? Граница между Канадой и США образует линию на дорогах и шоссе города, и самая живописная ее часть — Ниагарский водопад.
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА)
Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) — это союз экономической интеграции между США, Канадой и Мексикой. Это один из трех региональных интеграционных блоков (наряду с ЕС и АТЭС), оказывающих наибольшее влияние на современную мировую экономику.
Основой НАФТА является экономическая интеграция между США и Канадой. Процесс экономической интеграции, развивавшийся в XIX веке, привел к подписанию в сентябре 1988 года Соглашения о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA), которое вступило в силу в 1989 году. CUSFTA предусматривает создание зоны свободной торговли, которая охватит две североамериканские страны в течение 10 лет. Переговоры о присоединении Мексики к CUSFTA начались в 1990 году. 17 декабря 1992 года было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), которое вступило в силу 1 января 1994 года.
NAFTA стала первым в мире экономическим союзом, объединившим высокоразвитую страну (США, Канада) и развивающуюся страну (Мексика).
Основные характеристики НАФТА.
Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА предназначена для расширения экономических отношений (в основном взаимной торговли) между странами-участницами. Запрещая странам-участницам дискриминировать торговлю и инвестиции друг друга, НАФТА вводит протекционистские правила в отношении иностранных производителей (особенно в текстильной и автомобильной промышленности).
Основными целями НАФТА, формально изложенными в учредительном договоре, являются:
— Устранение торговых барьеров и содействие свободному перемещению товаров и услуг между странами,
— создание справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли,
— значительно увеличивая инвестиционные возможности в странах-участницах,
— Обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой стране,
— Урегулирование экономических споров,
— Создание перспектив для будущего многостороннего регионального сотрудничества.
Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, которая основана на скоординированной регулирующей деятельности многих высокоразвитых стран.
В других регионах интеграция идет сверху вниз, межправительственные соглашения способствуют развитию контактов между предпринимателями из разных стран. Однако в НАФТА процесс интеграции шел снизу вверх: Сначала были установлены внутрифирменные связи высокого уровня, а затем на их основе были заключены транснациональные соглашения.
В рамках НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, существует только один центр экономической мощи — США, экономика которых во много раз больше, чем экономика Канады и Мексики вместе взятых (таблица). Такой моноцентрический характер облегчает управление (ведущая страна может легко навязывать свои решения более слабым партнерам), но также создает среду с потенциалом для конфликта (партнеры США могут быть недовольны своим подчиненным положением). Более того, интеграция кажется односторонней: Канада и Мексика тесно переплетены с США, но не друг с другом.
В силу своей уникальности НАФТА не имеет специальных наднациональных институтов (как Европейский парламент в ЕС), поскольку они были бы лишь придатком правительства США. Центральным органом НАФТА является Министерский комитет по свободной торговле, который следит за выполнением соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при его толковании. В его подчинении находятся 30 комитетов и рабочих групп. Если страна решает игнорировать решения Комиссии, ей грозят торговые и другие санкции со стороны других партнеров по Союзу.
Таблица. ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН-УЧАСТНИЦ НАФТЫ В 1999 ГОДУ | ||||
Индикаторы | США | Канада | Мексика | НАФТА |
Население (млн.) | 278,2 | 30,5 | 97,4 | 406,1 |
Территория (тыс. кв. км) | 9364 | 9971 | 1958 | 21293 |
ВВП (миллиарды долларов) | 9152,1 | 634,9 | 483,7 | 10270,7 |
ВВП на душу населения ($) | 32921 | 20481 | 4966 | 25291 |
Доля в мировом экспорте (%) | 12,8 | 4,4 | 2,5 | 19,7 |
США как лидер американской экономической интеграции.
В 20-м веке. США отстаивают принципы либерализации мировой торговли. НАФТА создала прецедент либерализации новых областей, которые еще не регулировались ГАТТ, таких как инвестиции, права интеллектуальной собственности и торговля услугами. Именно поэтому США заключили Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) с Канадой и Мексикой.
Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность отношений регионального сотрудничества, другие страны Латинской Америки и существующие региональные группы (МЕРКОСУР, Андский пакт и т.д.) ведут переговоры о заключении Соглашения о свободной торговле Америк (FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, которые стремятся к большей панамериканской экономической интеграции, чтобы экономически конкурировать с Западной Европой (блок ЕС) и странами Восточной Азии (блок АТЭС).
По инициативе Вашингтона в декабре 1994 года в Майами состоялась первая с 1967 года встреча на высшем уровне двух американских государств (Северного и Южного). Во время этого саммита США предложили создать общую Зону свободной торговли Америк с целью устранения всех торговых барьеров в Западном полушарии к 2005 году. В 1995 году еще одна развивающаяся латиноамериканская страна, Чили, подала заявку на вступление в НАФТА. Правительство США поддержало план присоединения Чили к НАФТА, но в конце 1997 года Конгресс США заблокировал этот план, что ослабило позицию США накануне второго Саммита Америк, состоявшегося в Сантьяго-де-Чили в апреле 1998 года. На этой встрече лидеры 34 стран Западного полушария не смогли договориться о практических мерах, а лишь согласились вести переговоры о создании зоны свободной торговли.
Планы США по расширению НАФТА на юг с осторожностью воспринимаются странами Латинской Америки. Бразилию, Аргентину и некоторые другие «развивающиеся экономики» Латинской Америки не устраивает модель NAFTA экономических отношений между промышленно развитыми странами (США, Канада) и развивающимися странами (Мексика). Хотя экономическая либерализация в рамках НАФТА дала большой толчок развитию мексиканской экономики, в основном увеличение мексиканского экспорта произошло за счет «maquiladoras», то есть сборочных предприятий, которые являются дочерними предприятиями американских компаний. На запчасти приходится около 75% мексиканского импорта из США. Такая зависимость не позволяет партнерам США в Латинской Америке опираться на значительные конкурентные преимущества, развивать в стране полные производственные цепочки и в конечном итоге экспортировать продукцию. В результате экспортно-ориентированные сборочные производства относительно процветают, но это создает «анклавную экономику» и не приводит к качественной модернизации экономики в целом.
Основной целью НАФТА было устранение барьеров на пути перемещения товаров между странами-участницами. Половина барьеров была устранена сразу, остальные устранялись постепенно в течение 14 лет.
Это соглашение представляло собой расширенную версию торгового соглашения между Канадой и США 1989 года.
В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила своей целью создание транснациональных органов управления или разработку нового законодательства. НАФТА — это просто международное торговое соглашение, основанное на международном праве.
- устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;
- создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
- привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
- обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
- создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
- создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;
- создание единого континентального рынка.
Структура
- Комиссия по свободной торговле
- Секретариат:
Региональный блок1 | Регион(км²) | Население | ВВП (ППС)($US)ВВП (млн.) | ВВП (ППС)($US)ВВП на душу населения | Страны-доноры Страны-доноры1 |
---|---|---|---|---|---|
ЕАСТ | 529,600 | 12,233,467 | 471,547 | 38,546 | 4 |
ЕС | 4,325,675 | 496,198,605 | 12,025,415 | 24,235 | 27 |
ЕврАзЭС (ЕврАзЭС) | 20,789,100 | 208,067,618 | 1,689,137 | 8,118 | 6 |
СААРК (SAARC) | 5,136,740 | 1,467,255,669 | 4,074,031 | 2,777 | 8 |
СААРК (ССАГПЗ) | 2,285,844 | 35,869,438 | 536,223 | 14,949 | 6 |
НАФТА | 21,588,638 | 430,495,039 | 12,889,900 | 29,942 | 3 |
АСЕАН | 4,400,000 | 553,900,000 | 2,172,000 | 4,044 | 10 |
PARTA | 528,151 | 7,810,905 | 23,074 | 2,954 | 14+23 |
КАРИКОМ | 462,344 | 14,565,083 | 64,219 | 4,409 | 14+13 |
CSN | 17,339,153 | 370,158,470 | 2,868,430 | 7,749 | 10 |
CACM | 422,614 | 37,816,598 | 159,536 | 4,219 | 5 |
Агадир | 1,703,910 | 126,066,286 | 513,674 | 4,075 | 4 |
EAC | 1,763,777 | 97,865,428 | 104,239 | 1,065 | 3 |
КОМЕСА | 3,779,427 | 118,950,321 | 141,962 | 1,193 | 5 |
ЭКОВАС | 5,112,903 | 251,646,263 | 342,519 | 1,361 | 15 |
CEMAC | 3,020,142 | 34,970,529 | 85,136 | 2,435 | 6 |
SACU | 2,693,418 | 51,055,878 | 541,433 | 10,605 | 5 |