Считается, что с конца 1480-х годов Сандро Боттичелли находился под сильным влиянием проповедей доминиканца Джироламо Савонаролы, который осуждал церковные чины своего времени и призывал к обращению к вере.
Биография Сандро Ботичелли
Сандро Боттичелли — итальянский живописец тосканской школы.
Представитель раннего Возрождения. Он был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Его работы на религиозные и мифологические темы («Весна», ок. 1477-1478; «Рождение Венеры», ок. 1483-1484) характеризуются духовной поэзией, игрой с линейными ритмами и тонким использованием цвета. Под влиянием социальных волнений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженным и драматичным («Диссертация», после 1495 года); рисунки к «Божественной комедии» Данте, резкие и элегантные портреты (Джулиано Медичи).
Алессандро ди Мариано Филиппи родился во Флоренции в 1445 году, сын кожевника Мариано ди Ванни Филиппи и его жены Смеральды. После смерти отца главой семьи стал его старший брат, богатый финансист по прозвищу Боттичелли («бочка»), то ли из-за своей тучной фигуры, то ли из-за недержания вина. Это прозвище распространилось и на других братьев и сестер. (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филиппи получили базовое образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, в котором позже работал Боттичелли. Первоначально будущего художника отправили учиться ювелирному делу вместе с его средним братом Антонио. Искусство золотых дел мастера, престижная профессия в середине XV века, многому его научила.
Чистота контуров и искусное использование золота, которые он приобрел как ювелир, навсегда останутся в работах художника.
Антонио стал мастером золотых дел, а Алессандро после учебы заинтересовался живописью и решил посвятить себя ей. Семья Филиппи пользовалась большим уважением в городе, что впоследствии обеспечило ему внушительные связи. По соседству жила семья Веспуччи, один из которых, Америго Веспуччи (1454-1512), был знаменитым торговцем и исследователем, в честь которого была названа Америка. В 1461-62 годах, по совету Джорджо Антонио Веспуччи, он был отправлен в мастерскую известного живописца Филиппо Липпи в Прато, город в 20 км от Флоренции.
После смерти Липпи Боттичелли вернулся во Флоренцию в 1467-68 годах, многому научившись у своего учителя. Во Флоренции молодой художник учился у Андро де Верроккьо, где в то же время учился Леонардо да Винчи, и стал знаменитым. Первые самостоятельные работы художника относятся к этому периоду, к 1469 году, когда он еще работал в доме своего отца.
В 1469 году Джорджо Антонио Веспуччи познакомил Сандро с влиятельным политиком и государственным деятелем Томмазо Содерини. Эта встреча привела к драматическому повороту в жизни художника.
В 1470 году при поддержке Содерини он получил свой первый официальный заказ; Содерини также свел Боттичелли со своими племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. С этого времени, а это время его расцвета, его работы ассоциируются с именем Медичи. В 1472-75 годах он написал две небольшие работы с изображением истории Юдифи, которые, очевидно, предназначались для дверей кабинета. Через три года после «Силы духа» Боттичелли написал картину «Святой Себастьян», торжественно установленную в церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции, и серию прекрасных мадонн. Однако наибольшей славы он достиг, когда около 1475 года написал для монастыря Санта Мария Новелла картину «Поклонение волхвов», на которой в окружении Девы Марии изображены члены семьи Медичи. Флоренция Медичи была городом турниров по поединкам, переодеваний и праздничных шествий. 28 января 1475 года в городе состоялся один из таких турниров. Она проходила на площади Санта-Корче, и главным исполнителем был младший брат Лоренцо Великолепного — Джулиано. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую Джулиано был безнадежно влюблен — и, видимо, не только он. Позже эта красавица была изображена Боттичелли как Афина Паллада по модели Джулиано. После этого турнира Боттичелли занял прочное место в ближайшем окружении Медичи и занял свое место в официальной жизни города.
Творчество итальянского живописца
Его искусство, рассчитанное на образованных ценителей и пронизанное мотивами неоплатонической философии, долгое время не ценилось.
В течение почти трех столетий Боттичелли был практически забыт до середины XIX века, когда интерес к его творчеству возродился и не ослабевает до сих пор.
Художники девятнадцатого века (Р. Сизеран и П. Муратов) создали романтический и трагический образ художника, который с тех пор запечатлелся в сознании людей. Однако документы конца пятнадцатого и начала шестнадцатого веков не поддерживают такую интерпретацию его личности и далеки от подтверждения биографии Сандро Боттичелли, написанной Вазари.
Первая работа Боттичелли, «Аллегория силы» (Флоренция, Уффици), датируется 1470 годом и была частью серии «Семь добродетелей» (остальные были написаны Пьеро Поллайоло) для Торговой палаты. Вскоре Боттичелли стал учеником Филиппино Липпи, сына Фра Филиппо, который умер в 1469 году. 20 января 1474 года по случаю праздника Святого Себастьяна в церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».
Аллегория о силе святого Себастьяна
В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. По неизвестным причинам он не завершил их, но написал фреску Успения Богородицы в Пизанском соборе, где и умер в 1583 году. В 1470-х годах Боттичелли был близок к семье Медичи и «кругу Медичи» — неоплатоническим поэтам и философам (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Анджело Полициано). 28 января 1475 года брат Лоренцо Магнифико Джулиано принял участие в турнире на одной из площадей Флоренции, неся знамя, расписанное Боттичелли (не сохранилось). После неудачной попытки Пацци свергнуть Медичи (26 апреля 1478 года) Боттичелли поручил Лоренцо Магнифико написать фреску над Доганскими воротами, ведущими в Палаццо Веккьо. На ней изображены повешенные заговорщики (эта картина была уничтожена 14 ноября 1494 года после того, как Пьеро Медичи бежал из Флоренции).
Одна из лучших работ Сандро Боттичелли 1470-х годов — «Поклонение волхвов», на которой изображены члены семьи Медичи и их окружение. Сам он также изображен в правой части картины.
Между 1475 и 1480 годами Сандро Боттичелли создал одну из своих самых красивых и загадочных работ — «Весну».
Она была предназначена для Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, с которым Боттичелли был в дружеских отношениях. Мотив этой картины, в которой сочетаются средневековые и ренессансные мотивы, до сих пор не до конца понятен и, похоже, был навеян как неоплатонической космогонией, так и событиями в семье Медичи.
Ранний творческий период Боттичелли завершается фреской «Святой Августин» (1480, Флоренция, церковь Онисанти), написанной по просьбе семьи Веспуччи. Она сочетается с композицией «Святой Иероним» Доменико Гирландайо в той же церкви. Одухотворенная страсть иконы Августина контрастирует с пессимизмом Иеронима, ясно показывая разницу между глубокими, эмоциональными работами Боттичелли и добродетельным искусством Гирландайо.
Интересные факты: происхождение прозвища «Ботичелли»
Настоящее имя художника было Алессандро Филиппи (для друзей Сандро).
Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филиппи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Мариано был кожевником по профессии и жил со своей семьей в районе Санта Мария Новелла на Виа Нуова, где он снимал квартиру в доме, принадлежавшем Ручеллаи. У него была своя мастерская возле моста Санта-Тринита в Ольтрарно, дело приносило весьма скромный доход, и старый Филиппи мечтал как можно скорее устроить своих сыновей и наконец-то иметь возможность оставить трудоемкое ремесло.
Первое упоминание об Алессандро и других флорентийских художниках содержится в так называемом «portate al Catasto», т.е. в земельном реестре, который ввел декларации о подоходном налоге, которые должен был составлять каждый глава флорентийской семьи в соответствии с указом Республики от 1427 года.
Так, в 1458 году Мариано Филиппи сообщил, что у него есть четыре сына, Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро, добавив, что Сандро только «учится читать, он больной мальчик». Четыре брата Филипепи обеспечивали семье значительный доход и высокое социальное положение. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и предприятиями.
Происхождение прозвища Сандро «Боттичелли» до сих пор вызывает споры.
Возможно, он унаследовал любопытное прозвище «Botticella», что означает «бочка», от тучного старшего брата своего отца, Джованни, который стал финансистом и финансовым агентом правительства.
Очевидно, что Джованни хотел помочь своему старшему отцу и принимал активное участие в воспитании младшего ребенка. Но, возможно, прозвище произошло от сходства с ювелирным бизнесом его второго брата Антонио. Независимо от того, как мы интерпретируем этот документ, ювелирное искусство сыграло важную роль в развитии молодого Боттичелли, поскольку его брат Антонио направлял его в этом направлении. Алессандро был отправлен отцом к ювелиру («некоему Боттичелло», как пишет Вазари, личность которого до сих пор неизвестна), которому надоел его «экстравагантный дух», талантливый и способный к обучению, возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, который был ювелиром по крайней мере с 1457 года, и основал семейное дело, не большое, но надежное.
По словам Вазари, отношения между ювелирами и художниками в то время были настолько тесными, что вход в мастерскую одного из них означал прямой доступ к искусству другого, и Сандро, который приобрел значительное мастерство в рисовании — искусстве, которое было необходимо для точного и уверенного «дубления», Вскоре Сандро заинтересовался живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценные уроки ювелирного искусства, особенно точность контуров и искусное использование золота, которое впоследствии он часто использовал в качестве дополнения к краскам или в чистом виде для фона.
Кратер на Меркурии носит имя Боттичелли.
Происхождение фамилии «Боттичелли»
Нет достоверных сведений о том, откуда взялось более позднее прозвище художника — Боттичелли. Существует всего несколько версий. Его старший брат Джованни был толстым и получил прозвище «Боттичелли», что означает «бочка». Будучи старшим, Джованни старался во всем помогать отцу, и в основном на его плечи легло воспитание младшего брата Сандро. Возможно, прозвище просто передавалось от старшего брата к младшему.
Вторая версия гласит, что у отца семейства был шурин, некий «Боттичелло», который был золотых дел мастером. К этому времени старшие сыновья хорошо устроились и помогали родителям (Джованни и Симоне занимались торговлей, Антонио был ювелиром). Глава семьи, Мариано Филиппи, хотел, чтобы младший Сандро пошел по стопам Антонио. Он мечтал, что два брата откроют (небольшой, но надежный) семейный ювелирный магазин. Поскольку младший сын, хотя и очень талантливый и способный, еще не нашел своего истинного призвания, отец решил направить его в сторону ювелирного дела, отправив на обучение к подмастерью Боттичелло.
Так, в возрасте двенадцати лет Сандро начал изучать ювелирное искусство, которое затем сыграло важную роль в его живописи.
Третья версия связана с его братом Антонио, который был ювелиром. Сандро помогал старшему брату в мастерской, благодаря чему получил прозвище Боттичелли, что на флорентийском языке означает «серебряных дел мастер» (хотя и в несколько искаженном варианте).
Обучение живописи
В то время отношения между ювелирами и художниками были настолько тесными, что мальчики, которые занимались рисованием, становились прекрасными ювелирами. И наоборот, ювелиры становились прекрасными художниками.
Так было и с Сандро. В 1462 году Боттичелли учился живописи у флорентийского художника Фра Филиппо Липпи, работы которого относятся к раннему Возрождению. Он был монахом-кармелитом из монастыря Кармине, и его работы отличаются естественностью и жизнерадостным настроением. Мастерская Липпи находилась в городе Прато, где он работал над фресками в соборе.
Боттичелли провел в мастерской Липпи пять лет, пока мастер не уехал в итальянскую провинцию Перуджа, в Сполето, где вскоре умер. В Прато у Филиппо Липпи были романтические отношения с монахиней монастыря. Эта женщина, Лукреция Бути, позже родила сына, Филиппино Липпи, который впоследствии стал учеником Боттичелли.
После смерти Липпи Сандро учился у другого известного итальянского скульптора и художника, Андреа дель Верроккьо, который был учителем Леонардо да Винчи. В то время у Верроккьо была самая эффективная мастерская во Флоренции. У него Сандро научился изображать человеческую фигуру в напряженном движении с анатомической точностью.
Сандро изучал живопись раннего Возрождения у обоих своих учителей. Ранние работы Боттичелли напоминают работы Липпи, с той же богатой детализацией и обилием портретов. Тем не менее, современники признавали Сандро как сильного учителя и ценили оригинальность его картин.
Боттичелли написал свои первые самостоятельные картины с изображением Девы Марии:
- «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем»;
- «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами»;
- «Мадонна в розовом саду»;
- «Мадонна Евхаристии».
Даже эти ранние работы художника характеризуются поэтически заряженными образами и тонкой атмосферой духовности.
Творчество
С 1469 года Боттичелли начал работать самостоятельно. Сначала он рисовал дома, позже снял студию рядом с церковью Всех Святых.
Уже в поздних картинах Сандро нет и тени подражания своим мастерам, везде он открыл свой собственный стиль:
- «Аллегория силы»;
- «Возвращение Юдифи»;
- «Нахождение тела Олоферна»;
- «Святой Себастьян».
В 1472 году Боттичелли стал членом гильдии Святого Луки. Здесь объединялись художники, членство в гильдии которых давало им право самостоятельно писать картины, открывать собственные мастерские и нанимать помощников.
В 1470-х годах Гаспарре дель Лама, богатый горожанин, придворный Медичи и член флорентийской гильдии искусств и ремесел, заказал Боттичелли картину «Поклонение волхвов». Художник завершил ее в 1475 году; на полотне изображена семья Медичи в образах восточных волхвов и их свиты, а в правом нижнем углу он написал себя.
В «Поклонении волхвов» Сандро довел замысел и сочетания композиции и цвета до такого совершенства, что это полотно называют великим чудом, поражающим любого художника.
Эта картина сделала Боттичелли знаменитым, и он получил множество заказов, особенно часто его просили написать портреты. Его портреты стали одними из самых популярных:
- «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»;
- «Портрет Джулиано Медичи»;
- «Портрет молодой женщины»;
- «Портрет Данте»;
- портреты флорентийских дам.
Слава художника вышла за пределы Флоренции, и в 1481 году Боттичелли был приглашен в Рим для росписи капеллы во дворце папы Сикста IV. Сандро работал в Ватикане, расписывая капеллу вместе с другими ведущими итальянскими художниками того времени — Росселли, Гирландайо, Перуджино. В результате появилась знаменитая Сикстинская капелла, роспись которой была завершена Микеланджело в начале XVI века (он расписал алтарную стену и потолок), после чего капелла стала известна во всем мире.
Боттичелли написал одиннадцать портретов Папы Римского и три фрески в Сикстинской капелле:
- «Искушение Христа»;
- «Наказание Корея, Дафна и Авирона»;
- «Призвание Моисея».
В 1482 году Сандро вернулся из Рима во Флоренцию, где продолжал писать картины для семьи Медичи и других флорентийских вельмож. В основном это картины на светские и религиозные темы:
- «Паллада и Кентавр»;
- «Венера и Марс»;
- «Мадонна делла Мелаграна»;
- «Благовещение»;
- «Оплакивание Христа».
Самой известной и загадочной картиной Сандро Боттичелли считается «Весна». По сей день искусствоведам не удалось определить тему художника. Его вдохновила поэма Лукреция «О природе вещей».
Круглые картины или рельефы, известные как тондо, появились в конце XV в. Самые известные работы Боттичелли в этом стиле:
- «Мадонна Магнификат»;
- «Мадонна с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем»;
- «Мадонна с книгой»;
- «Мадонна с Младенцем и пятью ангелами»;
- «Мадонна с гранатом».
Сандро Боттичелли
Эпоха итальянского Возрождения неразрывно связана с именем Сандро Боттичелли. Хотя этот талантливый художник считается одним из важнейших представителей флорентийской школы живописи, его работы были несправедливо обойдены вниманием на протяжении почти трех столетий.
В середине девятнадцатого века наблюдается возрождение интереса к творчеству Боттичелли. Его великолепные картины представлены в коллекциях многочисленных музеев мира и считаются настоящими шедеврами изобразительного искусства.
- Биография художника
- Юношеские годы и образование
- Творческий путь
- Период кризиса
- Любовь и муза живописца
- Старость и смерь
- Рождение Венеры
- Весна
- Поклонение волхвов
- Венера и Марс
- Мистическое рождество
Биография художника
Настоящее имя художника — Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Alessand ro di Mariano di Vanni Filipepi). Основным источником информации о биографии мастера и его творческом пути является историческая и искусствоведческая книга «Биографии» Джорджо Вазари.
Юношеские годы и образование
Будущий живописец родился во Флоренции в 1445 году в бедной семье ремесленников. Его отец, Мариано ди Джованни Филиппи, работал на кожевенном заводе и вел небольшое дело, но оно не приносило большого дохода. Из четырех детей Сандро (сокращенно Алессандро) был самым младшим. Один из его старших братьев, Антонио, стал ювелиром, а двое других, Джованни и Симоне, посвятили себя торговле.
Начальное образование Сандро было вполне традиционным для того времени; как и все дети семьи Филиппи, он посещал приходскую школу при доминиканской церкви Санта Мария Новелла (Basilica di Santa Maria Novella).
После смерти отца управление семьей было поручено его старшему сыну Джованни. В то время он был богатым торговцем и обладал прекрасным телосложением, за что получил прозвище «botticelle», что означает «бочонок», которое позже переняли и другие его братья.
С юных лет Сандро проявлял склонность к искусству. Будучи талантливым 12-летним мальчиком, он сначала был отправлен на обучение в ювелирную мастерскую своего старшего брата Антонио. Джорджио Антонио Веспуччи (1462-1464), сосед семьи Филиппи, посоветовал ему изучать изобразительное искусство в Прато, примерно в 20 км от Флоренции.
Там он в течение 5 лет учился в мастерской знаменитого художника Фра Филиппо Липпи. Вернувшись в родной город, Сандро продолжил свои тренировки. Он был учеником флорентийского скульптора и художника Андреа дель Верроккьо, среди учеников которого в то время был молодой Леонардо да Винчи.
Творческий путь
С конца 1460-х годов Сандро Боттичелли начал получать крупные индивидуальные заказы. Вскоре он открыл собственную мастерскую. Его первые самостоятельные работы во многом напоминали произведения мастеров Боттичелли, но со временем молодому художнику удалось найти свой собственный уникальный стиль. В начале своей карьеры он был успешен как художник-портретист, его клиентами была городская аристократия.
Успех Сандро Боттичелли неразрывно связан с Медичи, очень влиятельным кланом, который поощрял талант художника, постоянно предоставляя ему работу. Он часто посещал собрания Академии Платона в Кареджи, которая находилась под покровительством Лоренцо ди Пьеро де Медичи и Великого. Неоплатонические идеи, обсуждавшиеся на вилле Медичи, определяют идеалистическую направленность и гуманистические мотивы в работах художника. Репутация этого необычного художника быстро распространилась за пределы Флоренции.
В 1481 году он был приглашен в Рим, где папа Сикст IV поручил ему расписать стены капеллы Систина.
Период кризиса
События культурной, социальной и политической жизни Флоренции оставили глубокие следы в творчестве художника. В 1490-х годах Боттичелли, который, как и большинство гениев, был чувствительным и тонким человеком, попал под влияние Джироламо Савонаролы, фанатичного монаха и реформатора, ставшего фактически неофициальным правителем города. В своих проповедях моралист рьяно обличал тиранию Медичи и развратную жизнь приближенных к влиятельному клану.
Картины
Картины, созданные им в ранние и зрелые годы, являются несравненными образцами поэтической живописи. Он был очарован идеями древней цивилизации. Неповторимый стиль Боттичелли предполагает сложную, мифологическую композицию, полную аллегорических образов. В его работах присутствует тонкая атмосфера духовности.
В картинах позднего периода чувствуется глубокий психологический кризис. Изменившееся мировоззрение автора отражено в ряде его произведений, которые проникнуты драматизмом и даже некоторой нервозностью. Лиризм, линейный ритм и радужная палитра уступили место художественным приемам, характерным для готического искусства.
Рождение Венеры
«Рождение Венеры» — одна из самых известных работ художника. Его создание относится к 1482-1486 годам. По одной из версий, Боттичелли написал картину по заказу своего двоюродного брата Лоренцо Великолепного.
В центре сюжета — история появления из пены морской Афродиты, прекрасной богини плотской любви и красоты (в греческой мифологии ее имя — Афродита). Героиня изображена обнаженной и в застенчивой позе стоящей на раковине в волнах. Зефир и Аура дуют вместе с ветром и помогают ей достичь берега, где Ора, нимфа времен года, ждет богиню с мантией, украшенной цветами.
Работы Боттичелли пронизаны духовностью. Нежное лицо Афродиты напоминает Деву Марию, а контуры ее изящного тела — древнегреческие статуи. Эмоциональная атмосфера отчасти передается композиционным решением: Фигуры симметрично расположены на фоне спокойного неба и моря, усиливая впечатление гармоничного союза духовной и физической красоты. Нестареющий шедевр Боттичелли можно увидеть в Галерее Уффици во Флоренции.
Мы рекомендуем вам лично посетить Уффици, чтобы увидеть шедевры итальянских мастеров и узнать интересные факты.
Весна
Загадочная картина «Весна» была заказана Лоренцо Великолепным в 1482 году. Художник вдохновлялся трудами древнеримских авторов.
Боттичелли изобразил сцену из философской поэмы Лукреция «О природе вещей». Некоторые фигуры на картине являются прототипами постных сцен Овидия, которые рассказывают о праздниках и святых днях в Древнем Риме. Мифологические фигуры, собравшиеся на цветущей поляне апельсиновой рощи, являются аллегорией прихода весны. Композиция кажется танцевальной; в жестах и позах фигур ощущается невероятная легкость и ритм.
Искусствоведы уже много лет обсуждают идеи художника. Исследователи склонны видеть в картине глубокий философский, христианский и даже политический подтекст. До 1743 года картина принадлежала семье Медичи.
Почти 70 лет спустя работа Боттичелли попала в Уффици, но долгое время она не была открыта для публики, поскольку хранилась в запасниках музея. Известности и признания она достигла только в начале 20-го века. Сегодня эта картина является одним из главных экспонатов галереи.
Многие из его работ после 1490 года демонстрируют новый стиль живописи с несколькими маленькими фигурками на холсте
Некоторые из этих работ: «Возлюбленная Апеллеса» (ок. 1495), «Тайная вечеря святого Иеронима» (ок. 1495) и «Сошествие Святого Духа» (1495-1505).
Позже в своей жизни Боттичелли стал последователем Джироламо Савонаролы, доминиканского проповедника и монаха. Хотя степень влияния проповедника на Боттичелли неизвестна, его работы со временем эволюционировали от декоративных к более благочестивым, о чем свидетельствует картина «Тайное рождение» (ок. 1500-01).
Его более поздние работы включают серию картин, изображающих жизненный цикл святого Зенобия, для которых характерны искаженные фигуры с сильно уменьшенным масштабом и использование неестественных цветов. Две из этих картин — «Четыре сцены из ранней жизни святого Зенобия» (ок. 1500) и «Три чуда святого Зенобия» (1500-1505).
В 1504 году он был членом комитета, который решал, где должен храниться «Давид» Микеланджело.
На последнем этапе своей жизни он стал инвалидом, в результате чего он не заказывал больше много проектов. Хотя его работы высоко ценились, его стиль поблек в эпоху Высокого Возрождения, когда появились новые стили Микеланджело и Леонардо да Винчи.
Важные работы
Его слава и успех резко возросли после того, как могущественная семья Медичи поддержала его, а папство выбрало его, в числе других великих художников, для росписи фресок Сикстинской капеллы в Ватикане. В то время получить разрешение Папы Римского на такую работу считалось величайшей честью и признанием для художника.
Джорджо Вазари нашел два шедевра Сандро Боттичелли, «Примавера» (ок. 1482) и «Рождение Венеры» (ок. 1485), в вилле Кастелло Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи (двоюродного брата Лоренцо Великолепного). Обе темперные картины демонстрируют ранний стиль Боттичелли и отражают меланхолию и тоску фигур. Спорные, но увлекательные сюжеты картин привлекли внимание ученых всего мира.
Личная жизнь и наследие
Он не был женат и не поддерживал такой шаг, заявив, что сама мысль о браке приводит его в ужас.
Широко распространено мнение, что у него была безответная любовь с замужней аристократкой Симонеттой Веспуччи, которая, как говорят, послужила ему моделью для картины «Рождение Венеры». Она также нашла место во многих других его работах после ее смерти.
Во флорентийских архивах сохранилось краткое изложение обвинения в содомии, предъявленного ему 16 ноября 1502 года, в котором говорится, что «Боттичелли держит мальчика», которое позже было отозвано.
Он умер в своем родном городе 17 мая 1510 года. Его желание быть похороненным у ног Симонетты Веспуччи было удовлетворено, и он был похоронен в «Церкви Онисанти».
Живопись
Точные даты большинства работ художника неизвестны. Эксперты определили приблизительные даты на основе стилистического анализа. Работа, которая вошла в историю как первая, полностью написанная Боттичелли, — это «Аллегория власти». Она была написана в 1470 году и предназначалась для зала торгового суда во Флоренции. Сегодня она выставлена в галерее Уффици.
Ранние самостоятельные работы художника также включают многочисленные изображения Девы Марии. Самая известная из них — «Богородица Евхаристии», написанная около 1470 года. В этот период у Боттичелли также была своя мастерская. Сын его бывшего наставника, Филиппино Липпи, поступил к Сандро в качестве подмастерья.
После 1470 года отличительные черты стиля мастера становятся все более очевидными: яркая палитра, передача оттенков кожи с помощью насыщенных охристых теней. Достижение Боттичелли как живописца заключается в его способности ярко и лаконично изображать драматизм предмета, придавая образам экспрессию, эмоции и движение. Это видно уже в раннем (1470-1472) диптихе, изображающем ветхозаветный подвиг Юдифи, обезглавливающей ассирийского нападающего Олоферна.
Первое изображение обнаженного тела у Боттичелли — Святой Себастьян. Он был торжественно представлен горожанам 20 января 1474 года, в день святого мученика. Вертикальное полотно было повешено на колонну церкви Санта-Мария-Маджоре.
В середине 1470-х годов Сандро обратился к жанру портретной живописи. В этот период также был написан «Портрет незнакомца с медалью Козимо Медичи». Кто был изображенный на картине молодой человек в возрасте 1474-1475 годов, достоверно неизвестно. Считается, что это автопортрет. Одни считают, что моделью послужил брат Антонио, другие — что это был представитель семьи Мендичи или сам автор Мендичи.
Художник вступил в контакт с этой влиятельной флорентийской семьей и их окружением в 1970-х годах. 28 января 1475 года Джулиано Медичи, брат главы Флорентийской республики Лоренцо Великолепного, принял участие в турнире с флагом, нарисованным Боттичелли. Около 1478 года художник написал портрет самого Джулиано.
На знаменитой картине «Поклонение волхвов» изображена семья Медичи в почти полной композиции со своей свитой. Боттичелли, чья фигура видна в правом углу, также принимал участие в работе.
26 апреля 1478 года Джулиано был убит в ходе неудавшегося заговора против Медичи. Художник получил заказ от выжившего Лоренцо написать фреску над входными воротами в Палаццо Веккьо. Изображение повешенных заговорщиков, созданное Боттичелли, не пережило 20 лет. Он был разрушен после изгнания из Флоренции менее удачливого правителя Пьеро Медичи.
Личная жизнь
О личной жизни Боттичелли известно немного. У художника не было ни жены, ни детей. Некоторые исследователи считают, что Сандро был влюблен в Симонетту Веспуччи — первую красавицу Флоренции и даму сердца Джулиано Медичи.
Она послужила моделью для многих картин художника. Симонетта умерла в 1476 году в возрасте 23 лет.
Смерть
Последние 4,5 года своей жизни Боттичелли не писал картин и жил в бедности. Великий мастер Кватроченто был похоронен на кладбище флорентийской церкви Ониссанти 17 мая 1510 года.
- ок. 1470 — «Аллегория силы»
- ок. 1470 — «Поклонение волхвов»
- ок.1470 — «Мадонна Евхаристии»
- 1474 — «Святой Себастьян»
- 1474-1475 — «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»
- ок. 1475 — «Портрет Джулиано Медичи»
- 1481-1485 — «Мадонна Магнификат»
- ок. 1482 — «Весна»
- 1482-1483 — «Паллада и Кентавр»
- ок. 1485 — «Венера и Марс»
- ок. 1485 — «Рождение Венеры»
- ок. 1487 — «Мадонна с гранатом»
- ок. 1490 — «Оплакивание Христа»
- ок. 1495 — «Клевета»
- ок. 1495 — «Портрет Данте»
- 1495-1500 — «Юдифь, покидающая палатку Олоферна»
- 1500 — «Мистическое рождество»
Биография Боттичелли
Сандро Боттичелли родился во Флоренции 1 марта 1445 года. Он вырос в семье кожевника Мариано ди Джованни Филиппи и его жены Смеральды. Он был самым младшим из четырех сыновей своих родителей.
Биографы Сандро не пришли к единому мнению о происхождении его фамилии. По одной из версий, прозвище «Боттичелли» (бочонок) он получил от своего старшего брата Джованни, который был толстым. По другой версии, это связано с коммерческой деятельностью двух старших братьев.
Сандро не сразу стал художником. В юности он несколько лет учился ювелирному делу у мастера Антонио. Кстати, некоторые эксперты считают, что мальчик взял свою фамилию от него.
В начале 1460-х годов Боттичелли начал учиться живописи у Фра Филиппа Липпи. Он потратил 5 лет на обучение живописи, внимательно наблюдая за техникой своего учителя по трехмерному переносу объемов на поверхность.
Впоследствии наставником Сандро стал Андреа Верроккьо. Интересно, что учеником Верроккьо был до сих пор неизвестный Леонардо да Винчи. Через 2 года Боттичелли начал создавать свои собственные шедевры.
Живопись
Когда Сандро было около 25 лет, у него была своя мастерская. Его первой важной работой стала «Аллегория власти» (1470), которую он написал для зала местного торгового суда. К этому моменту в биографии Боттичелли появился ученик, Филиппино, сын его бывшего учителя.
Сандро написал множество картин с изображением Девы Марии, самой популярной из которых была «Богоматерь Евхаристия». К этому времени он уже выработал свой собственный стиль: светлая палитра и передача оттенков кожи с помощью насыщенных охристых теней.
Боттичелли умел ярко и лаконично передать на своих картинах драматизм сюжета, а также придать изображенным им людям чувство эмоций и движения. Все это можно найти в ранних картинах итальянца, таких как диптих «Возвращение Юдифи» и «Обретение тела Олоферна».
Впервые Сандро представил полуобнаженную фигуру Святого Себастьяна, которая была торжественно выставлена в церкви Санта Мария Маджоре в 1474 году. В следующем году он представил знаменитую работу «Поклонение волхвов», в которой изобразил себя.
В этот период своей биографии Боттичелли также прославился как талантливый портретист. Самыми известными его картинами в этом жанре стали «Портрет неизвестной с медалью Козимо Медичи» и несколько портретов Джулиано Медичи и местных девушек.
Репутация талантливого художника вышла далеко за пределы Флоренции. Он получал многочисленные заказы и впоследствии был признан Папой Сикстом IV. Глава католической церкви поручил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.
В 1481 году Сандро Боттичелли приехал в Рим. С ним работали и другие известные художники, в том числе Гирландайо, Росселли и Перуджино.
Сандро расписал часть стен Сикстинской капеллы. Он является автором трех фресок: Наказание Корреа, Дафана и Авирона, Искушение Христа и Призыв Моисея.
Он также написал 11 портретов римских пап. Любопытно, что Сикстинская капелла стала всемирно известной, когда в начале следующего века Микеланджело расписал потолок и стены Святого Престола.
Закончив работу в Ватикане, Боттичелли вернулся домой. В 1482 году он создал знаменитую и загадочную картину «Весна». Биографы художника утверждают, что на этот шедевр повлияли идеи неоплатонизма.
Для «Springtime» до сих пор нет однозначного толкования. Принято считать, что эта тема восходит к прочтению работы Лукреция «О природе вещей».
Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи владел этой работой, а также двумя другими шедеврами Сандро Боттичелли — «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры». Критики подчеркивали гармонию и пластичность линий в этих картинах, а также музыкальную экспрессию, выраженную в тонких нюансах.
Особого внимания заслуживает «Рождение Венеры», самая известная работа Боттичелли. Она была написана на холсте и имеет размеры 172,5 x 278,5 см. На картине изображен миф о рождении богини Афродиты.
Примерно в то же время Сандро написал свою не менее знаменитую картину на тему любви «Венера и Марс». Она написана на дереве (69 x 173 см) и сейчас хранится в Национальной галерее в Лондоне.
Смерть
В последние годы своей жизни художник забросил живопись и жил в крайней нищете. Если бы друзья не помогли ему, он, вероятно, умер бы от голода. Сандро Боттичелли умер 17 мая 1510 года в возрасте 65 лет.
Если вам понравилась эта биография Боттичелли, пожалуйста, поделитесь ею в своих социальных сетях. Если вам нравятся биографии известных людей или интересные истории жизни, зарегистрируйтесь на сайте InteresnyeFakty.org.