Постоянное самообразование — это направление, в котором движется мир. Пришло время решить, будете ли вы следовать за ними или останетесь позади, присоединитесь ли вы к великим мыслителям современности или продолжите сидеть на диване. Решайте.
Система непрерывного образования как двигатель бизнеса
— Что такое обучение в течение всей жизни и зачем оно нужно компаниям? — Как мотивировать сотрудников к обучению? — Существуют ли побочные эффекты непрерывного образования?
Отношение к обучению меняется. По данным аналитиков компаний «Яндекс.Касса» и «Нетология», российский рынок онлайн-обучения растет на 60% в год. А рост сектора краткосрочного образования в России составляет, по разным оценкам, от 15 % до 55 % в год.
Если раньше основное внимание уделялось «корочкам» (высшему или дополнительному профессиональному образованию), то сейчас это тоже отходит на второй план из-за отсутствия конкретных знаний и практических навыков. Акцент все больше смещается с теоретических аспектов на практический опыт.
Кроме того, компании меняют свой подход к развитию человеческих ресурсов. Многие компании осознали, что обучение в течение всей жизни — это возможность для сотрудников и руководителей вывести компанию на новый уровень.
Так что же такое непрерывное образование?
Обучение в течение всей жизни — это концепция, которая объединяет в себе как идею о том, что вы учитесь от рождения до смерти, так и инструменты, которые воплощают эту идею в жизнь. Это позволяет людям адаптироваться к жизни в постоянно меняющейся среде.
Что сегодня важно для успеха: не только базовые знания, но и умение творчески мыслить, решать сложные проблемы и работать в команде. Этим навыкам мы должны научиться. Это не значит, что каждый должен быть великим мыслителем. Но у каждого, на его должности и в меру его возможностей, должны быть предпосылки и мотивация для постоянного развития.
Это и есть настоящее образование, которое больше нельзя путать с обучением. И она должна быть действительно непрерывной: от первого дня работы новичка в компании до программ профориентации работников перед выходом на пенсию. Вы должны использовать все возможности для обучения — а их становится все больше и больше.
Почему непрерывное образование – это двигатель бизнеса?
На это есть несколько причин:
— Быстрое развитие технологий, дигитализация. Компаниям необходимо постоянно повышать квалификацию своих сотрудников. Это может быть связано с внедрением новых программных решений (и, соответственно, новых квалификаций), необходимостью разбираться в информационных технологиях (даже для не ИТ-специалистов) и постоянным развитием самих этих технологий (знания быстро заменяются).
— Более высокая ценность «мягких» навыков. Это общие навыки, которые не связаны напрямую с предметной областью, но отвечают за успешную коммуникацию, умение организовать рабочий процесс и другие навыки для эффективной работы.
— Общее увеличение объема информации, которую необходимо знать специалисту для успешной и эффективной работы. Хороший специалист должен разбираться во многих смежных областях, уметь мыслить «междисциплинарно» — выходить за рамки одного предмета — и постоянно быть на передовой.
— Новые бизнес-идеи. Обучение персонала является ключом к притоку новых идей. Привлеченные профессионалы часто лучше других знают, как сэкономить ресурсы, улучшить продукцию или увеличить продажи. Конечно, при условии, что сама организация структурирована таким образом, чтобы поддерживать инициативы и обеспечивать их интеграцию в бизнес-процессы.
— Корпоративная социальная ответственность. Новые рабочие места и более квалифицированные работники могут оказать положительное влияние на экономику и демографию региона. Конечно, это в большей степени относится к крупным компаниям.
— Повышение стоимости бренда компании в области человеческих ресурсов на рынке труда. Зарплаты и премии обещаны всем, а возможности роста — нет. Люди часто выбирают компании, которые предлагают профессиональное развитие, даже если это стоит больших денег.
Объём и график обучения
Исходя из зарубежного опыта, а также результатов внедрения непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации с 2016 года, рекомендуемый минимальный общий объем освоенных образовательных элементов непрерывного образования составляет не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ) за пятилетний период.
В то же время скорость обновления информации в области медицины и фармации требует постоянного совершенствования профессиональных компетенций, т.е. не быстрого суммирования всех 250 ЗЕТ непосредственно перед очередной процедурой аккредитации, а их ежегодного накопления в равных пропорциях. Поэтому около 50 ZET в год можно считать оптимальной программой непрерывного образования. При необходимости возможны незначительные изменения в общей нагрузке учебных разделов, пройденных за год, но важно избегать перерывов более чем на один год. Такой темп позволит вам идти в ногу с развитием медицинской науки и практики.
Долевое распределение различных компонентов непрерывного образования
Для восполнения пробелов в уже приобретенных навыках и приобретения новых знаний и навыков наиболее эффективны программы непрерывного образования. Поэтому рекомендуется использовать около 36 ЗЕТ из общего числа около 50 ЗЕТ в год для компонента программы формального обучения. Оставшийся объем учебных мероприятий (около 14 ЗЕТ) рекомендуется дополнить учебными элементами «самообучения» (интерактивные учебные модули) и «неформального образования» (учебные мероприятия) (рис. 2).
Формы и технологии обучения
СогласноФедеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Обучение по программам повышения квалификации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, проводится на очной, очно-заочной или внеурочной основе, что определяется непосредственно самой организацией, при реализации таких программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
Использование дистанционных образовательных технологий обеспечивает доступность образования и создает возможность поддерживать и повышать свой профессиональный уровень независимо от времени и места. Используя технологии моделирования, вы сможете приобрести и усовершенствовать необходимые профессиональные навыки.
Поэтому при составлении плана обучения рекомендуется обратить внимание на применяемые технологии обучения и форму обучения в программах повышения квалификации и выбрать их в соответствии со своими потребностями и навыками.
Однако интерактивные учебные модули можно пройти только через дистанционное обучение, а учебные мероприятия — только очно.
Зачем система непрерывного образования нужна компаниям?
Знающие работники повышают не только свою личную конкурентоспособность на рынке труда, но и престиж компаний, в которых они работают. Сотрудники, регулярно участвующие в тренингах, курсах повышения квалификации и программах, проявляют больше инициативы, вносят предложения по развитию организации и лучше выполняют свои задачи.
Обучение также формирует основу для персонализации, которая может рассматриваться как движущая сила инноваций и изменений в компании и в стране в целом.
С другой стороны, для работника регулярное приобретение новых знаний и навыков дает преимущество быстрого карьерного роста. Такое взаимодействие выгодно не только работнику (повышение зарплаты и социального статуса), но и работодателю, поскольку младшие менеджеры, «переросшие» сотрудников, лучше понимают своих подчиненных, а значит, умеют строить с ними отношения и выполнять свою работу максимально продуктивно.
Как замотивировать сотрудников на обучение?
Существует два основных мотива для подачи заявки: деньги и искренний интерес к рабочему процессу. Во втором случае работник обычно не нуждается в дополнительных стимулах, поскольку он хочет развивать свои навыки и углублять знания в своей области. Эта категория работников особенно выгодна для работодателя, так как они работают «ради идеи».
Однако гораздо чаще повышение зарплаты рассматривается как замена приобретению новых навыков. Работникам, чьи задачи основаны исключительно на материальных благах, можно предложить повышение зарплаты за обучение или развитие.
В некоторых областях регулярное обучение требуется по закону. Например, врачи и медсестры обязаны обновлять свои знания и навыки не реже одного раза в пять лет, поскольку от их квалификации зависит не только здоровье людей, но и их жизнь.
Есть ли побочные эффекты непрерывного образования?
Обучение на протяжении всей жизни — это бесспорная движущая сила прогресса и ключ к гармоничному развитию личности. Для обычного учащегося непрерывное образование имеет только положительные стороны, поскольку оно способствует интеллектуальному развитию, удовлетворению моральных потребностей и заметному улучшению благосостояния.
Что касается работодателей, то на малых и средних предприятиях существует риск того, что сотрудник, который активно развивается, достигнет пика своей карьеры, и тогда ему придется покинуть компанию и перейти в более крупную организацию. Это единственный недостаток, который возникает у сотрудников, озабоченных проблемой роста. В противном случае обучение — это естественный процесс, который идет на пользу компании.
Популярные статьи в категории:
Какой же выход из ситуации?
Просто, но сложно — продолжайте учиться. Это не причуда, не факультативное занятие, а насущная необходимость. Выбираете ли вы работу в офисе или в автосервисе, постоянное обучение необходимо, если вы хотите стать профессионалом с будущим.
Сегодняшние технологии предлагают широкие возможности для обучения. Вы можете завалить себя книгами и статьями и узнать все секреты интересующих вас профессий, а можете пройти онлайн-курсы и учиться всю жизнь.
Здесь мы подходим к самой сути вопроса. Что такое обучение в течение всей жизни и чем оно отличается? Давайте посмотрим, как люди учились в прошлом и почему это не всегда работает сегодня.
Три вида образования
1. Педагогика
Классический подход к образованию заключается в следующем: Учитель передает ученику мудрость, которую он приобрел за долгие годы. Учитель решает, как, когда и как долго учить ученика. Для передачи знаний проводятся лекции и семинары. Для сдачи экзаменов предусмотрены экзамены, тесты и контрольные работы. Со студентом не советуются. Его задача — получить знания и убедить учителя. И никаких споров!
Такой подход называется педагогикой. Он используется уже сотни лет и хорошо работает. Оценки отлично мотивируют, расписание помогает организовать учебный процесс, учебная программа передает знания ученику в прочной и хорошо обработанной форме.
Но двадцать первый век предписывает иной порядок. Мир меняется так быстро, что людям нужны не только сами знания, но и способность творчески применять и преобразовывать их, чтобы адаптироваться к текущим обстоятельствам.
Программирование — хороший пример. Его принципы те же, что и 50 лет назад. Но постоянно появляются новые языки, меняются технические характеристики компьютеров, меняются задачи, меняются подходы. Современный программист не может просто получить диплом и удовлетвориться этим. Чтобы оставаться успешным и востребованным, он должен продолжать учиться на протяжении всей своей жизни.
2. Андрагогика
В 1970-х годах в США возникла концепция самостоятельного обучения — адъюнктив. Идея заключается в том, что студент берет на себя ответственность за собственное обучение. Это не только прослушивание лекций и выполнение домашних заданий, но и постановка целей, оценка результатов, планирование уроков, разработка стратегий обучения и т.д.
Роль учителя сводилась к обучению студентов тому, как правильно учиться, а не к передаче знаний о предмете.
Вывод этого подхода заключался в том, что студент становится более зрелой личностью, размышляет о своем жизненном пути и берет на себя полную ответственность за собственную жизнь. Логично, что такой подход был применен к уже зрелым студентам.
Однако в последующие 30 лет андрагогика оставалась не более чем интересной философской концепцией. Чего не хватало в самостоятельном обучении, так это интерактивности, возможности учиться прямо из дома и способности усваивать знания в любом количестве.
3. Эвтагогика
В 2000-х годах появился Интернет, который радикально изменил характер обучения. Появились университетские лекции, которые можно посещать из любого места и в любое время, и новые профессии, которым просто невозможно обучить в рамках традиционного образования. SMM-специалист, копирайтер, интернет-маркетолог — 20 лет назад об этих профессиях даже не знали!
С появлением Интернета и онлайн-курсов идея самообучения обрела новую жизнь. Для отражения изменений в концепции был также придуман новый термин — эвтагогика. Значение: «приводить к изобретениям, открытиям, озарениям, выводам». По сути, речь идет о непрерывном образовании!
Ключевым явлением эвтагогики является вопрос, задаваемый студенту. Он начинает учиться не потому, что хочет получить диплом, и не потому, что ему велела мама. У него есть вопрос, проблема, потребность, которую невозможно решить без приобретения новых знаний. Пример: кто-то хочет освоить новую профессию — он находит в Интернете курсы и регистрируется.
В новой образовательной концепции нет дипломов, нет экзаменов (по крайней мере, в традиционной форме), нет расписания курсов, и студент сам составляет свой учебный план. Обучение не прекращается до тех пор, пока есть вопросы и нерешенные проблемы, а они есть всегда. И поэтому наступает время приобретать все больше и больше знаний.
Преимущества непрерывного образования
- Постоянное поддержание высокого уровня образованности. Узнавая каждый день новое, вы легко отслеживаете тренды в различных сферах деятельности и то, что потеряло свою практическую ценность.
- Необходимость постижения смежных областей знаний. Занимаетесь интернет-маркетингом? Вы с удовольствием начнете подтягивать уровень владения английским языком, понимание психологии и рекламного дела.
- Знакомство с профессионалами своего дела в различных областях. Это лекторы-преподаватели, коллеги и чем черт не шутит – будущие работодатели!
- Развитие личностных аспектов. В ходе непрерывного обучения вы тренируете память способность находить, обрабатывать и усваивать гигантские объемы информации.
- Адаптация к грядущим изменениям на рынке труда. Все просто: ваш багаж знаний позволит работать там, где все рабочие места заняты роботами. Шутка это или нет, вы решите сами. Главное – учитесь всему, что может пригодиться.
Конечно, этот процесс не обходится без трудностей.
Основные принципы НМО:
- Непрерывность процесса (в течение всего календарного года, отдельными циклами или курсами, на учебных мероприятиях и самостоятельно) на протяжении всей профессиональной жизни врача;
- Разнообразие форм обучения (в режиме реального времени — аудиторные занятия, конференции, семинары, симуляционные курсы и др. и с использованием инновационных технологий — электронные модули, видеоролики, телемедицинские курсы и др.);
- Формирование актуальных учебных программ и обеспечение качества материалов (используемые модули разрабатываются, редактируются и корректируются ведущими специалистами профессиональных медицинских сообществ по различным специальностям);
- Контроль и учет образовательной активности.
- Обязанность работодателя по обеспечению участия его работников в системе НМО. Для успешной реализации медицинскими работниками своих прав на НМО (согласно статье 72 Федерального закона №323-ФЗ) работодатель обязан:
- предоставить время для обучения;
- предоставить возможность выбора места и необходимого профиля обучения посредством реализации образовательных сертификатов;
- оплатить мероприятие и командировочные расходы;
- обеспечить доступ на рабочем месте к традиционным литературным данным и электронным библиотекам.
Повышение квалификации специалистов, получивших «последнюю» сертификацию или аккредитацию после 1 января 2016 года, осуществляется в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в форме индивидуального пятилетнего обучения по соответствующей специальности. Курсы НМО на сайте ru-nmo.com.
Такое обучение должно включать:
- формирование индивидуального плана обучения по соответствующей специальности;
- последующее его дискретное освоение в течение 5 лет, по окончанию которого специалист допускается к процедуре повторной аккредитации.
Информация для поддержки создания и изучения индивидуального плана предоставляется через портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования кадровой службой специалиста на странице «Пятилетние циклы непрерывного образования». Для этого специалист должен выбрать специальность и составить индивидуальный план.
Компоненты индивидуального плана — это различные виды учебной деятельности, о которых портал предоставляет информацию. Список и краткое описание всех программ непрерывного образования и всех образовательных мероприятий в соответствующей области специализации доступны после выбора области специализации для составления индивидуального плана.
Информационные письма о кредитах отправляются на адрес электронной почты, указанный при регистрации, после активации индивидуальных кодов или после успешного участия в модуле электронного обучения.
Освоение компонента индивидуального плана подтверждается соответствующим документом. Выполнение компонентов индивидуального плана регистрируется на портале.
После успешного выполнения индивидуального плана специалист может быть допущен к процессу повторной аккредитации специалиста. Решение о принятии повторной аккредитации специалиста принимается Аккредитационной комиссией.
Обучение вне пятилетних циклов
Если вы получили сертификат специалиста до 1 января 2016 года, вы можете продолжить обучение по этой специальности двумя способами:
- Первый способ. Пройти традиционный цикл повышение квалификации (не менее 144 академических часов или 4 недель). Традиционный цикл повышения квалификации специалист может пройти в организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей лицензию на дополнительное профессиональное образование. Обучение может проходить за счет федерального бюджета или на договорной основе, в том числе с применением образовательного сертификата за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования. Выбор соответствующего цикла повышения квалификации объемом не менее 144 академических часов Вы можете осуществить как через Портал, так и без его использования.
- Второй способ. Составить индивидуальный план обучения в объеме не менее 144 академических часов и пройти его в течение периода действия своего сертификата специалиста. Освоение допускается, в том числе, в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования. Компонентами индивидуального плана по соответствующему циклу могут быть:
- одна или несколько программ повышения квалификации, которые реализуются образовательной организацией, трудоемкостью от 16 академических часов суммарным объемом не менее 108 часов;
- одно или несколько очных, или заочных образовательных мероприятий предоставляемых медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по специальностям, предварительно одобренных Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации, суммарным объемом не более 36 академических часов.
Специалист может составить индивидуальный план циклов профессионального развития и образовательных мероприятий на протяжении всего обучения, пока не истечет срок действия сертификата специалиста.
Чтобы узнать больше о непрерывном медицинском образовании или получить совет по выбору курса по НМО, посетите сайт ru-nmo.com.
Непрерывное образование
Еще в древности была известна поговорка: «Век жизни — век учебы». Сегодня оно приобрело новое, прямое и буквальное значение: Если вы не хотите безнадежно отстать от жизни, вы должны продолжать учиться. Обучение в течение всей жизни, также называемое пожизненным (или непрерывным) обучением, становится неотъемлемой частью образования.
Исследования показывают, что в некоторых регионах страны более 50% выпускников университетов и до 64% выпускников специализированных высших учебных заведений меняют профессию сразу после окончания учебы. Многие молодые люди вынуждены пересматривать свои карьерные пути. Исследование также показывает, что все меньше людей работают по одной и той же профессии на протяжении всей жизни: Большинство людей должны быть готовы сменить несколько профессий в течение своей жизни. Это, конечно, требует способности быстро учиться и переобучаться по мере необходимости. По этим причинам необходимо учиться на протяжении всей жизни.
В ближайшие десять лет около 80% используемых сегодня технологий устареют, а возраст 80% рабочей силы превысит 10 лет. Объем информации постоянно растет, знания и навыки совершенствуются, и современным людям необходимо постоянно заниматься самообразованием и повышать свой профессиональный уровень. Способность к постоянному обучению становится решающим фактором конкурентоспособности человека на рынке труда.
Российское законодательство определяет непрерывное образование как процесс реализации последовательных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ. Образовательные программы реализуются для обеспечения общего и профессионального развития людей в соответствии с образовательными и профессиональными требованиями.
Образование в течение всей жизни — это целостный процесс, который позволяет постепенно раскрывать творческий потенциал и ведет к полному развитию интеллектуального и духовного мира личности. Этот процесс состоит из последовательных фаз специально организованного обучения, которое позволяет качественно развивать новые знания и навыки, способы мышления и действия. Целью обучения в течение всей жизни является не только целостное развитие личности как обучающегося на протяжении всей жизни, но и повышение профессиональной и социальной адаптивности в быстро меняющемся мире, развитие навыков, стремлений и компетенций.
История образования на протяжении всей жизни уходит корнями на заре человеческой цивилизации. Утверждение, что человек обязан учиться на протяжении всей своей жизни, можно найти у Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся мыслителей прошлого. Идеи обучения на протяжении всей жизни можно найти во взглядах Вольтера, Гете и Руссо, которые связывают их с полноценным развитием человека.
Первые попытки реализовать идею непрерывного образования были предприняты в XIII-XIV веках в так называемых лабораторных школах, которые были основаны и содержались ремесленниками. Основателем современной концепции непрерывного образования считается Я.А. Коменский, чье педагогическое наследие содержит ценные советы по организации этого вида образования.
Идея обучения в течение всей жизни была переосмыслена в Советской России, в основном в связи с возникновением социалистической системы образования и появлением нового типа образовательных учреждений, включая школы для взрослых и обучение в течение всей жизни. Возрождение непрерывного образования основано на новых идеях и практических способах их реализации.