Биография Роберта Шумана. Роберт шуман краткая биография.

Большинство своих произведений Роберт написал для фортепиано. В основном это «портреты», лирико-драматические и визуальные циклы из множества коротких работ, связанных психологическим сюжетом:

Биография Роберта Шумана

Роберт Шуман

Роберт Шуман (1810-1856) — немецкий композитор, музыкальный критик и педагог. Он был одним из самых значительных музыкантов романтического движения. Он считался лучшим пианистом Европы, но когда Роберт потерял способность продолжать играть, он посвятил свою жизнь композиции.

Родители

Роберт родился 8 июня 1810 года в Цвиккау, немецком городе в живописной Саксонии.

Глава семьи, Фридрих Август Шуман, был сыном бедного священника из Роненбурга. У него был природный талант к поэзии. Однако бедность детства и юности заставила его оставить поэтические мечты и уйти в деловую жизнь. После окончания школы он поступил подмастерьем на службу к торговцу. Но коммерция вызывала у него отвращение, и Фридрих Август читал книги до тошноты. В конце концов, он оставил торговца, вернулся в дом родителей и занялся литературой. Написанный им роман не был опубликован, но был рекомендован книготорговцам. Шумана пригласили работать ассистентом в книжный магазин, и он с радостью принял предложение.

Вскоре он встретил очаровательную девушку, Иоганну Кристиану Шнабель, в которую влюбился всей душой. Родители невесты отказались от брака из-за бедности жениха. Но настойчивый Шуман так упорно работал в течение года, что не только собрал деньги на свадьбу, но и открыл свой собственный книжный магазин. Когда успех был особенно велик, Август Фридрих перевез предприятие в Цвиккау, где открыл книжный магазин под названием Gebrüder Schumann.

Роберт Шуман

Мать Роберта Шумана Иоганна Кристиана была, в отличие от своего застенчивого и серьезного мужа, веселой женщиной, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она была предана своему дому и воспитанию своих пятерых детей — сыновей (Карла, Эдварда, Юлиуса и Роберта) и дочери Эмилии.

Будущий композитор был младшим ребенком. После его рождения его мать впала в своего рода транс и направила всю свою материнскую любовь на Роберта. Она назвала младшего ребенка «светлым пятном в ее жизни».

Детство

Шуман рос игривым и счастливым ребенком. Мальчик был очень красивым, с узким лицом, обрамленным длинными светлыми локонами. Он был не только любимым сыном своей матери, но и избалованным ребенком всей семьи. И взрослые, и дети терпели озорство Роберта.

В возрасте шести лет мальчик был отправлен в школу Денер. Среди своих одноклассников Шуман сразу же выделился и отличился. Во всех играх он был лидером, а когда он играл в самую популярную игру — солдатиков — Роберт непременно избирался командиром и руководил сражением.

Нельзя сказать, что обучение Шумана в школе было блестящим, но его богатая творческая натура проявилась сразу. Его родители заметили, что у мальчика отличный музыкальный слух, и в возрасте семи лет отправили его к местному органисту брать уроки игры на фортепиано. Помимо музыкальности, в Роберте проявились гены его отца: он писал стихи, а позже трагедии и комедии, которые репетировал и исполнял с друзьями, иногда даже за скромную плату.

Как только Роберт научился играть на фортепиано, он сразу же начал импровизировать и писать музыку. Сначала он сочинял танцы, которые скрупулезно записывал в толстую тетрадь. Самое уникальное, что он мог сделать с музыкальным инструментом, — это использовать звуки для изображения персонажей. Таким образом он рисовал своих друзей на пианино. Это было так хорошо, что мальчики собрались вокруг молодого композитора и начали смеяться.

Роберт Шуман

Детство и юность

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в Германии, в небольшом провинциальном городке Цвиккау. Его отца звали Фридрих Август Шуман, и с ранних лет он увлекался поэзией. Однако бедственное положение семьи Шуман повлияло на профессиональную ориентацию Фридриха, и он нашел работу в торговле у купца. Фридрих любил книги, мог читать всю ночь напролет и даже написал собственный роман, который так и не был опубликован. Благодаря этой работе его познакомили с владельцами книжного магазина, где Фридрих смог найти работу.

Мать Роберта Шумана — Иоганна Кристиана Шнабель (под своей девичьей фамилией) — после их брака взяла на себя ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Шуманны были большой семьей с шестью детьми, Роберт был самым младшим.

Роберт любил и терпел все его шалости и озорство. В возрасте 6 лет мальчика отправили в школу Денер, где Роберт проявил лидерские качества. В целом Шуман хорошо учился в школе, его богатая творческая жилка начала проявляться сразу же.

У Роберта был отличный музыкальный слух и талант к написанию стихов, который он унаследовал от своего отца. Маленький Шуман и его друг писали короткие пьесы — трагедии и комедии — и выступали с ними перед публикой. Таким образом, мальчикам удалось заработать немного денег.

Через несколько лет Роберт уже мог играть на фортепиано, импровизировать и сочинять музыку. Первыми произведениями, которые он сочинил, были танцы. Молодой человек смог изобразить характер человека с помощью звуков. Роберт часто играл со своими друзьями, развлекая и забавляя их.

В молодости

Краткая биография

  1. 1828 — окончил школу с отличием. Но большой радости он не испытывал. Накануне умер его отец, и юноша лишился поддержки в творчестве. Мать Иоганна настаивала на том, чтобы Шумен шел учиться на юридический факультет. Согласившись с мнением матери, Робер поступает в Лейпцигский университет.
  2. 1829 — переводится в самый престижный университет Германии — университет Гейдельберга. Но доучиться и получить профессию юриста Шумен не смог. Молодой человек уговорил мать принять его решение забрать документы из университета и посвятить свою жизнь творчеству.
  3. 1830 — ушел из университета, вернулся в Лейпциг, где стал брать уроки фортепиано у лучших учителей. Шумен мечтал стать непревзойденным пианистом, но паралич среднего и указательного пальца не дал ему воплотить свою мечту. Проблемы со здоровьем не сильно расстроили Роберта, и он полностью окунулся в музыкальное сочинительство и критику.
  4. 1834 — основал «Новую музыкальную газету», где несколько лет был редактором и публиковал свои статьи. Большое количество работ, написанных Шуманом, были для игры на фортепиано. Зачастую это были «портретные» изобразительные и лирико-драматические циклы из нескольких маленьких пьес, которые были связаны сюжетной линией.
  5. 1838 — решил переехать жить в Вену.
  6. 1839 — вернулся в родной Лейпциг.
  7. 1840 — Роберту Шуману присвоили ученую докторскую степень в университете Лейпцигска. Год был самым богатым на положительные события в жизни Роберта — ученая степень, женитьба, творческий прорыв.
  8. 1843 — преподавал в новой высшей школе музыки Мендельсона.
  9. 1844 — отправился на гастроли вместе с супругой в Москву и Петербург, что обязало прервать преподавание. В России приняли очень радушно Роберта и Клару. Им запомнилось больше всего богатство Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге. По приезду домой, Роберт решил посвятить полностью себя музыке, перестал вести газету.
  10. 1844 — переехал вместе с супругой в Дрезден.
  11. 1850 — получил приглашение из Дюссельдорфа, где его звали занять место городского директора музыки. Роберт написал много композиций, например, «Рейнскую симфонию», «Мессинскую невесту», возглавлял симфонический оркестр.
  12. 1853 — начали конфликты с оркестром и не продлили контракт с композитором. Уехал путешествовать в Голландию, где стали сильнее проявляться его психическая болезнь. По приезду в Германию, его здоровье только ухудшалось и ухудшалось.
  13. 1854 — решил покончить жизнь самоубийством, сбросившись с моста в реку, но его успели спасти. Шумана поместили в психиатрическую лечебницу, где его навещали родные и друзья. Но позже медики заметили, что встречи с близкими негативно влияют на состояние композитора и запретили им приходить.
  14. 1856 — умер от полного истощения организма, отказавшись от еды и воды, страдая от галлюцинаций. Вскрытие коры головного мозга после смерти показало, что именно здесь находилась причина болезни. Переполненные кровеносные сосуды, настолько утолщились, что породили новую костную массу, которая своими острыми концами прорвала мозговой покров.

Роберт Шуман в 1850 г.

Личная жизнь

В 1840 году Роберт Шуман женился на великой пианистке Кларе Вик, дочери его учителя музыки Фридриха Вика. Но молодой паре еще многое предстояло сделать до свадьбы. Фридрих хотел найти лучшего жениха для своей любимой дочери. Молодой паре даже пришлось обратиться в суд. Роберт и Клара выиграли дело и поженились. Свадьба проходила в скромной обстановке в небольшой деревне Шёнфельд.

Роберт и Клара

Пара прожила счастливую жизнь, у них родилось 8 замечательных детей — 4 мальчика и столько же девочек. Все было радостно, мечта композитора сбылась, но так продолжалось до тех пор, пока у Роберта не случился психический срыв.

Дети Роберта Шумана

Дети Роберта Шумана

Роберт Шуман — Биография / История

Роберт Шуман — PianoKafe.com

Роберт Шуман (нем. Robert Schumann ; 8 июня 1810, Цвиккау — 29 июля 1856, Эндених) был немецким композитором и крупным музыкальным критиком. Он широко считается самым значительным композитором романтического периода. Его учитель Фридрих Вик был убежден, что Шуман станет лучшим пианистом Европы, но травма руки заставила его отказаться от карьеры пианиста и посвятить свою жизнь сочинительству.

До 1840 года все композиции Шумана были написаны исключительно для фортепиано. Позже он опубликовал несколько песен, четыре симфонии, оперу и другие оркестровые, хоровые и камерные произведения. Он публиковал статьи о музыке в журнале Neue Zeitschrift für Musik («Новый музыкальный журнал»).

Вопреки желанию отца, Шуман женился на дочери Фридриха Вика Кларе в 1840 году. Его жена также сочиняла музыку и сделала блестящую карьеру как пианистка. Доходы от ее концертов составляли значительную часть состояния ее отца.

Шуман страдал от психического расстройства, которое впервые проявилось в 1833 году в тяжелой депрессии. После попытки самоубийства в 1854 году он был добровольно помещен в психиатрическую больницу. Роберт Шуман умер в 1856 году, так и не оправившись от своего психического заболевания.

Биография

Он родился 8 июня 1810 года в Цвиккау, Саксония, сын книгоиздателя и писателя Августа Шумана (1773-1826).

Первые уроки музыки Шуман получил у местного органиста Иоганна Кунца; в возрасте десяти лет он начал сочинять, в основном в области хоровой и оркестровой музыки. Он посещал гимназию в своем родном городе, где познакомился с произведениями Дж. Байрона и Жан Поля и стал их фанатичным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем нашли отражение в музыке Шумана. Уже в детстве он профессионально занимался литературой и писал статьи для энциклопедии, которую издавал его отец. Он серьезно интересовался литературой и вычитал обширный латинский словарь. А литературные школьные эссе Шумана были написаны настолько хорошо, что были опубликованы посмертно в качестве приложения к сборнику его зрелых публицистических работ. На определенном этапе своей юности Шуман даже колебался, какую карьеру сделать — литературную или музыкальную.

В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перевелся в Гейдельбергский университет. По настоянию матери он хотел стать юристом, но все больше ощущал тягу к музыке. Его привлекла идея стать концертирующим пианистом. В 1830 году он принял разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки игры на фортепиано у Ф. Вика и уроки композиции у Х. Дорна.

Во время учебы у Шумана постепенно развился паралич среднего пальца и частичный паралич указательного пальца, так что ему пришлось отказаться от идеи карьеры профессионального пианиста. Широко распространено мнение, что это нарушение было вызвано использованием тренажера для пальцев, который Шуман якобы сконструировал сам, по образцу «Дактилиона» Генриха Герца (1836) и «Счастливых пальцев» Тициана Полли, которые были очень популярны в то время. Другая необычная, но широко принятая теория гласит, что Шуман пытался удалить сухожилия на руке, соединяющие безымянный, средний и мизинец, чтобы добиться невероятной ловкости рук. Ни одна из теорий не нашла подтверждения, и обе были опровергнуты женой Шумана. Сам Шуман приписывал развитие паралича чрезмерному сочинительству и чрезмерной игре на фортепиано. Современное исследование музыковеда Эрика Сэмса, опубликованное в 1971 году, предполагает, что паралич мог быть вызван вдыханием паров ртути, которые врачи Шумана в то время рекомендовали для лечения сифилиса. Однако в 1978 году медицинские эксперты подвергли сомнению и эту версию и предположили, что паралич мог быть вызван хроническим сдавливанием нерва в области локтевого сустава. По сей день причина синдрома Шумана неизвестна.

Шуман также интенсивно занимался композицией и музыкальной критикой. Поощряемый Фридрихом Виком, Людвигом Шунке и Юлиусом Кнорром, Шуман сумел основать один из самых влиятельных музыкальных журналов будущего, Neue Zeitschrift für Musik, который он редактировал в течение нескольких лет и в котором регулярно публиковал статьи. Он зарекомендовал себя как поборник нового и борец против устаревших практик, против «филэллинов», которые своей отсталостью и узостью мышления тормозили развитие музыки и представляли собой бастион консерватизма и буржуазии.

Основные произведения

Здесь представлены произведения, которые часто используются в концертах и в педагогической практике в России, а также великие произведения, которые редко исполняются.

Для фортепиано

  • Вариации на тему «Abegg».
  • Бабочки, соч. 2
  • Танцы давидсбюндлеров, соч. 6
  • Allegro Op. 8.
  • Карнавал, ор. 9
  • Три сонаты:
  • Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
  • Соната № 3 фа минор, ор. 14
  • Соната № 2 соль минор, ор. 22.
  • Фантастические пьесы, ор. 12
  • Симфонические этюды, ор. 13
  • Детские сцены, соч. 15
  • Крейслериана, ор. 16
  • Фантазия до мажор, ор. 17
  • Арабески, ор. 18.
  • Юмореска, ор. 20
  • Новеллетты, ор. 21
  • Ночные пьесы, op. 23
  • Венский карнавал, ор. 26
  • Альбом для юношества, ор. 68
  • Лесные сцены, op. 82
  • Пёстрые листки, op. 99

Концерты

Вокальные произведения

  • «Круг песен» (Liederkreis), ор. 35 (сл. Гейне, 9 песен)
  • «Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
  • «Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа, 12 песен)
  • «Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. Шамиссо, 8 песен)
  • «Любовь поэта» (Dichterliebe), ор. 48 (сл. Гейне, 16 песен)
  • «Семь песен. На память о поэтессе Елизавете Кульман», ор. 104 (1851)
  • «Стихотворения королевы Марии Стюарт», ор. 135, 5 песен (1852)
  • «Геновева». Опера (1848)

Камерная музыка

  • Три струнных квартета
  • Фортепианный квинтет ми бемоль мажор, соч. 44
  • Фортепианный квартет ми бемоль мажор, соч. 47

Симфоническая музыка

  • Симфония № 1 си бемоль мажор (известная как «Весенняя»), ор. 38
  • Симфония № 2 до мажор, ор. 61
  • Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
  • Симфония № 4 ре минор, ор. 120

Увертюры

  • Увертюра, скерцо и финал для оркестра ор. 52 (1841)
  • Увертюра к опере «Геновева» ор. 81 (1847)
  • Увертюра к «Мессинской невесте» Ф. Ф. Шиллера для большого оркестра ор. 100 (1850—1851)
  • Увертюра к «Манфреду», драматической поэме в трех частях лорда Байрона с музыкой ор. 115 (1848)
  • Увертюра к «Юлию Цезарю» Шекспира для большого оркестра ор. 128 (1851)
  • Увертюра к «Герману и Доротее» Гёте для оркестра ор. 136 (1851)
  • Увертюра к «Сценам из «Фауста» Гёте WoO 3 (1853)

Записи произведений Шумана

Весь цикл симфоний Шумана был записан дирижерами: Николаус Харнонкур, Леонард Бернстайн, Карл Бём, Дуглас Босток, Антони Вит, Джон Элиот Гардинер, Кристоф фон Донаньи, Вольфганг Заваллиш, Герберт фон Караян, Отто Клемперер, Рафаэль Кубелик, Курт Мазур, Риккардо Мути, Джордж Селл, Бернард Хайтинк, Филипп Эрревеге, Серджиу Челибидаке (с различными оркестрами), Риккардо Шайи, Георг Шолти, Кристоф Эшенбах, Пааво Ярви.

Интересные факты

  • Произведение Шумана «Грёзы» постоянно звучит в Зале Воинской Славы Мамаева Кургана.
  • Шуман испортил себе руку и вовсе не мог играть, однако же его пьесы технически крайне изощрены.
  • Однажды Шуман бросился в реку, но его спасли — умер он позже, в Бонне.
  • Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа.

Трудный путь к счастью

Паре пришлось пожертвовать и отказаться от многого, чтобы достичь своего супружеского счастья. Клара Йозефина Вик развелась со своим отцом. Их разрыв зашел так далеко, что она несколько лет судилась, чтобы ей разрешили выйти замуж за Роберта Шумана.

Лучшее время было проведено в Дрездене. У Шумана было восемь детей: четыре девочки и четыре мальчика. Старший из сыновей умер, когда ему был один год. Самая младшая и последняя родилась во время одного из психических расстройств композитора. Его назвали Феликсом, в честь Мендельсона. Его жена всегда поддерживала Шумана и поощряла его творчество на протяжении всей его долгой жизни. Последний фортепианный концерт своего мужа Клара исполнила в возрасте 74 лет.

Его второй сын Людвиг последовал за своим отцом и умер в психиатрической больнице в возрасте 51 года. Дочери и сыновья, воспитанные боннами и гувернантками, не имели тесного контакта со своими родителями. Трое детей умерли в молодом возрасте: Юлия (27 лет), Фердинанд (42 года) и Феликс (25 лет). Клара и ее старшая дочь Мария, которая вернулась к матери и ухаживала за ней в последние годы ее жизни, воспитывали детей младшего Феликса и третью дочь Юлию.

Наследие Роберта Шумана

Роберта Шумана без преувеличения можно назвать революционером в музыке Старого Света. Как и многие талантливые люди, он опередил свое время и не был понят современниками.

Самое большое признание для композитора — это признание его музыки. Сегодня, в XXI веке, певцы исполняют «Сову» и «Мельника» из «Киндерзенена» на концертах в музыкальных школах. «Сны» из того же цикла можно услышать в мемориальных концертах. Вступления и симфонические произведения собирают полные залы.

Публикуются литературные дневники и публицистические работы Шумана. Появился целый ряд гениев, которых вдохновляли произведения композитора. Эта короткая жизнь была яркой, счастливой, полной трагедий и оставила свой след в мировой культуре.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий