджо становилась событием в художественной жизни Рима, а его влияние на развитие европейского искусства в XVII в. Следы этого влияния можно найти почти у всех великих мастеров (за возможным исключением Пуссена).

Француз Валантен де Булонь, самый верный последователь Караваджо, голландские художники из Утрехта Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и Дирк ван Бабурен возродили интерес к авантюрным действиям, таким как «гадалки», «плуты» и «концерты».

Тенденцию к созданию памятника повседневной жизни развил испанец Веласкес. Его ранние бодегоны отличаются присущим им достоинством. Bodegones — это испанское слово, означающее «натюрморт». Во времена Веласкеса оно использовалось для описания сцен в тавернах и кухнях, где крестьяне и мещане сидели за столом. Натюрморт играл очень важную роль в этих композициях. Глубокая серьезность в изображении предмета отличает картины Веласкеса от провокационного натурализма Караваджо. Веласкес явил своеобразную поэзию сцен из реальной жизни, показав здоровую, естественную красоту простых людей.

«Музыкальная деятельность и одаренность ребенка. Выявление уникальных способностей»

Бытовой жанр в искусстве 19 века. Урок ИЗО 7класс. Разработал педагог изобр.

1 Слайд Бытовой жанр в искусстве 19 века. Урок истории искусств 7 класс.

Разработан преподавателем рисования в бизнес-школе.

Бытовой жанр.Бытовой жанр в искусстве-изображение сцен и событий ,почерпнутых.

2 слайда Жанр. Повседневная жизнь в искусстве — изображение сцен и событий из повседневной жизни, отражающих этапы жизни человека от рождения до смерти, от работы до отдыха и развлечений.

О чём рассказывает бытовая картина?О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА? Если и.

3 Слайд О чем рассказывает картина из повседневной жизни? О ЧЕМ ГОВОРИТ НАМ ГРАФИК ИЗ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ? Если исторический жанр относится к прошлому, то жанр повседневности относится к настоящему, к повседневной жизни, современной для художника. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины — жанровыми картинами. Что может быть интересного в изображении обычной, ничем не примечательной жизни? Но то, что привычно для художника XVII века, может быть странным для зрителя XXI века — у нас есть возможность наблюдать жизнь другой эпохи. А во-вторых, конечно, вы давно знаете, что сюжет и история — не самые важные вещи в картине. Если только в жанровой живописи, то часто встречаются занимательные сюжеты. Жанр зародился в Нидерландах, где в XVII веке люди вели спокойную и вдумчивую жизнь и не стремились украшать свои скромные жилища портретами королей или мифологическими образами. Им было приятно видеть, как изображена их собственная жизнь, их комнаты, их занятия и удовольствия — они любовались собой и своей повседневной жизнью, точно так же, как мы сегодня, когда видим красиво оформленную фотографию нашей комнаты, например, или фотографию нашей любимой кошки в кресле, или друга, беседующего за чашкой чая.

передвижники. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тези.

Странникам были близки идеи революционных республиканцев, в позиции Чернышевского — «красота — это жизнь» — они рассматривали свое искусство как долг перед народом и отечеством. Поэтому основными жанрами были исторический, бытовой, портрет и пейзаж. Сцены национальной истории (иногда так напряженно читаемые в контексте политической и социальной жизни второй половины Российской империи 19 века), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого зритель видит сознание нации — интеллигенции и крестьянства, образы местной природы в глубине души — основные темы передового русского искусства. Странники получили идеологическую поддержку от теоретика и критика В.В.Стасова и значительную материальную поддержку от П.И.Третьякова. Каждое из этих движений живописи 19 века оказало значительное влияние на будущую европейскую культуру; некоторые из них были важны только для развития искусства, в то время как другие стали важнейшим социальным фактором в формировании общественного мнения и даже мировоззрения в конце 19 и начале 20 века.

В Голландии 17 в

Голландское искусство 17 века было особенно благоприятным для развития жанрового искусства.

  • распространение в стране протестантизма различных направлений с отказом от религиозных картин
  • слабые позиции католицизма в стране, главного заказчика религиозной живописи
  • сокращение заказов на религиозную живопись католического образца способствовало развитию других жанров — (портрет, пейзаж и бытовая картина).

Художников Нидерландов не отпугивали ни скромные, унылые пейзажи и отсутствие остатков старых зданий, ни престижные образы моряков и рыбацких лодок, крестьян и животных, ни изображения сонной жизни в маленьких городках и кварталах без линий, тихих улочек и переулков и оживленных дворов. К бытовому жанру обратились несколько голландских художников — от высокоталантливых (Франс Халс, Ян Вермеер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных художников, которым не разрешалось вступать в гильдии и продавать картины собственного производства.

Большое количество художников в этот период быстро привело к специализации, даже в рамках жанров пейзажа и дома. Некоторые специализировались на гаванях или зимних пейзажах, другие — на тавернах, сценах из повседневной жизни воинов в сельской местности и бедных домах горожан и крестьян (Ян Стен, Филипп Вауэрманн, Адриан ван де Венне, Корнелис Бега, Адриан ван Остаде, Питер де Блот, Квирин Герритс ван Брекеленкам, Готфрид Шалькен, Ян Виктор, Карел Фабрициус, Герард Дау, Говерт Кампхуизен, Питер де Хох, Якоб Герритс Кеуип, Ян Моленар, Филипс Конинкк, Питер ван Лар, Ян Арцен Мариенхоф, Терборх Герард, Корнелис Трост, Гербрандт Янс ван ден Экхаут, Юдит Лейстер и другие).

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий