Страны входящие в нафта. Страны входящие в нафта.

? Граница между Канадой и США образует линию на дорогах и шоссе города, и самая живописная ее часть — Ниагарский водопад.

СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (НАФТА)

Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) — это союз экономической интеграции между США, Канадой и Мексикой. Это один из трех региональных интеграционных блоков (наряду с ЕС и АТЭС), оказывающих наибольшее влияние на современную мировую экономику.

Основой НАФТА является экономическая интеграция между США и Канадой. Процесс экономической интеграции, развивавшийся в XIX веке, привел к подписанию в сентябре 1988 года Соглашения о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA), которое вступило в силу в 1989 году. CUSFTA предусматривает создание зоны свободной торговли, которая охватит две североамериканские страны в течение 10 лет. Переговоры о присоединении Мексики к CUSFTA начались в 1990 году. 17 декабря 1992 года было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА), которое вступило в силу 1 января 1994 года.

NAFTA стала первым в мире экономическим союзом, объединившим высокоразвитую страну (США, Канада) и развивающуюся страну (Мексика).

ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ НАФТА президентами Мексики (Карлос Салинас де Гортари), США (Джордж Буш) и Канады (Брайан Малруни)

Основные характеристики НАФТА.

Как и другие региональные интеграционные блоки, НАФТА предназначена для расширения экономических отношений (в основном взаимной торговли) между странами-участницами. Запрещая странам-участницам дискриминировать торговлю и инвестиции друг друга, НАФТА вводит протекционистские правила в отношении иностранных производителей (особенно в текстильной и автомобильной промышленности).

Основными целями НАФТА, формально изложенными в учредительном договоре, являются:

— Устранение торговых барьеров и содействие свободному перемещению товаров и услуг между странами,

— создание справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли,

— значительно увеличивая инвестиционные возможности в странах-участницах,

— Обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой стране,

— Урегулирование экономических споров,

— Создание перспектив для будущего многостороннего регионального сотрудничества.

Экономическая интеграция в Северной Америке отличается от интеграции в Западной Европе и Азии, которая основана на скоординированной регулирующей деятельности многих высокоразвитых стран.

В других регионах интеграция идет сверху вниз, межправительственные соглашения способствуют развитию контактов между предпринимателями из разных стран. Однако в НАФТА процесс интеграции шел снизу вверх: Сначала были установлены внутрифирменные связи высокого уровня, а затем на их основе были заключены транснациональные соглашения.

В рамках НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, существует только один центр экономической мощи — США, экономика которых во много раз больше, чем экономика Канады и Мексики вместе взятых (таблица). Такой моноцентрический характер облегчает управление (ведущая страна может легко навязывать свои решения более слабым партнерам), но также создает среду с потенциалом для конфликта (партнеры США могут быть недовольны своим подчиненным положением). Более того, интеграция кажется односторонней: Канада и Мексика тесно переплетены с США, но не друг с другом.

В силу своей уникальности НАФТА не имеет специальных наднациональных институтов (как Европейский парламент в ЕС), поскольку они были бы лишь придатком правительства США. Центральным органом НАФТА является Министерский комитет по свободной торговле, который следит за выполнением соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при его толковании. В его подчинении находятся 30 комитетов и рабочих групп. Если страна решает игнорировать решения Комиссии, ей грозят торговые и другие санкции со стороны других партнеров по Союзу.

Таблица. ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН – ЧЛЕНОВ НАФТА

Таблица. ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН-УЧАСТНИЦ НАФТЫ В 1999 ГОДУ
Индикаторы США Канада Мексика НАФТА
Население (млн.) 278,2 30,5 97,4 406,1
Территория (тыс. кв. км) 9364 9971 1958 21293
ВВП (миллиарды долларов) 9152,1 634,9 483,7 10270,7
ВВП на душу населения ($) 32921 20481 4966 25291
Доля в мировом экспорте (%) 12,8 4,4 2,5 19,7

США как лидер американской экономической интеграции.

В 20-м веке. США отстаивают принципы либерализации мировой торговли. НАФТА создала прецедент либерализации новых областей, которые еще не регулировались ГАТТ, таких как инвестиции, права интеллектуальной собственности и торговля услугами. Именно поэтому США заключили Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA) с Канадой и Мексикой.

Поскольку НАФТА демонстрирует эффективность отношений регионального сотрудничества, другие страны Латинской Америки и существующие региональные группы (МЕРКОСУР, Андский пакт и т.д.) ведут переговоры о заключении Соглашения о свободной торговле Америк (FTAA) на основе НАФТА. Эта идея также поддерживается США, которые стремятся к большей панамериканской экономической интеграции, чтобы экономически конкурировать с Западной Европой (блок ЕС) и странами Восточной Азии (блок АТЭС).

По инициативе Вашингтона в декабре 1994 года в Майами состоялась первая с 1967 года встреча на высшем уровне двух американских государств (Северного и Южного). Во время этого саммита США предложили создать общую Зону свободной торговли Америк с целью устранения всех торговых барьеров в Западном полушарии к 2005 году. В 1995 году еще одна развивающаяся латиноамериканская страна, Чили, подала заявку на вступление в НАФТА. Правительство США поддержало план присоединения Чили к НАФТА, но в конце 1997 года Конгресс США заблокировал этот план, что ослабило позицию США накануне второго Саммита Америк, состоявшегося в Сантьяго-де-Чили в апреле 1998 года. На этой встрече лидеры 34 стран Западного полушария не смогли договориться о практических мерах, а лишь согласились вести переговоры о создании зоны свободной торговли.

Планы США по расширению НАФТА на юг с осторожностью воспринимаются странами Латинской Америки. Бразилию, Аргентину и некоторые другие «развивающиеся экономики» Латинской Америки не устраивает модель NAFTA экономических отношений между промышленно развитыми странами (США, Канада) и развивающимися странами (Мексика). Хотя экономическая либерализация в рамках НАФТА дала большой толчок развитию мексиканской экономики, в основном увеличение мексиканского экспорта произошло за счет «maquiladoras», то есть сборочных предприятий, которые являются дочерними предприятиями американских компаний. На запчасти приходится около 75% мексиканского импорта из США. Такая зависимость не позволяет партнерам США в Латинской Америке опираться на значительные конкурентные преимущества, развивать в стране полные производственные цепочки и в конечном итоге экспортировать продукцию. В результате экспортно-ориентированные сборочные производства относительно процветают, но это создает «анклавную экономику» и не приводит к качественной модернизации экономики в целом.

Основной целью НАФТА было устранение барьеров на пути перемещения товаров между странами-участницами. Половина барьеров была устранена сразу, остальные устранялись постепенно в течение 14 лет.

Это соглашение представляло собой расширенную версию торгового соглашения между Канадой и США 1989 года.

В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила своей целью создание транснациональных органов управления или разработку нового законодательства. НАФТА — это просто международное торговое соглашение, основанное на международном праве.

  • устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;
  • создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
  • привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
  • обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
  • создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
  • создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;
  • создание единого континентального рынка.

Структура

  • Комиссия по свободной торговле
  • Секретариат:
Сравнение региональных блоков2004
Региональный блок1 Регион(км²) Население ВВП (ППС)($US)ВВП (млн.) ВВП (ППС)($US)ВВП на душу населения Страны-доноры Страны-доноры1
ЕАСТ 529,600 12,233,467 471,547 38,546 4
ЕС 4,325,675 496,198,605 12,025,415 24,235 27
ЕврАзЭС (ЕврАзЭС) 20,789,100 208,067,618 1,689,137 8,118 6
СААРК (SAARC) 5,136,740 1,467,255,669 4,074,031 2,777 8
СААРК (ССАГПЗ) 2,285,844 35,869,438 536,223 14,949 6
НАФТА 21,588,638 430,495,039 12,889,900 29,942 3
АСЕАН 4,400,000 553,900,000 2,172,000 4,044 10
PARTA 528,151 7,810,905 23,074 2,954 14+23
КАРИКОМ 462,344 14,565,083 64,219 4,409 14+13
CSN 17,339,153 370,158,470 2,868,430 7,749 10
CACM 422,614 37,816,598 159,536 4,219 5
Агадир 1,703,910 126,066,286 513,674 4,075 4
EAC 1,763,777 97,865,428 104,239 1,065 3
КОМЕСА 3,779,427 118,950,321 141,962 1,193 5
ЭКОВАС 5,112,903 251,646,263 342,519 1,361 15
CEMAC 3,020,142 34,970,529 85,136 2,435 6
SACU 2,693,418 51,055,878 541,433 10,605 5
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий