О школьном образовании в России. Начальное образование это сколько классов.

Дети обычно посещают среднюю школу в возрасте от 11 до 12-14 лет. Здесь занятия ведут разные преподаватели. Ученики должны пройти курсы английского языка, математики, естественных наук, общественных наук и физического воспитания. Ученики сами выбирают один или два предмета. В основном это иностранный язык, технологии и искусство.

О школьном образовании в России

Главная картинка статьи О школьном образовании в России

Школьная система в России развивалась на протяжении многих лет, со времен Российской империи. С тех пор она претерпела качественные изменения и длительный период развития. Наиболее радикальные реформы произошли после распада Советского Союза, когда радикально изменился подход к образованию детей, хотя советские и российские школы структурно очень похожи.

Структура российского общего образования

Прежде всего, следует сказать, что юридически в России нет такого понятия, как «школьное образование», и это скорее бытовой термин. С 2013 года, после принятия нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», школьное образование было интегрировано в «общее образование», которое, в свою очередь, делится на четыре уровня:

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • общее среднее образование.

Как мы видим, детские сады также включены в образовательный процесс.

С 1986 года по настоящее время школьное образование состоит из одиннадцати классов, которые, в свою очередь, сгруппированы в три уровня образования:

  1. Начальное общее образование – 4 года (1 – 4 классы);
  2. Основное общее образование – 5 лет (5 – 9 классы);
  3. Полное общее образование – 2 года (10 – 11 классы);

В эту же структуру входит дополнительное образование школьников (ДОО): технические и творческие курсы, физическая культура и т.д. Однако их предлагают не школы, а частные или муниципальные учреждения профессионального образования.

Первые два уровня являются обязательными для всех граждан России. Основная ответственность за это лежит на родителях или опекунах. В оставшиеся два года ребенок может свободно посещать школу с дневным обучением или проходить профессиональное обучение.

Как мы видим, обучение школьников в России в основном происходит в специальных учебных заведениях. Однако в структуру часто входит самообразование — ребенок должен стараться самостоятельно приобретать необходимые навыки и направлять свое обучение с определенного возраста.

Какие навыки должен получить выпускник школы

Выпускники должны получить диплом, обеспечивающий им набор знаний и навыков. Давайте рассмотрим Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и перечислим некоторые из них:

  • Владеть основными логическими операциями: анализом, синтезом, сравнениями, уметь строить оперировать абстрактными понятиями, делать логически непротиворечивые выводы;
  • Уметь бегло читать публицистические и научно-популярные, художественные и официально-деловые тексты. Темп чтения – не менее 200 – 250 слов в минуту с коэффициентом усвоения текста 50-60%;
  • Обладать навыками прогнозирования, проектирования, моделирования, исследовательской и творческой деятельности;
  • Владеть трудовыми навыками по работе с железом, деревом, тканью и т.д.;
  • Владеть основами компьютерной грамотности и техническими навыками;
  • Обладать навыками культуры родного языка, знать как минимум один иностранный язык;
  • Иметь навыки здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности

В ФГОС есть длинный список этих навыков и компетенций, который включает в себя конкурентоспособность в обществе, умение общаться с разными людьми, знание культуры и т.д.

Основные проблемы российского общего образования

Проблемы современного образования

Источник фотографии: pressfoto/freepik

Все уровни общего образования в Российской Федерации официально бесплатны, так как право каждого гражданина на образование закреплено в Конституции. На практике, однако, оказывается, что он скорее «условно бесплатный» и включает в себя список коммерческих опций, за которые родители должны платить. Самый известный пример — услуги репетиторов, которые используются для подготовки к определенному предмету или для сдачи государственного экзамена, поскольку освоить его в должной мере в рамках действующей образовательной программы не представляется возможным.

Как мы узнали из ФГОС, в школах нужно учить не только чтению, письму и арифметике. Задача шире и сложнее — речь идет о воспитании всесторонне развитого человека, гражданина своей страны. Однако на практике школы не всегда успешно справляются с этой задачей.

Преподаватели и сами учителя осознают, что школьное образование не может быть одинаково хорошим в любой точке страны. На это можно смотреть по-разному, но различные положения об интегрированных школах уже закреплены в законе:

  • средние школы. Они дают стандартный курс общего образования;
  • учреждения с углубленным обучением (лицеи и гимназии). Здесь ставка делается на отдельные гуманитарные или естественнонаучные дисциплины для подготовки к поступлению в определенные вузы.

Закрытые государственные школы — это совершенно другая категория. В России их не так много, как на Западе, потому что плата за обучение высока и довольно дорога.

На практике качество образования еще больше различается от региона к региону и от школы к школе. Как правило, в городских школах он гораздо выше, чем в сельских.

Другой проблемой является качество преподавательского состава и недостаток молодых специалистов. Средний возраст учителей в России составляет 40-45 лет. Как правило, это женщины. Это также варьируется от региона к региону страны. Образ учителя в Москве будет сильно отличаться от образа учителя в глубинке Новосибирской области, но тенденция очевидна.

Это приводит к другой проблеме: низкому престижу профессии учителя. Следовательно, происходит негативный отбор кадров, когда преподают не лучшие, а те, кто должен преподавать.

В государственных школах, лицеях и гимназиях, однако, все не так печально. В большинстве случаев в них работают высококвалифицированные преподаватели, часто профессора университетов с большим опытом работы.

На страницах образовательного рынка Kedu.ru вы можете найти наиболее подходящие общеобразовательные учреждения и выбрать оптимальную учебную программу для своего ребенка. Каталог Kedu.ru содержит наиболее полный (и постоянно обновляемый) рейтинг школ, лицеев, гимназий и детских садов страны.

Дошкольное образование

Дошкольное образование является первой ступенью системы образования и обеспечивается яслями и детскими садами, реже — другими образовательными учреждениями, которые ухаживают за детьми и обучают по программе дошкольного образования. У всех родителей есть возможность поместить своего ребенка туда, куда они хотят.

Дошкольное образование

Дети могут посещать ясли с 1 года и оставаться там до 3 лет, а затем идти в детский сад. Дети идут в детский сад в возрасте 6 или 7 лет. В России дошкольное образование является необязательным, поэтому родители сами решают, отдавать ли своих детей в ясли и детские сады.

Детские сады, где за детьми присматривают с пятилетнего возраста, также существуют сравнительно недолго. В этих школах детей обучают основным навыкам чтения и письма.

Общее образование

В соответствии с законодательством Российской Федерации, общее образование включает в себя:

  • Начальное общее образование (от 6 до 10 лет, 1-4 класс)
  • Основное общее образование (от 10 до 15 лет, 5-9 класс)
  • Полное общее образование (от 15 до 17 лет, 10-11 класс)

Когда ребенок достигает шестилетнего возраста, он получает начальное образование. Родители могут записать своего ребенка в школу, среднюю школу или гимназию. Ребенок может выбрать одну из следующих школ: среднюю школу или гимназию. Реальшуле и гимназия отличаются от школы тем, что предлагают углубленное изучение или дополнительные курсы, полезные для продолжения учебы.

Общее образование

После окончания начальной школы дети получают общее базовое образование в возрасте 10 лет. Он действителен в течение пяти лет. По окончании 9 класса учащиеся получают диплом о среднем образовании, который позволяет им продолжить обучение в 10 классе.

Общая гимназия является заключительным этапом общего образования и длится 2 года. Затем учащиеся сдают экзамены за 11 класс и получают аттестат о среднем образовании.

Профессиональное образование

После школы у российских детей есть широкий выбор учебных заведений, где они могут получить профессиональную подготовку, направленную на то, чтобы стать квалифицированными рабочими.

После окончания 9 или 11 классов дети могут поступить в техникум или колледж. Существует также разница: если вы переходите в гимназию или техникум после 11 класса, вы тратите меньше времени на учебу, потому что уже прошли общеобразовательные предметы в 10 и 11 классах.

Профессиональное образование

Чем отличается колледж от техникума?

Уровень образования в средней школе выше, чем в техникуме, потому что эта система более тесно связана с высшим образованием. Технические колледжи более узкие, а уровень образования считается базовым.

Какие бывают уровни профессионального образования

Уровни образования — это полные циклы в рамках одного типа образования. Как узнать, когда образовательный цикл завершен? Это всегда подтверждается выдачей документа — свидетельства, диплома или сертификата.

Теперь давайте рассмотрим сами уровни. Мы уже вкратце рассказали о них для широкой публики. Однако в этой статье мы сосредоточимся на уровнях VET:

  1. СПО.
  2. ВО – бакалавриат.
  3. ВО – специалитет, магистратура.
  4. ВО – подготовка кадров высшей квалификации.

Болонская декларация, принятая 19 июня 1999 года, предусматривает, что все европейские страны должны придерживаться единой системы высшего образования. Он должен состоять из двух независимых циклов. Отсюда происходит разделение на бакалавриат и магистратуру.

Какие степени бывают

Если вы посмотрите на степени бакалавра и магистра, то заметите, что они сформулированы иначе, чем у специалистов. Последним было присвоено звание XXX по предмету YYY.

Студентам двухуровневой системы присваивается звание (степень) бакалавра или магистра в области обучения ZZZZ.

Название относительно простое. Степень магистра дает право на получение профессии. Слово «степень» часто вводит в заблуждение.

Причина в том, что Россия еще не полностью следует Болонским принципам. В Европе и США степени бакалавра и магистра являются академическими степенями, в то время как в Российской Федерации они являются учеными степенями. Проще говоря, в российской практике это означает лишь окончание соответствующей программы обучения, а не интеграцию в академический мир. Но магистры также пишут диссертации.

Для иллюстрации этого мы представляем и сравниваем иерархии степеней.

Европа и Соединенные Штаты Россия
PhD
Ph.D. Ph.
М.С.
Б.С.

Так что если в России наука еще только начинается, то в странах Болонской декларации она уже достигла верхнего предела.

Положение СПО в структуре системы образования (СО)

Что предшествует: Среднее профессиональное образование — это самый низкий уровень профессионального образования, который можно получить, окончив 9 или 11 классов. В этих двух случаях будут разные учебные программы.

Сколько нужно выучить: вчерашние ученики 9 класса должны получить те же знания, что и их сверстники из 10 и 11 классов, за исключением того, что они учатся в два раза быстрее. Поэтому ФГОС считает, что четырехлетняя программа для них соответствует школьным стандартам. Следовательно, выпускники 11 класса учатся на один год меньше — три года вместо четырех.

Куда пойти: Профессиональное образование и обучение можно получить в технических школах и колледжах. Редко колледжи предлагают программы профессионального обучения (а не просто программы базовой подготовки).

Куда идти дальше: С дипломом на руках выпускник имеет право поступить в высшее учебное заведение и продолжить обучение по дипломным или профессиональным программам, в том числе в ускоренном формате. Однако стоит заранее выяснить, подает ли высшее учебное заведение заявку на повторную аккредитацию программы получения степени. Выпускники также могут пройти курсы повышения квалификации и переподготовки.

Особенности образования в разных странах

На всем постсоветском пространстве уровни образования схожи и следуют почти в точности той же схеме, что и советское развитие в этой области. Однако в других частях мира эти системы могут незначительно или довольно существенно отличаться как по возрасту учащихся, так и по доступности. Во всем мире принято подразделять системы образования:

  1. Западную, к которой относятся США, Великобритания, Канада, Германия, Франция, Финляндия и другие. Особенностями всех ступеней профессионального образования в этих странах является нацеленность на инклюзивность, развитие самостоятельности и индивидуальности личности.
  2. Восточной, в которую входят Китай, Япония, Израиль, Сингапур, Южная Корея и некоторые другие страны. Здесь важна максимальная загрузка учеников образовательными программами и конкуренция среди школьников и студентов.

Ступени образования в США

Одной из особенностей американской системы образования является отсутствие единых государственных стандартов. Каждый штат волен сам определять уровень школьного и внешкольного образования. Однако можно выявить общие закономерности:

  1. Начальными ступенями образования считаются учреждения дошкольного типа. К ним относятся ясли, детские сады и дошкольные центры, которые могут быть частными и государственными. Такие заведения посещают дети в возрасте 3-5-ти лет.
  2. В начальную школу поступают дети в возрасте 6-ти лет (в так называемый нулевой класс), в которой они обучаются до 8-го класса и своего тринадцатилетия.
  3. В средней школе учатся подростки 14-17 лет. После усвоения программы 12-го класса они получают диплом об окончании средней школы.
  4. К высшей школе относятся колледжи с двухлетним обучением и колледжи и университеты с четырехмесячным сроком обучения и получением степени бакалавра.
  5. Если студент желает, то он может два года учиться в магистратуре для получения степени магистра.
  6. Многие магистры идут дальше и получают докторскую степень после 3-6-ти лет дополнительного обучения.

Ступени образования в Германии

Немецкая система образования имеет свои особенности:

ступени образования в Германии

  1. Детские сады выполняют функцию организации досуга малышей и являются только частными.
  2. Начальные ступени образования составляет государственная или частная школа, в которой дети с шестилетнего возраста в зависимости от региона учатся от 4-х до 6-ти лет.
  3. Средние школы законодательно поделены на 3 уровня в зависимости от перспектив учеников: основная школа, реальная школа и гимназия.
  4. Выпускники гимназии получают аттестат зрелости и могут поступить в университет. Высшие учебные заведения отличаются лишь направленностью: гуманитарным или техническим профилем.

Ступени образования в Великобритании

Немецкая система имеет свои особенности:

  1. С двух лет малыши начинают учиться в одном из следующих заведений: ясли и детские сады, начальные школы и институты полного цикла (от 2-х до 18-ти лет).
  2. Программы средней школы юные британцы получают в частных и государственных школах, а также школах-пансионах. Их особенностью является нацеленность на поступление в конкретный ВУЗ и круглогодичное проживание учеников.
  3. «Вышку» школьник с аттестатом может получить в государственных и приватных университетах, профессиональных колледжах.
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий