21 Характер и окружение (продолжение) В юности Борис Тишенко познакомился с Иосифом Бродским, который свел его с Анной Ахматовой, на стихи которой он позже напишет свой «Реквием». У него были отношения с Шостаковичем на протяжении всей жизни, которые продолжались до самой смерти учителя.
Биография Бориса Тищенко
Борис Иванович Тищенко (1939-2010) — российский композитор, представитель культурной элиты Санкт-Петербурга. Он был профессором и преподавал композицию в Санкт-Петербургской консерватории. Ему удавалось превратить в звук самые сложные вещи в мире (от «Мухи-Цокотухи» и «Тараканища» Корнея Чуковского до «Реквиема» Анны Ахматовой). Он является автором одного из самых впечатляющих музыкальных произведений двадцатого века — балета «Ярославна».
Борис родился в Ленинграде 23 марта 1939 года.
Мальчику было всего два года, когда началась война. Борис и его мать Зинаида Абрамовна были эвакуированы в Оренбургскую область, в поселок Берды. В доме, где они жили, всегда играли радио и патефон. Ребенок слушал музыку с утра до вечера и был погружен в нее. Песни композиторов Блантера, Соловьева-Седого и Мокроусова во время войны первыми запечатлелись в его памяти.
Мальчику так нравилась музыка, что в возрасте семи лет он твердо решил стать композитором, хотя еще не знал ни одной ноты. Только в двенадцать лет он начал понимать это, и большую роль в этом сыграла его мать. Позже они вдвоем сыграли множество романсов Чайковского и песен Шуберта, а вальс Вебера был сыгран в четыре руки на фортепиано. Его мать научила сына по-настоящему любить музыку, и благодаря ей он пришел в мир искусства.
Детство Бориса, как и детство всех послевоенных мальчишек, было счастливым, радостным и советским. Единственная обида, которая у него осталась против этой системы и этого времени, была на свою мать. Зинаида Абрамовна работала в секретной службе, была экономистом и химиком высшей квалификации. А ее брат (дядя Бориса) жил во Франции. Они переписывались через ее мать (бабушку Бориса), которая жила в отдельной комнате в общей квартире. Но доброжелательные соседи обратили внимание и сообщили об этом. В мгновение ока мать Бориса из высококвалифицированного специалиста превратилась в безработную.
Образование
Борис начал сочинять случайно, когда они вернулись из эвакуации в Ленинград. В школе на уроке музыки учительница играла «Деда Мороза» Шумана и дала детям домашнее задание написать сочинение на тему «Деда Мороза». Борис не понял, что он имел в виду литературную композицию, и написал мюзикл. Он изучал музыкальный алфавит и каким-то образом записал ноты «картошки». Он показал ее своему учителю, который играл на ней, и мальчик сказал: «Хорошая идея: как красиво!». Он был доволен тем, что придумал сам.
На уроках пения учительница также заметила голос Тишенко, выбрала его в школьный хор и посоветовала его матери отдать сына в музыкальную школу. Так в 1951 году Борис стал заниматься в музыкальном кружке при Октябрьском кружке Дома пионеров и школьников. Через два года он был принят в четвертый класс семилетней музыкальной школы при консерватории.
Окончив с отличием среднюю школу, Борис продолжил обучение в Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Он учился у известного советского композитора и педагога Галины Ивановны Уствольской. По воспоминаниям Бориса, она была не женщиной, а самой властью и жестокостью. Все, что она писала до этого момента, Галина Ивановна называла детским лепетом. Какую бы новую вещь она ни принесла (пассаж в минорном ключе с доминой), она безжалостно разбивала ее, крича на нее: «Это банально и тривиально!».
В течение двух лет она так изводила студента Тишенко. Тогда он в шутку написал небольшое правило и показал его Уствольской. Галина Ивановна посмотрела, помолчала и поставила ему пятерку. В то же время Борис признает, что Уствольская — учительница от Бога, которая с большим энтузиазмом относилась к своей работе, избивала учеников и прививала им серьезные наклонности.
В 1957 году Борис окончил среднюю школу и продолжил обучение в консерватории. Он посещал одновременно две школы — фортепианную и композиторскую. Его учителями по композиции были известные советские композиторы Вадим Салманов и Орест Евлахов. Он учился игре на фортепиано у Абрама Давидовича Логовинского, доцента и блестящего пианиста.
Окончив консерваторию в 1962 году, Борис продолжил обучение у профессора, пианиста и композитора Дмитрия Шостаковича, которому впоследствии посвятил две симфонии (№ 3 и № 5).
Творчество
После окончания аспирантуры Тищенко начал преподавать в Ленинградской консерватории в 1965 году, организуя семинары по современной зарубежной музыке и читая лекции по органологии. В 1980 году Борис получил ученое звание доцента, а в 1986 году — профессора. Среди его учеников много известных композиторов.
Еще будучи студентом консерватории, многие произведения, написанные Борисом, достигли известности, а премьера нескольких из них состоялась в исполнении композитора:
- Первый фортепианный концерт;
- Вторая фортепианная соната;
- Третья фортепианная соната.
В 1963 году М. Ростропович попросил Бориса сочинить первый концерт для виолончели, а через три года он исполнил его на Международном конкурсе композиторов «Пражская весна — 1966» и получил 1-ю премию.
Борис Тищенко работал в различных жанрах и направлениях. Он написал музыку к фильмам:
- «На одной планете»;
- «Гибель Пушкина»;
- «День приёма по личным вопросам»;
- «Дети как дети»;
- «Сергей Иванович уходит на пенсию»;
- «Канувшее время».
Самым значительным произведением Тищенко стал балет «Ярославна», который он написал по мотивам великого литературного произведения «Слово о полку Игореве». В этой музыке переплетаются основные линии, проходящие через все творчество композитора — глубокий интерес к русскому фольклору и страсть к музыке Востока. Дмитрий Шостакович высоко оценил балет: «Я смотрел его три раза, и каждый раз меня захватывало дух от выразительности этой русской музыки.
Большинство работ Тищенко имеют грандиозный масштаб:
- «Реквием» на стихи Анны Ахматовой;
- хореосимфоническая циклиада «Беатриче» (цикл, состоящий из пяти симфоний, для большого симфонического оркестра);
- «Реквием» памяти принцессы Таиланда Гальяни Вадхана;
- оперетта «Тараканище» к произведению К. И. Чуковского;
- хореографический спектакль в одном действии по мотивам поэмы А. Блока «Двенадцать»;
- балет-сказка по мотивам произведения «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского.
За свои творческие достижения Борис был удостоен Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1978), премии мэра Санкт-Петербурга (1995) и премии Правительства РФ в области культуры (2008).
В 1978 году ему было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1987 году — звание «Народный артист РСФСР».
В 2002 году Президент России наградил Бориса Тищенко орденом «За заслуги перед Отечеством» четвертой степени.
Детство и юность
Детство мальчика пришлось на тяжелые времена Великой Отечественной войны. Вместе с матерью, Зинаидой Абрамовной, его увезли в небольшую деревню в Оренбургской области. Уже там мальчик начал слушать музыку и интересоваться искусством. Учителя школы Тищенко также часто замечали, что их ученики музыкально одарены.
Борис сумел окончить гимназию с золотой медалью, проучившись десять классов с 1946 по 1956 год. Молодой человек точно знал, что хочет посвятить свою жизнь музыке, поэтому он заранее знал, где будет учиться.
Краткая биография
- В 1954-1957 годах Борис Тищенко учился в Музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, где прошел три курса с руководителем по композиции Галиной Ивановной Уствольской, советским композитором. Уствольская была известна как очень требовательный преподаватель, которая любые произведения ее подопечных называла ерундой. Также Борис занимался по классу фортепиано с другим композитором Верой Леонтьевной Михелис.
- Затем следующие 5 лет начинающий композитор успешно учился на факультете композиторов. Профессора Вадим Николаевич Салманов, артист и композитор, и Орест Александрович Евлахов, заслуженный деятель и тоже композитор, принимали участие в учебе Тищенко, играли роли наставников.
- В 1961 году Тищенко познакомился с известнейшим советским композитором Дмитрием Дмитриевич Шостаковичем. Уже после обучения Борис продолжал лучшие традиции исполнения своего наставника, стал его последователем. Спустя год Тищенко также познакомился с поэтессой Анной Андреевной Ахматовой. Затем, намного позднее, он написал на стихи Ахматовой известную композицию под названием «Реквием» .
- В 1962 году в том же учебном заведении Борис Тищенко обучался фортепианному мастерству под началом Абрама Давыдовича Логовинского, строгого, жестокого педагога.
- Следующие три года заняла аспирантура под руководством Шостаковича. Впоследствии Борис посвятил своему педагогу Симфонии под номерами 3 и 5.
- В 1965 году после успешного прохождения всех этапов учебы молодой композитор отправился работать в бывший альма-матер. Под его опытным педагогическим началом было выпущено множество известных, талантливых композиторов, музыкантов. За это время успел заниматься не только музыкальным искусством, но и выпуском различного рода письменных произведений : рецензий и аннотаций, статей и публикаций и многих других. За время работы педагогом успел стать доцентом (1980 год), а затем профессором (1986).
- Учениками великого композитора Бориса Тищенко стали начинающие гении (например, Аметов, Баскин, Геккер, Толстой), будущие дирижеры (Алексеев, Вайс, Зива). Также в числе подопечных оказались высококлассные музыковеды (Назарова, Соловьева, Шарапова), балетмейстеры (Атаев, Вагабов), оперные режиссеры (Аверьянов, Исаханов, Усубов, Шкаровский, Яслынь).
- В 1963 году Борис Тищенко дебютировал на сцене Колонного зала Дома союзов. Затем композитор плодотворно трудился над своими произведениями. Он написал 8 симфоний, 11 фортепианных сонат, 6 струнных квартетов, составил композиции для 3 балетов и 9 концертов. На этом список его творческих достижений не заканчивается.
- Спустя три года Борис Тищенко участвовал в Международном конкурсе для молодых композиторов под названием «Пражская весна-1966» и одержал победу.
- В 1966-1985 годах идет плодотворная работа, Тищенко активно пишет музыкальные сочинения и концентрирует по всей стране. Одними из работ стали музыка к кинокартине «Гибель Пушкина», Четвертая и Пятая Симфонии и другие.
- В 1978 году Тищенко получил Государственную премию РСФСР имени М. И. Глинки и звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- В 1987 году было первое выступление на Западе, которое состоялось в Гамбурге. Данное событие стало отправной точкой для дачи крупных концертов в развитых странах. Также Тищенко стал Народным артистом РСФСР.
- В 1988-1992 годах были совершены несколько поездок в США, где состоялись персональные концерты композитора.
- С 1989 года главный дирижер Большого зала Ленинградской Филармонии ввел запрет на произведения Тищенко, который спустя 7 лет был снят под влиянием общественных сил.
- Затем до конца прошлого столетия Борис продолжал упорную работу над музыкальными сочинениями и концертами. В 1999 году был поставлен концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, посвященный 60-летию Тищенко.
- В 2002 году композитор стал обладателем ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, который выдается за стабильные достижения конкретных областей. Данную премию Борису Ивановичу выдали за успешное развитие искусства, а именно за музыкальное творчество.
- В 2008 году получил премию Правительства РФ за развитие области культуры страны. Все полученные награды, премии свидетельствовали о высоких талантах, плодотворной работе композитора, который занимался созданием великолепных музыкальных произведений, написанием полезных для обучения статей, обучением начинающих профессионалов.
- Борис Тищенко страдал онкологическим заболеванием, с которым долго боролся. К сожалению, попытки были тщетны, и великий композитор умер 9 декабря 2010 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.
Личная жизнь
Борис Иванович был женат дважды. Анастасия Исаевна Браудо была его первой женой. Пара разделяла страсть к музыке, поскольку отец Анастасии привил дочери любовь к искусству и творчеству, и поэтому девочка охотно играла на органе и клавесине.
После развода Борис Тищенко женился во второй раз. Его женой теперь была Ирина Анатольевна Донская, прекрасная арфистка и опытный педагог. Донская стала настоящей опорой для своего мужа, который страдал от рака.
У Тищенко не было детей ни от первого, ни от второго брака.
Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении академическому вокалу
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег посетили курс «Инфорук»).
В настоящее время 54 324 учебных заведения имеют право на накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»
1 слайд Борис Иванович Тищенко (23 марта 1939, Ленинград — 9 декабря 2010, Санкт-Петербург) — советский и российский композитор. Народный артист РСФСР (1987). Жизнь и творчество композитора
2 Слайд Борис Тищенко: биография и произведения
Борис Тищенко — российский композитор, профессор и весьма уважаемая творческая личность. Он является народным артистом РСФСР.
3 слайд Биография композитора Борис Тищенко родился 23 марта 1939 года в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге, в интеллигентной русской семье.
4 Слайд Биография композитора (продолжение) Его становление как художника и композитора началось в музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории, где он учился у Г. Уствольской с 1954 по 1957 год. До 1962 года Тищенко изучал композицию в консерватории, окончив ее в 1963 году с дипломом по классу фортепиано у Д. Логовинского.
5 слайд Биография композитора (продолжение) В 1965 году Борис Тищенко окончил аспирантуру Ленинградской государственной консерватории в классе Дмитрия Шостаковича, что впоследствии оказало значительное влияние на его творчество как композитора музыкальных произведений. В том же году он начал преподавать, так сказать, в качестве феодала, в Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова, где проработал всю жизнь.
6 слайд РАБОЧИЙ ПУТЬ В 1980 году он был назначен доцентом, а в 1986 году — профессором. Помимо преподавания, Тищенко также посвятил себя композиторской деятельности, часто представляя собственные произведения, писал статьи, комментарии и рецензии, читал лекции на международных семинарах и участвовал в теле- и радиопередачах.
Его произведения, написанные в разных жанрах, но продолжающие традиции симфонизма Шостаковича, отличаются особым драматизмом и эпичностью.
Борис Иванович Тищенко
Бориса Ивановича Тишенко по праву называют одним из классиков русской музыки второй половины ХХ века. Он никогда не был радикальным новатором и не стремился разрушить все традиционные формы выражения музыкального языка — но это не мешало ему создавать глубоко оригинальную музыку, в которой сочетались традиции и новаторство, европейское и национальное.
Композитор родился в Ленинграде и провел свое детство в тяжелые военные годы. Его семья переехала в Оренбургскую область в город Берды. Его первыми музыкальными впечатлениями были песни военных лет, которые он слышал по радио и на пластинках. Он пел эти песни и обрел уверенность в том, что тоже может писать музыку. В возрасте семи лет он решил стать композитором, но его первое произведение стало результатом недоразумения: На уроке музыки в средней школе учитель сыграл «Деда Мороза» Роберта Шумана и попросил учеников сочинить. Тищенко не понял задания и сочинил музыкальный ответ на произведение Шумана. Он старательно записал мелодию — как мог — и был в восторге, когда учитель сыграл ее. Он рекомендовал родителям мальчика отдать его в музыкальную школу.
Сначала Тищенко посещал музыкальные занятия в Доме пионеров, а с шестого класса — семилетнюю школу при консерватории. После окончания консерватории он начал изучать теорию музыки и композицию. Его наставница Галина Ивановна Уствольская была известна своей строгостью в преподавании — все работы своих учеников она, по словам Бориса Ивановича, «нещадно громила» и не терпела банальностей. Завоевать их похвалу было непросто, но Тищенко удалось: на третьем году обучения он написал Вариации для фортепиано (первое опубликованное произведение композитора), скрипичное рондо и вокальный цикл «Слепые» — и Уствольская решила, что он готов к поступлению в консерваторию. После третьего курса он поступил сразу на два факультета — композиторский и фортепианный, но почти сразу был исключен с композиторского: В традициях своего наставника он позволял себе очень смелые композиции. Однако случившееся не очень волновало его — поскольку в училище он получил очень хорошее образование, Тищенко чувствовал себя композитором. Он продолжил обучение на фортепианном отделении и через два года был вновь принят на отделение композиции. Теперь он учился у Виктора Владимировича Волошинова, который научил его, как говорил композитор, сочинять «как строишь дом» — по строгой логике. На пятом курсе Дмитрий Дмитриевич Шостакович в виде исключения взял его в свой класс (он работал только с докторантами). Он продолжил обучение у него и после окончания учебы начал преподавать в консерватории — сначала инструменты и чтение музыки, затем композицию. Следуя примеру Шостаковича, он ввел форму коллективного обучения: В течение полутора-двух часов учитель и ученики вместе играли музыку и слушали произведения разных композиторов, только после этого начиналась индивидуальная работа, причем одни ученики брали уроки у других. Тищенко знакомил своих учеников с различными музыкальными жанрами, ведь «запретных тем» не существует: помимо академической традиции, он знакомил своих студентов с военными песнями и джазом, знаменными распевами и песнями алтайских горнов, яванским гамеланом и индийской рагой.
Подобные посты
Карл Фридрих Зельтер
(1758-1832) Карл Фридрих Цельтер был немецким композитором, дирижером и педагогом. При жизни Зельтер стал известен как педагог — через его школу прошли многие музыканты его времени. Среди них были композиторы Джакомо Мейербер и Карл Лёве, теоретик …
Почему Рави Шанкара называют «индийским Моцартом» и при чем здесь «Битлз»?
Играл на ситаре. Кто играл? Чей это был ситар? На ситаре играл сам Рави Шанкар, В. Цой, «Играл ситар». 26 октября 1966 года в лондонском аэропорту встретились двое мужчин: один в сермяге1, другой в европейской …
Жизнь и творчество Луи Моро Готтшалка в контексте американской музыкальной культуры XIX века.
(1829-1869) В первой половине девятнадцатого века произведения американских композиторов не обладали такой же привлекательностью, как произведения писателей. Тем не менее, их произведения послужили необходимым строительным материалом для национальной композиторской школы, возникшей лишь в последней четверти XIX века. Одним из движущих факторов …