Общая и предельная полезность. Полезность это в экономике.

Потребитель покупает 4 единицы товара X и 9 единиц товара Y, имея доход в 100 центов. Найдите цены товаров X и Y, если известно, что предельная норма замещения товара Y товаром X (MRSxy) равна 4.

Теория полезности и закон убывающей предельной полезности

На рынке потребитель сталкивается с разнообразием товаров и услуг, из которых он должен собрать «корзину товаров», т.е. набор товаров, обладающих определенной полезностью для него. Это первое правило потребительского поведения.

Корзина — это набор товаров и услуг, которые выбирает потребитель и которые обладают для него определенным качеством. Каждой потребительской корзине соответствует число, называемое общей полезностью.

Потребительская корзина записывается следующим образом:

где: — количество товаров; — количество товаров в экономике.

Потребительская корзина является основой минимального бюджета потребителя и поэтому понимается не только как набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения основных потребностей человека, но и как оценка этого набора в текущих ценах.

Полезность, которая является целью потребления, — это свойство экономических благ удовлетворять потребности, получать удовольствие и удовлетворение от потребления.

Общая и предельная полезность

В экономической теории проводится различие между общей и предельной полезностью.

Общая полезность

Общая полезность — это общее удовлетворение, получаемое от потребления данного количества товаров или услуг в данный период времени.

По мере увеличения количества блага общая полезность растет, но темп роста общей полезности замедляется (рис. 21.1). Если благо, удовлетворяющее потребность в еде (т.е. пищу), разделить на три части, при этом первая часть условно определяется как 10 единиц, то при добавлении второй части полезность возрастает до 18 единиц вместо 20, поскольку интенсивность потребности снижается (ведь 10 единиц уже были потреблены и голод уже не так силен). После третьей части пособие увеличивается до 24 единиц и так далее. Добавление новых единиц в конечном итоге приводит к определенному пику, после которого общая полезность начинает снижаться.

По горизонтали вы представляете количество блага, по вертикали — общую полезность блага. Пиковое значение указывает на пик насыщения спроса.

График общей полезности показывает, что если вначале общая полезность увеличивается, то после точки максимума она уменьшается.

Предельная полезность

Изменение общей полезности отражается на предельной полезности.

Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, которая возникает в результате потребления одной дополнительной единицы данного блага в единицу времени.

Яблоки Коммунальное хозяйство (TU) Предельная полезность (MU)
1 10 10
2 14 4
3 16 2

Закон убывающей предельной полезности

Кривая предельной полезности (рис. 21.2) показывает, что полезность последовательных единиц товара постепенно уменьшается по мере роста удовлетворенности потребителя. Если предельная полезность равна нулю, то рассматриваемое благо доступно в количестве, которое может полностью удовлетворить потребность.

Снижение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц конкретного товара известно как закон убывающей предельной полезности. Чем больше потребляется блага, тем ниже дополнительная полезность, возникающая при увеличении потребления на одну единицу этого блага (если последовательное потребление блага постепенно приводит к состоянию насыщения, дополнительная полезность дополнительной единицы этого блага начинает снижаться). Это первый закон Госсена.

Первый закон Госсена гласит, что предельная полезность каждой дополнительной единицы товара, взятой в данный момент времени, меньше, чем полезность предыдущей единицы.

Пытаясь рассчитать предельную полезность, кардиналисты ввели условную единицу — jutile, которую они используют для определения степени удовлетворения потребностей. Общая полезность любого количества любого блага может быть определена путем сложения показателей предельной полезности.

Если каждая последующая единица товара имеет все более низкую предельную полезность, потребители будут покупать дополнительные единицы товара только в том случае, если его цена снизится.

Покупая определенные товары, потребители отказываются от потребления других товаров. Поэтому решение потребителей в рыночной экономике всегда включает не только оценку полезности потребляемых товаров, но и сравнение цен на альтернативные товары.

Математически закон убывающей предельной полезности означает, что вторая производная от общей полезности в зависимости от количества данного блага отрицательна:

Предпосылки: Пусть существует функция полезности.

Находка: Точка насыщения, при которой общая полезность максимальна,

Решение: Функция общей полезности достигает точки максимума при условии

Ответ: Точка насыщения равна 26.

Предварительное условие: Пусть функция полезности задается уравнением

Найти: Количество потребления q, при котором вступает в силу закон убывающей предельной полезности, т.е. предельная полезность начинает снижаться.

Решение: Очевидно, что MU начинает уменьшаться в точке, где функция предельной полезности имеет максимальное значение: Приравнивая к нулю и решая уравнение в терминах, получаем .

Ответ: Когда потребляемое количество составляет q = 7, предельная полезность MU начинает уменьшаться.

Общая и предельная полезность

Цель, ради которой потребитель покупает товар, — удовлетворить свои потребности и желания и получить удовольствие от потребления товаров и услуг. Наиболее важным фактором в выборе потребителя является полезность товара.

Полезность — это степень удовлетворения потребностей человека при потреблении товаров или услуг или при занятии какой-либо деятельностью.

Понятие полезности было введено в экономику английским философом Джереми Бентамом (1748-1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике основывается, по сути, на двух теориях: Полезность и ценность. Утилитарность объясняет закон спроса, т.е. почему спрос на товар уменьшается при увеличении его цены и наоборот.

Следует отметить, что полезность — понятие субъективное. То, что приятно и полезно для одного человека, может быть неприятно или совершенно бесполезно для другого.

Общая полезность

Предельная полезность — это выгода, которую человек получает от использования одной дополнительной единицы товара.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении дополнительной единицы блага.

Общая полезность

Предельная полезность

Из определения предельной полезности следует формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит:

По мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность имеет тенденцию к снижению.

Этот закон обычно называют первым законом Госсена (в честь немецкого экономиста Германа Госсена, который впервые высказал идею убывающей предельной полезности в 1854 году).

Стоимость товара

Меновая стоимость делает возможным обмен одного товара на другой в определенном соотношении. Стоимость как экономическая категория всегда находилась под пристальным вниманием экономистов, которые сформулировали различные теории ее происхождения, в том числе:

  • трудовая теория стоимости;
  • теория предельной полезности;
  • теория издержек производства;
  • теория спроса и предложения.

Отец» экономической теории А. Смит считал, что стоимость равна затраченному на производство товара труду, исчисляемому в виде заработной платы, а также прибыли и ренты. Его взгляды разделял Д. Рикардо и развивал К. Маркс.

Трудовая теория сводится к тому, что при расчете стоимости учитываются общественно необходимые затраты труда, которые определяются средними условиями производства, интенсивностью труда и квалификацией работников. Работодатели, которые могут снизить затраты на рабочую силу, например, за счет использования современных технологий, получают выгоду.

Теория предельной полезности была предложена австрийской экономической школой и в настоящее время поддерживается ведущими западными экономистами. Она основана на таких понятиях, как полезность и дефицит товаров.

Эта теория утверждает, что стоимость товара определяется его предельной полезностью. Теория различает:

  • субъективную стоимость как индивидуальную оценку товара покупателем и продавцом;
  • объективную стоимость – цена, которая формируется конкурентным рынком.

В книге «Богатство народов» А. Смит писал о парадоксе стоимости, а именно о том, что вода, необходимая для жизни, имеет меньшую стоимость, чем бриллианты, которые обладают гораздо меньшей полезностью.

Позже экономисты объяснили этот парадокс, сказав, что ценность блага определяется полезностью дополнительной (предельной) единицы блага, потребляемой обществом. Вода имеет низкую стоимость, потому что она неограниченна, чего нельзя сказать об алмазах.

Связь стоимости и цены товара

В классической экономической теории цена определяется как денежное выражение стоимости. Поскольку товар торгуется на рынке со многими контрагентами и подвержен влиянию многих факторов, его цена является зависимой:

  • спроса и предложения;
  • имиджа производителя;
  • затрат на производство;
  • полезности товара для покупателя.

Цена не всегда соответствует стоимости товара, но может и превышать ее или, наоборот, быть ниже.

Неоклассическая теория, основателем которой является А. Маршалл, считает, что цена определяется в соответствии со спецификацией:

  • предельной полезности со стороны покупателя
  • издержек производства со стороны продавца.

Рынок заставляет продавцов и покупателей идти на компромисс, т.е. определяет максимальные цены, приемлемые для обеих сторон. Маршалл заявил, что принципы «наибольшей полезности» и «себестоимости продукции» можно сравнить с лезвиями ножниц.

Механизм цен регулирует производство, определяя, что выгодно, а что невыгодно для общества. В результате колебаний рыночных цен производители вынуждены снижать себестоимость продукции, что стимулирует развитие новых технологий. Это приводит к ускорению технологического прогресса и устранению производителей, не способных вести эффективную экономику.

Таким образом, цена, стоимость и полезность товаров тесно связаны между собой и определяют взаимоотношения между всеми участниками рынка.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий