В 1880 году музыкант сочинил два струнных квартета и симфонический этюд «В Средней Азии». Он начал работу над другой симфонией, но коллеги настоятельно рекомендовали ему завершить «Князя Игоря».
Бородин А.П.
Александр Порфирьевич Бородин (31 октября (12 ноября) 1833 — 15 (27) февраля 1887) — русский композитор и химик.
Юность
Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге, сын 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Геджановили (Гедеванишвили) (1772; 1840) из рода Имеретинских и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой, и был сыном крепостного князя Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.
До 7 лет мальчик был крепостным своего отца. Перед смертью в 1840 году последний дал ему вольную и купил четырехэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, которая была замужем за военным врачом Клейнеке. Нравы первой половины XIX века не допускали внебрачных связей. Имена его родителей не были названы, и мальчик был публично представлен как племянник Евдокии Константиновны.
Из-за своего происхождения, которое не позволило ему посещать высшую школу, Бородин получал образование дома, где он выучил немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.
Он открыл в себе музыкальный талант еще в детстве и сочинил свое первое произведение в возрасте 9 лет — польку под названием «Елена». Он изучал музыку, сначала флейту и фортепиано, а с 13 лет — виолончель. В это же время он написал свое первое серьезное произведение — концерт для флейты и фортепиано.
В возрасте 10 лет он заинтересовался химией, которая с годами превратилась из хобби в дело всей его жизни.
Однако его занятия наукой и высшим образованием тормозило собственное «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии законного способа изменить свой социальный статус, заставило мать Бородина и ее мужа подкупить чиновников Тверского министерства финансов, чтобы записать сына в купцы третьей гильдии Новоторского.
В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил волонтером в Медико-хирургическую академию и окончил ее в декабре 1856 года. Во время учебы в медицинском институте Бородин прошел курс химии у Н.Н. Зинин.
Медицина и химия
В марте 1857 года молодой врач был назначен главным врачом Второго военно-морского сухого госпиталя, где он познакомился с офицером Модестом Мусоргским, проходившим курс лечения.
В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины после проведения химических исследований и защиты диссертации «О соотношении фосфорной и мышьяковой кислот в химическом и токсикологическом отношениях».
В 1858 году Военно-медицинский ученый совет направил Бородина в Солигалич для исследования состава минеральной воды курорта, основанного в 1841 году купцом В.А. Кокоревым. Отчет об этой работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал научным трудом по оптимизации, принесшим автору большую популярность.
В 1859-1862 годах Бородин углублял свои знания в области медицины и химии за границей — в Германии (Гейдельбергский университет), Италии и Франции — и по возвращении получил должность доцента в Медико-хирургической академии.
С 1863 года он был профессором химии в Вальдакадемии.
С 1864 года он был полным профессором, с 1864 года заведующим химической лабораторией, а с 1874 года академиком Академии медицинской хирургии.
А. Бородин был учеником и близким сотрудником выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым он стал одним из основателей Русского химического общества в 1868 году.
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1850–1856 — доходный дом, Бочарная улица, 49;
- 1863 — 15.02.1887 года — здание Естественно-исторического института медико-хирургической академии, Арсенальная набережная, 1.
Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая приехала на лечение и впервые исполнила произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин последовал за ней в Пизу, не прерывая своих занятий химией. Там он разработал первые фторорганические соединения и провел дальнейшую работу, которая принесла ему мировую известность. В это же время Бородин и Протопопова решили пожениться, но после их возвращения в Россию свадьбу пришлось отложить из-за отсутствия денег, и она состоялась только в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью до конца жизни и заставляли Бородина много работать — он преподавал в Лесной академии и переводил иностранную литературу.
Из-за тяжелой хронической болезни (астмы) его жена не могла переносить петербургский климат и долгое время жила у родственников в Москве. В семье не было детей.
А. П. П. Бородин, живший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от сердечного приступа 15 (27) февраля 1887 года в возрасте 54 лет.
Память
В память о выдающемся ученом и композиторе были названы:
- Государственный квартет имени А. П. Бородина
- Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
- Санаторий имени А. П. Бородина в СолигаличеКостромской области
- Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
- Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
- Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
- Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
Юность композитора
У Александра Бородина необычная родословная. Он был незаконнорожденным сыном грузинского князя и буржуазной женщины, причем разница в возрасте и классе была очевидна. По его документам он родился в семье крепостного, но вскоре получил возможность стать свободным. Его мать была замужем за врачом. Возможно, это повлияло на то, что Александр Порфирьевич впоследствии заинтересовался медициной и стал врачом, как его отчим. У него было два брата, с которыми Александр поддерживал хорошие, дружеские отношения.
Александр Бородин получил домашнее образование, так как посещение гимназии было невозможно из-за его происхождения. Он был особенно хорош в языках и музыке. С детства Александр Бородин учился играть на фортепиано, виолончели и флейте, а с восьми лет сочинял собственные мелодии. Мать пригласила его преподавать на дому, а позже, с помощью взятки, он был принят в Академию медицинской хирургии. Этюды Бородина были превосходны. Однако был один предмет, который вызывал у него затруднения — Закон Божий. Александр Порфирьевич был мужественным и готовым к работе с текстами святых писаний. Только по этой причине при окончании академии он получил похвальную грамоту вместо диплома.
Но это недолго беспокоило его и не мешало учиться. В 1858 году Бородин стал доктором медицины. Свою профессию он совмещал с творчеством: писал романсы, ансамбли и пьесы.
Биография композитора Бородина удивительна. Он успел сделать так много!
В возрасте двадцати трех лет он стал помощником врача в Военно-морском сухопутном госпитале и занял должность ассистента в отделении общего лечения и патологии. Через два года Александр Порфирьевич получил звание доктора наук. Ранее для написания и защиты диссертаций использовался только латинский алфавит. Его собственная работа была первой в своем роде — он говорил на русском языке.
Как видите, у композитора Бородина интересная биография. Но самое интересное было еще впереди.
Путешествия и личная жизнь
В 1859 году Бородин был направлен в Гейдельберг для дальнейшего обучения. Там у него была возможность путешествовать, пробовать новое и развивать себя как в науке, так и в музыке. У него была возможность работать с такими известными учеными, как И. Сеченов и Д. Менделеева к совместной работе.
В Гейдельберге он познакомился с пианисткой Екатериной Протопоповой. Они разделяли одни и те же взгляды и музыкальные вкусы и проводили вместе столько времени, сколько позволяли их напряженные графики. В 1862 году они вернулись в Россию; Бородин начал преподавать химию и получил звание доцента. Однако климат Петербурга не лучшим образом сказывался на здоровье Екатерины, она часто болела и вынуждена была уезжать, поэтому влюбленные часто разлучались. Они поженились, но детей у них не было. Александр и Катерина взяли к себе четырех девочек и заботились о них, как о своих собственных.
Могучая кучка
На музыкальном вечере в доме С. Боткина Александр Порфирьевич знакомится с Балакиревым, известным деятелем культуры. Они обсуждали народное искусство и ремесленные традиции и быстро подружились. Они также интенсивно изучали Римского-Корсакова, Мусоргского и других, поскольку их интересы совпадали. Впоследствии они стали известны как «могучая кучка» — сотрудничество, вошедшее в историю классической музыки. Именно эта дружба помогла Александру Боткину поверить в свои силы и уделять больше времени творчеству. Если говорить коротко о биографии Бородина, то эти встречи были судьбоносными.
В 1867 году Бородин написал и закончил свое первое крупное произведение, которое впоследствии было исполнено в концерте и имело настоящий успех. Его первая симфония знаменует собой начало героико-эпической тенденции русского симфонизма. Она отражает особый стиль, оригинальность и широкий диапазон композитора.
Затем Бородин начал работать над романсами. Каждое произведение рассказывало свою собственную историю, а иногда композитор сам писал текст.
Позже Бородин начал работу над Второй симфонией и оперой «Князь Игорь». Александр Порфирьевич продолжил дело Глинки — он стал последователем русской национальной музыкальной школы.
Творчество Александра Порфирьевича Бородина
Опера „Князь Игорь”
Сюжет оперы основан на памятнике древнерусской литературы XII века «Сдвиг о полку Игореве». Эта тема была предложена композитору Владимиром Стасовым. Для работы над оперой Бородин изучал русские летописи, научные исследования о половцах, русские народные песни и сказания, а также музыку восточных народов.
Лирико-эпическая опера «Князь Игорь» во многом отличается от произведений других композиторов «Могучей кучки». Огромные хоровые сцены с участием людей впечатляют своими размерами и монументальностью. Образ народа представлен в более общем виде — сильный, спокойный и величественный. Героическая тема оперы дополняется лирическими образами, символизирующими духовную красоту русского народа. Каждый из главных героев характеризуется несколькими отдельными эпизодами.
Основная идея литературного источника — призыв к объединению русских князей — сохранена в опере. Через музыку высвечиваются два основных конфликта — между русским войском и половцами и между русскими князьями. Образы главных героев (князя Игоря, его жены Ярославны, половцев) запечатлены во вступлении. Оперу обрамляют большие хоровые сцены — Пролог и Эпилог. Содержание пролога — мы видим Игоря и его войско, отправляющееся на борьбу с поляками. Припев «Glory» полон решимости и силы. Бородин подчеркнул колорит античности с помощью пентатоники.
Сцена солнечного затмения, изображенная как вторжение злых сил в жизнь людей, представлена красочными музыкальными образами: Краски, замысловатые гармонические последовательности и аккорды в ступенях голосовой гаммы (подобно тому, как у Глинки в сцене похищения из оперы «Руслан и Людмила»). Пролог представляет собой первую музыкальную характеристику Игоря. Тона его роли смелые и спокойные.
Пролог и первый акт знакомят с русским лагерем и местом действия повествования. Первый акт сосредоточен на образе князя Владимира Галицкого, брата Ярославны. Его песня рисует портрет «князя-нищего» (по определению Стасова), мечтающего о пьянстве и разврате.
Бородин противопоставляет пьянство князя и музыкальную характеристику Ярославны в первой сцене II акта. Она изображена и как любящая жена, и как твердая, волевая правительница княжества.
Акты II и III оперы переносят зрителей в половецкий лагерь, где князь Игорь и его сын Владимир страдают в плену после неудачной битвы. Восточные сцены оперы характеризуются красочными гармониями и богатыми музыкальными возможностями. Один из самых известных отрывков из оперы — «Танец и пляска рабов».
В традициях Глинки Бородин не упрощает и не унижает оскорбления своих врагов. Хан Кончак в своей арии предстает не только как свирепый и жестокий завоеватель, но и как храбрый и сильный воин, умеющий уважать достойного противника.
Одной из центральных сцен всей оперы является ария Игоря во втором действии. Она описывает главного героя наиболее полно и многогранно. Ария состоит из трех частей: вступления, речитатива и заключения. Героическая главная тема арии — мужественная и волевая, отражающая стремление к борьбе и волю.
Светлый и лирический центр арии, обращенной к Ярославне, основан на мелодиях русских народных песен.
Четвертый акт оперы начинается с арии, «причитания» Ярославны. Образ княгини здесь становится символом страданий всей Руси, уничтоженной дикими ордами. Слова причитания взяты из эпизода в сказании о походе Игоря, что ближе к народной поэзии. В мелодии слышны акценты старинных народных причитаний и ламентаций.
Симфоническое творчество
В своих симфонических произведениях — трех симфониях и мюзикле «В Средней Азии» — композитор, как и в опере «Князь Игорь», воспевает патриотизм и силу родного народа, изображает сцены Востока и пейзажи. Темы его симфонических произведений основаны на народных песнях, а гармонии отличаются свежестью и красочностью.
Наиболее значительным симфоническим произведением Бородина является Вторая симфония «Богатырская», которая была написана одновременно с оперой «Князь Игорь» и близка ей как по характеру и образности, так и по музыкальному языку. Название симфонии было дано Стасовым. Композитор сказал, что хотел изобразить собрание русских богатырей в первой части, фигуру сказителя Бояна в медленной третьей части и сцену героического праздника «со звуками гуслей и радостью великой массы народа» в финале. Все эти образы связаны общей идеей любви к родине и прославлением силы и мощи народа.
Богатырские образы наиболее ярко выражены в первой части, которая написана в сонатной форме. Его музыка развивается из первоначальной темы.
Во второй части (скерцо), написанной в трех частях, богатырская гамма представлена в более светлых и радостных тонах. Музыка впечатляет своей стремительной энергией и мощью. В средней части Скерцо звучит лирическая тема, навевающая образы Востока.
Третья часть симфонии звучит как вольный пересказ «сказаний давно минувших дней», оживляя образы эпических героев. Музыка финала — это поток всеобщего веселья, в котором блистают танцевальные мелодии, а в оркестре мы слышим отголоски русских народных инструментов, таких как гусли, молоточки и дудки.
Бородин, один из основоположников классической русской симфонии, стал родоначальником нового типа русской симфонической музыки — эпического симфонизма.