Детский дом. Что такое детский дом.

Следует различать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сироты — это дети, у которых один или оба родителя умерли или пропали без вести. По данным Росстата, 29% детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в 2020 году, являются сиротами.

Дети-сироты: что на самом деле происходит в детских домах

Елена Поляева Главный редактор 7ya.ru

  • Взял приемного ребенка? В Москву!
  • Не сошлись характерами? Возвращаем в детский дом!
  • Хочу только в Москву!
  • Что после детского дома?
  • Что такое тренировочные квартиры?
  • Мой любимый дом

В последние годы российское правительство уделяет особое внимание заботе о сиротах и устройству этих детей в семьи. Были увеличены пособия, приемные родители получали премии, а выпускникам детских домов предоставлялись квартиры. На первый взгляд, все выглядит хорошо. Но если взглянуть на ситуацию поближе? Мы поговорили с человеком, который знает ситуацию не понаслышке — наш собеседник несколько лет занимался волонтерской деятельностью, активно участвовал в фондах и усыновил ребенка из детского дома — и поэтому решил остаться неизвестным.

Усыновление ребенка

Взял приемного ребенка? В Москву!

Размер пособия по патронату в Москве на сегодняшний день составляет 17-22 тысячи, также выплачивается пособие по приемной семье — чуть больше 13 тысяч на каждого ребенка. Однако Москва — единственный город, который платит столько. Теперь даже те, кто не хотел приходить, уже пришли сюда. Есть люди, которые оставили старшего ребенка дома и приехали в Москву с 8-10 приемными детьми. Чтобы иметь больше детей, даже если они не инвалиды, требуется пособие почти в полмиллиона в месяц! Одежду и обувь можно купить за небольшие деньги, в Москве есть несколько дешевых магазинов.

Есть не один случай, когда такие семьи покупали очень хорошие загородные дома — это деликатный вопрос. В прошлом году Москва получила 1,6 миллиарда рублей от нескольких свободных брюк на пособия. Но город, как и любое другое учреждение, имеет ограниченный бюджет. Если деньги были найдены в прошлом году, это не значит, что такие же деньги будут найдены в будущем. И с этим нужно что-то делать на федеральном уровне.

Не сошлись характерами? Возвращаем в детский дом!

В нашей стране существуют сторонники различных позиций относительно того, где лучше растет ребенок: в приемной семье или в восстановленной кровной семье. Столь же полярными являются взгляды на возвращение детей в детские дома. Ребенок плюет в глаза, убегает, врет, ворует — нет, все равно, тянет до 18. Ты можешь убить себя, но не смей отправлять ребенка обратно в детский дом!

Есть и другая крайняя позиция: если ты не согласен, возвращайся в детский дом! Разрушить свою жизнь ради сироты? И ради чего? Чтобы получить медаль на шею? Это никому не нужно! Обществу нужен нормальный, здоровый человек. Когда сирота возвращается в детский дом и хотя бы немного работает над собой, он задумывается о том, почему его отправили обратно. Приемные родители — явные ублюдки, они вернули ребенка в детский дом. Но сирота не обманывает себя, он знает, что был прав, когда вернулся. И когда он оказывается в новой семье, он уже знает: если я буду вести себя так же, они примут меня обратно. Или я изменю что-то в себе, и тогда у меня будет семья, любовь и счастье.

История детских приютов в США

В двадцатом веке, в ответ на проблемы бедности, преступности, незащищенности и безработицы, возникло движение в защиту детей, которое направило свои усилия на защиту несовершеннолетних от нездорового и пагубного влияния городской жизни. Изначально движение «Спасите детей» ставило своей целью утвердить светскую мораль в американском обществе. Идеологи движения руководствовались общим принципом: Виновные в девиантном поведении должны быть возвращены в поток позитивной социализации, т.е. они должны быть реабилитированы, а не наказаны. Своей задачей они считали исправление нарушителей закона и «обучение беспризорников, бродяг и пьяниц более достойной жизни».

В 1920-х годах в трех крупных городах — Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне — были созданы первые приюты, призванные изолировать детей из группы риска от неблагоприятной среды родительских домов и учреждений для взрослых и частично заменить семью и общество. Однако вскоре стала очевидной неэффективность домов ребенка и приемных семей как образовательных учреждений. Вместо этого они оказались временным убежищем для ребенка в экстремальных ситуациях.

Сегодня в США, как и в других развитых странах, нет постоянных детских домов. Существуют временные приемные семьи для детей, пока ребенок не будет помещен в приемную семью (часто это не усыновление, но ребенок остается в компенсированной семье).

Информация должна быть проверяемой, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью и добавить ссылки на авторитетные источники. Этот порог был установлен 31 марта 2012 года.

В 2010 году в США насчитывалось 408 000 детей, живущих в системе патронатного воспитания. 48% (194 000 детей) жили с неродными приемными родителями, 26% (103 000) — с родственниками, 6% (25 000) — в групповых домах и 9% (37 000) — в интернатах. 1 50-60 % детей, переданных в приемную семью, возвращаются к своим родителям. 2 Примерно 100 000 детей из системы патронатного воспитания ожидают усыновления 3 Примерно 50 000 детей ежегодно усыновляются из системы патронатного воспитания, половина из них — самими патронатными родителями. Усыновление из системы патронатного воспитания является наименее дорогостоящим или полностью бесплатным 4

Пики беспризорничества в России ХХ столетия

  • В конце 1910-х, начале 1920-х годов (в ходе Первой мировой войны и последовавшего Октябрьского переворота, гражданской войны, неурожаев, голода и болезней) Россия столкнулась с проблемой огромного количества беспризорных детей на улицах городов.
  • Второй пик беспризорничества в СССР наблюдался после Великой Отечественной войны. Он отражён в автобиографическомфильмеНиколая Губенко «Подранки». 1
  • Третий пик беспризорничества наблюдается в России после 1991 г по сегодняшний день.

История детских домов в России ХХ столетия

Словесная риторика и действия большевиков в области прав человека, и в частности прав детей, значительно расходились с их руководящим принципом. Беспризорники были признаны слишком поздно. Только когда М. Горький, сам имевший опыт жизни на улице, написал письмо в правительство, в котором указывал на необходимость создания чрезвычайной государственной опеки над беспризорными детьми и недопустимость бросить их на произвол судьбы, вскоре по решению ВЧК были созданы первые специализированные учреждения по уходу и воспитанию этих детей — детские дома.

Вскоре их деятельность пошла по двум совершенно разным направлениям.

Первый — превращение детского дома в своего рода лагерь для несовершеннолетних (с трехметровыми заборами, сторожевыми вышками с вооруженной охраной и т.д.). Этот подход (с учетом некоторых внешних изменений и особенностей) до сих пор является преобладающим, хотя результаты не обнадеживают. По словам Павла Астахова, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, подавляющее большинство российских детских домов сегодня характеризуется «криминальной субкультурой, властью «маленьких начальников», отсутствием личных вещей у воспитанников, пьянством детей и равнодушием взрослых». 2

Второе направление — это создание колоний и общин для перевоспитания бывших беспризорников и даже людей, осужденных за нетяжкие преступления, основанных на производительном труде, коллективной ответственности и участии воспитанников в совместном создании жизни в колонии или общине. Характерной особенностью этих общин было отсутствие заборов и охранников для предотвращения побегов (студенты и друзы часто сами были обязаны защищать их от незаконного вмешательства извне). Особенностью судьбы этих заключенных был крайне низкий процент рецидива, а многие из них стали героями войны и труда. Как ни странно, «высшей мерой» наказания за нарушение кодекса общины было изгнание из рядов….. На улицы. И эта мера использовалась, хотя и крайне редко.

Одним из первых поселений второго типа была Болшевская коммуна под руководством чекиста М.С. Погребинского в Московской области, которая послужила моделью для всемирно известного фильма «Путёвка в жизнь». Их деятельность очень подробно описана в книге Погребинского М. С. «Рабочая коммуна ОГПУ» (1928) (под редакцией М. Горького). Его весьма успешная деятельность на трех фабриках с несколькими тысячами несовершеннолетних и внештатных сотрудников привлекала многочисленные советские и иностранные делегации в течение многих лет с конца 1920-х до середины 1930-х годов. Коммуну погубило то, что очень помогло ей в начале: она была посвящена имени одного из (тогда) живых руководителей ЧК-ДРК. Когда он (в свою очередь) был арестован и расстрелян, названная в его честь коммуна вскоре была распущена, книги Погребинского были изъяты из библиотек и уничтожены (он успел застрелиться), а из фильма «Путь к жизни» были удалены все упоминания о большевистской коммуне. Более подробную информацию см. в источнике 3.

Другим, более известным (но далеко не единственным) и более искусным последователем этого направления был А.С. Макаренко в 1930-е годы. Именно он собрал и завершил отдельные и не очень устойчиво функционировавшие до этого практики в стройную систему, описал ее (после многочисленных подсказок М. Горького) и опубликовал с его помощью в художественной форме (М. Горький был редактором «Педагогической поэмы», на книге стоит авторское посвящение его имени).

Сиротам — опеку государства

Сиротам — опеку государства

Хотя Иван IV был известен как Грозный, в 1551 году Стоглавый собор приказал построить во всех городах сиротские дома и приюты для сирот, больных и нуждающихся. Столетие спустя царь Федор Алексеевич издал указ о том, что сироты, находящиеся на государственном обеспечении, должны получать не только пищу и крышу над головой, но и обучение ручному труду, чтению, арифметике и письму.

Появление государственной системы детских домов не помешало традиции общины помогать обездоленным. Существовала система «примадонны», где о сиротах и младенцах заботились, воспитывали и давали им образование. Дети, потерявшие родителей, могли быть взяты из общины «на съедение», а те, в свою очередь, жили в домах своих соплеменников. В богатых семьях можно было взять на воспитание сироту и не только вырастить его, но и дать образование, выплатить приданое за девушкой, помочь молодому человеку найти работу или пойти в армию.

Когда в XVIII веке к власти пришел Петр I, система государственного благосостояния получила новый импульс. В первое десятилетие до 1710 года при монастырях было открыто более десятка воспитательных домов, и митрополит Новгородский Иов внес в это значительный вклад; многие сиротские дома были построены им за свой счет. Пример Иова побудил Петра I издать в ноябре 1715 года указ о создании в столице и других городах системы «государственных госпиталей» для сирот и «брошенных детей», младенцев, незаконнорожденных и так далее. Женщина может анонимно подбросить ребенка в специальный пункт приема, чтобы сохранить тайну. Это было сделано для того, чтобы спасти матерей от греха детоубийства и сохранить жизнь невинным младенцам.

Екатерина Великая не оставила без внимания и проблему воспитания осиротевших детей. Во время ее правления были открыты детские дома в Москве и Санкт-Петербурге, а также сеть подобных учреждений по всей стране. Кроме того, императрица поощряла открытие специальных родильных домов, где у рожениц не только не спрашивали их имен, но и разрешали носить маску, чтобы скрыть лицо.

Они также практиковали передачу маленьких, слабых или больных детей в богатые семьи и общины или в монастырские приюты, где сирот кормили и воспитывали до 7 лет. Там детей обучали ручным или полезным навыкам. Девочек обучали шитью и кулинарии, после чего они могли либо зарабатывать на жизнь своим ремеслом, либо работать горничными, поварами и домработницами. Мальчики изучали основы ремесел, а затем становились подмастерьями или стажерами у плотников, сапожников, кожевников, кузнецов и т.д.

Благотворительность: частные приюты для детей

Отдавать деньги на благотворительность всегда было привычкой россиян. Это было не причудой, а образом мышления: Выгоды должны быть общими. Поэтому состоятельные граждане жертвовали не только «десятину на церковь», но и значительные суммы на помощь нуждающимся.

В XVIII и XIX веках были открыты десятки сиротских приютов и домов, которые содержались в течение многих лет на частные средства. Сеть детских домов была основана при непосредственном участии Петра Георгиевича, внука Павла I, принца Ольденбургского, который посвятил свою жизнь благотворительности. Петр Георгиевич не только открыл многочисленные богадельни и больницы, но и основал на свои средства первый в России юридический факультет и способствовал расширению сети учреждений для девочек, продолжая тем самым дело своей бабушки, царицы Марии Федоровны, жены Павла I.

Барон Штиглиц также более 70 лет управлял детским домом на собственные средства. В Сокольниках был детский дом, который содержала семья Бахрушиных, а Демидов, самый богатый владелец шахт на Урале, был известен своим крутым нравом, но он открыл много детских домов и не пренебрегал ими.

В США первые детские дома были открыты только в начале 19 века, и только в Бостоне, Нью-Йорке и Филадельфии. Но эта практика не прижилась в Америке, и сегодня в Соединенных Штатах больше нет ни одного постоянного детского дома. Существуют только временные приемные семьи, куда ребенок помещается на время, пока приемная семья ищет для него дом.

Суровая опека

Суровая опека

Это не значит, что жизнь в приемной семье легка или приятна. Детей не баловали: еда была простой и не очень богатой, но они не голодали. Дети также были скромно одеты и не имели лишних вещей. Распорядок дня также был строгим и неумолимым: вставание с петухом, молитвы, уроки и работа. Лень и плохое поведение жестоко наказывались: лишением пищи, побоями и другими телесными наказаниями.

Нехватка ресурсов и площадей, а также постоянный приток новых заключенных привели к переполненности учреждений. Скученность быстро привела к эпидемиям инфекционных заболеваний, таких как дизентерия, туберкулез, холера и тиф. Смертность детей в детских домах порой достигала 85%.

В то же время в детских домах работали учителя-энтузиасты и врачи.

Дети изучали Закон Божий, историю, арифметику, чтение и письмо, а в некоторых домах были учителя музыки и искусства. Детские дома в Москве и Санкт-Петербурге давали детям такое хорошее образование, что выпускники латинского и французского классов легко поступали в богатые дома в качестве учителей или становились студентами Медико-хирургической академии.

Система государственных детских домов и приемных семей была практически прекращена в 1917 году, когда количество бездомных детей в стране катастрофически возросло. Молодая Советская Россия оставила тяжелое наследие: миллионы бездомных детей и сирот в дополнение к гражданской войне, голоду и разрухе. По приблизительным оценкам, в 1922 году более 7 миллионов детей были лишены ухода.

Родители. Опекуны. Усыновители

Детский дом был открыт в 1994 году. В настоящее время в детском доме живут 44 ребенка. За ними ухаживают 46 сотрудников: педагоги, психологи, четыре медсестры, педиатр и два повара. Работа была выбрана сознательно, чтобы понять ее особенности и тонкости.

— Раньше дети приезжали в основном из Рыбинска и Рыбинского района. Сейчас они приезжают со всей области: из Ростова, Гаврилов-Яма, Углича, многие из Ярославля. В столице региона, конечно, есть свои детские дома, но они переполнены. Существуют и обратные ситуации: Ребенка из Рыбинска привозят в Ярославль, потому что здесь нет мест, — говорит Соколова.

Сотрудники добавляют, что у большинства детей есть родители, а полных сирот всего шесть. Некоторые из них происходят из неблагополучных семей, другие — из многодетных, где родители не в состоянии воспитывать всех детей.

— У каждого из них своя история. Иногда проблемы вызваны злоупотреблением алкоголем или наркотиками, иногда есть и другие причины. Взрослые теряют работу — дети голодают, попрошайничают, пропускают школу. В таких случаях органы опеки обращают внимание, родителей лишают прав, и дети оказываются у нас. Иногда эти родители исправляются и пытаются вернуть себе право самим обучать своих детей, — объясняет руководитель детского дома, — у нас есть педагог, который много работает с такими родителями. Если мы выясняем, что человек действительно осознает свою ответственность, мы помогаем собрать документы и написать исковое заявление в суд. На практике есть примеры положительных решений в таких вопросах.

Дети в детском доме очень разные, и многие из них имеют нарушения в развитии. Согласно действующему законодательству, в детский дом могут быть приняты люди с тяжелым диагнозом, требующим особого подхода к организации повседневной жизни и образования.

В учреждении добавляют, что родственники и знакомые могут организовать гостеприимство — приютить ребенка на выходные и во время каникул. Дети могут быть помещены в приемную семью или получить опекунство. Приемная семья — это форма платного ухода. Это означает, что приемные родители выполняют свои задачи профессионально и получают зарплату. В то же время эта работа засчитывается как профессиональный опыт.

По словам руководителя детского учреждения, приемные семьи, как правило, берут детей младшего возраста, например, трехлетних.

Более того, они предпочитают одного или двух детей, в то время как пять или шесть братьев и сестер оказываются в детском доме. Разделять их не рекомендуется.

— В последние годы люди стали брать детей в приемные семьи, потому что хотели им помочь и дать настоящую семью, — говорит Ольга Соколова, — я помню некоторые негативные ситуации, но это единичные случаи. Чаще всего это происходит потому, что молодые родители и опекуны слишком торопятся оправдать их ожидания. Они должны знать, что каждому ребенку нужно время, чтобы адаптироваться, понять, принять и осознать жизнь в новой среде.

Для приемных родителей существуют специальные учебные курсы. На курсах объясняются юридические тонкости, психологические и педагогические особенности, чтобы наладить диалог с новым членом семьи.

Взрослая жизнь

У каждого приемного родителя есть банковский счет, на который государство переводит пенсию. После разрешения органа опеки молодой человек также может снять деньги и купить, например, телефон. Бывали случаи, когда собранных в детском доме денег хватало на покупку мебели или бытовой техники, необходимой во взрослой жизни.

В течение определенного периода времени, прежде чем они станут взрослыми, детям предлагается жить самостоятельно.

— У нас есть проект «экспериментальное жилье». Там живут те, кому осталось всего два-три месяца до окончания школы. Они сами делают работу по дому, убираются, планируют свою жизнь, сами готовят еду. Преподаватели дают будущим выпускникам уроки самостоятельной жизни: как ходить в банк, оплачивать счета, составлять бюджет. Здесь нет такого ежедневного надзора, как в интернатной группе, — говорит Ольга Соколова.

Выпускники детских домов становятся полностью самостоятельными в возрасте 18 лет. Многие продолжают учебу до этого времени, но потом им приходится переезжать в общежитие или на квартиру. Если у них нет собственной квартиры, они получают сертификат на покупку жилья. Для получения полного титула может потребоваться до пяти лет, если у них нет коммунальных платежей и фиксированного дохода.

— Процент успешных людей среди наших выпускников не сильно отличается от статистики средних школ. Есть много примеров очень успешных судеб, когда наши дети становятся профессионалами в своем деле, имеют семью и дом. Девочки преуспевают в образовании, мальчики чаще — в рабочих профессиях, военных специальностях, спорте. Есть и менее «счастливые» ситуации, от которых не застрахованы даже дети, растущие в неполных семьях, — говорит Соколова.

Руководитель детского дома подтверждает: Каждый результат — это плод совместной работы всей команды. К работе здесь нельзя относиться формально и равнодушно.

— Любить вопреки всему, а не за что-то конкретное. Тогда возникнет понимание и доверие. Тогда будет результат, за который вам не будет стыдно в будущем. Да, бывают ошибки — мы не всесильны, и обстоятельства иногда складываются не так, как мы хотим. Ведь мы не можем повлиять на среду, в которой оказываются наши выпускники», — говорит Ольга Соколова. «Мы много говорим с детьми об отношениях в семье, на работе, с друзьями и между родителями и детьми. Мы говорим об ответственности и о том, что каждое действие имеет последствия. Я всегда говорю нашим детям, что хочу только одного: ваши дети ни при каких обстоятельствах не должны оказаться в детском доме.

МИФ: У них там все есть

Саша, 16 лет (вырос в детском доме)

«Иногда воспитатели или учителя брали меня с собой в детский дом. Это было захватывающе. Дома все так вкусно пахло. Вы можете просто сидеть и ничего не делать. Никто бы меня не оттащил. Вы могли включить телевизор, если хотели, и принять душ, если хотели.

Столько свободы, заварить чай, выйти на улицу. Я рад, что у меня это было. Сейчас я уже взрослый, и они мне не звонят.

У детей в детских домах есть все необходимое для жизни. У них есть еда, одежда и постель. Но этого недостаточно. Просто потому, что все общее. Ребенка переводят из одного учреждения в другое без его согласия, его кормят, не спрашивая, нравится ли ему это, а одежду выбирают без учета моды и предпочтений. У них есть все, кроме индивидуальности и личного отношения.

МИФ: После выхода из детского дома ребенок обеспечен всем необходимым

Антон, 17 лет (воспитывался в детском доме).

«Мне некуда идти. Я боюсь того дня, когда мне придется покинуть детский дом.

Многие верят, что сразу после выхода из детского дома ребенок получит богатство в виде сбережений и комфортабельной квартиры в центре города. В реальности 18-летнему подростку, не умеющему распоряжаться собственными деньгами, требуется около трех месяцев, чтобы получить деньги. Неразумные инвестиции, желание купить красивые вещи и отсутствие опыта самостоятельной жизни приводят к печальным последствиям.

Очередь на получение жилья для детей-сирот в некоторых районах составляет 5-7 лет, а до этого молодому человеку предлагают жить в общежитии, где общество не располагает к здоровой и нормальной жизни. Следует также отметить, что по закону собственное жилье предоставляется только тем детям, которые вообще не зарегистрированы или чей дом признан непригодным для проживания. Большинству детей, исключенных из неблагополучных семей, предлагают вернуться к «родственникам» после 18-летия.

У них мало желания возвращаться к чужим людям, которые часто бывают агрессивными и ведут антисоциальный образ жизни, оставляя выпускников детских домов совершенно одних на улице.

Поддерживая Фонд «Арифметика добра», вы поддерживаете идею о том, что всем детям нужна семья.

Автор.

Костя. Ранее детство

— Я пришла в детский дом из приюта. Мне было восемь лет. До этого я жил с матерью. Она была наркоманкой. У меня был старший брат и младшая сестра Маша, названная в честь моей бабушки. Моя бабушка тоже стала наркоманкой после того, как моя мать подсадила ее на наркотики. Маша умерла во сне от передозировки. Я уже видел, как выглядит передозировка, но она умерла тихо, ее сердце просто остановилось. Когда я проснулся, она лежала там, холодная.

Да, у меня было такое детство, думаю сейчас, какая жалость! Как вы можете это терпеть? Но когда ты молод и живешь в ней, она не кажется такой страшной.

Я видел отца один раз издалека — когда его переводили из «зоны» в «зону», мы специально ездили смотреть за ним. Это было похоже на свидание с моим отцом. Таким я его и запомнил.

Дядя также находился в тюрьме. А когда он вернулся жить к нам, он заразил мою младшую сестру туберкулезом. Он умер, когда ей было три года.

Я помню себя, и я помню многое, но все. Я еще не все рассказала Вере. Я видел, как жарят и варят наркотики, в шесть лет я попробовал снова — я играл. Мы жили в Кулешовке, мама покупала у цыган наркотики, смешивала их с водой и продавала, а на разницу мы покупали еду.

«Не бойся, пацан, я только мать твою зарежу, тебя не трону». Две жизни в детдоме и «за территорией»

В доме всегда были наркоманы. И я помню, что у меня начали появляться предчувствия: Прежде чем что-то происходило, а это случалось часто, мое сердце колотилось, и я чувствовал себя не очень хорошо. Помню, мы ехали с мамой с фабрики детского питания, которая там работала, и у меня пульсировала кровь. Я сказала маме: «Что-то плохое случится дома». Она ответила: «Нет, ты просто воображаешь это». Когда мы приходим домой, один наркоман душит другого подушкой. У того, который лежал на подушке, ноги были в носках. Почему-то я очень хорошо это помню. Другой, синий, был давно мертв. Однажды ночью моя мать чуть не зарезала себя из-за дозы, и я упал на колени с криком: «Не надо!». А тот, что с ножом, сказал: «Не бойся, малыш, я не причиню тебе вреда. Я собираюсь зарезать твою мать». Тогда ему это сошло с рук.

Но они все равно убили мою мать, когда я был в детском доме. А у моего отца была другая семья. Я долго искал его, но когда записка с адресом оказалась у меня в руках, я не пошел. Я решил, что в этом нет смысла.

Костя. Детский дом

— У нас дома жили два мальчика. Братья, 5 и 6 лет. Они жили у нас, потому что дома было очень плохо. Когда делать было нечего, мы ездили на электричках в Ростов и обратно. Однажды мы совершили ошибку и сели в большой поезд. Мы ехали долго, но все места были незнакомые. Потом о нас узнал кондуктор, передал нас полиции, и нас почему-то отправили в приемник для взрослых.

Там было несколько взрослых мужчин, и мы были с ними. Было очень холодно, стены были бетонные, спать было невозможно, и мы стучали зубами. Они обращались с нами не как с детьми, а очень грубо. И я не мог понять почему: мы не сделали ничего плохого. Я ждал свою мать. Но она не пришла; появилась мать двух братьев. Она забрала их, но не меня. Я ждала и плакала — никто не пришел. Пришел хороший полицейский. Он принес мне сэндвич и пообещал отвезти меня домой. Мы куда-то поехали на поезде, а потом он высадил меня в детском доме. Он сказал: «Я хотел бы взять тебя с собой, но не могу — у тебя есть дела с матерью». Я спрашиваю: «Что с мамой?». — «Они расскажут тебе позже».

Маму тогда посадили в тюрьму. И они отправили меня в детский дом. Мне было хорошо здесь.

Но детский дом — это как клеймо. Почему я не хотел выступать публично? Никто на моем корабле не знает моей истории. Потому что если случится что-то незаконное, они в первую очередь попадут в детский дом или к малообеспеченным людям. Возможно, позже они узнают, что это была не ваша вина, но это будет видно. Короче говоря, это неприятно.

— Как вы вспоминаете жизнь в детском доме? Вера: — Его можно разделить на два периода: «до» и «после» (Елена Байер, руководитель Азовского детского дома). Да, раньше мы постоянно наклеивали пластыри. Да ладно, диван на 120 человек в коридоре? Он был изношен, порван — мы были вынуждены его зашить. И они заставляли нас ремонтировать мебель, в учебных целях. Мы экономили на всем, от электричества до одежды. Нам выдали три комплекта одинаковой одежды на год. Обувь была очень плохая: нам выдали дешевую обувь, которая быстро износилась. Помню, как в сентябре я шел в школу под дождем. Мои туфли расплавились, а каблук отвалился. Я боялся что-либо сказать, они обвинили бы меня в неряшливости и устроили бы парад перед классом, чего я очень стеснялся. Я спокойно переодела свои старые туфли и надела их.

Константин: — А я любил ходить в гости к тем, кто жил в семьях. Там можно вкусно поесть. В детском доме мы ели то же самое. А поедание картофеля фри уже считалось благословением. Теперь здесь все по-другому: и еда, и все остальное. Теперь вы не можете кричать на детей. И дети разные. Елена Александровна иногда звонит мне: Костя, подойди и поговори с ним. Когда я прихожу, ему уже 13 лет, его нельзя изменить, можно только помочь ему, направить, проконтролировать. Был случай, когда он сбежал сам, и я нашел его в доме его бабушки. Его бабушка плакала, и я сказала ей, что не хочу забирать его, а просто хочу поговорить с ним. Он пришел ко мне, мы поговорили, и оказалось, что он умный мальчик, который хорошо разбирается в математике и что-то делает с компьютерами. Он родился в такой семье, он вырос на улице, вы не можете изменить его характер, но вы можете направить его в хорошее русло, помочь ему получить образование, и у него все получится.

— Правда ли, что дети в детских садах воспринимают всех взрослых, входящих в учреждение, как своих мать и отца? Вера: Нет. Я никогда никого не называла мамой и папой. Может быть, некоторые из них так и делают, но только когда они молоды. Дети в детских домах растут слишком быстро. Я вспомнил о своей семье. И я не завидовал тем, кто забирал их у меня, потому что я ждал своих.

Правда ли, что у всех детей из детского дома плохие гены и проблемы с психикой?

Плохие гены у сирот — это вредный, стигматизирующий, но, к сожалению, широко распространенный миф.

Многочисленные исследования показывают, что алкоголизм — это генетическое заболевание, к которому предрасположены некоторые люди. Злоупотребление алкоголем, с другой стороны, находится под сильным влиянием общества и факторов окружающей среды.

То, каким вырастет ребенок, зависит от его окружения и взрослых, которые его окружают.

Некоторые дети, находящиеся под опекой, страдают заболеваниями психики или нервной системы. Трудно назвать процентное соотношение, поскольку медицинские диагнозы являются конфиденциальной информацией. Но такие дети есть и в кровных семьях: это не единичная сиротская история.

Некоторые пережили травмирующие события: потерю или отсутствие близких, одиночество, насилие. Это влияет на их эмоциональное состояние и поведение. Но в любящей и поддерживающей среде поведение большинства детей выравнивается и приходит в норму.

У нас в деревне есть примеры детей с десятью и более диагнозами. Большинство диагнозов со временем разрешились благодаря постоянной заботе и беспокойству новых родителей.

Кроме того, в детских домах многие диагнозы ставятся неправильно из-за недостаточной компетентности участковых врачей.

Из-за атмосферы в деревнях поведение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выравниваетсяУ нас живут обычные дети, которые любят играть и веселиться

Прежде чем стать приемным родителем, вы должны быть готовы к тому, что все проблемы можно решить. Важно быть готовым к трудностям и знать, как с ними справляться. Если вы предполагаете, что вам придется отказаться от ребенка в чрезвычайной ситуации, лучше вообще не брать его с собой. Повторяющийся отказ еще больше травмирует ребенка и снижает вероятность того, что он сможет доверять взрослым в будущем.

По данным Росстата, в 2020 году из 63 000 детей, устроенных в семьи, около 5 000 вернутся в детский дом. Это нежелательный вариант, так как он травмирует ребенка и не позволяет родителям самим отдохнуть. По этой причине необходимо сделать все возможное, чтобы предотвратить возврат.

Для этого вам необходимо взвесить свои силы, возможности и ресурсы на этапе планирования, прочитать сообщения в группах и форумах приемных родителей, посетить консультацию. Вы также можете прочитать статьи и книги психологов о приемных детях и приемных семьях. Мне нравятся книги семейного психолога Людмилы Петрановской «В ваш класс пришел приемный ребенок», «Тайная крепость: привязанность в жизни ребенка». Только после этого вы должны принять взвешенное решение о том, чтобы стать приемным родителем.

Сейчас существуют группы поддержки — в больших городах есть очные группы, а для тех, кто живет в маленьких городах или деревнях, есть онлайн-группы. Также проводятся обучающие семинары и конференции — информацию о них можно найти на сайтах специализированных НПО и государственных центров поддержки семьи.

Психологическое консультирование, группы поддержки и учебные семинары снижают вероятность того, что приемные родители в конце концов почувствуют себя подавленными.

Можно ли сделать так, чтобы сироты вообще не появлялись?

К сожалению, этого нельзя достичь в 100% случаев: Всегда есть риск умереть в молодом возрасте, не успев завести детей.

Есть также люди, которые не могут воспитывать детей по различным причинам, например, люди с тяжелыми психическими заболеваниями, химической зависимостью или люди, психологически не готовые к родительству. Если этим людям помочь, то вероятность того, что их дети будут разлучены со своими семьями, уменьшится. Но все равно останется небольшой процент людей, которым невозможно помочь.

Мы можем гарантировать, что все родители, которые хотят воспитывать детей, несмотря на сложные обстоятельства, получат помощь. В конце концов, до 80% сирот не становятся сиротами. И также важно, чтобы дети, которые не живут со своими родителями, помещались в приемные семьи, а не в дома престарелых.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий