Биография Бориса Тищенко. Биография тищенко по музыке.

21 Характер и окружение (продолжение) В юности Борис Тишенко познакомился с Иосифом Бродским, который свел его с Анной Ахматовой, на стихи которой он позже напишет свой «Реквием». У него были отношения с Шостаковичем на протяжении всей жизни, которые продолжались до самой смерти учителя.

Биография Бориса Тищенко

Борис Иванович Тищенко (1939-2010) — российский композитор, представитель культурной элиты Санкт-Петербурга. Он был профессором и преподавал композицию в Санкт-Петербургской консерватории. Ему удавалось превратить в звук самые сложные вещи в мире (от «Мухи-Цокотухи» и «Тараканища» Корнея Чуковского до «Реквиема» Анны Ахматовой). Он является автором одного из самых впечатляющих музыкальных произведений двадцатого века — балета «Ярославна».

Борис родился в Ленинграде 23 марта 1939 года.

Мальчику было всего два года, когда началась война. Борис и его мать Зинаида Абрамовна были эвакуированы в Оренбургскую область, в поселок Берды. В доме, где они жили, всегда играли радио и патефон. Ребенок слушал музыку с утра до вечера и был погружен в нее. Песни композиторов Блантера, Соловьева-Седого и Мокроусова во время войны первыми запечатлелись в его памяти.

Мальчику так нравилась музыка, что в возрасте семи лет он твердо решил стать композитором, хотя еще не знал ни одной ноты. Только в двенадцать лет он начал понимать это, и большую роль в этом сыграла его мать. Позже они вдвоем сыграли множество романсов Чайковского и песен Шуберта, а вальс Вебера был сыгран в четыре руки на фортепиано. Его мать научила сына по-настоящему любить музыку, и благодаря ей он пришел в мир искусства.

Детство Бориса, как и детство всех послевоенных мальчишек, было счастливым, радостным и советским. Единственная обида, которая у него осталась против этой системы и этого времени, была на свою мать. Зинаида Абрамовна работала в секретной службе, была экономистом и химиком высшей квалификации. А ее брат (дядя Бориса) жил во Франции. Они переписывались через ее мать (бабушку Бориса), которая жила в отдельной комнате в общей квартире. Но доброжелательные соседи обратили внимание и сообщили об этом. В мгновение ока мать Бориса из высококвалифицированного специалиста превратилась в безработную.

Борис Тищенко

Образование

Борис начал сочинять случайно, когда они вернулись из эвакуации в Ленинград. В школе на уроке музыки учительница играла «Деда Мороза» Шумана и дала детям домашнее задание написать сочинение на тему «Деда Мороза». Борис не понял, что он имел в виду литературную композицию, и написал мюзикл. Он изучал музыкальный алфавит и каким-то образом записал ноты «картошки». Он показал ее своему учителю, который играл на ней, и мальчик сказал: «Хорошая идея: как красиво!». Он был доволен тем, что придумал сам.

На уроках пения учительница также заметила голос Тишенко, выбрала его в школьный хор и посоветовала его матери отдать сына в музыкальную школу. Так в 1951 году Борис стал заниматься в музыкальном кружке при Октябрьском кружке Дома пионеров и школьников. Через два года он был принят в четвертый класс семилетней музыкальной школы при консерватории.

Окончив с отличием среднюю школу, Борис продолжил обучение в Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Он учился у известного советского композитора и педагога Галины Ивановны Уствольской. По воспоминаниям Бориса, она была не женщиной, а самой властью и жестокостью. Все, что она писала до этого момента, Галина Ивановна называла детским лепетом. Какую бы новую вещь она ни принесла (пассаж в минорном ключе с доминой), она безжалостно разбивала ее, крича на нее: «Это банально и тривиально!».

В течение двух лет она так изводила студента Тишенко. Тогда он в шутку написал небольшое правило и показал его Уствольской. Галина Ивановна посмотрела, помолчала и поставила ему пятерку. В то же время Борис признает, что Уствольская — учительница от Бога, которая с большим энтузиазмом относилась к своей работе, избивала учеников и прививала им серьезные наклонности.

Борис Тищенко

В 1957 году Борис окончил среднюю школу и продолжил обучение в консерватории. Он посещал одновременно две школы — фортепианную и композиторскую. Его учителями по композиции были известные советские композиторы Вадим Салманов и Орест Евлахов. Он учился игре на фортепиано у Абрама Давидовича Логовинского, доцента и блестящего пианиста.

Окончив консерваторию в 1962 году, Борис продолжил обучение у профессора, пианиста и композитора Дмитрия Шостаковича, которому впоследствии посвятил две симфонии (№ 3 и № 5).

Творчество

После окончания аспирантуры Тищенко начал преподавать в Ленинградской консерватории в 1965 году, организуя семинары по современной зарубежной музыке и читая лекции по органологии. В 1980 году Борис получил ученое звание доцента, а в 1986 году — профессора. Среди его учеников много известных композиторов.

Борис Тищенко

Еще будучи студентом консерватории, многие произведения, написанные Борисом, достигли известности, а премьера нескольких из них состоялась в исполнении композитора:

  • Первый фортепианный концерт;
  • Вторая фортепианная соната;
  • Третья фортепианная соната.

В 1963 году М. Ростропович попросил Бориса сочинить первый концерт для виолончели, а через три года он исполнил его на Международном конкурсе композиторов «Пражская весна — 1966» и получил 1-ю премию.

Борис Тищенко работал в различных жанрах и направлениях. Он написал музыку к фильмам:

  • «На одной планете»;
  • «Гибель Пушкина»;
  • «День приёма по личным вопросам»;
  • «Дети как дети»;
  • «Сергей Иванович уходит на пенсию»;
  • «Канувшее время».

Борис Тищенко

Самым значительным произведением Тищенко стал балет «Ярославна», который он написал по мотивам великого литературного произведения «Слово о полку Игореве». В этой музыке переплетаются основные линии, проходящие через все творчество композитора — глубокий интерес к русскому фольклору и страсть к музыке Востока. Дмитрий Шостакович высоко оценил балет: «Я смотрел его три раза, и каждый раз меня захватывало дух от выразительности этой русской музыки.

Большинство работ Тищенко имеют грандиозный масштаб:

  • «Реквием» на стихи Анны Ахматовой;
  • хореосимфоническая циклиада «Беатриче» (цикл, состоящий из пяти симфоний, для большого симфонического оркестра);
  • «Реквием» памяти принцессы Таиланда Гальяни Вадхана;
  • оперетта «Тараканище» к произведению К. И. Чуковского;
  • хореографический спектакль в одном действии по мотивам поэмы А. Блока «Двенадцать»;
  • балет-сказка по мотивам произведения «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского.

За свои творческие достижения Борис был удостоен Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1978), премии мэра Санкт-Петербурга (1995) и премии Правительства РФ в области культуры (2008).

Борис Тищенко

В 1978 году ему было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1987 году — звание «Народный артист РСФСР».

В 2002 году Президент России наградил Бориса Тищенко орденом «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени.

Детство и юность

Детство мальчика пришлось на тяжелые времена Великой Отечественной войны. Вместе с матерью, Зинаидой Абрамовной, его увезли в небольшую деревню в Оренбургской области. Уже там мальчик начал слушать музыку и интересоваться искусством. Учителя школы Тищенко также часто замечали, что их ученики музыкально одарены.

Борис сумел окончить гимназию с золотой медалью, проучившись десять классов с 1946 по 1956 год. Молодой человек точно знал, что хочет посвятить свою жизнь музыке, поэтому он заранее знал, где будет учиться.

В молодости

Краткая биография

  1. В 1954-1957 годах Борис Тищенко учился в Музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, где прошел три курса с руководителем по композиции Галиной Ивановной Уствольской, советским композитором. Уствольская была известна как очень требовательный преподаватель, которая любые произведения ее подопечных называла ерундой. Также Борис занимался по классу фортепиано с другим композитором Верой Леонтьевной Михелис.
  2. Затем следующие 5 лет начинающий композитор успешно учился на факультете композиторов. Профессора Вадим Николаевич Салманов, артист и композитор, и Орест Александрович Евлахов, заслуженный деятель и тоже композитор, принимали участие в учебе Тищенко, играли роли наставников.
  3. В 1961 году Тищенко познакомился с известнейшим советским композитором Дмитрием Дмитриевич Шостаковичем. Уже после обучения Борис продолжал лучшие традиции исполнения своего наставника, стал его последователем. Спустя год Тищенко также познакомился с поэтессой Анной Андреевной Ахматовой. Затем, намного позднее, он написал на стихи Ахматовой известную композицию под названием «Реквием» .
  4. В 1962 году в том же учебном заведении Борис Тищенко обучался фортепианному мастерству под началом Абрама Давыдовича Логовинского, строгого, жестокого педагога.
  5. Следующие три года заняла аспирантура под руководством Шостаковича. Впоследствии Борис посвятил своему педагогу Симфонии под номерами 3 и 5.
  6. В 1965 году после успешного прохождения всех этапов учебы молодой композитор отправился работать в бывший альма-матер. Под его опытным педагогическим началом было выпущено множество известных, талантливых композиторов, музыкантов. За это время успел заниматься не только музыкальным искусством, но и выпуском различного рода письменных произведений : рецензий и аннотаций, статей и публикаций и многих других. За время работы педагогом успел стать доцентом (1980 год), а затем профессором (1986).
  7. Учениками великого композитора Бориса Тищенко стали начинающие гении (например, Аметов, Баскин, Геккер, Толстой), будущие дирижеры (Алексеев, Вайс, Зива). Также в числе подопечных оказались высококлассные музыковеды (Назарова, Соловьева, Шарапова), балетмейстеры (Атаев, Вагабов), оперные режиссеры (Аверьянов, Исаханов, Усубов, Шкаровский, Яслынь).
  8. В 1963 году Борис Тищенко дебютировал на сцене Колонного зала Дома союзов. Затем композитор плодотворно трудился над своими произведениями. Он написал 8 симфоний, 11 фортепианных сонат, 6 струнных квартетов, составил композиции для 3 балетов и 9 концертов. На этом список его творческих достижений не заканчивается.
  9. Спустя три года Борис Тищенко участвовал в Международном конкурсе для молодых композиторов под названием «Пражская весна-1966» и одержал победу.
  10. В 1966-1985 годах идет плодотворная работа, Тищенко активно пишет музыкальные сочинения и концентрирует по всей стране. Одними из работ стали музыка к кинокартине «Гибель Пушкина», Четвертая и Пятая Симфонии и другие.
  11. В 1978 году Тищенко получил Государственную премию РСФСР имени М. И. Глинки и звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
  12. В 1987 году было первое выступление на Западе, которое состоялось в Гамбурге. Данное событие стало отправной точкой для дачи крупных концертов в развитых странах. Также Тищенко стал Народным артистом РСФСР.
  13. В 1988-1992 годах были совершены несколько поездок в США, где состоялись персональные концерты композитора.
  14. С 1989 года главный дирижер Большого зала Ленинградской Филармонии ввел запрет на произведения Тищенко, который спустя 7 лет был снят под влиянием общественных сил.
  15. Затем до конца прошлого столетия Борис продолжал упорную работу над музыкальными сочинениями и концертами. В 1999 году был поставлен концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, посвященный 60-летию Тищенко.
  16. В 2002 году композитор стал обладателем ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, который выдается за стабильные достижения конкретных областей. Данную премию Борису Ивановичу выдали за успешное развитие искусства, а именно за музыкальное творчество.
  17. В 2008 году получил премию Правительства РФ за развитие области культуры страны. Все полученные награды, премии свидетельствовали о высоких талантах, плодотворной работе композитора, который занимался созданием великолепных музыкальных произведений, написанием полезных для обучения статей, обучением начинающих профессионалов.
  18. Борис Тищенко страдал онкологическим заболеванием, с которым долго боролся. К сожалению, попытки были тщетны, и великий композитор умер 9 декабря 2010 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Личная жизнь

Борис Иванович был женат дважды. Анастасия Исаевна Браудо была его первой женой. Пара разделяла страсть к музыке, поскольку отец Анастасии привил дочери любовь к искусству и творчеству, и поэтому девочка охотно играла на органе и клавесине.

После развода Борис Тищенко женился во второй раз. Его женой теперь была Ирина Анатольевна Донская, прекрасная арфистка и опытный педагог. Донская стала настоящей опорой для своего мужа, который страдал от рака.

У Тищенко не было детей ни от первого, ни от второго брака.

Задумчивый Борис Тищенко

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении академическому вокалу

К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег посетили курс «Инфорук»).

В настоящее время 54 324 учебных заведения имеют право на накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.

«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Бори́с Ива́нович Ти́щенко (23 марта 1939, Ленинград — 9 декабря 2010, Санкт.

1 слайд Борис Иванович Тищенко (23 марта 1939, Ленинград — 9 декабря 2010, Санкт-Петербург) — советский и российский композитор. Народный артист РСФСР (1987). Жизнь и творчество композитора

Борис Тищенко: биография и творчество Борис Тищенко - российский композитор.

2 Слайд Борис Тищенко: биография и произведения

Борис Тищенко — российский композитор, профессор и весьма уважаемая творческая личность. Он является народным артистом РСФСР.

Биография композитораРодился в городе Ленинграде, нынешнем Санкт -Петербурге.

3 слайд Биография композитора Борис Тищенко родился 23 марта 1939 года в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге, в интеллигентной русской семье.

Биография композитора (продолжение)Становление его как артиста и композитора.

4 Слайд Биография композитора (продолжение) Его становление как художника и композитора началось в музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории, где он учился у Г. Уствольской с 1954 по 1957 год. До 1962 года Тищенко изучал композицию в консерватории, окончив ее в 1963 году с дипломом по классу фортепиано у Д. Логовинского.

Биография композитора (продолжение)В 1965 году Борис закончил аспирантуру при.

5 слайд Биография композитора (продолжение) В 1965 году Борис Тищенко окончил аспирантуру Ленинградской государственной консерватории в классе Дмитрия Шостаковича, что впоследствии оказало значительное влияние на его творчество как композитора музыкальных произведений. В том же году он начал преподавать, так сказать, в качестве феодала, в Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова, где проработал всю жизнь.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬВ 1980 году получил должность доцента, а.

6 слайд РАБОЧИЙ ПУТЬ В 1980 году он был назначен доцентом, а в 1986 году — профессором. Помимо преподавания, Тищенко также посвятил себя композиторской деятельности, часто представляя собственные произведения, писал статьи, комментарии и рецензии, читал лекции на международных семинарах и участвовал в теле- и радиопередачах.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ (продолжение)Его произведения, написанные в разных жанрах, н.

Его произведения, написанные в разных жанрах, но продолжающие традиции симфонизма Шостаковича, отличаются особым драматизмом и эпичностью.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ (продолжение)Борис Тищенко воспитал большое количество учени.

Борис Иванович Тищенко

Бориса Ивановича Тишенко по праву называют одним из классиков русской музыки второй половины ХХ века. Он никогда не был радикальным новатором и не стремился разрушить все традиционные формы выражения музыкального языка — но это не мешало ему создавать глубоко оригинальную музыку, в которой сочетались традиции и новаторство, европейское и национальное.

Композитор родился в Ленинграде и провел свое детство в тяжелые военные годы. Его семья переехала в Оренбургскую область в город Берды. Его первыми музыкальными впечатлениями были песни военных лет, которые он слышал по радио и на пластинках. Он пел эти песни и обрел уверенность в том, что тоже может писать музыку. В возрасте семи лет он решил стать композитором, но его первое произведение стало результатом недоразумения: На уроке музыки в средней школе учитель сыграл «Деда Мороза» Роберта Шумана и попросил учеников сочинить. Тищенко не понял задания и сочинил музыкальный ответ на произведение Шумана. Он старательно записал мелодию — как мог — и был в восторге, когда учитель сыграл ее. Он рекомендовал родителям мальчика отдать его в музыкальную школу.

Сначала Тищенко посещал музыкальные занятия в Доме пионеров, а с шестого класса — семилетнюю школу при консерватории. После окончания консерватории он начал изучать теорию музыки и композицию. Его наставница Галина Ивановна Уствольская была известна своей строгостью в преподавании — все работы своих учеников она, по словам Бориса Ивановича, «нещадно громила» и не терпела банальностей. Завоевать их похвалу было непросто, но Тищенко удалось: на третьем году обучения он написал Вариации для фортепиано (первое опубликованное произведение композитора), скрипичное рондо и вокальный цикл «Слепые» — и Уствольская решила, что он готов к поступлению в консерваторию. После третьего курса он поступил сразу на два факультета — композиторский и фортепианный, но почти сразу был исключен с композиторского: В традициях своего наставника он позволял себе очень смелые композиции. Однако случившееся не очень волновало его — поскольку в училище он получил очень хорошее образование, Тищенко чувствовал себя композитором. Он продолжил обучение на фортепианном отделении и через два года был вновь принят на отделение композиции. Теперь он учился у Виктора Владимировича Волошинова, который научил его, как говорил композитор, сочинять «как строишь дом» — по строгой логике. На пятом курсе Дмитрий Дмитриевич Шостакович в виде исключения взял его в свой класс (он работал только с докторантами). Он продолжил обучение у него и после окончания учебы начал преподавать в консерватории — сначала инструменты и чтение музыки, затем композицию. Следуя примеру Шостаковича, он ввел форму коллективного обучения: В течение полутора-двух часов учитель и ученики вместе играли музыку и слушали произведения разных композиторов, только после этого начиналась индивидуальная работа, причем одни ученики брали уроки у других. Тищенко знакомил своих учеников с различными музыкальными жанрами, ведь «запретных тем» не существует: помимо академической традиции, он знакомил своих студентов с военными песнями и джазом, знаменными распевами и песнями алтайских горнов, яванским гамеланом и индийской рагой.

Подобные посты

Карл Фридрих Зельтер

(1758-1832) Карл Фридрих Цельтер был немецким композитором, дирижером и педагогом. При жизни Зельтер стал известен как педагог — через его школу прошли многие музыканты его времени. Среди них были композиторы Джакомо Мейербер и Карл Лёве, теоретик …

Почему Рави Шанкара называют «индийским Моцартом» и при чем здесь «Битлз»?

Играл на ситаре. Кто играл? Чей это был ситар? На ситаре играл сам Рави Шанкар, В. Цой, «Играл ситар». 26 октября 1966 года в лондонском аэропорту встретились двое мужчин: один в сермяге1, другой в европейской …

Жизнь и творчество Луи Моро Готтшалка в контексте американской музыкальной культуры XIX века.

(1829-1869) В первой половине девятнадцатого века произведения американских композиторов не обладали такой же привлекательностью, как произведения писателей. Тем не менее, их произведения послужили необходимым строительным материалом для национальной композиторской школы, возникшей лишь в последней четверти XIX века. Одним из движущих факторов …

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий