Конкуренция несовершенная. Что такое несовершенная конкуренция.

Снижению числа предприятий способствует ряд факторов, известных как рыночные барьеры. Рыночные барьеры — это препятствия для доступа к определенному продукту.

Монополистическая конкуренция

Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки с несовершенной конкуренцией. Они называются так потому, что конкуренция и, следовательно, спонтанные механизмы саморегулирования («невидимая рука» рынка) функционируют в них несовершенно. Например, часто нарушается принцип отсутствия профицитов и дефицитов в экономике, который (см. «Основные принципы функционирования рыночной экономики») доказывает эффективность и совершенство рыночной системы. Поскольку существует избыток одних товаров и дефицит других, нельзя сказать, что все имеющиеся в экономике ресурсы используются только для производства нужных товаров в нужных количествах.

Условия несовершенной конкуренции

Условиями несовершенной конкуренции являются:

  1. значительная доля рынка у отдельных производителей.
  2. наличие барьеров проникновения в отрасль.
  3. неоднородность продуктов.
  4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Как мы увидим ниже, каждый из этих факторов в отдельности и все вместе способствуют тому, что рыночное равновесие отклоняется от точки равенства спроса и предложения. Например, один производитель конкретной продукции (монополия) или группа крупных фирм, вступивших в сговор друг с другом (картель), могут поддерживать завышенные цены без риска потери клиентов — они просто не могут поставлять продукцию в другие места.

Критерий несовершенной конкуренции

Как и в случае совершенной конкуренции, в случае несовершенных рынков также можно выделить основной критерий для отнесения рынка к данной категории. Критерием несовершенной конкуренции является падение кривых спроса и цены при увеличении объема производства фирмы. Часто используется другая формулировка: Критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем производства не влияет на цены, то в условиях несовершенной конкуренции он влияет на цены (как показано на рисунке 8.1a).

Рисунок 8.1: Критерий несовершенной конкуренции и его последствия.

Экономическое значение этого правила заключается в том, что в условиях несовершенной конкуренции фирма может продать больше, только снизив свою цену. Или, говоря иначе, поведение фирмы является значимым на уровне отрасли.

Действительно, в условиях совершенной конкуренции цена остается неизменной независимо от того, сколько производит фирма, поскольку ее размер ничтожно мал по сравнению с общим размером рынка. Независимо от того, удвоит ли мини-пекарня производство, сохранит его на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлеба, общая ситуация на российском продовольственном рынке не изменится, и цена на хлеб сохранит свою стоимость.

Напротив, взаимосвязь между объемом производства и уровнем цен дает прямое указание на значимость компании в масштабах рынка. Например, если АвтоВАЗ вдвое сократит поставки «Жигулей», возникнет дефицит автомобилей и цены вырастут. Это относится ко всем формам несовершенной конкуренции. Другая проблема заключается в том, что не только размер, но и другие факторы, такие как уникальность продукта, могут придать компании значимость. Но всегда существует взаимосвязь между объемом производства и ценами, если это действительно рынок с несовершенной конкуренцией.

Пределы монополистического завышения цен

Обратная зависимость между производством и ценами имеет чрезвычайно важные экономические последствия. Становится ясно, что рыночная власть любого, даже самого сильного монополиста, не является абсолютной. Предположим, что наш гипотетический монополист (как это часто делают реальные монополисты) пытается поднять цену на свою продукцию. Предположим далее, что равновесная цена, которая сложилась бы на рынке в отсутствие давления монополиста, одинакова, а величина дохода равна площади прямоугольника A.

Признаки несовершенной конкуренции

Существуют определенные признаки, по которым можно распознать несовершенную конкуренцию:

  1. наличие входных барьеров в отрасль;
  2. дифференцированность продукции;
  3. основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
  4. возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.

Труды известных экономистов о несовершенной конкуренции

Теория механизма несовершенной конкуренции на рынке была разработана такими известными экономистами, как Э. Чемберлин, А. Курно, Дж. Хикс, Дж. Робинсон и др. В их научных трудах содержатся основные положения теории несовершенной рыночной конкуренции. То есть монополист обладает абсолютной властью над ценой и может снижать или повышать ее по своему усмотрению, действуя только в своих интересах, чтобы контролировать спрос и предложение на производимые им товары. В то же время монополист сознательно ищет и определяет уровень цен, при котором его личная прибыль максимальна. В экономике любого государства естественные монополии существуют, когда отрасль состоит из одного предприятия (например, электроснабжение, телекоммуникации, газ и т.д.). В этом случае средние издержки минимальны, а прибыль, напротив, максимальна; в монополии существуют барьеры для входа (специфические барьеры для входа для данного продукта) для новых фирм, выходящих на рынки, где старые фирмы имеют преимущество.

НКs

Барьеры для входа могут включать: исключительные права, предоставленные фирмам правительством; право собственности на дефицитные или незаменимые ресурсы, авторские права и патенты; эффект масштаба, например, когда для выхода на определенный рынок требуется большой капитал; незаконные методы, используемые монополиями для борьбы с новыми конкурентами на их рынке.

Существует множество примеров рынков с несовершенной конкуренцией. К ним относятся рынок бытовой техники и электроники (Sony, Samsung, Siemens), рынок автомобилей (Honda, Toyota, BMW и другие) или рынок безалкогольных напитков, на котором лидируют Coca-Cola и Pepsi, и многие другие.

Следует признать, что подавляющее большинство реальных рынков в современном мире — это рынки с несовершенной конкуренцией. Они называются так потому, что несовершенно регулируются конкуренцией и, следовательно, механизмами саморегулирования («невидимая рука» рынка, так сказать). Рынок с несовершенной конкуренцией существует, когда не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

Характерные черты рынка несовершенной конкуренции

Рынок с несовершенной конкуренцией обычно характеризуется следующими особенностями:

  1. функционирует одна крупная фирма или же небольшое количество преимущественно крупных фирм;
  2. есть существенные ограничения для входа на рынок и выхода с него (эти ограничения возникают или из-за необходимости иметь капиталы внушительных размеров, или из-за недоступности информации о том, как изготовить определенный товар, и отсутствия столь необходимой технологии для его производства;
  3. фирмы, которые уже функционируют на этом рынке, могут оказывать значительное влияние на рыночное предложение и на рыночный спрос, а значит, и на условия продаж, в том числе манипулируя объемами производства и диктуя свои цены на рынке;
  4. в силу узкого круга функционирующих субъектов продавцы очень строго следят за поведением своих конкурентов и даже могут вступать в сговор с ними.

55ges

Когда на рынке существует несовершенная конкуренция, неизбежно, что некоторые участники рынка будут занимать монопольное положение.

Любой рынок, существующий в современных условиях, в той или иной степени является практически монопольным, т.е. это не рынок совершенной конкуренции и не рынок чистой монополии, а нечто среднее — рынок несовершенной конкуренции.

Рынок с несовершенной конкуренцией — это рынок, на котором не выполняется хотя бы одно условие чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющее большинство товаров предлагается лишь ограниченным числом фирм, которые, благодаря своему доминированию на рынке, могут влиять (и влияют) в основном на цены, а также на условия продажи товара.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий