Чем отличается цена от стоимости. Стоимость в экономике это.

Сегодня мы поговорим о цене товара, которая играет ключевую роль в любом бизнесе. Ценообразование имеет решающее значение для того, будет ли ваш бизнес приносить прибыль или убытки.

Чем отличается цена от стоимости?

Научно-популярный журнал: «Как и Почему»

Чем отличается цена от стоимости?

В чем разница между

Автор Вадим Хромов Прочитано за 4 минуты Опубликовано 02.06.2021 Обновлено 02.06.2021

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как «цена» и «стоимость». Многие люди считают, что эти слова являются синонимами, и неправильно используют их в речи. Что такое цена и стоимость и в чем их основные различия?

Что такое цена? Определение и виды

Цена — это сумма денег, которую продавец хочет получить в обмен на определенную вещь. Его стоимость складывается из часов труда и материалов, использованных для производства товара (услуги), и прибыли, полученной после продажи.

Ценообразование — это сочетание различных факторов:

Пример психологического ценообразования: согласно исследованиям, вариант с нечетным числом больше привлекает покупателей, хотя разница минимальная

  • издержки производства и реализации продукции или услуги;
  • ценность товара или услуги, которая зависит от спроса (потребности в нем) и предложения (доступности на рынке);
  • эластичность спроса, показывающая динамику продаж при колебании цены;
  • конкуренция, наличие которой приводит к появлению со стороны производителей более выгодных предложений;
  • вмешательство государства, например, с целью сдерживания или повышения цен.

В зависимости от классификационных признаков существуют различные виды цен: розничные и оптовые (в зависимости от типа продаж), свободные и регулируемые (с точки зрения участия государства), сезонные и многоуровневые (в зависимости от времени) и т.д.

Цена является важным экономическим показателем. Он может использоваться для регулирования продажи товаров на основе их производства, тем самым уравновешивая спрос и предложение.

Интересный факт. Люди будут платить за один товар другим товаром или услугой. Например, продавец может поставить одну и ту же цену на мешок овса и на ведро молока. С развитием торговых отношений для удобства была придумана мировая денежная единица.

Когда спрос превышает предложение, производитель должен повысить цену, чтобы избежать дефицита товара на рынке; это также является для него возможностью получить дополнительную прибыль. Если предложение превышает спрос, необходимо снизить цену или уменьшить количество производимой продукции, иначе на рынке возникнет избыток и появятся дополнительные расходы.

Что такое стоимость?

Себестоимость — это стоимость затрат на покупку или производство товара и сопутствующие расходы, без учета дохода от продажи. Чем больше посредников между производителем и конечным продавцом, тем выше цена. Это связано с тем, что транспортные, складские, дистрибьюторские и другие расходы включаются в стоимость перепродажи на каждом этапе.

Полезность товара является обязательным условием возникновения его стоимости. При этом она не всегда приятная или полезная и существует лишь в сознании потребителя

Расходы не являются фиксированными в долгосрочной перспективе, а изменяются в связи с ростом цен на коммунальные услуги, арендной платы, заработной платы, инфляции и т.д.

Что такое стоимость?

Во времена товарных отношений между людьми, когда не было денег, но они были необходимы для торговли, люди обменивали один товар на другой. Однако, чтобы такой обмен состоялся, необходимо было оценить способность одного товара обмениваться на другой — это делало сделку выгодной для обеих сторон. Такая «оценка» товаров была названа стоимостью. Когда этой концепции не существовало, люди интуитивно оценивали возможность обмена товаров, исходя из соотношения между спросом и предложением.

Стоимость товара или услуги соответствует затратам, понесенным производителем для производства этого товара или услуги. Эти затраты выражаются в денежном эквиваленте, даже если речь идет о времени — а оно тоже имеет свою цену. Это основной источник разногласий по поводу определения ценности.

В краткосрочной перспективе стоимость продукта меняется незначительно или не меняется вовсе. Очень важно знать, как именно оценивать субъективные параметры — время, энергию и усилия сотрудников и т.д. — должны быть оценены по достоинству.

Себестоимость — это количество денег, потраченных на производство продукта. Ни один продукт не может быть продан по себестоимости, потому что продавец, который тратит время и усилия на продажу продукта, также заинтересован в получении прибыли на этом продукте. Поэтому мы можем сказать, что стоимость — это сумма производственных затрат и прибыли продавца.

Экономисты часто делят стоимость на два вида:

  • Меновая стоимость – способность товара к обмену;
  • Потребительская стоимость – способность товара удовлетворить потребность покупателя.

Поэтому часы, которые ваши внуки унаследуют от своего предка, будут представлять для них большую ценность. Другие люди, с другой стороны, будут оценивать его как любой другой товар, исходя из стоимости материалов или количества такого же товара у кого-то другого. Чем важнее предмет для человека, тем выше его потребительская стоимость.

Стоимость товара часто меняется, поскольку зависит от многих факторов, таких как рост цен на энергоносители, инфляция и так далее.

Что такое цена?

Цена — это сумма денег, которую продавец намерен заработать, продавая товар или услугу.

Это самое простое определение, но оно не охватывает вопрос ценообразования. В самом широком смысле это форма определения стоимости товаров в результате их обмена.

Цена является важным экономическим показателем, поскольку она выполняет несколько функций, наиболее важной из которых является определение баланса спроса и предложения.

Цена товара зависит от ряда факторов, но прежде всего от особенностей производства. Это может быть увеличение объема производства, что влечет за собой закупку большего количества материалов и увеличение числа работников. Также важно регулярно обновлять оборудование, следить за общим уровнем производства и заработной платой квалифицированных работников. В итоге все изменения затрат влияют на цену единицы продукции.

Цена полностью связана с себестоимостью. Некоторые трактуют определение цены как сумму себестоимости товара и прибыли, но это не так. Цена равна себестоимости, поэтому цена не может быть выше или ниже себестоимости товара. Проще говоря, цена отражает стоимость в денежном выражении.

Цена не является стабильной; она может оставаться стабильной только в течение короткого периода времени. Часто цена варьируется из-за величины наценки. С другой стороны, наценка может меняться:

  1. В зависимости от модных тенденций, то есть товар, пользующийся спросом зачастую будет продаваться дороже;
  2. При закупке больших партий товара, так как оптовые покупатели пользуются привилегиями и скидками, дающими возможность получить товары по низкой закупочной цене;
  3. В дни распродаж, так как по окончании сезона вещи распродаются с большими скидками, продавцу выгоднее продать товар дешевле, чем занимать место устаревающими вещами.

Различия цены и стоимости

Себестоимость — это общая денежная сумма, затраченная на производство и продажу продукта. Когда эти исходные данные преобразуются в деньги и к ним добавляется определенный процент прибыли, которую продавец хочет получить от продажи продукта, в результате получается цена продукта.

Другими словами, цена — это денежный эквивалент стоимости. На цену влияют затраты на производство и продажу продукта, а также норма прибыли, необходимая для обеспечения стабильности бизнеса.

  • Реальная стоимость обычно ниже цены : именно благодаря этой разнице производство становится рентабельным и получает прибыль. Часто, в зависимости от изменения условий труда, кардинально меняется и итоговая стоимость товара.
  • На стоимость влияют материальные производственные затраты и расходы на выплату заработной платы сотрудникам. Таким образом, ценообразование осуществляется с учетом всех затратных аспектов. Сюда же добавляется уровень предполагаемого дохода. Такой вариант называется методом полных затрат.
  • Крупные современные предприятия применяют на практике несколько другой вариант ценообразования – метод прямых затрат. Данный способ предполагает деление всех издержек предприятия на постоянные и переменные. Прямые затраты плюс наценка – это и есть цена продукта.
  • Стоимость, а впоследствии и цена, изменятся в том случае, если улучшатся условия производства: возрастут объемы, что приведет к повышению производительности труда и снижению расходов на единицу товара. При техническом прогрессе, росте производительности труда, снижении оплаты за ресурсы на единицу производимых товаров меняется конечная цена продукта. Такого рода зависимость может по-разному проявляться исходя из темпов роста показателей в различных отраслях.
  • Стоимость может появляться лишь некоторой долей цены на продукцию. Выражаться она может как в денежном определении, так и в физических единицах. Цена же определяется только в денежных знаках той страны, где выпускается товар.
  • Стоимость включает в себя затраты временного характера, денежные издержки, необходимые материалы, потребляемые энергоресурсы. Цена, в свою очередь, содержит в себе не только выражение этих ресурсов в деньгах, но и процент выручки, которую продавец желает получить за реализацию данного товара.

Цели ценообразования и установления цены

Ценообразование — это процесс установления цены на конкретный продукт с учетом различных факторов. Основная задача — установить цены на товары и услуги таким образом, чтобы можно было продать максимальное количество единиц продукции с минимальными потерями нормы прибыли, а затем реагировать на динамику рынка.

цели ценообразования

Кроме того, упоминаются и другие важные цели ценообразования:

  1. Соответствие рынку. Например, если в одном магазине пакет муки стоит 40 рублей, а в другом – 60 рублей, то первый определенно закроет больше продаж.
  2. Приумножение дохода. Получить максимальную прибыль стремится каждый предприниматель, для этого нужно продавать товар как можно дороже. Когда идет речь о резком подорожании какой-то продукции, оно происходит одновременно у всех реализаторов.
  3. Компенсация издержек. Должна быть установлена такая цена, при которой выручка от продажи покроет затраты на производство и реализацию товара для всех посредников в цепочке от производителя к покупателю.
  4. Увеличение объема продаж. Чтобы больше и быстрее продавать, придется пересмотреть цену в сторону снижения. Отличный работающий вариант – запустить временные акции, которые привлекут клиентов.
  5. Рациональная демонстрация товара потребителю. Например, если продукция или услуга будет слишком дешевой, человек может усомниться в ее качестве, а откровенно дорогой продукт окажется не по карману для большей части аудитории.

Вторичные цели ценообразования включают:

  • увеличение доли и позиций предприятия на рынке;
  • повышение качества продукта;
  • повышение конкурентоспособности товара;
  • поиск новых потребителей.

Правильное ценообразование является необходимым условием для работы компании и получения желаемой прибыли.

Чем отличается цена от стоимости

В повседневной жизни термины «цена» и «стоимость» используются как синонимы. В экономике, однако, между этими терминами существует фундаментальное различие.

Сумма всех затрат, понесенных компанией на производство и продажу продукта, или психологическая значимость продукта для потребителя.

Сумма, которую человек или компания платит за продукт или услугу. Как правило, это сумма себестоимости продукта (прямые затраты) и прибыли от его продажи.

Она выражается не только в денежных единицах, но и в физических единицах (материал, время, труд и т.д.).

Она выражается только в денежных единицах.

Это одинаково для всех клиентов.

Она может варьироваться от клиента к клиенту в зависимости от политики компании.

Клиентоориентированная среда.

Всегда меньше цены, за исключением исключительных случаев.

Обычно превышает стоимость, но может быть и меньше стоимости (например, продажа подержанных товаров, устаревание или снижение потерь).

Важно. Невозможно установить цену без учета стоимости товара или услуги.

Чтобы проиллюстрировать это, давайте рассмотрим разницу между ценой и стоимостью на простом примере. Допустим, вы покупаете рулон обоев за 1 000 рублей — это цена, указанная в магазине. Однако стоимость этого продукта совершенно иная. Они состоят из затрат на производство рулона обоев (400 рублей), его упаковку (50 рублей), транспортировку в магазин (50 рублей) и продажу (50 рублей). Все эти затраты составляют себестоимость продукции, которая составляет 550 рублей.

Виды стоимости

В зависимости от подходов, используемых для изучения затрат, можно выделить следующие виды затрат.

Виды стоимости

  • Трудовая стоимость – основывается на затратах рабочей силы, средств труда и времени работников на создание продукта, на ее основе строится прибавочная стоимость.
  • Меновая стоимость – регулирует отношения при обмене товарами и выступает в форме цены.
  • Потребительная стоимость – в ее основе лежит полезность товара или услуги для потребителя.
  • Субъективная стоимость – базируется на субъективной оценке редкости, полезности, важности товара для конкретного потребителя.
  • Стоимость на основе издержек – включает все финансовые затраты на выпуск и продажу продукции.
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий